Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2
О.А. Крюкова
ФРАНЦУЗСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ
В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Французское кино, пережив взлеты и падения, не только остается самой популярной культурной практикой французов, но и привлекает все больше почитателей во всем мире. В статье рассматриваются причины успеха и особенности кинематографической культуры французов.
Ключевые слова: кино, зрелище, популярность, общество, кинематографическая культура.
French cinema, having gone through the ups and downs, is the most popular cultural practice of the French, and attracts more fans worldwide: about the causes of success and features cinematic culture of the French.
Key words: cinema, show, popular, society, film culture.
Культура повседневности является сегодня одним из популярных объектов гуманитарных исследований1. В рамках данной проблематики представляется интересным обращение к современным формам зрелища, в частности к кинематографу как к одному из мощных пропагандистов в культурном пространстве эпохи, способном трансформировать традиционную культуру. Кино, телевидение, компьютерная виртуальная реальность — эти зрелищные формы не только отражают жизнь человека и общества, но и "задают антропологические нормы, нормы коммуникации и выполняют сегодня функции социализирующие, педагогические, эсте-тические"2.
Будучи феноменом общечеловеческой культуры, зрелище функционирует в рамках конкретных культур, наполняется определенным этническим, национальным, историческим, социокультурным и даже политическим содержанием, обладает культурной автономией, а потому может изменяться от культуры к культуре и переходить из культуры в культуру. Последнее стало особенно заметным в XX в., когда появились новые технические средства коммуникации и наметились тенденции глобализации социокультурных
Крюкова Ольга Александровна — канд. филол. наук, доц. кафедры франкоязычных культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
1 См.: Загрязкина Т.Ю. Культура повседневности — "вышивка", "гобелен" или "холст"? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 3.
2 Межерицкая Н.В. Человек в поле визуальной культуры: Гендерный аспект: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 17.
и информационных процессов. Многообразие зрелищ соотносится с определенными видами искусств, называемых зрелищными, синтетическими или пространственно-временными, согласно одной из распространенных классификаций, главный критерий которой основан на объективных особенностях образа3. Эта классификация базируется на различении искусств, предложенном в XVIII в. немецким критиком, драматургом, мыслителем Г.Э. Лессингом4. Среди современных исследователей зрелищных искусств следует назвать итальянского философа А. Банфи и отечественных авторов — В. Бабича, В.П. Даркевич, Н.М. Зоркую, Г. Плетнёву, Я. Рат-нера, Н.А. Хренова, О.В. Шамину, С.С. Шаумяна5. Следует отметить, что проблема зрелищности занимает видное место в ряде культурологических концепций (Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ги Дебора и др.), вопросы визуальных феноменов, специфики визуального рассматривались также такими авторами, как Ч.С. Пирс, Ч. Моррис, К. Леви-Строс, У. Эко, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Л.Ф. Чертов.
Согласно толковому словарю русского языка, зрелище — 1. То, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж). 2. Театральное или театрализованное, цирковое представление, спортивные выступления. Зрелищный — 1. См. зрелище. 2. О зрелище (во 2-м знач.): впечатляющий6.
Несмотря на этимологию термина, не все виды искусства, воспринимаемые с помощью зрения, относятся к зрелищным. Определяющим становится присутствие зрителя, являющегося полноправным соавтором зрелищного искусства. Зрелищные произведения искусства существуют только в момент их исполнения и исчезают навсегда с окончанием представления. Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно
3 Два других вида — "пространственные" (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусства) и "временные" (литература, музыка) (Большая Советская Энциклопедия. М., 1969—1978).
4 См.: Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Избр. произв. М., 1953. С. 385—516.
5 См.: Бабич В., Плетнёва Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971; Банфи А. Кино и его общественный характер // Банфи А. Философия искусства. М., 1989; Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве XI—XVI вв. М., 1992; Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М., 1981; Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980; Хренов H.A. Телевизионные зрелищные формы и новая психология синтеза // Взаимодействие и синтез искусства. Л., 1978; Он же. О художественных и нехудожественных функциях искусства (зрелищные искусства и публика) // Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Шамина О.В. Культурно-художественная сфера в условиях перехода к рыночным отношениям: Дисс. ... канд. культурологии. М., 2000; Шаумян С.С. Генезис зрелищной культуры от истоков до зрелости (XVIII в.): Западная Европа и Россия: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2001.
6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 228.
с точностью повторить: сиюминутная зрительская реакция формирует разнообразие смысловых и эмоциональных оттенков каждого конкретного представления. Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление. К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический и т.д.), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники и т.п. Единственным исключением из общего правила является искусство кино и телевидения, где зрелищные произведения фиксируются на пленку и далее существуют в неизменном виде, вне зависимости от реакций и восприятия зрителей. Однако это исключение вполне объяснимо и закономерно: эти весьма молодые виды искусства возникли и существуют благодаря развитию современных технологий, обусловливающих не только принципиально новые способы их создания, но и принципиально новый тип взаимоотношения со зрителем7.
В каждом историческом типе культуры разнохарактерные зрелищные формы организуют собственное пространство со своей структурой и динамикой, а также механизмами их претворения и восприятия. Более того, зрелища становятся маркером состояния культуры и общественной жизни определенного этноса или региона.
Рассмотрим подробнее один из элементов зрелищной культуры современной Франции — кинематограф. Ни одно искусство не передает с такой достоверностью повседневную жизнь, привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам. Ситуация в современной культурной жизни свидетельствует о нарастающих тенденциях глобализации, размывании границ между элитарными и массовыми видами искусства, различными видами искусства в целом. Формируется популярная культура — "область культуры, доступная для понимания представителям всех социальных слоев и групп и получившая широкое распространение в обществе"8. Во французской социологической и философской литературе XX в. термины "populaire", "culture de masse" (массовая), "vulgaire" (низкая) функционировали как синонимы, а культура рассматривалась исключительно в соотношении с социальной струк-турой9. Однако, как доказывают современные исследования10, раз-
7 См.: Шабалина Т.В. Зрелище. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/teatr_i_kino/ZRELISHCHE.html (дата обращения: 20.12.2013).
8 Костина А.В. Популярная культура // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. № 3. С. 213.
9 Bourdieu P., Wacquant L. Reponses. Pour une anthropologie reflexive. Paris; Seuil, 1992; Bourdieu P. Les règles de l'art: genèse et structure du champ littéraire Libre examen. Paris, 1992.
10 Lahire B. La Culture des individus. Dissonances culturelles et distinction de soi. Paris, 2004.
деление на "высокую культуру" и "простое развлечение" характерно для представителей любых социальных слоев. Таким образом, именно о кино можно говорить как об одном из предметов популярной культуры Франции. Ему присуща опора на общепринятое в социальном и эстетическом смысле, оно апеллирует к обыденному сознанию, для его усвоения не требуется специальных знаний и навыков, а основная его функция — сопровождение досуга. Вместе с тем кино, как и любой предмет культуры, получающий популярность, т.е. широкое распространение в массах, может оставаться при этом элитарным, включая в свою структуру как общедоступные для понимания уровни, так и воспринимаемые только специалистами.
Во Франции поход в кино является самой распространенной культурной практикой: 95% французов побывали в кино хотя бы один раз в жизни (затем следуют цирковые представления — 77,5% и театр — 57%)11. Однако просмотр фильмов не ограничивается только кинозалами. Если принимать во внимание лишь государственные телевизионные каналы, то на их долю приходится около 1000 фильмов, показываемых ежегодно. К этому числу следует прибавить фильмы, скачанные из Интернета, предложения международной версии телеканала TNT, возможности видео по запросу12. Эти технические новшества, победившие видеопрокат и покупку DVD или BD, подчеркивают особое место кино в современном мире новых технологий, способствующих его распространению. Таким образом, ежегодно французы смотрят около 250 фильмов дома и примерно 3 фильма в кинотеатре, т.е. человек среднего возраста имеет все шансы увидеть несколько тысяч фильмов. Более того, кинокадры появляются в жизни современного человека в самом раннем возрасте. Мультипликация занимает сегодня беспрецедентное место в истории развития массмедиа. Просмотр мультфильмов — это не только возможность развлечь, отвлечь малыша или способ совместного времяпрепровождения детей с родителями, но и важный элемент социализации ребенка как зрителя. Очень быстро дети начинают понимать, что пойти в кино — это "посмотреть вместе", но увидеть в одном и том же месте один и тот же фильм не означает испытать одинаковые эмоции. Разделить с кем-то просмотр фильма подразумевает также и возможность поделиться своими чувствами по поводу фильма, приоткрыть себя другому. Так или иначе в значительной мере индивидуальный и коллективный опыт сегодня становится кинематографическим.
11 Ethis E. Sociologie du cinéma et des ses publics. Paris, 2009. Р. 5.
12 VOD — система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети с мультимедиасервера в различных мультимедиаконтейнерах.
Интерес к кино во Франции позволяет говорить о кинематографической культуре и/или кинематографических культурах французов. Так, 4 ноября 1966 г. на французском телевидении вышла в эфир пилотная передача, полностью посвященная кино, — "Monsieur Cinéma". Участники этой программы, любители и ценители кино, стали не единственным примером демонстрации кинематографической культуры во Франции. Книги и газеты, специализированные и глянцевые журналы, радио- и телепередачи появлялись в это время в огромном количестве. Они не только стали своеобразными путеводителями в мире фильмов в кино и на телевидении, но и заложили основы перехода социальной практики на уровень института кинематографической культуры, стали новым, "медиаэтапом" для деятельности религиозных и политических инстанций, способствовавших этому переходу. Среди организаций, занимавшихся образованием публики, следует упомянуть Французскую коммунистическую партию, Движение народного образования (Mouvement d'éducation populaire) (организацию, сыгравшую центральную роль в послевоенные годы в создании киноклубов), центральную католическую службу по вопросам кино, радио и телевидения (Centrale catholique du cinéma, de la radio et de la télévision — CCRT) и ее преемника — Office catholique du cinéma (OCFC)13. Обращая внимание на нравственную составляющую фильмов в течение почти 40 лет, представители религиозных организаций стали настоящими специалистами в области кино. Информация, предлагаемая ими, в частности в еженедельном издании "Телерама", оказалась ценным мерилом качества не только для родителей, выбирающих программы для семейного просмотра, но и для любого зрителя, желание которого — быть уверенным заранее в качестве телевизионного вечера или фильма в кинотеатре14.
В середине 70-х гг. французское телевидение запускает еще две передачи о шедеврах мирового кинематографа — киноклуб на "Антенн 2" и полуночное кино на "Франс 3". Эти передачи с показом старых фильмов на языке оригинала и комментариями специалистов, казалось, приняли эстафету у исчезающих к этому времени киноклубов. Таким образом, знания о кино стали доступны не только благодаря непосредственному знакомству с тем или иным фильмом на экране, но и благодаря многочисленным источникам и их единодушным оценкам.
Научной иллюстрацией кинематографической культуры французов сегодня служит крупное социологическое исследование, проведенное в 2000 г.15 Опрос, в котором приняло участие около
13 Ethis E. Op. cit. Р. 101.
14 Montebello E. Le cinéma en France. Paris, 2005. P. 157.
15 Guy J.-M. La culture cinématographique des Français. Paris, 2000.
1500 респондентов старше 12 лет, состоял из 100 разнообразных вопросов и подтвердил огромный интерес французов к кино с поправкой на нюансы, связанные с происхождением, статусом и в большей мере возрастом. И хотя исследование носит больше количественный, чем качественный характер, его результаты оказались полезны для развития кинематографической культуры на государственном уровне. Особое значение для социологов имело изучение интереса к кино как культурной и социальной практики, что способствовало конкретизации самого понятия кинематографическая культура как совокупности практик, представлений, вкусов и знаний, которые позволяют человеку комфортно чувствовать себя в группе. Ответы на вопросы анкеты не подтвердили существующих опасений о возможной раздробленности зрителей на мелкие группы по жанрам, вкусам и т.п. как следствие развития новых технологий и возможностей доступа к фильмам. Тем не менее разнообразие индивидуального отношения к кино, что нашло отражение в ответах респондентов, позволяет говорить о существовании не одной кинематографический культуры, а многочисленных ее вариантов, открытых друг для друга16.
Популярность кино во Франции несомненна: пройдя через великосветские салоны Парижа, через ярмарки начала XX в., обретя звук и цвет, пережив социально-политические катаклизмы, выдержав конкуренцию телевидения, видео и Интернета, киноленты продолжают объединять людей, отвечая их потребности в совместном переживании всей гаммы эмоций. Значимой является и роль кинематографа как "социального разоблачителя", выявляющего основополагающие аспекты реальности, которые не всегда под силу обнаружить средствами научного исследования. Эта мысль была высказана еще в 1955 г. на страницах Международного журнала по фильмологии социологами Ж. Фридманом и Е. Мореном: любой фильм должен рассматриваться как нечто, чьи характеристики способны пролить свет на затемненные зоны общества, зоны, иначе называемые представлениями, воображаемым, фантастическим или коллективной чувствительностью17.
Экономический кризис 2008 г., продолжающий сотрясать не только Францию, но и весь мир, вкупе с высоким уровнем безработицы не повлияли на интерес публики и кассовые сборы, а совсем наоборот. Обратимся к статистическим сведениям18 о посещаемости кинотеатров Франции: в 30-е и 50-е гг. ежегодное
16 Ibid. P. 19—20.
17 Friemann G., Moren E. Sociologie du cinéma. Revue internationale de filmologie. Paris, 1955. Vol. VI. N 20—24. P. 23.
18 Статистика Национального института кинематографии. URL: http://www. cnc.fr/web/fr/index (дата обращения: 20.12.2013).
количество зрителей превышает 400 млн, развитие телевидения, появление новых видов досуга, повышение цен на билеты, в частности с 1957 г., существенно изменяют положение вещей: за 10 лет посещаемость упала вдвое. Массовое закрытие небольших кинотеатров по всей стране происходит наряду с образованием целых "кинокварталов", особенно в столице (например, Латинский квартал), предназначенных для истинных киноманов. Если в конце 60-х гг. около 200 млн зрителей побывали в кино, к концу 80-х гг. эта цифра сократилась до 120 млн. Любопытен состав зрителей: горожане (71% составляют жители крупных городов) со средним или высшим образованием (65%), представители "либеральных" профессий — врачи, адвокаты, работники искусства и т.д., а также служащие и техническая интеллигенция. Более того, основной зритель — это люди моложе 35 лет. Тенденция падения интереса зрителей к кино, казавшаяся еще 20 лет назад необратимой, сменилась благодаря появлению мультиплексов — комплексов кинотеатров, привлекших новую публику, а также благодаря работе независимых кинотеатров, забота о которых легла на местные органы самоуправления, осознающие культурную, социальную и экономическую роль кино19. На сегодняшний день бесспорно то, что кино является одной из самых популярных форм досуга во Франции20. Посещаемость 2000-х гг. сравнима с уровнем 60-х гг. Так, в 2011 г. в кинотеатрах побывало рекордное число зрителей за последние 50 лет — 217 млн, в 2012 г. цифра чуть меньше — 204 млн21, не считая других возможностей просмотра кинопродукции: телевидения, видео, Интернета, что практически не поддается подсчету.
Ежегодно Франция производит более 200 фильмов, если добавить документальные и короткометражные, эта цифра приблизится к 250. В Европе Франция является, безусловно, страной № 1 по поддержке национального кинематографа путем финансовых вливаний, которые предусмотрены соответствующими законами. Поэтому, несмотря на огромную конкуренцию со стороны американского кино в залах, французское кино сохраняет хорошую долю — 35%22. Подъем французского кино был подготовлен и тщательно продуман. Все началось в 1949 г. с учреждения Национального института кинематографии (Centre National de Cimatographie — CNC) под управлением Министерства культуры, который предложил отчис-
19 Donnat O., Cogneau D. Les pratiques culturelles des Français 1973—1989. Paris, 1990.
20 Mermet J. Francoscopie 2010. Paris, 2009. Р. 405.
21 Статистика Национального института кинематографии. URL: http://www. cnc.fr/web/fr/frequentation-cinematographique (дата обращения: 20.12.2013).
22 URL: http://www.cnc.fr/web/fr/reglementation-des-relations-cinema-television (дата обращения: 20.12.2013).
лять часть стоимости каждого билета на иностранный фильм в Фонд поддержки национального кино (Fond Soutiens). Любой зритель с каждым своим походом в кинотеатр финансирует национальный кинематограф на 11%. Так, миллионы проданных билетов и те 11% отчислений в итоге превращаются в весьма солидную сумму. На этом государство не остановилось, и впоследствии в этот фонд стали поступать определенный процент от продажи DVD и отчисления телеканалов.
Другим "помощником французского фильма" стала "Unifrance" — негосударственная организация, основанная в 1949 г. при поддержке CNC, МИД Франции и спонсоров "Unifrance" и занимающаяся продвижением французского кино в мире. 48 ее членов — представители разных кинематографических цехов — работают совершенно бесплатно. Более того, они платят членские взносы, например, актер — 50 евро в год, продюсер — 1000 евро. Раз в два года выбирают президента. 31 января 2013 г. им стал актер, сценарист, режиссер Ж.-П. Саломе23. Глава "Unifrance" открывает ежегодный бюджет организации — примерно 500 млн евро. Хотя часть денег компания получает из госбюджета, государство не контролирует содержание фильмов и поддерживает все без исключения картины с финансовым участием Франции и на французском языке. Эти деньги возвращаются в национальную киноотрасль для поддержки кинопроектов, организации приездов актеров и режиссеров, для знакомства зарубежной публики с новыми французскими талантами, а также для создания специального рынка, куда приезжает множество дистрибьюторов из различных стран мира.
Французское кино показывает впечатляющие результаты по кассовым сборам за рубежом. Если в 2011 г. в кинотеатрах по всему миру показали 450 кинокартин, снятых во Франции, их посмотрели 65,7 млн зрителей, а общие сборы от проката составили 405 млн евро, то уже в 2012 г. французские фильмы установили рекорд на международном кинорынке. Цифры говорят сами за себя. За пределами Франции в 2012 г. на французские фильмы было продано рекордное количество билетов — 140 млн. Вдвое увеличили свою прибыль и кинопроизводители — в зарубежном прокате фильмы собрали 875 млн евро24.
По словам генерального директора компании "Unifrance" Р. Хат-чондо, достичь высоких показателей, по крайней мере на уровне продаж билетов в кинотеатрах, стало возможным прежде всего бла-
23 Официальный сайт компании "Unifrance". URL: http://www.unifrance.org/ (дата обращения: 20.12.2013).
24 По материалам официального сайта Национального института кинематографии. URL: http://www.cnc.fr (дата обращения: 20.12.2013).
годаря уровню фильмов. Однако заслуга "Unifrance" заключается в разумном процессе подготовки: благоприятные условия для продажи французских фильмов, организация их выхода на экраны как европейских кинотеатров, так и всего мира. Р. Хатчондо уверена, что "секрет успеха французского кино на международном рынке заключается в его разнообразии. Это и жанровое разнообразие — анимация, документальные фильмы, романтические комедии, психологические драмы. Это и тематический посыл: французы размышляют о личности, о человеке, который ищет в этом мире что-то большее, чем простое существование"25.
"Unifrance" поддерживает также разнообразные фестивали, включающие специальные программы французского кино с мастер-классами и ретроспективами, в том числе уже 15 лет проходящее в январе в Париже "Рандеву с французским кино" для зарубежных прокатчиков и журналистов и крупнейший международный кинофестиваль мира в Каннах. Однако сегодня одних фестивалей недостаточно. Рынок стал более конкурентным благодаря цифровым технологиям, которые, по сути, принесли с собой новый способ обращения к публике. По словам А. де Клермон-Тоннера, экс-президента "Unifrance", экспортеров волнует то, "что французское кино славится как кино авторское, а для его проката нужны специальные залы"26. Поэтому был придуман фестиваль в Интернете под названием "French Film Festival". Он проходил два года (в 2011 и 2012 гг.), активно развивается и расширяется.
Возвращаясь к фильмам, пользовавшимся наибольшим успехом в 2012 г. по всему миру, следует отметить три картины. Первым к финишу с результатом в 46 млн проданных билетов пришел боевик "Заложница 2", в главной роли Лиам Нисон, продюсер — Люк Бессон. Другие хиты зарубежного проката — комедия "1+1" и черно-белый немой фильм "Артист". "Историческим" называют во Франции заокеанский триумф "Артиста". Фильм установил сразу три рекорда: впервые французская лента стала главным победителем 84-й церемонии вручения призов Академии киноискусства США, которая состоялась 26 февраля 2012 г. в Лос-Анджелесе. Впервые в истории главный приз киноакадемии США был вручен французскому фильму. "Артист" установил еще два исторических рекорда: впервые французы получили Оскары за лучшую режиссуру (Мишель Хазанавичус) и актерскую игру (Жан Дюжарден). Черно-белый немой фильм "Артист" рассказывает историю звезды немого кино Голливуда Джорджа Валентина, чья карьера рушится, когда
25 По материалам сайта. URL: http://fr.euronews.com/ (дата обращения: 20.12.2013).
26 URL: http://www.kommersant.ru/doc/1856310 (дата обращения: 20.12.2013).
в кинематограф приходит звук. В фильме звучит всего несколько слов по-английски, что в конечном итоге позволило французской ленте оспаривать американские Оскары в главных категориях. Очень важную роль в этом немом фильме играет музыка: композитор Людовик Бурс получил Оскара за лучшее музыкальное сопровождение к фильму. В целом "Артист" получил пять призов, в том числе за лучшие костюмы.
2013 год уже с первых дней пообещал удачу: 18 января 2013 г. в Париже состоялось вручение французской кинопремии братьев Люмьер (Prix Lumières). Победителем в категории "Лучший фильм" стала драма "Любовь" Михаэль Ханеке. Последняя работа режиссера уже завоевала ряд престижных кинонаград по всему миру, на 85-й церемонии вручения премии Оскар фильм был удостоен 5 номинаций, а получил золотую статуэтку Оскар в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Исполнители главных ролей Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива также получили приз кинокритиков.
У России особые отношения с французским кино сложились еще в эпоху СССР. Сравнительно недавно Россия была одним из главных потребителей французской кинопродукции. К сожалению, в результате экономического кризиса российский прокат французских фильмов численно снизился на 70%, но идет активная работа над восстановлением объемов27. Вот уже 13 лет фестиваль "Французское кино сегодня" по инициативе "Unifrance" и посольства Франции в России организует показы по всей стране. Отличительная черта смотра — это участие в нем исключительно лент, которые куплены дистрибьюторами для проката на территории России. За 2010 г., Год Франции в России, по словам Жана де Глиниасти, посла Франции в России, в различных городах в рамках фестивалей и показов было продемонстрировано около 150 французских фильмов. Помимо этого, не надо забывать и о прокатчиках, которые активно покупали и прокатывали французское кино. Благодаря им зрители по всей России могут знакомиться с современным кино Франции. В последние годы упор делается на регионы, предпочтение отдается крупным городам, что позволяет отчасти удовлетворять спрос на французскую культуру, а также расширить географию показа французского кино28.
В пятерке самых кассовых французских фильмов в российском прокате 2012 г. были комедии "Астерикс и Обеликс в Британии", "Джунгли зовут! В поисках Марсупилами" и чемпион французского проката 2011 г. "1+1". Увенчанный Оскарами "Артист" вышел
27 Там же.
28 URL: http://www.cinema-france.ru/interview/2758 (дата обращения: 20.12.2013).
на третье место. Если массовый зритель ценит прежде всего классику жанра, а именно жанра комедийного, то кинокритики выбирают тот французский кинематограф, который отваживается на рискованные эксперименты. В 2012 г. самыми интересными в этом плане, по мнению некоторых кинокритиков29, были фильмы "Артист" и "Святые моторы". Эти две необычные ленты стали главным художественным открытием во французском кино 2012 г.
В заключение отметим, что эволюция современного пространства кино (появление новых гаджетов и технологий, возможности иных, более личностных отношений с кино) не коснулась сути этой практики повседневной культуры: просмотр и обсуждение фильма по-прежнему отвечают потребности зрителя выразить себя, особый взгляд на жизнь, желание найти в фильме то, что нас связывает с другими. Успех французского кинематографа с его многочисленными жанрами и поднимаемыми темами, разнообразием режиссерского почерка и сильными авторскими традициями основан на сопричастности зрителя, на возможности для каждого быть собой и рассказать о себе.
Список литературы
Бабич В., Плетнёва Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971.
Банфи А. Кино и его общественный характер // Банфи А. Философия
искусства. М., 1989. Большая Советская Энциклопедия. М., 1969—1978. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и искусстве XI—XVI вв. М., 1992. Загрязкина Т.Ю. Культура повседневности — "вышивка", "гобелен" или "холст"? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 3. Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М., 1981. Костина А.В. Популярная культура // Энциклопедия гуманитарных наук. 2005. № 3.
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Избр. произв. М., 1953.
Межерицкая Н.В. Человек в поле визуальной культуры: Гендерный
аспект: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2002. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980. Хренов H.A. Телевизионные зрелищные формы и новая психология синтеза // Взаимодействие и синтез искусства. Л., 1978.
29 URL: http://www.russian.rfi.fr/kultura/20121230-luchshie-frantsuzskie-filmy-2012-goda (дата обращения: 20.12.2013).
Хренов H.A. О художественных и нехудожественных функциях искусства (зрелищные искусства и публика) // Социальные функции искусства и его видов. М., 1980.
Шамина О.В. Культурно-художественная сфера в условиях перехода к рыночным отношениям: Дисс. ... канд. культурологии. М., 2000.
Шаумян С.С. Генезис зрелищной культуры от истоков до зрелости (XVIII в.): Западная Европа и Россия: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2001.
Bourdieu P. Les règles de l'art: genèse et structure du champ littéraire Libre examen. Paris, 1992.
Bourdieu P., Wacquant L. Reponses. Pour une anthropologie reflexive. Paris, 1992.
Dictionnaire du cinéma populaire des origines à nos jours. Nouveau monde, 2009.
Donnat O, Cogneau D. Les pratiques culturelles des Français 1973—1989. Paris, 1990.
Ethis E. Sociologie du cinéma et des ses publics. Paris, 2009.
Friemann G., Moren E. Sociologie du cinéma. Revue internationale de filmologie. Paris, 1955. Vol. VI. N 20—24.
Guy J.-M. La culture cinématographique des Français. Paris, 2000.
Lahire B. La Culture des individus. Dissonances culturelles et distinction de soi. Paris, 2004.
Mermet J. Francoscopie 2010. Paris, 2009.
Montebello E. Le cinéma en France. Paris, 2005.
Официальный сайт компании "Unifrance": URL: http://www.unifrance. org/ (дата обращения: 20.12.2013).
Официальный сайт Национального института кинематографии: URL: http://www.cnc.fr (дата обращения: 20.12.2013).
Портал "Кино Франции" — информационно-познавательный портал, посвященный французскому кино: URL: http://www.cinema-france.ru/interview/2758 (дата обращения: 20.12.2013).
Сайт газеты "Коммерсантъ": URL: http://www.kommersant.ru/doc/1856310 (дата обращения: 20.12.2013).
Сайт Евроньюс: URL: http://fr.euronews.com/ (дата обращения: 20.12.2013).
Сайт парижской международной радиостанции: URL: http://www. russian.rfl.fr/kultura/20121230-luchshie-frantsuzskie-fllmy-2012-goda (дата обращения: 20.12.2013).
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия "Кругосвет": URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ ZRELISHCHE.html (дата обращения: 20.12.2013).