Научная статья на тему 'Французский национализм как основная причина участия Франции в Первой мировой войне'

Французский национализм как основная причина участия Франции в Первой мировой войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3735
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / РЕВАНШИЗМ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / FRENCH NATIONALISM / REVANCHISM / THE FIRST WORLD WAR / FRANCO-PRUSSIAN WAR / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Односталко Максим Александрович

В статье рассматриваются вопросы формирования национального самосознания и национальной идентичности французов как факторов, повлиявших на политику французского государства перед Первой мировой войной. Проанализированы последствия поражения во Франко-прусской войне 1870-1871 гг. Выявлена взаимосвязь политики французского правительства Третьей республики в области образования и культуры с возрастанием чувства национальной гордости и последующим участием Франции в Первой мировой войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French Nationalism as the Main Reason for the France Participation in the First World War

This article discusses the issues of formation of national consciousness and national identity of the French, as factors that influenced the policy of the French government before the First World War. Analyzed the consequences of the defeat in the Franco-Prussian war of 1870-1871, Reveals the relationship of the policy of the French government of the Third Republic in the field of education and culture with a growing sense of national pride and the subsequent participation in the First World War.

Текст научной работы на тему «Французский национализм как основная причина участия Франции в Первой мировой войне»

УДК 327+323.1

M. А. Односталко

ФРАНЦУЗСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА УЧАСТИЯ ФРАНЦИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

В статье рассматриваются вопросы формирования национального самосознания и национальной идентичности французов как факторов, повлиявших на политику французского государства перед Первой мировой войной. Проанализированы последствия поражения во Франко-прусской войне 1870-1871 гг. Выявлена взаимосвязь политики французского правительства Третьей республики в области образования и культуры с возрастанием чувства национальной гордости и последующим участием Франции в Первой мировой войне.

Ключевые слова: французский национализм, реваншизм, Первая мировая война, Франко-прусская война, национальная идентичность.

Трудно понять причины Первой мировой войны и причину участия Франции в ней, если нет ответов на ряд важных вопросов. Стимулировала ли политика руководства Третьей республики расцвет национализма во Франции? Готовилась ли к войне Франция? Если готовилась, то с кем и с какими целями? Почему война стала неизбежной? Есть ли связь между национализмом немецкого и французского народов?

XIX век был периодом относительного спокойствия для народов Европы. В Британии, Франции, Бельгии и Нидерландах люди были воодушевлены краткими и победоносными войнами в колониях. Происходило завершение создания национальных государств.

Формирование французской нации и государства — это продукт истории и в какой-то степени геополитический проект. Аннексии Бретани (1532), Меца, Туля и Вердена (1648), каталонских регионов Руссильон, Конфлюен и Альта-Серданья (1659), Лилля и Турне (1668), Фландрии (1795), Корсики (1768), Савойи и Ниццы (1860), Алжира (1830) служат наглядным примером территориальной экспансии французского государства. В результате согласно исследованиям, проведенным в 1863 г Министерством публичных инструкций, в середине XIX в. во Франции 25 % взрослого населения и 50 % детского не говорило на французском языке (Weber, 1977, p. 198-201).

Во многом поражение страны во Франко-прусской войне 1870-1871 гг., в результате которой Пруссия преобразовала Северогерманский союз в единую Германскую империю, а Франция прошла преобразование из Империи в Третью республику, связывают с провалом системы французского образования (Citron, 2008).

Руководство Третьей республики признало необходимость формирования национального самосознания посредством символов, национальных мифов и чувства национальной идентичности (Weber, 1991, p. 57-66). Как результат, правительство Франции начало проводить политику «превращения» крестьян и иммигрантов в аборигенов во французском плавильном котле» (le creuset

© М. А. Односталко, 2014

français) (Noiriel, 2006, p. 185-188), а флаг, Марианна, Гексагон (карта Франции) стали такими национальными символами, которые воплощают сам образ единой и неделимой Франции и по сей день.

Результатом проводимой политики стало создание учебников и программ обучения по истории, базировавшихся на чувстве высшего предназначения Франции и французского народа, что, в частности, подтверждено исследованием Сьюзанн Цитрон, которая рассмотрела и проанализировала содержание учебников истории от Третьей республики до 1991 г «Миф о Франции вездесущ. Учебники проникнуты мифом о незапамятной и неизменной Франции, уникальной, объединенной и превосходной, которой суждено вывести человечество из темноты и распространять цивилизацию: Франция — это догма и легенда. Святая кровь старых королей была преобразована в мифическую галльскую кровь французов, подтвердив расовую и культурную национальную однородность. Мифическая Галлия и прошлые войны показывали, как укрепить французское Отечество. Студентов учили любить, лелеять Францию и служить ей» (Citron, 2008, p. 151).

Идея о французской эксклюзивной идентичности была главной стратегией, гегемонистским проектом консервативной культурной мысли и практики со времен «дела Дрейфуса» и до конца Второй мировой войны; либералы, левые, хотя и стояли на разных политических позициях, в итоге придерживались этого императива. Идея об «истинной Франции» культивировалась в политической риторике, в произведениях искусства, литературе, академической философии, в исторических работах и на всех уровнях образования (Lebovics, 1992, p. 48). Еще одним последствием поражения Франции во Франко-прусской войне было не переосмысление и исправление своих слабостей, ошибок и просчетов, а идея «реванша над бошами».1

Французы не учли, что во многом война 1870-1871 гг. была для немцев «священной» — они поднялись против старинного врага, который по итогам Тридцатилетней войны добился в Вестфальском договоре 1648 г. юридического закрепления германской раздробленности на массу мелких королевств и княжеств. Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Германский канцлер фон Бюлов, выступая 14 ноября 1906 г. в Рейхстаге, напомнил: «Вестфальский мир создал Францию и разрушил Германию» (Кремлев, http://militera.lib.ru).

В феврале 1871 г. во Франции прошли выборы в Национальное собрание, призванное ратифицировать мирный договор с Германией. Ни оккупация германских войск, ни фактически проигранная война не смогли убедить население Эльзаса и Лотарингии в праве Германии на данные территории. В результате от Эльзаса и Лотарингии были избраны исключительно кандидаты, выступавшие за продолжение войны до победного конца. Ими же была составлена декларация протеста из четырех пунктов, которую зачитал депутат Эмиль Келлер

1 Boche (фр.): 1) бош, немчура (презрительная кличка немцев во Франции); 2) разг. свинья; 3) разг. твердолобый (человек); 4) жарг. тупоголовый.

16 февраля 1872 г с трибуны Национального собрания: «Эльзас и Лотарингия не желают быть отторгнутыми... Единодушно они удостоверяют Германии и всему миру непоколебимое желание Эльзаса и Лотарингии остаться французскими» (Favre, 1875, p. 500). Не принять этот протест во внимание Национальное собрание никак не могло, тем не менее 1 марта 1871 г. большинством голосов ратифицировало текст прелиминарного договора с Германией. Депутаты от Эльзаса и Лотарингии ответили новым протестом: «Мы еще раз объявляем недействительным и несостоявшимся акт, который был нам навязан без нашего согласия» (Archives du ministère des Affaires étrangères, https://stendhal.diplomatie.gouv.fr).

Жителям бывших департаментов Мозель, Верхний Рейн и Нижний Рейн осталось лишь право на оптацию в пользу Франции. По правилам оптации декларации на сохранение французского гражданства должны были подавать все местные уроженцы вне зависимости от того, находились ли они в Эльзасе и Лотарингии на момент аннексии или нет. Французским министерством юстиции было собрано свыше 388 тыс. таких деклараций, и 160 тыс. из них — от эльзасцев и ло-тарингцев, проживавших на аннексированной территории (Бодров, 2014, с. 54). Согласно требованию Берлина эти декларации сохраняли силу только в случае эмиграции из Эльзаса и Лотарингии до 1 октября 1872 г. — момента, с которого за населением провинции автоматически закреплялось германское гражданство. Не менее 128 тыс. чел. (8 % от всех жителей) решилось на этот тяжелый шаг (Wahl, 1974, p. 213-215).

Столь массовая эмиграция не могла не произвести колоссального впечатления на французское общество. Далеко не все желавшие располагали реальной возможностью выехать, и это заставляло французов верить в то, что подавляющее большинство жителей не только франкоязычной Лотарингии, но и германо-язычного Эльзаса, будь на то их воля, предпочли бы остаться французами. Именно это вкупе с заявлениями эльзасских депутатов заменило в сознании французов плебисцит о национальном самоопределении эльзасцев, который не решились провести немцы в 1871 г По словами современника, французского историка Фю-стель де Куланжа, «у Франции есть одна-единственная причина желать сохранить за собой Эльзас, и она заключается в том, что сам Эльзас храбро продемонстрировал свое желание остаться с Францией» (Fustel de Coulanges, 1870, p. 15).

С середины 1890-х гг. господствующие позиции в присоединенных территориях приобрело движение за автономию Эльзаса и Лотарингии, воспринимавшееся большинством местных жителей как барьер против тотальной германизации. Другой формой протеста стало уклонение от военной службы. В Эльзасе и Лотарингии вплоть до конца 1870-х гг. число уклонистов от службы в германской армии составляло порядка 70 %. Хотя к началу1890-х гг. процент уклонистов сократился, но все равно оставался высоким: 36 % призывников по-прежнему предпочитали выехать во Францию. Всего же, согласно германской официальной статистике, с 1871 по 1910 г. Эльзас и Лотарингию покинули свыше 461 тыс. чел. (Baechler, 1988, S. 50).

Еще одной формой отторжения германизации стали подлинная сегрегация и отчуждение местных уроженцев от немецких переселенцев, привлеченных сюда экономическими перспективами. «Местные» и «приезжие» вплоть до

конца столетия не желали сливаться в рамках эльзас-лотарингского общества, и это размежевание особенно ярко наблюдалось в крупных городах региона.

Безусловно, следует избегать абсолютизации фрондерских настроений на отторгнутых от Франции территориях. Французский историк Ф. Рот справедливо предлагает разделять в их отношении такие понятия, как «германизация» и «ассимиляция». Если в первом Германской империи удалось достичь значительных успехов, заставив жителей Эльзаса и Лотарингии в целом примириться с аннексией как со свершившимся фактом, то задача-максимум — полная ассимиляция и вступление в лоно «немецкости» — так и не была достигнута к 1914 г. (Roth, 2007, p. 669). Немцами была осуществлена лишь частичная культурная и экономическая интеграция региона при сохранении политической оппозиционности основной массы населения, что подпитывало «эльзас-лотарингский вопрос», поскольку подобная оппозиционность во Франции воспринималась как верность прежней Родине.

Мысль о вечном и верном Эльзасе, ждущем «освобождения», налагала свои обязательства и на Францию. Катастрофа 1871 г. заставила политическую элиту Третьей республики в массе своей с большой осторожностью относиться к идее скорейшего отвоевания Эльзаса и Лотарингии (Joly, 1999, p. 325-348). Тем не менее французское руководство приложило немало усилий для формирования подлинного культа памяти об утраченных провинциях и деятельно готовилось во всеоружии встретить тот день, когда международная обстановка вновь сделает «эльзас-лотарингский вопрос» актуальным. Как заявил в одной из своих программных речей один из отцов-основателей Третьей республики Л. Гамбетта, «наши сердца бьются... во имя того, чтобы мы могли рассчитывать на будущее и знать, что и в нынешнем порядке вещей есть имманентная справедливость, времена и дела которой настанут» (цит. по: Mayeur, 1998, p. 302).

Слова Л. Гамбетты во многом были созвучны настроению большинства французов, испытывающих чувство национального унижения. Ж. Цибура называет их «гениальным синтезом между пацифизмом и призывом к восстановлению попранных прав» (Ziebura, 1955, S. 31). Так сформировался ключевой принцип французской политики применительно к вопросу территориальной аннексии Эльзаса и Лотарингии, емко выраженный в 1884 г. французским послом в Берлине бароном де Курселем: «Умиротворять в настоящем, сохранять свободу действий в будущем» (Ibid.).

Первые националистические организации и движения возникают в стране после Франко-прусской войны и получают массовую поддержку, выдвигая требования возвращения Франции Эльзаса и Лотарингии. «После "Лиги патриотов" (1882 г.), первой взявшей на вооружение идею реванша, и после массового движения генерала Буланже, паразитировавшего на тех же проблемах, национализм достиг во Франции своего апогея в 1890-е гг. в связи с "делом Дрейфуса". На этой волне и появляется постоянная националистическая организация "Аксьён Франсэз", созданная правым публицистом Шарлем Моррасом, — краеугольным камнем политической программы этой организации стал так называемый "интегральный национализм". Суть его сводилась к тому, что режим парламентской республики раскалывает народ на враждебные политические

партии, морально ослабляет страну перед лицом ее "наследственного врага" — Германии, чем исключает победоносный реванш за поражение 1870 г» (Ачкасов, 2014, с. 247).

Положения Франкфуртского договора и сам договор не были санкционированы никаким международным конгрессом, а значит, вопрос о признании легитимности германских завоеваний такими государствами, как Россия, США, Великобритания, оставался открытым. Сложившаяся ситуация, по крайней мере в глазах французского руководства, давала возможность поставить вопрос о ревизии отдельных положений договора, в связи с чем Париж последовательно выступал против признания территориального status quo в Европе, поскольку это означало бы признание новых границ Германии и утрату Эльзаса и Лотарингии. Уже в 1872 г. президент республики А. Тьер высказывал опасения относительно возможности признания французских территориальных потерь как основы сближения России, Германии и Австро-Венгрии (Documents diplomatiques français, 1929, t. 1, p. 175-182). И в следующие годы Франция пристально следила за тем, что могло бы быть истолковано как гарантия западных границ Германии. В частности, французская пресса в июле 1891 г. болезненно восприняла слова английского премьер-министра Роберта Солсбери о приверженности Великобритании сохранению status quo в Европе. Французский посол в Лондоне Г. Ваддингтон поспешил уточнить у главы британского правительства, означает ли это, что тот тем самым гарантировал Германии обладание Эльзасом и Лотарингией, от чего тот поспешил откреститься (Documents diplomatiques français,1929, t. 8, p. 625).

Позиция Франции оставалась неизменной и в дальнейшем. Так, в 1897 г. французский министр иностранных дел Г. Аното подчеркивал в беседе с российским представителем графом Муравьевым: никакая видимость умиротворения отношений Франции с Германией не означает, что эльзас-лотарингский вопрос представляет для нее исключительно «исторический интерес». Как дипломат Аното выражал веру в то, что эта международная проблема может быть урегулирована мирным путем, но время не принесло «никакого ослабления наших чувств, они не стерлись из памяти и столь же стойки, как и в самый первый день» (Documents diplomatiques français, 1953, p. 151). Идея же мирного урегулирования территориальных противоречий с Германией путем обмена Эльзаса и Лотарингии на какие-либо французские колониальные владения рассматривалась французским руководством с самого начала, однако последовательно отвергалась Берлином.

Прямым следствием Франко-прусской войны 1870-1871 гг и последующей политики французского и немецкого государств стало формирование двух типов национализма. Первый тип может быть представлен как результат свободного объединения граждан и как рациональная и добровольная политическая конструкция. Гражданская, договорная, выборная нация лежит в основе идеи французской нации, концептуально разработанной философами Просвещения и развитой после Великой французской революции. Второй тип может быть представлен как объективизация исторического сообщества, выражение и удостоверение национальных чувств, отражение естественного порядка. Это куль-

турная, органическая, аскриптивная нация стала базисом немецкой идеи нации, обогащенной идеями немецкого романтизма и воплощенной во Втором и Третьем рейхе.

Реваншизм как следствие проигрыша во Франко-прусской войне, пропаганда правительства и обучение в школах и университетах, в которых учили любить, лелеять Францию и служить ей, — все это привело к подъему национального самосознания французов. Вышеперечисленное послужило неотвратимым основанием участия Франции в Первой мировой войне. И как ни парадоксально, национальное унижение Франции в 1871 г, связанное с подписанием мирного договора в Версале и провозглашением создания Второй Германской империи, в конечном счете завершилось подписанием мирного договора 1919 г., знаменовавшего окончание Первой мировой войны, именно в Версале.

Литература

Ачкасов В. А. Этнополитология. Учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Юрайт», 2014. 495 с. (Achkasov V. A. Ethnopolitology. Texbook. 2nd ed. M. : Publishing house "Urait", 2014. 495 p.).

Бодров А. В. «Эльзас-Лотарингский вопрос» в дипломатии Франции после 1871 г.: основные принципы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 52-56 (BodrovA. C. "The Alsace-Lorraine Question" in the Diplomacy of France after 1871: Basic Principles // Actual Problems of Natural Sciences and Humanities. 2014. N 9. P. 52-56).

Кремлев С. Россия и Германия: стравить!: От Версаля Вильгельма к Версалю Вильсона. Новый взгляд на старую войну // http://militera.lib.ru/research/kremlev/01.html (KremlevS. Russia and Germany: pit!: From Versailles Wilhelm to Versailles Wilson. A New Look at an Old War // http:// militera.lib.ru/research/kremlev/01.html).

Archives du ministère des Affaires étrangères. 2QO Guerre de 1870. 77 Negociations de la paix — AlsaceLorraine // https://stendhal.diplomatie.gouv.fr/stendhal/jsp/system/win_main.jsp.

Baechler Ch. Das Verhalten der Elsaß-Lothringen im Deutschen Reich (1871-1918) // Eine ungewöhnliche Geschichte: Deutschland — Frankreich seit 1870 / Hrsg. von Franz Knipping, Ernst Weisenfeld. Bonn: Dokumente im Europa Union Verlag, 1988. S. 47-58.

Citron S. Le mythe national: L'histoire de France revisitée. Paris, 2008. 355 р.

Documents diplomatiques français. Série 1. Tome 1. Paris: Imprimerie Nationale, 1929. 621 p.

Documents diplomatiques français. Série 1. Tome 13. Paris: Imprimerie Nationale, 1953. 677 p.

Documents diplomatiques français. Série 1. Tome 8. Paris: Imprimerie Nationale, 1929. 763 p.

Favre J. Gouvernement de la Défense nationale. T. III. Paris, 1875. 597 p.

Fustel de Coulanges N. D. L'Alsace est-elle allemande ou française? Réponse à M. Mommsen. Paris: E. Dentu, 1870. 16 p.

Joly B. La France et la Revanche, 1871-1914 // Revue d'histoire moderne et contemporaine. 1999. Vol. 46. N 2. P. 325-348.

Lebovics H. True France: The Wars over Cultural Identities, 1900-1945. Ithaca: Cornell University Press, 1992. 221 р.

Mayeur J.-M. Léon Gambetta. La Patrie et la République. Paris: Fayard, 1998, 562 p.

Noiriel. Le Creuset Français: Histoire De L'immigration XIXe-XXe Siècle. 2006. 447 p.

Roth F. La Lorraine annexée: Étude sur la Présidence de Lorraine dans L'Empire allemande (1870-1914). 2nd éd. Nancy: Editions Serpenoise, 2007. 751 p.

Wahl A. L'Option et l'émigration des Alsaciens-Lorrains: 1871-1872. Strasbourg: Association des publications près les universités de Strasbourg, 1974. 276 p

Weber E. My France: Politics, Culture, Myth. Cambridge, MA, 1991. 274 p.

Weber E. Peasants Into Frenchmen: The Modernization of Rural France, 1870-1914. London, 1977. 228 p.

Ziebura G. Die deutsche Frage in der öffentlichen Meinung Frankreichs von 1911-1914. Berlin-Dalhem: Colloquium Verlag, 1955. 224 S.

ПОЛИТЭКС. 2014. Том 10. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.