Научная статья на тему 'Фпг на орбите матричного платежного мониторинга'

Фпг на орбите матричного платежного мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фпг на орбите матричного платежного мониторинга»

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ

ГРУППЫ

ФПГ НА ОРБИТЕ МАТРИЧНОГО1 ПЛАТЕЖНОГО МОНИТОРИНГА

В. Д. ШТУНДЮК, доктор экономических наук Институт экономики и права

По нескончаемой веренице поступающих на вход и выход баланса платежного оборота сведений можно постоянно "просматривать" ход продаж и прибыльность конкретных видов продукции в различных сегментах интернационального рынка независимо от их географической удаленности, в каждый момент времени зондировать внешнеэкономическую политику, определять ее слабые стороны, в одночасье ставить новые цели по рынкам и странам, отслеживать последствия корректирующих действий. Система матричного информационного отслеживания продажи продукции в межстрановом масштабе позволяет видеть и ход продажи в зависимости от интенсивности спроса, цен, способа доставки, правового регулирования рынка, размера таможенных пошлин, обновления ассортимента, других маркетинговых действий. Внешнеэкономические службы всех подразделений ФПГ могут по матричному экрану платежного оборота отслеживать выполнение поступивших из других стран заказов, отклонения от контрактных сроков поставки продукции и технических условий, норм и стандартов, своевременность оплаты поставленных товаров, отказы от акцепта и их причины и т.д. В новой информационной среде надзор за внешнеэкономическим обменом ФПГ, его корректировка строятся с принятием во внимание необходимости передислокации заказов и ресурсов по предприятиям, перегруппировки транспортных средств, организации их четкого взаимодействий во времени и пространстве, развертывания устойчивой международной кооперации производства, подбора процедур оформления

'Окончание. Начало см. "Финансы и кредит", 2000, № 10.

счетов, контроля качества продукции и т.д. Маркетинговое ориентирование в сложном лабиринте транснационального экономического обмена в ФПГ начинает приводиться в условиях балансовой стыковки показателя объема продаж со всеми корреспондирующими параметрами - запасами сырья и материалов, готовой продукции, собственными и заемными денежными ресурсами, состоянием расчетов с покупателями, интегральными возможностями всей финансово-промышленной группировки по наращиванию экспортных операций. С налаживанием непрерывного поступления нужных информационных ресурсов отпадает необходимость в получении специальных отчетов о продаже продукции, проведении выборочных обследований. Сбытовые службы предприятий ФПГ получают возможность выдавать своим производственным подразделениям экспортные заказы с реальными сроками начала и окончания выпуска продукции с учетом в кратчайший срок пожеланий пользователей по изменению параметров изделий. В результате ориентирование сбыта на потребителя дополняется усилением воздействия рынка на внутрифирменное производство.

Прямой доступ к подвижной точной обстоятельной маркетинговой информации разгружает службы предприятий от несвойственных им функций, расширяет их возможности по совершенствованию выпускаемых изделий, послепродажного сервиса, развитию инжиниринга, росту доходности.

Филиалы, дочерние и другие предприятия финансово-промышленной группировки, получая матричные послания о размерах закупки продукции каждым из потребителей, могут быстро

манипулировать продажными ценами, формами расчетов, условиями поставок (время, место доставки, упаковка, фасовка и т.д.) с целью выхода на конечные балансовые результаты.

В зависимости от разветвленное™ филиальной сети, организации расчетов внутрикорпоративных и с внешними контрагентами цикла, используемых национальных валют и других факторов централизованная организация расчетов и движения денежного капитала в ТНК и ФПГ подразделяется на два вида.

Жесткая централизация. При данном методе товары с баз корпораций, ФПГ поступают их структурным звеньям и внешним покупателям. В данном случае платежи производятся в валюте страны нахождения сбытовой базы или магазина. Учет движения товаров и денег проводится в валюте страны по месту нахождения аппарата ФПГ. В результате документооборот от штаб-квартиры ФПГ до рынка сбыта осуществляется в одной и той же валюте. Вместе с тем в последнем звене происходит смена валют. Замыкающее - сбытовое звено - наиболее ответственный участок товаропроводящей сети, который должен быть укомплектован квалифицированными кадрами, постоянно контролироваться, ревизоваться.

Централизация в сочетании с дифференциацией по региональным центрам. Региональные товарно-расчетные центры ФПГ самостоятельно выполняют многовалютные расчеты с внешними и внутренними покупателями, закрепленными за соответствующим районом. При региональных товарно-расчетных центрах могут создаваться факторинговые фирмы - специальные коммерческие подразделения по взысканию по поручению поставщиков денег с потребителей их продукции или реинвойсинговые компании, назначение которых - проведение расчетов между производителями и сбытовыми службами.

Обе вышеприведенные схемы позволяют укрупнить расчеты, упрощают выписку платежных документов, рационализируют учет, содействуют получению средств от дебиторов, снижают валютный риск, ускоряют платежный оборот, повышают прибыльность.

Мировая практика свидетельствует о критическом нарастании в ФПГ трудностей в управлении международным маркетингом, ввозе и вывозе капитала в русле глобальных интересов финансово-промышленной группировки в целом. Одна из наиболее острых проблем в этом отношении - обеспечение оптимального сочетания между правомочностью и функциями маркетингового аппарата высшего эшелона ФПГ и соот-

ветствующими службами филиалов, отделений, представительств, агентств на местах.

При необоснованной централизации внешнеэкономической деятельности транснациональных ФПГ - недоучет локальных особенностей, глушение инициативы и активности дочерних предприятий, сбытовых, закупочных и других находящихся за границей подразделений, затруднения в поддержании текущих коммерческих контактов с зарубежными партнерами. Сверхдецентрализация же регулирования межстраново-го маркетинга по структурным звеньям системы, находящимся в других странах, может привести к росту периферийного аппарата, несоблюдению приоритетов единой маркетинговой политики.

В новой платежной информационной среде аппарат ФПГ получает возможность неотступно наблюдать за выполнением долгосрочных генеральных соглашений по экспорту и импорту, совместных научно-технических и инвестиционных проектов, использованием патентов, лицензий, ноу-хау, финансовых нововведений. Становится возможным проводить экспресс-анализ системы цен на вывозимые и закупаемые товары, изучать спрос по странам, секторам рынка, сезонам, видам продукции, учитывать издержки производства и обращения, получаемую прибыль, менять на этой основе ценовую и маркетинговую политику.

Благодаря матричной организации платежного массива в ФПГ можно более оперативно варьировать объемы производства и продаж на зарубежных филиалах и предприятиях, успешнее преодолевать сопротивление местных конкурентов с принятием во внимание уровня налоговых ставок, таможенных пошлин, скидок и льгот на инвестиции, истощения недр, национального уровня заработной платы.

Подача на высоких скоростях платежных сведений в матричной форме - важный рычаг повышения результативности валютно-финан-совых отношений. В частности, раздвигаются за счет выхода на внешний рынок границы финансового маневрирования, повышается "при-цельность" применения средств валютного резерва, и значит, минимизируется его размер; облегчается поддержание закрытой валютной позиции по всем видам национальных денежных единиц, приведение их к общему знаменателю на едином транснациональном валютном счете ФПГ. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что одновременно создаются более благоприятные условия для привлечения местного национального капитала.

Прямой доступ к подвижной и обстоятельной информации, системное видение маркетинговой обстановки разгружают маркетинговые службы предприятий ФПГ от несвойственных им функций в области внешнеэкономической деятельности, расширяет их возможности по совершенствованию экспортных изделий, послепродажного сервиса, инжиниринга, роста доходности.

С внедрением новейшей информационной технологии качественно преображается деятельность звеньев ФПГ по материальному обеспечению производства, повышается их роль в снижении издержек, повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом рынке, в международном маркетинге.

Охват матричным балансом платежного оборота всей совокупности необходимых для управления снабжением сведений придает разбросанным по всему миру дочерним предприятиям, филиалам системы способность осуществлять материальное обеспечение по оперативному плану, консолидировать усилия по регулированию поставок сырья и материалов с учетом тонкостей и нюансов, общих результатов снабженческого дела. Маркетинговые снабженческие службы могут быстро инвентаризировать и балансировать имеющиеся запасы, их использование и перемещение, приспособить структуру и размер собственных ресурсов к возможностям поставщиков разных стран, по мере изменения портфеля заказов и запасов готовой продукции стремительно вносить коррективы в очередность поставок материальных компонентов.

При матричном отражении внешней хозяйственной динамики в ФПГ при выборе поставщиков за пределами страны взвешиваются, анализируются, сопоставляются совокупные издержки и их составляющие, способность изготовителей мобильно реагировать на изменения требований заказчика, выполняются наиболее подходящие варианты в мировом экономическом пространстве. Повышение степени обоснованности в выборе поставщиков способствует стабилизации партнерских отношений, снижению немалых затрат, связанных с отказом от налаженных связей по зарубежным поставкам в технологической кооперации.

При заключении контрактов и соглашений на поставку комплектующих из иных стран в расчет при выборе партнеров могут также приниматься валютный курс и перспективы его движения, размер внутренних налогов и сборов, годовые товарные квоты на соответствующем

национальном рынке, другие специфические импортные ограничения. Вместе с тем при встраивании платежного мониторинга в управленческий механизм ФПГ все ее звенья могут отслеживать на конец каждого дня выполнение внешними поставщиками своих обязательств, а при их нарушении незамедлительно требовать уплаты штрафов и неустоек, возмещения ущерба, пересматривать условия коммерческих сделок, аннулировать контракты, выдавать срочный заказ, находить по матричному балансу других подходящих партнеров. Маркетинговые подразделения получают возможность: повседневно "нажимать" на поставщиков из других государств, побуждать их к расширению ассортимента выпускаемых изделий и изменению их технико-экономических свойств; тестировать материальные компоненты в своих лабораториях, способы хранения и доставки грузов; снижения себестоимости, поставки дефицитных узлов, налаживания технологического партнерства и целевых инвестиций; вести совместную межфирменную деятельность. При этом особое внимание уделяется закольцеванию системы контрактов и связей между находящимися в большом числе стран ведущими поставщиками полуфабрикатов, оптовыми и розничными торговыми фирмами, покупателями финальной продукции, транспортными подразделениями. Сбыт, производство, материально-техническое обеспечение интегрируются в единую маркетинговую цепь.

Результаты конъюнктурного анализа могут продаваться или передаваться союзническим структурам ФПГ, которым не под силу собственный учет платежного оборота или же просто выгоднее его результаты получать от материнской финансово-промышленной группы.

Поворот информационного обеспечения на совершенно новый лад, связанное с этим раз-движение масштабов производства на территории большего числа стран, многовалютность операций, развитие межстранового маркетинга в ФПГ благоприятствуют переводу их расчетов на принятые в многонациональных компаниях Запада факторинговые и реинвойсинговые схемы. В первом случае поставщики выставляют платежные требования на инкассо на соответствующие структурные звенья ФПГ в валюте страны по месту нахождения своей сбытовой конторы. Плательщики производят платежи фактор-ком-пании своего ФПГ в имеющейся у них валюте, а фактор-компания, в свою очередь, инкассирует выручку поставщиков в валюте принимающих их государств.

ВЬ втором случае поставщики выставляют платежные требования в валюте страны по месту расположения покупателя. Затем реинвойсин-говая компания переоформляет валюту плательщиков в валюту страны расположения сбытовой организации поставщиков, получает соответствующие денежные средства от покупателей и переводит их производителю. Факторинговая и ре-инвойсинговая схемы позволяют укрупнить расчеты, упрощают выписку платежных документов, рационализируют учет, содействуют получению средств от дебиторов, снижают валютный риск, ускоряют транснациональный платежный оборот, повышают прибыльность.

В арсенал мер ФПГ, их зарубежных филиалов по оптимизации валютного дохода входят форсирование продажи продукции путем снижения цен при повышении курса валюты в стране базирования, трансакция производства, модернизация технической базы структурных звеньев, их перепрофилирование, искусственное затягивание или, наоборот, всемерное ускорение платежей. Наличие в матрице платежного оборота ФПГ неустанно обновляемых данных по экспорту-импорту, ценам на продукцию на мировом рынке, теснейшим образом связанных с производством и всеми сопутствующими коммерческими показателями - товарными и финансовыми ресурсами, запасами готовой продукции и т.д., позволяют в любой момент управлять по валютным приоритетам, не сбиваться с намеченного в этом отношении пути.

Немало для эффективности расчетов в транснациональном предпринимательстве ФПГ дают отслеживание по балансу системы валютных счетов, емкости национальных рынков и валюты платежей, депозитов, вкладов, валютно-рубле-вой структуры денежных ресурсов, валютных активов, платежеспособности покупателей, интеграция усилий банков, финансовых и инвестиционных фондов, факторинговой компании, производственных и других звеньев системы.

Валютные риски финансово-промышленных систем в зависимости от причин их возникновения, силы и продолжительности действия можно Несколько условно разделить на две укрупненные группы.

Первая группа. Рост курса валют вследствие повышения валютного курса в стране, местонахождения ФПГ или ее филиала. Для нейтрализации рисков данной группы при повышении курса национальной валюты аппарат ФПГ, ее филиалы заключают сделки в валюте страны базирования, избегая таким образом потерь при обмене иностранной валюты на подорожавшую ва-

люту государства по месту своего нахождения. Сделки же ФПГ, ее филиалов по импорту в таких ситуациях необходимо оформлять в валютах других государств. При нахождении же аппарата ФПГ, филиалов группы в странах со стабильно падающей валютой экспортные сделки заключают в иностранной валюте, а импортные - в валюте страны базирования. ФПГ, опираясь на свои обширные информационные и аналитические возможности, должны прилагать усилия по прогнозированию валютных рисков данной группы, принимать меры по их парализации, минимизации вызываемого ими снижения дохода. Обычный набор необходимых мер - установление в расчетах с покупателями как можно более коротких сроков платежей, продажа продукции по сниженным ценам, трансакция производства в другую страну, модернизация, реконструкция филиалов ФПГ, перепрофилирование их деятельности и т.д.

Вторая группа. Валютный курс изменился в период от заключения контракта в иностранной валюте до фактической оплаты продукции. Из-за повышения курса национальной валюты страны базирования филиала ФПГ и заключения сделки филиал может недополучить ранее предполагаемую сумму.

Один из способов защиты валютных рисков обеих групп - правильный выбор продолжительности контракта.

ФПГ присущи немалые возможности для воздействия на движение валютных курсов в краткосрочной перспективе с помощью достижения компромиссов с правительством, выработки общей политики с ведущими банками. Кроме того, короткий срок контракта обусловливает высокую степень достоверности прогнозов ФПГ состояния валютного рынка. Поэтому при разовых сделках для ФПГ наиболее целесообразны краткосрочные контракты.

С постоянными поставщиками и покупателями ФПГ в основном заключают долгосрочные контракты. Это объясняется тем, что при таком подходе к заключению сделок прибыли и убытки по экспорту и импорту в результате разнонаправленных колебаний валютных курсов в значительной мере нивелируются и, таким образом, уменьшаются, устраняются негативные последствия случайных и резких колебаний.

В последние годы получили значительное распространение срочные методы страхования -фьючерсные и форварные сделки, аутрайт, сделки с опционом, операции "своп". Как известно, суть всех срочных сделок - продажа документов на будущие валютные поступления до наступле-

ния по ним фактических платежей с целью устранения валютного риска. Наряду со срочными сделками наиболее мощные ФПГ различных стран широко манипулируют хеджированием -включением в контракт специальных оговорок по обязательному проведению контрагентами определенных операций на кредитном и валютном рынках.

Некоторые ФПГ в качестве средства обуздания валютного риска используют дисконтирование, учет векселей в иностранной валюте. При этом банк по определенному курсу покупает у ФПГ-экспортера вексель, выданный импортером в имеющейся у него валюте, ФПГ-экспортер же получает от банка за вексель местную валюту в момент покупки векселя. К данному методу страхования валютного риска наиболее часто прибегают небольшие и средние корпорации ФПГ, а также в отдельных случаях и сами финансово-промышленные группы, в основном при симптомах крупных конъюнктурных сдвигов, валютных неурядиц и потрясений.

В ФПГ имеются специальные подразделения по осуществлению арбитражных операций - различных валютных сделок с целью получения прибыли или избежания убытка путем использования существующих на фондовых валютных биржах разрывов в изменениях курса валют на различных рынках и во времени, а также процентных ставок по ссудам в различных валютах; сочетают процентный арбитраж со срочными сделками. Данные подразделения имеют современную связь с ведущими банками, крупными брокерскими и дилерскими конторами, опционными рынками, валютными биржами, что дает им возможность вести операции с валютой напрямую, без посредников.

Зачастую ФПГ США, Франции, Японии и других стран с развитой рыночной экономикой при первых симптомах крупных конъюнктурных сдвигов, валютных неурядиц и потрясений во внешнеэкономическом обороте в качестве средств обуздания валютного риска используют дисконтирование, учет векселей в иностранной валюте. При этом банк по определенному курсу покупает у ФПГ-экспортера вексель, выданный импортером в имеющейся у него валюте, ФПГ-экспортер получает от банка за вексель местную валюту в момент покупки векселя. С освоением новейшей информационной технологии структурные звенья ФПГ, банк и факторинговая фирма финансово-промышленной системы могут по ходу внешних торгово-экономических отношений постоянно отслеживать валютные расчеты, незамедлительно взыскивать с иностранных парт-

неров причитающиеся средства, срочно переводить их в нужную клиенту валюту и зачислять ее на счет получателя, производить валютные платежи только за реальные импортные поставки. При этом еще из платежного оборота исключаются суммы взаимных зачетов, а также покупка и продажа одной и той же валюты для различных структурных звеньев промышленно-финан-сового комплекса мирового класса.

Во многих ФПГ широко практикуются проведение арбитражных сделок - оборонительных валютных операций для нейтрализации общего валютного риска путем использования возникающих время от времени на фондовых рынках разрывов в изменениях курсов на различных биржах, установление ставок по ссудам в национальных валютах, сочетают процентный арбитраж со срочными сделками. В результате снижается неблагоприятное влияние изменения курса одной из валют на их общую корзину, а следовательно, и на валютную устойчивость финан-сово-промышленной системы. Непрерывная балансовая индустрия платежных данных открывает путь для принятия на основе массива платежной информации более обоснованных решений по продаже-покупке валюты в разных странах с позиции конечных результатов ФПГ, их быстрого контроля, моментального реагирования на рыночные неожиданности, плавного преодоления возникших затруднений при постановке нереальных целей, эластичного выхода из игры. В новой информационной среде данные преимущества в проведении арбитражных сделок дополняются свободным тактическим и стратегическим маневрированием ФПГ капиталом в планетарном масштабе, поисковой активностью в сфере валютных отношений, обеспечением сбалансированности внешнеэкономических финансовых операций.

Обращение к мировому опыту свидетельствует о том, что с постоянными поставщиками и покупателями ФПГ в основном заключают среднесрочные и долгосрочные контракты и соглашения. При таком подходе к заключению сделок прибыль и убытки по экспорту и импорту в результате разнонаправленных колебаний валютных курсов в значительной мере нивелируются и таким образом уменьшаются или же вообще устраняются негативные последствия случайных и резких колебаний.

Освоение ФПГ информатики новейшего типа многократно расширяет аналитические возможности учета специфики деятельности структурных звеньев, находящихся в разных странах, решения каждодневно возникающих

сложных многослойных валютных проблем как единой задачи, выбора наиболее выгодных вариантов валютных операций из применения новых методов страхования, увеличения валютного оборота. Создаются предпосылки для увязки в ФПГ оперативных финансовых решений, наполняется новым содержанием буквально вся работу по регулированию валютно-финансовых отношений.

Основное условие и главное направление надежного страхования внешнеэкономических расчетов, выбора оптимального валютного поведения хозяйственных структур в международном обороте - прогнозирование. Основной метод прогнозирования - соотношение валют разных стран на длительную перспективу, так называемый фундаментальный подход. Его исходная предпосылка - факторы курсообразования на валютном рынке, принимаемые при построении валютного прогноза за основу: процентные ставки по депозитам и ссудным операциям, темпы инфляции и состояние платежного баланса по текущим операциям.

Йа базе сигналов раннего предупреждения об изменении этих факторов в прошлом и их ожидаемом изменении в будущем, а также силе влияния факторов, вызывающих ломку курсовых соотношений валют, строится экономическая модель изменения валютного курса. Вместе с тем его прогнозирование на подобных моделях в ФРГ, США, Западной Европы, Японии нередко дает неудовлетворительные результаты.

Дело в том, что количество факторов, влияющий на дестабилизацию валютного положения, не ограничивается этими показателями. Кроме них при прогнозировании изменения курса валюты следует в модель закладывать виды применяемых цен, процентных ставок, сведения платежного баланса, другие параметры. В результате модель получается крайне сложной, ненадежной, дорогостоящей.

Регистрация в ВЦ банка ФПГ или в ее региональных товарно-расчетных центрах массовых платёжных данных, в том числе и национальных валютах, обеспечивает всесторонний учет среза их колебаний нарастающим итогом за короткие, средние периоды времени, выявление характера и условий долговременного развития. Познание последующей эволюции хозяйственных объектов и валютных процессов может проводиться с учетом прошлого других, ранее уже проведших эти стадии развития валютно-хозяй-ственных агентов. Становится возможным описание изменения валютного курса в комбинации с множеством совместно протекающих эко-

номических категорий, в результате чего постигаются временная последовательность, сфера, амплитуда, длительность фаз национальных денежных единиц различных государств, весомости каждой из них на обеспечение валютной доходности и ликвидности ФПГ.

В ФПГ при фиксации платежного оборота в форме матричного баланса оптимизация валютных решений в сфере внешнеэкономических связей облегчается и использованием потенций применяемого на Западе метода чартов. Суть метода в том, что динамика данных, отражающих тенденции в валютной сфере и основных влияющих на них факторах, изображаются в виде соответствующих машинных графиков, на которых точки, показывающие перелом в движении текущего валютного курса, выстраиваются в изломе графика. Неустанное отражение внешней ценности валютного курса и связанной с ним системы параметров и показателей, обнаружение изломов становятся более точными, корректными, обозримыми.

Мировая практика свидетельствует о критическом нарастании трудностей в финансово-про-мышленных империях в управлении, в вывозе и ввозе капитала, заграничными филиалами в русле глобальных интересов ФПГ в целом.

При централизованной координации внешнеэкономической деятельности неизбежны недоучет местных особенностей, снижение гибкости управления, усложнение координации, глушение инициативы дочерних предприятий за рубежом. Децентрализация же регулирования ведет к росту низового аппарата по управлению внешними операциями, несоблюдению единой стратегии и т.д.

Важным подспорьем в совершенствовании функционального разделения маркетингового регулирования между штаб-квартирой ФПГ, ее зарубежными дочерними компаниями и филиалами может стать перестройка аппарата ФПГ применительно к счетам, блокам и даже позициям матричного баланса платежного оборота. Предлагаемая реконструкция организационной структуры управления обеспечивает системную взаимосвязь частей аппарата регулирования, синхронизирует взаимоотношения между "этажами" иерархии управления. Облегчаются координация и пересмотр служебных отношений, исключается возможность упущения какой-либо служебной взаимосвязи, информация подводится прямо к управленческим постам, устраняются переброс и обезличенность ответственности, бюрократизм, разбухание штатов, повышаются быстрота и объективность управленческих реше-

ний. С переходом к симбиозу платежной информации и матричного контура управления открываются дополнительные перспективы для "сжатия" или, наоборот, большей разветвленное™ управленческих инстанций ФПГ в целом, ее нижестоящих звеньев, при прочих равных условиях сокращается число заграничных подразделений. В частности, в зависимости от объема вывоза товаров на внешний рынок и с усложнением их структуры в вынесенных за рубеж компаниях, филиалах финансово-промышленных групп мирового класса по каждой функции могут создаваться отделы, бюро, группы, посты транснационального рыночного прогнозирования, исследования внешнеторговой конъюнктуры, внутрифирменного планирования производства, продаж и др. В результате оптимум между централизацией и автономией в межгосударственном маркетинге ФПГ перемещается на более высокую орбиту, повышается потенциал управляемости внешнеэкономическими отношениями, их результативность.

Опора центральной маркетинговой службы ФПГ на мощный информационный базис открывает для нее возможность держать под плотным контролем все отклонения в деятельности дочерних компаний в реализации продукции и получении прибыли от задаваемых аппаратом ФПГ уровней, быстрого точечного воздействия с помощью утонченной системы экономических инструментов на маркетинговый курс своих подразделений в других странах. В свою очередь, усиление опеки высшего маркетингового эшелона ФПГ за движением глобальных, с точки зрения системы в целом, результатов позволяет расширить инициативу в области маркетинга ее зарубежных частей, их свободу в маркетинговом ориентировании в различных странах мира, в распределении прибыли и активов, в выборе организационных структур, форм и методов управления и поощрения.

Незамедлительное восприятие маркетологами информации о всех операциях по отгрузке продукции и ее оплате в единой осведомляющей сети позволяет быстро и достоверно выявлять спрос на производимые товары, удовлетворять его, несмотря на изменения в рыночной ситуации.

Становится возможным проводить экспресс-анализы текущих продаж, выявлять только еще зарождающиеся тенденции в потребностях покупателей, незамедлительно корректировать производственные программы предприятий, выдавать по мере необходимости маркетинговые прогнозы, идти в ногу с рынком. По динамическим мат-

ричным маркетинговым данным можно проводить и аналитические исследования вариаций торговой политики с обеспечением увязанности всех этапов работы - от приема заказов до получения денег от покупателей, определять реальность целей, выбирать наиболее оправданный вариант, поддерживать одни начинания и сдерживать другие, осуществлять коммерческие повороты.

Многомерная осведомленность о спросе на любой момент времени открывает возможность постоянной выверки соответствия поставляемых изделий условиям заказов по срокам, количеству и качеству, заблаговременно снимать все спорные моменты. В новых информационных условиях при комбинировании крупной ЭВМ, используемой для решения общих управленческих задач, с аналоговыми машинами для подачи сведений о работе оборудования и мини-машинами для управления производственными процессами снабжение, производство, сбыт интегрируются в единое целое, обеспечивается работа предприятия в оптимальном производственно-коммерческом режиме.

Поставив под скрупулезное балансовое наблюдение свой платежный оборот, предприятия при сбыте выпускаемой продукции могут регулярно видеть состояние лицевых счетов клиентов, оплату ими каждого платежного требования, динамику погашения задолженности, сразу же обнаруживать неплательщиков, сумма неоплаченных счетов которых приближается к предельной для них задолженности. В результате уменьшается риск несвоевременной оплаты отгруженной продукции, обеспечиваются быстрая инкассация долгов и минимизация потерь от просрочки платежей, снижаются вероятность возникновения сомнительной дебиторской задолженности независимо от окончательной суммы долга покупателя и расходы на ведение счетов. Очевидно, что создание такого информационного механизма выгодно не только крупным предприятиям, выпускающим большую номенклатуру продукции для огромного числа потребителей, но и небольшим специализированным промышленным звеньям.

Управленческий корпус получает возможность изо дня в день формировать, корректировать, лонгировать систему прогнозов, целевых программ, оперативных производственных и финансовых планов с учетом изменений в экономической стратегии, появления передовых технологий, лицензий, ноу-хау, дополнительных внутренних и внешних источников финансирования и т.п. Вместе с тем в платежной информационной среде службы регулирования в состоя-

нии сразу же по возникающим в матричном балансе нежелательным сальдо выявлять напряженность, неожиданные моменты в выполнении программируемых заданий, находить даже в самых запутанных ситуациях причины "сбоев", воздействовать на те балансовые точки, от которых в данный момент зависит распутывание клубка противоречий в производстве, коммерции.

При этом принимаются во внимание сдвиги в хозяйственной обстановке, ожидаемых доходах й расходах, в выполнении целевых программ, балансе активов и пассивов, других условиях обеспечения безубыточной работы. Открываются возможности пролонгации финансового планирования до низовых управленческих структур; выбора альтернативных вариантов решений работниками служб предприятий, ответственных за повседневное поступление и расходование денежных средств, получение ссуд, закупку материальных ресурсов, реализацию готовой продукции и т.п. в финансовой сфере; обеспечения режима благоприятствования по ФПГ в целом. Для этого управленческий эшелон может пользоваться набором супернеординарных экономических рычагов. Один из них - оперативное управление и координация в ФПГ на основе платежного информационного мониторинга - перераспределение материальных и денежных ресурсов, амортизационных отчислений, оборудования, дивидендов, средств на поощрение и социальное развитие коллективов, централизованное финансирование групповых проектов, формирование совместных резервов. К числу средств реагирования ФПГ на оперативные запросы хозяйственной жизни, управления отклонениями относится также манипулирование по мере возникновения необходимости структурой внутрисистемных финансовых операций. Это, например, использование в нужный момент в оптимальном разрезе и сочетании завязанных в единую систему таких финансовых средств, как роялти, ускоренная амортизация, эмиссия и покупка акций, выпуск внутрисистемных облигаций, условия финансовых соглашений, предоставление гарантий.

При опоре ФПГ на новый информационный базис создаются информационные предпосылки для свободного хозяйственного ориентирования зарубежных звеньев в русле политики ФПГ при одновременном сокращении численности управленцев, слиянии и укрупнении филиалов. Вместе с тем аппарат ФПГ по консолидированному матричному балансу "отслеживает" возникающие отклонения, в случае необходимости с помощью финансового инструмента-

рия (дифференциация по предприятиям доли нераспределяемой прибыли и т.п.) комплексно воздействует на курс заграничных звеньев, выявляет и оценивает последствия своих решений, добивается смыкания их интересов с глобальной стратегией системы. В транснациональном бизнесе ФПГ устанавливается новое оптимальное сочетание дерегулирования и централизации.

С существенным расширением и усилием мощности информационного потока рационализируется организационная структура аппарата ФПГ, в том числе и его финансовые подразделения, а также процесс принятия и проведения в жизнь координирующих решений.

Высший "эшелон" ФПГ организует по кон-вейерно поступающим платежным сведениям составление матричного баланса в укрупненных показателях по системе в целом в разбивке по структурным частям ФПГ, построение на его основе системы прогнозов внутригруппового долгосрочного плана комплекса и целевых программ. Полученные по матрице агрегированные показатели по валовой и чистой прибыли и объему продаж аппарат ФПГ доводит до входящих в комплекс подразделений. К задачам верхнего управленческого "яруса" относятся изучение крупных сдвигов во внешней конъюнктуре, деятельности своих предприятий и организаций, уточнение по обстановке прибыли и объема продаж, других материальных и стоимостных показателей.

Руководители и менеджеры среднего звена предприятий и организаций ФПГ обеспечивают по задаваемым сверху агрегированным показателям разработку научно-технических матричных программ и фирменных планов, координируют, шлифуют их применительно к меняющимся заданиям руководства ФПГ, проводят перегруппировку материальных и финансовых ресурсов, оперируют запасами, вскрывают резервы. Одновременно менеджеры среднего звена лонгируют плановые задания до низовых управленческих постов, контролируют по нескончаемой табуляграмме платежного оборота оправданность действий своих подчиненных в целях максимизации прибыли и объема продаж. Успешному решению всех этих задач способствует перепостроение организационной структуры хозяйственных органов применительно к счетам или даже блокам матричного платежного баланса.

Массовая регистрация банком ФПГ динамики внешнеэкономических платежных параметров текущего момента по их содержанию создает предпосылки для возложения на кредитное учреждение многих важных управленческих функ-

ций на международном рынке, занятия им особого места в обеспечении в группировке предприятий и организаций режима постоянной управленческой готовности, своевременности, согласованности, высочайшей эффективности. Банк, в частности, может заниматься с учетом всей суммы факторов анализом транснационального развития системы в целом, ее составных комплексов, отдельных предприятий, разработкой мероприятий по выправлению финансового положения, перенаправлением капитала из стран со стагнирующим производством в динамично развивающийся бизнес, координацией функционирования ФПГ на международной арене.

Манипулируя скоростью всех видов платежей, клиринговыми зачетами, заменой вексельного оборота прямым банковским кредитованием, банк ФПГ будет кредитно-расчетными действиями повседневно подкреплять шаги аппарата управления финансово-промышленной группы по выполнению целевых программ, восстановлению хозяйственного равновесия, максимизации интегральной прибыли.

Интенсификация информационного обслуживания в финансово-промышленных корпорациях преумножает потенции банка в модернизации и расширении гаммы оказываемых услуг. Так, кредитное учреждение получает "второе дыхание" в кредитовании крупнейших долгосрочных проектов, так называемом проектном финансировании.

По непрерывно обновляемому матричному "срезу" платежных данных ФПГ-банк может досконально, глубоко исследовать оправданность предоставления крупных ссуд на длительный период и их условий. В ходе кредитования банк в состоянии "отслеживать" и жестко контролировать весь проектный цикл, возможности заемщика в погашении задолженности из всех возможных источников. Банк может тонко воспринимать измерения текущего и перспективного финансового положения заемщика, "привязывать" возврат основного долга к фактически получаемой от крупномасштабной сделки прибыли. Кредитное учреждение в состоянии обоснованно лонгировать погашение ссуды, варьировать по обстановке размером платы за кредит, привлекать к финансированию проекта другие звенья ФПГ, разделять между ними получаемый экономический эффект. В ФПГ финансирование огромных международных проектов может сочетаться с оказанием банком заемщику юридических, налоговых, информационных услуг, советами по наиболее эффективному приложению ссуженных средств.

Важная составляющая успешного проникновения производственно-коммерческих звеньев на национальные рынки других стран и расширения на них продаж - эффективная постановка рекламы экспортируемой продукции. Системное доскональное знание новизны на том или ином целевом зарубежном рынке вплоть до аналитических оценок зависимости сбыта от национальных привычек, вкусов, предпочтений, образа мыслей покупателей, оптимального соотношения затрат на рекламу и реализацию продукции мелких, средних и крупных фирм, стоимостных особенностей рекламных мероприятий - создают в ФПГ информационные предпосылки для подъема международного рекламного дела. При этом острие рекламной деятельности переносится на ее "горячие" оперативные формы и учет обратных связей. Это - организация пресс-конференций, радио- и телепередач, выпуск фирменных бюллетеней, справочников, рекламных кинороликов, плакатов, листовок, других рекламных материалов, проведение консультаций и бесед прямо в торговых залах.

Непрерывное обновление резервуара платежных сведений в ФПГ вносит и много нового позитивного в манипулирование ценами на экспортируемую продукцию.

Цены на товары начинают устанавливаться на основе сравнительного анализа цен и качества однородных изделий на мировом товарном рынке, выявления соотношения цен на различных национальных рынках, соотнесения цен с характеристиками изделий в собственной стране и дополнительных затрат на повышение параметров изделий. Ценообразование в ФПГ упрощается, убыстряется, индивидуализируется в результате использования на базе динамики соответствующих балансовых данных математического программирования, корреляционного и регрессионного анализа, параметрических методов определения цен, внесения в них постоянных корректив по мере изменения мировой рыночной конъюнктуры. Рационализация ценообразования в ФПГ достигается и вследствие мобильного учета затрат на определенные компоненты издержек производства и обращения продукции, в частности транспортных расходов, затрат на страхование, рекламу, изучение внешнего рынка, комиссионные посредникам и т.д. Оперативнее, с более полной ориентацией на конкретные страны включаются в продажные цены таможенные пошлины, внутренние налоги, поправки на валютный курс, преследующие на национальном уровне экономические цели. С

освоением платежного канала информации качественно улучшается маневрирование скидками и надбавками в ценообразовании в зависимости от конкретных условий поставки продукции различным зарубежным пользователям, льготами за немедленные платежи, более оперативным становится согласование цен на стандартизированную продукцию зарубежных филиалов с высшим руководством ФПГ.

Как известно, в регулировании внутреннего обмена в больших и сложных хозяйственных системах многое зависит от правильного установления расчетных трансфертных цен на продукцию, поставляемую по внутренним взаимным связям. Эти связи формируются не под влиянием спроса и предложения, а в результате хозяйственной политики в интересах финансово-про-мышленного комплекса в целом.

Трансфертные цены - инструмент координации и стабилизации межфирменных закупок сырья, материалов, полуфабрикатов, компонентов приведения производственных, коммерческих и других операций в воспроизводственном процессе ФПГ.

Трансфертные цены помогают учитывать колебания рыночного спроса, избегать серьезных промахов, преодолевать депрессию, несбалансированность, кризисы, в случае необходимости без промедления переориентироваться с внутренних поставщиков компонентов на внешних и, наоборот, способствуют снижению издержек производства на всех промежуточных этапах единого цикла выпуска конечной продукции. Внутрикорпорационные цены облегчают манипулирование денежной стороной производственных операций, завоевание новых рынков сбыта, разде|л сфер влияния в рамках финансово-промышленной группировки. Механизм учета платежного оборота по формуле input - output придает Международному трансфертному ценообразованию "второе дыхание". Новая информационная технология снижает затраты на формирование трансфертных цен, при этом более корректно учитываются издержки при их исчислении, полнее включаются в их расчет такие новые ¡элементы трансфертного ценообразования, как начисление амортизации с избыточных производственных мощностей, затраты на техническое обслуживание, содержание сбытовой сети. Одновременно усиливается значение трансфертных цен вкупе с другими экономическими инструментами - резервами, кредитом, дивидендами, предоставлением права на оперирование условиями расчетов и платежей в международном предпринимательстве.

VI. ФПГ в структуре регионов

Финансово-промышленные группы признаны во всем мире ключевой формой управления и организации экономики в XXI веке. Однако такие формы слияния капитала в России пока еще не только не стали органичной частью ее региональной экономики, но остаются в ней чужеродным телом.

Урегулирование взаимоотношений ФПГ с регионами требует решения весьма не простых задач. Это прежде всего проработка на местах совместно с федеральными ведомостями и инвесторами предложений о создании ФПГ; экспертиза запрашиваемых предприятиями и организациями ФПГ льгот, скидок, преференций. К этой же группе задач относятся такие, как выбор земельных участков для строительства предприятий ФПГ, обеспечение работников и членов их семей жильем, детскими учреждениями, предприятиями торговли, бытового обслуживания, культуры и т.д., поддержание необходимого на данной территории уровня охраны окружающей среды. Среди приоритетных задач местного развития, сопряженных с подключением звеньев создаваемых ФПГ к экономике данной территории, - привлечение в регион необходимых кадров рабочих и специалистов, организация их обучения и переподготовки.

Но это далеко еще не все. Решая перечисленные задачи, надо стремиться преодолеть анклавный характер подразделений ФПГ в регионе и добиться, чтобы финансово-промышлен-ная группа стала генератором прогресса, способствовала экономическому, научно-техничес-кому и социальному развитию территории.

Первый анализ уже накопленного опыта показывает, что предприятия и организации ФПГ оказывают через систему прямых и обратных связей мультипликационное воздействие на соответствующие отрасли экономики региона и поэтому могут ощутимо влиять на повышение доходов местных бюджетов, их валютные поступления, территориальное производственное строительство, развитие непроизводственной сферы, уровень жизни населения и рост его занятости. Дислокация в районе ячеек ФПГ - это и новые животворные потенции для предприятий в освоении прогрессивного оборудования, современных технологий, развитии связей по зональной кооперации, внешней торговле.

"Прописка" структур ФПГ в экономических ареалах открывает новые перспективы в комбинировании производства и комплексном использовании ресурсов, развитии энергетических и

транспортных систем, в организации территориальных ремонтных, строительных и других подобных объектов, укрупнении учреждений непроизводственной сферы. Одновременно на местах катализируются региональная наука, обмен передовым опытом, внешнеэкономические связи, приток квалифицированных кадров, распространение прогрессивных способов хозяйствования, проверенных мировой практикой предпринимательства.

Отсюда следует, что создание финансово-промышленных групп, их встраивание в хозяйственную структуру территории должно всемерно инициироваться региональной властью и населением, быть объектом внутрирегиональной политики как одно из направлений обеспечения экономического роста, ослабления социальной напряженности.

Интеграция звеньев ФПГ с территориальной социоэкономической структурой вызывает к жизни комплекс новых задач в развитии территорий.

К числу приоритетных задач местного развития в русле органического подключения звеньев ФПГ к районной экономике относится привлечение в регион необходимых кадров рабочих, инженерно-технических работников, специалистов, организация их обучения и переподготовка для освоения новых методов труда, менеджмента, маркетинга.

Преодоление анклавного характера подразделений ФПГ в регионах, обеспечение положения, при котором они становятся генератором прогресса, а не источником дополнительных противоречий территории, невозможно традиционными способами. "Развязка" узла проблем, связанных с решением данной задачи, может быть достигнута путем освоения новой информационной технологии - платежного мониторинга в ФПГ и в регионе.

ФПГ - мощные производственно-хозяйственные комплексы, в которых для обеспечения производственной, коммерческой и территориальной общности необходима непрерывная координация связанных с ними по кооперации структурных звеньев, выполняющих разные воспроизводственные функции. Особые требования к информационному обеспечению в финансово-промышленных системах предъявляют сложность коммерции и производства, огромная номенклатура получаемых материальных компонентов и выпускаемой продукции, ведение внешнеторговых расчетов, многократное расширение альтернативных источников финансирования и страхования, возможностей инвестиционного маневрирования и т.д.

Активная информационная поддержка необходима и для повседневно принимаемых в ФПГ решений по перегруппировке структурных звеньев, изменения финансовой политики, взаимопроникновения промышленного, торгового и финансового капитала, внесения новшеств в многоступенчатую систему управления, оперирования разветвленной совокупностью экономических инструментов - ценами, субсидиями, льготами, роялти и т.д., гибкого обновления методов хозяйствования применительно к складывающейся обстановке. Без неустанного притока самых разнообразных и свежих сведений в финансово-промышленных группах невозможно обеспечить введение глубоких рафинированных управленческих технологий, комплексный учет, гармонию интересов всех структурных частей ФПГ, максимальную гибкость в освоении новейших форм предпринимательства, получение прибыли, адекватной привлечению в бизнес суперкапитала.

Вместе с тем именно ФПГ располагают наиболее благоприятными условиями для создания информационно-следящих систем на основе учета платежного оборота.

Ныне на местах предпринимаются усилия по структурной перестройке производства, экологическому оздоровлению, экономическому и социальному подъему. В регионах развернулся процесс по созданию совместных предприятий, организации технополисов, свободных и. особых экономических зон, оффшорных центров, конверсии оборонного производства. Сейчас к этим территориальным процессам добавляется и развертывание в областях, краях, республиках РФ финансово-промышленных групп.

Объекты местного реформирования и регионализации взаимоувязаны и взаимозависимы. Они неразрывно спаяны между собой не только единством цели и содержания, но и точками размещения ресурсов, приоритетностью осуществления преобразовательных мероприятий, общностью получаемых от их воплощения в жизнь результатов.

Но сейчас все ветви хозяйственного преобразования на местах финансируются разрозненно, проводятся по внутрирегиональным программам, без учета баланса возможностей и интересов территорий. Неизбежное следствие такого подхода - региональная хозяйственная разобщенность, удручающе низкая отдача от вкладываемых в реформирование территорий огромных ресурсов, их "размазывание" по многочисленным объектам, "пробуксовка" реформы на местах. Настало время территориально совместить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

все эти преобразовательные процессы по различным зонам страны, выявить ведущие районы системной трансформации. После этого для соответствующих регионов могут быть составлены рассчитанные на длительный период комплексные программы экономического и социального развития.

Разработка таких программ в условиях перехода к рынку - дело весьма не простое. Для этого нужны соответствующие методики, основательная подготовка которых требует значительного времени.

Однако в стране разобщенно и несогласованно уже начато комплексное реформирование хозяйственной жизни. В сложившихся условиях было бы правильным в короткий срок подготовить и разослать по районам и ведомствам лишь инструктивное письмо с принципиальным изложением в самом общем виде задач, принципов, требований, подходов в формировании долгосрочных региональных комплексных программ, предоставить в этом отношении большую самостоятельность районам.

По мере проведения необходимой работы, в том числе и обобщения опыта, достижения результатов по комплексному подъему регионов, устранению территориального неравенства в условиях проживания людей в центре и на местах будут подготовлены и методические указания по составлению синтетических территориальных программ иного типа с учетом реальных потребностей периферии.

Административная и хозяйственно-организационная сетка России не пересматривалась несколько десятилетий. За это время изменился хозяйственный потенциал регионов. В дополнение ко всему в последние годы усложнились взаимоотношения между предприятиями, организациями, другими компонентами жизненного пространства, между административно-хозяйственными образованиями РФ. Возникли округа, увеличились количество, масштабы, сложность региональных проблем, усилилась неравномерность в развитии районов, их хозяйственная комплексность и универсальность.

В результате сложился ряд территориальных производственно-хозяйственных комплексов, границы которых не совпадают со сложившимся административным делением. В то же время развертывание рыночных условий хозяйствования, расширение автономности территорий, повышение их способностей на основе саморегулирования в известной степени нейтрализовать негативные явления и тенденции открывают возможности укрупнения большинства областей и краев, отказа в некоторых из них от районного деления.

Это дает самые высокие основания для приведения административных очертаний регионов в соответствие с их совокупным воспроизводственным процессом, раздвижения границ большинства административных районов, сокращения их общего количества. Создаются дополнительные предпосылки для организации региональных ФПГ, дальнейшего роста их потенциала, усиления роли, значения в политике регионов, переплетения целей, интересов, динамизма финансово-промышленных групп и регионов, взаимного усиления их экономических позиций.

Все это - не результат досужих кабинетных размышлений. Изложенные предложения основываются на экспериментах, проведенных в свое время ЦЭМИ РАН и ГВЦ банковской системы страны по заполнению матричного баланса по данным учета платежного оборота в Москве, Эстонии и Нижнем Новгороде. Результаты экспериментов превзошли все ожидания, были одобрены Правлением Госбанка, рекомендованы для практического внедрения. Автор статьи участвовал в этой работе в качестве руководителя соответствующей проблемной группы ЦЭМИ РАН. А дальше - обычная в таких случаях история... Столь нужная, а сегодня жизненно необходимая разработка, по существу, не замечается, не внедряется.

Думается, в интересах дела надо соединить экспериментально проверенные научные разработки с накопленным на практике ценным опытом. Это ускорит комплексный подъем регионов, экономическое и социальное развитие России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.