Френсис Робичек
РИТУАЛЬНОЕ КУРЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ*
Табак играл важную роль в социальной жизни Мезоамерики. Обычай курения у древних майя, вероятно, происходит из церемоний курения смолы копалового дерева, которые практиковали врачеватели и жрецы. В отличие от индейцев Северной Америки, которые курили трубки, майя использовали только сигары и сигареты.
Аборигены Нового Света всегда считали, что растения, изменяющие психическое состояние человека, наделены сверхъестественной силой. Такие растения, включая табак, играли важную роль в церемониях и фольклоре индейцев. Табак идеально подходил для религиозных ритуалов: «Он обладает ароматом, а значит, мог использоваться в качестве благовония; он красиво цветет; наконец, он сгорает в очищенном огне; он исчезает в великой пустоте, там, где живут боги и души умерших, которым приятен запах табачного дыма» (с. 40).
Вероятно, первоначально использование табака было исключительно эзотерическим - делом шаманов, жрецов и знахарей. И лишь потом это растение стало применяться не только в церемониях, но и в повседневной жизни - благодаря миграциям и межплеменному обмену обычаями, а также из-за влияния европейцев. По свидетельству историка-иезуита Франсиско Хавьера
* Робичек Ф. Ритуальное курение в Центральной Америке // Smoke: Всемирная история курения / Под ред. Сандера Л. Джилмена и Чжоу Сюнь; Пер. с англ. А. Валиахметовой, А. Летучего, И. Машковой. - М.: НЛО, 2012. - С. 38-47.
Френсис Робичек
Клавихеро, обычай курить табак после ужина был хорошо известен ацтекской знати еще в доколумбовские времена.
Табак играл важную роль в ритуалах ацтеков, которые рассматривали его как воплощение богини Сиуакоатль. Они верили, что тело богини состоит из табака; табак использовался в обрядах, посвященных ее сыну - богу войны Уитцилопочтли. Табак, а также его плоды и кисеты для него описывались как символы божественной природы и у некоторых других народов Мезоамерики. Ацтеки также использовали табак для защиты от колдовства, от диких зверей и для любовных заклинаний.
Ранние записи, в которых рассказывается о поведении курильщиков Мезоамерики, сходном с поведением пьяных, весьма загадочны. Как растение «табак курительный», которое сегодня курят миллионы людей, могло «опьянять» индейцев, заставить их «по-дурацки себя вести», «потерять голову», «падать на землю замертво» или «вызывать духов»? Это можно объяснить несколькими способами.
1. Возможно, майя курили табак более крепкий, чем нынешний. Если «табак курительный» редко содержит более 2-3% никотина, то листья «священного табака» майя - целых 10%.
2. Табак мог употребляться в большем количестве, чем ныне. В старых записях отмечается, что индейцы курили сигары длиной от 34 до 75 см.
3. Майя усиливали эффект от курения табака нефармакологическими средствами. Шаманы использовали (а кое-где используют и сейчас) песни, танцы и разного рода музыку, чтобы вызвать или усилить состояние транса. Еще более важно, что майя часто голодали и истязали себя - в качестве поста и наказания.
4. Наконец, майя могли употреблять с табаком или вместо него другие растения, имеющие психотропные свойства (с. 44).
Древние майя были страстными курильщиками, и то же самое можно сказать об их богах. На керамической посуде и каменных памятниках археологи часто находят изображения персонажей благородного вида, которые курят или держат сигары. Вопрос о том, являются ли некоторые, большинство или даже все эти персонажи богами, до сих пор не решен. Фигуры, изображенные в древних рукописях, - явно божества, однако на многих изображениях на керамике мы видим курильщиков с человеческими чертами - возможно, это правители и их окружение. 198
_Ритуальное курение в Центральной Америке
Курение, которым явно занимались люди высокого положения, было, вероятно, важной деятельностью, а не просто доставляло удовольствие. «Гипотезу о том, что майя курили также для удовольствия, нельзя ни доказать, ни опровергнуть» (с. 47).
К. В. Душенко