Научная статья на тему 'ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИА И САЛАМАНКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (об одной удачной реформе университетского образования)'

ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИА И САЛАМАНКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (об одной удачной реформе университетского образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д В. Шмонин

Франсиско де Виториа (1492-1546), испанский теолог и философ-доминиканец, профессор первой кафедры теологии Саламанкского университета, был одним из успешных реформаторов европейской системы образования на рубеже Средних веков и Нового времени. Его реформа в обучении включала использование «Суммы теологии» Фомы Аквинского вместо «Сентенций» Петра Ломбардского, систематические лекции по различным проблемам теологии, политической и моральной философии, а также новые методы обучения. Она оказала влияние на формирование современной системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Francisco de Vitoria (1492-1546), Spanish Dominican theologian and philosopher, professor of the Cathedra prima of the University of Salamanca, was one of the successful reformers of the European educational system on the border of the Middle Age and Early Modern Age. His reform in teaching included using Summa theologiae of Thomas Aquinas instead Petrus Lombardus’ Libri quattuor sententiarum, systematic lectures in different issues of theory of theology, political and moral science, and new methods of learning. It made influence to formation of the contemporary higher education.

Текст научной работы на тему «ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИА И САЛАМАНКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (об одной удачной реформе университетского образования)»

УДК 378.4:321.01:000.93

Д.В.ШМОНИН

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

ФРАНСИСКО ДЕ ВИТОРИА И САЛАМАНКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (об одной удачной реформе университетского образования)

Франсиско де Виториа (1492-1546), испанский теолог и философ-доминиканец, профессор первой кафедры теологии Саламанкского университета, был одним из успешных реформаторов европейской системы образования на рубеже Средних веков и Нового времени. Его реформа в обучении включала использование «Суммы теологии» Фомы Аквинского вместо «Сентенций» Петра Ломбардского, систематические лекции по различным проблемам теологии, политической и моральной философии, а также новые методы обучения. Она оказала влияние на формирование современной системы высшего образования.

Francisco de Vitoria (1492-1546), Spanish Dominican theologian and philosopher, professor of the Cathedra prima of the University of Salamanca, was one of the successful reformers of the European educational system on the border of the Middle Age and Early Modern Age. His reform in teaching included using Summa theologiae of Thomas Aquinas instead Petrus Lombardus' Libri quattuor sententiarum, systematic lectures in different issues of theory of theology, political and moral science, and new methods of learning. It made influence to formation of the contemporary higher education.

Франсиско де Виториа (Francisco de Vitoria) - доминиканский теолог, основатель саламанкской школы теологии, философии и права, с деятельностью которой связывают начало схоластического ренессанса XVI в. - второй схоластики. Его настоящее имя Франсиско де Аркайа-и-Комплудо, родился в г.Бургосе в 1492 г. (называют и другие годы рождения: 1480, 1483, 1486, 1493) в семье королевского чиновника. Там же, в Бургосе, с 1501 по 1508 г. учился в школе при доминиканском конвенте (конвент - один из типов монастырских домов), в 1505 г. вступил в доминиканский орден.

Как один из наиболее способных студентов в 1509 г. был направлен для продолжения учебы в Парижский университет, по праву считавшийся лучшим учебным заведением Европы того времени. В Сорбонне Виториа слушал лекции профессоров, представлявших различные религиозные и интеллектуальные направления - томизм, номинализм, гуманизм; во внутрицерковных дискуссиях симпатизировал консилиаризму,

сторонники которого выступали за усиление роли и власти соборов. В 1516-1517 гг., по получении степени бакалавра искусств, Виториа читает лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского [4]. В 1522 г. его посвящают в священнический сан, он становится лиценциатом и доктором теологии.

Возвратившись в Испанию, молодой доктор получает назначение на кафедру теологии в доминиканском конвенте Валья-долида, где читает курс лекций по «Сумме теологии» Фомы Аквинского. В сентябре 1526 г. происходит одно из важнейших событий в жизни Витории: его приглашают в университет Саламанки, где он до самой смерти (1546) занимает место профессора ведущей теологической кафедры - «кафедры первого часа».

В XVI в. Саламанкский университет находился в расцвете, оправдывая свой девиз: «Первая во всех науках Саламанка учит» («Princeps omnium scientiarum Salamanca docet»). В стенах его 43 коллегий учились около 6 800 студентов; при универ-

ситете находились 38 монастырей и монастырских домов различных орденов и кон-грегаций [2].

Это было наиболее древнее и именитое учебное заведение, входившее в десятку ведущих университетов Европы того времени. В начале XVI в. в Саламанкском университете, в соответствии с «Конституциями», утвержденными папой Мартином V в 1422 г., сложилась четкая структура богословских (и философских) кафедр, на которых преподавали профессора различных направлений. Заметим, что кафедры в ту эпоху представляли собой нечто иное, чем «структурные подразделения» современных нам отечественных (и зарубежных, в ряде стран) высших учебных заведений. Это были, скорее, «штатные единицы», на которые назначались профессора, призванные читать лекции по определенной дисциплине [2].

Заметим, что руководство университета имело королевские привилегии (университет считался светским учебным заведением) и следило за тем, чтобы фундаментальные богословские и философские дисциплины преподавались в академическом духе, вне религиозных и идеологических споров. Каждый студент, прежде чем выбрать более приемлемое для него направление - окками-стское, скотистское или томистское, - должен был получить хорошее базовое образование. Соблюдение этих традиций делало систему образования в Саламанке (и в других университетах Пиренейского полуострова) стабильной, но консервативной. В преподавании преобладало банальное, нетворческое комментирование, разбор «химерических» вопросов, наподобие количества ангелов, могущих уместиться на острие булавки (при том, конечно, что в подобных дискуссиях можно было обнаружить определенный логический и философско-теологический смыслы).

В условиях «обмельчания» схоластической проблематики, кризиса университетской философии требовались новые идеи, смелые шаги, реформы. Эти реформы были предприняты доминиканцами-томистами, преподававшими в Саламанке, первым среди которых стал Виториа.

Заняв кафедру в Саламанке, Виториа заменил в качестве основного текста для комментирования традиционный учебный курс «Сентенций» Петра Ломбардского на «Сумму теологии» Аквината [5], совмещая теологическую и морально-практическую стороны учения Фомы Аквинского и превращая, таким образом, томизм в ведущее теологическое и философское направление католической мысли. Вокруг Витории сложился круг его коллег и учеников (Доминго де Сото (1495-1560), Мельчор Кано (15091560) и др.), составивших ядро саламанк-ской школы [3]. Философско-правовые идеи Витории оказали воздействие на развитие Контрреформации, доминиканских и иезуитских докторов - представителей второй схоластики, естественно-правовых концепций Нового времени.

Курс теологии, читавшийся Виторией, был целостным, единым и современным с точки зрения рассматриваемых проблем. Виториа в своих комментариях на «Сумму» сумел соединить «теоретико-теологическую» и «морально-практическую» стороны томизма. Томистская теолого-философская система излагалась с ясностью, последовательностью и продуманностью, что выгодно отличало ее от номиналистской схоластики с тончайшими (и потому трудными для восприятия) рассуждениями и «многоходовыми» диалектическими доказательствами.

Успех Витории в Саламанке стал победой томизма, трактуемого по-новому, более свободно и современно, а также победой новых методов в преподавании. Вокруг него складывалась целая группа молодых преподавателей, в том числе собственных учеников, которые, получив лицензии и степени, занимали кафедры университета, а также отправлялись в другие города Испании (и Португалии). Изменения в преподавании пробудили интерес к теологии и философии в испанском обществе, а появление достаточно большого числа знающих преподавателей вскоре сделали ненужным традиционное продолжение образования в Париже.

Помимо сказанного заметим, что Вито-риа был не только оригинально мыслящим теоретиком, но и талантливым педагогом.

112 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.163

Сугубо педагогическим, но от этого не менее важным нововведением Витории следует считать новый стиль преподавания. Речь идет о том, что Виториа читал лекции вдумчиво, неторопливо, размеренно, останавливаясь на трудных местах и поясняя их. Лекции Витории выгодно отличались от занятий других профессоров, которые не слишком заботились о том, чтобы комментируемый ими материал был не только прочитан, но и воспринят студентами. У Витории это получалось именно так: поскольку молодой профессор был популярен и многие студенты хотели иметь записанный курс лекций, размеренное чтение давало студентам возможность записывать почти как под диктовку. Заметим, что это нельзя было назвать простым делом, особенно если учесть «спартанскую» обстановку в классах и особенности весьма несовершенных письменных приборов XVI столетия. Поэтому студенты создавали собственные системы сокращений, обменивались конспектами, переписывали их после занятий. Более того, списки даже продавались вне стен университета, а на открытые лекции собиралась городская публика [1].

Так в Саламанкском университете стала складываться методика преподавания, в ко-

торой центральной фигурой становился студент, а лекции строились с учетом возможностей и особенностей восприятия их данной аудиторией. Позднее эта традиция через выпускников Саламанки распространилась на другие университеты и оказала положительное воздействие на становление современной нам системы университетского образования.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 03-06-00147а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франсиско де Виториа. Лекции об индейцах и военном праве (фрагмент) // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. С.273-277.

2. Шмонин Д.В. Философия в испанских университетах и начало возрождения схоластики в XVI в. // Вестник Русского христианского гуманитарного института. 2004. № 5. С.187-195.

3. Belda Plans J. La escuela de Salamanca y la renovación de la teología en el siglo XVI. Madrid, 2000.

4. Francisco de Vitoria. In IV Sententiarum; Summa Sacramentorum Ecclesiae. Valladolid, 1560.

5. Francisco de Vitoria. Comentarios a la Secunda Se-cundae de Santo Tomás / Ed. V.Beltrán de Heredia. En 6 vols. Salamanca, 1933-1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.