Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФРАНЧАЙИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газенкова Д.С., Рубцова Л.Ю., Филиппова Н.В.

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга. Рассмотрены основные виды франчайзинга. Выявлена сущность современных преимуществ работы по франшизе для ее участников и прямых потребителей. Описывается деятельность российской ассоциации франчайзинга.This article discusses the concept of franchising. Describes the main types of franchising. It is revealed essence of modern benefits of work on the franchise to its participants and direct consumers. Describes the activities of the Russian Association of franchising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3.Кнышева Е.Н. Менеджмент: учебное пособие/Е.Н, Кнышева.-М.: ИНФРА-М, 2013. - 304с.

4.Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. - 336 с.

УДК 339.187.44

Газенкова Д.С. студент

2 курс, факультет информационных технологий и системного анализа ФГБОУВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»,

Россия, г. Орёл Рубцова Л.Ю. студент

2 курс, факультет информационных технологий и системного анализа

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»

Россия, г. Орёл Филиппова Н.В. студент

2 курс, факультет информационных технологий и системного анализа

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»,

Россия, г. Орёл

ФРАНЧАЙИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается понятие франчайзинга. Рассмотрены основные виды франчайзинга. Выявлена сущность современных преимуществ работы по франшизе для ее участников и прямых потребителей. Описывается деятельность российской ассоциации франчайзинга.

Ключевые слова: франчайзинг, предпринимательская деятельность, франшиза, бизнес.

FRANCHISING AS A SPECIAL KIND OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY This article discusses the concept of franchising. Describes the main types offranchising. It is revealed essence of modern benefits of work on the franchise to its participants and direct consumers. Describes the activities of the Russian Association of franchising.

Key words: franchising, entrepreneurship, franchise business.

Франчайзинг1 - это особый вид кооперации крупного бизнеса и мелких организаций, когда одна сторона (франчайзер2) передаёт другой стороне (франчайзи3) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

Также франчайзинг можно определить как развитую форму лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и бренды франчайзера.

Различают несколько видов франчайзинга:

1) Франчайзинг товаров.

Самым ярким представителем является независимая лаборатория «Инвитро». Данное предприятие предоставляет не только обучение персонала по правильному забору анализов, но и бесплатную транспортировку биоматериала до технологического комплекса. Благодаря высокому качеству обслуживания и коротким срокам предоставление результатов, компания занимает одну из лидирующих позиций на рынке услуг. На международном уровне бренд представлен более чем в 50 городах стран СНГ: Украины, Казахстана и Беларуси.

2) Франчайзинг услуг.

Одним из наиболее известных представителей данного типа является франшиза «СоГГеБрасе», специализирующаяся на кофейном бизнесе. Отличительной чертой данной компании является отсутствие роялти -фиксированной платы за использование франшизы. Однако, необходимо оплатить паушиальный взнос в размере 179 тыс. руб. Паушиальный взнос направлен на покрытие затрат, которые понесет франчайзер в процессе регистрации и запуска дочернего предприятия. Сюда входят и аренда помещений (складского и офисного), и обучение персонала, и разработка маркетинговой кампании (осуществление при необходимости маркетинговых исследований) для каждого отдельно предприятия и многое другое, касаемо индивидуально каждого случая. Необходимый стартовый капитал - 300 тыс. руб. Минимальное время окупаемости - три месяца. Компания является одной из наиболее популярных в кофейном бизнесе не только благодаря использованию кофейных зерен премиум класса, но и благодаря нестандартным, иногда провокационным, дизайнерским решениям.

1 Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

2 Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

3 Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Свое начало франчайзинг берет с середины 19 века, когда фирма Исаака Зингера впервые начала заключать письменные договоры о праве продажи и обслуживания швейных машинок на части территории США.

На протяжении последнего десятилетия, количество предприятий, готовых продать «бизнес под ключ» стремительно возросло.

Так, например, по прогнозам экспертов, рост франчайзингового рынка в России будет продолжаться. По словам Нины Семиной (генерального директора компании ФРАНКОН. Компания оказывает полный комплекс услуг по франчайзингу, работает с франчайзинговым проектом от разработки франчайзингового пакета до продажи франшиз.), к 2017-му количество франшиз в стране увеличится еще на 10-17%.

Рассмотрим тенденцию развития франчайзинга в России. Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Количество франшиз в России

«В настоящее время наша страна повторяет почти в деталях путь других стран, начавших развивать франчайзинг немного раньше (Бразилии, Китая, Мексики, Японии, Индии). Если ориентироваться на показатели, достигнутые этими странами, то в России должно в скором времени быть не менее 2500 настоящих франшиз, 400 тыс. объектов, работающих по франчайзингу. Мы быстро двигаемся к этим показателям». Самый быстрый рост, по его словам, наблюдается сегодня в секторе связи, где активно работают компании «Теле2» и «Билайн». Так, компания «Билайн» увеличила количество франшиз с 1700 на начало 2016 года до 1980 единиц на конец 2016 года.

Это обусловлено не только общей экономической ситуацией страны, но и теми достоинствами, которыми обладает данный вид концессии.

В таблице 1 представлены преимущества франчайзинга для каждой из сторон, вовлеченный в экономический процесс.

Таблица 1 - Плюсы франчайзинга для сторон

Преимущества для франчайзера Преимущества для франчайзи Преимущества для клиента

Стабильный доход от дочернего предприятия. Получение готовой системы ведения бизнеса, которая прошла проверку и доказала свою эффективность. Гарантия качества получаемых услуг (приобретаемых товаров)

Развитие сети действующих предприятий, увеличение доли рынка, занимаемой предприятием. Гарантированная система поставок. Единая технология обслуживания является гарантом того, что клиент получит фиксированный пакет услуг высокого качества в полном объеме.

Стремительный рост количества предприятий сам по себе является рекламой бренда, не требующей специальных вложений. Наличие лояльного по отношению к бренду потенциального покупателя. Упрощенный доступ к точки продажи товара (предоставления услуги), ввиду расширенной сети.

Гарантированый объем продаж товаров (услуг). Юридическая и экономическая самостоятельность предприятия. Индивидуальный подход к обслуживанию, что является характерной чертой малого бизнеса.

Возможность планирования использования средств, стабильно получаемых от франчайзи. Получение доступа к базе знаний франчайзера. (Ноу-хау, система подбора и обучения персонала, список поставщиков и прочее)

Однако данный вид предпринимательской деятельности имеет и ряд недостатков. Наиболее серьезным является необходимость для франчайзера предоставлять полный объем информации франчайзи. По истечении срока договора, фрайчайзи имеет возможность открыть конкурирующее предприятие, используя предоставленные наработки. Для устранение подобного риска, многие предприятия прописывают в договоре невозможность запуска собственного конкурирующего бизнеса на протяжении определенного промежутка времени после окончания срока аренды.

Кроме того, франчайзер имеет право регламентировать, с какими поставщиками должно работать дочернее предприятие. Следовательно, это

может привести к тому, что франчайзи будет вынужден покупать сырье по необоснованно завышенным ценам.

Помимо прочего, франчайзи вынужден принимать участие в рекламных акциях сети, что может быть неактуальным методом привлечения клиентов в конкретном филиале крупной организации.

В 1997 году была создана РАФ - это российская ассоциация франчайзинга. Данная ассоциация является членом Всемирного Совета по франчайзингу (World Franchise Council). Главная цель - это продвижение и отстаивание интересов бизнесменов перед специальными государственными структурами.

Сегодня РАФ является национальной франчайзинговой ассоциацией, координационным и информационным центром как для действующих, так и для потенциальных франчайзоров и франчайзи. Ассоциация служит центром популяризации франчайзинга, основным источником информации для СМИ, центром формирования общественного мнения в этой сфере.

Ассоциация играет роль посредника, соединяющего заинтересованные стороны, и консолидирует их потенциал, служит как постоянно действующий форум по обмену информацией и идеями, ведет обширную исследовательскую работу. Одной из главных целей ассоциации является обеспечение развития института франчайзинга в России, а также улучшение правовой и бизнес-среды, в которой действуют предприниматели. РАФ выпускает информационные издания; проводит семинары, организует выставки и конференции, формирует делегации бизнесменов на франчайзинговые выставки и важные мероприятия, проходящие за пределами России. РАФ является действительным членом Всемирного Франчайзингового Совета (WFC), имеет рабочие контакты с основными российскими и зарубежными общественными организациями предпринимателей.

Основной задачей является выравнивание рынка франчайзинга по показателям, сопоставимым с развивающимися странами - Бразилией, Аргентиной, Мексикой. Для достижения такого результата на отечественном рынке должно быть открыто, как минимум, 200 тыс. точек, работающих по франшизе и примерно 2,5 тысячи предложений и брендов. Если же сравнивать с рынком в США и Европе, эти показатели нужно умножать вдвое. При этом некоторые отрасли экономики вовсе не работают по системе франчайзинга. Так, за рубежом принято развивать бизнес по франшизе в таких отраслях, как Ь2Ь-услуги (услуги, предоставляемые не конечному рядовому потребителю, а таким же компаниям) и ЖКХ, в то время как у нас практически отсутствуют подобные предложения. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке агентств недвижимости. Если ранее самыми известными франчайзинговыми брендами были «МИЭЛЬ» и «Бест Недвижимость», то сегодня активно начинают развивать свою франчайзинговую сеть такие

фирмы, как «Сеп1шу21» (международной риэлтерское агентство) и «Этажи» (федеральное агентство недвижимости). При этом рынок огромен и может вместить в себя ещё нескольких крупных игроков. Однако по прогнозам аналитиков, в 2017 году ожидается сокращение объёмов строительства. Это обусловлено, прежде всего, поведением покупателей. Существует множество направлений, потенциально перспективных с точки зрения развития франчайзинга в России. Например, всё большую популярность будут приобретать агрофраншизы. Есть и первый удачный пример: в Пермском крае уже работает 16 агрофраншиз по пчеловодству, кролиководству, перепеловодству, страусоводству, откорму индейки и т.д. и около 350 франчайзи. Агрофранчайзинг в этом плане даёт потенциальным франчайзи, владельцам фермерских хозяйств, простейшие технологии, знания и бренд, с помощью которых у фермеров появляется возможность получить доступ в торговые сети. При этом, минсельхоз субсидирует предпринимателю до 50% затрат на технологию. Кроме того, активно развиваться будут франшизы, связанные с автомобилями. Не трудно заметить, что сегодня практически все сервисы по вызову такси развиваются по франчайзингу. Ярким представителем является «Много такси», которые предоставляют бухгалтерские, юридические, управленческие и прочие услуги при покупке их франшизы. Рынок перевозок, аренды автомобилей и заправок только начинает появляться на карте франчайзинга в России, в то время как заграницей эта ниша уже давно освоена. Таким образом, РАФ старается наладить работу по каждому направлению, по каждой отрасли: мы связываемся с профильными ассоциациями, ведём переговоры с каждой конкретной крупной компанией, уговаривая создавать свою франшизу. Особенно интересны в этом плане компании, которые уже имеют собственную филиальную сеть и могут быть хорошими операторами-франчайзерами.

В заключение следует отметить, что франчайзинг является перспективным направлением развития бизнеса. Благодаря политике открытости, потенциальный франчайзи может снизить риски при запуске собственного бизнеса, изучив всю предоставленную документацию. При содействии РАФ, также возможно получить наиболее полную и соответствующую действительности о возможностях, предоставляемых франчйзерами в условиях современного рынка. Важным моментом также является то, что РАФ готова оказать содействия на всех этапах работы с государственными структурами.

Использованные источники:

1.Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: учебник / Котлер Ф. - СПб.: Питер, 2015. - С. 800.

2.Ляпина И.Р. Особенности построения маркетинга взаимоотношений в сфере услуг / И.Р. Ляпина, Е.В. Симонова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №5(35). - С. 119-125.

3.Носков Б.П. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики и бизнеса в Российской Федерации / Б.П. Носков, Е.В. Симонова // Безопасность бизнеса. - 2005. - №3. - С. 12.

4. Официальный сайт российской ассоциации франчайзинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rusfranch.ru/about/ (дата обращения: 25.12.2016).

5.Сайт государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: www.gsk.ru/ (дата обращения: 25.12.2016).

6.Серебрякова Н.А. Направления совершенствования конкурентной политики на основе развития контрактных форм совместной деятельности малого и крупного бизнеса / Н.А. Серебрякова, Е.В. Симонова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. -2014. - №4(62). - С. 231-236.

7.Симонова Е.В. Инновации как основа экономического развития России // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2014. -№7. - С. 7-12.

8.Симонова Е.В. Механизм взаимодействия бизнеса с региональной властью и хозяйствующими субъектами // Экономика предпринимательства: теория и практика. - 2015. - С. 68-69.

9.Симонова Е.В. О субподряде и субконтрактации малого, среднего и крупного бизнеса // Экономические и гуманитарные науки. - 2008. - №2. -С. 155.

10.Симонова Е.В. Причины торможения малого бизнеса // Вестник экономической интеграции. - 2008. - №4. - С. 139-141.

11.Симонова Е.В. Франчайзинг как эффективный симбиоз малого и крупного бизнеса // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2015. - № 1. - С. 87-93.

12.Сосна С.Н., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

13.Строева О.А. О необходимости формирования единой информационной площадки «Инновации России» / О.А. Строева, Е.В. Сибирская, Е.В. Симонова // Вестник алтайской науки. - 2015. - №2(24). - С. 265-271.

14.Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учебно-методический комплекс - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.