уДК 327
Дюрре Мехмет Эмин Икбаль
кандидат исторических наук доцент кафедры теории регионоведения Московского государственного лингвистического университета; e-mail: ikbal@mail.ru
ФРАНЦИЯ И курдская ПРОБЛЕМА В XXI ВЕКЕ
В статье рассматриваются факторы, влияющие позицию Франции по курдской проблеме в текущем столетии. Современная французская внешняя политика характеризуется как прагматичная. Сменяющие друг друга «левые» и «правые» лидеры страны всё реже формируют ее с точки зрения своих идеологических позиций. С другой стороны, на внешнюю политику оказывается значительное интеллектуальное влияние со стороны широкого круга французских философов, историков, политологов, многие из них активно выступают в поддержку самоопределения курдов.
Ключевые слова: курды; Курдистан; курдская проблема; Франция. Dyurre Mehmet Amin Ikbal
PhD, Associate Professor at Theory of Regional Studies Department, Moscow State Linguistic University; e-mail: ikbal@mail.ru
FRANCE AND KURDISH PRoBLEM IN THE 21st CENTURY
The article discusses the factors influencing the position of France on the Kurdish problem in the current century. Modern French foreign policy is characterized as pragmatic, and the "left" and "right" leaders of the country replacing each other are less and less forming this policy in terms of their ideological positions. On the other hand, the foreign policy is greatly influenced by a wide range of French intellectuals -philosophers, historians, political scientists, many of whom actively support the self-determination of the Kurds.
Key words: the Kurds; Kurdistan; Kurdish problem; France.
Введение
Под курдской проблемой мы подразумеваем факт существования в современном мире, характеризуемом приоритетом борьбы за права человека, курдского народа - самого крупного разделенного народа, испытывающего к тому же разное отношение к себе в государствах, в которых он сегодня проживает. Уже более столетия эта проблема неразрывно связана с общей ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке и периодически оказывается в центре внимания ее развития,
в частности в последние годы в связи с резким ростом террористической активности в этом регионе. Франция, как и другие державы, не относящиеся к ближневосточному региону, но принимающее активное участие в его процессах, проводит политику, имеющую свои особенности. Они обусловлены как спецификой собственно французской политической, экономической, культурной жизни, так и политикой других держав, которую Париж сознательно или нет учитывает. К первому виду факторов следует отнести провозглашение французскими властями политическим приоритетом распространение и защиту прав человека во всем мире. Ко второму - объективную оценку места своей страны на политической карте мира, понимание ограниченности своих ресурсов, по сравнению с другими державами, прежде всего, США [Литвак 2012], что находит отражение в заявлениях их документах официального Парижа по Ближнему Востоку и курдской проблеме, в частности. Это не все факторы, но основные, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Курдская проблема и борьба с терроризмом
В связи с широкомасштабными террористическими действиями в регионе исламских экстремистских квазигосударств, в 2014 г. Франция присоединилась к международной коалиции, возглавляемой США, проводит в Сирии и Ираке силами авиации и спецназа операцию «Шамаль», направленную на борьбу с террористами, оказывает поддержку курдским военным формированиям (советниками и оружием, соблюдая негласное требование американцев воздерживаться от поставок тяжелого вооружения). Официальную позицию Республики можно сформулировать на основе материалов портала Министерства Европы и иностранных дел (далее - МИД) Франции и других государственных органов. Десять лет назад аналитик МИД К. Накле писал об обеспокоенности Турции «неконтролируемой» автономией иракского Курдистана для 20 млн турецких курдов, в том числе как базы Рабочей партии Курдистана (далее - РПК), и «тяжелых последствиях» разрешения турецкого парламента использовать вооруженные силы в этом приграничном районе другой (суверенной) страны [КаскЫе 2008]. И эта оценка ситуации пока в целом остается актуальной. Учитывая ключевую и растущую роль Турции как в регионе, так и в отношениях с Евросоюзом и самой Францией, в 2016 г. группа
французских сенаторов подготовила специальный доклад, в котором была дана оценка турецкому лидеру, его партии и внутренней и внешней политике.
Уже сама характеристика франко-турецких отношений в заголовке доклада - «сложные, но важные» - задала тон и всему его весьма противоречивому содержанию: при всех объективных оценках ситуации и ее критике эти отношения необходимо сохранять и упрочивать, особенно в силу экономических причин. В докладе отмечалось, что партия Р. Т. Эрдогана АКП (Партия справедливости и развития), впервые победившая на парламентских выборах 2002 г. и с тех пор фактически правящая в Турции, в начале позиционировала себя как либеральная, проевропейская, но в то же время консервативная. Ее первые шаги в направлении модернизации и демократизации страны открывали перспективу формирования модели «мусульманско-демократического» режима, совмещающего апелляцию к традиционным ценностям с динамичной модернизацией [La Turquie 2016]. Тогда же были установлены и тесные политические и экономические отношения с Курдистаном, признанным в иракской Конституции 2005 г. автономным районом. Использованный в докладе эпитет в отношении Турции - «хрупкая держава, рискующая оказаться в изоляции» основан во многом на влиянии сирийского кризиса, особенно его курдской компоненты. Отмечается, что в 1990-е гг. турецкая политика в отношении курдов строилась на трех принципах:
- отказ признать каких-либо курдских собеседников (включая Ирак);
- стремление защитить тюркоязычные меньшинства в регионе;
- желание избежать независимости северного региона Ирака, опасаясь «эффекта домино».
Но после прихода к власти АКП иракский Курдистан под руководством Демократической партии Курдистана (далее - ДПК) Масуда Барзани становится одним из главных торговых партнеров Анкары (поставляющим нефть Киркука), а в самой Турции Эрдоган делает ставку на привлечение голосов консервативного курдского электората и, среди прочего, предпринимает шаги к использованию курдского языка в обучении и проч. Однако примерно с 2010 г., вследствие усиления социального и исламского консерватизма АКП, который некоторые называют даже неоосманизмом, обозначился поворот
к авторитаризму, проявившийся в распространении посягательств на гражданские свободы, разделение властей, свободу выражения мнений и проч. Этот процесс, по мнению французских сенаторов, «сопровождался поляризацией этнических, религиозных и культурных различий в турецком обществе» [La Turquie 2016].
Отмечается, что турецкий и французский анализ ситуации в Сирии близки: Франция выступает за территориальное единство Сирии. Его целью является создание единого государства, демократического, унитарного, многоконфессионального и светского. Сенаторы в то же время считают, что хорошие отношения между Турцией и Региональным правительством Курдистана свидетельствуют о возможности диалога между Турцией и автономным курдским образованием, которое может быть союзником в регионе, и что помощь партии «Демократический союз» (далее - ПДС) не служит поддержкой РПК в борьбе против турецких властей, но и не должна быть исключительной для курдов, а сопутствовать такой же помощи и сирийским арабским (т. е. здесь - антиасадовским. - Прим. авт.) силам. Ключевым выводом доклада, хотя и не выделенным специально его авторами, является тезис о том, что курдский вопрос стоит по-разному в Ираке, Сирии и Турции, где курды исторически лучше интегрированы [La Turquie 2016]. Сразу за этим следует отдельный параграф «Тревожная ситуация вхкурдских регионах», в котором ответственность за возобновление в 2015 г. боев с многочисленными жертвами между турецкой армией и РПК «кажется разделенной» между обеими сторонами. Кроме того, в описании курдской проблемы сенаторы, подтвердив факты нахождения РПК в списке террористических организаций Евросоюза (с 2002 г.) и несомненную близость к ней партии «Демократический союз», тем не менее, обозначили свою позицию, предположив возможность дистанцирования ПДС от РПК в процессе политического диалога и в перспективе урегулирования сирийского конфликта. Франция, кстати, не только формально поддерживает этот курс: в 2015 г. за связи с террористическими группировками и их финансирование были осуждены несколько членов РПК.
В докладе приводятся выводы исследования, согласно которым наиболее серьезной неудачей новой турецкой «дипломатии 360°» стал курдский вопрос, и Турция - это государство, неспособное удовлетворить потребности значительной части своего населения,
а именно - курдов (число которых в Турции оценивается в докладе в 15 млн или 20 % населения. - Прим. авт.), с которыми в течение трех десятилетий оно ведет войну. В докладе высказаны и подозрения о связях турецких властей с исламскими террористами из запрещенных организаций, как противостоящие сирийской ПДС, рассматриваемой как отделение РПК и борющейся за создание курдской автономии в Сирии по примеру Ирака, которая могла бы стать мощным плацдармом сепаратизма собственно турецких провинций с преимущественно курдским населением. В докладе отмечено, что подозрения в таких связях охладили отношения Турции как с западными союзниками (в том числе США и Франция неоднократно призывали Турцию прекратить обстрелы сирийских курдов), так и с Россией и Ираном, поддерживающих официальные сирийские власти. В том числе, процитировано и высказывание российского посла в Париже А. Орлова на слушаниях во французском Сенате 15 декабря 2015 г., который высказал мнение о том, что курдский народ имеет те же права, что и палестинский народ, т. е. и на свое собственное государство [La Turquie 2016]. В этом контексте, помимо обмена довольно многочисленными визитами министров и других высокопоставленных официальных лиц, только Президент Ф. Олланд дважды, в 2014 и 2017 гг., ездил в Ирак и стал первым лидером государства, посетившим курдскую автономию, а также принял во Франции М. Барзани в 2016 и 2017 гг.
Сегодня на официальном портале французского МИД отмечается, что после неудавшейся попытки государственного переворота 15 июля 2016 г., Европейская комиссия, Венецианская комиссия и многочисленные НПО констатируют ухудшение ситуации с правами человека в Турции. В том, что касается курдской проблемы, сдержанно констатируется, что партия «Демократический союз» рассматриваемая Анкарой как сирийское отделение РПК, является основным фактором беспокойства для Турции, присутствующей в Сирии с момента начала 24 августа 2016 г. операции «Щит Евфрата». Между тем отношения с Багдадом улучшаются с начала 2017 г. И хотя раздражители сохраняются (турецкие военные интервенции в Северном Ираке), перспективы экономического сотрудничества благоприятствуют продолжению диалога. То же самое касается Регионального правительства Иракского Курдистана, притом, что на отношения с ним повлиял референдум по самоопределению 25 сентября 2017 года [Présentation de la Turquie 2019].
Референдум о независимости в иракском Курдистане 25 сентября 2017 г. стал крупным событием для региона и не только. Военные успехи против запрещенных террористических организаций в Ираке и Сирии, которым на земле силы западной коалиции были обязаны курдским отрядам, создали новую ситуацию: курдские силы не только окрепли и вернули себе многие территории, но и морально-политически находились на подъеме. Кульминацией такого развития событий и стал референдум. В его преддверии официальные представители Парижа, как и остальных западных держав, неоднократно заявляли, что Франция поддерживает единство и территориальную целостность Ирака и его Конституцию, которая предоставила Курдистану статус автономии [Irak - Question / Réponse 24 août 2017]. Поэтому и официальная реакция на референдум была предсказуемой: его итоги не признаются, поскольку есть решение Верховного суда Ирака о его незаконности; выход из кризиса между региональным правительством Курдистана и федеральным правительством Ирака лежит на пути диалога, во время которого всем сторонам необходимо воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать напряженность, и в целях национального примирения действовать в рамках иракской Конституции. Кроме того, Франция подтвердила, что поддерживает посреднические усилия Специального представителя Генерального секретаря ООН Яна Кубиша и признание региональным правительством Курдистана решения Верховного суда Ирака от 6 ноября о единстве Ирака и др. [Irak - Q&R - Extrait du point de presse 2 octobre 2017; Déclaration du gouvernement régional du Kurdistan 2017]. После того, как начались столкновения между курдскими военными формированиями и иракскими правительственными войсками, официальный Париж, тесно контактируя со всеми сторонами конфликта (в частности, Президент Республики принял 5 октября в Париже Премьер-министра Ирака и 2 декабря Премьер-министра регионального правительства Курдистана), вновь призывал федеральное правительство к сдержанности и полному уважению законных прав курдов, а региональное правительство Курдистана - к диалогу в рамках иракской конституции. С этой целью французы продвигали в Совете Безопасности ООН и декларацию о необходимости возобновления диалога для сохранения единства и целостности Ирака на основе его Конституции [Irak - Q&R - Extrait du point de presse 20 octobre 2017].
Затем Париж приветствовал возобновление такого диалога и увязывал его с перспективами послевоенного восстановления. Например, в своем выступлении на Международной конференции по восстановлению Ирака в Эль-Кувейте министр Европы и иностранных дел Ж.-И. Ле Дриан заверил иракцев в такой же решительной поддержке Францией восстановления страны, как ранее борьбы с терроризмом, с которым его страна сражалась в составе антитеррористической коалиции. Однако он также выразил мнение о том, что устойчивое восстановление Ирака возможно лишь при условии стабилизации и национального примирения, включая урегулирование разногласий между курдским региональным правительством и Федеральным правительством [Выступление министра Европы и иностранных дел Жан-Ива Ле Дриана 2018].
Сегодня на официальном портале французского МИД Ирак характеризуется как «одна из самых коррумпированных стран мира», а иракский Курдистан - как переживающий серьезный политический и экономический кризис вследствие разногласий между самими курдами, а также между Курдистаном и Багдадом, который не признал «односторонний» референдум о независимости региона 25 сентября
2017 г., на котором «за» было подано почти 93 % голосов. Несмотря на последовавший вооруженный конфликт и затем - соглашение о прекращении военных действий между иракской армией и курдским ополчением (Пешмерга), ситуация на спорных территориях, по французской оценке, остается напряженной. Переговоры между федеральными и курдскими официальными лицами продолжаются, но до сих пор соглашения по принципиальным вопросам нет [Présentation de l'Irak]. Что же касается двусторонних отношений, то Франция оказала политическую, дипломатическую, военную и гуманитарную помощь иракским властям в осуществлении политики национального примирения, а также в борьбе с исламскими террористами.
Новым испытанием для французской политики в регионе стало расширение операций турецкой армии на севере Сирии в начале
2018 г. и последовавшее решение американского президента о выводе оттуда своих войск. Не анализируя логику этого решения, отметим, что для приграничного с Турцией 900-километрового, но узкого района, контролируемого сирийскими курдами, речь зашла не только о потере этого самого контроля, но и о физическом присутствии
в этих традиционно населяемых ими местах. Несмотря на такую протяженность, основное значение имеют несколько крупных населенных пунктов, составляющих своеобразную «цепочку» от Африна на западе до Аль-Камышлы на востоке. После перехода контроля на этих территориях в 2012 г. от официального Дамаска к курдам была создана и квазифедерация трех «кантонов» под общим названием Роджава (Rojava). В отношении турецкого наступления на сирийский Африн, столицу одноименного курдского «кантона», официальные заявления Франции сводились к тому, что законные опасения Турции в отношении безопасности ее границы не должны вести к созданию военного присутствия в глубине сирийской территории, тем более к тому, чтобы добавить еще одну войну к войне в Сирии [Syrie - Q&R - Extrait du point de presse 2018]. Э. Макрон также выступил с призывом к Турции остановить операцию «Оливковая ветвь», начатую в январе 2018 г., и объявить перемирие, а 29 марта 2018 г. после падения Африна, принял делегацию Сирийских демократических сил (далее - СДС), которая приехала просить поддержки против Турции и конкретно - в связи с предстоящим наступлением на Манбиж. Представитель Э. Макрона заявил, что на этой встрече Президент заверил СДС во французской поддержке, особенно в вопросе стабилизации зоны безопасности на северо-востоке Сирии вплоть до политического решения сирийского конфликта. При этом были подтверждены и обязательства Франции бороться с РПК и отстаивать безопасность Турции [Kaval 2018]. Немедленно и отрицательно на такую инициативу откликнулся целый ряд турецких официальных лиц во главе с Президентом. Р. Т. Эрдо-ган оценил такую позицию Франции как «неправильную» и выразил свою «боль» и «разочарование» в этой связи. Отверг он и предложение Э. Макрона о диалоге между курдскими силами на севере Сирии и Турцией при посредничестве Франции и международного сообщества, причем весьма эмоционально: «Кто вы такой, чтобы говорить о посредничестве между Турцией и террористической организацией?» [там же].
Таким образом, эта встреча стала серьезным политическим жестом французского Президента - впервые в Елисейском дворце были приняты сирийские курды, вооруженные подразделения которых составляют основу СДС. Но этим Франция и ограничилась, хотя остальные ее союзники не сделали и этого. Впоследствии такая ситуация
сохранилась: на заявление постоянного представителя Франции при ООН Ф. Делатта о защите французами сирийских курдов, СДС после предстоящего ухода американцев, в декабре 2018 г. турецкий МИД ответил фактически предостережением от такого шага. И судя по доминирующему отношению французских властей к сотрудничеству с Турцией, курдами он, видимо, пожертвует. Хотя сами курды попросили именно Францию установить бесполетную зону на севере Сирии (21 декабря 2018 г. Э. Макрон вновь принял делегацию СДС). Дальше заявлений дело не пошло, но, как минимум, глава французского МИД заявлял, что Париж ждет от США информацию о своих планах по обеспечению безопасности курдских формирований в этом районе.
Также на русскоязычной версии официального портала МИД французы сочли необходимым поместить фрагменты телефонного разговора президентов Франции и России, в котором французский лидер в контексте борьбы с терроризмом в Сирии и в целом в регионе отметил необходимость соблюдения прав местного населения, а также безопасности для союзнических сил коалиции, и, в частности, курдов, учитывая их вклад в борьбу с исламским терроризмом. Президент Республики выразил также приверженность Франции политическому урегулированию сирийского кризиса в рамках резолюции 2254 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций как единственному пути достижения стабильности, защиты мирного населения и достижения мира [Сообщение Пресс-службы Президента Республики 2019].
Франция и права человека
Не только международные НКО, но и некоторые французские дипломаты (выйдя в отставку) неоднократно выступали с осуждением действий Франции в развивающихся странах с позиций прав человека, включая продажу оружия Ираку и Турции, которое использовалось в том числе для репрессий против курдов. Причем расхождение между декларациями о защите прав и игнорированием их нарушений имело место и при участии во власти социалистов (с 1981 г.) Рогт 2001; Литвак 2016]. Президент Н. Саркози после вступления в должность заявил о том, что намерен нарушить молчание международного сообщества о нарушении прав человека, где бы то ни было, что такой подход он считает центральным для миссии, ценностей и даже
идентичности Франции, и назначил министром иностранных дел Б. Кушнера - основателя Организации «Врачи без границ», приложившего много сил для концептуализации «права на вмешательство», реализовавшегося в принятии первой «интервенционистской» Резолюции ООН в 1991 г. по иракскому Курдистану. Ранее сам Кушнер, анализируя курдскую проблему в Ираке при режиме С. Хусейна и после его свержения, осуждал международное сообщество за бездеятельность при подавлении восстаний курдов и, как сторонник права на вмешательство по гуманитарным причинам во внутренние дела других государств, аргументировал законность войны в Ираке, хотя и резко критиковал конкретные действия там США [Kouchner 2004]. Сменивший его еще один президент-социалист - Ф. Олланд не видел разницы между Президентом Сирии Б. Асадом и террористической группировкой «Исламское государство», а его министр иностранных дел Л. Фабиус считал положительной деятельность в Сирии признанной и американцами, как террористической, Организации «Джебхат ан-Нусра» [Mouna Alno-Nakhal 2015]. В начале своего президентства, в речи в Европейском суде по правам человека (31 октября 2017 г.) Э. Макрон объявил демократию и основные права «общим достоянием Европы», отпечаток которого несет на себе «цивилизация от Атлантики до Урала». Но, по мнению М. Семо, сегодня универсальный характер прав открыто ставится под сомнение во имя разнообразия культур и ценностей, в частности, Пекином, Москвой, Анкарой [Semo 2018]. Главное здесь - не столько действия перечисленных столиц (а в этом списке явно не хватает еще и Вашингтона), сколько реакция на них Парижа, который, как представляется, не имеет ни сил (что вполне объективно), ни, что более важно, желания (которое вполне могло бы быть) продолжать свой курс в отношении прав человека. В правительстве при нынешнем президенте, в отличие, в частности, от Н. Саркози, больше нет госсекретаря по правам человека. И М. Семо заключает, что при Президенте Э. Макроне вопрос прав человека больше не является центральным для французской внешней политики [там же]. Он же приводит слова сожаления одного из французских дипломатов о том, что права человека не интересуют Эммануэля Макрона или Жан-Ива Ле Дриана, как и политический класс в целом. И это только одно из многочисленных свидетельств того, как, в первую очередь, дипломаты, весьма чувствительные
к этой проблематике, рефлексируют на нее, как эмоционально, так и социально-политически [Литвак 2018]. Это позволяет предполагать латентные процессы формирования если не текущих позиций внешней политики, то, как минимум, новых подходов к ней, которые, возможно, пока ждут своего часа. Интересно в этом же контексте, что и серию торжественных мероприятий по случаю 70-й годовщины подписания Всеобщей декларации прав человека ООН, состоявшейся как раз в Париже (10 декабря 1948 г.), организовал и провел МИД, но не Елисейский дворец, по факту отстранившийся от этого, казалось бы, триумфального для французской внешней политики повода.
Однако французская внешняя политика формируется не только в президентском дворце и МИД. Во Франции существует весьма распространенная практика консультаций с экспертным и научным сообществом. Кроме того, общественность страны традиционно активна и чувствительна к проблемам прав человека и меньшинств. Для событий текущего десятилетия и борьбы с терроризмом в регионе важнейшей вехой роста общественной поддержки курдов стала защита сирийского города Кобани в конце 2014 - начале 2015 гг. Важными обстоятельствами этого успеха стало одно из редких объединений курдов, проживающих в регионе в разных странах как для обороны города (там сражались вместе отряды из Сирии, Турции и Ирака), так и в единодушном праздновании победы. Кроме того, информация о боях за Кобани сделала широко известными участие и роль женщин в общественной жизни курдского общества и даже в боевых действиях, стремление к защите универсальных прав человека от варварства террористов, уважение меньшинств. Поддержка общественного мнения Европы, Соединенных Штатов, а также многих стран Южной Америки и Азии вынудила, в том числе власти США сбрасывать с самолетов военную и иную помощь осажденным курдам и нанести важные авиаудары по боевикам, а Турции - впервые разрешить проход через свою территорию курдских ополченцев с тяжелым вооружением из Ирака [Nezan 2015]. Наиболее активным французским общественным защитником курдов в последние годы является Б.-А. Леви - философ, писатель, автор многочисленных публикаций в большинстве крупнейших французских газет, а также в Европе и США. В своей долгой правозащитной деятельности он приходил и к французским президентам - Ф. Миттерану, Ж. Шираку, Н. Саркози. На волне успеха
защиты Кобани ему удается в апреле 2015 г. добиться для военных руководителей курдов аудиенции у Президента Ф. Олланда, несмотря не только на очевидное недовольство Турции, но и риск испортить с ней отношения.
Новый всплеск активности общественности произошел в связи с референдумом о независимости в иракском Курдистане. Накануне Б.-А. Леви критиковал и державы, и всё мировое сообщество за «постыдное» отношение к референдуму и вообще курдскому народу, до сих пор страдающему как от колониального прошлого, так и от сменяющих друг друга диктаторов в регионе при полном попустительстве, в частности, Запада, который использовал их как главную силу в борьбе с террористами, а затем цинично отвернулся. Даже несмотря на то, что именно курды сегодня являются защитниками последних христиан в регионе [Lévy 2017а]. После референдума, на который власти Ирака ответили блокадой Курдистана, он выпускает в «Монд» обращение группы интеллектуалов в Совет Безопасности ООН, которое подписали в том числе такие диссиденты и правозащитники, как Адам Михник, Салман Рушди, Бернар Кушнер [Va-t-on abandonner à son sort le Kurdistan? 2017]. Причем это происходит в день, когда президент Э. Макрон принимает премьер-министра Ирака Х. Аль-Абади. Сам Б.-А. Леви выступает с резкой статьей, в которой анализирует, как «новая "банда четырех", диктаторы Ердоган, Асад, Хаменеи и Абади позволяют себе давать конституционные уроки Курдистану», поддерживая политические заявления Макрона в пользу прав курдского народа, но считая их недостаточными [Lévy 2017б].
Кроме того, Б.-А.Леви организовал «Парижское воззвание за Курдистан», которое подписали также такие крупные политические и общественные деятели Франции, как Каролин Фурест, Анн Идальго, Хаджар Омар Исмаил, Бернар Кушнер, Жильберт Миттеран, Кендаль Незан и Мануэль Вальс. В этом документе, в частности, говорилось об унынии и несправедливости, охватывающих и объединяющих тех, кто подписал это воззвание; о курдах как о дружественной нации, формировавшейся на протяжении ста лет борьбы против разных тираний, а в течение трех последних лет на поле боя длиной в тысячу километров, в одиночку противостоявшей террористам ИГИЛ, принявшей полтора миллиона беженцев, представителей всех конфессий и т. д. Но теперь великие демократические державы заранее осуждают
референдум о независимости Курдистана и это - во имя территориальной целостности Ирака, разобщенной хаотичной страны, которую они якобы сохраняют для поддержания баланса в регионе [Ne laissons pas s'éteindre en nous la flamme du Kurdistan 2017]. 28 ноября 2017 г. по приглашению послов Франции и Великобритании Б.-А. Леви выступает в ООН, где показывает свой фильм «Пешмерга», посвященный героической борьбе курдского ополчения против террористов, которое, как он настаивает, защищало от них всю современную цивилизацию [Lévy 2019б]. После событий в Африне, в очередной раз выступая перед французскими сенаторами, Б.-А. Леви провел четкие параллели между курдским вопросом и уже историческими прецедентами воссоединения с Францией областей Эльзаса и Лотарингии после почти 50 лет в составе Германии и затем воссоединения частей уже самой Германии, в течение также более полувека разделенной после поражения во Второй мировой войне [Hertzog 2019]. Его соратник, документалист Ф. Марголин, ставит вопрос о причинах упорного отказа курдам в том, что было предоставлено южным суданцам, восточным тиморцам, коссоварам, палестинцам [Margolin 2019]. Наконец, вместе с Томасом Капланом Б.-А. Леви учредил в США комитет «Правосудие для курдов» (Justice for Kurds), одной из целей которого является создание в Соединенных Штатах мемориала, посвященного бойцам Пешмерги, с честью павших за демократию. Не менее энергично он выступает в защиту курдов после планируемого вывода американских войск из Сирии, при этом, не забывая хвалить Э. Макрона за его дистанцирование от этой позиции американского союзника [Lévy 2019а]. Это последнее американское решение привлекло внимание и других политических сил Франции, в частности Ж.-Л. Меланшона, депутата и лидера «левой» партии Непокоренная Франция, которая весьма активно критикует в связи с курдской проблемой власти Франции, Евросоюз, США и НАТО [La cause kurde est la nôtre 2019]. К воззваниям его депутатов присоединяются депутаты Национального собрания Франции и от других «левых» партий.
Заключение
Таким образом, современная французская внешняя политика весьма прагматична. Причем сменяющие друг друга «левые» и «правые» руководители в органах власти всё меньше формируют ее с точки
зрения своих идеологических позиций, при этом настаивая, что их внешнеполитические инициативы по-прежнему основаны на фундаменте ценностей Французской революции, поставившей в центр общественно-политической жизни права и свободы человека. Однако в том, что касается проблемы курдского народа, это неочевидно. Зато французские интеллектуалы в большинстве своем стоят как раз на этих самых позициях, и многие из них активно выступают и за поддержку самоопределения курдов вообще, и за тактические, конкретные, шаги текущей французской внешней политики на этом направлении. На формирование внешней политики оказывают значительное интеллектуальное влияние французские философы, историки, политологи, как посредством академических исследований и подготовкой докладов, которые заказывают власти, так и через средства массовой информации и коммуникации, где они активно выступают.
Конечно, такая общественная активность находится в контексте общего, широкого демократического вектора деятельности большой группы современной французской интеллектуальной элиты, а не сводится к поддержке только курдов. И, конечно, ее влияние достаточно ограничено, поскольку французским властям приходится учитывать факторы, оказывающие противоположное давление на политику этой, теперь уже региональной державы, хотя и пытающейся продолжать играть определенную роль и в соседних с Европой регионах. Но в то же время, судя по деятельности французских президентов, эта активность ими учитывается (в том числе уже и после отставки Ф. Олланд посетил иракский Курдистан и встретился с М. Барзани), а весь это процесс усиливает общедемократический импульс, поэтому повышает шансы развития ситуации в положительном для курдов направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выступление министра Европы и иностранных дел Жан-Ива Ле Дриана, Эль-Кувейт, 13 февраля 2018 г. URL : www.diplomatie.gouv.fr/ru/ministry/ zhan-iv-le-drian/discours/article/discours-de-jean-yves-le-drian-ministre-de-l-europe-et-des-affaires-etrangeres (дата обращения: 19.01.2019). Литвак Н. В. Мораль во внешней политике и дипломатии современной
Франции // Международная жизнь. 2016. № 8. С. 30-41. Литвак Н. В. О некоторых аспектах информационной борьбы на Ближнем Востоке // Конфликтология. 2012. № 4. С. 125-133.
Литвак Н.В. Современная дипломатическая служба как рефлексивный институт // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 163-172.
Сообщение Пресс-службы Президента Республики - Телефонный разговор Президента Республики и Президента Российской Федерации Владимира Путина (2 января 2019 г.). URL : www.diplomatie.gouv.fr/ ru/dossiers-pays/russie/evenements/article/entretien-telephonique-entre-m-emmanuel-macron-president-de-la-republique-et-m-239664 (дата обращения: 19.01.2019).
Déclaration du gouvernement régional du Kurdistan sur une décision de la cour suprême irakienne (14 novembre 2017). URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/ dossiers-pays/irak/evenements/article/declaration-du-gouvernement-regional-du-kurdistan-sur-une-decision-de-la-cour (дата обращения: 19.01.2019).
Dorin B. Appelez-moi Excellence. Un ambassadeur parle. Montréal : Stanké, 2001. 328 р.
Hertzog G. Bernard-Henri Lévy, le Sénat français et les Kurdes. URL : justice-forkurds.org/2018/03/31/bernard-henri-levy-le-senat-francais-et-les-kurdes/ (дата обращения: 24.02.2019).
Irak - Question / Réponse. 24 août 2017. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dos-siers-pays/irak/evenements/article/irak-question-reponse-24-08-17 (дата обращения: 19.01.2019).
Irak - Q&R - Extrait du point de presse 2 octobre, 12 octobre, 17 octobre, 25 octobre 2017. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/irak/evenements/ article/irak-kurdistan-irakien-q-r-extrait-du-point-de-presse-12-10-17 (дата обращения: 19.01.2019).
Irak - Q&R - Extrait du point de presse. 20 octobre 2017. URL : www.diplomatie. gouv.fr/fr/dossiers-pays/irak/evenements/article/irak-q-r-extrait-du-point-de-presse-20-10-17 (дата обращения: 19.01.2019).
KavalA. Macron assure les Kurdes syriens du « soutien » de la France lors d'une rencontre à l'Elysée // Le Monde. 20.03.2018. URL : www.lemonde.fr/sy-rie/article/2018/03/29/une-delegation-des-forces-democratiques-syriennes-recue-a-l-elysee_5278326_1618247.html (дата обращения: 22.12.2018).
Kouchner B. Les guerriers de la paix. Paris : Editions Grasset, 2004. 300 p.
La cause kurde est la nôtre. URL : melenchon.fr/2019/01/28/la-cause-kurde-est-la-notre/ (дата обращения: 12.02.2019).
La Turquie : une relation complexe mais incontournable. Rapport d'information de MM. Claude MALHURET, Claude HAUT et Mme Leila AÏCHI, fait au nom de la commission des affaires étrangères, de la défense et des forces armées n° 736 (2015-2016) - 29 juin 2016. URL : www.senat.fr/rap/r15-736/r15-7366. html#toc196 (дата обращения: 02.10.2017).
Lévy B.-H. Justice pour les Kurdes! 04.09.2017а. URL : laregledujeu. org/2017/09/04/32198/justice-pour-les-kurdes/ (дата обращения: 24.02.2019).
LévyB.-H. Contre les Kurdes, la nouvelle «bande des quatre». 16.10.20176. URL : laregledujeu.org/2017/10/16/32556/kurdes-la-nouvelle-bande-des-quatre-contre-le-kurdistan/ (дата обращения: 24.02.2019).
Lévy B.-H. Qui viendra sauver les Kurdes du désastre annoncé? 14.01.2019. URL : laregledujeu.org/2019/01/14/34710/qui-viendra-sauver-les-kurdes-du-desastre-annonce/ (дата обращения: 28.01.19).
Lévy B.-H. Adresse aux Nations Unies sur l'abandon du Kurdistan. 30.11.2017. URL : www.bernard-henri-levy.com/adresse-bhl-aux-nations-unies-sur-abandon-kurdistan-53224.html (дата обращения: 24.02.2019).
Margolin F. Kurdistan 2019. URL : laregledujeu.org/2019/01/14/34719/kurdis-tan-kurdes-2019/ (дата обращения: 24.02.2019).
MounaAlno-Nakhal. Raimbaud Michel, ancien ambassadeur français : «Les États-Unis n'ont qu'une logique : celle du chaos». 04.03.2015. URL : reseauinterna-tional.net/michel-raimbaud-ancien-ambassadeur-francais-les-etats-unis-nont-quune-logique-celle-du-chaos/ (дата обращения: 06.03.2015).
Nackhlé Ch. Du «chaos constructif» a l'«entropie croissante». Perspectives 2008 au Moyen-Orient // Annuaire français de relations internationales. Vol. IX. Bruxelles : Bruylant, 2008. P. 145-160.
Ne laissons pas s'éteindre en nous la flamme du Kurdistan // Le Monde. 06.11.2017. URL : www.lemonde.fr/idees/article/2017/11/06/ne-laissons-pas-s-eteindre-en-nous-la-flamme-du-kurdistan_5210743_3232.html (дата обращения: 24.02.2019).
Nezan K. Vers un Kurdistan indépendant? // Civitas Europa. 2015/1. N° 34. P. 143-153.
Présentation de la Turquie. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/tur-quie/presentation-de-la-turquie (дата обращения: 19.01.2019).
Présentation de l'Irak. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/irak/pre-sentation-de-l-irak/ (дата обращения: 19.01.2019).
SemoM. Macron met les droits de l'homme en sourdine // Le Monde. 05.12.2018. URL : www.lemonde.fr/idees/article/2018/12/05/macron-met-les-droits-de-l-homme-en-sourdine_5392727_3232.html (дата обращения: 18.12.2018).
Syrie - Q&R - Extrait du point de presse. 19.03.18. URL : www.diplomatie.gouv. fr/fr/dossiers-pays/syrie/evenements/actualites-2018/article/syrie-q-r-extrait-du-point-de-presse-19-03-18 (дата обращения: 19.01.2019).
Va-t-on abandonner à son sort le Kurdistan? // Le Monde. 05.10.2017. URL : www.lemonde.fr/idees/article/2017/10/05/va-t-on-abandonner-a-son-sort-le-kurdistan_5196530_3232.html (дата обращения: 24.02.2019).
REFERENCES
Vystuplenie ministra Evropy i inostrannyh del Zhan-Iva Le Driana, Jel'-Kuvejt, 13 fevralja 2018 g. URL : www.diplomatie.gouv.fr/ru/ministry/zhan-iv-le-drian/
discours/article/discours-de-jean-yves-le-drian-ministre-de-l-europe-et-des-affaires-etrangeres (data obrashhenija: 19.01.2019).
Litvak N. V. Moral' vo vneshnej politike i diplomatii sovremennoj Francii // Mezhdunarodnaja zhizn'. 2016. № 8. S. 30-41.
Litvak N. V. O nekotoryh aspektah informacionnoj bor'by na Blizhnem Vostoke // Konfliktologija. 2012. № 4. S. 125-133.
Litvak N. V. Sovremennaja diplomaticheskaja sluzhba kak refleksivnyj institut // Polis. Politicheskie issledovanija. 2018. № 2. S. 163-172.
Soobshhenie Press-sluzhby Prezidenta Respubliki - Telefonnyj razgovor Prezidenta Respubliki i Prezidenta Rossijskoj Federacii Vladimira Putina (2 janvarja 2019 g.). URL : www.diplomatie.gouv.fr/ru/dossiers-pays/russie/evenements/ article/entretien-telephonique-entre-m-emmanuel-macron-president-de-la-republique-et-m-239664 (data obrashhenija: 19.01.2019).
Déclaration du gouvernement régional du Kurdistan sur une décision de la cour suprême irakienne (14 novembre 2017). URL : www.diplomatie.gouv.fr/ fr/dossiers-pays/irak/evenements/article/declaration-du-gouvernement-regional-du-kurdistan-sur-une-decision-de-la-cour (data obrashhenija: 19.01.2019).
Dorin B. Appelez-moi Excellence. Un ambassadeur parle. Montréal : Stanké, 2001. 328 r.
Hertzog G. Bernard-Henri Lévy, le Sénat français et les Kurdes. URL : justiceforkurds.org/2018/03/31/bernard-henri-levy-le-senat-francais-et-les-kurdes/ (data obrashhenija: 24.02.2019).
Irak - Question / Réponse. 24 août 2017. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/ dossiers-pays/irak/evenements/article/irak-question-reponse-24-08-17 (data obrashhenija: 19.01.2019).
Irak - Q&R - Extrait du point de presse 2 octobre, 12 octobre, 17 octobre, 25 octobre 2017. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/irak/ evenements/article/irak-kurdistan-irakien-q-r-extrait-du-point-de-presse-12-10-17 (data obrashhenija: 19.01.2019).
Irak - Q&R - Extrait du point de presse. 20 octobre 2017. URL : www.diplomatie. gouv.fr/fr/dossiers-pays/irak/evenements/article/irak-q-r-extrait-du-point-de-presse-20-10-17 (data obrashhenija: 19.01.2019).
Kaval A. Macron assure les Kurdes syriens du « soutien » de la France lors d'une rencontre à l'Elysée // Le Monde. 20.03.2018. URL : www.lemonde.fr/syrie/ article/2018/03/29/une-delegation-des-forces-democratiques-syriennes-recue-a-l-elysee_5278326_1618247.html (data obrashhenija: 22.12.2018).
Kouchner B. Les guerriers de la paix. Paris : Editions Grasset, 2004. 300 p.
La cause kurde est la nôtre. URL : melenchon.fr/2019/01/28/la-cause-kurde-est-la-notre/ (data obrashhenija: 12.02.2019).
La Turquie : une relation complexe mais incontournable. Rapport d'information de MM. Claude MALHURET, Claude HAUT et Mme Leila AÏCHI, fait au nom de la commission des affaires étrangères, de la défense et des forces armées n° 736 (2015-2016) - 29 juin 2016. URL : www.senat.fr/rap/r15-736/r15-7366. html#toc196 (data obrashhenija: 02.10.2017).
Lévy B.-H. Justice pour les Kurdes! 04.09.2017a. URL : laregledujeu.
org/2017/09/04/32198/justice-pour-les-kurdes/ (data obrashhenija: 24.02.2019).
Lévy B.-H. Contre les Kurdes, la nouvelle «bande des quatre». 16.10.2017b. URL : laregledujeu.org/2017/10/16/32556/kurdes-la-nouvelle-bande-des-quatre-contre-le-kurdistan/ (data obrashhenija: 24.02.2019).
Lévy B.-H. Qui viendra sauver les Kurdes du désastre annoncé? 14.01.2019. URL : laregledujeu.org/2019/01/14/34710/qui-viendra-sauver-les-kurdes-du-desastre-annonce/ (data obrashhenija: 28.01.19).
Lévy B.-H. Adresse aux Nations Unies sur l'abandon du Kurdistan. 30.11.2017. URL: www.bernard-henri-levy.com/adresse-bhl-aux-nations-unies-sur-abandon-kurdistan-53224.html (data obrashhenija: 24.02.2019).
Margolin F. Kurdistan 2019. URL : laregledujeu.org/2019/01/14/34719/kurdistan-kurdes-2019/ (data obrashhenija: 24.02.2019).
Mouna Alno-Nakhal. Raimbaud Michel, ancien ambassadeur français : «Les États-Unis n'ont qu'une logique : celle du chaos». 04.03.2015. URL : reseauinternational.net/michel-raimbaud-ancien-ambassadeur-francais-les-etats-unis-nont-quune-logique-celle-du-chaos/ (data obrashhenija: 06.03.2015).
Nackhlé Ch. Du «chaos constructif» a l'«entropie croissante». Perspectives 2008 au Moyen-Orient // Annuaire français de relations internationales. Vol. IX. Bruxelles : Bruylant, 2008. P. 145-160.
Ne laissons pas s'éteindre en nous la flamme du Kurdistan // Le Monde. 06.11.2017. URL : www.lemonde.fr/idees/article/2017/11/06/ne-laissons-pas-s-eteindre-en-nous-la-flamme-du-kurdistan_5210743_3232.html (data obrashhenija: 24.02.2019).
Nezan K. Vers un Kurdistan indépendant? // Civitas Europa. 2015/1. N° 34. P. 143-153.
Présentation de la Turquie. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/ turquie/presentation-de-la-turquie (data obrashhenija: 19.01.2019).
Présentation de l'Irak. URL : www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/irak/ presentation-de-l-irak/ (data obrashhenija: 19.01.2019).
SemoM. Macron met les droits de l'homme en sourdine // Le Monde. 05.12.2018. URL : www.lemonde.fr/idees/article/2018/12/05/macron-met-les-droits-de-l-homme-en-sourdine_5392727_3232.html (data obrashhenija: 18.12.2018).
Syrie - Q&R - Extrait du point de presse. 19.03.18. URL : www.diplomatie.gouv. fr/fr/dossiers-pays/syrie/evenements/actualites-2018/article/syrie-q-r-extrait-du-point-de-presse-19-03-18 (data obrashhenija: 19.01.2019).
Va-t-on abandonner à son sort le Kurdistan? // Le Monde. 05.10.2017. URL : www.lemonde.fr/idees/article/2017/10/05/va-t-on-abandonner-a-son-sort-le-kurdistan_5196530_3232.html (data obrashhenija: 24.02.2019).