Научная статья на тему 'Франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок'

Франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымова Н.А., Темных Ю.Г., Сумина Е.В.

Рассматривается франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок и проблемы развития франчайзинга в России. Проводится сравнительный анализ основных видов создания и расширения бизнеса, а также предлагаются пути решения проблем развития франчайзинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

- наличие или отсутствие системы бизнес планирования в компании. К сожалению, для многих российских компаний, не имеющих достаточную управленческую решимость для внедрения у себя бизнес планирования, его отсутствие напрямую влияет на перерасход денег, на маркетинг.

- наличие или отсутствие маркетинговых программ в компании. Мы смело можем заявить: если компания не имеет маркетинговой программы, то она или выбрасывает лишние деньги на маркетинг, или недополучает прибыль из-за недостаточного маркетинга. В любом случае компания теряет.

Деятельность маркетинга будет наиболее эффективной для предприятия, если будет осуществляться взаимодействие с ИТ-рынком, так как информация, техника и технологии определяют сегодня темп развития общества. ИТ-рынок России - один из самых развитых и грамотных российских рынков.

Информационные технологии создают ту структуру, механизмы и процессы, которые определяют сегодня новую экономику в России и во всем мире. Хорошая система маркетинга в компании является рецептом стабильного движения вперед и процветания в условиях сверхбыстрых изменений рынка в информационную эру.

Маркетинг и продвижение высоких технологий значительно отличается от маркетинга других продуктов в силу:

- относительной закрытости ИТ-рынка;

- скорости смены поколений техники и технологий;

- специфичности предлагаемых товаров и услуг (пр-р Космик).

- для ИТ-маркетологов наиболее значимым становится именно система взаимоотношений с клиентами. Именно в системе взаимоотношений с клиентами находится и основной на сегодня путь эволюции маркетологов, работающих на ИТ-рынке.

Важно отметить, что на одном полюсе сферы ответственности маркетологов находится реклама, т. е. расходование средств, но ведь на другом полюсе -доходы компании. Без понимания комплекса маркетинга невозможно оптимизировать сбыт компании и добиться лучших или даже средних показателей в отрасли.

Таким образом, мы видим, что именно в такой сфере «совокупности» маркетинга и 1Т-технологий находится повышение доходов и эффективности бизнеса.

© Каргаполова Е. Е., Фёдорова Н. В., 2011

УДК 334.726

Н. А. Крымова, Ю. Г. Темных Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

Рассматривается франчайзинг как стратегия выхода на международный рынок и проблемы развития франчайзинга в России. Проводится сравнительный анализ основных видов создания и расширения бизнеса, а также предлагаются пути решения проблем развития франчайзинга в России.

Цель работы: изучение франчайзинга, как стратегии выхода на международный рынок, и анализ проблем его функционирования в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие, выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга;

2. Изучить развитие франчайзинга в России;

3. Раскрыть проблемы франчайзинга в России и предложить способы их решения.

Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний [1]. Все более популярным становится новый способ организации бизнеса - франчайзинг, который позволяет российским предприятиям использовать известные торговые марки.

По результатам исследования трех основных видов создания и расширения бизнеса можно сделать следующий вывод:

- филиал требует инвестиции, денег на продвижение, аренду, кадры и т. д. И может разориться в любой момент из-за воровства или некомпетентности сотрудников. На большую сеть филиалов требуется кредитование.

- дилер (партнер) более самостоятелен, сам вкладывает деньги. Но он может работать не только на конкретную фирму, но и на ее конкурентов, бросить эту фирму ради другого поставщика и даже стать ее конкурентом.

- франчайзинг - это идеальное решение, совмещающее лучшие черты обоих вариантов. Франчайзи лоялен, инвестирует в бизнес франчайзера, поддерживает его стратегию и не может нанести ему финансовый ущерб. Он выполняет за франчайзера всю работу в регионе - за свои деньги.

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в настоящее время в России работает 485 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых точек. Россия входит в число лидеров по темпам разви-

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

тия франчайзинга, однако по-прежнему сильно отстает от развитых стран по общему количеству компаний. Лидером рынка франчайзинга являются США - в стране работает около 750 тысяч франчайзинговых предприятий. В тройку входят Китай и Австралия [4].

Главная особенность развития франчайзинга в России в том, что у нас его очень мало. В России франчайзинг не стал «инкубатором» предпринимательства, и тому есть причины, они же являются и проблемами, развития франчайзинга в России [3].

Основные проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга в нашей стране, можно классифицировать по причинам их возникновения, к ним относятся [2]:

- экономические проблемы;

- социально-психологические проблемы;

- образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области;

- организационно-правовые проблемы.

Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия:

1. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.

2. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

3. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

4. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

5. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Франчайзинг во всем мире признан эффективным инструментом для освоения международного рынка. Постоянному увеличению количества проектов, работающих по франшизе, способствуют глобализация экономики, экспансия мировых и федеральных брендов.

Библиографические ссылки

1. Лебедев В. И. Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. СПб. : Вектор, 2008.

2. Леонов А., Деев В. Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.bportal.ru/franchise/article.asp?type=analytic &id=414.

3. Франчайзинг в мире [Электронный ресурс]. URL: http://www.Infofranchise.ru. Загл. с экрана.

4. Россия выбилась в лидеры по темпам роста франчайзинга [Электронный ресурс]. URL: http://ru.rusfranch.ru/press_center/opinions/111/.

© Крымова Н. А., Темных Ю. Г., Сумина Е. В., 2011

УДК 669.713.7

Я. Г. Лайцан Научный руководитель - В. В. Брюханов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ МАРКЕТОЛОГА

Проектный менеджмент в маркетинге - это по своей сути отдельная дисциплина. Большие объемы, нереальные сроки, несколько проектов в работе и, соответственно, одновременные «дедлайны» по каждому из них. Применение проектного менеджмента в такой ситуации позволит держать все процессы под контролем, оперативно реагировать на проблемы, своевременно корректировать планы и работать без авралов даже при самом напряженном графике.

Зачем проектное управление маркетологу? Конечно, провести рекламную компанию или подготовиться к участию в выставке можно и без познаний в управлении проектами. Но если у вас в работе параллельно несколько проектов, на каждую неделю приходится с десяток дедлайнов, а число контролируемых задач переваливает за сотню. Применение управления проектами в такой ситуации позволит держать все процессы под контролем

Если же компании предстоит разработать новый продукт, то важность знания проектного управления возрастает. Во-первых, именно маркетолог должен формировать бизнес- и пользовательские требования к будущему продукту. Он же обязан проконтролировать, чтобы эти требования были выполнены. А это -часть работы по управлению проектом. Во-вторых,

маркетологу надо уметь говорить на одном «проектном» языке с командой разработки и, прежде всего, -с официальным руководителем проекта. В-третьих, маркетолог должен быть неформальным лидером в проекте по разработке нового продукта. А для этого необходимо видеть весь проект в комплексе - от начала до конечного результата, не упуская мелочей и предвидя возможные риски, которые могут снизить привлекательность продукта на рынке. Это важно, чтобы в нужный момент вмешаться и повлиять на развитие проекта в верном направлении.

Владение проектным управлением также развивает системное видение задач и процессов, что особенно важно при разработке и реализации маркетинговых стратегий. Много полезного знание методологии управления проектами дает и для совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.