УДК 791.221.2(44)
DOI: 10.28995/2073-6401-2019-3-144-157
Французская комедия 1970-х годов: формула успеха
Маня Лозовская
Хайфский университет, Хайфа, Израиль, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены результаты изучения факторов, оказавших в 1970-е гг. влияние на рост популярности французской комедии среди массовой зрительской аудитории. Проанализированы более 120 кинопроизведений комедийного жанра французского производства, выпущенных в прокат в рассматриваемый период. Представленная тема не исследована ни в российской, ни во французской киноведческой литературе, представляет интерес для профильного читателя, исследователя французского кино. Актуальность темы очевидна: в сегодняшнее непростое жесткое время особенно нужны кинопроизведения комедийной тематики. Именно они, наряду с хорошими сказками, делают мир и общество добрее, отзывчивее, отвлекают от негативных мыслей. Смех продлевает жизнь — привычная всем сентенция, поэтому поиск и нахождение формулы смеха в наши дни весьма востребованы. Предложена формула успеха французской комедии 1970-х годов, которая может быть использована для аналогичных оценок применительно к современной кинопродукции.
Ключевые слова: бюджет кинокомедии, великие актеры-комики, комедиограф, несерьезное кино, посещаемость фильма, режиссура, социологический опрос, успех фильма, формула успеха, французская комедия
Для цитирования: Лозовская М. Французская комедия 1970-х годов: формула успеха // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019. № 3. С. 144-157. Б01: 10.28995/2073-64012019-3-144-157
© Лозовская М., 2019
French comedy of the 1970s. The formula for success
Manya Lozovskaya
Haifa University international school, Haifa, Israel; [email protected]
Abstract. The article deals with the results of studying the factors that influenced the growth of popularity of French Comedy among the mass audience in 1970s. More than 120 films of the Comedy genre of the French production released in hire in the considered period are analyzed. The presented subject is not investigated neither in the Russian, nor in the French cinema literature, is of interest to a profile reader, the researcher of the French cinema. The relevance of the topic is obvious: in today's difficult tough time Comedy films are especially need. They, along with good fairy tales, make the world and society kinder, more responsive, distract from negative thoughts. Laughter prolongs life-all familiar Maxim, so the search and finding the formula of laughter in our days are very popular. The formula of success of the French Comedy of 1970s which can be used for similar estimates in relation to modern film production is offered.
Keywords: comedy budget, comedy cinema, great comedians, writer of comedies, playful cinema, film attendance, directorial work, sociological survey, film success, success formula, French comedy
For citation: Lozovskaya, M. (2019), "French comedy of the 1970-s. The formula for success", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art history" Series, no. 3, pp. 144-157, DOI: 10.28995/2073-6401-20193-144-157
Рассматриваемое десятилетие во французской кинематографии прошло под знаком «кино хорошего качества» [Тенейшвили 1991]. Тема актуальна в настоящее время, поскольку популярность комедийного жанра в кино заметно снизилась. Массового зрителя в большей степени привлекают сейчас триллеры, фильмы ужасов, боевики и фантастика. На долю комедии приходится сейчас немногим больше 7%.
Кинематограф является мощным инструментом влияния на психологию массовой аудитории, поэтому закономерны опасения, что фильмы перечисленных жанров способствуют формированию жестокости, немотивированной агрессии, проявлению низменных инстинктов и негативных форм человеческого поведения. В противовес этому ленты комедийного жанра, особенно те, которые продвигают гуманистические идеи, способны оказать положитель-
ное влияние на большинство зрителей. Чтобы понять, как вернуть популярность кинокартинам комедийной направленности, обратимся к лучшим образцам произведений успешных французских кинематографистов.
Новизна исследования заключается в обращении к традициям коммерческого кинематографа Франции как одной из крупнейших европейских кинодержав (в то время как в большинстве публикаций на аналогичную тематику рассматривается преимущественно кинопродукция Голливуда), а также в реализованной попытке вывести универсальную формулу успеха кинолент комедийного жанра.
Подавляющее число отечественных и переводных публикаций о французском кинематографе посвящено интеллектуальному авторскому, иными словами - элитарному кино. При этом общеизвестным является тот факт, что успехом у значительной части зрителей пользуется жанровое коммерческое кино. Емкое и подробное исследование французского коммерческого кино было проведено профессором ВГИК, продюсером и многолетним представителем «Совэкспортфильма» в Париже Отаром Владимировичем Теней-швили и опубликовано почти 50 лет назад в сборнике «Мифы и реальность: зарубежное кино сегодня», изданном в 1972 г. [Тенейш-вили 2019]. Данное исследование затрагивало практически не рассматривавшуюся ранее проблему успешности французской комедии (или, как было принято называть этот жанр, «несерьезное кино») 1970-х гг.
В процессе проведения исследования нами была выдвинута гипотеза, что основой успеха французской комедии 1970-х гг. являются следующие факторы: участие известных узнаваемых актеров, тиражируемость популярных образов и типажей, серийность успешных сюжетов, доступность для массовой аудитории фабулы и языка героев фильма, и все это - при качественной сценарной проработке и новаторской профессиональной режиссуре.
Несмотря на огромную популярность фильмов, созданных в Голливуде, французское кино всегда занимало особую нишу в мире и пользовалось любовью зрителей разных стран. Разумеется, кассовый успех выпадает, прежде всего, на долю жанрового кино. Во Франции традиционно существовало три наиболее популярных жанра: фильмы «плаща и шпаги», имевшие большой успех в 1950-1960-х гг., когда в них блистали Жерар Филип, Жерар Баррэ и, конечно, «король жанра» - Жан Маре; полицейские фильмы (расцвет этого направления приходится на 19701980 гг., когда его главными звездами стали Жан-Поль Бельмон-до и Ален Делон), и, конечно же, неповторимые французские комедии.
Французские кинематографисты традиционно снимали много комедий, однако расцвет жанра начался в 1960-е годы, когда к нему обратились такие режиссеры, как Филипп де Брока, Жан Жиро, Ив Робер и Жерар Ури. В 1970-е гг. к ним присоединились еще два будущих классика французской комедии - Клод Зиди и Франсис Вебер. Нельзя оставить без внимания и прославленного мастера фильмов «плаща и шпаги» Андре Юнебеля, создавшего в 1960-1970-е гг. несколько успешных комедий. Несмотря на то что у зрителей любимые киноленты ассоциируются прежде всего с именами актеров, первостепенным фактором успеха комедии, на наш взгляд, следует назвать глубокую проработку сценария и режиссуру.
Три столпа французской комедии того периода - Жиро, Робер и Ури - профессиональные актеры, которым в большей степени удалось реализоваться в режиссуре. Комедиограф и сценарист Жан Жиро, которого известный французский киновед Жан-Пьер Жанкола несправедливо, на наш взгляд, называет «незначительным» [Жанкола 1984, с. 99], снял свою первую комедию в 1960 году. Подлинная известность пришла к нему благодаря сотрудничеству с одним из самых ярких звезд комедийного жанра Луи де Фюнесом. В этом творческом союзе появилась знаменитая серия фильмов о жандарме из Сен-Тропе, начавшаяся в 1964 г. и завершившаяся лишь со смертью режиссера в 1982 г.
Комедиями с участием Луи де Фюнеса начинает свой творческий путь также и Ив Робер, успешный продюсер, дебютировавший в качестве режиссера еще в 1954 г. Однако самой успешной из его работ стала вышедшая на экран в 1970-е гг. дилогия о высоком блондине, принесшая мировую известность новой звезде французской комедии - Пьеру Ришару.
Наконец, Жерар Ури, старт режиссерской деятельности которого приходится на 1960-е гг., получает известность благодаря лентам с участием актерского дуэта Бурвиля и Луи де Фюнеса. После ухода из жизни Бурвиля он продолжает работать с Луи де Фюнесом, а затем со звездами нового поколения - Пьером Ришаром и Жаном-Полем Бельмондо. Киновед О.В. Тенейшвили называет комедии Жерара Ури образцами «хорошего класса» [Тенейш-вили 2019]. При этом он подчеркивает, что режиссер выстраивает свои комедии по канонам театральных водевилей Жоржа Фейдо, написанных в начале ХХ в. и c неизменным успехом ставившихся в Париже; многие до сих пор с успехом идут на сценах театров разных стран.
Особняком стоит творчество Филиппа де Брока - режиссера, сформировавшегося в лоне французской «новой волны». Его первые комедии вышли на экраны в самом начале 1960-х. В 1970-е гг. он
стал отдавать предпочтение фильмам смешанных жанров, в которых комедийное начало сочеталось с приключенческим, мелодраматическим содержанием. Де Брока никогда не работал с актерами, считавшимися мастерами преимущественно комедийного жанра, предпочитая им более разноплановых исполнителей. Особенно удачным оказался устойчивый тандем режиссера с Жаном-Полем Бельмондо.
Уже на примере изучения творчества режиссеров-комедиографов 1960-х гг. становится очевидным, что одной из составляющих успеха французской комедии является серийность. Помимо серии фильмов о жандарме, мировую известность получает серия из трех пародийно-приключенческих комедий о Фантомасе (отметим, что первый вариант киноромана про Фантомаса был поставлен Луи Фейадом в 1913 г.), созданная мастером фильмов «плаща и шпаги» Андре Юнебелем с участием все того же Луи де Фюнеса и звезды других лент этого режиссера - Жана Маре. Несмотря на большой кассовый успех этих лент, О.В. Тенейшвили придерживался невысокого мнения о них: «Легкость восприятия тут доведена до предела - нет не только никакой мысли, но даже фабулы» [Тенейшвили 2019]. Весьма спорное утверждение, особенно с позиций сегодняшнего дня: не только многие мысли, но и сюжеты ряда работ оказались провидческими.
В 1970-е гг. на экран выходят 13 комедий Жана Жиро, включая 2 фильма из серии о жандарме из Сен-Тропе, 8 комедий Филиппа де Брока, 5 комедий Ива Робера, включая дилогию о высоком блондине, 3 комедии Жерара Ури.
В этот период начинают свою творческую деятельность два, возможно, самых известных на сегодняшний день французских режиссера-комедиографа - Клод Зиди и Франсис Вебер. Оба они показали себя и успешными сценаристами.
Клод Зиди громко заявляет о себе серией уморительно смешных комедий с участием группы «Шарло». В дальнейшем ему доведется поработать со всеми заметными комиками французского кинематографа. В 1970-е гг. - это признанные мастера жанра Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан-Поль Бельмондо и начинающий актер Колюш, чья звездная карьера будет стремительно развиваться в первой половине 1980-х годов, внезапно оборвавшись с его трагической гибелью. Позднее в комедиях Клода Зиди будут блистать Жерар Депардье, Филипп Нуарэ, Тьерри Лермит и Кристиан Клавье. В 1970-е на экран вышло 10 его комедий. По количеству выпущенных в прокат картин Зиди лишь немного уступил Жану Жиро, но явно превзошел его по качеству продукции.
В противоположность Зиди, Франсис Вебер привнес во французскую комедию нотку грусти. Возможно, причиной тому - его
«славяно-армянские» корни. В 1970-е гг. Вебер получил известность как сценарист - создатель знаменитого «высокого блондина». В режиссуре он решил попробовать себя в 1976 г., сняв по собственному сценарию тонкую и умную комедию «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Дальнейший расцвет его режиссерской карьеры пришелся на 1980-е гг., когда в его комедиях появился незабываемый дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье.
Если сопоставить комедии перечисленных выше режиссеров, становится очевидно, что каждый из них нашел свой путь к успеху у зрителя. Жан Жиро удачно использовал ироническое отношение французов к своей полиции, создав комичные, но при этом вызывающие симпатию образы жандармов. Ив Робер остроумно спародировал популярные шпионские боевики. Жерар Ури успешно развивал традиции классического французского водевиля. Филипп де Брока в качестве своего фирменного стиля выбрал пародию и смешение жанров. Клод Зиди делал ставку на трюковые сцены, а также стал первооткрывателем новых звезд (группа «Шарло», Колюш). Франсис Вебер создал образ скромного и во многом нелепого героя, с честью выходящего из кажущихся безвыходными ситуаций.
Режиссура - фундамент, на который опирается успех французской комедии. Но для зрителя его главной составляющей являются актеры. По словам Жан-Пьер Жанкола, «питающаяся зрелищем публика требует Бурвиля, Фернанделя, Луи де Фюнеса. После смерти Бурвиля в 1970 г. и Фернанделя в 1971 г. Луи де Фюнес оставался в то время единственной во Франции большой звездой популярной комедии» [Жанкола 1984, с. 99]. Впрочем, появление новых звезд на комедийном небосклоне не заставило себя ждать.
Как отмечает Ж.-П. Жанкола, «карьера Луи де Фюнеса, этого чемпиона в данном жанре на протяжении десятилетия, несколько затормозилась после фильма "Приключения раввина Якова". Дело вовсе не в том, что актер стал пользоваться меньшим успехом: повторные выпуски его прежних фильмов доказывают обратное. Нет, Луи де Фюнес устал и с меньшей готовностью принимает предложения потенциальных вкладчиков капитала в кинопроизводство. За четыре года он появился только в двух фильмах: "Крылышко или ножка" и "Неразбериха", оба поставлены Клодом Зиди. Два фильма, созданные специально для де Фюнеса, точно выверены, завинчены и стянуты, столь явно предсказуемы, что даже самые снисходительные критики постепенно от них отвернулись...» [Жанкола 1984, с. 169].
В 1970-е гг. у Луи де Фюнеса появился достойный преемник. В этот период началась успешная карьера грустного комика Пьера Ришара. Актер дебютировал в кино еще в 1967 г., но поначалу ему
доставались эпизодические роли. Тогда он решил не ждать подарков судьбы и в 1970 г. в качестве режиссера снял свой первый фильм «Рассеянный», где сам выступил в главной роли.
На протяжении 1970-х гг. на экран вышли еще три комедии Пьера Ришара, но свои лучшие роли он сыграл в лентах других режиссеров - Ива Робера, Жерара Ури, Клода Зиди и Франси-са Вебера. Особенно удачным оказался образ Франсуа Перрена, придуманный Вебером-сценаристом. В 1980-е гг. он превратился во Франсуа Пиньона, не претерпев особых изменений. Робкий и застенчивый, смешной и нелепый, но при этом умеющий отстаивать свои идеалы и благополучно выходить из сложнейших ситуаций, Франсуа Перрен мог быть музыкантом, журналистом или школьным учителем, оставаясь таким же знаковым персонажем французской комедии, как жандарм Крюшо в исполнении Луи де Фюнеса.
1970-е гг. стали и периодом расцвета кинематографической карьеры комик-группы «Шарло». За время существования группы ее состав претерпевал изменения, но на экране чаще всего появлялась неунывающая четверка: Жерар Ринальди, Жерар Филипелли, Жан Саррюс и Жан-Ги Фешнер. Дебютировав в 1971 г. в комедии Филиппа Клэра «Большая Ява», «Шарло» продолжали сниматься в фильмах крупнейших режиссеров-комедиографов, прежде всего Клода Зиди, в содружестве с которым ими было создано 4 фильма, а также в работах Жана Жиро и Андре Юнебеля.
Появление на экране непрофессиональных актеров, участников популярной музыкальной группы, было обусловлено шумным успехом снятых за несколько лет до этих комедий англичанина Ричарда Лестера с участием легендарной группы «Битлз». После выхода первых лент с участием «Шарло» кинокритик Анри Шапье писал: «Клоду Зиди наконец удалось осуществить свой замысел в фильме с участием ансамбля "Шарло". "Спятившая солдатня" представляет собой французский, провинциальный и ни на что не претендующий вариант того фейерверка, который некогда зажгли фильмы "На помощь!" и "Вечер трудного дня"...» (журнал «Комба», пер. автора статьи).
Успех первой ленты, снятой Клодом Зиди с участием группы «Шарло», оказался грандиозным и неожиданным, ее посмотрели за четырнадцать недель около 900 000 зрителей [Жанкола 1984, с. 172]. После этого комедии с группой «Шарло» стали появляться одна за другой. Наиболее успешным оказался фильм того же Клода Зиди «Новобранцы идут на войну», который привлек в кинотеатры Франции около 400 000 зрителей [Жанкола 1984, с. 172].
В СССР весьма популярным французским фильмом 1970-х гг. стала дилогия Андре Юнебеля «Четыре мушкетера» и «Четверо
против кардинала», главные роли в которой исполнили участники группы «Шарло». В 1978 г. эти два фильма посмотрели 56,6 млн советских зрителей. Большим успехом пользовалась и упомянутая выше лента Клода Зиди «Новобранцы идут на войну», собравшая в том же году 50,1 млн зрителей.
Среди других французских комедий конкуренцию им смогли составить фильмы с участием Луи де Фюнеса, снятые еще в предыдущее десятилетие (за исключением картины 1970 г. «Человек-оркестр», которую в 1973 году посмотрели 30,1 млн зрителей), и картины с участием Пьера Ришара - «Не упускай из виду!» (28,9 млн зрителей в 1979 г.) и «Возвращение высокого блондина» (27,7 млн зрителей в 1976 г.).
Помимо названных исполнителей, в комедиях 1970-х гг. успешно снимается многогранный и разноплановый Жан-Поль Бельмон-до, снискавший лавры преимущественно в полицейских фильмах, но при этом наделенный ярко выраженным острохарактерным актерским дарованием. Комедия Филиппа де Брока «Великолепный», где он исполнил главную роль, в 1975 г. собрала в советском прокате 24,6 млн зрителей.
В 1970-е гг. на экраны выходят 10 комедий с участием Луи де Фюнеса, 17 комедийных фильмов с участием Пьера Ришара, 12 комедий с участием группы «Шарло», 5 комедий с участием Жана-Поля Бельмондо.
Творчество популярных комедийных актеров заставляет задуматься об еще одной составляющей успеха французской комедии -тиражируемости образа. Зачастую актер в разных фильмах играет похожих, однотипных персонажей. Луи де Фюнес воспринимается зрителями прежде всего как туповатый, но весьма амбициозный полицейский - будь то комиссар Жюв или жандарм Крюшо. Пьер Ришар полюбился зрителям как успешно действующий в различных обстоятельствах скромный, невезучий и обаятельный Франсуа Перрен (или Пиньон). Молодые люди из группы «Шарло» и вовсе играют самих себя, даже не меняя имен.
Видимо, поэтому французская критика писала о том, что именно актеры «были подлинными авторами своих фильмов». С данным утверждением не соглашается Ж.-П. Жанкола: «Если термин "автор" предполагает активную ответственность создателя, то такое утверждение неверно. Ни Жан Габен, ни Фернандель, ни десять лет спустя де Фюнес не несли ответственности за фильмы, сделавшие их популярными. Но между ними и зрителями сложились своеобразные, ставшие привычными отношения, которые давят на сценаристов или режиссеров, лишенных самобытности. Сценарии и диалоги до мельчайших реплик выкраиваются по мерке актера. Как костюм, который знаменитый портной кроит для
клиента, но в этом костюме ощущается стиль мастера» [Жанкола 1984, с. 87].
Особой популярностью у зрительской аудитории пользуются комедии с участием дуэтов, состоящих из диаметрально противоположных по характеру персонажей. В 1960-е годы наибольшую известность получили дуэты Луи де Фюнеса с Бурвилем («Разиня», «Большая прогулка»), Жаном Маре (серия фильмов о Фантомасе) и Мишелем Галабрю («Жандарм из Сен-Тропе»). В 1980-е гг. появились знаменитые дуэты Пьер Ришар и Жерар Депардье («Невезучие», «Папаши», «Беглецы») и Филипп Нуарэ - Тьерри Лермит («Продажные»). Но именно в 1970-е в развитии жанра «комедии-дуэта» (как называет его франкоязычная Википедия) наступил перерыв: Бурвиль ушел из жизни, Жан Маре категорически отказался от съемок в продолжении «Фантомаса». Единственным полноценным комедийным дуэтом 1970-х гг. оставались Луи де Фюнес и Мишель Галабрю, но они в указанный период снялись только в двух фильмах из серии «Жандарм из Сен-Тропе».
Одним из слагаемых успеха французского кино всегда было участие изысканно красивых актрис. Однако в комедии героиня, как правило, отходила на второй план, поскольку для комического персонажа наличие любовной линии не считалось обязательным. Тем не менее многие создатели комедийных лент старались пригласить в свой фильм эффектную исполнительницу. У совершенно неромантичных персонажей Луи де Фюнеса была постоянная спутница - эффектная блондинка Клод Жансак. Вместе актеры снялись в десяти комедиях, в семи из которых сыграли супружескую пару. В 1970-е гг. на экраны вышло четыре комедии с участием популярного дуэта. Пьер Ришар, создавая на экране образ трогательного «недотепы», нередко привносил в него лирические нотки. В 1970-е гг. его партнершами становились две «звезды» французского экрана - элегантная Мирей Дарк (дилогия о высоком блондине) и хрупкая Джейн Биркин (комедии «Горчица бьет в нос» -в советском прокате фильм назывался «Он начинает сердиться», и «Гонка за луком шалот» - в советском прокате «Не упускай из виду!»).
Эффектные партнерши всегда сопутствовали «супермену» Жану-Полю Бельмондо. В 1970-е он снимался в комедиях вместе с англичанкой Жаклин Биссет («Великолепный») и секс-символом Голливуда Ракель Уэлч («Чудовище»).
Для О.В. Тенейшвили первостепенной составляющей успеха французского кино является выбор исполнителей главных ролей. Свою точку зрения он иллюстрирует с помощью социологической анкеты киноцентра Франции, предложенной зрителям в 1970 г. На вопрос анкеты: «Какие фильмы вам нравятся?» - большая часть
зрителей ответила: «Фильмы с Габеном, с Бельмондо, с Брижитт Бардо, с Луи де Фюнесом, с Бурвилем». По данным этой анкеты, свыше 50% зрителей ходят в кино, руководствуясь только фамилиями любимых актеров, занятых в фильме. Фильм может быть о чем угодно — главное, играл бы в нем кто-нибудь из любимцев, и тогда его коммерческий успех обеспечен» [Тенейшвили 2019]. Так называемые «требования публики» и порождают тиражируемость образов и серийность.
В конце 1960-х гг. наметился определенный спад посещаемости французских кинотеатров, что заставило целый ряд французских и зарубежных исследователей говорить о скорой гибели французского кино. О.В. Тенейшвили приводит данные по посещаемости киносеансов в зависимости от образовательного уровня французской аудитории. Согласно этой информации, регулярно посещали кинотеатры 28% населения, имеющих среднее образование, и 56% - высшее. Рассматривает он и статистику посещаемости кинотеатров представителями разных профессий. «Самая высокая посещаемость (82%) падает на людей творческих профессий — врачей, адвокатов, работников искусства. Довольно высокий уровень посещаемости (74%) наблюдается среди служащих и технической интеллигенции, слабее у рабочих (67%) и меньше всего у крестьян (56%)» [Тенейшвили 2019].
На основании полученных статистических данных О.В. Тенейш-вили делает вывод об оторванности французского кинематографа от массового зрителя. Однако одной из причин коммерческого успеха французской комедии 1970-х гг. стала именно простота ее сюжетов и легкость восприятия, рассчитанная на привлечение массовой аудитории любого образовательного уровня.
По мысли критика, подобные коммерчески успешные ленты создаются «средними» (т. е. посредственными) режиссерами. «Основная масса картин текущего репертуара создается людьми не столь талантливыми, сколь искушенными во всех приемах и уловках, отвечающих вкусам публики. Эти профессиональные ремесленники безошибочно лепят картины, делающие наибольшие сборы. Рецепт изготовления таких фильмов установлен раз и навсегда. В нем обязательно участие хотя бы одного актера-звезды, широко известного публике, и зазывающее название, иногда заимствованное у знаменитого литературного произведения, которое зачастую бессовестно искажается в фильме. Далее каждый такой фильм непременно снабжается грандиозной упаковкой: пышными декорациями, богатыми костюмами, элементами экзотики, техническими новинками, оригинальным инвентарем и реквизитом, от которых у зрителей дух захватывает» [Тенейшвили 2019]. Правда, О.В. Тенейшвили говорил здесь в основном об исторических и
приключенческих лентах, но в значительной мере относил сказанное и к комедии. Согласиться сегодня с подобным утверждением, на наш взгляд, невозможно.
Мы провели собственный социологический опрос среди жителей Москвы (в октябре 2018 г.) и Санкт-Петербурга (в сентябре 2017 г.). Опрошены примерно 150 человек в двух крупнейших российских городах. Заданы следующие вопросы:
Какую французскую комедию 1970-х годов вы помните?
Назовите своего любимого актера-комика, снимавшегося во французских фильмах прошлых лет?
Каких французских режиссеров-комедиографов вы знаете?
Чем привлекают вас французские комедии 1970-х годов?
Результаты социологического исследования представлены в табл. 1-4, численные данные округлены.
Таблица 1
Наиболее запомнившиеся французские комедии 1970-х гг.
№ Название фильма* Возраст опрашиваемых, лет
18-25 26-35 36-50 Старше 50
1 Серия «Жандарм из Сен-Тропе» и другие ленты с Луи де Фюнесом 7% 10% 28% 40%
2 Дилогия о высоком блондине, «Игрушка» 15% 23% 30% 22%
3 «Четыре мушкетера», «Четверо против кардинала», «Новобранцы идут на войну», «Укол зонтиком» 5% 10% 15% 18%
4 Не помнят 73% 57% 27% 20%
* Названия фильмов для опроса были предложены нами.
Таблица 2
Любимые французские актеры-комики
№ Актер Возраст опрашиваемых, лет
18-25 26-35 36-50 Старше 50
1 Луи де Фюнес 10% 20% 20% 40%
2 Пьер Ришар 45% 35% 40% 35%
3 Жан-Поль Бельмондо 40% 35% 20% 15%
4 Группа «Шарло» 5% 10% 20% 10%
Таблица 3
Французские режиссеры-комедиографы
№ Режиссер Возраст опрашиваемых, лет
18-25 26-35 36-50 Старше 50
1 Жан Жиро - 5% 5% 5%
2 Ив Робер - 5% 5% 5%
3 Жерар Ури - - - 5%
4 Филипп де Брока - 5% 5% 5%
5 Клод Зиди 3% 5% 20% 10%
6 Франсис Вебер 5% 10% 10% 5%
7 Помнят только названия фильмов и имена актеров 92% 70% 55% 65%
* Имена режиссеров для опроса были предложены нами.
Таблица 4
Факторы популярности французской комедии 1970-х гг.
№ Фактор популярности Возраст опрашиваемых, лет
18-25 26-35 36-50 Старше 50
1 Занимательный сюжет 30% 20% 15% 20%
2 Хорошие режиссура, сценарий 20% 25% 20% 30%
3 Любимые актеры 25% 25% 30% 35%
4 Полюбившиеся персонажи 20% 20% 10% 5%
5 Другое 5% 10% 25% 10%
Как видно из приведенных в табл. 1-4 обобщенных данных соцопросов, главными факторами привлекательности французской комедии являются сюжет и участие любимых актеров (персонажей, созданных ими). При этом зрители среднего и старшего поколения знают актеров, снимавшихся в комедиях, гораздо
лучше, чем молодое поколение. Зрители всех поколений почти не знают имена режиссеров, снимавших полюбившиеся ленты. Однако это не значит, что не стоит учитывать фактор режиссуры при разработке формулы успеха, поскольку среди наиболее запомнившихся комедий преобладают работы определенных, получивших наибольшую известность, французских комедиографов.
В декабре 1978 г. в газете "Film France" была опубликована официальная таблица, в которой были классифицированы вышедшие на экраны фильмы в зависимости от числа посещений в кинозалах столицы и на периферии [Жанкола 1984, с. 168]. Семь из них превысили отметку посещаемости в 500 000 зрителей [Жанкола 1984, с. 168].
Как указывает Ж.-П. Жанкола, «За исключением «Эмманю-эль-2», шесть из них - комедии: «Побег» Жерара Ури, «Отель на пляже» Мишеля Ланга, «Нежный полицейский» Филиппа де Брока, «Я робкий, но я лечусь» Пьера Ришара, «Неразбериха» Клода Зиди, «Клетка для психопаток» Эдуара Молинаро. Восьмой фильм в списке немного отстает (386 000 зрителей), это тоже комедия "Робер и Робер" Клода Лелуша» [Жанкола 1984, с. 169].
Поскольку французские комедии снимались именно в расчете на прокатный успех, на них всегда выделялся большой бюджет. Кроме того, немалые средства вкладывались в рекламу. К примеру, бюджет комедии «Неразбериха» превысил значительную сумму в 20 млн франков, при этом на рекламу было выделено около 1,5 млн франков, из которых 730 000 франков были израсходованы на афиши [Жанкола 1984, с. 169].
В результате проведенного исследования, с учетом показателей проведенных нами опросов, а также опубликованных материалов французских кинокритиков, нам удалось вывести и оцифровать формулу успеха (лучше даже сказать - формулу смеха!) французской комедии 1970-х гг., где 40% приходится на долю популярных актеров и созданных ими типажей, 30% - на сценарий (прежде всего доступность сюжета для массовой аудитории), 20% успеха дает режиссура, 10% - реклама и прокатная политика.
У= А + С+Р+П,
где У - успех фильма, А - актеры, С - сценарий, Р - режиссура, П - реклама и прокатная политика.
Выводы
Одним из главных факторов успеха французской комедии 1970-х гг. стал интенсивный и почти одновременный приход в кинематограф целой плеяды талантливых режиссеров-комедиографов.
Для массового зрителя основной составляющей успеха комедийных лент является участие популярных актеров. Особой привлекательностью обладают создаваемые ими постоянные типажи и серийность кинолент, имеющих продолжение.
Залогом успеха сценариев комедийных лент являются не только оригинальность и остроумие, но и доступность языка персонажей фильма для массового зрителя.
Поскольку французские комедии изначально снимаются в расчете на коммерческий успех, их производство, прокат и реклама всегда требовали существенных вложений, что во многом определяло успех кинокартины.
Литература
Жанкола 1984 - Жанкола Ж.-П. Кино Франции: Пятая республика (1958-1978).
М.: Радуга, 1984. 408 с. Тенейшвили 2019 - Тенейшвили О.В. Будни французского коммерческого кино [Электронный ресурс] // Научно-просветительский журнал «Скепсис». URL: http://scepsis.net/library/id_787.html (дата обращения: 12.07.2019). Тенейшвили 1991 - Тенейшвили О.В. Французское кино и зритель, производство и прокат; продюсерский кинематограф; киноинформация и кинореклама. М.: ВИПК работников кинематографии СССР, 1991. 145 с.
References
Giancola, J.-P. (1984), Kino Frantsii: Pyataya respublika (1958-1978) [French Cinema. Fifth Republic (1958-1978)], Raduga, Moscow, Russia.
Teneishvili, O.V. (2019), The Everyday life of the French commercial cinema [Online], Scientific and educational journal Skepsis, available at: http://scepsis.net/library/ id_787.html (Accessed 12.07.2019).
Teneishvili, O.V. (1991), French cinema and spectator, production and film distribution; producer cinema; cinema information and film advertising [French cinema and spectator, production and rental; production film; Kinopalace and film advertising], VIPK workers cinematography of the USSR, Moscow, Russia.
Информация об авторе
Маня Лозовская, соискатель, Международная школа Хайфского университета, 199 ABBA Hushi Blvd., гора Кармель, Хайфа 3498838, Израиль, [email protected]
Information about the author
Manya Lozovskaya, applicant, Haifa University international school, 199 ABBA Hushi Blvd., mount Carmel, Haifa 3498838, Israel, [email protected]