Марина ПАНЮЖЕВА
ФРАНЦИЯ И США: ФОБИИ ПО ОБЕ СТОРОНЫ АТЛАНТИКИ
История Франции и США знала разные периоды их взаимоотношений, накопив немалый разносторонний потенциал. Со второй половины ХХ века эти отношения становятся более активными в связи с интеграционными процессами в Европе, с увеличением трансатлантического взаимодействия между США и Евросоюзом.
Казалось бы, общность интересов и ценностей, историко-культурные связи, высокий уровень экономической интеграции, необходимость координации усилий в ответ на угрозы современности не оставляли места для недопонимания. Однако действительность проявляла себя несколько по-иному. В лице Парижа Вашингтон подчас видел главного оппонента в Западной Европе и прикладывал гораздо больше усилий для достижения взаимопонимания, чем с другими союзниками. Французское руководство и общество не всегда питали дружеские чувства к атлантическому партнёру, что наглядно выражалось в разногласиях в военно-политической, экономической и культурной областях.
Истоки фобий в американском и французском обществе
Каждое явление имеет свою отправную точку. Отношения между тогда ещё колониями Великобритании в Северной Америке и Францией изначально развивались не самостоятельно, находясь в зависимости от англо-французского взаимодействия, а точнее, от конкуренции между этими странами за мировое влияние. Так, американские колонии выступили на стороне Великобритании и против Франции в войне в Индии (1689-1760 гг.). Более того, часть стереотипов в отношении США стала формироваться ещё до развития франко-американ-
© Панюжева Марина Михайловна - аспирантка, факультет международных
отношений ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Н.Новгород). E-mail: malinayuzheva2008@rambler.ru Ключевые слова: культурная исключительность, идентичность, антиамериканизм,
франкофобия, концепция умной силы, мессианизм.
ских отношений. Французские интеллектуалы старались доказать неполноценность Нового Света, исходя из особенностей его флоры и фауны1.
Начало собственно американо-французским отношениям положил союзнический договор, подписанный в 1778 году. Помощь Франции британским колониям в Северной Америке в борьбе за независимость стала первопричиной появления франкофилии в США. В произведениях французских философов черпали вдохновение отцы-основатели Америки, хотя некоторые из них (Дж. Адамс, А. Хамильтон) испытывали антифранцузские настроения. 14 июля 1790 года делегация США впервые посетила Париж, считая его первым союзником.
С другой стороны, ряд эпизодов в складывающейся истории связей двух стран - отстранённости США во время французской революции 1789 года, квазивойны между США и Францией (1798-1801 гг.), покупки Луизианы в 1803 году - привёл к относительно короткому осложнению их отношений, но с далеко идущими последствиями, обусловив первичное появление фобий -формирование образа эгоцентричной, лицемерной американской нации. В дальнейшем, после гражданской войны в США (1861-1865 гг.), отправки
французских войск в Мексику в 1863 году, возникли обвинения США в
2
материализме, склонности повсеместно извлекать материальную выгоду .
Вместе с тем существуют разные точки зрения по вопросу появления фобий во взаимоотношениях США и Франции. Некоторые исследователи, как Филипп Рожер, полагают, что они представляют своего рода историческую константу, что часть предубеждений присутствовала до создания Соединённых Штатов и является продуктом трансформации англофобии3. Жан-Франсуа Ревель определил этот феномен как глубоко укоренённую критику американской демократии, экономического либерализма4.
Представляется, что объективно американо- и франкофобии связаны с наличием разных национальных интересов и разного мировоззрения, с отличающимися культурными традициями и внутренним устройством.
Стремление к лидерству, амбициозность, убеждённость в своей избранности характерны как для французского, так и для американского менталитета, что служит предпосылкой возникновения чувства конкуренции, нетолерантности и раздражения тем, что противоположная сторона не принимает и не понимает этих установок. Соперничать между собой Франция и США начали с самого начала развития отношений. Причём первоначально лидировала первая. Французские интеллектуалы ревностно наблюдали за становлением американского государства. Соответственно изначально в их интеллектуальной
1 Meunier S. Anti-americanisms in France. URL: http://ducisjhfc.duke.edu/wp-content/up-loads/archive/documents/Meunier.pdf (дата обращения: 12.09.2010.).
2 Ibid.
3 RogerPh. L'ennemi américain. P.: Le Seuil, 2002. 130 p.
4 Revel J. Fr. L'obsesssion antiaméricaine. P.: Pilon, 2002. 270 p.
среде появилась американофобия, и уже потом, как ответ на неё, возникла франкофобия в США, примерно после 1945 года.
В социокультурный сфере к первоначальной причине недопонимания, ксенофобии можно отнести принадлежность обеих стран к разным культурным традициям. Французские интеллектуалы (А. Глюксман, П. Видал, Жан-Мишель Гала, Жан Ланг) не приемлют американского доминирования в сфере кино, музыки, развлечений, аморальность в поведении, навязывание безнравственности, формальную политкорректность, поскольку американское влияние на французское общество через массовую культуру угрожает идентичности Франции, захватывает общественное сознание, прививая индивидуализм, маргинальность, аномию, отчуждённость. Английский язык, англосаксонская культура конкурируют с французским, хотя, естественно, преимущество у первого.
К другим причинам можно отнести разное государственное устройство (французское централизованное унитарное и американское федеративное государство), разную роль, которую играют общественное мнение и группы интересов (что преобладает в США), место религии (светскость Франции и религиозность администрации американского президента Дж. Буша).
Дополнительными факторами, способствующими усилению негативного восприятия друг друга, являются разное обеспечение внутренней безопасности, разные социально-экономические модели, системы образования и здравоохранения, различающееся понимание остроты вопросов, связанных с экологией, обвинение Франции в антисемитизме.
Помимо прочего, разный способ интеграции иммигрантов и формирования национальной идентичности (американская мультикультурная либеральная и французская патерналистская модели), оппозиция Франции коммунитаризму, связанная со страхом фрагментации республики, основанной на идеях ассимиляции, равенстве, принадлежности граждан к французскому государству, являются факторами, вызывающими разногласия.
Исламский фактор
Новым аспектом противоречий в последние годы, который не может игнорироваться при конструировании идентичности Франции, становится исламский фактор. В стране 6 млн мусульманского населения, интеграция которого в общество проходит в непростых условиях. Более того, заметна заинтересованность Вашингтона использовать внутреннюю ситуацию во Франции в своих планах. Так, в 2004-2010 годах американская администрация выразила скепсис по отношению к французским законам о запрете ношения никаба, беспокойство по поводу свободы самовыражения. В 2005 году после широкого медиа освещения бунтов арабской молодежи эффективность французской модели интеграции была поставлена в США под вопрос.
На сайте Wikileaks обнародованы документы американского посольства в Париже, датированные 2007-2010 годами, о вовлечении (une sensibilisation aggressive) мусульманской диаспоры в политическую, социальную жизнь Франции, об организации сети контактов с молодёжью1.
Как видно из документов, планируется усиливать влияние на политическую и социальную жизнь Франции через развитие контактов с мусульманской молодёжью.
Цикличность фобий
Сопутствовавшие политическим разногласиям на протяжении всей истории американо-французского взаимодействия фобии носили цикличный характер и, как правило, были связаны с обострением отношений, но не только. Накопленный почти за три века обоюдный запас стереотипов являлся и является дополнительным фактором возобновления антипатий в определённых обстоятельствах.
Появление фобий, хотя и условно, может быть подвергнуто некоторой периодизации:
XVIII век - начало XX века — период доброжелательного отношения стран друг к другу и параллельно формирование первых негативных стереотипов среди французских интеллектуалов. После войны за независимость американская элита высоко ценила французский стиль, предметы роскоши, моду, искусство, кухню.
1918 - 1930 годы - критика американской культуры, носящей потребительский и материально-ориентированный характер. Кроме того, разочарование французского руководства изоляционизмом и безразличием США к позиции Франции по возращению долгов и выплате репараций по итогам Первой мировой войны. Несмотря на это, образ Франции оставался привлекательным вплоть до Второй мировой войны, многие американцы экспатриировались в Париж после 1918 года.
1945 - 1991 год - признательность, восхищение французов, американизация французского общества, вызванные высадкой союзнических войск в Нормандии в 1944 году, которые сняли оккупацию Франции. Но в то же время, как показала история, с этого момента прочно укореняется неприязнь к гегемонии США. Не случайно, что во второй половине 1940-х слово "антиамериканизм" вошло во французскую лексику2.
Генерал де Голль не питал тёплых чувств к США и Великобритании, поскольку их лидеры не желали принимать Францию в круг стран-победительниц. Он противился американской гегемонии в политике, экономике, культуре. Самые примечательные шаги в этом направлении —
1 Viewing cable 07 Paris 306. Engagement with Muslim communities- France. URL: // http://wikileaks.ch/cable/2007/01/07PARIS306.html (дата обращения: 27.11.2010.).
2 Meunier S. Anti-americanisms in France. URL: http://ducisjhfc.duke.edu/wp-content/up-loads/archive/documents/Meunier.pdf (дата обращения: 12.09.2010.).
требование об обмене французского запаса американских долларов на золото, выход из военной структуры НАТО в 1966 году.
Поражение Франции во Второй мировой войне было воспринято американским руководством как проявление слабости Парижа. На протяжении всей "холодной войны" антифранцузские настроения присутствовали в американском истеблишменте. Разногласия на Ближнем Востоке (Суэцкий кризис, война в Алжире, симпатии Франции палестинскому движению), интервенция США во Вьетнам, французская ядерная программа, налаживание сотрудничества с СССР - все эти события и ряд других омрачили отношения, консервируя предубеждения и обиды, хотя в этот период в американском и французском обществе были распространены не только фобии как следствие политических разногласий, но и симпатии. Достаточно привести пример того, что роль французской мысли (произведения французских философов - Сартра, Фуко, Дерриды, Делёзы, Бодрийара и др.) была значимой для американской элиты.
В 1980-е годы можно было обнаружить пик симпатий среди французов, признание получили функционирование политических институтов, масс медиа, принципы рыночной экономики. В то же время именно на этом этапе произошёл перенос критики внешней политики США на сферу культуры, возникли озабоченности размыванием культурной самобытности. Коллоквиум в Сорбонне в 1983 году по противодействию униформизации и коммерциализации культуры1 привёл к ответной антифранцузской кампании в американских СМИ, доводы которых сводились к тому, что Франция, стремящаяся претендовать на международное культурное лидерство, не может конкурировать с США. И действительно уже с 1986 года усилилась американизация массового сознания французов (о чём свидетельствовал высокий уровень потребления американской продукции, открытие Диснейленда в Париже в конце 1980-х гг.).
1991 - 2001 годы - война в Персидском заливе в 1991 году показала высокий уровень проамериканских настроений среди французов, их солидарность, при этом, однако, чередовались как взаимные симпатии, так и взаимное неприятие. Последнее проявлялось в вопросах о глобальном управлении (критика Францией глобализации под началом США), о роли международных институтов (выход США из Киотского протокола, отказ от договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний) и НАТО, о строительстве ЕС. Разногласия затрагивали как евроатлантический регион, так и Ближний Восток.
Французское руководство в этот период непрестанно критиковало внешнюю политику США, носящую гегемонистский характер, их односторонние действия. Так, в 1998 году министр иностранных дел Ю. Ведрин ввёл термин "гипердержава" - hyperpшssance применительно к США. Претензии касались и
1 Там же. С.213.
сферы экономики (спор об открытии европейского рынка аудио-визуальной продукции, допуск американского мяса, выращенного на гормонах), и области права (экстерриториальное использование законов США, отказ от юрисдикции Международного уголовного суда), и сферы культуры (введение квот на американские фильмы во Франции).
Конец ХХ века подвёл своеобразный итог мнению французов об американцах. Проведённый среди них опрос (1996) продемонстрировал, что американское общество ассоциируется с насилием, силой, несправедливостью, расизмом1.
XXI век во франко-американских отношениях начался с эмоционального сближения, когда прошла акция солидарности французов с американскими жертвами террористических актов. Были сделаны и другие символические жесты: объявление минуты молчания в образовательных учреждениях, отсылка в США сотен рисунков французских учеников. В это же время в газете Le Monde появилась ставшая известной статья А. Дюамеля "Мы все - американцы"2. Руководство страны приняло решение участвовать совместно с США в военной кампании в Афганистане. Показательно, что Ж. Ширак стал первым лидером европейских государств, приехавшим с официальным визитом в США 18 сентября 2001 года.
В 2002 - 2003 годах вновь произошло нарастание противоречий, связанных с кризисом доверия, что повлекло возврат прежнего антиамериканизма во Франции, рост антифранцузских настроений в США. Характерный пример - Ю. Ведрин, занимавший пост министра иностранных дел, определил американский подход борьбы с международным терроризмом как упрощённый. В ответ К. Пауэлл, госсекретарь США, назвал его истериком3. Обстановку стало нагнетать и то, что США выдвинули обвинение Франции относительно её антисемитизма. В американской прессе развернулась беспрецедентная антифранцузская критика. В частности, газета "Вашингтон Пост" обвинила Францию в том, что она замышляет окончательное решение еврейского вопроса. Руководство Франции не стало его игнорировать: Ф. Бюжон де Л'Эстан, французский посол в США, опроверг обвинение в статье "Клевета на Францию"4.
В ноябре 2002 - феврале 2003 года Франция категорически высказывалась против военных действий в Ираке без санкции ООН, в этой международной организации развернулась настоящая борьба с США. В феврале 2003 года французская риторика достигла апогея, президент и министр иностранных дел усиливали высказывания друг друга. Тогда же прошёл митинг французов против войны, но, как оказалось, это не помогло - интервенция всё же началась.
Разногласия вокруг Ирака - отражение в целом серьёзных расхождений между США и Францией в вопросе о роли ООН, о принципах мироустройства.
1 Мeunier S. Anti-americanisms in France. URL: http://ducis.jhfc.duke.edu/wp-content/up-loads/archive/documents/Meunier.pdf (дата обращения: 12.09.2010.).
2 Nous sommes tous Américains // Le Monde, 12 septembre 2001.
3 Vaïsse J. Etats-Unis: le regain francophobe // PI. Automne 2002. № 97. Р. 104.
4 Bujon de l'Estang Fr. A slender of France // Le Monde, 25 juin 2002.
Следовательно, американофобии носили политический характер, будучи вызваны неприятием французами навязывания США собственных приоритетов, оппозицией односторонним действиям, которые ставили под сомнение французский глобальный проект, основывающийся на идеях многополюсного мира, на многостороннем обсуждении международных проблем. Франкофобия в США также имела политическую подоплеку и была обусловлена негодованием американцев в отношении французской позиции по Ираку.
В июне 2003-2005 годов встречи лидеров на саммите Большой восьмёрки в Эвиане, визит министра обороны Франции в Пентагон, визиты Дж. Буша в Нормандию, К. Райс в парижский Институт политических исследований привели к примирению, потеплению отношений. Соответственно антиамериканизм и франкофобия пошли на спад. Но это было связано с приходом к власти уже новых лидеров - Н. Саркози в 2007 году, Б. Обамы в 2009 году.
Сущность феномена антиамериканизма
Характеризуя антиамериканизм, можно выделить несколько его устойчивых особенностей:
- французский антиамериканизм укоренён в истории, мало зависит от конъюнктуры;
- этот феномен национален и присущ всем политическим силам Франции;
- одновременно, он не очень глубок и представляет интеллектуальную традицию негативного дискурса;
- феномен антиамериканизма влияет на состояние американо-французских отношений1.
В основе содержания американофобий лежит гипертрофированный образ Америки, что представляет собой своего рода форму познания страны. В сумме выражение антиамериканских настроений - демонстрация того, что нацию рассматривают всерьёз.
Исследователь С. Мёниер выделила семь категорий антиамериканизма: элитарный, ностальгический, социальный, наследственный, суверенистский, либеральный, мусульманский2.
Элитарный - наиболее распространен среди интеллектуалов, нацелен на подчеркивание французского культурного превосходства над США. Одновременно он используется в качестве способа конструирования идентичности.
Ностальгический - присутствует во всех слоях общества, конкретизируется в виде негативных представлений об американской культуре и обществе. Его суть сводится к тому, что США трансформируют, отрывают французское
1 Revel J. Fr. Op. cit.
2 Meunier S. Anti-americanisms in France. URL: http://ducis.jhfc.duke.edu/wp-content/up-loads/archive/documents/Meunier.pdf (дата обращения: 12.09.2010.).
общество от его корней, что вызывает к жизни потребность в мерах по защите французского языка, культуры, проведение политики франкофонии, исключения наводнения языка американскими словами .
Социальный - предполагает критику неравноправного, жестокого, лицемерного, мультикультурного и чрезвычайно религиозного американского общества, параллельно идеализируя французское общество.
Наследственный - имеет связь с историей франко-американских отношений, его главной предпосылкой является то, что США - эгоцентричный партнёр, которому нельзя доверять, и Франция должна обеспечивать свою национальную безопасность самостоятельно.
Суверенистский - основывается на концепции голлизма и подразумевает обеспечение национального сувернитета Франции, сдерживание чрезмерного влияния США.
Либеральный - констатирует, что США отходят от своих обещаний в сферах торговли и окружающей среды, в области поддержки прав человека, во внешней политике.
Радикальный мусульманский - единственный подвид, призывающий к применению силы в борьбе с американским влиянием.
Объективно антиамериканизм выполняет определённые функции, облегчая: а) конструирование французской и европейской идентичности; б) продвижение своей политической повестки дня, отвлечение от внутренних проблем.
Суверенистский, либеральный, наследственный антиамериканизм подразумевает критику США за их действия, а остальные типы нацелены на критику образа Америки.
Ещё одну градацию можно провести, выделив политический и культурный антиамериканизм. Политический предстаёт как призыв к изменению формы глобального управления, к усилению роли международных институтов, ООН, ЕС в противовес мощи США. С его помощью Франция пытается сохранить роль влиятельного международного актора.
Альтернативой американскому образу жизни, массовой потребительской культуре видится французская культурная исключительность. Культурный антиамериканизм используется французским руководством и интеллектуалами для утверждения цивилизационного и исторического превосходства Франции, в основе которого лежат такие непреходящие ценности, как гуманизм, мессианизм, универсализм (l'excellence française), искусство жизни (art de vivre).
Содержание франкофобий
В Соединённых штатах Америки набор антифранцузских стереотипов не меньший, если не больший, но в общем виде превалирует двух типов: в отношении к французскому обществу и внешней политике.
Сущность франкофобий сводится к тому, что Франция - второстепенный игрок, к ней применяются такие эпитеты, как претенциозная, неблагодарная,
предательская, испытающая ностальгию по прошлой славе, выступающая оппонентом США, настраивающая ЕС против США1.
Зачастую франкофобии находятся в прямой зависимости от появления антиамериканских настроений во Франции, то есть негативные эмоции во французском обществе, критика американского внешнеполитического курса приводят к ответным чувствам в США. С помощью франкофобий американцы (как и французы) стремятся утвердить свою идентичность, консолидировать нацию. Кроме того, они являются резервом, к которому можно апеллировать во время политических дебатов.
В зависимости от содержания франкофобий их носителей можно разделить на ряд категорий.
Во-первых, негативный образ Франции распространён среди так называемых неоконсерваторов, которые выступают против сильной роли государства, элитизма, французской социально-экономической модели и делают упор на одностороннее использование военной силы при решении международных проблем, не приемля мягкую силу — дипломатию, экономические рычаги воздействия.
Во-вторых, антифранцузские настроения отмечаются у произраильского лобби в конгрессе США. Так, в 2002 году в связи с провокациями во Франции, носящими антисемитский характер и вызванными новой вспышкой насилия между Израилем и палестинцами, французов стали обвинять во враждебности к Израилю, припоминая преступления режима Виши2.
В-третьих, независимое поведение французского руководства расценивалось долгое время сотрудниками Госдепартамента как оппозиция американскому внешнеполитическому курсу, как амбициозность, не подкреплённая достаточными материальными ресурсами.
В-четвёртых, Франция рассматривается в качестве полудемократии, где отрицается разнообразие, а права национальных меньшинств ущемляются.
Признаки франкофобии, которые коррелируют с антиголлизмом, появились в американском обществе ещё в 1945 году, но в 2003 году она приняла беспрецедентный, повсеместный, интенсивный и длительный характер. Это выразилось не только в скабрёзных шутках, в демонстрационных акциях (изменение названия блюда "французская картошка" на "свободная" в кафетерии конгресса 15 мая 2003 г.), в порицающих публикациях (книга Дж. Миллера и М. Молески "Наш старый враг: история гибельных отношений США с Францией), но и в бойкоте французских товаров, снижении туристских потоков, угрозах политического характера. К. Райс, представитель внешнеполитического ведомства, заявила, что мы накажем Францию, проигнорируем Германию и простим Россию. Д. Рамсфельд, министр обороны США, позволил себе оскорбительные реплики, причислив Францию и Германию к "старой" Европе.
1 Vaisse J. American francophobia takes a new turn // French politics, culture & society.
2003. Vol. 21., № 2. P. 33-49.
2 ОбичкинаЕ.О. Указ. соч. С. 331.
В конгрессе США раздавались призывы принять против Франции репрессивные меры, свернуть военно-технологическое сотрудничество, вывести американские капиталы с французских финансовых рынков и даже исключить Францию из НАТО или заменить её постоянное место в Совете Безопасности ООН единым представителем ЕС1. Глобальная торговая война между двумя странами, с точки зрения наиболее радикально настроенных американцев, должна была стать самым эффективным оружием в борьбе против высокомерия Парижа.
По некоторым данным, часть американских масс-медиа (The Wall Street Journal, The New York Post, The New York Times, The Washington Times, CNN, Fox News Network, O'Reilly Factor, Citizens United, Clear Channel Inc.)2 имела связи с администрацией Дж. Буша, которая поощряла франкофобию в 2003 году. (В этой кампании непосредственное участие принимал конгрессмен Д. Хастер).
В этот период произошла феминизация и одновременно очернение образа Франции, ей приписывалась эксцентричность, своенравие. В американской прессе звучали обвинения французского руководства и общества в предательстве, в "пещерном" антиамериканизме, в защите своих корыстных интересов в Ираке3. По всей вероятности, таким способом американская администрация пыталась консолидировать американцев вокруг идей морального лидерства США, отказа от системы многополярного мира.
Французские консульства в США получили множество электронных писем по поводу позиции в Ираке. Посол Ж.Д. Левитт отправил ноту протеста в администрацию президента США и в конгресс, где отмечалась организация целенаправленной кампании по очернению имиджа Франции и прилагался список статей4. Д. де Вилльпен также выступил против критики США. И хотя официально Вашингтон отрицал организацию кампании, в марте 2003 года Дж. Буш признал существование антифранцузских настроений в американском обществе, но отклонил причастность к ним руководства.
Если в 2002 году 79% американцев положительно оценивали Францию, то в период с 20 марта по лето 2003 года - только 34% (то есть 64% из них испытывали антипатию). В 2005 году процент симпатий увеличился до 55-56%. В 2007 году 27% американцев считали, что Франция была врагом в войне против терроризма, 18 % - другом, 48% - и тем, и другим5.
1 Рубинский Ю.И. Франция и США: испытание Ираком. URL: http://www.in-ion.ru/product/eurosec/st3vp9.htm (дата обращения: 05. 04.2006).
2 Vaïsse J. Op. cit.
3 Косенко С. Культура в палитре внешней политики. Опыт Франции. М.: Восток-Запад, 2010. С. 200-228.
4 Vaïsse J. Op. cit.
5 Le Chaffotee B. L'image de la France aux Etats-Unis durant la crise onusienne autour de la question de l'Iraq. nov. 2002 - oct. 2003. URL: http://ipr.univ-paris1.fr/spip.php?article436 (дата обращения: 27.11.2010.).
Причину антифранцузских настроений в США отчасти связывают с отсутствием там влиятельного, компактного французского лобби, профранцузских медиа, а также порицания за ярко выраженную ксенофобию.
В противовес многим европейским странам у Франции нет и достаточно большой диаспоры в США, которая могла бы помочь в разъяснении её политической позиции. Французская этническая группа насчитывает там всего 6 млн человек. Тем не менее и в этих условиях предпринимались кое-какие шаги для улучшения климата двусторонних отношений, в числе которых прежде всего создание французского совещания в конгрессе, визит в 2003 году межпарламентской французской группы дружбы в Нью-Йорк, Бостон, Вашингтон.
Фобии глазами интеллектуалов и руководства двух стран
Состояние непонимания, враждебности закономерно привело к тому, что во Франции развернулись (с 2002 г.) дебаты между интеллектуалами вокруг столкновения двух типов национального сознания - американского и французского. Сами эти рассуждения отражают настроения, преобладающие в обществе, в политических кругах.
Исследователь франко-американских отношений Ж. Вайс утверждает, что в основе напряжённости между двумя обществами лежит столкновение двух проектов мироустройства1. Каждая сторона оспаривает идентичность другого, обвиняя в претензионном стремлении поучать остальной мир. В моменты, когда США противоречат, американская франкофобия представляет собой обострённую ксенофобию и шовинизм. Она выступает как способ избавиться от страхов, проистекающих из потери самоидентификации.
Видный философ Ф. Роже в книге "Американский враг" отметил положительную сторону французской американофобии, поскольку она помогала смягчать идеологические противоречия среди французских интеллектуалов и представляла собой традицию негативного дискурса2.
Другой подход отстаивали А. Токевилль, который восхищался американской демократией, независимостью, А. Глюксман, П. Бонифас, который написал, что Франция не может конкурировать с Соединёнными Штатами в категориях могущества, так как последние не имеют соперников, являясь первой глобальной державой в истории3. Само признание превосходства США в мире усиливает их мощь. В этих условиях Франции рекомендуется избегать высокомерия и самоуничижения, принять гегемонию Америки.
1 Vaïsse J. Etats-Unis: le regain francophobe // PI. Automne 2002. № 97. P. 97-116.
2 RogerPh. L'ennemi américain. P.: Le Seuil, 2002. 130 p.
3 Boniface P. La France, est-elle encore une grande puissance? P.: Presses de Sciences Po, 1998. 139 p.
Самое сбалансированное мнение у исследователя Н. Бавереза, который выступает за прекращение раздоров в евроатлантическом сообществе, ослабляющих ценности демократии и привносящих хаос1.
Американский исследователь С. Хоффман убеждена, что США и Франция -
2
нации, которые преподносят остальному миру свои ценности как универсальные модели. Обе страны имеют схожее восприятие своей международной ответственности, морального превосходства, обе привержены своему мессианскому предназначению. Этим можно объяснить наличие между ними конкуренции и сложного восприятия друг друга.
Культурные достижения до и после революции 1789 года, распространение французского языка среди ведущих европейских стран внесли лепту в формирование идей о том, что Франция - кладезь мировой культуры, и у неё особая цивилизаторская миссия (la mission civilisartrice). А. Гроссер, Е.О. Обичкина полагают, что во Франции международный престиж воспринимается в качестве самоцели, предмета национальной гордости, тревоги3. Поэтому доминирование США оценивается политическими кругами, интеллигенцией как угроза, причиняющая урон международному престижу, национальным интересам Франции.
Французский истеблишмент особо негодовал до последнего времени по поводу философии американского лидерства, эгоцентризма, отсутствия привычки равноправного партнёрства, что делало внешнюю политику напористой, импульсивной, основанной на материальной мощи. Однако риторика американской администрации стала меняться: в стратегии национальной безопасности 2010 года предлагается концепция обновлённого лидерства, умной силы (smart power)4.
Мнения интеллектуалов подтверждают, что американский фактор -постоянный элемент в размышлениях о глобальной роли Франции, поскольку через сравнение себя с США можно сформировать свою глобальную стратегию.
Для Америки при проведении внешней политики важно учитывать поведение, мотивацию французского руководства. Как отмечает американский исследователь Ш. Когэн, французская дипломатия - это тот фактор, с которым США придётся считаться, нравится им это или нет5. Вашингтон признаёт за Францией роль великой державы исключительно до 1940 года. На практике данного рода пренебрежение, скепсис ухудшают американо-французские
Baverez N. La fracture de l'Occident // Le Point. № 1597. 14 février 2003. P. 25. Cogan Ch. French Negotiating Behaviour. Dealing with la Grande Nation. Washington, D.C.: United States Institute of Peace Press, 2003. 345 p.
Обичкина Е.О. Франция: величие превыше всего. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_5963 (дата обращения:12.08.2008.).
National Security Strategy. May 2010. URL: http://www.whitehouse.gov/ sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 07.06.2010.). Cogan Ch. Op. cit.
2
4
отношения, руководство двух стран не воспринимает друг друга как равноправных партнёров.
В совместных же коммюнике регулярно декларируется, что эти страны никогда не воевали друг с другом, привержены общим ценностям и являются старыми союзниками и близкими друзьями, что дружба между Францией и США коренится в общей истории.
В отличие от бывшего президента Ж. Ширака Н. Саркози в книге "Моё мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке" подчеркнул своё восхищение США, социальной мобильностью американского общества, демократической системой1. В своей речи перед конгрессом США седьмого ноября 2007 года Н. Саркози отметил, что Франция - верный друг, независимый союзник, свободный партнёр США, сравнив разногласия с ссорами внутри семьи -трансатлантического сообщества2. Встреча Н. Саркози с французским сообществом (300 тыс. человек) в Вашингтоне свидетельствует о том, что этот ресурс может быть задействован для оказания влияния на общественность, на лиц, принимающих решения, с целью формирования благоприятного отношения к Франции в США и улучшения американо-французских отношений.
Из анализа американо-французских коммюнике видно, что с 2007 года, особенно с 2009 года, наметилось улучшение в общественных настроениях, в оценках руководства поведения друг друга. В последнем коммюнике от 10 января 2011 года отмечается важность дружбы, солидарность по основным международным вопросам. Б. Обама подчеркнул, что у США нет более надёжного друга и сильного союзника, чем Н. Саркози и французский народ3 (в 2010 г. 82% французов (в 2008 г. - 85%, в 2009 г. - 88%) одобряли международную политику Б. Обамы4). Весьма интересно и то, что до недавнего времени самым близким трансатлантическим партнёром США признавалась не Франция, а Великобритания.
Фобии и тенденции их развития
1 Саркози Н. Моё мнение. Франция, Европа и мир в XXI веке. Пер. с франц. и англ. А. Смирновой и А. Глебовской. Спб.: "Александрия" - "Симпозиум", 2009. 304 с.
2 Discours de M. N. Sarkozy, Président de la République Frainçaise / Congrès des Etats-Unis d'Amérique. - Washington (États-Unis). - Mercredi. 7 novembre 2007. URL: http://www.elysee.fr/president/les-actualites/discours/2007/congres-des-etats-unis-d'-amerique.7569.html (дата обращения: 11.12.2007.).
3 Remarks by President Obama and President Sarkozy of France after Bilateral Meeting. / The White House. Office of the Press Secretary. January 10, 2011. URL: http://www.white-house.gov/the-press-office/2011/01/10/remarks-president-obama-and-presid-ent-sarkozy-france-after-bilateral-mee (дата обращения: 20.01.2011.).
4 2010 French-American Opinion Poll: regards croisés. October 2010 // Franco-American foundation. URL: http://www.french-american.org/files/final-report-sondage-2010_1 .pdf (дата обращения: 29.11.2010.).
Антиамериканизм и франкофобия могут в будущем усугубить расхождения, хотя в краткосрочной перспективе возможен их дальнейший спад. Но о полном их исчезновении не может быть и речи, поскольку, несмотря на общность интересов и демонстрацию солидарности, у руководства обеих стран наличествуют разные интересы в регионах мира. По мнению Н. Саркози, высказанному в интервью газете Le Figaro, американцы должны больше интересоваться тем, что представляет собой мир и пытаться лучше понять интересы других стран1. А во время выступления в Колумбийском университете в Нью-Йорке 30 марта 2010 года он отметил, что ни одна нация, какой бы сильной она ни была, не может в XXI веке навязывать свои взгляды всему миру2. По его словам, Европа хотела бы, чтобы США слышали её и обсуждали вместе с ней международные проблемы. Несколько ранее, в 2009 году в Страсбурге, и Б. Обама, признавая проблему существования антиамериканских настроений, призвал Европу и США изменить отношение друг к другу,
3
преодолеть культурные различия и недоверие .
Внести весомый вклад в восприятие друг друга могло бы создание французских культурных центров в американских университетах, что стало бы формой проявления интеллектуальной дипломатии4. В 2000-е годы Франция израсходовала 40 млн долларов на лоббирование своих интересов в США5. В наше время нужно более эффективное использование подобных средств, чтобы "усилить свой голос", формируя мнение американских лиц, принимающих решения, масс медиа, задействуя потенциал местной власти, частных лиц. Наконец, необходимы приглашения американских лидеров и представителей гражданского общества во Францию для ознакомления с её видением ситуации, продвижение её имиджа в США через образовательные кампании, используя Интернет и другие СМИ.
* * *
Незнание особенностей мировоззрения друг друга обуславливает смешанные чувства, которые испытывают в обеих странах. Пик антипатий в
1 Sarkozy Je revendique la rupture // Figaro Magazine, 01 septembre 2006.
2 Speech by President Sarkozy. Colombia University. New York - March 29, 2010. // Présidence de la République. URL: http://www.elysee.fr/president/root/bank_objects/10-03-29-discours-Universite-de-Columbia-en-anglais.pdf (дата обращения: 21.12.2010.).
3 News conference by President Obama / The White House. Office of the Press Secretary. Palaiz de la Musique et des Congrès. - Strasbourg. France. April 4, 2009. URL: http:/www.whitehouse.gov/the-press-office/news-conference-president-obama-4042009 (дата обращения: 27.11.2010.).
4 Assemblée Nationale № 2567. Information Report remitted by the Foreign Affairs Committee on the relationship between Europe and the United States. Registration made on October 11, 2005. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/12/dossiers/ europe_relations_etats-unis_english.asp (дата обращения: 19.08.2006.).
5 Ширяев Б.А. Внешняя политика США. Принципы, механизмы, методы. Курс лекций. 2-е изд. Спб.: Изд-во С.-Петерб.Ун-та, 2007. C. 179.
2003 году показал, что они нанесли реальный экономический ущерб. Антифранцузские настроения привели к падению в тот год 10% французского экспорта в США и снижению числа американских туристов1 во Францию.
В политической сфере под воздействием фобий долгое время американская элита видела именно французское влияние в американо-европейских разногласиях2, в частности о роли НАТО в обеспечении международной безопасности, о разграничении полномочий между НАТО и ЕС.
Сейчас отношения между двумя странами нормализовались. Они являются партнёрами, разделяют общие ценности, у них присутствует определённая конвергенция интересов и действий, если только эти отношения не подпортят события в Ливии. Ведь у обеих стран свои трактовки международных событий, разнятся их интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке. Если же антиливийская кампания затянется на неопределённое время, вполне возможен разлад между её участниками, в том числе между США и Францией, которая может вспомнить, что у неё имеется своя (не американская) универсальная модель устройства мира и что декларируя приверженность демократии, правам человека, она имеет в виду другие средства их продвижения.
1 Косенко С. С. 207.
2 Обичкина О.Е. Франция - США: две модели мира // США - Канада: экономика, политика, культура. 2004. № 4. C. 29.