Научная статья на тему 'Франклин Делано Рузвельт - многогранный гений'

Франклин Делано Рузвельт - многогранный гений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3092
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ / GREAT DEPRESSION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ECONOMIC REFORMS / АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CRISIS MANAGEMENT / НОВЫЙ КУРС / NEW DEAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скибицкий Марк Михайлович

Гений Франклина Делано Рузвельта, одного из наиболее великих президентов США, реализовался во всех сферах жизнедеятельности общества социальной, экономической, политической, духовной и военной. В статье рассматриваются основные его достижения в 1933-1945 гг., когда он смог переломить Великую депрессию, заложить основы американской социальной политики, возглавить международную антифашистскую коалицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franklin Delano Roosevelt - a multifaceted genius

The genius of Franklin Delano Roosevelt, one of the greatest presidents of the USA, left its mark in all spheres of life: social, economic, political, religious, and military. The article looks at his main achievements in 1933-1945, when he managed to overcome the Great Depression, lay the foundations of social policy and place himself at the head of the Anti-Fascist Coalition.

Текст научной работы на тему «Франклин Делано Рузвельт - многогранный гений»

УДК 338(73)(092) ББК 65.9(7США)г

М.М. Скибицкий

доктор философских наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ

ФРАНКЛИН ДЕЛАНО РУЗВЕЛЬТ — МНОГОГРАННЫЙ ГЕНИЙ

Гений Франклина Делано Рузвельта, одного из наиболее великих президентов США, реализовался во всех сферах жизнедеятельности общества — социальной, экономической, политической, духовной и военной. В статье рассматриваются основные его достижения в 1933-1945 гг., когда он смог переломить Великую депрессию, заложить основы американской социальной политики, возглавить международную антифашистскую коалицию.

Ключевые слова: Великая депрессия, экономические реформы, антикризисное регулирование, Новый курс.

The genius of Franklin Delano Roosevelt, one of the greatest presidents of the USA, left its mark in all spheres of life: social, economic, political, religious, and military. The article looks at his main achievements in 1933-1945, when he managed to overcome the Great Depression, lay the foundations of social policy and place himself at the head of the Anti-Fascist Coalition.

Key words: the Great Depression, economic reforms, crisis management, the New Deal.

Тридцать второй Президент США приступил к выполнению своих обязанностей в крайне тяжелое для страны время. Ведь процветание в 1925-1929 гг. казалось устойчивым, ничто

© М.М. Скибицкий, 2013

M.M. Skibitsky

D.Sc. in Philosophy, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation

FRANKLIN DELANO ROOSEVELT — A MULTIFACETED GENIUS

не предвещало будущую катастрофу. Но это была квазистационарная стадия. Подспудно имело место усиливающиеся разрушительные нелинейные экономические процессы. Как отмечают Л.Е. Гринин и А.В. Коротаев, «перегрев экономики был очень высоким, переоцененность активов дошла до максимума, перенапряженность финансового рынка чувствовалась явственно, кредитная экспансия была очень активной...» [3, с. 128-129]. В результате наступила Великая депрессия 1929-33 гг., начал развиваться режим с обострением, стадия сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов, особенно в финансово-экономической и социальной сферах. Рухнул фондовый рынок, сократилось в два раза промышленное производство, массово разорялись банки. Количество безработных составляло в октябре 1932 г. 11 млн чел., 1/10 часть всего населения страны. Меры, предпринятые президентом Гувером, носили половинчатый, несистематический характер, они были явно недостаточны для преодоления кризиса. 4 марта 1933 г. в стране закрылись все кредитные организации. Именно в этот день состоялось торжественное введение Рузвельта в должность президента.

В его время не было еще современной научной методологии исследования общества в кризисных ситуациях — системного подхода, синергетической парадигмы, формулировки первого закона Дж. Форрестера о функционировании сложных систем. Но гений Рузвельта интуитивно находил эффективные подходы к решению всех острейших проблем. Исключительное бесстрашие Рузвельта, его решимость действовать, уверенность в победе над кризисом вызывали доверие у измученного Великой депрессией народа. Сразу после прихода к власти новый президент выдвинул Новый курс, считая его творением народа. Американское общество рассматривалось им как сверхсложная система, целостность и функции которой необходимо было восстановить. За короткий исторический период «ста дней», март-июнь 1933 г., были приняты почти одновременно важнейшие законы, охватившие все сферы жизнедеятельности общества, изменившие его структуру, традиции, экономику и политику. Кооперативное (когерентное) взаимодействие этих

законов, как бы налагающихся друг на друга, дало мощный си-нергетический эффект.

Существует закон, сформулированный известным американским ученым Дж. Форрестером: «в любой сложной системе воздействие на один ее элемент или признак, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» [4, с. 185]. Интуитивно Рузвельт действовал в духе этого закона: он улучшал параметры сверхсложной общественной системы США по всем основным направлениям: санация банковской системы; борьба с безработицей путем обширной программы общественных работ (строительство школ, стадионов, мостов, больниц, прокладка дорог), закон о стабилизации цен на сельскохозяйственные товары и другие законы о кредитовании сельского хозяйства; закон о восстановлении национальной промышленности. Новый курс носил ярко выраженный социальный характер: была сокращена продолжительность рабочего дня, установлен минимальный размер заработной платы, выработаны единые правила честной конкуренции, представители трудящихся были допущены к обсуждению коллективных договоров, к участию выработке законов о труде» [6, с. 158-159].

Рузвельт осуществил радикальный вклад в реформирование американского общества при сохранении его базовых основ — частной собственности, рыночных отношений. Преодолевая жесточайшую оппозицию финансовых магнатов, Рузвельт спас страну от социально-экономической катастрофы, тяжелых политических потрясений. Была разработана и проведена в жизнь новая модель рыночного хозяйства, спецификой которой является опора на мощное государственное регулирование, в первую очередь, в сферах экономики и социального законодательства. Важным итогом реформ было нарушение «равновесия между полномочиями государства и штатов в пользу федерального правительства [6, с. 160].

Важную роль в разработке идей Нового курса и их реализации сыграл «мозговой центр», команда талантливых управленцев, сложившаяся вокруг Рузвельта. В «мозговой центр» вошли не преуспевающие бизнесмены с зашоренными от успе-

хов глазами и способные лишь к традиционным решениям, а университетские профессора, способные к работе в команде и выдвижению нестандартных решений эвристических проблем в условиях дефицита времени.

Сам Рузвельт проявил себя великим управленцем. Он глубоко осознавал свою колоссальную ответственность перед находящейся в критическом состоянии страной, правильно выбирал стратегические цели для деятельности и исключительно эффективно распоряжался имевшейся у него огромной властью. Это был удивительный стиль работы: любой американец мог позвонить специальному помощнику Президента, а более 100 чел. звонили Рузвельту в любое время и по любому поводу [5, с. 354-358].

Есть точка зрения, что существует «первый Новый курс» (с 1933 г.) и «второй Новый курс» (с 1935 г.). Следует согласиться с Г.И. Чернявским, что такое разграничение не имеет оснований. Чернявский показал, что Рузвельт проводил социальные реформы в течение всех 1930-х годов. Правда, с 1935 года акцент делался в большей степени на долговременных изменениях в социальной сфере: создание Администрации трудового прогресса, принятие закона о социальном обеспечении, введение федеральной системы компенсаций по безработице, пособий по болезни и инвалидности детям из малоимущих семей, матерям, находящимся на иждивении детей.

В оценке Нового курса существуют различные подходы — от крайне негативных до апологетических и эклектических. Так М.Н. Ротбард утверждает, что «Гувер, а не Франклин Рузвельт, стал основателем политики "Нового курса"... Рузвельт лишь придал этому размах, но первопроходцем был Гувер» [3, с. 133]. Считая такой подход преувеличением, Л.Е. Гринин и А.В. Ко-ротаев развивают как бы промежуточную, а фактически эклектическую позицию. Суть ее состоит в следующем: мнение, что Гувер ничего не сделал для спасения экономики США, есть заблуждение. Гувер предпринял меры, которые частью помогли экономике и отсрочили банковский кризис, а частью указали Рузвельту более правильный путь. Далее, они выдвигают очень странное утверждение, что Новый курс осуществлялся уже на

излете кризиса, притом якобы его многие отрицательные тенденции начинают исчерпываться частью сами собой, а частью в результате усилий общества и государства.

Авторы данного подхода признают систематичность, решительность, последовательность, прагматичность предпринятых Рузвельтом мер. Они формулируют два очень важных положения. Он смело преодолевал имеющиеся идеологические догмы и думал в первую очередь, о смягчении последствий кризиса для простых американцев. Президент использовал для борьбы с ужасами безработицы самые неординарные меры, прежде всего, всю мощь государства [3, с. 138-139].

Представляется, что подход Л.Е. Гринина и А.В. Коротаева имеет существенные недостатки. Известно, что Гувер считал необходимым максимально избегать вмешательства государства в экономику. Непонятно утверждение, что Рузвельт начал свое правление уже на излете кризиса. Закрытие всех кредитных организаций в США — разве это излет кризиса?! Рузвельт начал спасать экономику США, когда, выражаясь языком синергетики, начался (или продолжался) режим с обострением — стадия сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов.

Попытки показать несостоятельность политики Рузвельта продолжаются и в самих США. Бертран Фолсом, американский историк либерального толка, профессор истории в Хил-лсдейл-колледже, выпустил объемную книгу, в которой стремится развенчать все мероприятия, проведенные в период «ста дней», и показать их отрицательное влияние на дальнейшее развитие экономики США.

Не предпринимая анализа всей аргументации Б. Фолсома, следует указать на сформулированные им причины Великой депрессии. Первая причина — уклонение европейских стран от выплаты США долговых обязательств, образовавшихся в результате Первой мировой войны. Вторая причина — закон Смута-Хоули, который поднял налоги на импорт до рекордного уровня за всю историю США, что вызвало ответную реакцию европейских стран. Третья причина — ошибки Федерального резерва, который в течение 1928-29 гг. четыре раза повышал процентные ставки с 3 до 6%, что привело к тому, что пред-

приятиям стало труднее заимствовать деньги для инвестиций [8, с. 45-48]. Конечно, эти причины имели значение, однако вне поля зрения Б. Фолсома оказались главные факторы, о которых уже говорилось ранее. Преуменьшая стоявшие перед Рузвельтом проблемы, Фолсом преуменьшает и его достижения.

При проведении реформ Рузвельт придавал большое значение нравственному началу. Он считал, что президентство — это не только административное «кресло», а, в первую очередь, место откуда проистекает моральное руководство [2, с. 369]. Он стремился постоянно поддерживать связь с народом. В конце лета 1942 года Рузвельт «поддался внутреннему зову "поездить по стране" — зову столь же мощному для некоторых политиков, как инстинкт дикого гуся» [2, с. 277-280]. Президент хотел совершить путешествие и самому увидеть все, что возможно. Поездка Рузвельта не предавалась огласке до его возвращения в Вашингтон. Президент выступал перед рабочими заводов: мужчинами и женщинами. Президент на протяжении всего своего правления поддерживал постоянную связь с американским народом, проводя по радио «семейные беседы у "камелька"». Все американцы знали: президент завтракает на 19 центов.

Главнокомандующий вооруженными силами армии и флота Рузвельт стоял в конце 1930-х гг. во главе неподготовленного к войне, демобилизованного общества. В стране очень сильны были позиции сторонников изоляционизма. Медленно и упорно Рузвельт преодолевал изоляционизм. Президент считал: нельзя выжить, если начать готовиться к войне после нападения врага. Он прозорливо видел приближение новой мировой войны, усиление агрессивности фашистской Германии и милитаристской Японии. Президент добивался от Конгресса увеличения ассигнований на нужды армии и флота, считал Англию передним рубежом обороны Америки. Занимаясь все более активно организацией военной экономики, Рузвельт в начале 1937 г. дал секретное указание о накоплении стратегических материалов, военные заказы распределялись на частных заводах. После нападения фашистской Германии на Польшу Рузвельт настоял на объявлении Англией и Францией войны агрессору, пригрозив им в противном случае лишением американской помощи.

24 июня 1941 г. Рузвельт заявил о поддержке СССР в связи нападением на него фашистской Германии, а 7 ноября того же года на СССР был распространен закон о ленд-лизе. Таким образом, Рузвельт стоял у истоков антигитлеровской коалиции.

Рузвельт осознал предупреждения известных ученых и политиков об опасности успехов германских физиков Отто Ган-на и Фрица Штрассмана в опытах расщепления атомов урана. 15 июня 1940 г. было отдано распоряжение о начале работ над атомным оружием. Был учрежден Национальный комитет по научным исследованиям в области обороны, привлечены научные светила из Гарвардского университета и Института технологии в Массачусетсе. В августе 1942 г. началось строительство Манхэттенского инженерного округа для создания атомного оружия. Рузвельт торопился: по данным разведки немцы опережали Америку и Англию в создании атомной бомбы приблизительно на один год. Однако в последние месяцы жизни Рузвельт знал, что работа над американской атомной бомбой практически завершена, в то время как немецкий атомный проект в связи с разгромом Германии перестает представлять опасность. Президент не дожил до финальной победы над фашистской Германией, но он успел победить и на этом «фронте».

Президент понимал огромное значение науки в жизни общества, особенно фундаментальной, которой в Америке не было до второй мировой войны. Еще в 1935 году был принят закон, который разрешал корпорациям исключать из облагаемых налогами доходов 5% на образование и науку. По мнению наших науковедов, этот закон был чрезвычайно важным. Он способствовал формированию сети «благотворительных» фондов, которые стали одним из источников финансирования образования и науки. В известном письме Ванневару Бушу от 17 ноября 1944 г. Рузвельт поставил четыре задачи: 1) быстрое рассекречивание результатов военных исследовательских работ; 2) необходимость разработки программы поддержки исследований медицинской и здравоохранительной направленности; 3) оптимизация условий, на которых правительство могло бы оказывать помощь исследовательской деятельности в общественных и частных учреждениях; 4) создание специальной программы

поиска научных талантов и обеспечения их развития [1, с. 62]. Уже после Второй мировой войны благодаря действиям, инициированным Рузвельтом, окончательно сложилась система «филантропических» фондов, которые выполняют в настоящее время роль посредника между частным сектором, наукой и государством [1, с. 59].

Поразительно, как такой тяжелобольной человек, фактически инвалид, в течение длительного времени стоял у руля страны и мировой политики. Министр труда в правительстве Рузвельта Ф. Перкинс, проработавшая с ним все 12 лет его президентства, писала, что ему «совершенно определенно нравилось быть президентом. Это дело занимало все его время, энергию, способности. Нелегко было найти кого-нибудь, кто был бы так же счастлив, полностью отдаваясь своей работе. Его радовало даже то, что проблемы громоздились одна на другую, достигая горизонта» (цит. по: [7, с. 339]). В преодолении трудностей Рузвельт черпал вдохновение.

Фундаментальное наследие Президента, его личность изучаются учеными, политиками, писателями. Это наследие имеет огромное значение сейчас для нашего нестабильного, противоречивого, безумного мира.

Часто кризис 2008-2009 гг. сравнивают с Великой депрессией. Думается, это сравнение неправомерно. Кризис 20082009 гг. представляет собою первый системный глобальный финансово-экономический кризис уже глобализирующейся экономики, в условиях значительного усиления взаимосвязи экономики разных государств, высокой нестабильности всей мировой социально-экономической системы. Эта нестабильность обусловлена рядом разрушительных нелинейных процессов:

- виртуализация экономики (огромный рост производных финансовых инструментов);

- передел современного мира посредством геоэкономического расслоения;

- превращение финансовой сферы в самодовлеющий фактор;

- создание хищнической экономики («штабная» и «трофейная»);

- расширение географии слаборазвитости;

- офшоризация;

- безудержная погоня мирового спекулятивного капитала за сверхприбылью при игнорировании опасности неоправданных рисков;

- формирование рыночных сверхпузырей (огромная завы-шенность некоторых активов).

Важная особенность этих нелинейных процессов состоит в их синхронизированности, своего рода отрицательной когерентности, что придает им особую разрушительную силу, отрицательный синергетический эффект. Представляется, что мы имеем дело не с традиционным (хотя и специфическим) циклом, а с новым явлением в развитии капитализма: началось саморазрушение мировой социально-экономической системы. Но огромные финансовые вливания в экономику со стороны государств задерживают переход к режиму с обострением, стадию сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов.

Для борьбы с необычным кризисом необходимы необычные методы, что заставляет вспомнить опыт реформ Ф.Д. Рузвельта. Поэтому с полным правом можно сказать: в начале XXI в. началась вторая жизнь Великого Президента.

Список использованной литературы

1. Авдулов А. Н., Кулькин А. М. Системы государственной поддержки научно-технической деятельности в России и США: Процессы и основные этапы их формирования / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. — М. : ИНИОН, 2003. — 83 с.

2. Бейнс Дж. М. Франклин Рузвельт. Человек и политик / Дж. М. Бейнс. — М. : ЗАО «Центрполиграф», 2004. — 411 с.

3. Гринин Л. Е. Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Лигурга до Алана Гринспена / Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 336 с.

4. Кинг А. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба / А. Кинг, Б. Шнайдер. — М. : Прогресс-Пангея, 1991. — 344 с.

5. Литвак Б. Г. Великие управленцы. Практические занятия / Б. Г. Лит-вак. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 527 с.

6. Ремонд Р. История Соединенных Штатов Америки / Р. Ремонд. — М. : АСТ : Астрель, 2006. — 191 с.

7. Чернявский Г. И. Франклин Рузвельт / Г. И. Чернявский. — М. : АО «Молодая гвардия», 2012. — 580 с.

8. Фолсом Б. Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию / Б. Фолсом. — М. : Мысль, 2012. — 352 с.

Информация об авторе

Скибицкий Марк Михайлович — доктор философских наук, профессор, кафедра философии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, e-mail: m1458254@yandex.ru.

Author

Skribitsky Mark Mikhailovich — D.Sc. in Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation, 49, Leningradsky Prospekt, Moscow, 125993, e-mail: m1458254@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.