Научная статья на тему 'ФОТОРЕПОРТАЖ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ'

ФОТОРЕПОРТАЖ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
872
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОЖУРНАЛИСТИКА / ФОТОРЕПОРТАЖ / СПОСОБ СЪЕМКИ / ЖАНР / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ворон Николай Иванович

В статье рассматриваются особенности фоторепортажа в искусстве и фотожурналистике, практика использования его на страницах периодической печати. Обозначены новые моменты в иллюстрировании современной прессы, выявлены семантические аспекты фотопубликаций, их соотнесенность с жанром фоторепортажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОТОРЕПОРТАЖ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ»

Фоторепортаж в современной прессе

Николай Ворон

В статье рассматриваются особенности фоторепортажа в искусстве и фотожурналистике, практика использования его на страницах периодической печати. Обозначены новые моменты в иллюстрировании современной прессы, выявлены семантические аспекты фотопубликаций, их соотнесенность с жанром фоторепортажа.

Ключевые слова: фотожурналистика, фоторепортаж, способ съемки, жанр, фотоиллюстрация.

РО!: 10.30547/тес11аа1тапа1г6.2020.4448

@Ворон Николай Иванович кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), nikpinskij@mail.ru

Среди форм отображения современных реалий особое место занимает фоторепортаж. Об этом можно судить, в частности, и по опубликованным в разные годы научным изданиям, исследующим практику фоторепортажа. Фотографию как вид искусства изучали Л.П. Дыко, Е.А. Иофис (1960), Л.Ф. Волков-Ланнит (1967), А.С. Вартанов (1983), С.А. Морозов (1985), А.И. Лапин (2015), В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев (1989); как средство отображения действительности в журналистике - Г.В. Копосов, Л.Н. Шерстенников (1967), И.Д. Бальтер-манц (1981), Н.И. Ворон (2012), Г.М. Чудаков (1982, 1983), Е.И. Пронин, Е.Е. Пронина (1988), В.М. Песков (2003), Е.Л. Мжельская (2005), А.И. Беленький (2016), В.М. Бере-зин (2016).

В художественной фотографии главным, безусловно, является эстетический аспект. Фотожурналистика же решает прагматические задачи, предоставляя читателю визуальную информацию, художественный аспект в данном случае может обнаруживаться как сопутствующий. Подтверждает это ставший хрестоматийным пример из журналистской практики В. Тарасевича, снявшего фотоочерк «Московский государственный университет», кадр из которого под названием «Поединок» наделен образным звучанием. Более того, он обрел самостоятельную жизнь и используется,

в частности, как образ ученого на телеви- рассматриваются как главный и постоян-дении в передаче «Академия». ный признак.

Другой признак: фотохудожник, в отли- Фотожурналист запечатленное собы-чие от фотожурналиста, воплощает свой тие назовет «фоторепортажем». И дело не замысел, как правило, не в многокадровой в названии как таковом, а в том, что, как за-публикации, а в одиночном снимке, и его метил исследователь гуманитарных наук можно сравнить с живописцем, создающим М.М. Бахтин (1979: 241), «в каждой сфере полотно. Однако обрести равный живо- бытуют и применяются свои жанры, отве-писцу статус может и фотожурналист, что чающие специфическим условиям данной наглядно демонстрирует автор «Поединка». сферы». Бытие журналистики, и фотожур-И хотя это частный случай, примеров, ког- налистики в частности, определяется ее да фотожурналист проявляет способность социально-политической действенностью. работать в разных амплуа, можно приве- А это значит, что фотожурналист выраба-сти множество. Так, в книге С.А. Морозо- тывает и применяет на практике те формы ва «Творческая фотография» (1985) пред- отображения социальных реалий, которые ставлены фотоработы как «чистых» фото- позволяют ему достичь этой действеннос-художников, так и газетных и журнальных ти. И в этих формах в большей мере обна-фотокорреспондентов, отдельные снимки руживается приверженность эмпиризму которых обрели статус художественных. фактов и событий, а не мысли в чувственном воплощении. Иными словами, харак-Многозначность термина тер отображения фактов и событий в фо-

Термином «фоторепортаж» обознача- тожурналистике может варьироваться от ется и один из жанров фотожурналистики, протокольно-документального до эстети-и способ съемки, и метод съемки (правда, чески значимого. в данном случае речь идет о техническом

моменте - съемке без вмешательства в Индикат°р ф°т°журналистики ход события). Именно репортажный спо- Уяснив сущность репортажного способа соб съемки и сближает фотожурналиста и съемки как фактора, сближающего разные фотохудожника (последнему к тому же не сферы творчества, сосредоточим внимание противопоказана постановочная съемка), на его проявлениях в фотожурналистике, однако, запечатлевая жизнь «врасплох», на том, что «поставляет» фотокорреспон-каждый из них решает разные творческие дент на страницы периодических изданий. задачи. Ранее было отмечено, что фотожурна-

Фотохудожник назовет съемку жиз- лист привержен многокадровым публика-ненных ситуаций «жанром». Запечатлевая циям. Такое утверждение бесспорно, когда действительность в форме художествен- речь идет о жанре фоторепортажа, назна-ного образа, он реализует «художествен- чение которого отображать события со-ную рефлексию своего внутреннего мира» временной жизни: фоторепортер «про-(В.Н. Агеев, 2002: 110), а зритель - чувствен- слеживает» и одновременно «запечатле-ное восприятие отображенного в снимке. вает» их в ряде снимков. Но фоторепортаж Подчеркнем, ценность художественного не единственная форма отображения в творчества, в том числе художественной фотожурналистике. Как магистральный фотографии, связана с удовлетворением в фотожурналистике следует определить эстетических потребностей человека, вне репортажный способ съемки, поскольку этого оно теряет смысл - художник мыслит из него «произрастают» и другие жанры категориями эстетики, а это значит, что и в этой сфере творческой деятельности, за в фотоискусстве эстетические ценности исключением фотомонтажа, который можно

уподобить жанру фельетона или памфлета В. Ошеев в публикации «В Москве летать в журналистике. охота» (2020, № 3) предоставили читателю

Но фотозаметка (фотофакт), фотокорре- виды столицы с высоты птичьего полета. спонденция, фотоочерк и другие практику- Все названные материалы роднит спо-емые в фотожурналистике жанры - плоды соб съемки - репортажный. Но если вос-репортажного способа съемки, различа- хождение на Килиманджаро представлено ющиеся типологическими признаками и в жанре классического фоторепортажа, то методиками воплощения. Такое родство другие публикации имеют разные семан-по способу съемки порой приводит к тому, тические оттенки. В «Веке просвещения» что данные жанры обозначают на страни- прослеживается зарисовочный акцент, в цах прессы единым термином - «фоторе- материале «Шестьсот лет местные» под-портаж». Безусловно, для читателя это не мечены не только бытовые моменты, но имеет принципиального значения, одна- и хозяйственные проблемы, что сближа-ко таким образом границы жанра, несом- ет публикацию с фотокорреспонденци-ненно, размываются. Отметим также, что ей. Фотосерия «В Москве летать охота» со-сам репортажный способ съемки, исполь- вершенно лишена событийного акцента и зуемый фоторепортерами фактически во наиболее отдалена от жанра фоторепор-всех формах отображения действитель- тажа, а снимки в публикации «И тепло, и ности, нередко отождествляют с понятием в розах» представляют собой красочные «фотожурналистика». И здесь, по нашему иллюстрации к тексту - основному инфор-мнению, нет теоретической погрешности. мационному компоненту. Съемка без режиссуры действительности В журнале «Огонек» все проанализи-должна восприниматься как закономер- рованные фотопубликации обозначены ность в работе фотокорреспондента, по- термином «фоторепортаж», назначение скольку читатель ждет на страницах прессы которого запечатлевать события - проще результаты именно такой съемки. говоря, происходящее в мире на глазах

Обратимся к публикациям журнала фотожурналиста. Однако в большинстве «Огонек». Четырнадцать снимков С. Голи - съемок представлена действительность кова, объединенных в материале «К пику свершившаяся. Подобное явление обна-возможностей» (2019, № 47), отобрази- руживается и в других периодических из-ли восхождение людей с ограниченными даниях, и его можно обозначить как тен-возможностями на Килиманджаро - са- денцию к фактографии в современном фо-мую высокую горную вершину в Африке. торепортаже.

В публикации Н. Радуловой и Д. Лебедева Уже отмечалось, что репортажный спо-«И тепло, и в розах» (2020, № 4), посвящен- соб съемки - корневая основа и других жанной 225-летию павловопосадского платка, ров фотожурналистики, поэтому их нельзя изобразительный ряд фактически повто- исключать из поля зрения при прослежи-рил технологическую цепочку производ- вании особенностей в иллюстрировании ства. «Век просвещения» М. Абрамовой и современной прессы. Прежде всего, это К. Кормилициной (2020, № 5) соединил одиночные фотографии, чаще всего пред-воспоминания о прошлом и один день из ставляющие собой фотозаметки или про-настоящего знаменитой пензенской гимна- сто «довесок» к текстовым публикациям. зии. Фоторепортаж Е. Никоновой и Н. Не- Это направление в использовании изобра-хлебовой «Шестьсот лет местные» (2020, зительного материала изобилует натура-№ 8) в одиннадцати снимках рассказал о листическими документальными снимка-буднях села Варзуга - старейшем поселе- ми действительности. Натуралистический нии на Кольском полуострове. Г. Розов и снимок, как правило, лишен авторской

Николай Ворон

интерпретации,а пространственно-временную конкретность изображения можно сравнить с понятийным языком. Такая особенность запечатлевать реалии мира присуща информационным жанрам, наиболее часто практикуемым в фотожурналистике и широко представленным в газетах. Например, «Московский комсомолец» из номера в номер в рубрике Non-stop, расположенной на второй полосе, всегда размещает фотозаметку, остальные полосы, как правило, заполняют фотоиллюстрации к текстовым материалам. «Литературная газета» в постоянной рубрике «Фотоглас» также публикует фотозаметку (естественно, из культурной жизни) и дополняет материалы номера фотоиллюстрациями.

На страницах периодических изданий можно обнаружить и «внешний» вариант репортажности: вместо одиночного портретного снимка материал сопровождает ряд фотоизображений автора текста, излагающего свою мысль в ходе интервью. Так, еженедельник «Аргументы и факты» (2016, № 46) сопроводил выступление Владимира Хотиненко («Посмотреть в глаза») тремя фотографиями В. Христофорова, запечатлевшими режиссера в полемическом азарте. И это не единственный случай - такую форму подачи изобразительного материала, в частности, практикует газета «Коммерсантъ».

Довольно распространенным явлением в иллюстрировании становится размещение в текстовых публикациях символических снимков. Но одна из особенностей символа заключается в том, что он обозначает, но не сообщает, не информирует. Здесь уместно привести замечание философа и филолога А.Ф. Лосева (1995: 130) о том, что «в символе действительность не дана, а задана». Естественно, символ не сообщает новостей. Такие фотографии нередко можно видеть на страницах газеты «Известия». Например, заглавный текстовой материал «Дешевле некуда» (2018, № 158) о том, что Центробанк не видит перспектив снижения ставок по

кредитам, сопроводили два фотоизображения: эмблема банка и нерезкий силуэт делового человека на его фоне (намек на действительность налицо). Газета «Коммерсантъ» (2020, № 39) в текстовую публикацию «Три большие разницы» о поправках в Основной закон о русском народе, Боге и браке вмонтировала фотоизображение фрагмента кремлевской стены с куполом и крестом на дальнем плане (дополняющее выразительное фотографическое решение без новостного начала).

Символический акцент в подаче изобразительного материала на страницах современных периодических изданий можно обнаружить и в многокадровых публикациях. Газета «Известия» (2019, № 159) проиллюстрировала рассуждения А. Туманова и Н. Васильевой «Крымский стиль» о форуме «Таврида-АРТ» фотографиями, смонтированными в виде лепестков объектива фотоаппарата. По мнению редакции, символ запечатлевающего объектива - оригинальная подача отображенных моментов действительности, которая должна была привлечь внимание читателя. Похожий символ «Известия» использовали не единожды - например, в материале Е. Лория и Е. Ладиловой «Мир чемпионата» (2018, № 105), посвященном футбольному первенству планеты. В данных примерах выразительность разминулась с изобразительностью: необычность подачи фотографий, конечно, читатель замечает, но этим ее роль и ограничивается.

Но в современной прессе нередко встречаются символические фотопубликации, в которых информативность снимка обусловливается именно его выразительными качествами. Журнал «Огонек» (2017, № 29) открывает материал о Хакасии «Бескрайний музей» вопросом, почему «земля древних богов» становится культурным центром притяжения, и выразительно отмечает это притяжение заглавным снимком А. Жданова. Фотоизображение напоминает земную сферу и обретает образное звучание.

Фоторепортаж в современной прессе

Снимок стал символом «бескрайнего музея». Этот пример сродни упоминавшемуся ранее «Поединку» В. Тарасевича. В обоих случаях художественная образность предопределяется авторской трактовкой объектов, для которой найдены соответствующие выразительные средства.

Приведенные примеры символических фотоизображений в «Известиях» и «Огоньке» не противоречат друг другу. Символичность может обнаруживаться как в натуралистичной фотокопии действительности, так и в ее художественном воплощении. Но в документальном снимке она проявляет себя как непостоянное качество и часто решает ограниченную задачу - привлечь внимание. Художественной образности символ

предписан (он содержательный элемент), но в прессе он редкость. Однако, если символ в натуралистической копии «потеснит» новостные фотопубликации, проявит себя как уверенная тенденция, можно будет констатировать: информативность в прессе идет на убыль.

За различными подходами к иллюстрированию материалов периодической печати просматривается желание изданий обрести свой стиль. Но во всех случаях поиски идут на основе репортажа - способа съемки или жанра. И здесь важно сохранить вектор фоторепортажа: публикация должна предоставлять качественную визуальную информацию, говорить на своем языке и воздействовать на читателя.

Библиография

Агеев В.Н. Семиотика. М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.

Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Беленький А.И. Фотожурналистика в современных СМИ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016.

Березин В.М. Фотожурналистика. М.: Юрайт, 2016.

Вартанов А.С. Фотография: документ и образ. М.: Планета, 1983.

Волков-ЛаннитЛ.Ф. Искусство фотопортрета. М.: Искусство, 1967.

Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики. М.: Фак. журн. МГУ, 2012.

ДыкоЛ.П., Иофис Е.А. Фотография, ее техника и искусство. М.: Искусство, 1960.

Копосов Г.В., ШерстенниковЛ.Н. В фокусе - фоторепортер. М.: Молодая гвардия, 1967.

Лапин А.И. Фотография как... М.: Тримедиа, 2015.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий. М.: Аспект Пресс, 2005. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1989. Морозов С.А. Творческая фотография. М.: Планета, 1985. Песков В.М. Любовь фотография. М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Социокультурная функция фоторепортажа // Фотография и журналистика. Рига: НМЦ им. Э. Мелнгайлиса, 1988.

Чудаков Г.М. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. 1982. № 8, 10, 12; 1983. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.