Научная статья на тему 'Фотографический след Альпийского похода А. В. Суворова'

Фотографический след Альпийского похода А. В. Суворова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Альпийский поход А. В. Суворова / В. П. Энгельгардт / суворовские места Швейцарии / документальная фотография / музейная экспозиция / A. V. Suvorov’s Alpine campaign / V. P. Engelhardt / Suvorov places in Switzerland / documentary photography / museum exposition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рачковская Ольга Вениаминовна

В статье представлен выставочный проект «Альпийский поход А. В. Суворова. Диалоги с прошлым» как результат поисковой и исследовательской деятельности В. П. Энгельгардта через 100 лет после похода и Ольги Рачковской через 200 лет. Этот проект — совместная работа Государственного мемориального музея А. В. Суворова, музейно-выставочного центра РОСФОТО и фотографа, журналиста и исследователя Ольги Рачковской. Документальные фотографии в этом проекте взаимодействуют, дополняя друга, становятся информационным источником к исследовательской работе, давая возможность провести сравнительный анализ суворовских мест в Швейцарии и открыть новые. В статье идет речь о важности сохранения фотографического наследия для потомков в разные эпохи. Исторические сюжеты, зафиксированные в фотографиях, крайне важны и в сохранении исторической памяти для будущих поколений. Альпийский поход объединил в этом историческом сюжете Россию и Швейцарию, наше общее историческое наследие. В статье представлены некоторые сюжеты Альпийского похода А. В. Суворова в 1799 г., фрагменты биографии астронома и коллекционера В. П. Энгельгардта, его работа по сбору материалов о походе и полководце и о том, как он организовал фотофиксацию суворовского маршрута в Швейцарии в конце XIX — начале XX в. Эти фотографии послужили визуальным и информационным источником для исследований О. Рачковской в начале XXI в. Даны примеры шести сюжетов исследовательской работы фотографа в XXI в. на основе фотографий конца XIX — начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photographic Trace of A. V. Suvorov’s Alpine Campaign (Swiss Campaign)

The article presents the exhibition project “Alexander Suvorov’s Alpine Campaign. Dialogues with the Past”, based on the research findings of V. P. Engelhardt 100 years after the campaign and Olga Rachkovskaya 200 years after the campaign. This project is a joint effort of the State Memorial Museum of A. V. Suvorov, the ROSPHOTO Museum and Exhibition Center, and Olga Rachkovskaya — photographer, journalist and researcher. Documentary photographs in this project interact, complementing each other, and become an valuable source for research work, making it possible to conduct a comparative analysis of the known Suvorov places in Switzerland, as well as to discover new ones. The article highlights the importance of preserving photographic heritage for posterity in every epoch. Photographic records of historical events are extremely important in preserving historical memory for future generations. The Alpine campaign brought Russia and Switzerland together in history; it is part of our common historical heritage. The article covers several chapters of A. V. Suvorov’s Alpine campaign in 1799, as well as biographical materials on the astronomer and collector V. P. Engelhardt, as well as his work on collecting evidence about the campaign and its military commander. The paper discusses how Engelhardt organized the process of photographing along Suvorov’s route in Switzerland in the late 19th and early 20th centuries. These photographs served as a visual and informational source for O. Rachkovskaya’s research in the beginning of the 21st century. The article presents six cases of the contemporary photographer’s investigation of the photographs dating back to the late 19th and early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Фотографический след Альпийского похода А. В. Суворова»

УДК 7703

О. В. Рачновсная

Фотографический след Альпийского похода А. В. Суворова

В статье рассматривается фотографическое наследие Альпийского похода Суворова, формирующее визуальный образ суворовских мест в Швейцарии. Также речь идет о документальной фотографии как важном историческом документе эпохи, информационном источнике и ценном ресурсе в исследовательской работе на примере данного исторического сюжета. Несмотря на то что эпоха фотографии пришла в мир спустя 40 лет после Альпийского похода, в 1839 г., Альпийский поход оставил фотографический след в истории и в визуальной культуре. Фотография открыла новые возможности в исследовательской работе и в изучении материала.

В рамках статьи читатель познакомится с выставочным проектом «Альпийский поход А. В. Суворова. Диалоги с прошлым» как результатом документальной фотосъемки суворовских мест в Швейцарии и исследовательских работ

Ил. 1. Коллекция суворовских реликвий Ксаверия Бетшарта в его доме «Zum Hirschen» в Мутенской долине Фото из «Суворовского сборника В. П. Энгельгардта» Мс_оф_2987 (2). Кон. XIX — нач. XX в. © Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург

Василия Павловича Энгельгардта и Ольги Рачковской. Это пример того, как в одном проекте старые и новые фотографии суворовских мест, сделанные через 100 и через 200 лет после похода, взаимодействуют, дополняя друга, ведут диалог, показывая, как меняется мир вокруг, как сохранялось и сохраняется прошлое, память о Суворове и Альпийском походе в Швейцарии. Многие суворовские места сохранились и органично вписались в ландшафт альпийской страны. Этот выставочный проект — результат совместной работы Государственного мемориального музея А. В. Суворова, музейно-выставочного центра РОСФОТО и Ольги Рачковской, фотографа, журналиста и исследователя.

Идея связать фотографию с Альпийским походом пришла барону В. П. Энгельгардту в конце XIX в. В Государственном мемориальном музее А. В. Суворова хранится уникальная коллекция «Суворовский сборник В. П. Энгельгардта», в которую входят и фотографии суворовских мест в Швейцарии, сделанные пятью швейцарскими фотографами в конце XIX — начале XX в. по заказу Энгельгардта. Через 200 лет после Альпийского похода я отправилась в путешествие по маршруту армии Суворова в Швейцарии с целью фотофиксации суворовских мест, не зная тогда еще об Энгельгардте. О том, как собиралась и создавалась коллекция В. П. Энгельгардта, что известно о швейцарских фотографах, что мне удалось зафиксировать в фотографиях, о некоторых исследовательских сюжетах и поисках рассказывается в данной статье.

Весь фотоматериал В. П. Энгельгардта и О. В. Рачковской объединяют общая тема — Альпийский поход Суворова и суворовские места в Швейцарии — и общая цель — сохранение памяти в фотографиях об историческом событии и полководце. Фотография фиксирует и создает визуальный образ суворовских мест и объектов, являясь необходимым инструментом не только в фиксации, но и в визуальном сравнительном анализе, в обобщении материала и выводах по теме.

Урок истории

Интерес к героическому Альпийскому походу Суворова не угасает у исследователей, историков, путешественников уже более двух веков. Этот поход стал последним в жизни полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800), который участвовал в 7 войнах, провел 60 сражений, одержал много блистательных побед и не потерпел ни одного поражения. Герою, чья жизнь прошла на полях сражений, в дни Альпийского похода было 69 лет.

Вступив в альпийскую страну как армия-освободительница, 20-тысячная армия Суворова совершила невероятное в осенние дни 1799 г.: 27 дней она находилась в Швейцарии (+ 5 дней до Линдау). Союзники оставили Суворову трудную работу — неравную борьбу в Альпах с 84-тысячной армией французского генерала Андре Массена (Andrea Massena; 1758-1817). Чудо-богатыри Суворова одержали победы в 6 основных сражениях,

Ил. 2. Рукотворный альбом В. П. Энгельгардта «Путь Суворова по Швейцарии в 1799 году». Мс_кп_2735 © Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург

покорили 7 горных перевалов, с боями прошли 405 км пути от Понте-Трезы до Линдау (Германия), а с маршрутом корпуса А. Г. Розенберга — 501 км. Возмущенный политикой союзников, император Павел I разорвал военный союз и принял решение о возвращении армии в Россию. В Линдау была поставлена точка в Альпийском походе. Цель похода — соединение с корпусом А. М. Римского-Корсакова, разгром французской армии и изгнание ее из Швейцарии — достигнута не была, но Суворов не потерпел ни одного поражения в Швейцарии и спас свою армию в безнадежной ситуации.

Душа его стремилась к музыке, звездам и истории отечества

Первым запечатлеть в фотографиях суворовские места в Швейцарии решил Василий Павлович Энгельгардт (1828-1915) — представитель известного дворянского рода, сын Павла Васильевича Энгельгардта (1798-1849) и Софьи Григорьевны, урожд. баронессы фон Энгельгардт (1805-1875). Его прадед по линии матери Григорий Григорьевич Энгельгардт (1759-1834), портрет которого украшает Военную галерею Зимнего дворца, был участником войны 1812 г. А дед по линии отца Василий Васильевич Энгельгардт — старший (1755-1828), генерал, командор ордена Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарь Мальтийского ордена [1, с. 237], был племянником фельдмаршала князя Потемкина-Таврического. Мать Василия Павловича, окончив Смольный институт благородных девиц, знала несколько иностранных языков, пела и играла на фортепиано. В гостеприимном доме ее родителей в Санкт-Петербурге часто звучала музыка, можно было встретить братьев Дмитрия и Владимира Стасовых, Михаила Ивановича Глинку и др. Атмосфера в доме повлияла на круг интересов Василия Павловича.

Закончив обучение в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге в 1847 г., Василий поступил на службу в Канцелярию Сената и служил там до 1853 г. Но душа его стремилась к звездам, музыке и истории отечества. Это была территория его интересов. Образованный и увлеченный коллекционер, ученый-астроном, талантливый

музыкант-органист, Энгельгардт был другом композитора М. И. Глинки, состоял с ним в переписке. Переписывался он и с Ференцем Листом и с Владимиром Стасовым. Братья Стасовы прекрасно играли на фортепиано. Дмитрий был товарищем Энгельгардта по Училищу правоведения. «Дома у них, и у Серова, и у М. И. Глинки, составлялась игра в 4 и 8 рук на двух роялях, причем участниками бывали В. В. и Д. В. Стасовы, В. П. Энгельгардт» [2, с. 23]. О дружеских отношениях Василия и М. И. Глинки говорит их постоянная переписка. В письмах к Василию Павловичу композитор дает ценные наставления к путешествиям в Испанию [3, с. 51-53] и Италию [3, с. 215-216], дарит другу щедрые подарки—рукописи своих сочинений, атлас с автографом перед путешествием Энгельгардта в Европу. Сестра Глинки Л. И. Шестакова отмечает заботу Энгельгардта об их семье: «В апреле 1854 года поехала в Царское Село, где В. П. Энгельгардтом была уже приготовлена для нас дача» [4, с. 387]. Свое собрание рукописей Глинки Энгельгардт передал Публичной библиотеке в Петербурге, на собственные деньги издал партитуры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», а также «Энгельгардт распорядился переводом текста двадцати лучших романсов брата на французский, немецкий и итальянский языки; напечатал и посвятил их известной певице Полине Виардо» [4, с. 260], — добавляет Шестакова.

«„Астрономией я стал интересоваться смолоду. Летом часто с звездной картою и фонариком ездил на Поклонную гору, откуда открытый вид на небо, и изучал созвездия". <...> В 1866 г. В. П. Энгельгардт женился на молодой немке, ученице А. С. Даргомыжского, Любови Федоровне Мюллер. В 1868 г. Василий Павлович переезжает в Дрезден» [5, с. 38], где покупает участок земли для строительства виллы и создает первую частную обсерваторию в башне с вращающимся куполом и меридианным залом. На вилле хозяин обустроил гостиные и тематические уголки своих интересов. Обсерватория говорила о его увлечении астрономией, Глинковская комната посвящалась другу и композитору М. И. Глинке, Суворовский уголок с его бесценной коллекцией — великому полководцу, а комната с портретами и генеалогическим древом рассказывала об истории рода Энгельгардтов.

Ил. 3. Суворовский дом в селе Вассен (южная сторона). Мс_ оф_2925 (1) Кон. XIX — нач. XX в. © Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург

Энгельгардт проработал в своей обсерватории почти 20 лет (1879-1897). Итогом этой работы стали его «Астрономические наблюдения» в трех томах. Научный подвиг В. П. Энгельгардта имел международное признание: он получил академическую степень доктора философии Кильского университета (1887), почетного доктора Казанского университета, звание члена-корреспондента Российской академии наук (1890). Имя Энгельгардта носит кратер на Луне (1970).

В одном из писем к В. В. Стасову Василий Павлович признался: «...на меня часто находила грусть при мысли о судьбе моей любезной обсерватории. Я считал ее русской и желал, чтобы инструменты перешли со временем в Россию. Я всегда был того мнения, что бездетным людям следует оставлять свое состояние всему народу, родной стране, на пользу общую» [5, с. 41].

Дружеские отношения связывали Энгельгардта с Дмитрием Ивановичем Дубяго (1849-1918), астрономом, профессором, ректором Императорского Казанского университета. В 1897 г. Энгельгардт заканчивает свою астрономическую деятельность и передает все оборудование своей обсерватории Казанскому университету. Его обсерватория в Казани была торжественно открыта 21 сентября 1901 г., а с 1903 г. стала носить имя своего создателя. Император, узнав о таком щедром даре, повелел благодарить В. П. Энгельгардта за оказанное пожертвование. Согласно завещанию, все свое имущество и капитал В. П. Энгельгардт также передалКазанскому университету, который принял на себя обязательство произвести погребение его останков в обсерватории его имени рядом с его другом Д. И. Дубяго. Волю Энгельгардта смогли выполнить лишь 21 сентября 2014 г., спустя почти 100 лет после его кончины.

Ил. 4. Ольга Рачковская Дом Суворова в селении Вассен (Швейцария), где полководец ночевал с 14 (25) на 15 (26) сентября 1799 г. 24.09.2018 © Ольга Рачковская

Ил. 5. Дом семьи Бетшарт, с памятной доской, в Мутенской долине. Перед домом — его хозяин. Мс_оф_3223-15 Кон. XIX — нач. XX в. © Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург

Бесценный груз

Во время своего первого путешествия по Швейцарии в 1854 г. [3, с. 41] 27-летний Энгельгардт увлекся историей Альпийского похода Суворова. Он возвращается к этому увлечению в конце 1890-х, посвятив не один год исследовательской работе, сбору материалов и покупке предметов, а также увековечиванию памяти, связанной с походом и полководцем. В 1887 г. [6, с. 29] Энгельгардт увидел комнату, в которой останавливался полководец в монастыре Св. Иосифа в Мутенской долине. Тогда же он познакомился с Ксаверием Бетшартом, хозяином гостевого дома «У оленя». Коллекция суворовских реликвий в домашнем музее хозяина (см. ил. 1) вдохновила Энгельгардта. С 1898 г. он начал поиски суворовских мест, на свои средства заказывал и поручил установку

памятных досок на альпийских перевалах и домах, где останавливался полководец. Хозяева домов получали в дар портреты Суворова, многие из которых сохранились до наших дней.

Тогда же Энгельгардт приступил и к фотофиксации всех суворовских мест, известных ему. В его кабинете в Дрездене стоял большой «волшебный фонарь» (лат. Lateгna magica) [7, с. 216-223] с массой диапозитивов. Возможно, он подсказал ему идею соединить фотографию с Альпийским походом. Василий Павлович мечтал подарить рассматривающим фотографии из его коллекции шанс почувствовать себя участником Альпийского похода. Он помнил о «волшебном фонаре», когда приглашал швейцарских фотографов для фотосъемки суворовских мест, и заказывал им диапозитивы для волшебного фонаря. (Диапозитивы с портретом Суворова

и несколькими гравюрами хранятся в музее Суворова в Петербурге. Остальные, видимо, погибли во время пожара на вилле Энгельгардта в Дрездене и не попали в музей.)

Энгельгардт не был фотографом, поэтому пригласил для съемки 5 швейцарских фотографов. Имена их нам неизвестны, кроме одного — Бертольда Бетшарта. «Родственник К. Бетшарта, племянник Бертольд, оказался владельцем фотокамеры 18 х 24. Его Энгельгардт назначил фотографом» [6, с. 32]. Молодому Бертольду он поручил съемки в Мутенской долине (съемка была в 1898, 1901, 1902 гг.), в Эльме и на перевале Паникс. На 11 фотографиях Василий Павлович указал имя фотографа Бертольда Бетшарта.

Фотографы занимались фотосъемкой суворовских мест и объектов с 1898 по 1902 г. Есть и отдельные фотографии, датируемые 1903 г., говорящие о досъемке. Василий Павлович четко организовал работу фотографов: каждому он вручал карту, отмечал места съемки, давал инструкции. Энгельгардт сообщает, что «каждого фотографа сопровождал опытный местный проводник. Фотографам вменялось в обязанность: расспрашивать у проводника и у местных старожил о Суворовской тропе, о соседних с нею тропах, о названиях окрестных гор и местностей, собирать предания о Суворовском походе и разыскивать и покупать для меня реликвии Суворовского похода. <...> Фотограф... записывал все, что узнал интересного. <...> Фотографические работы в горах сопряжены с большими трудностями, приходится лазить по крутым тропам, забираться на высоты гораздо более 2 000 метров, стоять иногда с аппаратом в снегу и т. п. <...> Я разыскал все дома, в которых Суворов останавливался в Швейцарии, с них сняты фотографии» [8, с. 128].

Фотографии на бромосеребряной бумаге со стеклянных негативов стали результатом фотофиксации суворовских мест и вошли в уникальный рукотворный альбом Энгельгардта «Путь армии Суворова в Швейцарии». Те, что не вошли в альбом, хранятся отдельно, россыпью.

В письме к Суворовской комиссии от 27 апреля (1 мая) 1900 г. Энгельгардт сообщает: «.самые интересные места, например горные тропы, перевалы, ущелья, дома и комнаты, в которых Суворов останавливался, никогда не были ни сфотографированы, ни срисованы. По моему заказу несколько фотографов в разных местах сняли много видов и будут

снимать недостающие в течение этого лета. <...> Я собирал и собираю не для себя, но для музея, устройству и процветанию которого желаю всяких успехов» [8, с. 125].

Свою коллекцию Василий Павлович передал музею Суворова в Петербурге, отправив ее из Дрездена. «В феврале 1902 г. по железной дороге в Санкт-Петербург прибыло самое уникальное собрание в 13 ящиках общим весом в 995 кг. После открытия музея в 1904 г. В. П. Энгельгардт продолжал присылать отдельные предметы, которые поступали в состав „Суворовского сборника"» [9, с. 8].

Энгельгардт уделял большое внимание документированию, записям, продумывал до мелочей свою работу по изготовлению альбома, которым он занимался в течение двух лет (см. ил. 2). Альбом состоит из 51 листа. В нем ценна вся информация: и фотографии с комментариями Энгельгардта, и отмеченные на картах точки съемки фотографов, панорамные виды, склеенные из 2-3 фотографий, статьи из швейцарских газет о походе, гравюры. Фотонаследие из «Суворовского сборника Энгельгардта» является особой жемчужиной собрания музея А. В. Суворова и бесценным кладезем информации о походе и суворовских местах.

Василий Павлович сам придумал концепцию альбома. Фотопутешествие по маршруту армии Суворова он начинает с г. Беллинцона, с. Джорнико и Фаидо, с фотографий, выпущенных издательской компанией «Photoglob», созданной в Швейцарии в 1889 г. Эта компания распространяла по миру через туристов, посещавших Швейцарию, видовые фотографии и открытки своей страны. В Беллинцоне, Джорнико и Фаидо полководец останавливался на ночлег. До Беллинцоны маршрут армии полководца (37 км) включал остановки в с. Понте-Треза, Бьёджио и ночлег в Таверне, но фотографий с этими сюжетами в альбоме нет. Как нет и фотографий, связанных со Вторым цюрихским сражением, где противником был разбит корпус А. М. Римского-Корсакова. Видимо, Энгельгардт решил запечатлеть только путь армии Суворова.

Далее о маршруте рассказывают фотографии приглашенных Энгельгардтом фотографов. Они делали съемку с точек на их рабочих картах, которые указал заказчик. Это виды дорог и селений, горных вершин и пейзажей, рек и ущелий, мостов и перевалов, через которые шли

Ил. 8. Могила русского офицера в Мутенской долине с крестом В. П. Энгельгардта. Мс_оф_3026 Нач. XX в. © Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург

воины Суворова, а также домов и их интерьеров, в которых останавливался полководец. Чаще это панорамные виды, создающие образ суровых и неприступных Альп, труднопроходимых троп, есть и крупные планы. На вклеенных кальках Энгельгардт пишет комментарии с названиями мест, горных вершин, рек, ущелий, установленных им памятных досок на домах, отмечает сплошной красной линией и стрелкой маршрут армии Суворова, красным пунктиром — обходной путь корпуса Багратиона к перевалу Сен-Готард, красными стрелками отмечены стоянки фотографов и направления их съемки.

Альбом был выполнен в двух экземплярах — для Суворовского музея и для Императорской Публичной библиотеки в Петербурге. Экземпляр для библиотеки находится сегодня в музее-заповеднике «Бородинское поле». Еще один

экземпляр альбома «Суворовский сборник Энгельгардта» (размер 60 х 45) в сокращенном варианте, содержащий 18 фотографий, не так давно появился на сайте интернет-аукциона «Мешок». Альбом имеет книжный знак Виктора Владимировича Апраксина.

По следам Суворова и Энгельгардта

Начиная работу над своим проектом в 2004 г., я не знала о В. П. Энгельгардте и его фотографиях. Эта информация пришла ко мне в 2008 г. Не один год я стремилась увидеть этот альбом, но мечта исполнилась лишь в 2017 г.

Меня удивило то, как два человека, жившие в разные эпохи, занялись одним делом — фотофиксацией и формированием визуального образа суворовских мест и объектов в Швейцарии. Энгельгардт увековечил суворовские места

Ил. 10. Вид дома, где останавливался великий князь Константин Павлович в Эльме Мс_оф_3090. Кон. XIX — нач. XX в. © Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург

в фотографиях через 100 лет после похода, показывая шаг за шагом путь армии Суворова. Я отправилась в путешествие по следам Суворова с этой же целью через 200 лет. Для Энгельгардта эту работу сделали 5 фотографов, я фотографировала сама, сначала на пленку, а с 2008 г. — на цифру.

Желание пройти, увидеть и запечатлеть в фотографиях весь путь армии Суворова появилось у меня после встречи с почитателями полководца — бароном Эдуардом Александровичем Фальц-Фейном из Лихтенштейна и Каспаром Ринер-Штурмом из Эльма, которые зажгли во мне волшебный огонек. Эта история, оживающая на глазах, увлекла меня и позвала в дорогу, чтобы воссоздать шаг за шагом путь армии Суворова спустя два столетия. Кроме основного маршрута, мне были интересны

и менее популярные сюжеты этого похода: путь армии от Понте-Трезы до Айроло, Второе цюрихское сражение, обходной путь корпуса Розенберга, места, связанные с противниками Суворова. Порой информация сама находила меня, а вопросов становилось все больше. Составив подробный маршрут армии Суворова с перечнем мест и объектов, я отправилась в путь. Путешествие превратилось в захватывающую игру-экспедицию с невероятным сюжетом, приключениями и испытаниями, поисками и открытиями, исследованиями, трудными дорогами и незабываемыми встречами! Меня не покидало чувство, что я собираю гигантский пазл, детали которого спрятаны в разных уголках Швейцарии, и каждый из них я должна найти. Имя Суворова, как волшебный пароль, открывало

двери в суворовские дома, помогало добраться в труднодоступные места, а указатели «Дорога Суворова» не давали сбиться с пути.

За 18 лет я осуществила 10 путешествий в Швейцарию (2004, 2005, 2008, 2010, 2012, 2013, 2014 (2), 2015, 2018 гг.), находилась там в общей сложности 7 месяцев и прошла весь маршрут армии А. В. Суворова, возвращаясь во многие места не раз. Дополнения в маршрут вносились на протяжении всех лет моих поисков, съемок и исследовательской работы, итогом которых стали: фотолетопись суворовских мест в Швейцарии (архив составляет более 16 000 фотографий, включая аэросъемку легендарного перевала Паникс из вертолета с открытой дверью), адресная информация, исторический материал о походе и суворовских местах, информация из архивов, встречи и интервью с теми, кто сохраняет память о полководце и походе в Швейцарии. Сейчас я работаю над книгой о моем путешествии по маршруту армии Суворова.

Казалось бы, все уже написано об Альпийском походе. Но альбом В. П. Энгельгардта, являясь ценнейшим информационным ресурсом, содержащим новые сведения, которых нет в других печатных источниках, позволил увидеть изменения суворовских мест во времени и открыл новые суворовские места, дал ответы и подтвердил факты, при этом поставил новые вопросы и, главное, пригласил к дальнейшим исследованиям. В 2018 г. мне удалось совершить десятое путешествие в Швейцарию, уже по следам Энгельгардта — с целью поиска объектов, о которых я не знала до встречи с фотографиями из его коллекции. О некоторых сюжетах я расскажу в данной статье.

Дом Суворова в Вассене был известен мне до знакомства с альбомом Энгельгардта. Я уже фотографировала суворовские объекты в Вассене: дом Суворова, церковь на холме (1733), Русский дом, где останавливались офицеры армии полководца, старинный фонтан Св. Галлуса (1785). В доме полководец провел одну ночь после битвы у Чертова моста 14 (25) сентября 1799 г. Сравнив фотографии дома из альбома и свои, я обнаружила изменения в той части, где находилась комната полководца. Местонахождение ее и памятной доски Энгельгардт заботливо отметил на кальке, сообщив, что дом принадлежал семье Гамма, но хозяйка не смогла ответить ему, является ли Антонио Гамма, проводник Суворова, их родственником. Обнаруженные изменения подтверждали перестройку дома (см. ил. 3). Надомный знак сообщал, что дом построили в 1770 г., но о чем говорят даты «1911» и «1981», какие события произошли в жизни дома в эти годы? Куда исчезла памятная доска, установленная Энгельгардтом, и почему перестроили дом? В 2018 г. памятной доски не было на доме.

Фотографии Энгельгардта побудили меня к поиску ответов. Моя подруга Пия Тодорович-Редаэлли любезно связалась с муниципальными властями, и те рекомендовали местного историка-краеведа Маркуса Гамму. Он не знал ответов на мои вопросы, но согласился помочь. В архиве Маркус выяснил, что в 1911 г. в этом доме был пожар, уничтоживший дом полностью вместе с памятной доской. Портрет Суворова, подаренный Василием Павловичем хозяевам дома, тоже сгорел. Дом начали строить заново в том же году, изменив, к сожалению, ту часть, где была комната Суворова (см. ил. 4). На этом месте появились крытые арочные галереи, изменили и вход с западной стороны. В 1981 г. была еще одна внутренняя перестройка, и с того времени в доме, где ночевал полководец, находится дом престарелых.

Каким был дом до пожара можно увидеть на фотографиях Энгельгардта и на старых открытках, сделанных до 1911 г. В сентябре 2018 г., посетив Вассен, я познакомилась с Маркусом и его супругой. Вспоминаю эту историю и встречу с благодарностью Василию Павловичу, Пие и Маркусу. Вместе мы нашли ответы на вопросы.

Мутенская долина — особое место и в истории похода, куда армия полководца пришла, спустившись с перевала Кинциг, и в поисках Василия Павловича. Память о Суворове здесь сохраняют все эти годы с особой заботой. Имя полководца есть даже на гастрономической карте Швейцарии. Работая над этой темой, я узнала, что только в этой долине сегодня производят сыр «Суворов» и сырокопченую колбасу «Суворовская салями», а в ресторане «Gasthaus Post» есть особое Суворовское меню.

Но вернемся к Энгельгардту. Многие русскоязычные источники сообщают об остановке полководца в женском монастыре Св. Иосифа с 28 по 30 сентября 1799 г. Но Василий Павлович нашел неоспоримые сведения у местных жителей, что до монастыря у Суворова была еще одна короткая остановка — в доме семьи Бетшарт. Этот дом один из первых встречает тех, кто спускается с перевала Кинциг (см. ил. 5). Франц Бетшарт, владелец дома, встречавший Энгельгардта в июле 1901 г., слышал от своего отца, Иосифа Леонарда Бетшарта (17791849), много историй о Суворове, о приеме полководца в их доме, об угощении его пирогами и кренделями. Полководец понравился семье Бетшарт. Истории о Суворове передавали в семье из поколения в поколение. Франц поделился ими с Василием Павловичем, и они добрались до России. В гостях у семьи Бетшарт Суворов провел всего несколько часов, о чем знали только хозяева дома, сам Суворов, местные жители и Энгельгардт. В 2018 г. я была рада, что дом жив и запечатлела его на фотографиях спустя 100 лет после Энгельгардта (см. ил. 6). Но сегодня в нем не живет семья Бетшартов. К сожалению, нет на фасаде дома и памятной доски, установленной Василием Павловичем летом 1901 г. и отмеченной на его фотографиях. Возможно, ее сняли новые хозяева. Но дом помнит нашего полководца, как и жители Мутенской долины.

Об истории знакомства Василия Павловича с Ксаверием Бетшартом, почитателем Суворова в Мутенской долине, я узнала тоже из коллекции фотографий Энгельгардта. Они встретились осенью 1887 г., когда Василий Павлович посетил дом Ксаверия — маленькую гостиницу «Zum Hirschen» («У оленя»). К этому времени хозяин собрал коллекцию суворовских артефактов, которые хранил в одной из комнат своего дома. Энгельгардт был восхищен домашней коллекцией, ценные предметы из которой щедрый хозяин подарил барону. Многие годы их связывала искренняя дружба, и Ксаверий был незаменимым помощником для Василия Павловича в Швейцарии в его поисках и установке памятных досок. Хозяину коллекции удалось убедить свою сестру Бенедикту, настоятельницу монастыря Св. Иосифа, продать Энгельгардту часть обстановки комнаты Суворова в монастыре. Ксаверий посоветовал пригласить в качестве фотографа своего племянника Бертольда Бетшарта.

Дом К. Бетшарта «Zum Hirschen» сохранился без изменений (см. ил. 7). В 2018 г. в нем был ремонт и познакомиться с хозяевами не удалось. Но часть коллекции К. Бетшарта, подаренной Энгельгардту, можно увидеть сегодня в музее Суворова в Петербурге.

Ил. 12. Ольга Рачковская. Перевал Паникс. Аэросъемка. 09.09.2015. © Ольга Рачковская

Есть в Мутенской долине еще одно место, связанное с Альпийским походом и В. П. Энгельгардтом, — Русский крест Энгельгардта, поставленный по его заказу в ноябре 1902 г. в память о солдатах Суворова, погибших в бою в Мутенской долине с превосходящими силами противника. Несмотря на то что бой был неравным, чудо-богатыри из корпуса Розенберга одержали блистательную победу. В альбоме есть фотографии с этим крестом, но находился он в другом месте (см. ил. 8). Судьба его оказалась детективной. Крест таинственно исчез и был обнаружен в подвале крестьянского дома лишь в 2011 г. Комиссия по культуре общины Муотаталь отреставрировала крест на деньги частных спонсоров при поддержке посольства России в Швейцарии и установила на новом месте — на берегу реки Муота у монастыря Св. Иосифа. Крест заботливо окружают камни со всех швейцарских перевалов, покоренных армией Суворова (см. ил. 9). Информация у креста сообщает, что изготовили его в селении Нижний Хюриталь по заказу Энгельгардта, повторно освятили и торжественно открыли 27 сентября 2012 г. Скромный и величественный, крест напоминает о павших воинах Суворова и пострадавших местных жителях, о помощи монахинь из монастыря чудо-богатырям Суворова и о Василии Павловиче Энгельгардте, преданном и бескорыстном почитателе полководца, чьи труды увековечили память о последнем походе Суворова.

Альбом Энгельгардта рассказал мне и о доме в Эльме, в котором останавливался сын императора Павла I — великий князь Константин (см. ил. 10). Каспар Ринер Штурм из Эльма подтвердил, что этот деревянный дом сохранился и находится недалеко от дома Суворова, в котором Каспар живет. Добавился еще один адрес в моем путешествии по следам Василия Павловича.

В Эльме я оказалась 11 сентября 2018 г. Хозяев дома не было, и я приступила к съемке дома (см. ил. 11), который сохранился в том виде, как на фотографиях в альбоме. Но хозяин соседнего магазина поинтересовался, чем интересен мне дом? Выслушав мой рассказ о Суворове и великом князе Константине, он удивился, что мне знакома эта история, и рассказал еще одну, связанную с датой 11 сентября и данным домом. Оказалось, что 11 сентября 1881 г. в Эльме случилась большая трагедия. Произошел обвал горной породы со склонов горы Чингельберг. Могучая масса щебня превратила 90 гектаров зеленых лугов, леса, 83 дома селения и сланцевый рудник в серую пустыню. Эльм исчез на глазах жителей, погибло 114 человек. В альбоме есть фотографии разрушенного Эльма, сделанные Б. Бетшартом в сентябре 1902 г. «Оползень остановился именно у этого дома, в котором останавливался ваш князь! Поэтому вы видите дом, каким он был при Суворове. В 1881 г. в доме жил школьный учитель с семьей. Он благодарил Бога за спасение его семьи и дома до конца жизни», — закончил свой рассказ хозяин магазина.

Не раз поднимались фотографы Энгельгардта и на перевал Паникс, который был кульминацией, трагическим и самым драматическим сюжетом похода. В 1900 г. там были два фотографа. Бертольд Бетшарт тоже фотографировал Паникс, сложный путь к нему, сам перевал, где он установил еще и памятную доску, а также спуск к деревне Пинью. Мне же пришла идея сделать портрет легендарного перевала из открытой двери вертолета. У фотографов Энгельгардта такой возможности не было, и мои фотографии дополнили образ перевала взглядом фотографа с высоты.

25 сентября (6 октября) 1799 г. погода приготовила чудо-богатырям ужасный сюрприз. Ночью, когда армия Суворова была в Эльме, выпал снег, покрыв белоснежным ковром тропу, перевал и спуск с него. Воинам приходилось прокладывать путь ценой жизни своих же товарищей. Мне хотелось запечатлеть главного героя по имени Паникс без снежных одеяний, показав его суровый и непредсказуемый нрав (см. ил. 12). Не каждого он пропускает в свои безмолвные каменные владения. Пилот Андреас Гафнер все же согласился лететь с открытой дверью вертолета. Научив меня открывать и закрывать самостоятельно дверь, дав инструкции, он пристегнул меня ремнями, и мы поднялись в небо! Облака открыли свой занавес! Сверху все видится иначе: 40 минут полета и завораживающего действа распахнули дверь в новый мир, показав другие масштабы, невидимые внизу детали, историческую дорогу армии Суворова с нового ракурса. Селения, как бусинки, будто были нанизаны на тоненькую нить суворовской тропы, которая связывала их одно за другим. Руки мои окоченели, холодный ветер хлестал по лицу, возмущаясь: «И что тебе дома-то не сидится?!» Но камера ловила каждое мгновение, всматриваясь в молчаливый перевал высотой 2 407 м, оживляя события тех давних дней, делая видимыми так необходимые воинам Суворова тропы, которые скрыл от них снежный покров. Озеро Клёнталь напоминало огромный камень бирюзы, вставленный в прекрасную оправу Альп, оно лишь намекало о тех суровых днях узкой нитью сохранившейся дороги вдоль озера, которая была усыпана ранеными и убитыми. По ней пришлось пробираться чудо-богатырям Суворова в долину Гларус под пулями.

Альпийский поход открыл нам далеко не все свои истории и тайны. Поэтому путешествие продолжается, добавляя новые истории об Альпийском походе и суворовских местах в Швейцарии.

Диалоги с прошлым

Когда я познакомилась с фотографиями из альбома Энгельгардта, у меня родилась идея показать в выставочном проекте фотографии из «Суворовского сборника Энгельгардта» и мои. Государственный мемориальный музей А. В. Суворова и музейно-выставочный центр РОСФОТО откликнулись на эту идею, и в 2017 г. мы показали в РОСФОТО выставочный проект «Альпийский

поход А. В. Суворова. Диалоги с прошлым» (куратор Игорь Лебедев). Оригиналы фотографий из «Суворовского сборника Энгельгардта» музей Суворова показывал впервые в таком большом объеме (140 снимков). Экспозиция познакомила зрителей с подробным маршрутом армии Суворова в Швейцарии. Фрагменты воспоминаний участников Альпийского похода и фрагменты моих интервью с теми, кто сохраняет суворовские места сегодня, дополнили фотографический рассказ о походе. Жемчужиной выставки стали фотографическое наследие и экспонаты из коллекции «Суворовский сборник Энгельгардта», подаренные музею Суворова в Санкт-Петербурге, где они бережно хранятся и в наши дни. В 2019 г. выставка была показана в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. Посетители выставки имели уникальную возможность прикоснуться к интересной странице истории, объединившей в этом историческом сюжете Россию и Швейцарию, а также увидеть суворовские места в Швейцарии через 100 и через 200 лет после похода. В этом проекте прошлое оживает, вступая в диалог с настоящим, напоминая нам о неразрывной связи времен, о нашем общем историческом наследии, в котором каждый век вписывает новые строки. Эти фотографии позволяют нам в XXI в. заглянуть в прошлое и пройти путь армии Суворова. Благодаря усердию Василия Павловича фотографический след Альпийского похода остался в истории России и Швейцарии, послужил и будет служить информационным источником для новых поисков и исследований.

Литература

1. Гозенпуд А. А. Дом Энгельгардта. СПб.: Советский композитор, 1992. 248 с.

2. Стасов В. В. Письма к родным. Т. 1, ч. 1: 1844-1859. М.: Музгиз, 1953. 312 с.

3. Глинка М. И. Литературные произведения и переписка. М.: Музыка, 1977. Т. 2. 397 с.

4. Записки М. И. Глинки. М.: Гареева, 2004. 446 с.

5. Дубяго И. А., Вараксина Н. Ю., Нефедьев Ю. А. Василий Павлович Энгельгардт // Земля и вселенная. 2009. № 1. С. 37-45.

6. Вюст О. Барон Василий Павлович Энгельгардт и культура памяти о Суворове в Швейцарии // Суворовский биеннале: труды междунар. науч. конф. / С.-Петербургский государственный университет, Государственный мемориальный музей А. В. Суворова СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 29-32.

7. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 5 кн. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1990. 1456 с.

8. Правдин К. Г. Я собирал и собираю не для себя, но для музея // Фотография в музее: сб. докл. междунар. конф. СПб.: РОСФОТО, 2013. С. 125-130.

9. Суворовский сборник В. П. Энгельгардта. Т. 1: Печатные издания. СПб.: ГММ А. В. Суворова, 2017. 375 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.