RUDN Journal of Political Science
Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ
2017 Vol. 19 No 1 91-100
http://journals.rudn.ru/political-science
й01: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-91-100
ФРАНЦИЯ, РФ И США ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АРМЕНИИ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ГОЛОСОВАНИЯ В ГА ООН
Д.А. Хачатурян
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Франко-армянские отношения носят привилегированный характер, российско-армянским отношениям присуще союзническое партнерство. Для уточнения структуры межгосударственных отношений автор прибегает к методу прикладного анализа: исследованию голосования стран в Генеральной Ассамблее ООН. Проанализировано голосование Армении в ГА ООН, голоса которого сравниваются с голосами Франции, США и РФ по тем или иным вопросам внешней политики. Сравнение позиций позволяет обнаружить точки соприкосновения внешнеполитических курсов, говорить с большой точностью о влиянии на внешнюю политику страны и оценить степень независимости внешней политики армянского руководства.
Ключевые слова: Армения, внешняя политика, международные отношения, прикладные методы анализа, голосование в ГА ООН
Франция, Россия и США определенно занимают приоритетное положение во внешней политики Армении. В этих странах проживает самое крупное армянское сообщество, что является фактором влияния на развитие межгосударственных отношений. Представители данных стран осуществляют посредничество в рамках Минской группы ОБСЕ и возглавляют поиск путей мирного урегулирования Карабахского конфликта. ЕС и РФ являются крупнейшими внешнеторговыми партнерами Армении [6], основные партнеры по прямым иностранным инвестициям — Россия и Франция. США является крупнейшим донором гуманитарной и технической помощи, предоставляемой Армении.
Франция и Россия занимают ясную и недвусмысленную позицию по геноциду армян. Франция закрепила законодательно признание геноцида армян в 2001 г. и пытается криминализировать отрицание (несмотря на охлаждение франко-турецких отношений) [7; 19]. Франция также способствует продвижению международного признания геноцида, учитывая влияние страны в ЕС или в Международной организации Франкофонии (например, заявление Генерального секретаря МОФ в контексте 100-летней годовщины Геноцида армян, резолюция «по предотвращению геноцидов» 31-й министерской сессии МОФ [18; 20]). Признание геноцида армян является одним из составляющих политики Франции по отношению к Турции [17].
Исторические и культурные связи, несомненно, способствуют развитию современных франко-армянских отношений. Отношения с Французской Республи-
кой считаются приоритетными для европейского направления внешней политики Армении, в том числе с точки зрения сотрудничества с европейскими структурами [1]. Двусторонние отношения находятся на высоком уровне и оба государства их характеризуют как привилегированные [2]. В рамках количественного анализа голосования в ООН возможна эмпирическая проверка структуры отношений между странами.
В рамках данной работы был проведен прикладной анализ голосования, было выявлено совпадение и расхождение позиций Армении с основными внешнеполитическими партнерами страны по основным вопросам регионального и глобального развития. Форма принятия решений путем голосования в ГА ООН прямо связана с количественными оценками [3; 4]. Голосование проявляет истинную позицию государств по тем или иным вопросам внешней политики [5]. Были проанализированы результаты голосования в ГА ООН по резолюциям с 55 по 70 сессии (2000—2016 гг.) с использованием Информационно-библиографической системы ООН [21].
Как показывают результаты исследования (табл. 1), позиция Армении в ходе голосования в ГА ООН совпадает с позицией Франции чуть более чем в половине случаев (в среднем получается 56%).
Таблица 1
Сравнение голосования в ООН Армении и Франции
Сессия Совпадение Несовпадение Воздержалась Общее количе- % совпадений
ГА ООН позиции позиций при голосовании ство резолюций
или не голосовала
70 37 13 23 73 50,68%
69 41 13 27 81 50,60%
68 33 12 19 64 51,56%
67 39 10 23 72 54,16%
66 38 9 23 70 54,28%
65 35 11 27 73 47,94%
64 33 10 26 69 47,82%
63 47 11 18 76 61,84%
62 45 12 22 79 56,96%
61 54 8 25 87 62,06%
60 44 6 26 76 57,89%
59 42 6 23 71 59,15%
58 47 8 21 76 61,84%
57 44 6 23 73 60,27%
56 40 7 20 67 59,70%
55 40 5 22 67 59,70%
Источник: рассчитано автором по данным United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet).
Из приведенной таблицы видно, что стороны не часто противоположно голосуют, но расхождение позиций постепенно увеличилось до 13 единиц, а совпадение соответственно немного уменьшилось (рис. 1). Это обусловлено позицией Франции по вопросам прав человека и ядерного оружия. Позиция Франции также расходится с Арменией по таким острым проблемам, как украинский кризис, ситуация в Иране и Грузии.
70%
60% • 9 50% 40% 30% 20% 10% 0%
55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
Рис. 1. Совпадение позиций Армении и Франции Fig. 1. The coincidence of positions of Armenia and France Источник: составлено автором
Сопоставление позиций Армении с внешнеполитической позицией официального Вашингтона (табл. 2) показывает расхождение в большинстве случаев (средний показатель несовпадений составил 54%). Армения гораздо реже голосует вместе с США — в среднем их голоса оказались близки лишь в 17,7% случаев (рис. 2). Подобное несовпадение обусловлено позицией США по ряду вопросов международной повестки (например, резолюции по арабо-израильскому конфликту), что не соответствует взглядам большинства международного сообщества.
Таблица 2
Сравнение голосования в ООН Армении и США
Сессия Совпадение Несовпадение Воздержалась Общее коли- % совпадений
ГА ООН позиции позиций при голосовании или не голосовала чество резолюций
70 17 35 21 73 23,28%
69 18 41 22 81 22,22%
68 11 35 18 64 17,18%
67 13 35 24 72 18,05%
66 15 32 23 70 21,42%
65 12 37 24 73 16,43%
64 14 36 19 69 20,28%
63 8 47 21 76 10,52%
62 9 52 18 79 11,39%
61 8 54 25 87 9,19%
60 10 46 20 76 13,15%
59 13 39 19 71 18,30%
58 14 42 20 76 18,42%
57 13 44 16 73 17,80%
56 16 37 14 67 23,88%
55 15 28 24 67 22,38%
Источник: рассчитано автором по данным United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet).
30%
25%
20%
15%
10%
5%
0%
Рис. 2. Совпадение позиций Армении и США Fig. 2. The coincidence of positions of Armenia and the United States Источник: составлено автором
Как показывают итоги исследования (табл. 3), позиция Армении часто совпадает с внешнеполитической позицией России (в среднем примерно на 75%).
Таблица 3
Сравнение голосования в ООН Армении и РФ
Сессия Совпадение Несовпадение Воздержалась Общее % совпадений
ГА ООН позиции позиций при голосовании или не голосовала количество резолюций
70 52 8 13 73 71,23%
69 55 6 20 81 67,9%
68 46 4 14 64 71,87%
67 53 2 17 72 73,61%
66 51 2 17 70 72,85%
65 57 1 15 73 78,08%
64 50 2 17 69 72,46%
63 55 2 19 76 72,36%
62 61 3 15 79 77,21%
61 67 1 19 87 77,01%
60 57 1 18 76 75%
59 57 2 12 71 80,28%
58 61 0 15 76 80,26%
57 54 2 17 73 73,97%
56 51 2 14 67 76,11%
55 51 2 14 67 76,11%
Источник: рассчитано автором по данным United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet)
Из приведенной таблицы видно, что стороны очень редко голосуют противоположно, расхождение позиций увеличилось до 8 единиц только в последние годы и соответственно уменьшилось совпадение при голосовании (рис. 3) и обусловлено более жесткой позицией РФ по резолюциям, затрагивающим вопросы ядерного оружия и ядерных материалов.
82%
66% 64% 62% 60%
55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 63 69 70
Рис. 3. Совпадение позиций Армении и РФ Fig. 3. The coincidence of positions of Armenia and the Russian Federation Источник: составлено автором
В период 1992—2015 гг. 23 раза ГА принимала резолюцию «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран», где выражала серьезную обеспокоенность по поводу нарушений в области прав человека (резолюции принимались начиная с 1985 г.), призывала правительство Ирана принимать меры в связи с вызывающими обеспокоенность проблемами, касающихся прав человека, в полной мере соблюдать де-юре и де-факто свои обязательства в области прав человека [9]. Резолюцию последовательно поддерживали западные государства, в том числе Франция и США, тогда как Армения и Россия голосовали против резолюции. Дружественная позиция Армении по отношению к Ирану имеет важное значение, особенно в условиях блокады границ Армении со стороны Турции и Азербайджана.
С 2009 г. Грузия вносит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи проект резолюции «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия и Цхинвальского района/Южной Осетии, Грузия» [10]. В период 2009— 2015 гг. 7 раз ГА ООН принимала резолюцию по проблеме беженцев и перемещенных лиц из Абхазии и Южной Осетии. Данный документ получает поддержку со стороны западных стран, в том числе Франции и США. Позиция Армении здесь совпадает с позицией России, которые ежегодно выступают против принятия резолюции. С точки зрения Армении, при урегулировании конфликтов следует использовать всеобъемлющий подход, а попытки урегулировать отдельные аспекты конфликта без разрешения главных проблем, как правило, контрпродуктивны [14].
Резолюция о территориальной целостности Украины 2014 г. заявляет о незаконности крымского референдума и призывает не признавать изменения статуса АР Крым и города Севастополя [11]. Позиция Армении и здесь совпадала с позицией России, которые голосовали против резолюции, Франция и США выступали
за принятие данной резолюции. Позиция Армении заключается в том, что страна на протяжении многих лет последовательно занимает принципиальную позицию по вопросу о содействии равноправию народов и их права на самоопределение [15] (табл. 4).
Таблица 4
Сравнение голосования в ООН Армении, Франции, РФ и США
Название резолюции ГА ООН Положение в области прав человека в Иране Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия и Южной Осетии, Грузия Территориальная целостность Украины
№ резолюции 70/173 69/286 68/262
Дата принятия 17.12.2015 03.06.2015 27.03.2014
резолюции
Армения N N N
Франция Y Y Y
Россия N N N
США Y Y Y
ВСЕГО: Y: 81, N: 37, ^75, N^6, Y: 100, N: 11,
A: 67, NV:8 A:78, NV:24 A: 58, NV: 24
Источник: составлено автором с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet)
Резолюция под заголовком «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» заявляла об «уважении и поддержке территориальной целостности Азербайджанской Республики», требовала «вывести все армянские силы со всех оккупированных территорий» [12]. Франция, Россия, США и Индия были среди тех 7 членов ГА ООН, которые проголосовали против резолюции. Позиция стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ заключается в том, что проект резолюции носит односторонний характер и не учитывает предложение урегулирования конфликта (Мадридские принципы) «во всей его сбалансированной целостности» [16]. Большинство стран воздержались или не проголосовали. В поддержку данной резолюции выступили в основном страны ГУУАМ и Организации исламского сотрудничества (31 из 57 государства-члена). Голосование по данной резолюции во многом объясняет позицию Армении по украинскому кризису или по ситуации в Грузии (табл. 5).
Таблица 5
Результаты голосования по резолюции ГА ООН № 62/243 «Положение на оккупированных территориях Азербайджана» от 14.03.2008
Результаты голосования по резолюции ГА ООН № 62/243
«Положение на оккупированных территориях Азербайджана»
от 14.03.2008
Y — «за»
N — «против»
A — воздержался
NV — не голосовал
ВСЕГО: Y: 39, N 7, A: 100, NV: 46
N Армения
N Франция
N Россия
N США
Источник: составлено автором с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet)
Резолюция «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике» принималась с 2011 по 2015 г. и осуждала применение химического оружия, нарушение прав человека и международного гуманитарного права в Сирии и требовала, чтобы все стороны незамедлительно положили этим нарушениям конец [13]. За принятие этой резолюции стабильно голосовали западные государства, Армения решила воздержаться от голосования, хотя Армения твердо поддерживает позицию России по сирийскому вопросу (табл. 6) [8].
Таблица 6
Результаты голосования по резолюциям ГА ООН «Положение в области прав человека в САР»
Название Положение в области прав человека в САР
резолюции ГА ООН
№ резолюции 66/176 67/183 68/182 69/189 70/234
Дата принятия 19.12.2011 20.12.2012 18.12.2013 18.12.2014 23.12.2015
резолюции
Армения A A A A A
Франция Y Y Y Y Y
Россия A N N N N
США Y Y Y Y Y
ВСЕГО: Y: 133, N: 11, Y: 135, N: 12, Y: 127, N: 13, Y: 127, N: 13, Y: 104, N: 13,
A: 43, NV: 6 A: 36, NV: 10 A: 47, NV: 6 A: 48, NV: 5 A: 37, NV: 39
Источник: составлено автором с использованием United Nations Bibliographic Information System (UNBISnet)
***
Таким образом, франко-армянским привилегированным отношениям соответствует совпадение позиций при голосовании в ГА ООН чуть более чем в половине случаев (58%), российско-армянским отношениям союзнического партнерства — 75% общность голосов. Позиции Франции и Армении во время голосования в Генеральной Ассамблее расходятся по ситуации в Иране, Грузии, Украине. Армения и Россия по этим острым вопросам международной повестке голосуют одинаково. Резолюции, осуждающие нарушения прав человека, постоянно получают поддержку Франции. По ситуации Сирии Армения предпочитала воздерживаться и выражала поддержку позиции РФ. Страны, имеющие отношения к резолюциям, находятся в непосредственной близости от Армении, поэтому по каждой из резолюций страна имеет четко выраженную позицию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Акопян Э.Г. Основные направления развития двусторонних отношений Республики Армения и Франции (1992—2008 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2015.
[2] Брифинг министра иностранных дел Эдварда Налбандяна с журналистами после состоявшейся 27 октября 2014 года в Париже встречи президентов Франции, Армении и Азербайджана. 28.10.2014. Режим доступа: http://www.mfa.am/ru/interviews/item/2014/10/28/arm_az_fr.
[3] Дегтерев Д.А. Механизмы принятия решений в международных организациях и коллективных наднациональных органах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14: Право. 2014. № 1.
[4] Дегтерев Д.А. Количественные методы в международных исследованиях // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 2.
[5] Дегтерев Д.А., Дегтерев А.Х., Никулин М.А., Оганесян А.Л. Прикладной анализ внешней политики стран СНГ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. № 4.
[6] Иванов В.Г. Влияние динамики экспорта на уровень политической стабильности на примере России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2012. № 3.
[7] Кртян Л.А. Влияние армянской диаспоры на процесс признания Французской Республикой геноцида армян в Оттоманской империи // Власть. 2011. № 2.
[8] Президент Армении заявил, что поддерживает Россию в сирийском вопросе. РИА Новости. 10.03.2016. Режим доступа: http://ria.ru/politics/20160310/1387893862.html.
[9] Резолюция, принятая ГА ООН 17 декабря 2015 г. «Положение в области прав человека в Исламской Республике Иран». A/RES/70/173. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/ search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/173&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/ r70_resolutions_table_en.htm&Lang=R.
[10] Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 03 июня 2015 года «Положение внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии, Грузия и Цхинвальского района/Южной Осетии, Грузия». A/RES/69/286. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/69/286&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r69_resolutions_table _en.htm&Lang=R.
[11] Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 марта 2014 года «Территориальная целостность Украины». A/RES/68/262. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/view_ doc.asp?symbol=A/RES/68/262&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r68_resolutions_ table_en.htm&Lang=R.
[12] Резолюция, принятая ГА ООН 14 марта 2008 года «Положение на оккупированных территориях Азербайджана». A/RES/62/243. Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/ view_doc.asp?symbol=A/RES/62/243&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r62_ resolutions_table_en.htm&Lang=R.
[13] Резолюция, принятая ГА ООН 23 декабря 2015 г. «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике». A/RES/70/234. Режим доступа: http://www.un.org/en/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/234&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/ r70_resolutions_table_en.htm&Lang=R.
[14] Стенограмма 97-го заседания 62-й сессии ГА ООН 15.03.2008. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/62/PV.97&referer=http://www.un.org/ en/ga/62/resolutions.shtml&Lang=R.
[15] Стенограмма 80-го заседания 68-й сессии ГА ООН 27.03.2014. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/68/PV.80&referer=http://www.un.org/ en/ga/68/resolutions.shtml&Lang=R.
[16] Стенограмма 86-го заседания 62-й сессии ГА ООН 14.03.2008. Режим доступа: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/62/PV.86&referer=http://www.un.org/ en/ga/62/resolutions.shtml&Lang=R.
[17] Ходжаян К.Г. Вопрос криминализации отрицания геноцида армян во французско-турецких отношениях // Журнал социальных наук. 2015. № 1.
[18] La Secrétaire générale de la Francophonie s'associe aux commémorations du centenaire du génocide arménien. Communiqué de presse. OIF. 24.04.2015. Режим доступа: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/communique_19_commemoration_centenaire_genocide_ armenien_24-04-2015 .pdf.
[19] Marian M., Makarian Ch. Les Arméniens de France et la Turquie: la possibilité d'un dialogue? IFRI. 2011. Note franco-turque № 5.
[20] Résolution sur la prévention du genocide. 31e session de la Conférence ministérielle de la Francophonie Erevan 2015. Режим доступа: http://francophonieerevan2015.am/page_files/ documents/Resol_genocide_CMF_31_11102015.pdf.
[21] United Nations Bibliographic Information System. Режим доступа: http://unbisnet.un.org.
DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-91-100
FRANCE, RUSSIA AND USA IN FOREIGN POLICY OF ARMENIA: QUANTITATIVE ANALYSIS OF VOTING IN THE UN GENERAL ASSEMBLY
D.A. Khachaturyan
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
France, Russia and the United States definitely take a priority position in the foreign policy of Armenia. French-Armenian relationships have a privileged character, Russian-Armenian relations have elevated to the level of allied partnership. To clarify the structure of relations between the countries the author resorts to the method of applied analysis: the study of voting in the United Nations General Assembly. The author analyzes the voting of Armenia in the UN General Assembly, and the Armenian position is compared with the voting of France, USA and Russia on various foreign policy issues. The comparison of positions helps to detect adherent points of foreign policy, to talk about the impact on the country's foreign policy and to assess the degree of independence in the foreign policy of the Armenian leadership. Statistical analysis of voting is supplemented by qualitative analysis of resolutions of the UN GA. These issues are one of the most urgent on the international agenda. Countries that have relation to the resolutions are in the vicinity of Armenia; therefore, for every resolution Armenia has a clearly defined position.
Key words: Armenia, foreign policy, international relations, applied methods of analysis, voting, United Nations General Assembly
REFERENCES
[1] Akopjan Je.G. Osnovnye napravlenija razvitija dvustoronnih otnoshenij Respubliki Armenija i Francii (1992—2008 gg.): dis. ... kand. ist. nauk. Nizhnij Novgorod; 2015.
[2] Brifing ministra inostrannyh del Jedvarda Nalbandjana s zhurnalistami posle sostojavshejsja 27 oktjabrja 2014 goda v Parizhe vstrechi prezidentov Francii, Armenii i Azerbajdzhana. 28.10.2014. Available from: http://www.mfa.am/ru/interviews/item/2014/10/28/arm_az_fr.
[3] Degterev D.A. Mehanizmy prinjatija reshenij v mezhdunarodnyh organizacijah i kollektivnyh nadnacional'nyh organah. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Serija 14: Pravo. 2014; 1.
[4] Degterev D.A. Kolichestvennye metody v mezhdunarodnyh issledovanijah. Mezhdunarodnye processy. 2015; Vol. 13; 2.
[5] Degterev D.A., Degterev A.H., Nikulin M.A., Oganesjan A.L. Prikladnoj analiz vneshnej politiki stran SNG. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Mezhdunarodnye ot-noshenija. 2014; 4.
[6] Ivanov V.G. Vlijanie dinamiki jeksporta na uroven' politicheskoj stabil'nosti na primere Rossii. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija Politologija. 2012; 3.
[7] Krtjan L.A. Vlijanie armjanskoj diaspory na process priznanija Francuzskoj Respublikoj genocida armjan v Ottomanskoj imperii. Vlast'. 2011; 2.
[8] Prezident Armenii zajavil, chto podderzhivaet Rossiju v sirijskom voprose. RIA Novosti. 10.03.2016. Available from: http://ria.ru/politics/20160310/1387893862.html.
[9] Rezoljucija, prinjataja GA OON 17 dekabrja 2015 g. «Polozhenie v oblasti prav cheloveka v Islamskoj Respublike Iran». A/RES/70/173. Available from: http://www.un.org/en/ga/search/ view_doc.asp?symbol=A/RES/70/173&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r70_ resolutions_table_en.htm&Lang=R.
[10] Rezoljucija, prinjataja General'noj Assambleej 03 ijunja 2015 goda «Polozhenie vnutrenne peremeshhennyh lic i bezhencev iz Abhazii, Gruzija i Chinval'skogo rajona/Juzhnoj Osetii, Gruzija». A/RES/69/286. Available from: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/69/286&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r69_resolutions_table_ en.htm&Lang=R.
[11] Rezoljucija, prinjataja General'noj Assambleej 27 marta 2014 goda «Territorial'naja celostnost' Ukrainy». A/RES/68/262. Available from: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/68/262&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r68_resolutions_table_ en.htm&Lang=R.
[12] Rezoljucija, prinjataja GA OON 14 marta 2008 goda «Polozhenie na okkupirovannyh territorijah Azerbajdzhana». A/RES/62/243. Available from: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/62/243&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/r62_resolutions_table_ en.htm&Lang=R.
[13] Rezoljucija, prinjataja GA OON 23 dekabrja 2015 g. «Polozhenie v oblasti prav cheloveka v Sirijskoj Arabskoj Respublike». A/RES/70/234. Available from: http://www.un.org/en/ga/ search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/234&referer=http://www.un.org/depts/dhl/resguide/ r70_resolutions_table_en.htm&Lang=R.
[14] Stenogramma 97-go zasedanija 62-j sessii GA OON 15.03.2008. Available from: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/62/PV.97&referer=http://www.un.org/ en/ga/62/resolutions.shtml&Lang=R.
[15] Stenogramma 80-go zasedanija 68-j sessii GA OON 27.03.2014. Available from: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/68/PV.80&referer=http://www.un.org/ en/ ga/ 68/resolutions.shtml&Lang=R.
[16] Stenogramma 86-go zasedanija 62-j sessii GA OON 14.03.2008. Available from: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/62/PV.86&referer=http://www.un.org/ en/ ga/ 62/resolutions. shtml&Lang=R.
[17] Hodzhajan K.G. Vopros kriminalizacii otricanija genocida armjan vo francuzsko-tureckih ot-noshenijah. Zhurnal social'nyh nauk. 2015; 1.
[18] La Secrétaire générale de la Francophonie s'associe aux commémorations du centenaire du génocide arménien. Communiqué de presse. OIF. 24.04.2015. Rezhim dostupa: http://www.francophonie.org/IMG/pdf/communique_19_commemoration_centenaire_genocide_ armenien_24-04-2015 .pdf.
[19] Marian M., Makarian Ch. Les Arméniens de France et la Turquie: la possibilité d'un dialogue? IFRI. 2011. Note franco-turque № 5.
[20] Résolution sur la prévention du genocide. 31e session de la Conférence ministérielle de la Francophonie Erevan 2015. Available from: http://francophonieerevan2015.am/page_files/documents/ Resol_genocide_CMF_31_11102015.pdf.
[21] United Nations Bibliographic Information System. Available from: http://unbisnet.un.org.