УДК 811.133.1
Чередниченко Ольга Николаевна
учитель французского языка высшей категории
БОО г. Омска «Гимназия № 150», Омск, Россия г. Омск, ул. Путилова, 12 а, тел. +7 (3812) 75-03-22 е-mail: cherolga25@bk. ru
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ: МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ
Olga N. Cherednichenko
French Teacher of the Highest Category
Budget Educational Organization of the City of Omsk «Grammar school № 150»
12 a, st. Putilova, Omsk, Russia е-mail: cherolga25@bk. ru
FRENCH LANGUAGE AS A SECOND FOREIGN: TEACHING
METHODOLOGY
Аннотация. Представлены методические материалы, позволяющие организовать обучение по дополнительной образовательной программе обучения французскому языку с 4-го класса в раках внеурочной деятельности. Охарактеризовано содержание, формы организации обучения и формы контроля и подведения итогов освоения программы. Большое внимание уделено характеристике результатов освоения программы, принципов и условий ее реализации. В приложения вынесены учебно-тематический план и сценарий конкурсной программы.
Ключевые слова: методика преподавания французского языка, второй иностранный язык, дополнительная образовательная программа, единство личностных, метапредметных результатов.
Abstract. The article presents methodological materials that allow organizing training in an additional educational program of teaching French from grade 4 in extracurricular activities. The content, forms of training organization and forms of control and summing up of the program mastering are characterized. Much attention is paid to the characteristics of the results of the program, the principles and conditions for its implementation. The annex contains a curriculum and thematic scenario of the competitive program.
Key words: methods of teaching French, a second foreign language, additional educational program, the unity of personal, metasubject results.
© Чередниченко О.Н., 2018
Введение в программу основной школы второго иностранного языка ставить перед учителями задачу осмыслить роль данного предмета в развитии каждого ребенка и определить наиболее результативные методические приемы, адекватные роли и месту учебной дисциплины в образовательной программе школы.
В школе в качестве второго иностранного языка учащимся предлагаются немецкий, французский и китайский языки.
Как известно, вторым иностранным языком овладеть легче, чем первым. Обучение предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного (английского) языка.
Дополнительная образовательная программа обучения французскому языку с 4-го класса в Бюджетной образовательной организации г. Омска «Гимназия № 150» «Я люблю Францию» начала внедряться с 2016 г., она направлена на дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению на втором (французском) иностранном языке.
Данная программа по французскому языку помогает ребятам определиться с выбором второго языка и снять определенные трудности при его изучении. Объем курса второго иностранного языка компенсируется значительным лингвистическим опытом учащихся 4-го класса, приобретенным ими при изучении родного и первого иностранного (английского) языков.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год с нагрузкой 1 час в неделю и составлена на основе современных рекомендаций по организации внеурочной деятельности [3] и преподавания французского языка для начинающих [1; 2].
Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся, с учетом возможностей учащихся усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с опытом изучения первого иностранного языка.
Содержание обучения второму иностранному языку составляют:
- языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в различных сферах общения;
- тематика, проблемы и ситуации в различных сферах общения;
- речевые умения, характеризующие уровень практического владения иностранным языком;
- знания о национально-культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка;
- общеучебные и компенсаторные умения (прил. 1).
Содержание программы ориентировано на постоянное взаимодействие и тесное сотрудничество с семьями обучающихся и социальными партнерами школы: Институтом Франции в России (г. Москва), Французским культурным детским центром г. Омска при Первой детской библиотеке, кафедрой французского языка ОмГПУ.
Формы организации занятий и видов деятельности подобраны таким образом, чтобы стимулировать познавательный интерес и способствовать развитию личности подростка: это исследования, культурно-образовательные события, коллективные творческие дела, проекты. В приложения вынесен сценарий конкурсной программы на французском языке, иллюстрирующий данные идеи (прил. 2).
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности достаточно традиционны: фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы, устные выступления по заданным темам, тестовые задания, итоговый проект, презентация группового проекта.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных результатов [4].
Мы уделили большое вниманию осмыслению результатов освоения четвероклассниками дополнительной образовательной программы обучения французскому языку, что может интересно и полезно коллегам.
В сфере личностных универсальных учебных действий формируются внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, знание моральных норм, самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты - это комплекс познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Виды регулятивных УУД:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
Виды познавательных УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составная целого из частей;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Анализ опыта реализации Программы показал, что для успешного решения задач курса необходим учет следующих принципиальных положений:
- учет знаний учащихся, как в родном языке, так и в первом иностранном при отборе языкового материала;
- рациональное использование открытых сопоставлений с несовпадающими элементами ранее усвоенных языков и межъязыковых опор при наличии аналогии с целью обеспечения положительного переноса и преодоления интерференции;
- высокая степень самостоятельности и творчества обучающихся;
- интенсификация учебного процесса с применением технических средств обучения;
- внедрение элементов самоконтроля в работу обучающихся, индивидуализация обучения;
- опора на умения и навыки работы над языком, приобретенные обучающимися при изучении первого языка
При овладении различными видами речевой деятельности на французском языке, изучаемом в качестве второго, учащимся должны быть обеспечены условия регулярной практики в говорении:
- отработка и развитие навыков произношения и интонации;
- описание повседневных событий;
- выражение личного мнения, чувств;
- поиск и сообщение определенной информации;
- ролевая игра; стратегия диалога (начало, поддержание);
выбор языковых средств по условиям диалогического контекста; выражение согласия или несогласия. В письме практика применения языка обеспечивается через: написание фраз, предложений, коротких текстов; передача информации, неизвестной адресату; описание повседневных событий;
- выражение собственных мыслей и чувств; обоснование своего мнения;
- составление вопросов и ответов (в письменной форме);
- использование услышанного или прочитанного для создания собственных текстов.
В аудировании большую роль играет:
внимательное прослушивание материалов; выполнение четких указаний и инструкций;
прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации.
В чтении необходимо: следование четким указаниям и инструкциям; просмотр текстов для нахождения определенной информации; чтение для удовлетворения собственных интересов и потребностей. В целях развития общелингвистических умений и навыков учащиеся должны иметь возможность, изучая и применяя иностранный язык:
- учить (и рассказывать) наизусть небольшие тексты (стихи, песни, загадки, скороговорки и т.д.);
- изучать правила соотношения звучащей и письменной речи;
- осознавать язык как систему;
- использовать лингвистические знания для раскрытия значения текстов и развития собственных иноязычных умений;
- приобретать навыки межъязыковой интерпретации.
Для развития социокультурного сознания учащихся им должна быть предоставлена возможность:
- работать с аутентичными материалами из стран изучаемого языка;
- изучать и обсуждать сходства и различия между культурами России и стран изучаемого языка;
- изучать традиции и учиться применять правила речевого и социального этикета стран изучаемого языка.
Сохраняющийся интерес учащихся к освоению программы, удовлетворенность родителей, стабильно высокие результаты в конкурсах свидетельствуют о технологичности работы по данной программе и возможности ее применения в образовательных организациях как общего, так и дополнительного образования.
Список литературы
1. Береговская Э.М. Французский для самых маленьких. Книга для дошкольника. Le français pour les tout petits. Livre de l'enfant. - М.: Просвещение, 1992. - 271 с.
2. Береговская Э.М. Французский язык для малышей. - М.: Просвещение, 2010. - 275 с.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. -223 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. - М., 2011.
Приложение 1
Тематический план курса «Я люблю Францию», 4-й класс
№ п/п Тема занятия Кол- во часов Дата Характеристика деятельности обучающихся, формы работы Тип занятия
план факт
1 Раздел 1 «Давайте познакомимся» Приветствие, знакомство. Гласные буквы французского алфавита 8 1 04.09 07.09 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Знакомство с особенностями гласных букв французского алфавита Ролевая игра
2 Дифтонги. Игра «Повторюшки» 1 11.09 14.09 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о звуках французского алфавита Ролевая игра
3 Звонкие и глухие согласные. Игра «Пчелы» 1 18.09 21.09 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о звуках французского алфавита Ролевая игра
4 Носовые звуки французского алфавита 1 25.09 28.09 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о звуках французского алфавита Ролевая игра
№ п/п Тема занятия Кол- во часов Дата Характеристика деятельности обучающихся, формы работы Тип занятия
план факт
5 Имена французских мальчиков и девочек. Диалог «Мой друг» 1 02.10 05.10 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Формирование культуры речевого общения Ролевая игра
6 Типичная французская семья. Песня «Французский алфавит» 1 09.10 12.10 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Формирование культуры речевого общения Творческая игра
7 Обобщающее повторение. Игры с алфавитом 1 16.10 19.10 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Формирование культуры речевого общения Творческая игра
8 Итоговое занятие «Праздник алфавита» 1 23.10 26.10 Групповая форма работы. Развитие стремления учащихся демонстрировать свои способности, умения, достижения, успехи Творческая игра
Раздел 2 «Времена года во Франции. Праздники» 8
1 Дары осени. Фрукты, овощи. 1 30.10 02.11 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Знакомство с особенностями природы Франции Творческая игра
2 Школы Франции. Школьные принадлежности 1 13.11 16.11 Индивидуальная, фронтальная формы Формирование работы. культуры речевого общения Круглый стол
3 Дикие и домашние животные 1 20.11 23.11 Индивидуальная, фронтальная формы Формирование работы. культуры речевого общения Урок- творческая игра
4 Семейные праздники. Традиции празднования дня рождения во Франции 1 27.11 30.11 Индивидуальная, фронтальная формы Формирование работы. культуры речевого общения Урок- творческая игра
5 Рождественские традиции и обычаи во Франции 1 04.12 07.12 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о стране изучаемого языка Урок- путешествие
6 Письмо Papa Noel. Новогодняя открытка 1 11.12 14.12 Групповая форма работы. Развитие стремления учащихся демонстрировать свои способности, умения, достижения, успехи. Орфографиче ская игра
№ п/п Тема занятия Кол- во часов Дата Характеристика деятельности обучающихся, формы работы Тип занятия
план факт
7 Обобщающее повторение по теме «Праздники» 1 18.12 21.12 Групповая, индивидуальная, парная формы работы. Развитие творческих способностей учащихся, умения применять свои ЗУН на практике Урок- творческая игра
8 Итоговое занятие «Новогодний КВН» 1 25.12 28.12 Групповая, индивидуальная, парная формы работы. Развитие творческих способностей учащихся, умения применять свои ЗУН на практике Творческий отчет
Раздел 3 «Французская литература» 9
1 Французские писатели детям. Стихи Мориса Карема 1 15.01 18.01 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Знакомство с творчеством французских писателей Урок- творческая игра
2 Морис Метерлинг «Синяя птица» 1 22.01 25.01 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Знакомство с творчеством французских писателей Урок- творческая игра
3 Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» 1 29.01 01.02 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Знакомство с творчеством французских писателей Урок- творческая игра
4 Сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», «Золушка» 1 02.02 08.02 Индивидуальная, фронтальная формы работы. Знакомство с творчеством французских писателей Урок- творческая игра
5 КВН «Сказочные герои на карнавалах Франции» 1 12.02 15.02 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о стране изучаемого языка Урок- творческая игра
6 Устный журнал «Проводы зимы во Франции и России» 1 19.02 22.02 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о стране изучаемого языка Урок- путешествие
7 Урок- путешествие «Русские народные сказки на французском языке» 1 26.02 01.03 Фронтальная, групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о стране изучаемого языка Урок- путешествие
№ п/п Кол- Дата Характеристика
Тема занятия во часов план факт деятельности обучающихся, формы работы Тип занятия
8 Подготовка к 1 05.03 Индивидуальная, Урок-
проекту «В 15.03 фронтальная формы работы. творческая
гостях у сказки» Активизация учащихся к самостоятельной творческой деятельности игра
9 Проект «В гостях у сказки» 1 12.03 22.03 Групповая форма работы. Обсуждение, обмен мнениями, выдвижение первичных идей, распределение ролей. Сбор информации Круглый стол
Раздел 4 9
«Письмо в
лето»
1 Поход в зоопарк. 1 19.03 Индивидуальная, парная, Урок-
В магазине игрушек 23.03 групповая формы работы. Приобретение дополнительной информации о животных Франции экскурсия
2 Игра «Поле 1 02.04 Фронтальная, групповая Урок-
чудес» по теме 05.04 формы работы. творческая
«Путешествие Приобретение игра
по регионам дополнительной
Франции» информации о стране изучаемого языка
3 Урок- 09.04 Фронтальная, групповая Урок-
путешествие «Прогулка по 1 12.04 формы работы. Приобретение творческая игра
Парижу» дополнительной информации о стране изучаемого языка
4 Игра «Что? Где? 16.04 Фронтальная, групповая Урок-
Когда?» по теме 1 19.04 формы работы. творческая
«Прогулка по Приобретение игра
родному городу» дополнительной информации о родом городе на французском языке
5 Мои планы на лето 1 23.04 26.04 Групповая форма работы. Активизация учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Круглый стол
6 Летние 1 30.04 Фронтальная, групповая Урок-
каникулы и 03.05 формы работы. граммати-
развлечения. Приобретение ческая игра
Глаголы дополнительной
движения информации о стране изучаемого языка
№ п/п Кол- Дата Характеристика
Тема занятия во часов план факт деятельности обучающихся, формы работы Тип занятия
7 Обобщающее 1 07.05 Групповая форма работы. Урок
повторение по 10.05 Обсуждение, обмен комплексного
теме «Письмо в мнениями, выдвижение применения
лето» первичных идеи, распределение ролей. Сбор информации ЗУН
8 Концерт «Прогулка по городу» 1 14.05 17.05 Групповая форма работы. Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных ЗУН Творческий отчет за год
9 Обобщающее 1 21.05 Групповая форма работы. Урок
повторение по 24.05 Представление полученных комплексного
теме «Письмо в лето» результатов, демонстрация приобретенных ЗУН применения ЗУН
10 Итоговое 1 28.05 Групповая форма работы. Урок
занятие - Представление полученных комплексного
«Один год с французским» результатов, демонстрация приобретенных ЗУН применения ЗУН
ИТОГО: 35
Приложение 2
Сценарий КВН для младших школьников «Сказочные герои на карнавалах Франции»
Цели:
1. Повышение мотивации изучения французского языка.
2. Расширение знаний по предмету.
3. Выявление знатоков по французскому языку.
Ход мероприятия
I. Представление команд. Разминка
1) Кто лучше знает франкоговорящие страны? (за каждый правильный ответ - 1 балл) (Франция, Бельгия, Швейцария, Канада и т.д.).
2) Какие города Франции вы знаете? Где проходят карнавалы во Франции?
- Музыкальный фестиваль (Нант, январь),
- Фестиваль уличного искусства (Париж, февраль),
- Международный кинофестиваль (Ницца, май)
- Праздник весны (Ницца, апрель),
- Фестиваль фейерверков (Ницца, май),
- Фестиваль кукольных театров (Шарлевиль, сентябрь),
- Рождественские ярмарки (Париж, Бордо, Страсбург, Руан, Лиль) (за каждый правильный ответ - 1 балл).
II. Конкурс капитанов
1) Диалог-приветствие (капитаны должны поприветствовать друг друга, представиться, спросить имя собеседника, расспросить о составе семьи, узнать, как дела) (5 баллов).
2) Каких французских писателей вы знаете?
Шарль Перро, Антуан де Сент-Экзюпери, Морис Метерлинг, Морис Карем (за каждый правильный ответ - 1 балл).
3) Выразительное чтение стихотворения Мориса Карема наизусть. «Кот и солнце»
Le chat ouvrit les yeux,
Le soleil y entra.
Le chat ferma les yeux,
Le soleil y resta.
Voilà pourquoi, le soir
Quand le chat se réveille,
J'aperçois dans le noir
Deux morceaux de soleil.
Maurice Carême (1899-1978) (5 баллов).
III. Конкурс рекламы
Члены команд рекламируют с помощью пантомимы какую-либо сказку французского писателя. Другая команда должна отгадать ее и представить свою (1 балл).
IV. Конкурс на лучшее чтение
Члены команд получают карточки с текстом французского писателя, который они должны прочитать после небольшой подготовки , угадать автора и назвать персонажей (5 баллов). Задание 1.
Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.
У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.
У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая - вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая.
И вот новая хозяйка вошла в дом. Тут-то и показала она свой нрав. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже. («Золушка». Ш. Перро)
Задание 2.
Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, — и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:
— Пожалуйста... нарисуй мне барашка!
— А?..
— Нарисуй мне барашка. («Маленький принц». А. де Сент-Экзюпери)
Задание 3.
Дровосек был беден, но в доме у него было очень опрятно и уютно, особенно сегодня, накануне Рождества. В очаге еще теплился огонь, на столе горела лампа. Дети дровосека Тильтиль и Митиль крепко спали в своих кроватях, а по разным сторонам большого шкафа лежали, свернувшись клубком, Пес и Кот. Жена дровосека зашла посмотреть, как спят дети. Она поправила одеяльца, закрыла оконные ставни, потушила лампу и вышла, осторожно прикрыв за собой дверь.
В темной комнате стояла тишина, только стенные часы отстукивали тик-так, да трещал сверчок за очагом.
Сквозь щели ставен начал пробиваться свет. Он становился все ярче, ярче. А на столе вдруг сама собой зажглась лампа! («Синяя птица». М. Метерлинк»)
V. Конкурс загадок
1) Qui peut sauter Sans jambes, sans pieds? (Le ballon)
2) Qu'est-ce qui court autour Du jardin sans bouger? (La clôture)
3) De face, regardez-moi, je suis une personne. Au dos, retournez-moi, il n'y a plus personne. (Le miroir)
4) Il a quatre pieds mais ne marche pas Il a une tête et n'a pas de voix. (Le lit)
5) Un dos et quatre pieds — mais je ne peux marcher. (La chaise)
6) Qu'est-ce qui a: 6 jambes, 2 têtes, 4 oreilles, 2 mains, Mais se tient Sur 4 pattes? (Le cheval et sa cavalière)
7) Chaque jour, je voyage en France, Mais je connais le monde entier. Dès l'origine, j'ai régné. Je continue ma transhumance. À travers jardins et cités, Sans jamais me précipiter, Je passe partout en silence. Je donne couleur et santé. On voudrait pouvoir m'arrêter, Car tout est sombre en mon absence. (Le soleil)
8) Le printemps repeint la salle des fêtes, La campagne a mis sa verte moquette. (L'herbe)
9) Dites-moi qui est-ce qui Peut voyager jour et nuit Sans jamais quitter son lit? (La rivière)
10) Un blanc tapis,
Avec ses fronces et ses plis Que l'hiver
A tiré pour cacher la terre. (La neige) За каждый правильный ответ 1 балл.
VI. Телеграмма от Кота в сапогах
Учитель называет буквы, а учащиеся должны составить из них слова, записать и прочитать.
Например: une pomme, un lit, un chat, un chapeau, une vache.
VII. Конкурс художников
Учитель называет какие-либо предметы, а участники команд должны нарисовать их. Например: une gomme, un stylo, un tapis, une table, une maison, une tasse.
VIII. Подведение итогов. Награждение победителей