Научная статья на тему 'Французская школа коммуникативистики: опыт библиографического описания'

Французская школа коммуникативистики: опыт библиографического описания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
851
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМУНИКАТИВИСТИКА / ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / ПИАРОЛОГИЯ / COMMUNICATION STUDY / PUBLIC RELATIONS / PROLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кривоносов Алексей Дмитриевич

В статье представлен обзор развития одной из ведущих европейских школ коммуникативистики французской. Дается тематическое описание работ французских авторов начиная с 1950-х гг. первого периода научной рефлексии новой социальной деятельности паблик рилейшнз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French school of communication: experience of bibliographic description

This paper reviews the development of one of Europe's leading schools of Communication the French one. It gives a description of the works of the French authors starting from the 1950 s. the first period of scientific reflection of a new social activity Public Relations.

Текст научной работы на тему «Французская школа коммуникативистики: опыт библиографического описания»

ОБЗОРЫ И СООБЩЕНИЯ REVIEWS AND ESSAYS

УДК 81-119

А. Д. Кривоносое A. D. Krivonosov

Французская школа коммуникативистики: опыт библиографического описания

French school of communication: experience of bibliographic description

В статье представлен обзор развития одной из ведущих европейских школ коммуникативистики - французской. Дается тематическое описание работ французских авторов начиная с 1950-х гг. - первого периода научной рефлексии новой социальной деятельности - паблик рилейшнз.

This paper reviews the development of one of Europe's leading schools of Communication - the French one. It gives a description of the works of the French authors starting from the 1950 s. - the first period of scientific reflection of a new social activity - Public Relations.

Ключевые слова: комуникативистика, паблик рилейшнз, пиарология.

Key words: communication study, Public Relations, PRology.

Современные междисциплинарные штудии активно используют арсенал относительно новой для российского научного дискурса дисциплины - коммуникативистики. Следует оговориться, что объем понятия «коммуникативистика» понимается исследователями

n w w

неодинаково. В российской практике, однако, из науки о коммуникациях уже выделилась с четко очерченной предметнообъектной областью и наука о паблик рилейшнз (PR) - пиарология [1]. В Европе коммуникации рассматриваются как интегративная публичная деятельность, включающая как связи с общественностью, так и рекламу.

© Кривоносов А. Д., 2012

Для российского исследователя между тем небезынтересны и во многом поучительны могут быть исследования одной из ведущих европейских коммуникативистских школ - латинской, точнее говоря французской (хотя, кстати говоря, в Италии сложилась своя интересная школа изучения государственного PR), отражающей специфику развития коммуникаций во Франции и впитавшей богатое наследие французских философов и социологов.

Коммуникационная деятельность государственных,

коммерческих и промышленных субъектов стала активно развиваться во Франции после Второй мировой войны. Соответственно, и научная рефлексия коммуникационной (пока ее нельзя было в полной мере назвать PR) деятельности во Франции наблюдается уже с начала 1950-х годов. Продолжая традиции великих философов Просвещения, французские не только ученые, но и практикующие специалисты разрабатывают концепцию «человека общественного». Они широко употребляют и термин «les relations humaines» - 'общественные отношения', отношения между гражданами, индивидуумами, и этой проблематике в 1950-70-х гг. посвящается достаточно много работ. К связям с общественностью -«публичным отношениям» - французы приходят через отношения общественные. Вообще, история французского PR, «латинской модели», конечно, ждет еще своего исследователя, но в первую очередь следует упомянуть интереснейший труд Филиппа Буари, показавшего, как во Франции от public relations, «американского дитя» двадцатого века, в этой стране пришли к связям с общественностью, «общественным отношениям». Его книга так и называется - «Des “Public-relations” aux relations publiques» (От паблик рилейшнз к связям с общественностью») [2].

В 1950-1970-е гг. можно выделить несколько популярных трендов. Это, прежде всего, тематика, связанная с «relations humaines» - «общественными отношениями». (Здесь и далее перечисляем лишь некоторые работы, общий список которых на языке оригинала приводится в конце публикации: Альбу П. Общественные отношения. Париж, 1971; Ардуано Ж. Коммуникация и общественные отношения. Париж, 1966; Бо Ф. Общественные отношения. Париж, 1967).

Следующий «раздел» достаточно близок к первому: это «отношения на предприятии» (Бертен Буссю М. П. Практика улучшения социального климата на предприятии. Париж, 1963; Котино О. Отношения и взаимоотношения на работе. Париж, 1972; Гро А. Человек и предприятие. Париж, 1966; Пруст О. Социальный диалог на предприятии. Париж.). Оба эти направления научных исследований составляют «изюминку» романской школы коммуникативистики. Изучаются и собственно общие и частные проблемы связей с общественностью (Шалюмо Ж. Л. Связи с общественностью государства. Париж, 1965; Шайдер Кр. Техники и методы связей с общественностью. Париж, 1970).

Теоретические изыскания по тематике коммуникаций датируются в основном 1970-ми гг., что, в общем, закономерно: практические наработки французских коммуникаторов требуют своего осмысления, теоретической базы (Балль Р. Педагогика коммуникаций. Париж, 1971; Бевилль Ж. Методы коммуникации. Париж, 1971; Эргман Р. Коммуникация и массовая культура. Париж, 1969; Пагано Кр. История и лексика коммуникации. 1969). Кстати, в это время европейские отделы информации становятся отделами, департаментами коммуникаций.

Теоретические изыскания французов на рубеже веков обозначаются следующей тематикой. С самого зарождения паблик рилейшнз во Франции большое внимание французскими исследователями уделялось взаимоотношениями с массмедиа -медиарилейшнз, одной из важнейших парадигм развития паблик рилейшнз в этой стране. Только за последнее десятилетие во Франции было опубликовано более десяти исследований по медиарилйшнз (Бахманн Ф. Взаимодействовать с печатной и аудиовизуальной прессой, 1996; Делькур Н. Улучшайте ваши отношения с журналистами, 1996; Морель Ф. Практика пресс-рилейшнз, 2001; Нуто Ж.-Н. Пресс-рилейшнз, 2002; Бодо Ж. Пресс-кит и пресс-релиз, 2008; Бодо Ж. Завтрак и встреча с журналистом, 2008). Вместе с тем активно продолжаются исследования собственно феномена коммуникации и его прикладных аспектов (Вольтон Д. Идея коммуникации, 1997; Буню Д. Введение в науку коммуникации, 1999).

В поле активного внимания французских ученых и практиков -корпоративные коммуникации, существует ряд добротных изданий как по внешним коммуникациям компании, так и внутренним (Вестфаллен М.-Э. Внешние коммуникации предприятия, много изданий; Морель Ф. Практика коммуникаций на предприятии, 2001; Юрель дю Кампар С. Корпоративная коммуникация, 2002), а также по ивентам (Делькур Н., Апп-Дюрье А. Как организовать событие, 2001; Шушан Л. Ивент. Коммуникация XXI века, 2000).

Отдельно нужно сказать об одном из наиболее на сегодня ярком представителе французской школы коммуникаций - Жане-Пьере Бодуане, известном в России уже десятилетие по книге по имиджу компании [3]. Ж.-П. Бодуан активно разрабатывает в 2000-е годы теорию репутации, выпускает три монографии по этой теме (Быть на острие риска общественного мнения, 2001; Общественное мнение, это сколько? 2005; Руководитель в окружении общественного мнения. Десять принципов коммуникации тех, кто нами руководит и их окружения, 2008).

В заключение представим алфавитный список трудов французских исследователей по проблемам коммуникаций 19502010-х гг.

Albou P. Les relations humaines. Paris, 1971.

Ardoino J. Communication et relations humaines. Paris, 1966.

Ardoino J. Information et communication dans les enterprises et les groups de travail. Paris, 1969.

Ardoino J. Les problems humaines dans l'entreprise. Paris, 1971.

Aznar G. La creativité dans l'entreprise. Paris, 1973.

Bachmann Ph. Communiquer avec la presse écrite et audiovisuelle. Paris, 1996.

Ball R. Pedagogie de la communication. Paris, 1971.

Baud F. Les relations humaines. Paris, 1967.

Beaudoin J.-P. Etre à l'écoute du risque d'opinion. Paris, 2001.

Beaudoin J.-P. L'opinion, c'est combien? Paris, 2005;

Beaudoin J.-P. Le dirigeant à l'épreuve de l'opinion. Dix principles de communication à l'usage de ceux qui nous dirigent et de leur entourage. Paris, 2008.

Becourt N. Le droit de la personne face à son image. Paris, 1969.

Bertin Boussu M. P. Pratique de l'amériation du climat social dans l’entreprise. Paris, 1963.

Beville G. Méthode de communication. Paris, 1971.

Boiry Ph. A. Des “Publuc-relations” aux relations publiques. La doctrine européenne de Lucien Matrat. Paris, 2003.

Bolle de Bal M. Relations humaines et relations industrielles.

Bordeau J. Le déjeuner et la rencontre avec un journaliste. Paris, 2008.

Bordeau J. Le dossier et le communiqué de presse. Paris, 2008.

Bougnoux D. Introduction aux sciences de la communication. Paris, 1999.

Bresard M. Le chef d'entreprise et la mobilité sociale.

Cala N. et Aaron J. Le personnel et les intermédiataires dans l'entreprise. Paris, 1971.

Chalumeau J. L. Les relations publiques de l’Etat. 1965.

Chaumely J. et Huisman D. Les relations publiques. Paris, 1967.

Chouchan L. L’évenement. La communication du XXI siècle. Paris, 2000.

Cotinaud O. Relations et entre-relations dans le travail. Paris, 1972.

Dalle F. et Bounine-Caba. L'entreprise du future. Paris, 1971.

Decuadin J.-M. La communication Marketing. Concepts, techniques, stratégies. Paris, 1999.

Delcourt N. Vivez au mieux vos relations avec les journalists. Paris, 1996.

Delcourt N., Happe-Durieux A. Comment organizer un événment. Paris, 2001. Denis R. et S. L'homme dans l'entreprise. Paris, 1969.

Denis R. et Torkomian S. La caractériologie au service de l’entreprise. Paris, 1968. Deville A. L'information dans l'entreprise. Paris, 1969.

Dorra H. et Millet C. Les communications: l'entretien individuelle. Paris, 1970. Ergman R. Communication et la culture de masse. Paris, 1969.

Etienne B. Les relations publiques des entreprises privées. Paris, 1950.

Gardellini R. Les relations publiques et le role de l'Administration modern. Paris, 1971. Gauquelin F. Savoir communiquer. Paris, 1970.

Gellerman S. W. Les problèmes humaines dans l'entreprise. Bruxelles.

Genton P. L. Les relations publiques. Promotion et humanisme des enterprises moderns. 1970.

Gros A. L’homme et l’entreprise. Paris, 1966.

Hierche H. Les techniques modernes de gestion de l’entreprise. Paris, 1962.

Hurel du Campar S. La communication Corporate. Paris, 2002,

Le Clerq Ch. Les aspects d'un journal d’entreprise. Bruxelles, 1959.

Le Maitour L. La psycologie et les sciences humaines dans l'entreprise. Paris, 1967. Lecoq B. Les relations publiques. Pourquoi? Comment? Paris, 1970.

Lekime F. La presse d'entreprise. Bruxelle, 1990.

Lemesnil F. Les relations humaines dans l'entreprise et la condition salariale. Paris, 1961.

Longovoy C. et Linon M. Les relations publiques. Fonctions du Gouvernement de l'entreprise et de l'Administration. Paris, 1969.

Maier R. F. Principes des relations humaines. Paris, 1952.

Matrat L. et Garin L. Les public relations, moteurs de productivite. Paris, 1951. Matrat L. Relations publiques et menagement. Bruxelles, 1970.

Meigniez R. Pathologie sociale de l'entreprise. Paris, 1972.

Michel J.-L. Les professions de la communication. Fonctions et métiers. Paris, 1999.

Morel Ph. Pratique des relations d'enterprise. Paris, 2001.

Morel Ph. Pratique des relations presse. Paris, 2001.

Nouteau J.-N. Les relations presse. Paris, 2002.

Pagano Ch. Histoire et lexique de la communication. 1969.

Peretti A. de. Liberté et relations humaines ou l'inspirations non directive. 1966. Proust O. Le dialogue social dans l'entreprise. Paris.

Renard M. L’homme dans l’entreprise. Les problems de liaison, de corrélation et de centralisation des informations. Paris, 1963.

Rogers C. Le developpement de la person. Paris, 1970 Rousselot J. P. La presse d'entreprise au service de qui? Lille, 1967.

Sainderichin S. Les techniques de l'information au service de l'entreprise. Paris, 1970.

Salles P. et Simon Y. L'expression et la communication dans la vie sociale et professionnelle. Paris, 1970.

Schaeffer P. Machine à communiquer. Paris, 1964.

Schaeffer P. Pouvoir et communication. Paris, 1972.

Scheider Chr. Principles et techniques des relations publiques. Paris, 1970.

Verdier H. Les relations publiques. Information et action. Paris, 1959.

Vevziani S. Organizzare l’ufficio stampa. Le relazioni con i media nell’era di Internet. Milano, Il Sole 24 Ore. 1999.

Virenque A. Essai sur les relations publiques et sociales. Paris, 1959.

Wackenheim G. Communication et devenir personnel. Paris, 1969.

Weiss D. La communication dans les organisations indistruelles. Paris, 1971.

Weiss D. Quelques problèmes de communication. Paris.

Westphalen M.-H. La communication externe de l’entreprise. Paris, 1998. Westphalen М.-Н. Communicator: Le guide de la communication d’entreprise. 3-me éd. Paris, 1998.

Wolton D. Penser la communication. Paris, 1997.

Список литературы

1. Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. -СПб., 2002.

2. Boiry Ph. A. Des “Publuc-relations” aux relations publiques. La doctrine européenne de Lucien Matrat. - Paris, 2003.

3. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании / пер. с фр. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.