Научная статья на тему 'Французский опыт управления развитием туризма'

Французский опыт управления развитием туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
5665
896
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ / ФРАНЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / TOURISM / DEVELOPMENT / FRANCE / STATE / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хваджа Айхам Насер

В данной работе представлены социально-экономический анализ и краткий обзор развития туризма, государственного опыта и мероприятий, направленных на регулирование и развитие туризма во Франции, а также доказывается, что успех развития туризма во многом зависит от здоровой экономики, политики государства и уровня заинтересованности в дальнейшем его усовершенствовании. Автором рассматриваются следующие ключевые факторы развития туризма во Франции: экономическая и политическая стабильность страны; организационная структура управления развитием туризма Франции и ведущая роль национальной туристической организации (Atout France); значительные государственные расходы в поддержку туризма; развитый сектор культуры; развитый внутренний, межрегиональный и социальный туризм; высокий уровень социальной защиты граждан; развитие туризма во всех регионах Франции способствует формированию разновидностей национальных турпродуктов; применение кластерного подхода как инструмента развития туризма и экономики в целом; гибкая система образования и подготовка кадров. Таким образом, Франция зарекомендовала себя как лучшая туристская дестинация и считается основной туристической державой на международной арене, несмотря на произошедшие террористические акты. Данный опыт особенно актуален для России, имеющей ключевые ресурсы, а превращение нашего государства в одну из ведущих туристических стран является объективным и необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH EXPERIENCE OF TOURISM DEVELOPMENT MANAGEMENT

This work presents a social and economic analysis and a short review of tourism development in France. This article considers state experience of measures which are directed on tourism regulation and development in France. The author of this article demonstrates that tourism depends from health economic, politic and the interest of government in this further development. The author of article considers the main factors of tourism developments in France, such as: Economical and political stability of the country; Organizational structure of tourism management in France and the leading roll of national tourism organization (Atout France); Government’s expenses for tourism support; Developed sector of culture; Developed internal, interregional and social tourism; The high level of social support of citizens; Tourism development in all regions in France promotes forming of different kinds of national tourism products; Using cluster approach as a tool for tourism and economic development in whole; Flexible system of education and staff training. So France recommended itself as the best tourist destination and this country is touristic powerful player at international stage, despite the terrorist acts. This experience is important for Russia. The Russian Federation has rich resources and its transformation in leader in world tourism is necessary and objective.

Текст научной работы на тему «Французский опыт управления развитием туризма»

УДК 338.48. DOI: 10.12737/20190

ФРАНЦУЗСКИЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА

Хваджа Айхам Насер, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и сервиса, [email protected]

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир, Российская Федерация

В данной работе представлены социально-экономический анализ и краткий обзор развития туризма, государственного опыта и мероприятий, направленных на регулирование и развитие туризма во Франции, а также доказывается, что успех развития туризма во многом зависит от здоровой экономики, политики государства и уровня заинтересованности в дальнейшем его усовершенствовании.

Автором рассматриваются следующие ключевые факторы развития туризма во Франции:

-экономическая и политическая стабильность страны;

-организационная структура управления развитием туризма Франции и ведущая роль национальной туристической организации (Atout France);

-значительные государственные расходы в поддержку туризма;

-развитый сектор культуры;

-развитый внутренний, межрегиональный и социальный туризм;

-высокий уровень социальной защиты граждан;

-развитие туризма во всех регионах Франции способствует формированию разновидностей национальных турпродуктов;

-применение кластерного подхода как инструмента развития туризма и экономики в целом;

-гибкая система образования и подготовка кадров.

Таким образом, Франция зарекомендовала себя как лучшая туристская дестинация и считается основной туристической державой на международной арене, несмотря на произошедшие террористические акты.

Данный опыт особенно актуален для России, имеющей ключевые ресурсы, а превращение нашего государства в одну из ведущих туристических стран является объективным и необходимым.

Ключевые слова: туризм, развитие, Франция, государство, регион

Введение

В современном мире происходит жёсткая конкуренция между странами на туристском рынке вследствие возрастающего значения и роли туризма в обеспечении социально-экономического развития региона. Для отдельных государств (Турция, Египет, Таиланд и др.) туризм считается основным сектором экономики, для других (Франция, США, Германия и т.д.) - принципиально поддерживающим сектором

экономики, а для большинства других стран - важнейшим сектором перспективного её развития.

Данные и методы

Для французской экономики туризм как её составная часть, наиболее чувствительная к условиям быстро изменяющейся окружающей среды, воспринимается как существенный элемент и катализатор развития, но в то же время не как главный нерв экономической жизни страны.

В таблице 153,54,55,56,57,58,59 показано что, благодаря крепкой стабильной экономике, государственной политике непрерывного развития туризма, своим культурным и природным ресурсам сегодня Франция является одной из самых посещаемых с целью туризма стран мира.

Таблица 1 - Экономические показатели и мировой рейтинг развития Франции

Экономические показатели

год число принятых туристов, млн. доход от туризма, млрд. $ затраты отечественных туристов, млрд. $ доля туризма в ВВП, % ВВП (ППС) на душу населения, $ сфера услуг в ВВП, %. число прямых рабочих мест в туризме, млн. число объектов из списка ЮНЕСКО Инфляция, %

2013 83,6 56,098 42,9 7,4% 39813 78,7 % 1,2 39 0,9

2014 83,8 55,4 47,8 7,3% 40538 78,9% 1,25 41 0,5

53 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: www.fr.unesco.org (дата обращения: 11.09.2015)

54 Всемирный банк, услуги и т.д. добавленная стоимость (% от ВВП). URL: http://donnees.banquemondiale.org/indicateur/nv.srv.tetc.zs (дата обращения: 14.09.2015)

55 Список стран по ВВП по паритету покупательной способности на душу населения. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List of countries by GDP (PPP) per capita#cite note-3 (дата обращения: 14.09.2015)

56 Путешествия и туризм. Отчет о конкурентоспособности 2013, Всемирный экономический форум, ISBN-13: 978-92-95044-40-1. URL:

http://www3.weforum.org/docs/WEF TT Competitiveness Report 2013.pdf (дата обращения: 16.09.2015)

57 Глобальный индекс инноваций 2014: Человеческий фактор в области инноваций, ISSN 2263-3693. URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2014 (дата обращения: 18.09.2015)

58 Дипломатия Франции, роль туризма в экономике Франции. URL:

http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/tourisme/la-place-du-tourisme-dans-l/ http://www.entreprises.gouv.fr/files/files/directions services/etudes-et-statistiques/4p-DGE/2015-07-4p-47-Tourisme.pdf (дата обращения: 21.09. 2015)

59 Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции 2014. URL: http://www.transparency.org/cpi2014/results (дата обращения: 21.09.2015)

Продолжение табл. 1

Мировой рейтинг по

год числу принятых туристов инфраструктуре земельного транспорта качеству дорог инфраструктуре воздушного транспорта инфраструктуре туризма человеческим ресурсам конкурентоспособности туризма глобальному инновационному индексу приоритетности туризма безопасности уровню восприятия коррупции

2013 1 5/140 1/148 8/140 17/140 35/140 7/140 20/142 35/140 33/140 22/177

2015 1 7/141 4/144 10/141 9/141 31/141 2/141 23/141 31/141 62/141 26/175

Туризм во Франции характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и супраструктурой, и это развитие продолжается количественно и качественно.

Как показано на рисунке, французская система государственного регулирования туризма имеет сложную организационную структуру и обеспечивает его развитие на разных уровнях: государственном, региональном и местном.

Государство | Операторы и органы консультаций | Местные органы

Рисунок - Организационная структура управления развитием туризма Франции

Отличительной особенностью системы управления туризмом во Франции является то, что государственные, общественные и частные, коммерческие организации туризма объединяет группа экономического интереса (Groupement d'intérêt économique-GIE), которая имеет гибкую систему управления в отношении государственного регулирования и выполняет миссию общего интереса в турбизнесе.

GIE управляется советом директоров, в который входят семь представителей государства, двенадцать квалифицированных лиц, восемь представителей профессиональных туристических организаций и четыре сторонника.

Миссии GIE:

-стимулировать и развивать бренд Рандеву во Франции на международном уровне;

-адаптировать французское предложение с туристским спросом на национальном и международном уровне;

-сопровождать французских партнеров, частных и государственных, в целях повышения их экономической конкурентоспособности.

Среди организаций, которые вносят существенный вклад в развитие национального туризма, особое место занимает Atout France - Агентство по туристическому развитию Франции. Оно является единым оператором государства в сфере туризма. Это агентство создано в 2009 году в результате слияния двух компаний:

-ODIT France, инженерного туристического агентства (группа общественного интереса) занимается проведением различных исследований в области туристической деятельности, проводит мониторинг туристского рынка, предоставляет консалтинговые услуги и осуществляет экспертизу различных туристических проектов.

-Maison de la France, (группа экономического интереса) агентства по продвижению Франции за рубежом, руководствуется принципами государственно-частного партнерства.

Миссия Atout France:

-туристическое продвижение Франции;

-внедрение политики повышения конкурентоспособности и качества компании в туристском секторе;

-реализация технических туристических работ.

Atout France стало важным звеном коммерческого общения за границей с крупными гостиничными группами, особенно с группой Accor, несёт ответственность

за переклассификацию средств размещения туристов, за ведение реестра туроператоров и легковых автомобилей с водителями во Франции.

Оператор Atout France входит в группу экономического интереса (GIE), имеет 32 офиса в 27 странах мира. Эти отделения включают в себя предоставление коммерческого продвижения «Дестинация Франции» во всех его формах. Обширная область вмешательства на 70-ти рынках мира посредством совместных действий со службами Посольства Франции позволяет предлагать широкий спектр мероприятий, маркетинга и международных связей и ориентации широкой общественности, специалистов и прессы на развитие туризма во Франции.

В 2013 году бюджет Atout France составил 73,9 млн. евро (31,8 млн. государственное финансирование и партнерский сбор). 55,8% от общего объёма бюджета агентства потрачены на коммуникационные компании в целях продвижения Франции за рубежом60.

Государственные расходы на туризм составили 1,9 млрд. евро, объём государственного финансирования действий развития туризма - 79,7 млн. евро61, а общий объём инвестиций в туризм - 12,492 млрд. евро62. В туризме работало 237500 предприятий, было занято 2 млн. человек, а число прямых рабочих мест составляло 1,2 млн. человек. Гостиничный и ресторанный сектор занимал четвертое место в общей занятости Франции63. Динамика показателей сектора индустрии туризма представлена в таблице 264.

Таблица 2 - Динамика показателей сектора индустрии туризма Франции

Год Показатель Количество предприятий туриндустрии Количество занятых, тыс. чел. Торговый оборот за вычетом НДС (млрд.) Добавленная стоимость за вычетом налогов (млрд.)

2013 Удельный вес в экономике 7,3 % 7,7 % 4,1 % 5,6 %

60 Доклад Экономического и общего бюджета, управление по финансовому регулированию 2014 (n°1395). URL: http://www.assembleenationale.fr/14/budget/plf2014/b1428-tIII-a20.asp (дата обращения: 28.09.2015)

61 Официальный сайт туристической информации. URL: http://www.veilleinfotourisme.fr/tourisme-en-france-en-2013-2014-poids-et-impacts-economiques--92345.kisp (дата обращения: 05.10.2015)

62 Агентство Атут Франция. URL: http://atout-france.fr/content/panorama-du-tourisme (дата обращения: 14.10.2015)

63 ЮНВТО, туризм основные моменты, 2015 издание. URL: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284416899 (дата обращения: 22.10.2015)

64 Издания ключевых фигур туризма, 2015, 2013, 2012. URL: http://www.entreprises.gouv.fr/etudes-et-statistiques/chiffres-cles-tourisme (дата обращения: 11.04.2016)

Продолжение табл. 2

в том числе

средства размещения 45263 164,9 23,0 9,9

рестораны 162498 433,3 46,9 20,2

питейные заведения 42232 36,9 6,6 2,9

транспорты 5410 244,4 43,2 17,9

туристические агентства и 8122 34,2 13,7 1,9

туроператоры

2011 Удельный вес в экономике 8,0 % 7,7 % 4,0 % 5,6 %

2010 Удельный вес в экономике 7,9 % 5,5 % 2,5 % 3,5 %

Туризм является важной статьёй дохода французской экономики. В 2013 году объём туристского потребления (иностранцы и французы) составил 157 млрд. евро, 7,4% ВВП (5% от отечественных и 2,4 от иностранцев), а туристский баланс (прибыль от туризма) составил 10,4 млрд. евро65.

Франция заняла третье место в мире по доходам от международного туризма в 2013 году и четвертое место в 2014 (США, Испания, Китай)66.

Базовым фактором развития туризма страны является внутренний туризм. Бурное развитие туризма во Франции началось с развития внутреннего туризма (80% французских туристов путешествуют по родной стране), в результате сформировалась благоприятная инфраструктура для дальнейшего развития международного туризма.

Культура является ключевым фактором развития туризма и стратегическим направлением развития экономики государства Франции. Культурное производство оценили в 129,8 млрд. евро, и суммарный вклад культуры в экономику составил 104,5 млрд. евро (5,8% в ВВП), а прямой - 57,8 млрд. евро (3,2,% в ВВП). В сфере культуры 670 000 прямых рабочих мест (2,5% от занятости страны).

Государственные расходы на культуру составили 13,9 млрд. евро, 5,6 млрд. евро направлены на восстановление объектов культурного наследия, поскольку более 35% зарубежных визитов во Францию связаны с культурным

65 Агентство Атут Франция. URL: http://atout-france.fr/content/panorama-du-tourisme (дата обращения: 14.10.2015)

66 ЮНВТО, туризм основные моменты, 2015 издание. URL: http://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284416899 (дата обращения: 22.10.2015)

67

туризмом .

Законодательная база Франции, а именно в сфере прав граждан, позволила сделать туризм доступным для всех категорий населения.

Во-первых, это высокая средняя зарплата 2410 евро в месяц. Во-вторых, это целенаправленная модель развития социального туризма. Во Франции система функционирования социального туризма построена на организации отпускных чеков, и в 2014 году открылся фонд с капиталом в размере 75 млн. евро для поддержки семей с низким доходом путём обеспечения приемлемых предложений.

В-третьих, это трудовое законодательство, в котором четко указывается, что каждому французу положены 5 недель отпуска в год, а если сотрудник работает не 35 часов в неделю, а все 39, то ему добавляют ещё 2 недели. Это привело к огромному местному туристскому потреблению в объёме 105,9 млрд. евро в 2013 году.

Туризм во Франции, как в любой стране европейского союза, базируется на межрегиональном туризме: 70 % иностранных туристов во Франции являются жителями европейского союза, или 82 % жителями всей Европы. Благодаря интеграционному процессу, отмене визового режима, небольших расстояний между государствами и современной транспортной системе, формируется возможность привлечения дополнительных туристов из других надежных регионов. Похожая ситуация наблюдается в США, куда 55 % туристов прибывают из Канады и Мексики68.

Туристы распределяются по разным городам Франции. По данным исследования ООН, только 16,8% гостей Франции посещают Париж69, что говорит о стремлении государства равномерно развивать туризм во всех регионах страны, используя имеющиеся разновидности ресурсов в разработке новых видов туризма и укреплении традиционных.

Франция - страна постиндустриального этапа развития экономики с высоким уровнем инновационного развития, что является значительным рычагом развития туризма, а именно в области безопасности, маркетинга и обслуживания.

Агентство Atout France стало развивать туризм по принципу цифрового туризма. С этой целью было принято решение о создании цифровых туристических пальм. Они

67 Вклад культуры в экономику Франции (цифры). URL:

http://www.culturecommunication.gouv.fr/Actualites/En-images/Infographie-L-apport-de-la-culture-a-l-economie-en-France-les-chiffres (дата обращения: 24.10.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68 URL: www.bbc.com/news/magazine-23433149 (дата обращения: 12.11.2015)

69 Там же

призваны подчеркнуть цифровые приложения (онлайн и / или в процессе движения) государственным и частным секторам, которые направлены на развитие и продвижение всех французских туристических предложений.

Характерной особенностью рынка туризма Франции является создание стратегических альянсов и диагональная интеграция предприятий, в т. ч. применение кластерного подхода. Его использование позволило внести значительный вклад в развитие туризма. Наиболее известны следующие туристские кластеры: GOazen, Paris du Val d'Europe, Aqui O Thermes, Le cluster Montagne, le cluster du Beaujolais, Le cluster Oenotourisme, Toulouse, Cluster tourisme des Outre-mer, Cluster tourisme Littoral и т.д.

Существенная роль персонала в туризме формируется в процессе профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма во Франции на основе широкого, специализированного и непрерывного обучения на каждом уровне образования по государственному и частному направлению (в специальных школах и лицеях, колледжах и институтах.) с обязательным прохождением стажировки у партнёров - туристических предприятий. Сроки подготовки бакалавров - 3 года. Длительность обучения в магистратуре - от 2 (мастер 1) до 4 семестров (мастер 2). Сертификаты и дипломы можно получить на каждой стадии обучения. Корме того, государственные кадровые агентства регулярно организуют бесплатные курсы подготовки работников для гостиничной и ресторанной сферы. Финансирование учебных центров на 60-80 % осуществляют гостиничные цепи.

Нужно отметить что, в своей стратегии развития туризма до 2030 года Франция планирует увеличение числа иностранных туристов до 100 млн. человек и создание 500 тыс. дополнительных рабочих мест.

Заключение

Таким образом, развитый туризм во Франции является результатом поэтапного социально-экономического прогресса и либеральной политики страны. В условиях экономической и политической стабильности, при государственно-частном партнерстве выстроена строго ориентированная система управления туризмом при ведущей роли национальной туристической организации Atout France, а сочетание ориентированного трудового законодательства со значительной финансовой поддержкой туризма как отрасли и объектов культурного наследия при грамотной непрерывной подготовке и аттестации работников индустрии и инфраструктуры туризма пробудило значительный спрос на туруслуги как внутри страны, так и за рубежом.

FRENCH EXPERIENCE OF TOURISM DEVELOPMENT MANAGEMENT

Khwaja Ayham Nasser, PhD in Economic sciences, Assistant professor,

e-mail: [email protected]

Vladimir State University named after A.G and N.G Stoletovs, Vladimir, Russian Federation.

This work presents a social and economic analysis and a short review of tourism development in France. This article considers state experience of measures which are directed on tourism regulation and development in France.

The author of this article demonstrates that tourism depends from health economic, politic and the interest of government in this further development.

The author of article considers the main factors of tourism developments in France, such as:

-Economical and political stability of the country;

-Organizational structure of tourism management in France and the leading roll of national tourism organization (Atout France);

-Government's expenses for tourism support;

-Developed sector of culture;

-Developed internal, interregional and social tourism;

-The high level of social support of citizens;

-Tourism development in all regions in France promotes forming of different kinds of national tourism products;

-Using cluster approach as a tool for tourism and economic development in whole;

-Flexible system of education and staff training.

-So France recommended itself as the best tourist destination and this country is touristic powerful player at international stage, despite the terrorist acts.

This experience is important for Russia. The Russian Federation has rich resources and its transformation in leader in world tourism is necessary and objective.

Keywords: tourism, development, France, state, region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.