КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ФОТОИСТОРИЯ И ЕЁ ОТЛИЧИЯ ОТ ФОТОРЕПОРТАЖА
Гаденов С.С.
Гаденов Сергей Сергеевич - преподаватель высшей квалификационной категории, специальность: техника и искусство фотографии, Областное государственное автономное профессиональное учреждение Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций, г. Томск
Аннотация: в статье анализируются особенности двух видов фотографии: фотоистории и фоторепортажа, рассматриваются их отличия друг от друга и общие черты.
Ключевые слова: фотография, фотоистория, фоторепортаж.
Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол «reporter» имел бытовое значение - «переносить», «перемещать», а английское «report» в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение» [2, с. 30]. Проще говоря, фоторепортаж - это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть» [1, с. 131].
Фоторепортаж - понятие неоднозначное. В современной практике этим термином обозначают и способ съемки, и отдельный информационный снимок, полученный репортажным способом, и несколько фотографий, отражающих развитие события [2, с. 91].
Здесь всё как в литературе или кино, иногда жанры настолько родственны, и настолько близки друг другу, что отличить практически невозможно, схожих черт у них гораздо больше, нежели отличий. Основное отличие - это глубина темы, а также способы её раскрытия.
Считается, что фотоистория более глобальна, и что она затрагивает проблемы или явления общечеловеческие и необъятные. Фоторепортаж же более локален, и рассказывает зрителю о каком-то конкретном событии. При этом, чем глобальнее событие, чем больше проблем затронуто в фоторепортаже, тем ближе он к фотоистории и наоборот. Н.
Многие сравнивают фотоисторию с кинофильмами, а точнее с раскадровкой в кино. Фотоистория по строению ближе к выставке, чем к фильму [3]. В качественной фотоистории обязательно должен быть свой сюжет, своя драматургия, и даже свой поджанр. Это очень важно для фотографии в художественном смысле, ведь можно снимать не только фотоисторию как документальные и репортажные кадры, можно осуществлять сложнейшую постановку, прописывать сценарий, делать кастинги на роль героев и многое другое, и вот уже будет важно, что фотограф снимает фототриллер, фантастику, боевик или что-то другое.
Любая фотоистория должна строиться по принципу: завязка - развитие сюжета -кульминация - развязка (или финал), как любая хорошая книга, как любая история жизни. Ведь что такое фотография в целом? Это способ видения мира, это способ передачи своего внутреннего состояния, но при этом это ещё и способ подсматривания за окружающими.
Фотоисторию можно усилить, практически превратив в фотофильм. Можно добавить предысторию, музыку, слова, стихи. Можно и нужно заставить зрителя думать в том направлении, в котором хочет именно автор.
В отличие от событийного репортажа, работа над фотоисторией может продолжаться длительное время. Фотограф имеет возможность прерывать работу, а затем снова возвращаться к съемке, постепенно накапливая материал по теме. В фотоистории автор располагает большей свободой и временем для изучения своих
героев, проникновения в их психологию. В силу этого снимок имеет больше шансов стать художественным произведением, нести в себе элементы обобщения [5].
Самое главное, необходимо увидеть один ключевой кадр, который и сделает фотоисторию живой. А дальше фантазия и источники вдохновения просто обязаны помочь фотографу воплотить задумки. Из каких же источников черпать вдохновения, каждый решает сам.
Следует также обратить особое внимание на формат кадров. Существует формальное правило: использовать на протяжении всей фотоистории один формат кадра (горизонтальный, вертикальный, квадратный). Это касается и вариаций на тему цвета и чёрно-белого изображения. Необходимо стараться, чтобы вся история была выполнена в одной цветовой тональности, если же цвета кадров разнятся слишком сильно, то можно вводить промежуточные кадры, в которых делать переходы по цвету.
Фотоистория в отличие от фоторепортажа - может быть субъективной, она те так требовательна к хронологии, поэтому можно менять кадры местами, если того требует сюжет или композиция самой истории [4].
Следует помнить, что фотоистория - это больше чем просто фотография, это целая жизнь, рассказанная фотографом, это целый мир, который он хочет показать зрителю.
Список литературы
1. Акчурин Д. Жанры фотожурналистики / Особенности фотоинформации // Жанры журналистики. Казань, 1972.
2. Вартанов А. Фотография: Документ и образ. М., 2000.
3. Чернов А. Структура фотоистории. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://les.media/articles/613517-struktura-fotoistorii/ (дата обращения: 21.07.2019).
4. Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура. Советское фото, 1982. № 10.
5. Gazrar. Фоторепортаж и фотоистория. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://photostocks.info/p-1164/fotoreportazh-i-fotoistoriya/ (дата обращения: 21.07.2019).