Научная статья на тему 'Фотография как инструмент исследования'

Фотография как инструмент исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1679
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ФИКСАЦИЯ / ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ЗАДАННОГО / РАКУРС / PHOTOGRAPHY / RESEARCH / RESEARCH ABILITIES / OBSERVATION / GOING BEYOND THE GIVEN / ANGLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Умярова Дамира Камилевна

Фотография один из инструментов фиксации реальности, который вошел в повседневную жизнь каждого из нас. С одной стороны, фотография может быть ценным инструментом исследования, который позволяет «схватывать» и вводить в исследовательское поле те или иные элементы окружающего мира. С другой стороны, с помощью фотографирования можно развивать значимые исследовательские навыки: наблюдательность, способность увидеть необычное в привычном, взглянуть на знакомое с нового ракурса и др. В статье представлены конкретные методические приемы, которые используются в работе учащихся по развитию их исследовательских способностей посредством фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOGRAPHY AS A RESEARCH TOOL

Photography is one of the tools used to depict reality, which has entered everyone's everyday life. On the one hand, photography can be a valuable research tool that allows you to “grasp” certain elements of the surrounding world and introduce them into the field of research. On the other hand, with the help of photography, it is possible to develop significant research skills: observation, the ability to see the unusual in the familiar, to look at the familiar from a new angle, etc. The article presents specific teaching methods that are used in the work of students to develop their research abilities through photography.

Текст научной работы на тему «Фотография как инструмент исследования»

Обухов Алексей Сергеевич, Умярова Дамира Камилевна

Фотография как инструмент исследования

Photography as a research tool

Аннотация. Фотография — один из инструментов фиксации реальности, который вошел в повседневную жизнь каждого из нас. С одной стороны, фотография может быть ценным инструментом исследования, который позволяет «схватывать» и вводить в исследовательское поле те или иные элементы окружающего мира. С другой стороны, с помощью фотографирования можно развивать значимые исследовательские навыки: наблюдательность, способность увидеть необычное в привычном, взглянуть на знакомое с нового ракурса и др. В статье представлены конкретные методические приемы, которые используются в работе учащихся по развитию их исследовательских способностей посредством фотографии. Ключевые слова: фотография, исследование, исследовательские способности, наблюдательность, фиксация, выход за пределы заданного, ракурс

Abstract. Photography is one of the tools used to depict reality, which has entered everyone's everyday life. On the one hand, photography can be a valuable research tool that allows you to "grasp" certain elements of the surrounding world and introduce them into the field of research. On the other hand, with the help of photography, it is possible to develop significant research skills: observation, the ability to see the unusual in the familiar, to look at the familiar from a new angle, etc. The article presents specific teaching methods that are used in the work of students to develop their research abilities through photography.

Keywords: photography, research, research abilities, observation, going beyond the given, angle

Исторически фотография вошла в нашу жизнь недавно, хотя и довольно бурно. Считается, что первый дагеротип появился в 1837 году (это был портрет господина Юэ, выполненный Луи Жаком Манде Дагером). К концу XIX века в городах распространилась студийная фотография и появился семейный и индивидуальный портрет, который стал значимой формой семейной и автобиографической памяти [Нуркова 2006]. С 1870-х годов фотография стала важным инструментом географических и этнографических исследований, а к концу XIX века уже стали писаться рекомендации по фотографии и для любителей [Прокудин-Горский 1897]. В первой половине ХХ века фотография становится неотъемлемым инструментом

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», г. Москва e-mail: [email protected]

Умярова

Дамира Камилевна,

педагог и фотограф исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР», г. Москва e-mail:

[email protected]

Развитие исследовательских способностей

Alexey

Obukhov,

Ph. D. in Psychology, Leading Expert at the Center for Contemporary Childhood Research, Institute of Education, Higher School of Economics, Scientific Director of the Research Center "Tochka Varenia" (Boiling Point) at the "26 CADR" College, Moscow

Damira

Umyarova,

Teacher and Photographer at the Research Center "Tochka Varenia" (Boiling Point) at the "26 CADR" College, Moscow

См. в этом номере журнала статью О. Н. Гершензон и К. Е. Никитской «Сопровождение и реализация приема изображений Земли из космоса школьниками на аппаратно-программный комплекс «Лоретт», с. 101-110.

исследования в области социальной антропологии [Mead, Bateson 1942]. С начала ХХ века фотография - важное средство в психологических исследованиях, в том числе проводимых посредством визуальных сравнений в мимике, поведении, движениях животных и человека [Ладыгина-Котс 1935]. Очень быстро фотография стала иметь большое значение для изучения растений и животных, ландшафта, геологии, архитектуры, археологии, медицины... И даже таких областей исследований, как городская антропология в области исторической памяти [Визуальная антропология 2009]. Пожалуй, трудно назвать область современной науки или жизненной практики, где так или иначе не используется фотография. Включая, например, психотерапию [Фототерапия 2006]. Кроме того, фотография и ее место в жизни человека, семьи, общества становятся отдельным предметом исследования [Бойцова 2006, Нуркова 2006, 2019].

В современном мире фотография стала повседневным элементом, который используется значительной частью населения Земли во множественных задачах, выполняет различные функции, связанные с фиксацией реальности, самоидентификацией и самопрезентацией, сохранением исторической памяти, а также при различных исследовательских задачах [Нуркова 2019]. Конечно, есть некоторые форматы фотографий, которые не слишком доступны без специального оборудования (например, астрофотография и макрофотография). Особая подготовка требуется при вхождении и познании человека и сообщества в иной культуре [Александров 2003]. Но зато фотографии Земли из космоса уже стали повседневностью и доступны на специальных сайтах каждому1.

В связи с максимальной доступностью фотографии сегодня она стала потрясающим инструментом для разного рода исследований. Она компилирует в себе диаметрально противоположные свойства — точную техническую сторону и свободную творческую, и в качестве конкретного исследовательского инструмента ее преимущество в том, что она сама, словно живой объект, заставляет человека использовать ее расширяющие и трансформирующие прямое видение качества. Применение камеры вкупе с основательным, обдуманным подходом способно перенаправить и изменить привычный взгляд и открыть нечто новое, ранее незамеченное.

В развитии исследовательской деятельности учащихся мы видим два направления применения фотографии:

1. для развития самого учащегося — его наблюдательности, способностей видеть многое и замечать детали, выделить фигуру из фона, заметить незаметное и др.;

2. для решения конкретных исследовательских задач. Данная статья посвящена первому направлению. В ней

представлены конкретные методические приемы в области фотографии, которые используются нами для решения задач

Обухов Алексей Сергеевич, Умярова Дамира Камилевна

развития исследовательских способностей учащихся. Приведем конкретные примеры.

1. Необычный взгляд на привычное. В традиционных поездках Школы № 1553 имени В. И. Вернадского для ребят ставятся разнообразные исследовательские и творческие задачи, в том числе и с использованием фотографии. Приведем пример из осенней поездки в Коломну 22 сентября 2019 года — выезда всей школы. Вначале ребята в смешанных командах из разных классов ходили по территории Коломенского кремля по схеме с обозначенными на ней цифрами объектами и слушали, а также рассказывали друг другу по подготовленным материалам про эти объекты. Важно понимать, что первую половину дня ребята осваивали и присваивали новое для себя пространство, изучали его территорию, знакомились со значимыми историческими и архитектурными объектами под руководством взрослых. Когда эта часть выезда была завершена, а Коломенский кремль весь осмотрен и изучен, ребятам была поставлена новая задача. Она была написана и выдана на листках, а также размещена в специально созданной группе Вконтакте. Вот текст этой задачи:

«Дорогие лицеисты! Коломна — удивительно красивый и разнообразный по историческим объектам и видам город! Каждый из нас может по-своему запечатлеть этот город. В Коломне даже есть Музей российской фотографии. И нам кажется, что было бы интересно, чтобы каждый подумал — как создать тот кадр, который сможет стать (возможно, когда-нибудь) объектом этого музея. Но просто так бродить и искать ракурс для прекрасного кадра — нам кажется не спортивно! Поэтому предлагаем следующие правила игры:

Разделитесь на мини-группы примерно по 5 человек. И этой группой проделайте следующие действия в отведенное время.

Время для действия и место встречи определяется ведущим группы, с которой вы ходили сегодня.

Найдите в сети Вконтакте открытую группу «Коломна 22 сентября 2019», вступите в нее. И далее действуйте по указанной там инструкции:

1) каждой мини-группе участников (оптимально в составе по 5 человек) нужно создать свое обсуждение в этой группе;

2) назвать обсуждение самим придуманным названием группы;

3) в описание добавить список группы (фамилия, имя, номер набора);

4) выложить отобранные между собой фотографии с оригинальными ракурсами, указав номер точки на карте, рядом с которой сделан кадр (номера точек берутся со схемы «Коломна — ключевые-точки» — файл с этой схемой был приложен). А также подписав смысловое название кадра.

Пример обсуждения размещен в группе.

Развитие исследовательских способностей

После того, как все выложат фотографии, важно просмотреть фотографии других групп и отметить (лайкнуть) те, которые больше всего понравились. Это важно делать вне своей группы.

В правилах игры — команде важно успеть сделать как можно больше оригинальных фотографий возле самых разнообразных точек со схемы Коломенского кремля.

При этом важно отобразить на фотографии оригинальность и неожиданность ракурса, которые можно будет оценить в связке со смысловым названием кадра.

Таким образом, в критерии отбора самых эффективных команд входит:

1 — число фотографий у разных точек с карты-схемы;

2 — оригинальность, необычность ракурса;

3 — связка ракурса со смысловым названием (подписью);

4 — число лайков под фото, сделанных участниками других групп».

Здесь решалось множество задач: и развитие навыка командной работы; и ориентировка на местности; и способность увидеть необычное в уже привычном; и ряд других. Уже по дороге из Коломны было выложено огромное число фотографий, многие из которых оказались очень интересными и неожиданными. По итогам была проведена большая выставка фотографий в здании Школы № 1553 имени В. И. Вернадского. Некоторые примеры данного задания представлены на обложке и первом форзаце журнала «Исследователь/Researcher» 2019 № 3.

2. Новый ракурс на стереотипный объект. Похожую задачу мы поставили в осенней поездке в начале ноября 2019 года с одним из классов Школы № 1553 имени В. И. Вернадского во Владимир и окрестности. В финальный день поездки мы отправились к храму Покрова на Нерли. Известно, что это один из самых фотографируемых объектов в России. Однако число ракурсов его съемки весьма ограничено, а сами ракурсы довольно стереотипны. Задача ребятам была поставлена непростая: найти самый необычный ракурс для фотографии при съемке одного из самых фотографируемых объектов. Отдельно отметим, что погодные условия при решении задачи были весьма неблагоприятные — шел дождь со снегом и дул сильный ветер. Однако эта задача оказалась увлекательной. Пример одного из ракурсов, полученных в ходе решения этого задания, представлен на обложке журнала «Исследователь/Researcher» 2020 № 1.

3. Выделить объект в пространстве. В рамках мастер-класса «Исследование через фотографию», проведенного исследовательским центром «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках», ребята из Школы № 171 использовали данный инструмент в своих естественно-научных поисках. Не все из них ранее прибегали к такому методу в целенаправленной деятельности, однако все

Обухов Алексей Сергеевич, Умярова Дамира Камилевна

из них ранее сталкивались с необходимостью создавать разного рода фотографии. Перед ребятами стояла задача обнаружить новый ракурс, используя относительно знакомый инструмент, и выделить тот или иной объект в ограниченном пространстве (на территории парка). Им было задано несколько направлений: «Человек и общество», «Неживая природа», «Живая природа», «История» (в этом вопросе педагог, в принципе, не ограничен). Соответственно, в рамках заданных тем при помощи камеры необходимо было по-иному увидеть и изобразить привычные окружающие объекты. Сфотографировать то, что хочется сфотографировать на территории парка под необычным ракурсом, под новым углом, представить типичные объекты в абсолютно нетипичном образе, сделать кадр, как-либо меняющий действительность. При этом с выбранной тематической фокусировкой.

После прогулки в парке и выполнения задания ребята представляли свои работы и отвечали на вопросы экспертов. В объяснении и защите своей точки зрения и заключается представление собственных работ. Поэтому от педагога в данном случае требуется не столько акцентирование проблем и ошибок, сколько грамотное курирование, направление точными вопросами в нужное аксиологическое русло с мягким обозначением того, что необходимо переосмыслить. Все это формирует у ребенка устойчивый художественный взгляд. Педагогическая ориентированность в возможности дать ребенку увидеть, попробовать, определить направление и начать движение, а вектор деятельности детей — смело брать, пробовать и создавать.

Примеры сделанных ребятами фотографий представлены в качестве иллюстраций к данной статье.

4. Выбрать оригинальную фотографию из имеющихся и сделать необычную фотографию в условиях дома. Когда для всех школьников настала пора изоляции, мы в рамках проекта «Парк онлайн»2 также дали участникам ряд заданий, связанных с фотографией. Многие задания выполняли учащиеся 6 класса различных московских школ, поступающие в Школу № 1553 имени В. И. Вернадского. Инструкция была такая: «Дорогие ребята! В Школе имени В. И. Вернадского есть огромный фотоархив. Когда еще не было цифровой фотографии (представьте, такое было!) — мы снимали на пленки, печатали фотографии, и много альбомов с ними хранится в нескольких больших шкафах одного из кабинетов Школы. Когда появилась фотография в цифре — какие-то фотографии стали размещаться в альбомах на сайте «Лицея на Донской» (так раньше называлась наша Школа). Мы также последние годы проводим ряд фотоконкурсов, например, в осенней поездке в 2019 году в Коломну ребята снимали самый неожиданный и необычный ракурс Коломенского кремля (после того, как они его уже весь прошли). Эти фотографии можно посмотреть в группе Вконтакте по поездке. А последние три воскресенья в рамках проекта «Парк онлайн»

2

О проекте «Парк онлайн» будет опубликован блок аналитических статьей в следующем номере журнала, сам проект можно посмотреть на сайте: точка-варения.рф.

Развитие исследовательских способностей

проходят занятия по фотографии. Посмотрите эти занятия. Тем, кто увлекается фотографией, и тем, кто думает поучиться снимать, эти мини-занятия будут интересны и полезны. А задание таково (оно состоит из двух частей, можно выполнить только какую-то одну):

1. выберите от 1 до 5 из фотографий, которые вы делали раньше (в путешествиях, на прогулках или где-то еще), — те, которые вы сами считаете наиболее красивыми, оригинальными, удачными как пример фотоискусства или как пример исследования с помощью фотографии;

2. выполните дома задание из «Парка онлайн» (на необычную съемку в условиях дома). Придумайте и сделайте от 1 до 5 кадров дома, которые бы могли удивить. Фотографии размещайте в ответах на это задание. Желательно с комментариями про свои кадры».

Таким образом, это задание выполняло две задачи. Первая — выбрать из большого числа фотографий наиболее выигрышную, оригинальную, необычную, интересную. И это для многих ребят оказалась непростой задачей. По разным причинам: или слишком много фотографий, а нужно выбрать только пять; или выбирается по эмоциональным ассоциациям, связанным с контекстом фотографии, но кадры не выигрышные по своей выразительности; или кадров много, но они все в типичных и маловыразительных ракурсах. Уже сам просмотр имеющихся фотографий и выбор по заданным ориентирам — важная задача для анализа своих фотографических действий, которая полезна для дальнейшего развития навыка фотографирования. Вторая — создать необычный кадр в самом привычном и очень ограниченном пространстве (своей квартире). Здесь ребятам были предложены варианты решений, но они не ограничивались ими в решении своей творческой задачи. Примеры фотографий по этому заданию представлены на форзацах обложки журнала «Исследователь/Researcher» № 1 и № 2 за 2020 год.

Как показали все наши мастер-классы и творческие задания, чтобы включить трансформирующее качество фотографии, недостаточно уметь механически нажимать на кнопку, видя объекты вокруг. Необходимо включение в работу ряда навыков: наблюдательности, использования всей широты творческого мышления, умения визуализировать несуществующее, способности работать с мыслеобразами и вечного двигателя поиска. Собственно, грамотное использование такого интересного инструмента, как фотография, способно развить и научить по максимуму применять исследовательские навыки в любой деятельности.

Особенно удивительно наблюдать итоги, к которым приходили ребята. Порой они сами удивлялись тому, на что способна фотография и как могут преобразоваться знакомые вещи, если изменить свой взгляд. Ко всему прочему, также срабатывает и

Обухов Алексей Сергеевич, Умярова Дамира Камилевна

обратное движение: необычное видение способно привести к новым мыслям и открытиям, которые попросту не были замечены ранее. То есть иное видение способно преобразовать не только образ объектов, но и образ наших мыслей.

Несомненно, для того, чтобы достичь наибольшей продуктивности с этим инструментом, нужен ряд художественно-технических знаний и контроль со стороны опытного сотоварища. Подобный тандем сделает исследования наиболее эффективными даже в рамках разовой акции. А при более длительном взаимодействии такая работа способна укрепить развиваемые навыки и увеличить их произвольность и привычность, то есть привить способность иного видения на постоянной основе, без посредничества камеры, что уже само по себе является необходимым инструментом в исследовательской деятельности и напрямую связывает его с чистым творчеством.

Для наиболее точного решения детьми задач в достижении запланированной педагогом цели обязательно проговорить с ребятами их представления, умения, ожидания относительно фотографии в целом. Как часто кто-либо из них сталкивался с необходимостью применения фотографирования в обычной жизни, как часто они это делают, каким способами, для чего и так далее. Реализация работы не требует от них технических навыков и владения съемочной аппаратурой профессионального уровня, достаточно камеры их собственных телефонов. Выяснение этой информации требуется скорее для понимания педагогом степени близости знакомства детей с медиа-инструментарием и возможностями визуального творчества, для понимания разницы подхода работы с каждым из ребят.

Кроме того, поскольку цели, преследуемые в рамках мастер-класса, располагаются на стыке двух областей, необходимо также выяснить понимание и представления детей об исследовательских функциях и задачах. И тогда уже, в зависимости от полученной обратной связи, вносить коррективы — разъяснять, как все это существует и что конкретно требуется от ребят: в коротком промежутке, здесь и сейчас, и в более длительном, вообще. Ребятам всегда необходимо уточнять или объяснять, для чего им предлагают тот или иной вид деятельности, зачем это нужно для них сейчас и в будущем. Особенно если не возникает таких вопросов. Очень часто молчание — признак непонимания.

То, насколько педагог четко смог донести, что он хотел бы получить в итоге, можно будет отследить по результатам работы детей. В творчестве, в исключительно субъективной сфере, нет четких критериев и определений. Но именно задавая их можно определить общую парадигму, при удержании которой отслеживается соответствие конечных результатов изначально поставленным целям. Контролировать детей непосредственно во время съемки абсолютно непродуктивно. Это нивелирует

Развитие исследовательских способностей

поисковую функцию творческого исследования и оттягивает формирование художественного взгляда. Возможно, стоит направлять, стараясь не навязывать собственное видение, а только подавая подсказки из бэкграунда собственного опыта. щ

Литература

Александров 2003 — Александров Е. В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Издательство «Пенаты», 2003. 100 с.

Бойцова 2006 — Бойцова О. Фотографии в городском интерьере // Третий московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник» (Москва, 8-13 октября 2006 г.). Сборник статей / Ред.-сост. Е. В. Александров. М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2006. С.102-138.

Визуальная антропология 2009 — Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант» ЦСПГИ, 2009. 312 с.

Ладыгина-Котс 1935 — Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях с 145 таблицами. М.: Государственный Дарвиновский музей, 1935. 596 с.

Нуркова 2006 — Нуркова В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. 287 с.

Нуркова 2019 — Нуркова В. В. Психология фотографии. Культурно-исторический анализ: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019. 473 с.

Прокудин-Горский 1897 — Прокудин-Горский С. М. О фотографировании моментальными ручными камерами: (Указания для любителей). СПб.: изд. авт., 1897.

Фототерапия 2006 — Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А. И. Копытина. М.: Когито-центр, 2006. 192 с.

Mead, Bateson 1942 — Mead M, Bateson G. Balinese Character: A Photographic Analysis. New York: Academy of Sciences, 1942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.