DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).396-410 Специальность ВАК: 5.9.9
УДК 378:070:004.9:77.03 ГРНТИ 14.35.07+19.71+18.81.61
Студёнов М. Ю., Горбунов И. С.
ФОТОЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматривается роль фотожурналистики в реализации творческой деятельности студентов во время учебного процесса. Выделяются ключевые аспекты творческой деятельности, связанные с фотожурналистикой, такие как умение создавать сильные визуальные повествования, воспринимать и интерпретировать события через объектив фотокамеры, а также умение выбирать и обрабатывать материалы для создания информативных и эмоционально насыщенных фоторепортажей. Рассматриваются методы и принципы обучения, способствующие активизации творческого мышления и развитию профессиональных навыков среди студентов. Обсуждаются возможности использования фотожурналистики в учебном процессе с целью мотивации и развития студентов, а также подчеркивается важность адаптации классических принципов дидактики для учета потребностей современного медиапространства и индивидуальных особенностей студентов. В выводах делается акцент на необходимости использования инновационных методов обучения, способствующих совершенствованию личности и профессиональной подготовки студентов в области фотожурналистики.
Ключевые слова: фотожурналистика, творчество, творческая деятельность, студенты, учебный процесс, принципы обучения, медиапространство, инновационные методы.
Для цитирования: Студёнов М. Ю., Горбунов И. С. Фотожурналистика как средство реализации творческой деятельности студентов во время учебного процесса // Ученые записки НовГУ. 2024. 3(54). 396410. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).396-410
Современные тенденции профессионального образования свидетельствуют о постоянной трансформации системы образования в целом в соответствии с требованиями современного общества и динамикой современного мира [Иванова, Иванов, 2021]. Данные тенденции обусловлены не только технологическим прогрессом и глобализацией, изменениями в социально-экономической сфере, но и требованиями к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений, необходимых для успешной адаптации к современным реалиям динамичной и конкурентной среды [Маркова, Уракова, 2023; Напсо, 2023]. В связи с этим Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3++) [Соответствие содержания, 2023] призваны обеспечить соответствие учебного процесса современным требованиям и потребностям рынка труда.
Приоритетной задачей профессионального образования становится стремление к созданию гибкого, модульного и инновационного учебного процесса, предполагающего «...активизацию и развитие творческой деятельности студентов, воспитание будущих специалистов с развитым образным мышлением, умеющих творчески подойти к решению поставленных задач в любых сферах деятельности и найти новые, нестандартные, креативные пути их решения» [Дорофеева, 2015, с.251]. В данном контексте фотожурналистика предоставляет студентам уникальную возможность не только отразить существующую реальность, но и выразить свои
396
чувства, мысли и впечатления от происходящего, выразить свою индивидуальность и креативный взгляд на мир.
В современном мире доступность создания и распространения фотографий благодаря цифровым технологиям делает фотожурналистику еще более значимой. Однако, несмотря на технические трансформации, фотожурналистика сохраняет свою ценность как искусство, требующее не только умения обращаться с техникой, но и способности творчески мыслить [Пол, 2017].
В общефилософском смысле творчество рассматривается и как отражательная способность сознания человека, и как деятельность, порождающая нечто качественно новое и оригинальное. С точки зрения Н. А. Бердяева, творчество определяется как «...проявление высшей духовной силы человека, способной порождать нечто новое, уникальное и удивительное» [Бердяев, 1989, с.67]. Ученый видел в творчестве возможность для человека раскрыть свои внутренние потенциалы и проявить свою индивидуальность. В свою очередь, М. М. Бахтин развил концепцию диалогичности и полифонии, и считал, что «.творчество возникает в процессе взаимодействия различных точек зрения» [Бахтин,1986, с.143]. Ученый подчеркивал значение диалога и взаимодействия в создании нового и оригинального. В исследованиях И. Канта творчество интерпретируется как «.процесс, связанный со способностью мышления и воображения» [Кант, 2020, с.187], и выделяются три формы творческой активности: творчество в искусстве, в науке и в морали.
С точки зрения психологии можно выделить два направления, соответствующие различным аспектам проявления творчества.
В рамках первого направления, творчество рассматривается как интегративное качество личности. Личность, обладающая творческим потенциалом, склонна к инновациям, оригинальным идеям и нестандартным подходам к решению проблем, и охватывает широкий спектр таких качеств, как креативность, гибкость мышления, открытость к новым идеям, умение справляться с неопределенностью и т. д.
Согласно второму направлению, творчество рассматривается как активная деятельность, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей. В данном контексте творчество подразумевает процесс, включающий творческую работу, изобретательство, научные исследования, искусство и другие формы творческой деятельности, которые приводят к созданию новых продуктов или идей.
Указанные направления взаимосвязаны и взаимодополняемы. Творческие люди, обладающие определенными личностными качествами, часто проявляют свою творческую природу через активную творческую деятельность. В целом данные аспекты формируют комплексное представление о творчестве как ключевом аспекте человеческой деятельности и саморазвития [Базаева, 2020].
В большинстве ведущих исследований подчеркиваются важные аспекты проблемы творчества в образовании и педагогике, включая его связь с человеческой деятельностью, разрешением противоречий и необходимостью объективных и субъективных условий. По определению В. И. Андреева, творчество «.не является случайным или изолированным процессом, а представляет собой один из видов человеческой деятельности, направленный на достижение определенных целей» [Андреев, 1996, с.56]. А. А. Вербицкий указывает на необходимость наличия как
внешних (социальных, материальных) условий, так и внутренних (личностных) условий для проявления творческого потенциала [Вербицкий, Трунова, Калашников, 2018].
С. Т. Шацкий интерпретирует творчество как «.процесс самовыражения и самореализации личности, который проявляется в создании новых идей, концепций и продуктов, способных изменить мир к лучшему [Шацкий, 1980, с. 38]. Приведенные позиции позволяют рассматривать творчество как системный и взаимосвязанный процесс, который объединяет в себе различные аспекты человеческой деятельности, а также внутренние и внешние условия его проявления.
Ретроспективный обзор научных направлений в области исследования творческой деятельности позволяет выделить существенные аспекты этого феномена, а именно:
Творчество как качественное новообразование личности:
- творчество рассматривается как процесс, при котором личность способна генерировать новые идеи, концепции и решения, отличающиеся от традиционных. Подразумевает не просто наличие инновационных мыслей, но и способность к их реализации в действиях;
- такое понимание творчества акцентирует внутренние качества личности, такие как оригинальность мышления, гибкость мышления и способность к самовыражению.
Творчество как интегративное качество личности:
- творчество рассматривается как способность личности влиять на свою среду и общество через свои действия и инициативы. Подразумевает использование творческих способностей для создания позитивного воздействия на окружающих;
- данный подход подчеркивает социальную ответственность творческих личностей и их способность к лидерству.
Творчество как вид деятельности и способ самореализации личности:
- творчество рассматривается как актуальная форма деятельности, которая позволяет личности осуществлять свой потенциал и достигать личных и профессиональных целей. Включает в себя как индивидуальные, так и коллективные формы творческой активности;
- данный подход подчеркивает значение самореализации и личностного развития через творческую деятельность.
В нашем исследовании мы придерживаемся подхода, в котором творческая деятельность рассматривается как способ самореализации личности и достижения личных и профессиональных целей. Однако стоит отметить, что в контексте фотожурналистики привычное понимание творчества приобретает особые оттенки, учитывая специфику этой деятельности.
Исторически фотожурналистика возникла как ответ на назревшую потребность общества в актуальной вербально-визуальной информации, отражающей важнейшие социально-экономические и политические катаклизмы своего времени [Митчел,
398
1988]. Однако, с одной стороны, по мнению И. Д. Бальтерманц, «...выделяя фотожурналистику в самостоятельный вид, необходимо указать на то, что время ее становления не совпало с рождением фотографии как таковой; открытия Ньепса, Дагера и Тальбота, хотя и имеют важное значение для истории фотографии, представляют собой скорее предысторию фотожурналистики» [Бальтерманц, 1981, с.23]. С другой, В. А. Юодакис считает, что история фотожурналистики не является просто частью истории фотографии. По его мнению, «.развитие фотожурналистики имеет свои особенности и динамику, которые не всегда совпадают с развитием самой фотографии» [Юодакис, 1989, с.27].
При этом стоит отметить, что большинство исследований фотожурналистики рассматривают либо отдельные временные отрезки ее становления, либо решают специализированные задачи, что иногда затрудняет формирование единой трактовки термина «фотожурналистика». Хотя анализ содержания понятия «фотожурналистика» не является основным объектом нашего исследования, изучение различных определений этого термина может помочь понять исторический контекст ее возникновения и развития.
Отправной точкой появления фотожурналистики К. Морроу считает вторую половину 1850-х годов. В этот период фотография стала доступной для массового использования благодаря технологическим достижениям, таким как разработка процессов фиксации изображений на фотопленке, что позволило журналистам и фотографам использовать фотографии для документирования событий и общественной жизни [Morrow, 2007]. По мнению К. Кобре, первое использование фотографии произошло в 1877 г. в печатном издание The Daily Graphic, в котором были уже задействованы фотографы, но сами фотографические снимки из-за технических ограничений не печатались [Kobre, 1980]. Вместо этого, фотографии рисовались вручную на основе фотографических материалов и затем воспроизводились в газете как гравюры или литографии.
Позиция исследователей, считающих рубеж XIX и XX веков временем появления фотожурналистики, видится нам наиболее обоснованной из-за ряда факторов. Профессор У. Келлер выделяет технологические изменения, особенно в контексте появления технологии полутоновой печати [Keller, 2018]. Такой технологический прорыв позволил существенно улучшить качество печатаемых иллюстраций, в результате чего стало возможным использование фотографий непосредственно в газетах и журналах. К. Столарски подчеркивает, что в этот период «.фотографии стали появляться в журналах еженедельно» [Stolarski, 2013, c.34]. Более того, именно этот период характеризовался постепенным замещением рисовальщиков фотографами в повседневной работе изданий. Фотографии стали эффективным способом визуализации событий и явлений, что сделало их более привлекательными для аудитории. Кроме того, фотографии предоставляли быстрый и точный способ передачи информации, что привело к тому, что издания активно начали привлекать фотографов для создания иллюстраций [Коттон, 2020].
Работы исследователей [Левашов, 2016; Смит, 2019; Фризо, 2008] свидетельствует, что фотожурналистика как самостоятельное направление начала свое развитие в 1920-е годы, когда технические возможности стали позволять издавать
газеты с непосредственным включением фотографий. Изобретение в 1925 году 35 мм фотографической камеры Leica действительно стало значимым шагом в этом направлении, обеспечивая фотографам более широкие возможности для работы. Более того, в этот период в нашей стране были сформированы основные механизмы распространения фотографии, которые остаются неизменными до настоящего времени [Анисимов, 2022].
По нашему мнению, периодизацию становления и формирования фотожурналистики можно представить следующим (таблица 1):
Таблица 1
Периодизация становления и формирования фотожурналистики
Период Характеристика
Вторая половина XIX века В это время начинается появление первых фотографий в печатных изданиях, хотя фотографические снимки из-за технических ограничений часто не печатались. Этот период считается предвестником фотожурналистики, когда фотографии постепенно начали заменять иллюстрации, созданные художниками и рисовальщиками.
Начало XX века В начале 1910-х годов фотографии становятся все более распространенными в печатных изданиях. Фотожурналистика начинает активно развиваться как отдельное направление журналистики. Появляются первые фотографические агентства и специализированные банки, а также формируются основные механизмы распространения фотографий.
1920-е годы XX века В этот период фотожурналистика приобретает дальнейшее развитие, особенно после изобретения 35 мм фотокамеры Leica в 1925 году, что улучшает технические возможности фотожурналистики и способствует более широкому использованию фотографий в печатных изданиях.
1930-1950-е годы XX века Эти годы считаются золотой эрой фотожурналистики. В это время фотографии становятся неотъемлемой частью печатных изданий, особенно в журналах и газетах. Фотожурналистика используется для документирования событий, отражения общественной жизни и культурных явлений, а также для пропаганды и формирования общественного мнения.
Конец XX века по настоящее время В настоящее время фотожурналистика продолжает развиваться, а ее сфера применения расширяется за счет развития интернета и цифровых технологий. Фотографии используются в различных медиаформатах, включая печатные издания, онлайн-журналы, новостные сайты, социальные сети и мобильные приложения.
Таким образом, рассмотрение исторических аспектов становления и формирования фотожурналистики позволяет выявить основные факторы, способствовавшие ее появлению и развитию. Рассмотрим различные аспекты.
Возникновение технологий. Появление новых технических возможностей, таких
как полутоновая печать и улучшение качества фотографических материалов, сыграли решающую роль в формировании фотожурналистики. Технологические инновации обеспечили возможность использования фотографии в журналистике и привлекли внимание к потенциалу этого нового средства передачи информации.
Социально-политический контекст. Важным фактором стало социально-политическое значение фотожурналистики. В периоды войн, конфликтов и революций фотографии становились мощным инструментом пропаганды, позволяя передавать визуальные образы событий и фактов, формируя общественное мнение и оказывая влияние на массы.
Технический прогресс. Развитие технических средств обработки и распространения фотографий, таких как появление 35 мм камеры Leica, способствовало расширению возможностей фотожурналистики, что сделало возможным более широкое использование фотографий в печатных изданиях и увеличило периодичность их появления.
Эволюция СМИ. Развитие газет, журналов и других печатных изданий оказало существенное влияние на развитие фотожурналистики. Стремление к увеличению тиражей и привлечению читателей привело к активному использованию фотографий в изданиях, и способствовало развитию фотожурналистики как профессиональной сферы.
Исходя из анализа исторического контекста, можно сформулировать такое определение фотожурналистики: сфера профессиональной деятельности, связанная с использованием фотографии для документирования событий, общественной жизни и культурных явлений, представляющая собой синтез технических, социальных и культурных факторов, которые определяют ее суть и значение в современном информационном обществе. В связи с цифровизацией медиапространства и развитием интернет-технологий, представляется целесообразным расширить область возможной публикации фотожурналистики не только в традиционных печатных изданиях и электронных СМИ, но также и в социальных сетях, и на мультимедийных Интернет-платформах, что повышает доступность этой формы журналистики для широкой аудитории.
В современной фотожурналистике творческий аспект играет важную роль и часто выделяется как ключевой аспект профессиональной деятельности [Беленький, 2022; Березин, 2023; Горохов, 1989; Ким, 2011]. Фотожурналистика требует от автора не только умения создать технически качественное изображение, но и способности интерпретировать события и явления, выделять ключевые моменты, передавать атмосферу и эмоции. Как творческая деятельность фотожурналистика включает в себя выбор ракурса, композиции, освещения и момента съемки для того, чтобы передать не только факты, но и чувства, мысли и идеи, связанные с событием. Фотожурналист стремится к тому, чтобы его работы были информативными, эмоционально заряженными и имели высокий художественный уровень [Ворон, 2012]. В целом, фотожурналистика представляет собой симбиоз между фотографией и журналистикой, где изображения играют ключевую роль в передаче информации и воздействии на зрителя, а журналистский подход обеспечивает контекст и осмысление происходящего.
На наш взгляд, специфика фотожурналистского творчества определяется рядом особенностей, характерных именно для этой сферы деятельности (таблица 2).
Таблица 2
Ключевые особенности творческой деятельности фотожурналистики
Особенности Описание
Продуктивный и Фотожурналистика связана с созданием чего-то нового и
индивидуальный оригинального, что отражает индивидуальность
характер фотографа. Результаты фотожурналистской деятельности часто являются уникальными и неповторимыми, имеют выраженную личностную принадлежность
Социальная и Творческая деятельность обладает социальной и
личностная значимость личностной ценностью, но ее результаты не всегда
мгновенно очевидны, и частичные итоги могут проявиться
только в долгосрочной перспективе
Наличие творческой Творчество часто возникает в ответ на специально
ситуации или задач созданные или возникшие творческие ситуации, которые стимулируют фотографа к выходу за рамки обычного мышления и деятельности, к поиску нестандартных решений и подходов.
Объективные и Для успешной фотожурналистской деятельности
субъективные необходимы как внешние условия (например, доступ к
предпосылки событиям, поддержка редакции), так и внутренние качества фотографа (творческие способности, знания, опыт). Творческая деятельность часто является результатом индивидуального или коллективного творческого процесса, где субъекты взаимодействуют друг с другом
Новизна и Фотожурналистика характеризуется созданием
оригинальность уникальных и оригинальных работ, как в процессе
процесса и результата съемки, так и в ее результатах
Способность к Фотожурналист должен обладать способностью
прогнозированию предвидеть и прогнозировать не только конечный результат своей работы, но и возможные перспективы развития событий и их влияние на общественное сознание
Выделенные особенности отражают сложность и многогранность фотожурналистики как творческой деятельности и отличают ее от других видов деятельности (к примеру, технической, спортивной, строительной), подчиненных более четко определенным правилам и стандартам.
Фотожурналистика как средство реализации творческой деятельности студентов во время учебного процесса нацелена на мотивирующий и развивающий характер [Белоруссова, Михайлова, 2015], и строится на принципах и методах таких
подходов, как:
- компетентностный подход подразумевает развитие компетенций, необходимых для успешной деятельности в определенной области, приобретение навыков фотографирования, редактирования фотографий, составления репортажей и работу с различными фотожурналистскими форматами. Студенты могут учиться анализировать информацию, формировать сюжеты, адаптировать свой стиль к различным тематикам.
- деятельностный подход основывается на представлении обучения как активного процесса, включающего реальные задачи и ситуации, стимулирующие активность и самостоятельность студентов. Позволяет проводить практические занятия, фотосъемки на местах событий, работу с редакционными командами и издательствами. Студенты могут применять свои знания и навыки в реальных проектах, что способствует углубленному пониманию процессов фотожурналистики и развитию профессиональных компетенций.
- личностно-ориентированный подход учитывает индивидуальные особенности каждого студента, его интересы, потребности и цели. Направлен на развитие личностных качеств, формирование самосознания и саморефлексии, а также помогает студентам раскрыть свой творческий потенциал.
Правильное сочетание указанных подходов дает возможность обучаемым не только освоить технические аспекты фотожурналистики, но и развить творческий потенциал, критическое мышление и профессиональные навыки, необходимые для успешной реализации [Шелгинская, 2023].
Для активизации творческой деятельности студентов во время учебного процесса фотожурналистика предоставляет широкий спектр возможностей, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Возможности активизации творческой деятельности студентов через фотожурналистику
во время учебного процесса
Возможности Описание
Выражение творческого потенциала Фотожурналистика предоставляет студентам возможность проявить свой творческий потенциал через создание уникальных фотографий и визуальных историй. Студенты могут выбирать темы, ракурсы и композиции, отражающие их собственные идеи, чувства и взгляды на окружающую их действительность
Развитие навыков визуальной коммуникации Студенты могут улучшить свои навыки визуальной коммуникации, изучая, как фотографии передают информацию и эмоции, что помогает им освоить композицию, редактирование изображений и другие технические аспекты фотографии. Это способствует не только улучшению их технических навыков, но и развитию креативности и способности выражать свои идеи через визуальные средства
Исследовательский Создание фотожурналистских работ требует от студентов
подход исследовательского подхода к изучению выбранной темы, что способствует развитию аналитического мышления и творческих способностей. Студенты могут исследовать различные темы и проблемы, которые интересны им, используя свои фотографии для документирования социальных, культурных, политических или экологических аспектов жизни. Такой подход позволяет студентам не только лучше понять изучаемую тему, но и поделиться своими наблюдениями и исследованиями с другими.
Обмен опытом и обратная связь Участие студентов в фотожурналистских проектах предполагает работу в команде или совместные обсуждения с коллегами и преподавателями. Данный аспект играет важную роль как источник мотивации для студентов, так как позволяет им получать обратную связь и советы от опытных профессионалов. В процессе таких обсуждений студенты могут выявлять свои сильные стороны, а также интересующие их сферы, которые требуют дополнительного изучения. Кроме того, работа в команде способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Выездные мероприятия по созданию фотопроектов Выездные мероприятия по созданию фотопроектов в рамках учебных программ стимулируют студентов к творческому исследованию окружающего мира. Такие мероприятия предоставляют студентам возможность практического применения своих навыков фотожурналистики, а также позволяют им получать новый опыт и вдохновение для творчества.
Возможность публикации и признание Фотожурналистские проекты предоставляют студентам уникальную возможность участвовать в различных конкурсах, позволяющим демонстрировать их творческие достижения. При этом победа в конкурсе или публикация работ в престижных изданиях приносит студентам признание и уважение в профессиональном сообществе, что является мощным стимулом для дальнейшего профессионального развития.
Создание портфолио Работа в фотожурналистских проектах позволяет студентам создать собственное профессиональное портфолио, которое может быть использовано при поиске работы или продолжении образования в этой сфере. Портфолио также позволяет студентам отслеживать свой профессиональный рост, что служит основой для самооценки и определения областей, требующих дальнейшего совершенствования. При этом качественное портфолио может быть использовано студентами для презентации своих работ на веб-сайтах, в
-
социальных сетях, на выставках и других профессиональных площадках, что повышает шансы на успех в профессиональном будущем.
Важно отметить, что адаптация классических принципов дидактики к развитию творческих способностей студентов через фотожурналистику играет ключевую роль в обеспечении более эффективного и продуктивного учебного процесса [Гревцева, 2022; Ташмухамедова, 2022].
Адаптированные принципы обучения, учитывающие особенности развития творческих способностей студентов через фотожурналистику, приведены в таблице 4.
Таблица 4
Адаптированные принципы обучения, учитывающие особенности развития творческих способностей
студентов через фотожурналистику
Адаптированные принципы обучения Описание
Сознательность и активность обучающихся Студенты должны осознавать важность развития своих творческих способностей и принимать активное участие в процессе обучения, исследуя различные аспекты фотожурналистики с применением их на практике. Студенты должны быть стимулированы к самостоятельному и инициативному изучению материала и поиску новых творческих решений
Наглядность обучения Использование примеров успешных работ известных фотожурналистов помогает студентам лучше понять, какие методы и техники можно применить для выражения своей творческой идеи
Систематичность и последовательность Учебный процесс должен быть организован так, чтобы студенты могли эффективно развивать свои творческие способности. Учебный курс должен быть спланирован так, чтобы он охватывал все ключевые аспекты фотожурналистики, начиная с основ и постепенно переходя к более сложным темам и навыкам. Важной частью систематического обучения является практическое применение полученных знаний и навыков. Студенты должны иметь возможность регулярно применять свои умения на практике через выполнение фотожурналистских заданий, проектов и участие в практических занятиях
Доступность обучения Материалы и ресурсы, используемые в обучении, должны быть доступными и понятными для студентов всех уровней подготовки. Включает в себя использование доступных источников информации, доступ к оборудованию и программному обеспечению, а также создание поддерживающей обучающей среды, где каждый студент
может чувствовать себя комфортно и уверенно в своих способностях
Прочность овладения знаниями, умениями и навыками Постоянная практика и обратная связь позволяют студентам закреплять новые знания и умения, а также развивать свои творческие способности на протяжении всего учебного процесса
Научность обучения Обучение должно основываться на научных принципах и исследованиях в области фотожурналистики, чтобы студенты могли понимать основы этой профессии и применять их на практике
Связь обучения с реальностью Обучение должно быть ориентировано на реальные ситуации и задачи, с которыми студенты столкнутся в своей будущей профессиональной деятельности, чтобы они могли применять свои творческие способности в реальных условиях
Индивидуальный подход Учитывая индивидуальные потребности, интересы и стили студентов, важно предоставлять персонализированные задания и поддерживать их в развитии их творческого потенциала.
В целом, адаптация классических принципов дидактики к развитию творческих способностей студентов через фотожурналистику позволяет создать эффективную образовательную среду, способствующую развитию ключевых навыков и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Она позволяет студентам проявить свой творческий потенциал, улучшить критическое мышление и саморефлексию, а также развить навыки коммуникации и сотрудничества. Применение адаптированных принципов в учебном процессе способствует формированию компетентных и креативных специалистов, готовых к решению актуальных задач в современном медиапространстве.
Итак, данное исследование подчеркивает значимость фотожурналистики не только как средства усвоения технических навыков, но и как инструмента развития критического мышления, саморефлексии, коммуникационных и коллаборативных умений. Такие навыки оказываются важными не только для будущих профессионалов в области журналистики, но и для всех студентов, независимо от их специализации. Осознанный подход к обучению, учитывающий особенности современного медиапространства и индивидуальные особенности студентов, становится ключевым аспектом успешного образовательного процесса. Данный подход призывает к использованию творческих методов обучения и развитию инновационных подходов, способствующих развитию личности и профессиональной подготовке студентов.
Таким образом, фотожурналистика выступает не только как учебный предмет, но и как средство формирования ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации к современным вызовам и достижения успеха в различных областях деятельности.
Литература и источники
Андреев В. И. (1996). Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учебное пособие: в 2-х кн. Кн. 1. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 566.
Анисимов И. В. (2022). Особенности возникновения фотожурналистики как профессии и как направления журналистики. Меди@льманах, 6 (113), 71-80. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.7180
Базаева Ф. У. (2020). Научно-теоретические аспекты творческой самореализации личности // Международный научно-исследовательский журнал, 10(100), 12-15. DOI:
10.23670/IRJ.2020.100.10.036
Бальтерманц И. Д. (1981). Специфика содержания и формы фотожурналистики: лекции. Москва: МГУ, 64.
Бахтин М. М. (1986). Литературно-критические статьи. Москва: Худож. Лит, 541.
Беленький А. И. (2022). Фотожурналистика в современных медиа: учебное пособие. Москва: КноРус, 163.
Белоруссова Е. В., Михайлова О. Р. (2015). Развитие творческой активности студентов в условиях профессионального образования. Инновационные педагогические технологии: материалы II Международной научной конференции, Казань, 2-23 мая 2015 г. Казань: Бук, 157-159.
Березин В. М. (2023). Фотожурналистика: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 226.
Бердяев Н. А. (1989). Философия свободы. Смысл творчества. Москва: Правда, 607.
Вербицкий А. А., Трунова Е. Г., Калашников В. Г. и др. (2018). Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография. Москва; Санкт Петербург: Нестор-История, 413.
Ворон Н. И. (2012). Жанры фотожурналистики: учебное пособие. Москва: МГУ, 145.
Горохов В. М. (1989). Основы журналистского мастерства: учебник для вузов. Москва: Высшая школа, 117.
Гревцева Г. Я. (2022). Педагогические условия формирования креативности студентов. Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия. Образование. Педагогические науки. Т. 14, 3, 15-25. DOI: 10.14529/ped220302
Дорофеева Ю. Ю. (2015). Пути активизации творческой деятельности студентов-дизайнеров средствами художественной фотографии. Российский научный журнал, 2(45), 250-253.
Иванова С. В., Иванов О. Б. (2021). Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 5, 38-51. DOI 10.24412/2071-6435-2021-5-38-51
Кант И. (2020). Критика чистого разума/перевод с немецкого Н. О. Лосского. Москва: Академический проект. 567 с.
Ким М. Н. (2011). Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 393.
Коттон Ш. (2020). Фотография как современное искусство. Москва: Ад Маргинем Пресс. 276 с.
Левашов В. (2016). Фотовек. Очень краткая история фотографии за последние 100 лет. Москва: ИП Гусев. 65 с.
Маркова С. М., Уракова Е. А. (2023). Пути развития профессионального образования в современных условиях. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта. Вып. 79, ч. 3, 171-174.
Митчел Э. Р. (1988). Фотография/перевод с английского М.В. Фоминой. Москва: Мир, 219.
Напсо М. Д. (2023). Тренды современного образования: некоторые актуальные аспекты. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 4 (41), 187-190. DOI: 10.36809/2309-9380-2023-41-187-190
Пол К. (2017). Цифровое искусство. Москва: Ад Маргинем Пресс, 271.
Смит Й. Х. (2019). Главное в истории фотографии: жанры, произведения, темы, техники/ перевод с английского Анны Агаповой. 2-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 224.
Соответствие содержания основных образовательных программ высшего образования требованиям ФГОС ВО (2023). URL: https://www.sseu.rU/sites/default/files/2019/09/fgos_vo_zahvatova_e.v._ito
g.pdf (16.02.2024).
Ташмухамедова Г. Х. (2022). Дидактические условия развития креативности студентов на занятиях по дисциплине «Фотография». Экономика и социум, 12(103), 576-579.
Фризо М. (2008). Новая история фотографии = Nouvelle histoire de la photographie / под редакцией Мишеля Фризо ; перевод с французского В. Е. Лапицкого, В. М. Кислова ; перевод с английского А. Г. Наследникова, А. В. Шестакова ; перевод с немецкого Ю. Н. Попова. Т. 1. Санкт-Петербург: Machina, 333.
Шацкий С. Т. (1980). Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. I. Москва: Педагогика, 304.
Шелгинская В. А. (2023). Развитие творческого потенциала личности в условиях цифровизации и цифровой социальной среды. Society and Security Insights. 6 (2), 150-164. DOI: https://doi.org/10.14258/SSI(2023)2-10
Юодакис В. А. (1989). Фотожурналистика: целевой подход к исследованию. Фотография в прессе: проблемы истории, теории и фотожурналистского мастерства: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции, Киев, 4-6 апреля 1989 г. / Киевский государственный университет: в 2-х ч. Киев. Ч. 2, 27-28.
Keller U. (2018). Photojournalism around 1900: The Institutionalization of a Mass Medium // Communication in History : Stone Age Symbols to Social Media / Edited By Peter Urquhart, Paul Heyer. New York: Routledge.
Kobre K. (1980). Photojournalism: the professionals' approach. Curtin & London: Inc, 416.
Morrow K. (2007). The Birth of Photojournalism // Civil War Times. Vol. 46, 7, 40-46.
Stolarski C. (2013). The Rise of Photojournalism in Russia and the Soviet Union, 1900-1931: Doctoral dissertation in philosophy at Johns Hopkins University. Baltimore.
References
Andreev V. I. (1996). Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy of creative self-development]. Kazan: Kazan University Press, 566
Anisimov I.V. (2022). Osobennosti vozniknoveniya fotozhurnalistiki kak professii i kak napravleniya zhurnalistiki [Features of the emergence of photojournalism as a profession and as a field of journalism]. Medi@llmanakh, 6 (113), 71-80.
Bazaeva F.U. (2020). Nauchno-teoreticheskie aspekty tvorcheskoj samorealizacii lichnosti [Scientific and theoretical aspects of creative self-realization of a personality]. International Research Journal, 10-2 (100), 12-15.
Bal'termanc I. D. (1981). Specifika soderzhaniya i formy fotozhurnalistiki [The specifics of the content and form of photojournalism]. Moscow, Moscow State University, 64.
Bahtin M. M. (1986). Literaturno-kriticheskie stat'I [Literary and critical articles]. Moscow, Art. lit., 541.
Belen'kij A. I. (2022). Fotozhurnalistika v sovremennyh media [Photojournalism in modern media]. Moscow, KnoRus, 163.
Belorussova E. V., Mihajlova O.R. (2015). Razvitie tvorcheskoj aktivnosti studentov v usloviyah professional'nogo obrazovaniya [The development of creative activity of students in the context of vocational education]. Innovative pedagogical technologies: materials of the II International Scientific Conference (Kazan, May 2015). Kazan, Buk, 157-159.
Berezin V. M. (2023). Fotozhurnalistika [Photojournalism]. Moscow, Yurayt, 226.
Berdyaev N.A. (1989). Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [The philosophy of freedom. The meaning of creativity]. Moscow, Pravda, 607.
Verbickij A. A., Trunova E. G., Kalashnikov V. G. i dr. (2018). Psihologiya i pedagogika kontekstnogo obrazovaniya [Psychology and pedagogy contextual education]. Moscow; St. Petersburg: Nestor-History, 416.
Voron N.I. (2012). Zhanry fotozhurnalistiki [Genres of photojournalism]. Moscow, Moscow State University, 145.
Gorohov V.M. (1989). Osnovy zhurnalistskogo masterstva [Fundamentals of journalistic skills]. Moscow, Higher School, 117.
Grevceva G.YA. (2022). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kreativnosti studentov [Pedagogical conditions for the formation of students' creativity. Bulletin of SUSU]. The series "Education. Pedagogical sciences", 14, 3, 15-25.
Dorofeeva Y.Y. (2015). Puti aktivizacii tvorcheskoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov sredstvami hudozhestvennoj fotografii [Ways to activate the creative activity of design students by means of artistic photography], Rossijskij nauchnyj zhurnal, 2(45), 250-253.
Ivanova S. V., Ivanov O. B. (2021). Osnovnye tendencii razvitiya obrazovaniya v usloviyah sovremennyh vyzovov [The main trends in the development of education in the context of modern challenges]. STAGE, 5, 38-51.
Kant I. Kritika chistogo razuma [Criticism of pure reason]. Moscow, Academic Project, 2020, 567.
Kim M. N. (2011). Osnovy tvorcheskoj deyatel'nosti zhurnalista [The basics of a journalist's creative activity]. St. Petersburg, St. Petersburg, 400.
Kotton SH. (2020). Fotografiya kak sovremennoe iskusstvo [Photography as a modern art]. Moscow, Ad Marginem Press, 276.
Levashov V. (2016). Fotovek. Ochen'kratkaya istoriya fotografii za poslednie 100 let [Photo century. A very brief history of photography over the last 100 years]. Moscow, IP Gusev, 70.
Markova S.M., Urakova E.A. (2023). Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah [Ways of professional education development in modern conditions]. Problems of modern pedagogical education, 79-3, 171-174.
Mitchel E. R. (1988). Fotografiya [Photo]. Moscow, Mir, 225.
Napso M. D. (2023). Trendy sovremennogo obrazovaniya: nekotorye aktual'nye aspekty [Trends in modern education: some relevant aspects]. Bulletin of Omsk State Pedagogical University Humanitarian Studies, 4 (41), 187-190.].
Pol K. (2017). Cifrovoe iskusstvo [Digital Art]. Moscow, Ad Marginem Press, 272.
Smit J. H. (2019). Glavnoe v istorii fotografii. ZHanry, proizvedeniya, temy, tekhniki [The main thing in the history of photography. Genres, works, themes, techniques]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber, 224.
Sootvetstvie soderzhaniya osnovnyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya trebovaniyam FGOS VO (2023) [Compliance of the content of the main educational programs of higher education with the requirements of the Federal State Educational Standard for Higher Education (2023)] Available at: https://www.sseu.ru/sites/default/files/2019/09/fgos_vo_zahvatova_e.v._itog.pdf (accessed
16.02.2024).
Tashmuhamedova G. H. (2022). Didakticheskie usloviya razvitiya kreativnosti studentov na zanyatiyah po discipline «Fotografiya» [Didactic conditions for the development of students' creativity in the classroom in the discipline "Photography"]. Economics and Society, 12-2 (103), 576-579.
Frizo M. (2008). Novaya istoriya fotografii [A new history of photography]. St. Petersburg, Machina, 337.
Shackij S. T. (1980). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. T. I [Selected pedagogical works: in 2 vols. T. I] Moscow, Pedagogy, 308.
Shelginskaya V. A. (2023). Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti v usloviyah cifrovizacii i cifrovoj social'noj sredy [The development of the creative potential of the individual in the context of digitalization and the digital social environment]. Society and Security Insights, 6 (2), 150-164.
Yuodakis V. A. (1989). Fotozhurnalistika: celevoj podhod k issledovaniyu. Fotografiya v presse: problemy istorii, teorii i fotozhurnalistskogo masterstva [Photojournalism: a targeted approach to research. Photography in the press: problems of history, theory and photojournalism]. Kiev, Part 2, 27.
Keller U. (2018). Photojournalism around 1900: The Institutionalization of a Mass Medium. In: Heyer, P., Urquhart, P. (eds.). Communication in History: Stone Age Symbols to Social Media. New York: Routledge.
Kobre K. (1980). Photojournalism: the professionals' approach. Curtin & London, Inc.
Morrow K. (2007). The Birth of Photojournalism. Civil War Times 46, no. 7, 40-46.
Stolarski C. (2013). The Rise of Photojournalism in Russia and the Soviet Union, 1900-1931: PhD dis... Johns Hopkins University. Baltimore.
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.03.2024. Принята к публикации 15.08.2024.
Об авторах
Студенов Марк Юрьевич - старший преподаватель, Московский педагогический государственный университет; ORCID: 0009-0004-5278-9004; markfit.mg@gmail.com
Горбунов Иван Сергеевич - старший преподаватель, Московский педагогический государственный университет; ORCID: 0009-0007-4298-7842; ivan-go-rbunov@yandex.ru
Studenov M. Yu., Gorbunov I. S.
PHOTOJOURNALISM AS A MEANS OF REALIZING STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY
DURING THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract. The article examines the role of photojournalism in the realization of creative activity of students during the educational process. The key aspects of creative activity related to photojournalism are highlighted, such as the ability to create strong visual narratives, perceive and interpret events through the camera lens, as well as the ability to select and process materials to create informative and emotionally saturated photo reports. The methods and principles of teaching that contribute to the activation of creative thinking and the development of professional skills among students are considered. The possibilities of using photojournalism in the educational process for the purpose of motivating and developing students are discussed, and the importance of adapting classical principles of didactics to take into account the needs of the modern media space and the individual characteristics of students is emphasized. The conclusions emphasize the need to use innovative teaching methods that contribute to the improvement of the personality and professional training of students in the field of photojournalism.
Keywords: photojournalism, creativity, creative activity, students, educational process, learning principles, media space, innovative methods
For citation: Studenov M. Yu., Gorbunov I. S. Photojournalism as a means of realizing students' creative activity during the educational process. Memoirs of NovSU, 2024, 3(54), 396-410. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.3(54).396-410