Научная статья на тему 'Фотожурналистика Китая в период «Культурной революции»'

Фотожурналистика Китая в период «Культурной революции» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / КИТАЙ / "КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" / ЛИ ЧЖЭНЬШЭН / КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ / ИСТИННОСТЬ / МАО ЦЗЭДУН / PHOTOJOURNALISM / CHINA / CULTURAL REVOLUTION / LI ZHENSHENG / CULT OF PERSONALITY / VERITY / MAO ZEDONG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сунь Фэн

В статье рассматривается проблемы функционирования СМИ Китая в условиях «культурной революции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The photojournalism during the China Cultural Revolution

During the Cultural Revolution the photojournalism have became a tool for political struggle, thus losing news photography most important things the social functions, those pictures which were hided that were a part of the media of China, they reflected the reality of China.

Текст научной работы на тему «Фотожурналистика Китая в период «Культурной революции»»

ФОТОЖУРНАЛИСТИКА КИТАЯ В ПЕРИОД «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Сунь Фэн

Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва. Россия, 117198

В статье рассматривается проблемы функционирования СМИ Китая в условиях «культурной революции».

Ключевые слова: фотожурналистика, Китай, «культурная революция», Ли Чжэньшэн, культ личности, истинность, Мао Цзэдун.

Фотожурналистика является одним из средств для создания зримого и поэтому наиболее удивительного образа страны, она постепенно стала одним из эффективных инструментов современной прессы. Фотожурналистика объективно передает зрителям образные ощущения фактов и событий с помощью иллюстраций. Надо сказать, что с течением времени тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых, включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства [1].

Фотожурналистика дает оперативную вербально-визуальную информацию. После публикации подобного сообщения о событии изображения постепенно теряют актуальную оперативную значимость. Фотография переходит в новое качество, становится документом эпохи, документалистикой. При наличии в снимке образных обобщений, эстетических достоинств она становится художественным произведением.

Мы не ставим своей целью исследовать особенности и разницу между фотоискусством и фотодокументалистикой. Но оба направления отражают социальную жизнь на основе правдивости, представляют зримые факты народу. Эти функции очень важны в особое драматическое время (периоды войн, революций, реформ, т.е. переломных этапов в истории). Это происходит потому, что изображение непосредственно показывает факты преступлений и бесчинств войны, результаты беспорядков, призывает к справедливости, стимулирует народ бороться с оккупантами или лжереформаторами, дает факты конструктивных действий, чтобы не повторились действия разрушительные.

«Культурная революция» охватывает период с 1966 по 1976 гг. При его изучении надо познакомиться с работами Ли Чженшен и Тан Дабэй, в которых был всестороннее показан образ страны того времени и открыты позднее для народа многие факты и события.

Чтобы понять суть происходивших социально-политических процессов, будем опираться на положения социальной науки. Ведь Китай сильно отличается от других стран национальными особенностями культуры, своей самобытной философией и т.д.

Культурная революция не только уничтожила китайскую фотожурналистику, но и уничтожила моральные нормы и философское мировоззрение людей. Причины культурной революции объясняются разными версиями, но полагаем, что главной причиной была политическая борьба между руководителями государства, и под предлогом обновления философского мировоззрения шла «чистка» партийных рядов.

В феврале 1966 г. Цзян Цин (жена Мао Цзэдуна) вместе с Линь Бяо разработали «Протокол совещания по литературно-художественной работе в армии», политический вывод из которого заключается в том, что на протяжении всего существования КНР шла острая и сложная борьба двух классов, двух путей, двух линий на культурном фронте. В сфере фотожурналистики этой группой были выдвинуты принципы, которые нарушили главный принцип фотожурналистики — истинность факта. Новыми лозунгами стали: «Истинность обслуживает политику», «Первоочередность мотива», «Не искать настоящего человека и событие — придумать их», «Формирование образа героя всеми методами».

Подобные цели и лозунги позволяли фотографии искажать действительность. Можно было найти много людей, чтобы делать нужные фотографии. В целях революции можно было обманывать народ. Запрещалось публиковать фотографии, которые могли бы помешать результату революции. Фотожурналисты вынужденно отдавали руководству редакций негативы, которые всесторонне отражали факты культурной революции. Заводы, школы, сотрудники государственных органов — все вышли на улицу пропагандировать революцию и уничтожать контрреволюционеров, в том числе тех фотожурналистов, которые прятали негативы. Их находили, «революционеры» судили неугодных и избивали на улицах, некоторых отправили в лагеря на «перевоспитание», и некоторые не дожили до окончания «культурной революции». Поэтому в настоящее время очень трудно найти сохранившиеся визуальные факты того времени, фотографии тех черных лет.

Но произошло чудо: фотокорреспондент Ли Чжэньшэн из газеты «Хэйлунцзян» в городе Харбине сумел сам себя защитить, он прожил нелегкие годы. Его считали шпионом, но он сохранил свои негативы, которые правдиво свидетельствовали о том времени. Новые местные власти решили применить к нему меры «перевоспитания», его и его семью тоже на какое-то время отправили в далекую провинцию. Чтобы редакция дала право на репортажи и расходные материалы, он вынужден был фотографировать по заказу редакции. Но это было еще не все, каждый раз он обязательно должен был монтировать фотографию, чтобы потом можно было опубликовать «исправленную» фотографию в газете. Одно такое фото было опубликовано в ежедневной газете «Хэйлунцзян» 13 августа 1966 г. Оно было смонтировано на основе оригинального снимка, который Ли Чжэньшэн сделал 12 августа 1966 г. на митинге в центре города Харбин. В оригинале были отдельные элементы, которые в то время были неприемлемы, и они были устранены при печати. В частности, были заретушированы кулаки людей, находившихся под портретом председателя Мао.

Однако и оригинал, и отретушированная версия отражали одно и то же состояние общества. Это был культ личности. Любой зритель мог заметить на фотографиях, что народ вслепую преклоняется перед одним человеком. Беспорядочный задний план и восторженные лица говорили о том, что это были искренние чувства народа, который от всей души верил в то, что делает. Оба варианта фотографии так или иначе представляли правдивый эпизод того времени.

В ноябре 1969 г. Ли Чжэньшэна отправили в деревню, чтобы он готовил фотоновости для «великой культурной революции». Чтобы доказывались результаты изучения сборников высказываний Мао Цзедуна массами, редактор поручил снять такой сюжет: старая женщина изучает теорию Мао Цзедуна, причем обязательно — с улыбкой. Получить такую фотографию было не так просто. Ли Чжень-шэн снял девушку. Молодая девушка была известной актрисой, она могла сделать все то, что фотограф хотел. Это был, разумеется, постановочный снимок. Автор выполнил заказ. Но все-таки фотография вызвала замечание, потому что на заднем плане портрет вождя Мао был размытым по техническим причинам.

Если была бы опубликована такая фотография, все участвующие в ее публикации сотрудники были бы признаны контрреволюционерами. Так что «идеальная», отретушированная и выправленная фотография в газете была опубликована, потом это фото перепечатали даже в журнале. А также выбрали эту работу на выставку фотоискусства в регионе три провинции северо-востока Китая [2].

«Культурная революция» изменяла психологию не только чиновников, но и простых людей. Таким образом, фотожурналистика стала в тот период инструментом власти для приукрашивания действительности. Но при всем этом сами журналисты искренне хотели правдиво снимать, и анализ дальнейших фоторабот показывает, как фоторепортерам удавалось это делать. На переднем плане фотографии 1966 г., сохранившейся и позднее опубликованной, губернатор и второй секретарь революционного комитета провинции Хэйлунцзяна Ли Фанъу с табличкой на шее стоит перед разъяренной толпой хунвейбинов, за ним портрет председателя Мао. На табличке было написано: член черной шайки — Ли Фанъу. Прическа Ли Фанъу была якобы похожа на прическу председателя Мао, это и позволило схватить Ли Фанъу и обвинить его в политическом карьеризме. На другом фото рука молодой девушки тщательно стрижет губернатора Ли Фанъу, чтобы испортить его прическу, чтобы голова стала головой черта (так это называлось тогда в Китае).

Архивные фотографии объективно показывают митинги другого рода. Например, на одном из снимков первый секретарь комитета провинции Хэйлунцзяна и города Харбина Жен Чжонъи. На него надели высокую бумажную шапку и намазали чернилами лицо. Это называлось лицом черта. Его шапку и табличку «Царек» делали специально, они тяжелые, даже человек стоит неровно, а стул, где он стоял, сломан. Автор в разных ракурсах и планах, видимо, внутренне сочувствуя этому человеку, фиксировал исторический момент [3].

Ли Чжэньшэн работал и освещал события «культурной революции» на Северо-востоке Китая. Благодаря его усилиям и самоотверженности до настоящего времени осталось много фотодокументов об этом трудном периоде, они помогают нам сегодня разобраться в проблемах того времени. А на юге Китая, в городе Чжанша провинции Хунан, работал и работает фотожурналист Тан Та-бай, он тоже объективно зафиксировал облики людей и событий во время «культурной революции» и обогатил исторический материал, дав нам драгоценные фотодокументы.

В 1959 и 1966 гг. Мао Цзедун переправился через реку Сянцзян, после этого события в память заплыва Мао это стало традицией местных жителей.

Проанализируем три типичные фотографии Тан Табая о спорте и «культурной революции». Цветное фото, снятое 30 июля 1966 г. показывает нам старт заплыва, следующие снимки являются образцами эстетического направления начатого Тан Табаем в фотожурналистике. На переднем плане на поверхности спокойной реки плавают три флага, которые создают стабильный треугольник. Рядом портрет Мао, тоже в застывшем положении. Несмотря на политику и мышление того времени, эта фотография трогала сердце зрителей. На другом снимке рота народно-освободительской армии переправилась через реку. Ровный ряд и одинаковое движение солдат создают красивую по композиции картину. Тан Табай точно передал нужную информацию того времени: армия отражает преданность председателю Мао.

Тан Табай умеет обдумать и создать кадр, его работа по эстетическому выстраиванию кадра является мастерской, она помогает художественно выразить дух времени. Сегодня снимки являются важными фотодокументами. И то, что фотографии представляют и эстетический интерес, усиливает силу документа. [4] Автор хотел больше раскрыть объективные факты «культурной революции», используя фотографии. Но, к сожалению, из-за многих причин осталось мало фоторабот для более полного исследования. Представляется, что работы Ли Чжен-шена и Тан Табай емко и образно раскрывают облик общества и социальную проблему периода «культурной революции» и показывают художественные приемы создания исторического фотодокумента.

Фотография, развернутая в истории, открывает нам правду жизни и еще раз говорит, как художественная форма может влиять на содержание снимка, его историческое значение.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Березин В.М. Фотожурналистика. — М., 2006.

[2] LIZhensheng. Red-color news soldier. — N.Y.: Phaidon Press Limited, 2003. — С. 133.

[3] Ли Чженьшэн. Воспоминания о мгновении (на кит. яз.). — Нанцзин: Цзянсуское художественное издательство, 2002.

[4] Сайт блока Тан Табая. http://blog.voc.com.cn/sp1/tangdabai/

THE PHOTOJOURNALISM DURING THE CHINA CULTURAL REVOLUTION

Sun Feng

Department of mass media Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 177198

During the Cultural Revolution the photojournalism have became a tool for political struggle, thus losing news photography most important things — the social functions, those pictures which were hided that were a part of the media of China, they reflected the reality of China.

Key words: photojournalism, China, Cultural Revolution, LI Zhensheng, cult of personality, verity, Mao Zedong.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.