Фотографические произведения и способы их защиты Photographic works and methods of their protection
Полицына А. А.
Студенты 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых
РФ, г. Владимир e-mail: [email protected]
Policyna A. A.
4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: [email protected]
Дмитриев Р. О.
Студенты 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых
РФ, г. Владимир
Dmitriev R. O
4th year students Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir
Аннотация.
В настоящее время сфера авторского права в отношении фотографии является актуальной, так как в достаточной степени не урегулирована законодательством. Долгое время фотографические произведения являлись предметом дискуссии, по своему содержанию их не относили к объекту авторских прав, однако, в итоге фотография была признана искусством, так как содержит в себе черты присущие объекту интеллектуальной собственности.
Annotation.
Currently, the scope of copyright in relation to photography is relevant, as is not sufficiently regulated by law. For a long time, photographic works were the subject of discussion, in their content they were not attributed to the object of copyright, however, in the end, photography was recognized as an art, as it contains features inherent in the object of intellectual property.
Ключевые слова: авторское право, фотографические произведения, искусство.
Key words: copyright, photographic works, art.
Фотографические произведения — это воплощенные на материальном носителе изображения объекта окружающего мира в некоторый момент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том числе с использованием технических средств- В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) фотографические произведения являются результатом интеллектуальной деятельности. Для того, чтобы стать объектом авторского права фотография должна отразить результат творческой деятельности. Также фотографические произведения должны отвечать предъявляемым к ним требованиям - это новизна и оригинальность.
Фотографические произведения «шире» понятия фотография, так как они включают в себя целый комплекс по обработке, ретушированию и приданию каких-либо изменений фотографии. Прежде чем стать объектом авторского права, фотография проходит несколько этапов от подборки кадра, композиции до
фотомонтажа. Здесь задействовано большое количество труда и сил, что беспрекословно делает фотографическое произведение результатом интеллектуальной деятельности.
Правовая охрана фотографического произведения не зависит от его назначения, достоинства, способа выражения, а также то, создана она любителем или профессионалом. Гражданское законодательство не дает полного разделения понятий любительских снимков и профессиональных фотографий, которые могут признаваться произведениями и пользоваться соответствующей защитой, также законодатель не устанавливает критериев отличия оригинальных фотографий, выступающих объектами авторского права и являющихся произведениями искусства, от простых снимков.
Сегодня фотографические произведения обладают большим спросом практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Их используют в сфере журналистики, рекламы, туризма, кулинарии, предпринимательства и др. В связи с распространенностью количество правонарушений постоянно растет.
К основным факторам возникновения правонарушения можно отнести:
- распространение (публикация, воспроизведение);
- искажение произведения;
- невыплата гонорара;
- публикация снимка с заведомо ложной текстовой информаций.
Как показывает судебная практика, большинство правонарушений в данной сфере возникают в связи с незаконной публикацией в газетах, журналах и иных печатных изданиях. Пользователи (средства массовой информации, рекламные агентства, туристические организации) при воспроизведении фотографических изображений в газетах, журналах, иных периодических изданиях, рекламных каталогах, баннерах и ином часто нарушают авторские права фотографов.
В большинстве случаев правообладатели обращаются в суд с иском об искажении фотографического произведения. В соответствии со ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).
Примером может стать следующая ситуация. Истец Поднебесный А.Н. иск в суд к ответчику ООО «Р и М» о защите авторских прав, компенсации морального вреда. В обосновании своих требований он указал, что в печатном выпуске газеты «Патриоты Нижнего» была неправомерно использована (опубликована) фотография, автором которой он является и что данная публикация не упоминала его в качестве автора. Истец посчитал это нарушением его авторских прав и права на имя-
Также опубликованное ответчиком фото претерпело изменение в виде масштабирования (уменьшения размера по вертикали), а именно была отрезана полоса внизу фотографии в несколько миллиметров с надписью водяными знаками о авторстве «Фото А. Поднебесный». Вместо этого на фото в правой нижней части была сделана надпись «Дронт» встал на защиту Автозаводского парка». Истец считал, что это было сделано умышленно, чтобы скрыть от читателей газеты авторство истца.
Доказательством авторства истца данного снимка является имеющийся у него цифровой оригинал данного фото. Надпись «водяными знаками» о его авторстве была нанесена им на копию с целью предупреждения нарушения авторских прав. У истца имеется и цифровой оригинал фото без надписи.
Имя истца как автора при воспроизведении и распространении его фото Ответчиком указано не было, чем были нарушены авторские права истца и право на имя. Ответчик незаконно использовал фото истца, нарушил его право на воспроизведение принадлежащего фото, опубликовав его в своей газете «Патриоты Нижнего».
Также ответчик нарушил исключительное право истца на распространение его фотографического произведения в результате незаконного использования - публикации в газете, которая распространяется тиражом 50 000 экземпляров.
Суд пришел к выводу, что незаконная публикация ответчиком фотографического произведения истца нарушает исключительные имущественные права автора - право на воспроизведение и распространение фотографического произведения, так как фотография были воспроизведена и доведена до всеобщего сведения, так как к размещенной фотографии, обеспечивается неограниченный доступ третьих лиц в любое время по собственному выбору.
Установив нарушение прав автора суд возложил на ответчика обязанность по указанию авторства истца в отношении опубликованной ответчиком фотографии, а также взыскать компенсацию с ООО «Р и М».
Таких ситуаций достаточно много. Автор не в силах осуществлять постоянный контроль использования своих произведений. Поэтому, чтобы упростить себе задачу, он может депонировать свое произведение или заверить его нотариально. Под депонированием понимается передача на хранение копии произведения. В РФ управлением правами авторов и непосредственно осуществлением депонирования занимается Российское авторское общество. Депонирование авторских прав - это способ зафиксировать, что в определенный момент времени произведение уже существовало в определенном виде, а автором является определенный человек. Следовательно, в случае судебных разбирательств, предъявив документ, выданный при депонировании правообладатель сможет доказать свое авторство.
Таким образом, область фотографических произведений как объектов авторского права не урегулирована в достаточной мере законодательно, но, несмотря на это уже существует большая практика судебных разбирательств касающихся данного вида произведений. С одной стороны, может показаться, что труд фотографа достаточно прост и не стоит защиты авторских прав, с другой стоит разобраться в процессе создания фотографического произведения и понять то, какой многокомпонентной является данная работа, и сколько сил в нее было вложено. В отличие от других видов произведений, правообладателю фотографических произведений намного проще доказать нарушение авторских прав. Так как основными источниками правонарушения являются публикации печатных изданий, то у правообладателя появляется прямое доказательство факта нарушения, которое зафиксировано на печатном носителе.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. - 22.12.2006; 10.12.2011.
2. Судариков С. Л. Авторское право: учебник для бакалавров. С. 105 - 106.
3. Гришаев С, Николаева А. Проблемы правовой охраны права на изображение // Хозяйство и право. 2013. № 9. С. 64-66.
4. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. - М.: Проспект, 2008. - С. 224 - 226.
5. Судебные и нормативные акты. [Электронный ресурс] URL.: https://sudact.ru/regular/doc/mrwVKhSSgMgF.