Научная статья на тему 'ФОТОГРАФИЯ В ДИЗАЙНЕ ТЕКСТИЛЯ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ'

ФОТОГРАФИЯ В ДИЗАЙНЕ ТЕКСТИЛЯ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
258
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн текстиля / фотография / цифровой текстиль / фотопринт / орнамент / дизайн орнамента / фотопечать / калейдоскоп / бесшовный паттерн / фотоколлаж / цифровая мода / textile design / photography / digital textile / photopattern / pattern / pattern design / photoprint / kaleidoscope / seamless pattern / photo collage / digital fashion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дергилѐва Е. Н.

Эта статья – краткое изложение результатов исследования, выполненного при подготовке практического онлайн-курса. В статье раскрываются история и методы использования фотографии в дизайне текстиля и модных аксессуаров, а также возможности развития ее применения в этой сфере. Фото на текстиле – молодая и развивающаяся тенденция в модной индустрии. До недавнего времени полноцветная детализированная печать фотографий на ткани была невозможна. Сейчас, с появлением такой возможности и развитием цифровой моды, дизайнеры получили свободу в использовании фотоизображений, что подчеркивает значимость подобных исследований для развития модной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOGRAPHY IN TEXTILE DESIGN. HISTORY, TYPOLOGY, POSSIBILITIES

This article is a summary of the results of research carried out in preparation for a practical online course. The article reveals the history and methods of using photography in the design of textiles and fashion accessories, as well as the possibility of developing its application in this area. Photo on textiles is a young and growing trend in the fashion industry. Until recently, full-color, detailed photo printing on fabric was not possible. Now, with the advent of this opportunity and the development of digital fashion, designers have gained freedom in the use of photographic images, which underlines the importance of such research for the development of the fashion industry.

Текст научной работы на тему «ФОТОГРАФИЯ В ДИЗАЙНЕ ТЕКСТИЛЯ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ»

DOI

PHOTOGRAPHY IN TEXTILE DESIGN. HISTORY, TYPOLOGY, POSSIBILITIES

Dergileva E.N.

Russian state university of A.N. Kosygin (Technology. Design. Art), 119071, Moscow, Russia

This article is a summary of the results of research carried out in preparation for a practical online course. The article reveals the history and methods of using photography in the design of textiles and fashion accessories, as well as the possibility of developing its application in this area. Photo on textiles is a young and growing trend in the fashion industry. Until recently, full-color, detailed photo printing on fabric was not possible. Now, with the advent of this opportunity and the development of digital fashion, designers have gained freedom in the use of photographic images, which underlines the importance of such research for the development of the fashion industry.

Keywords: textile design, photography, digital textile, photopattern, pattern, pattern design, photoprint, kaleidoscope, seamless pattern, photo collage, digital fashion.

УДК 7.05

ФОТОГРАФИЯ В ДИЗАЙНЕ ТЕКСТИЛЯ: ИСТОРИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ

Дергилёва Е. Н.

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 119071, Москва, Россия

Эта статья - краткое изложение результатов исследования, выполненного при подготовке практического онлайн-курса. В статье раскрываются история и методы использования фотографии в дизайне текстиля и модных аксессуаров, а также возможности развития ее применения в этой сфере. Фото на текстиле - молодая и развивающаяся тенденция в модной индустрии. До недавнего времени полноцветная детализированная печать фотографий на ткани была невозможна. Сейчас, с появлением такой возможности и развитием цифровой моды, дизайнеры получили свободу в использовании фотоизображений, что подчеркивает значимость подобных исследований для развития модной индустрии.

Ключевые слова: дизайн текстиля, фотография, цифровой текстиль, фотопринт, орнамент, дизайн орнамента, фотопечать, калейдоскоп, бесшовный паттерн, фотоколлаж, цифровая мода.

Введение

Использование фотографий в дизайне текстиля и модных аксессуаров дает широкие возможности для экспериментов. Размещенные на изделиях фотографии создают иллюзию отдельной альтернативной реальности, привлекая и завораживая зрителя. А создавать и макетировать такие принты быстрее, чем работать с рисованными изображениями.

Сейчас принты и орнаменты из фотографий можно встретить на платьях, рубашках, футболках, сумках, зонтах и даже обуви. Множество модельеров и модных домов используют их в своих коллекциях. Например, серии из фото природных фактур есть на платьях и платках Модного дома Александра Маккуина. Фотопринт встречается не только на одежде, но и в интерьерах: на обоях, шторах и мебельной обивке, в оформлении стен и витрин магазинов и кафе, - а также на печатной полиграфии: блокнотах, альбомах, папках, книгах и многом другом.

Однако исследований и публикаций на эту тему мало, поскольку сама фотография появилась меньше 200 лет назад, а возможность ее полноцветной печати на изделиях и, в частности, на текстиле -около 40 лет назад. Данное исследование было предпринято, чтобы восполнить этот пробел. Собранная его в рамках информация использовалась для создания открытого практического курса «Фотопринт» от РГУ им. А. Н. Косыгина на платформе Лекториум в 2021 г.

История фотографии в дизайне текстиля

С появления фотографии в 1839 г. ее начали использовать художники: сначала для фиксации своих работ, затем - как иллюстративный материал для зарисовок. Например, фотограф и преподаватель Карл Блосфельдт создал масштабную подборку фотографий растений для обучения художников декоративно-прикладному искусству [1, 2]. Впоследствии эти фотографии вошли в популярную в Европе книгу-альбом, которую художники и дизайнеры использовали, чтобы создавать орнаментальные композиции для оформления интерьера и текстиля.

1920-е годы. Перерисованные фотоорнаменты на ткани

С начала XX в. фотографии стали использовать для оформления ткани. В коллекции тканей AmericanaPrints от компании StehliSilk (1925-1927 гг.) можно увидеть орнаменты, созданные на основе

229

фотографий популярного американского фэшн-фотографа Эдварда Стайхена. Это ткани «Кубики сахара», «Спички и спичечные коробки», «Нить» и другие. Рабочий процесс Стайхена над фотоорнаментами запечатлен в журнале Vogue. Объекты для съемок были разложены перед фотографом на плоской поверхности белого листа. Параллельно столу располагался фотоаппарат, закрепленный на штативе, что позволяло фотографу освободить руки для работы над композициями [3].

Однако, поскольку прямая печать фотографии на ткани в то время была невозможна, все эти фотографии перерисовывались художниками и только после этого наносились на ткань. Поэтому изображения на ткани серьезно отличаются от оригинальных фотографий, и не всегда можно понять, что основой была фотография (рис. 1).

Рис. 1. Оригинал фотографии Эдварда Стайхена «Кубики сахара» и его вариант на ткани.

1930-е годы. Эксперименты Иоганнеса Иттена

В 1932-1938 гг. в Германии эксперименты с использованием фотографии для печати на ткани можно увидеть в курсе Иоганнеса Иттена, одного из ведущих учителей дизайн-школы Баухауз. В 19321938 гг. по просьбе владельцев текстильных фабрик г. Крефельда, где производили бархат и шелк, он открыл колледж дизайнеров по текстилю и организовал студии фото- и текстильной печати для своих классов [1, 2].

За время существования школы студенты создали множество фотоорнаментов, используя различные приемы. Например, есть орнаменты из фотографий спичек, листьев и даже коров. Большинство этих орнаментов остались не реализованными на ткани проектами.

1937 год. Фотоорнаменты Александра Родченко

В России фотоорнаменты в оформлении впервые использовал знаменитый фотограф, конструктивист и экспериментатор Александр Родченко. Известны две его фотограммы, выполненные в 1937 г. для форзаца фотоальбома «Красная армия»: «Звезды» и «Танки». Сделанные без фотоаппарата светотеневым способом, они вполне могли бы использоваться в оформлении текстиля. Но, поскольку способа фотопечати на ткани еще не было, их использовали только в оформлении бумажных изданий.

1947 год. Одноцветная фотопечать на ткани

В 1947 г. в Америке появляются фототкани - главная новость в текстильной и полиграфической промышленности. Две нью-йоркские компании, Leize Inc. и Smith Corp., разработали способы прямой печати фотографий на текстиле. Оба метода включали в себя пропитывание ткани светочувствительными растворами с красителями. Благодаря им под воздействием света ткань темнела. Результат был очень реалистичным, детализированным и казался настоящим чудом: свой портрет, изображение кумира или любимой собаки можно было нанести на любой предмет одежды и интерьера. Однако у процесса был существенный минус - печатать можно было только одним цветом. Таким образом, фотография могла быть черно-белой, или вместо черного использовался другой цвет, например, красный. Это означало отсутствие возможности полноцветной печати (рис. 2).

1966-1969 гг. Фотография на бумажных платьях

В 1966 г. компания Scott Paper Company изобрела бумажное платье, на котором фотография стала популярным оформлением из-за простоты нанесения. Бумажное платье стоило всего доллар и многим пришлось по вкусу, так как его можно было легко перекроить ножницами и было не жалко выбросить, если оно испачкалось.

Из коллекций с фотопринтами можно выделить «плакатные платья», созданные в 1968 г. американским художником-графиком Гарри Гордон. Коллекция включала 5 дизайнов: "Мистический глаз", "Гигантская ракета", "Роза", "Кошка" и "Рука".

Рис. 2. Фотографии из рекламы фототканей, архив LIFE / Getty Images

Конец ХХ - начало XXI в. Полноцветная цифровая печать фотографии на ткани

С появлением цифровой печати к концу XX в. художники и дизайнеры смогли свободно использовать фотографию в проектировании - распечатывать ее на материале в цвете с высоким разрешением и любыми тиражами. Цифровая печать преобразила текстильный дизайн. Использование цифровых инструментов, таких как Photoshop и Illustrator, в сочетании с возможностью печати выкройки сразу с подготовленным принтом на большеформатных полотнах облегчает создание коллекций, которые точно соответствуют задумке автора. Такие конструкции известны как конструируемые, или сборные, принты. Все части рисунка, содержащие принт, затем могут быть сгруппированы вместе для выкройки, готовой к разрезанию и шитью. Эта техника - шаг в область индивидуального дизайна.

Александр Маккуин - один из дизайнеров, широко использовавших в своих коллекциях конструируемые фотопринты (рис. 3). Однако в его продукции можно встретить и фотоорнаменты из отдельных предметов, например, серии из фотографий бабочек и ракушек на рубашках и аксессуарах.

Рис. 3. Выкройка и платье на ее основе. Александр Маккуин, коллекция «Атлантида Платона», 2010, alexandermcqueen.com

Самой запоминающейся коллекцией Александра Маккуина с фотопринтами стала «Атлантида Платона» (Plato's Atlantis 2010). Ее принты повторяют природные узоры и поверхности. Всего для коллекции было создано 36 паттернов на основе фотографий и рисунков. Основным вызовом было сохранение рисунка при соединении тканей. Ткани для коллекции раскраивались и собирались таким образом, что рисунок непрерывно течет по форме модели, не нарушаясь швами.

Одежда со сконструированными цифровыми принтами считается более роскошной из-за большой себестоимости и времени производства. Подобные инженерные методы сборки одежды также применяют такие дизайнеры, как Хусейн Чалаян, Джонатан Сондерс, Бассо и Брук.

Одним из революционеров в применении цифровой печати на ткани стала греческий дизайнер Мэри Катранзу. Королева принтов Мэри начала работать с цифровой печатью из-за того, что традиционные технологии не позволяли ей воплотить свои представления о цвете и композиции. Когда она только начала разрабатывать свои коллекции, цифровая печать на ткани использовалась в основном в рекламе и интерьере, а дизайнеры одежды относились к ней с осторожностью. В коллекциях Мэри использует фотоколлаж и калейдоскопические зеркальные фотопаттерны. Например, коллекция Весна-

Лето 2011 сделана с использованием фотографий интерьеров, пейзажей и предметов мебели определенного стиля. Принты превращают плоскость платьев в своеобразный портал в интерьеры, стилизованные под 70-е годы. Сегодня ее бренд производит собственный текстиль, совмещая традиционные и инновационные технологии.

2020-е годы. Цифровой мир

С быстрым развитием виртуальной социальной среды набирают популярность цифровые предметы, в том числе 3D-одежда. Нередко в оформлении такой одежды можно увидеть фотографию. Её использование в 3d началось с компьютерных игр. Чтобы ткань или любые другие поверхности в игре выглядели реалистичными, на них накладывают рисованную и фотографическую текстуру.

Сегодня, с появлением цифровой моды, виртуальная одежда и аксессуары становятся востребованными не только в играх, но ив обыденном использовании. Цифровую одежду можно «надеть» на свою фотографию или аватар для видеозвонков и прогулок по виртуальным вселенным. Цифровая реальность не ограничена возможностями печати и особенностями материала, что позволяет реализовывать самые смелые фантазии дизайнеров.

Использование фотографии в дизайне такой одежды - перспективное направление для поиска новых модных образов. 3D-моделирование позволяет создавать сложнейшие конструируемые принты без необходимости делать образец в материале, существенно упрощая процесс работы. В РГУ им. А. Н. Косыгина такие уникальные экспериментальные коллекции разрабатываются студентами, фотохудожниками и модельерами (рис. 4).

Рис. 4. Гарифуллина Алина. Цифровая одежда с использованием фотопринта, дипломный проект, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2021.

Методы использования фотографии для дизайна

На основе изученной истории, современных работ и практических экспериментов я выделяю два варианта использования фотографии в оформлении текстиля:

• фотоорнамент (повторяющийся мотив);

• монофотопринт (самостоятельная, неповторяющаяся композиция).

Их можно разделить на типы по визуальным характеристикам и методам создания.

Приведенная типология не охватывает всех возможных вариаций, а лишь определяет наиболее востребованные на данный момент.

Типы фотоорнамента 1) Предметный

Это фотоорнамент, сложенный из фотографий отдельных предметов по раппортной сетке или хаотично. Чаще всего - на ровном одноцветном фоне. Такой орнамент создает иллюзию реально разложенных на полотне предметов, хоть и имеет искаженную перспективу. Другой вариант - сплошное заполнение, совсем или почти без фона. Под предметами понимается широкое поле объектов - от бытовых вещей до растений и животных. Этот тип фотоорнаментов обладает большими символическими возможностями, поскольку можно не просто создавать эстетические композиции, а еще и наполнять их осмысленными сочетаниями предметов.

Для создания паттерна такого вида необходимо снять один или несколько предметов на ровном фоне, собрать их по определенной раппортной (повторяющейся) схеме или в случайном порядке с повторяющимися краями, а затем вырезать раппорт для заливки полотна (рис. 5).

Рис. 5. Задачина Алина. Орнамент из ножниц, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020

Калейдоскоп

Такие орнаменты похожи на то, что мы можем увидеть в калейдоскопе - оптическом приборе-игрушке в виде трубки с тремя или более зеркалами внутри. Калейдоскопические орнаменты - это паттерны из отдельных кусочков фотографии, строящиеся по принципу калейдоскопа.

Для создания такого орнамента из фотографии вырезаются отдельные фрагменты и используются как раппорт. Вырезаемые части должны иметь симметричные грани, то есть они могут быть треугольными, квадратными, прямоугольными или многогранными. В одном орнаменте можно использовать как один повторяющийся фрагмент-мотив, так и несколько (рис. 6).

Рис. 6. Гончаренко Анастасия. Дипломный проект, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2018

Текстура

Эта разновидность давно успешно используется в 3D-визуализации, например, в компьютерных играх или дизайне интерьеров, для заливки поверхностей объектов, которая создает иллюзию реальной поверхности. Напечатанный на ткани, такой принт превращается в тромплёй - иллюзию настоящей текстурной поверхности (рис. 7).

Для создания орнамента этого типа необходимо снять текстурную поверхность, соблюдая строго параллельное расположение камеры к поверхности, чтобы не допустить перспективного удаления (иначе края не соединятся в бесшовный паттерн). Далее следует обработка краев-стыков так, чтобы при повторении мотива они идеально совмещались в бесконечную текстуру.

Рис. 7. Чмелевская Полина, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2021

Отдельные орнаментальные элементы. Розетка и бордюр

Кроме орнамента, где раппорт повторяется по сетке, есть отдельные типы с повторением по кругу (розетка) и повторами по линии (бордюр) [4].

В розетке раппорт повторяется, поворачиваясь на определенный градус вокруг центральной точки симметрии [5]. Такие орнаментальные розетки могут иметь 2 и более повторений (рис. 8).

Рис. 8. Дергилева Евдокия, 2021

Типы монофотопринта Фотография

Непосредственная печать фотографии на ткани или изделии без значительной обработки (рис. 9).

Рис. 9. Гергенрейдер Татьяна. Фотография дерева в дизайне принта на худи, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020.

Фотографика и другие обработки

Использовать многоцветную детализированную и четкую фотографию в производстве до появления цифровой печати было невозможно. Но это не значило, что фотографию не применяли. Ее можно было использовать в таком процессе, как шелкография, просто для этого нужно было перерисовать ее, превратив из фотографии в графику. Так появился излюбленный сегодня прием перевода фотографии в графику, а после и другие обработки (рис. 10).

Рис. 10. Лукина Ксения. Портрет, обработанный в графику с применением приема офсетных точек, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2020.

Фотоколлаж

Создание коллажных полотен с использованием смешанных приемов - самое широкое для экспериментов направление. Здесь применяются многослойность, трафаретные прорези, вырезки и другие коллажные приемы (рис. 11).

Рис. 11. Кушелов Кирилл. Коллаж из листьев монстеры с обработкой, дипломный проект, РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019.

Будущее фотографии в дизайне текстиля

В будущем появятся новые типы фотоорнаментов и приемы их создания. Так как это направление совсем молодое, оно еще не раскрылось полностью. Например, ориентируясь на богатую историю и типологию орнаментов в декоративно-прикладном искусстве, можно предвидеть, что появятся сюжетные, абстрактные, символические и многие другие фотоорнаменты.

Отдельные типы фотоорнаментов, например, калейдоскопические и текстурные, можно совместить с генеративными алгоритмами. Это позволит автоматически генерировать все новые и новые орнаменты из любой фотографии сразу на 3d одежду. Одновременно благодаря совершенствованию печати на ткани наносить фотопринты станет еще проще, поэтому даже люди, не умеющие рисовать, но имеющие фотокамеру в телефоне, смогут сами оформлять свою одежду. Это будет способствовать развитию персонализированной моды.

Будут развиваться и материалы одежды. Очень вероятно, что, когда появится ткань с возможностью менять изображение на поверхности, принт из фотографии обязательно будет в подборке.

Фотоорнаменты и фотография будут все больше использоваться в цифровой одежде и оформлении объектов метавселенных.

Заключение

Использование фотографии в оформлении текстиля и других изделий сферы мод расширяет возможности современных дизайнеров. Оно началось совсем недавно и имеет большие перспективы развития. Приведенные в статье типология и методики создания будут расширяться по мере практического освоения этого направления современными дизайнерами и художниками.

Благодарности

Благодарю за помощь в работе над темой Бесчастнова Н. П. и Бесчастнова П. Н., а за помощь в подготовке текста - Сафонову И. Ф.

Список литературы

1. Бесчастнов П.Н. Дизайн текстильных фотоорнаментов и фотообоев. - М:ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2016. - 243 с.

2. Бесчастнов П.Н. Текстильный фотоорнамент - М:ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2011. - 252 с.

3. Давыдова А. Новая грань творчества: текстильные эксперименты Эдварда Стайхена // Теория моды: одежда, тело, культура. № 44. Москва, 2017 — С. 12-16.

4. Степанова А.П. Теория орнамента. Учебное пособие - СПб.: Издательство «Лань»; СПб.: Издательство «Планета музыки», 2019. - 160 с.

5. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. - М.: Владос, 2010 - 336 с.

DOI

COMIC BOOK CULTURE IN THE ARAB WORLD, ITS DISTRIBUTION AND DEVELOPMENT

Flayes Basel

Russian State University of A.N. Kosygin (Technologies. Design. Art), Moscow

The research focuses on the origin and development of comics, a new literary genre in the Arab world. The work takes into account the dynamics of the appearance of comics in the first Arab countries up to the present day, when comics began to attract an adult audience, sometimes drawing inspiration from materials from the West, sometimes referring to traditional elements of Arab culture. With the advent of the Arab revolutions, this genre became more widespread and was also used by artists to express disagreement and criticism. After the fall of dictatorial regimes in some Arab countries, the power of censorship decreased; this has led to the proliferation of various types of comics, including due to the fundamental role of social networks and the Internet. Through the study of comics in the Arab world, one can shed light on a new literary genre and trace the lines of evolution of its themes and language. The study takes into account the dynamics of the appearance of comics in Arab countries (first Egypt, then Lebanon) and analyzes the first magazines and collections, initially focused primarily on children. In the second moment, the work explores the dynamics that led to the emergence of a new genre of comics aimed at an adult audience and focused on socio-political issues. By studying comics in the Arab world from the beginning of the twentieth century to the present day, it is possible to shed light on a genre that is not available in many academic studies, and to trace the lines of evolution of themes and language. The names of magazines and comics were reported with scientific transcription in Latin letters. The names of the artists were reported with repeated English-language transcription.

Keywords: modern Arabic literature, new literary genres, comics, language. УДК 7.072

КУЛЬТУРА КОМИКСОВ В АРАБСКОМ МИРЕ, ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Флайес Басел

РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва

Исследование сосредоточено на зарождении и развитии комикса, нового литературного жанра в арабском мире. В работе учитывается динамика появления комиксов в арабских странах вплоть до наших дней, когда комиксы стали привлекать взрослую аудиторию, иногда черпая вдохновение из материалов с Запада, иногда отсылая к традиционным элементам арабской культуры. С приходом арабских революций этот жанр получил более широкое распространение и использовался художниками для выражения несогласия и критики. После падения диктаторских режимов в некоторых арабских странах сила цензуры уменьшилась. Это привело к распространению различных типов комиксов, в том числе благодаря фундаментальной роли социальных сетей и интернета. Через изучение комиксов в арабском мире можно пролить свет на новый литературный жанр и проследить линии эволюции его тем и языка. В исследовании учитывается динамика появления комиксов в арабских странах (сначала Египет, затем Ливан) и анализируются первые журналы и сборники, изначально ориентированные в первую очередь на детей. Также работа исследует динамику, которая привела к появлению нового жанра комиксов, ориентированного на взрослую аудиторию и сосредоточенного на социально-

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.