Научная статья на тему 'Фотопроект как фактор повышения медиаграмотности молодежной аудитории'

Фотопроект как фактор повышения медиаграмотности молодежной аудитории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ФОТОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Анна Станиславовна

Современный мир с его расширяющейся системой массовых коммуникаций диктует новые правила для работы с молодежью в рамках образовательного процесса в школах, вузах и системе дополнительного образования. Педагоги всё чаще обращаются к интерактивным медийным средствам трансляции информации. Популярность приобретают новые формы представления достижений учащихся, как, например, фотопроект, позволяющие комплексно, на междисциплинарном уровне, осмыслить кризисные явления в современной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фотопроект как фактор повышения медиаграмотности молодежной аудитории»

УДК 070; 37

А. С. Игнатова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

Екатеринбург

ФОТОПРОЕКТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ А УДИТОРИИ

Современный мир с его расширяющейся системой массовых коммуникаций диктует новые правила для работы с молодежью в рамках образовательного процесса в школах, вузах и системе дополнительного образования. Педагоги всё чаще обращаются к интерактивным медийным средствам трансляции информации. Популярность приобретают новые формы представления достижений учащихся, как, например, фотопроект, позволяющие комплексно, на междисциплинарном уровне, осмыслить кризисные явления в современной культуре.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, фотопроект.

Современный человек живет в мире расширяющейся системы массовых коммуникаций. Обилие информационных потоков предоставляет уникальную возможность черпать всё новые и новые знания, учиться, познавать. Однако новые средства массовой коммуникации также могут представлять опасность в условиях возросшей мобильности и доступности, с одной стороны, и «хаотичности, беспредельности и избыточности» [2. С. 7] информации, с другой. Данная проблема видится нам особенно актуальной применительно к анализу форм досуга современных подростков, активно использующих новые информационные средства в общении, учебной и творческой деятельности. Формирование способности к критическому и аналитическому осмыслению особенностей визуальных искусств как неотъемлемой части медиакультуры - неотъемлемая часть процесса формирования верных ценностных ориентиров у молодежи.

В документах ЮНЕСКО подчеркивается значимость медиаобразования в современном мире, как комплексной системы, охватывающей теоретические и практические аспекты процесса обучения. «Под медиаобразованием (media edication) следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний...» [10. С. 8].

В Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук медиаобразование определяется через призму формирования особой культуры восприятия и интерпретации учащимися аудиовизуального материала. «Медиаобразование - это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Как медиаобразование (media edication), так и изучение медиа (media stadies) направлены на достижение цели медиаграмот-ности (media literacy)» [9. C. 94].

Британский исследователь Л. Мастерман в своих трудах описывает медиаобразование, как непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Для гармоничного включения в медиасреду, претерпевающую постоянные изменения, человек должен обладать критическим мышлением: «Ме-диаобразование в первую очередь исследовательский процесс. Медиаобразование базируется на ключевых концепциях, которые в большей степени являются аналитическими инструментами, чем альтернативным содержанием. Медиаобразование имеет целью не просто критическое понимание, но и критическую автономию» [5. С. 22-23].

Медиаобразование, как средство гармоничного развития человека в рамках законов и правил, диктуемых обществом, прослеживается в работах А. Короченского. «Образование, включая ме-диаобразование, должно быть постоянной частью социализации и жизни современного человека в условиях изменяющегося информационного общества: от детства достарости» [2. C. 317].

Важным фактором в процессе творческой деятельности, а также при анализе аудиовизуальных произведений, является формирование медиаграмотности, которая помогает воспринимать информацию под критическим углом зрения. В работах Н. Кирилловой «Медиалогия», «Медиа-культура», «Медиасреда» отмечена значимость повышения медиаграмотности среди современной молодежи в процессе творческой и учебной деятельности, а также при анализе аудиовизуальных произведений. «Медиаграмотный учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к «попкультуре» и сопротивляться манипуляциям» [2. С. 316]. Функция медиапедагога в условиях обилия информации заключается в отделении главного от второстепенного и трансляции данной выборки в среде учащихся: «Считается, что аудитории надо дать ориентир в условиях переизбытка разнообразной информации, научить грамотно воспринимать её, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях её влияния на зрителей, читателей и слушателей. Односторонняя или искаженная информация, ... несомненно нуждается в осмыслении. Вот почему считается полезным, чтобы учащиеся могли определить: различия между заданными и общеизвестными фактами и требующими проверки; надежность источника информации; пристрастность суждения; неясные или двусмысленные аргументы; логическую несовместимость в цепи рассуждения и т. д.» [2. С. 321].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством России в 2008 году, одним из приоритетных направлений развития является медиаобразование, как одно из направлений информационно-коммуникационных технологий. Оно включает в себя различные направления: кино, видео, фото, радио, web-технологии и мультипликация. В соответствии с «Концепций духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Федеральным государственным образовательным стандартом» главной задачей современного образования является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного человека, берущего на себя ответственность за собственные взгляды и поступки, принимающего духовно-нравственные ценности, господствующие в обществе.

Образование в XXI столетии находится в постоянном поиске новых, отличных от предшествующих и идущих в ногу со временем методов обучения, всё чаще обращаясь к интерактивным медийным средствам трансляции информации, уходя от традиционных способов представления достижений учащихся. Слайд-шоу, мультимедиа- и фотопроекты становятся популярными, востребованными и позволяют более полно и многогранно отразить ту или иную тему или проблему, взятую за основу исследования. Возможность осмыслить важные для подрастающего поколения вопросы комплексно и на междисциплинарном уровне (объединив знания из разных сфер науки, культуры и общественной мысли) видится нам как чрезвычайно значимая и востребованная. «Мы должны давать не только профессиональные знания, но и те, которые нужны будут всем всю жизнь. Знания, которые конструируют мировоззрение человека, структуру его чувств, отношение к жизни. Давать и закреплять эти знания в сложных жизненных ситуациях.» [6. С. 18-19].

Целью проектной деятельности является формирование у обучающихся гуманистических ценностей средствами аудиовизуальной культуры, критического отношения к процессам, происходящим в мире, расширение кругозора. Освоение программ, основанных на изучении специфики взаимодействия различных видов медиакультуры, чрезвычайно актуально для современной молодежи, увлеченной фотографией, киносъемкой, просмотром анимационных фильмов и другими видами культурной деятельности в аудиовизуальной сфере. На занятиях учащиеся, имеющие доступ к новым технологиям, учатся не бездумно фиксировать и воспринимать реальность, а анализировать социальные процессы, попадающие в поле зрения фото- и видеообъективов, замечать необычное и прекрасное в окружающей действительности и на экране. Фотопроект становится универсальной, интересной и новаторской для системы образования формой, помогающей обучающимся увидеть результат своей кропотливой деятельности в течение учебного года (семестра, практики и пр.), объединив в одно целое в рамках определенной концепции лучшие снимки и сопровождающий их материал (видео, литературные зарисовки, графику и пр.). Важным элементом проектной деятельности является презентация результата. У учащихся появляется возможность развить коммуникативные навыки и поделиться со зрителями своими идеями, эмоциями, мыслями, ожиданиями. Кроме того, создание проекта (от концепции до открытия)

- интересный и живой процесс взаимодействия различных жизненных позиций и культурного опыта, разворачивающийся между авторами, зрителями и педагогом. Проектная деятельность в сфере фотографии подчиняется следующим законам и принципам и включает в себя следующие этапы:

1. Концептуальный этап. Обсуждение идеи проекта и механизмов его реализации. Отбор (в соответствии с концепцией проекта) фоторабот и сопровождающего их материала. На этом этапе происходит осознание проблемы: создается образно-концептуальная или знаково-символи-ческая модель, в рамках которой заключен конфликт, призванный стать ядром проекта;

2. Творческий этап. На данном этапе происходит дополнение проекта новыми, выполненными в соответствии с ключевой идеей, снимками, а также поиск сопровождающего фотографии материала (видео, анимация, звукоряд, литературные или художественные произведения). На данном этапе могут быть внесены существенные изменения в концепцию проекта.

3. Технический этап. Создание схемы (макета, эскизов и пр.) проекта с детальной проработкой масштаба пространства и соотнесение его с размером проекта. Печать материалов, их корректировка и финальный монтаж.

4. Завершающий этап. Открытие фотопроекта и представление его публике. На данном этапе выдвигаются, проверяются или отвергаются гипотезы, представляются средства разрешения проблемы, поставленной на первом, концептуальном этапе работы. Учащиеся делятся с публикой информацией о проделанной работе, раскрывают концепцию и рассказывают про структуру фотопроекта. Открытие может сопровождаться театрализованным действом, инсталляцией, пер-фомансом, просмотром кинофильмов и другими формами творческой деятельности в соответствии с главной идеей фотопроекта.

В реализации фотопроекта также могут принимать участие родители учащихся, знакомые, друзья, заинтересованные выбранной проблемой, которые, по желанию, могут осуществлять помощь в печати, монтаже и организации итогового мероприятия.

Дальнейшая судьба фотопроекта, как правило, связана с его техническими и конструктивными особенностями. Большинство фотопроектов рассчитаны на широкую аудиторию, и могут «работать» после завершающего этапа открытия самостоятельно, взаимодействуя с публикой через аннотации, сопроводительные материалы и указатели. Ценность большинства фотопроектов также заключается в их мобильности и возможности повторного монтажа по эскизам в новых пространствах (галереях, музеях, дворцах культуры и творчества и пр.).

В качестве примера фотопроекта, основанного на размышлении с помощью фотографии и литературы о значимости глубокого философского взгляда на мир через призму переживаний, фантазий и мечтаний, хочется привести один из шести реализованных проектов в период работы автора статьи в сфере дополнительного образования детей и молодежи. Проект «Портрет нашего времени» был открыт для публики 30 мая 2016 года.

Рис. 1. Монтаж проекта

В основе названия проекта - метафора. В качестве портретируемого учащиеся выбрали не конкретного человека, а ту реальность, в которой они, современные подростки, живут. Портрет, таким образом, был сложен, подобно мозаике, из большого количество элементов-фотографий, повествующих о радостях и заботах современного мира и иллюстрирующих отношение авторов к изображаемой реальности. Проект включает в себя фотографии, выполненные в разных жанрах и с использованием различных техник съемки. Изображения объединены в группы под общими заглавиями-хэштегами («#теплота», «#контрасты», «#диалог», «#будни», «#память» и др.), символизирующими те аспекты, сферы и проблемы, которые больше всего занимали авторов, на момент выполнения коллективной работы.

Рис. 2. Фрагмент проекта. Хэштеги

Помимо фотографий и текстового сопровождения зритель, вглядывающийся в мозаику из разнохарактерных работ, невольно встречается взглядом с самим собой. Подобный эффект достигается путем включения в общую композицию проекта зеркал, походящих по форме и размеру на фотографии и как бы затерянных в общем полотне работы.

Рис. 3. Фрагмент проекта. Зеркальные вставки

На открытии учащиеся провели экскурсию, познакомив зрителей со всеми структурными и концептуальными элементами проекта, а также поделились своими мыслями и соображениями о том, как важно в современном мире учиться замечать и не быть равнодушными.

Пример данного проекта показывает значимость комплексного междисциплинарного подхода в процессе реализации творческих инициатив, а также критического осмысления материала. В век информационных технологий искусство не теряет своей актуальности в процессе трансляции значимых для человека ценностей. Напротив, его язык обогащается новыми средствами выражения идей, ложащихся в основу новых направлений в художественной деятельности. Творческое осмысления тех или иных проблем с помощью средств аудиовизуальных искусств способствует повышению у молодежи медиаграмотности и, как следствие, социальной ответственности, гуманного отношения к миру, в котором они живут, творческого мышления, стремления к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию.

Список литературы

1. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] / В. Беньямин. - М.: МЕДИУМ, 1996. - 240 с.

2. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст] / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2005. -448 с.

3. Кириллова, Н. Б. Медиалогия как синтез наук [Текст] / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2012. - 368 с.

4. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа [Текст] / Г. М. Маклюэн. - М.: Кучково поле, 2011. - 462 с.

5. Мастерман, Л. Обучение языку средств массовой информации [Текст] / Л. Мастерман // Специалист. - 1993. - № 4. - С. 22-23.

6. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.

7. Новикова, А. А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации [Текст] / А. А. Новикова. - Таганрог: Кучма, 2004. -168 с.

8. Федоров, А. В. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Новикова, И. В. Челышева, И. А. Каруна. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 187 с.

9. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences [Text]. - 2001.

10. Medie edication [Text]. - Paris: UNESCO, 1984.

THE PHOTOPROJECT AS A FACTOR OF IMPROVEMENT OF THE MEDIA LITERACY OF THE YOUTH AUDIENCE

Ignatova A. S., Ural Federal University named after the first president B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, anninkaignatova@gmail.com

The modern world with its expanding system of mass communications dictates new rules of work with young people as part of the educational process in schools, universities and further education. Teachers now days are widely using the interactive media tools to share information and spread knowledge. The popularity of new forms of representation of student achievement, such as, for example, the photo project allow to understand the crisis in contemporary culture comprehensively, on an interdisciplinary level.

Keywords: media education, media literacy, photo project.

References

1. Benjamin, W. (1996), Proizvedenie iskusstva v epohy ego technicheskoy vosproizvodimosty [=Work of art in the age of mechanical reproduction], Moscow, MEDIUM, 240 p. (In Russ.).

2. Fedorov, A. V., Novikova, A. A, Chelysheva, I. V. and Karuna, I. A. (2004), Mediagramotnost budushichpedagogov v svete modernizacii obrazovatelnogoprocessa v Rossii [=Media literacy of future teachers in the light of the modernization of the educational process in Russia], Taganrog, Kuchma, 187 p. (In Russ.).

3. Kirilliva, N. B. (2005), Mediakultura: ot moderna kpostmodernu [=Mediaculture: from modern to postmodern], Moscow, Academic Project, 448 p. (In Russ.).

4. Kirilliva, N. B. (2012), Medialogia kak sintez nauk [=Medialogia as the synthesis of sciences], Moscow, Academic Project, 368 p. (In Russ.).

5. McLuhan, M. (2011), Ponimanie media [=Understanding media: the extensions of man], Moscow, Kuchkogo pole, 462 p. (In Russ.).

6. Masterman, L. (1993), "Obuchenie yaziku sredstv massovoy informacii" [=Language learning media], in: Specialist, Moscow, pp. 22-23. (In Russ.).

7. Nemensky, B. M. (1981), Mudrost krasoty: o problemah esteticheskogo vospitaniya [=Wisdom beauty: the problems of aesthetic education], Moscow, Prosvechenie, 190 p. (In Russ.).

8. Novikova, A. A. (2004), Mediaobrazovanie v Rossii I Evrope v kontekste globalizacii [=Media education in Russia and Europe in the context of globalization], Taganrog, Kuchma, 168 p. (In Russ.).

9. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (2001).

10. Medie edication (1984), Paris, UNESCO.

Игнатова Анна Станиславовна - педагог дополнительного образования ГАУ ДО СО «Дворец Молодежи»; аспирант факультета искусствоведения и социокультурных технологий, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург.

anninkaignatova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.