Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ'

ФРАНЧАЙЗИНГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / БИЗНЕС / ФРАНШИЗА / РЫНОК / СПРОС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / FRANCHISING / BUSINESS / FRANCHISE / MARKET / DEMAND / ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буракова К.С.

Статья посвящена вопросу франчайзингового бизнеса. Рассмотрены основные понятия. Также сделан акцент на виды франчайзинга. Наиболее подробно рассмотрены достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING, ITS FEATURES, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The article is devoted to the issue of franchise business. The basic concepts are considered. Also focus on the types of franchising. The most detailed advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ»

УДК 33

Буракова К. С. студент 4 курс направление подготовки «Менеджмент» Гуманитарный институт филиала САФУ

Россия, г. Северодвинск.

ФРАНЧАЙЗИНГ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И

НЕДОСТАТКИ

Аннотация: статья посвящена вопросу франчайзингового бизнеса. Рассмотрены основные понятия. Также сделан акцент на виды франчайзинга. Наиболее подробно рассмотрены достоинства и недостатки.

Ключевые слова: франчайзинг, бизнес, франшиза, рынок, спрос, предприниматель.

Burakova K.S. student

4 course, the direction of training "Management" Institute of Humanities NArFU Russia, Severodvinsk.

FRANCHISING, ITS FEATURES, ADVANTAGES AND

DISADVANTAGES

Annotation: the article is devoted to the issue of franchise business. The basic concepts are considered. Also focus on the types of franchising. The most detailed advantages and disadvantages.

Key words: franchising, business, franchise, market, demand, entrepreneur.

У начинающих предпринимателей, решивших открыть свой бизнес, из-за неопытности есть риск потерять все. Поэтому отличной альтернативой созданию собственного бизнеса с нуля является франчайзинг. Рассмотрим это понятие более подробно.

Франчайзинг - это способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (франчайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использование знака обслуживания, фирменного стиля деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату - роялти [1, с. 112].

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

А

Л

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.

Проанализировав динамику франчайзинга в нашей стране, можно заметить, что его резкая популяризация наблюдается в период с 2007 по 2013 года. Позднее проникновение российских предпринимателей этой идеей можно объяснить рядом факторов: к примеру, законодательно франчайзинг установился совсем недавно. Лишь в 2015 году был принят закон «О франчайзинге», урегулировавший вопросы договора между франчайзи и франчайзером, защищающий интересы обеих сторон [2, с.86].

С момента развития франчайзинга в РФ, в течение 25 лет этот рынок значительно вырос. В наши дни его примерно оценивают в 5 млрд долларов США [3].

На рисунке 1 представлена структура франчайзингового бизнеса в России.

3% з%/-3%

I Другое | Производство | Услуги бизнесу

СМИ, Интернет Продовольственная разница Общепит

Непродовольственная розница ■ Услуги населению

Рисунок 1 - Структура франчайзингового бизнеса в России Самыми популярными в этой отрасли являются франшизы непродовольственных товаров: одежда, обувь, автомобили, товары FMCG и т.д. Также одним из лидирующих секторов можно выделить общественное питание. Такие франшизы как Бургер Кинг, КФС, Макдоналдс, Крошка-Картошка, Сабвэй, Сбарро [3].

Различают следующие виды франчайзинга: франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль;

- франчайзинг товаров - создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу-хау, финансируют рекламу.

У франчайзинга есть как сторонники, так и противники. Этот бизнес имеет свои плюсы и минусы как для франчайзера, так и для франчайзи. Рассмотрим их наиболее подробно в табл. 1 и табл. 2.

Таблица 1

Достоинства и недостатки франчайзинга для франчайзи

Достоинства Недостатки

Бизнес проверен, гарантирует стабильный доход Обязанность выплачивать определенные проценты с оборота (роялти)

Предоставление огромной базы информации (знание рынка, клиентов, анализ деятельности компании) Полная зависимость от стабильности франчайзера

Поддержка со стороны правообладателя франшизы (обучение, маркетинговая политика, рекламные материалы) Франчайзинг - это стабильная прибыль, но не развитие собственного бизнеса

Готовая клиентская база Потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации

Минимальные затраты на рекламу Потеря свободы действий и инициативы в бизнесе

Таблица 2

Достоинства и недостатки франчайзинга для франчайзера_

Достоинства Недостатки

Быстрое расширение бизнеса в разных регионах, странах при минимальных затратах Отсутствие конфиденциальности (риск распространения коммерческих тайн)

Доход от продажи франшизы Необходимость контроля за исполнением условий франшизы

Получение определенного процента от использования франшизы франчайзи Трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи

Минимум рисок, так как ответственность за ведение бизнеса берет на себя франчайзи Вероятность получения меньшей части прибыли от франчайзингового предприятия, чем от собственного

Большая узнаваемость бренда, популярность Невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий может отразиться на репутации самой фирмы

Как мы видим, такой вид бизнеса помимо достоинств имеет и ряд недостатков, которые возможно минимизировать, соблюдая следующие правила, представленные в табл. 3.

А

Таблица 3

Правила минимизации рисков, связанных с приобретением франшизы

Для франчайзера Для франчайзи

Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него новые идеи и решения уже существующих проблем До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером, до того, как начнет действовать контракт

Необходимо очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Необходимо посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы получить больше информации о франчайзере и его компании

После того, как предприниматель стал частью франшизы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут дела

Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения

Можно сделать вывод, что франчайзинг является отличным вариантом как для франчайзеров, так и для франчайзи, необходимо лишь соблюдать правила для минимизации недостатков этого бизнеса.

Использованные источники:

1. Ягудин, С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг/С. Ю. Ягудин. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.

2. Довгань, В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса/В. В. Довгань. - М.: Инфра-м, 2005. - 229с.

3. Преимущества и недостатки франчайзинга. URL: http://alti.ru/franchising/franchising-24.html (дата обращения: 10.02.2019)

А

V354

У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.