Научная статья на тему 'Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития'

Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1508
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабарова Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования франчайзинга в РФ, придания ему устойчивости с целью ускорения продвижения на рынок новой продукции. Также предложен ряд мер организационно-правового характера для улучшения этой формы предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising in Russia as an Instrument of Innovative Processes Acceleration

The article deals with the questions of how to develop franchising in Russia and how to make it more stable in order to intensify the market promotion of new products. A number of measures in the field of organizing and legislation in order to improve this form of business is offered.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг в России как инструмент ускорения инновационного развития»

Щ.£. (Хабарова

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УСКОРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Решение многих экономических проблем в РФ требует новых экономических механизмов, одним из которых является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого инновационного бизнеса, поскольку дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым ускорению продвижения на рынке продукции, в первую очередь, инновационной.

Система франчайзинга основана на использовании конкретных товаров. Эти товары должны обладать следующими признаками:

• известной торговой маркой;

• их номенклатура должна быть ограничена.

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:

• продукт (изделие, имеющее материальную форму);

• услуга;

• производственный процесс;

• бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

• комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени, ранее названные товары.

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза). Первая сторона - франчайзер - это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на по-

требительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Франчайзи - это, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (повторим, на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют:

• Одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи: пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера; открыть собственное франчайзинговое предприятие; получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

• Роялти. Регулярные, обязательные платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.

• Отчисление в централизованный рекламный фонд.

• Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.

Одной из проблем является соблюдение компанией-франчайзи стандартов системы франчайзера. Последнему предстоит определить, насколько строгим должно быть единообразие в деятельности всех компаний системы, возможно, в некоторых случаях требования следует смягчить, чтобы не утратить лояльности клиентуры. Ведь со стороны клиентов отношение меняется не только к конкретному предприятию, но и ко всей марке.

Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

• нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;

• отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;

• сложность получения кредитов для создания стартового капитала.

Организационно-правовые проблемы. Франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики. Однако в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Основные проблемы здесь, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

Социально-психологические проблемы, среди которых выделяют:

• отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;

• отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

• боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга [12].

Рассмотренные проблемы нельзя анализировать изолированно, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку “обходных” правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи:

он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для России неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

Важной также является проблема соблюдения договорных отношений. Возможна ситуация, в которой франчайзи спустя какое-то время после начала своей деятельности обращается к франчайзеру с требованием пояснить тот или иной пункт договора, как правило, это касается вопроса оплаты каких-либо услуг. Сложность в данном случае связана с необходимостью определить, что явилось причиной конфликта: упущение со стороны франчайзера, не объяснившего вовремя все нюансы контракта, или же неэтичное поведение франчайзи [14].

Одной из наиболее часто отмечаемых проблем франчайзинга является невыплата со стороны франчайзи роялти. Как правило, роялти франчайзи выплачивает до тех пор, пока ощущает явную зависимость от компании-франчайзера. Существует и сложность развития франчайзинговых отношений с компаниями, связанная с рядом неэтичных действий со стороны франчайзеров. Так, они могут передавать права на объект интеллектуальной собственности, которого не существует, или объект, у которого нет юридического определения (например, коммерческий опыт). Зачастую отмечается несоответствие типа договора его названию, в результате данный договор не может быть зарегистрирован и является недействительным. Также может наблюдаться совмещение нескольких договоров и несоответствие обязанностей, прописанных в них. Наконец, компания-франчайзер просто может не оказать предусмотренной договором поддержки или предоставить ложные сведения о доходности данного вида бизнеса, не раскрыть информацию, которая необходима для принятия решения о покупке франшизы. Кроме того, у франчайзера может отсутствовать механизм расторжения и продления договоров франчайзинга.

Кроме того, франчайзер, чтобы предотвратить выход франчайзи из системы, должен обеспечить минимальный разрыв между ожидаемым эффектом от работы предприятия по франшизе и тем, что произойдет в действительности. Так, ему следует заранее собирать информацию о по-

тенциальном франчайзи, оценив его ресурсы и цели, рассказать ему о предполагаемой экономике проекта и грамотно подвести юридическую базу.

Образовательные проблемы франчайзинга вызваны слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики. [12]

Одна из них состоит в определении той меры самостоятельности, которая предоставляется франчайзи со стороны франчайзера. В первую очередь, франчайзи, после того как получает всю необходимую информацию для ведения бизнеса, технологии и обучает персонал, испытывает искушение выйти из системы и начать самостоятельную деятельность. Если такое решение принимается, то франчайзи зачастую делает это в тайне от франчайзера, грубо нарушая стандарты и правила ведения бизнеса. В связи с этим франчайзер должен определить, насколько жестким в каждом конкретном случае должен быть контроль с его стороны за деятельностью франчайзи. Ему также следует серьезно подходить к выбору франчайзи, помня, что тот развивает не только свою отдельную компанию, но и всю систему.

При обращении к российской практике в последние два года отчетлива видна тенденция к развитию франчайзинга с широким распространение в рознице. В среднем на франчайзеров приходится, по данным РБК, не более 10% от всего оборота бренда. Лидером по этому направлению считается «Пятерочка» - с показателем около 40%.

Отмечается, что при реализации франчайзинговых схем возникают серьезные проблемы, прежде всего юридического характера. Разбирательство между холдингом «Марта» и компанией Delta Capital может служить примером того, с какими проблемами сталкивается франчайзинг в России. После нескольких лет совместной работы между компаниями «Марта» и Delta Capital произошел конфликт, и они не нашли взаимопонимания в отношении того, как должно происходить развитие компании и кто должен развивать магазины Spar. В результате руководство компании «Марта» пришло к выводу, что в создавшихся условиях невыгодно дальше развивать сеть Spar. Впоследствии «Марта» начала развитие сети Billa по франшизе. Spar также нашел нового партнера.

О проблемах развития франчайзинга говорят и действия «Пятерочки», которая старается опекать своих партнеров. В 2005 г. «Пятерочка» заявила,

что может выкупить часть бизнеса своих франчайзи, так как не может их четко контролировать, в результате чего потребители могут получить неправильное представление о самих магазинах сети и об их формате.

Таблица 1

Основные франчайзеры в российском ритейле

Компания Стоимость франшизы Роялти, % Иные сведения

«Копейка» Первоначальный/паушальный взнос: 50 тыс. долл. (Москва, Московская обл.) и 40 тыс. долл. (другие области Центрального федерального округа) Нет Необходимый начальный капитал: ориентировочно 400-500 тыс. долл. с целью устройства универсама согласно стандартам сети универсамов «Копейка» и за^пки технологического оборудования. Рекламный пай: нет. Вознаграждение франчайзи составляет 13,5% (Москва, Московская область) и 14% (другие области Центрального федерального округа) от суммы торговой выручки универсама франчайзи.

«АБК» Стоимость франшизы (только для Москвы и ближнего Подмосковья): 2 тыс. долл. (оргвзнос). 1,5% оборота Объем инвестиций: 10-100 тыс. долл. Срок договора: от 3 лет. Минимальная площадь — 200 кв. м. Оптимальная — 300 кв. м.

«Пятерочка» 750 тыс. долл. 1,5% оборота Срок франшизы — 10 лет. Необходимо гарантийное письмо от местной администрации.

Spar Около 300 тыс. долл. 1-1,5% н/д

Источник: РБК, 2004; [13].

Еще одной проблемой являются нарушения авторских прав. Московская оптовая компания ООО «Хороший выбор» заключила весной 2004 г. договор франчайзинга с кооперативом независимых ритейлеров ЮЛ и намеревалась продавать субфраншизу небольшим московским магазинам формата «магазин у дома». Планировалось, что стоимость вступительного взноса в российскую ЮЛ - 3 тыс. долл., а размер ежемесячных отчислений - всего 300 долл. Взамен ЮЛ обещала обучение персонала, передачу современных торговых технологий, снижение за-

3бб

купочных цен за счет больших объемов закупок и другие преференции, доступные крупным ритейлерам. Однако купившая права на брэнд ЮЛ на территории России компания «Хороший выбор» использовать его не может, поскольку раньше нее знак ЮЛ успело зарегистрировать на себя некое ООО «Клиос». В результате проект не был реализован.

Торговая сеть «Копейка», учитывая свой богатый опыт, выделяет следующие преимущества франчайзинга:

для франчайзера:

• возможность интенсивно развиваться при минимальном вложении средств (компании не вкладывают деньги в объекты недвижимости и оборудование);

• лучшее значение франчайзи местного рынка;

• налаженные взаимоотношения с властью местных предпринимателей;

для франчайзи:

• один из способов выжить в острой конкурентной борьбе;

• возможность вложить деньги в прибыльный бизнес.

Таблица 2

Решения проблем взаимоотношений франчайзи и франчайзера

Нарушения франчайзи Действия франчайзера

Нарушение стандартов Невыполнение инструкций Отсутствие товара Очереди в кассы Наложение штрафов на франчайзи

Невыплата роялти Прекращение поставок Расторжение договоров

Источник: [13].

Торговая сеть «Копейка» делится опытом: «Успех франчайзинга заключается не в количестве магазинов и «надувании» оборотов сети за счет франчайзи, а в целенаправленном взаимодействии партнеров. При этом одна сторона отвечает за качество передаваемой технологии, а другая неукоснительно соблюдает эту технологию, при этом оставаясь собственником своего бизнеса».

Как видно из сказанного выше, решение экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных проблем франчайзинга возможно только в комплексе, когда решение одной проблемы связано с необходимостью решения других.

Основные проблемы франчайзинга в России, как уже отмечалось, в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. В современной правовой системе России термин «франчайзинг» встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:

• «коммерческая концессия» значительно уже понятия «франчайзинг»;

• франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, т. е. на «обходных» правовых схемах.

Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. Ими необходимо достичь следующих целей:

• создать условия для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров;

• обеспечить удобство применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы;

• создать прозрачность франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

Все три цели тесно связаны между собой. Для их реализации необходимо реформировать систему законодательных актов, в которую должны входить:

• изменения в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, регулирующие использование франчайзинга в России [5];

• Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации»;

• законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения [1-4, 10, 11];

• Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты [7].

В этой системе необходимо разработать и принять ФЗ «О франчайзинге в Российской Федерации», а в остальные нормативные акты внести изменения.

В Гражданский кодекс РФ необходимо:

• ввести понятие и определение франчайзинга;

• сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);

• определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;

• ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).

Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала [8].

Федеральный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации» должен развить основные положения ГК РФ и включать:

• основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга [9];

• понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;

• отдельно по разделам закона особенности работы по каждому виду франчайзинга;

• порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);

• приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

В результате у предпринимателей будет достаточная нормативная база для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы ра-

боты будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров. Учет этих положений позволит ускорить процесс распространения инновационных товаров на рынках России, в целом сократить расходы предпринимателя-инноватора на рыночную инфраструктуру.

В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения. Это обусловлено тремя причинами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствием в России широко известных торговых марок и брэндов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брэндов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;

• увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;

• обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга за 2001 г. в США достиг более 40% общего объема продаж и оценивается американскими экспертами в 1 трлн. долл. США. Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами [15].

Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательст-

вом в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо апробован и является частью системы или цепи франчайзинга.

Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей, которые позволяют более эффективно и надежно организовать государственную поддержку малого предпринимательства. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику.

В связи с изложенным, можно сделать вывод о пользе государственной поддержки франчайзинга в России, так как его развитие:

• повысит общую культуру предпринимательских отношений;

• повысит правовую защищенность малого предпринимательства;

• будет способствовать созданию новых рабочих мест;

• обеспечит новые идеи, методы и технологии в малом бизнесе;

• повысит эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

• создаст комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

• привлечет значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.

Развитие франчайзинга в России идет относительно медленными темпами. К сожалению, российское законодательство не является стимулирующим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторых аспектах - даже препятствует его развитию.

Следует отметить, что ведущие специалисты по франчайзингу критикуют сам факт наличия гл. 54 Гражданского кодекса РФ, считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты [6]. Критика некоторых положений гл. 54 сводится к следующим положениям.

1. Регистрация договоров коммерческой концессии (ст. 1028) является ничем не оправданной мерой, т. к. совершенно непонятно к каким

нежелательным последствиям приводит отсутствие регистрации. Обычно договора имеют ряд конфиденциальных статей, которые при прохождении через регистрационные органы могут стать известными третьим лицам. Практика российских регистрационных палат показывает, что регистрация договоров коммерческой концессии выльется в конечном счете в еще одну обременительную для предпринимателей процедуру «регистрации ради регистрации». Требование регистрации в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого патентным законодательством, абсолютно оправдано. На наш взгляд, такой регистрации вполне достаточно, т. к. все договоры франчайзинга содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.

2. Вознаграждения, выплачиваемые франчайзеру, обычно носят комплексный характер (единовременные и периодические, за поставленный товар, за рекламу и т.д.), поэтому в ст. 1030 вместо союза «или» необходимо употреблять союз «и».

3. В системе франчайзинга контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) франчайзи является правом франчайзера, но не его обязанностью, как это представлено в ст. 1031. При сколько-нибудь значительном количестве франшизных точек повсеместный контроль просто не реален. В соответствии со ст. 1031 правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

Неясно, какие лицензии должен выдать франчайзер, и что такое «их оформление в установленном порядке».

4. Определение эксклюзивной территории для ведения бизнеса франчайзи, особенно для подвижных, «автомобилезированных» видов бизнеса, является обычной нормой договоров франчайзинга. Этот принцип направлен на обеспечение отсутствия «конкуренции против себя» для компаний - франчайзеров. Таким образом, норма п.2 ст. 1033, запрещающая вести бизнес исключительно на определенной в договоре территории, противоречит многолетней практике франчайзинга.

5. Статья 1034 «Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю», констатирующая субсидиарную ответственность франчайзера по предъявляемым к франчайзи требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзера и франчайзи. Наличие субсидиарной ответственности в

значительной мере уменьшает преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных предприятий (хотя данный вопрос еще требует своего обсуждения).

6. Положения ст. 1035 о праве франчайзи на заключение нового договора с франчайзером по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит здравому смыслу, т. к. условия через 5-10 лет (таков обычный срок договоров) могут существенно измениться.

Положение той же статьи об обязанности франчайзера при несоблюдении предыдущего условия не заключать с другими лицами аналогичные действующие на той же территории договора в течение трех лет является дискриминационным по отношении к франчайзерам.

В процессе ведения бизнеса может быть много причин, чтобы франчайзер имел основания не возобновлять договор с франчайзи. Франчайзер должен иметь возможность обновить свою систему. Безусловная необходимость возобновлять договор «на тех же условиях» ставит серьезные препятствия на пути развития бизнеса.

7. Упоминание в ст. 1036 о ссылках в отношениях с третьими лицами не ясно, т. к. обычно содержащие конфиденциальную информацию договора являются недоступными для третьих лиц.

8. Возможность расторжения договора простым уведомлением стороны за 6 месяцев, как это регламентировано в ст. 1037, чрезвычайно спорно. Обе стороны обычно вкладывают существенные средства в дело, и, как правило, договор франчайзинга может быть расторгнут только при невыполнении обязательств одной из сторон. Немотивированное расторжение договора может привести к серьезным финансовым потерям одной из сторон.

9. Статья 1039, регламентирующая последствия изменений фирменного наименования или коммерческого обозначения франчайзера, может препятствовать нововведениям, иногда неизбежным и полезным.

Положение статьи 1039 о праве пользователя требовать соразмерное уменьшение вознаграждения, причитающегося правообладателю, совершенно неясно. Не понятно, почему возникает такое право, что такое «соразмерное уменьшение» и пр.

Для ускорения развития российского рынка франчайзинга необходимо принять ряд серьезных мер, связанных с корректировкой действующего законодательства.

Литература и информационные источники

1. Федеральный закон «о защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 315-ФЗ // «Российская газета» N 4128 от 27 июля 2006 г.

2. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)» // "Российская газета” от 25 января 2003 г. N15 (специальный выпуск).

3. Федеральный закон РФ от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // «Российская газета» N 3536 от 28 июля 2004 г.

4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283 (с изменениями от 2 февраля 2006 г.).

5. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, введена в действие с 1 марта 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 (с изменениями от 2 февраля 2006 г.).

6. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ, введена в действие с 1 января 2008 г. // «Российская газет»а N 4255 от 22 декабря 2006 г.

7. Часть вторая Налогового Кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. N 32 ст. 3340 (с изменениями от 31 декабря 2005 г.).

8. Federal Trade Commission Rule on Disclosure Requirements and Progibitions Concerning Franchising and Business Opportunity Ventures.

9. USA Laws. 15. Code of Federal Regulations. Sections 1221-1225, 2801-2806. Washington.

10. Бобков С.А. Коммерческое обозначение как объект исключительных прав. «Журнал российского права». № 1. январь 2004 г.

11. Костькова О.В. Постатейный комментарий к ФЗ "Об авторском праве и смежных правах" // Новая правовая культура, 2005.

12. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 мая 2001 г.) (в ред. Федеральных законов от 12 августа 1996 г. N 110-ФЗ, от 24 октября 1997 г. N 133-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 213-ФЗ) под общей редакцией А.М. Эрделевского. М. 2001.

13. Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения // Стенли Соммерсби

10.07.2007г. (http://www.djoen.ru/franchising/problemy-franchajzinga-v-rossii-i-sposoby-ix-

razresheniya-2.html).

14. Проблемы франчайзинга // CNews Analytics // Интернет-издание о высоких технологиях (http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2005/articles/franchise.shtml).

15. Проблемы и перспективы франчайзинга в России // Малый бизнес Москвы 20-06-2006 15:15 (http://www.mbm.ru/newsitem.asp?id=41135).

16. Промашининструмент //Журнал № 19 сентябрь-октябрь 2002// Легенда экономики — Любовь Кириллова (http://www.instrument.spb.ru/zurnals/19/zurnal_19Franchise.shtml).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.