Научная статья на тему 'Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и россия'

Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и россия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров М. В., Пушкарев И. С.

В статье анализируется международно-правовая природа АТЭС и возможные области сотрудничества в нем России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORUM ON THE ASIA AND PACIFIC ECONOMIC COOPERATION AND RUSSIA

In the article the international-legal nature of Asia and Pacific Economic Cooperation and possible areas of cooperation of Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и россия»

ФОРУМ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РОССИЯ

М.В. Федоров, И.С. Пушкарев

Кафедра теории и истории государства и права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6,117198, Москва, Россия

В статье анализируется международно-правовая природа АТЭС и возможные области сотрудничества в нем России..

В Концепции внешней политики РФ, одобренной президентом РФ в июле 2000 г., в частности, говорится: «Важное и все возрастающее во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизацию участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона—форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество»1.

К сожалению, в литературе на русском языке этому форуму уделено мало внимания, что, на нар взгляд, неоправданно. С целью заполнения данного пробела нами подготовлена эта статья.

j Первое конкретное предложение по созданию Азиатско-Тихоокеанской региональной экономической организации было высказано в 1965 году в виде Ассоциации свободной торговли Тихоокеанского региона (Pacific Агеа Free Trade Association — PAFTA), как средства стимулирования ускоренного развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)2.

Неправительственный организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была создана в 1989 году по предложению премьер-министра Австралии с целыо развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа— Новая Гвинея, Вьетнам, Перу и Россия.

В середине ноября 1998 года в столице Малайзии Куала-Лумпуре состоялся очередной саммит межправительственного форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество". В ходе встречи было подтверждено, что одна из важнейших основ деятельности АТЭС — уже заявленная ранее его участниками приверженность принципам "открьггого рёгионажма", что подрй^лёвает постепенную ликвидацию ограничений на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ/ВТО. Участники АТЭС вновь продемонстрировали, что отказываются от протекционизма, выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона, надеясь, что это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего региона. Намечено и в дальнейшем проводить в рамках форума семинары, симпозиумы, встречи для обмена опытом и другие мероприятия, на которых страны-участницы представлены экспертами — сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций и в ходе которых, как правило, рассматриваются многие практические вопросы работы АТЭС3.

За короткий промежуток времени АТЭС, несмотря на огромную разницу размеров и уровней экономического развития, исторических и культурных различий стран-участниц, достигла знаменательных результатов:

— взяла обязательство создать систему свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году для развитых стран и к 2020 годудля развивающихся стран;

1 См.: Независимая газета, 11.07.2000.

2 См.: Скалатино Р. Будущая роль региональных торговых блоков в АПЕК — азиатское измерение // Проблемы Дальнего Востока, 1994, №4. СЛЗ.

3 См.: Гончаренко С. Саммит АТЭС в Куала-Лумпуре//Проблемы Дальнего Востока, 1999, №1. С.ЗЗ.

— определила 15 секторовранней либерализации чоргопли, в том числе три сырьевые сферы — лесное хозяйство, рыболовство и продовольствие;

— работает с каждой страной, составляя индивидуальный план действий, определяющий личный вклад страны, который она вносит или планирует внести для достижения официально заявленных целей АТЭС;

— [и^р^отала и начала претворять в жизнь план коллективных действий по всем 15 направлениям, включающий все основные аспекты содействия развитию торговли и инвестиций;

— выступила с инициативой широкого спектра работ в сфере экономического и технического сотрудничества, отвечая на нужды регионов в таких секторах, как развитие рынка рабочей силы, энергетика, транспорт, телекоммуникации, малые и средние предприятия, туризм, технологиясельскохозяйствШТого и промышленного производства, рыболовство, развитие торговли и окружающая среда;

— выступила с политическими инициативами, создала информационные ресурсы и

осуществила обмен между государственным и частным секторами для уменьшения издержек на

ведение бизнеса, что на пользу как компаниям, так и потребителям;

—• внесла весомый вклад в деятельность ВТО. Соглашения о либерализации торговли,

заключенные в рамках АТЭС, уже стали катализатором основанной на четких правилах либерализации торговли с помощью ВТО;

— значительный уровень прогресса достигнут благодаря динамике ежегодных встреч

лидеров стран-участийц АТЭС. Значение этих встреч трудно переоценить: лидеры встречаются, обсуждают общие проблемы, у них появляется возможность лучше узнать друг друга;

— создала многоуровневую региональную систему, способствующую осуществлению личных коитактов.'"Тысячи"ведущих деятелей' получили возможность лично ознакомиться с региональными реалиями. Это привело к значительному росту взаимной информированности и

, взаимопонимания. Россия уже задействована в’этом, участвуя в деятельности рабочих групп1.

Переходя к анализу международно-правовой природы АТЭС уместно привести характеристику этого образования, данную заместителем исполнительного директора секретариата АТЭС г-ном Героини Али: «АТЭС -— нечто отличное от какой-либо международной ^организации. Форум .не. основывается на каких-либо договорах или правилах. Это добровольная система. Вы берете на себя только те обязательства, и вступаете только в те отношения, которые наиболее вам подходят. Основная задача АТЭС — общая для всех: построение к 2020 году общей для всего АТР зоны свободной торговли и свободных инвестиций»2. Далее автор отмечает, что АТЭС не похожа на другие международные организации экономического толка, такие, как ВТО и МВФ. Она никому не навязывает каких-то особых моделей развития3.

ЙначеТоворя^ по своей юридической природе АТЭС является международной конференцией межрегйонал ьно го ил и метаонтинентальнрго характера.

Общей международно-правовой основой международных конференций в настоящее время я в л яетс я У CTatTOOH (глава IX Устава OQII).

Профессор И.Г1. Блищенко рассматривая международные конференции как дипломатические переговоры выделяет два вида последних: двусторонние и многосторонние4.

АТЭС является вторым видом — многосторонней конференцией. В международно-правовой литературе нередко используют термин форумы, под которым понимаются переговоры, конференции и международные организации. При этом между терминами переговоры и конференции ставится знак равенства5.

На наш взгляд сами конференции можно подразделить на форумы разового характера и форумыдействующие на постоянной или полупостоянной основе с наличием соответствующих 'органов. АТЭС можноотнести ко второй группе форумов.

Международные конференции можно по особенностям их созыва подразделить на два вида: созываемые по решению международной организации, в рамках которой она и проводится _и_по

1 См.: Смит JI. Грядет вступление России в ВТО // Международная жизнь, 1998, №6. С.48.

2 См.: Али Г. АТЭС политикой не занимается Я Независимая газета, 1І.ХИ.99. С.6.

3 См.: Там же.

4 См.: Блищенко П.П. Международные конференции как организации особого рода II Международные организации. Гл. VIII. М., 1997. С.109.

5 См.: Словарь международного права / Отв. ред. Б. М. Клименко. М., 1982. С. 149,

решению временного органа государств, участвующих в ней. АТЭС следует отнести ко второму виду форумов, поскольку АТЭС не является самостоятельным образованием, входящим в какую-либо международную организацию.

В АТЭС имеется секретариат, действующий на постоянной основе и целый ряд рабочих групп, занимающихся разработкой основных направлений деятельности. При этом АТЭС созывается ежегодно. Все это приближает его к международной организации.

Тем не менее А'ГЭС не обладает всеми признаками меадунаррдной.организащш.

Мно1'осторо'нн51Я дипломатия, международные встречи и конференции подчиняются определенным принципам организации и проведения. Эти принципы включают в себя как сложившиеся обычаи, так и писаные правила, выраженные прежде всего в правилах процедуры, принимаемых каждой международной конференцией. По мнению профессора И.П. Блищенко, эти обычаи и правила организации и проведения должны содержал, следующие основные принципы: принцип равенства, принцип ненанесения ущерба ни одному из участников конференции, принцип достижения договоренности по предмету Переговоров, принцип выполнения решения, П£ШЩИП сотрудничества1.

Случаи созыва представителей, более чем двух государств для решения или обсуждения тех или иных вопросов имели место еще в античной дипломатии*.

В целом АТЭС в своей деятельности руководствуется вышеуказанныии-прданципами.

Между~тём~в А'ГЭС принимаемые решения носят рекомендательный характер. Однако то обстоятельство, что решения принимаются на основе консенсуса, делает их выполнимыми для государств-членов АТЭС.

АТЭС, будучи международной конференцией, относится к разряду международных параорганшацйи, г,е. к формированиям (институтам) которые обладают определенными признаками международной организации, но у которых эти признаки в совокупности недостаточно полно обозначены, что не дает основания усматривать достаточно ясно выраженное согласие учредителей рассматривать создаваемое ими формирование в качестве международной организации как таковой с наделением ее определенной функциональной международной правосубъектностью. Параорганизации являют собой нечто вроде «клубов», т.е. служат более или менее стабильным и постоянным форумом для встреч и выработки неформальных решений. Причем стремлению к достижению согласия между договаривающимися сторонами сопутствует нередко их нежелание связывать себя надлежащими юридическими обязательствами. Сказанное, разумеется, относится и к правовому статусу международных формирований в сфере международного валютно-финансового сотрудничества.

Итак, АТЭС, будучи формой коллективной экономической дипломатии, представляет собой конференцию, носящую как бы международный характер; не являясь субъектом международного права АТЭС тем не менее имеет многие черты международной организации

— членство и его критерий, постоянные органы, процедуру принятия решений. В этом плане его можно отнести к разряду так называемых параорганизаций.

Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах, являющихся высшим органом АТЭС, и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие)3.

Первый саммигАТЭС состоялся в ноябре 1993 года в Сиэтле (США). После Сиэтла проведение саммитов АТЭС в ноябре стало традицией.

Организацией ежегодного саммита по очереди занимается определенное государство, которое именуется государство-председатель. Ежегодная смена лидера не только является формальным свидетельством следования участников демократическим традициям, но и предполагает ) проведение значительной части мероприятии форума в течение года именно в данной стране.

1 См.: Блищенко И.П. Международные конференции как организации особого рода// Международные организации. Гл. VIII. М., 1997. С.] 12-113.

2 См.: Правила процедуры в многосторонней дипломатии. М., 1986. С.6.

См.. Гончаренко С. Рабочие группы, комитеты и другие органы АТЭС: основные направления дея тельности // Проблемы Дальнего Востока, №4,1998. С.8.

Координацией деятельности АТЭС занимается Секретариат (со штаб-квартирой в Сингапуре), созданный n 1992 г. решением совещания министров иностранных дел. В составе Секретариата работают представители стран-участнии (по два от каждой страны) и несколько технических сотрудников.

Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и комитеты и некоторые7фу1'ие подразделения АТЭС.

Главное содержание деловой активности рабочих групп и комитетов АТЭС состоит в том, чтобы действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран А ТЭС, и намечать, в пределах своей компетенции, основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп и комитетов занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы (комитета); предлагаемые ими рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп (комитетов) в присутствии делегаций всех стран-участниц. обозревателей и гостей.

Рабочая группа по региональному энергетическому сотрудничеству (The Regional Energy Cooperation Working Group) создана в 1990 г. для сбора и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления организационных, правовых и процедурных факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций.

Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group) создана в 1991 г. для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства, определения эффективной роли АТЭС в этих вопросах и сбора информации о деятельности соответствующих национальных и региональных организаций.

Рабочая группа по развитию людских ресурсов (The Human Resources Development Working Group) создана в 1990 г. является самой крупной по численности рабочей группой АТЭС. В сё задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости. А со второй половины 90-х гг. в ее рамках, по сути, осуществляется координация всей деятельности АТЭС по развитию людских ресурсов, причем в значительной степени учитывается и ситуация в данном вопросе, складывающаяся на всем пространстве АТР.

Рабочая группа по промышленной науке и технологии (The Industrial Science and Technology Working Group) создана в 1990 г. для налаживания сотрудничества в вопросах обмена информацией и технологиями, улучшения методики подготовки людских ресурсов в сфере науки и технологий, содействия продвижению совместных региональных проектов в этих сферах.

Рабочая группа по сохранению морских ресурсов (The Marine Resources Conservation Working Group) создана в 1990 г. и занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории, моря. Участники группы провели серию мероприятий по защите морской среды от загрязнения, а в 1996 г. начали осуществлять пятилетнюю программу борьбы с опасными для жизни человека бактериями и водорослями (программа была поддержана в ходе состоявшейся в 1996 г. очередной встречи министров АТЭС, занимающихся вопросами защиты окружающей среды). В числе наиболее заметных инициатив — проект мониторинга береговых зон с указанием источников загрязнения морской среды участниками АТЭС и выработка единого для АТЭС подхода к укреплению и благоустройству береговой линии.

Рабочая группа по телекоммуникациям (The Telecommunication Working Group) создана в 1990 г. для налаживания сотрудничества в сфере телекоммуникаций (обмен информацией, координация действий, проведение консультаций по вопросам развития и стандартов, подготовка проектов либерализации торговли и инвестиций). Выходит периодическое издание, отражающее состояние дел в сфере телекоммуникаций (The State Telecommunications Infrastructure and Regulatory Environment of APEC Economics).

Рабочая группа по туризму (The Tourism Working Group) создана в 1991 г. Заседания рабочей группы проводятся дважды в год и в них, помимо представителей АТЭС, как правило, участвуют представители Всемирного совета путешествий и туризма.

Рабочая группа по обзору торгово-инвестиционной статистики (The Trade and Investment Data Active Working Group) создана в 1990 г. для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических денных о торговле.

Рабочая группа по содействию торговле (The Trade Promotion Working Group) создана в 1990 г. для того, чтобы привлекать представителей частного сектора (главным образом, малые и средние предприятия) к деятельности АТЭС.

Рабочая группа по транспорту (The Transportation Working Group) создана в 1990 г. с целью обеспечения транспортных перевозок в обширном пространстве АТР.

Комитет по торговле и инвестициям (The Committee on Trade and Investment) образован в соответствии с принятой на встрече министров торговли АТЭС в 1993 г. Декларацией по созданию инфраструктуру торговли и инвестиций для увеличения экономической активности и облегчения перемещения товаров и услуг между участниками АТЭС.

Экономический комитет (The Economie Committee) образован в ноябре 1994 г. из состава специальной группы АТЭС по экономическим тенденциям и вопросам.

Бюджетно-административный комитет АТЭС (АРЕС Budget and Administrative Committee) создан в 1995 г. на саммите АТЭС в Осаке как постоянный орган, доводящий до сведения лидеров АТЭС мнение деловых кругов региона по ключевым вопросам. Играет важную роль в обозначении препятствий роста и поиске практических средств для обеспечения максимального доступа участников АТЭС на мировой рынок и увеличения возможностей их деятельности на мировом рынке. Представляет рекомендации по деятельности АТЭС в виде ежегодного доклада лидерам АТЭС, члены Комитета участвуют в работе саммита АТЭС.

Специальная группа по выработке политики в отношении малых и средних предприятий (The ad hoc Policy Level Group on Smail and Médium Enterprises) создана в 1995 г. как орган АТЭС, контролирующий мероприятия всех рабочих групп АТЭС в области малого и среднего предпринимательства. Главной предпосылкой создания такой группы стало мнение всех участников АТЭС

о том, что свободная торговля и глобализация экономики создают благоприятные возможности для развития малых и средних предприятий.

Группа экспертов по техническому сотрудничеству в сельском хозяйстве (Agricultura! Technical Cooperation Experts Group) образована в 1995 г. В числе сфер сотрудничества, которые охватывает деятельность этой группы, — консервация и использование генофонда животных и растений, развитие и продвижение в сельское хозяйство достижений биотехнологии, маркетинг, производство и сбыт продукции сельского хозяйства.

Для России саммит в Куала-Лумпуре был примечателен прежде всего тем, что было официально оформлено членство России (а также Вьетнама и Перу) в АТЭС1. После вступления России в АТЭС его доля в мировой экономике превысила 55%, а во внешней торговле достигла 54%, благодаря чему АТЭС еще больше утвердилось в качестве крупнейшего, набирающего все больший вес межправительственного экономического объединения АТР2.

С вступлением России в АТЭС 13 августа 1998 г. было принято Постановление правительства РФ №954 «Об обеспечении участия Российской Федерации в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», с принятием которого межведомственная комиссия по делам форума АТЭС прекратила свое существование.

В соответствии с данным постановлением была образована комиссия правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС. Положением о комиссии определено, что комиссия является координирующим органом, содействующим проведению единой государственной политики по вопросам участия Российской Федерации в деятельности АТЭС3.

По единодушной оценке наблюдателей, участие России в форуме предметно «идентифицирует азиатскую составляющую политики Москвы», открывает новые возможности для развития российских восточных регионов4. Россия приняла участие в дискуссии по основным пунктам повестки дня: индивидуальные планы действий, финансовый кризис, вопросы технико-

1 См.: Кистанов В.О. АТР на nopoi'e XXI века: к тихоокеанскому сообществу «азиатским путем» // Проблемы Дальнего Востока, 1998, №1.

2 См.: Международная жизнь, 1999, № 3. С.58.

Положение утверждено Постановлением правительства РФ от 13 августа 1993 г., №954.

■* См.: Международная жизнь, 1999, № 3. С.58.

экономического сотрудничества, либерализация торговли. Итоговые документы встречи отражают российские оценки и подходи к главным направлениям деятельности АТЭС.

Подключение России к АТЭС, несомненно, имеет большое политическое и практическое значение. В политическом плане членство в АТЭС объективно повышает вес и авторитет России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, способствует ее закреплению в качестве одного из базовых компонентов будущей системы многополюсного мира.

Для России выгоды от либерализации могут быть особо ощутимы в тех секторах экономики, где мы являемся Крупными экспортерами. Это энергоносители, лес, рыба и морепродукты, товары химической промышленности. Либерализация инвестиций в рамках АТЭС будет способствовать привлечению иностранных капиталов, столь необходимых для развития навей экономики. Сокращение расходов, связанных с либерализацией, упрощением и универсализацией экспортно-импортных процедур, их большей транспарентностью, будет означать прямую выгоду и для рядовых покупателей, и для отечественных производителей, создаст дополнительные стимулы для развития конкурентоспособного национального производства.

Вот как оценивает значение участия России в АТЭС новозеландский специалист Л.Смит:

«Я уверен, что России также выгодно быть членом АТЭС и следовать целям организации, даже если на короткий промежуток времени некоторые реформы будут даваться с трудом.

АТЭС дает вам открытый доступ к крупнейшим и наиболее быстро развивающимся экономическим системам мира.

Вы выиграете от доступа на эти динамичные рынки, от их капитала, технологий и навыков»1.

По мнению Л.Смита, «это приведет к более высоким темпам экономического роста, увеличению числа рабочих мест, повышению уровня жизни, расширению набора потребительских товаров и к экономической стабильности».

По его мнению, эффект либерализации в торговле и инвестиций будет максимальным, если одновременно и эффективно развивать инфраструктуру и наращивать производственные мощности. С этой целью программы либерализации и развития торговли и инвестиций и планы экономического и технического сотрудничества АТЭС взаимно дополняют друг друга.

Кроме того, как отмечает новозеландский автор, вступление России в АТЭС сделает эту организацию более значительной. Особенно после того, как наша страна вступит в ВТО, это усилит степень влияния событий в АТЭС на происходящее в ВТО2.

По оценкам некоторых российских экспертов, прямые выгоды, которые получит Россия от участия в АТЭС, оцениваются в миллиарды долларов. Таким должен быть эффект от либерализации торгово-экономических отношений с партнерами по АТЭС.

Вступление России в АТЭС будет иметь непосредственно важное значение для экономического и социального развития Сибири и Дальнего Востока.

11 апреля 1996 г. правительством России принята Федеральная Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Одной из ее основных задач является вовлечение Востока России в мировое хозяйство через расширение экономического сотрудничества со странами АТР.

Решить эту задачу предполагается с помощью системы налоговых льгот, формирования особого порядка экспорта для предприятий региона, системы гарантий и снижения риска для иностранных инвесторов, расширения прав и обязанностей местных органов власти.

Для Дальневосточного региона внешнеэкономическая деятельность является фактором, существенно влияющим на решение имеющихся социально-экономических проблем. За счет внешнеэкономической деятельности удается в какой-то мере компенсировать отрицательные последствия удаленности от промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, обеспечивать насыщение рынка товарами4.

24 апреля 1996 г. президент России Указом № 601 придал Федеральной программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья статус президентской, что предполагает особый порядок контроля за ходом ее реализации со стороны аппарата президента и

1 См.: Смит Л. Грядет вступление России в АТЭС //Международная жизнь, 1998, №6. С.49.

2 См.: Там же.

3 См.: Известия, 27 ноября 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Бурый А. Реформы на Дальнем Востоке и развитие международного сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока, 1996, №4. С.25.

свидетельствует о том, что развитие Дальнего Востока становится главным звеном в политике интеграции России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.

В частности, с целью создания благоприятных условий для экономической интеграции дальневосточной экономики в АТР Программа ставит следующие задачи:

— расширение прав и полномочий регионов в сфере внешнеэкономической деятельности;

— обеспечение правительственных гарантий отечественным и иностранным инвесторам, стабильного налогового и таможенного законодательства, приоритетного кредитования государственных и коммерческих программ с участием стран АТР;

— стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья с учетом структурных приоритетов и решения проблемы занятости населения;

— введение налоговых, страховых и кредитных инструментов стимулирования экспорта продукции и совершенствования структуры внешней торговли;

— проведение более активной государственной политики проникновения российских товаропроизводителей на рынки стран АТР, представление и защита их интересов;

— создание механизма, позволяющего аккумулировать в регионах доходы от внешнеторговых операций с целевым направлением этих сумм на инвестиции;

— обеспечение финансирования развития комплексной инфраструктуры на •Дальнем Востоке, привлечение российских и зарубежных коммерческих структур и банков к финансированию строительства и реконструкции транспортных объектов, телекоммуникационной сети, гостиниц и др.;

— создание свободных экономических зон, включая таможенные, внедренческих зон и зон экспортного производства;

— создание современной системы информационного обеспечения, включая формирование банка данных об экономическом потенциале дальневосточных регионов и стран АТР, реестра надежных партнеров, информационной базы и по правовой защите инвестиций;

— развитие сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, зарубежными инвестиционными фондами, эффективному использованию зарубежной технической помощи.

Следует отметить, что и страны АТР заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Бурно развивающейся экономике стран АТЭС нужны российские сырьевые и сбытовые рынки.

Постепенно формируются механизмы участия территорий Дальнего Востока России в процессе выработки и принятия решений в области экономического развития региона. Определенные организационно-правовые механизмы содействия участию российских регионов в процессе выработки и принятия решений были созданы еще до вступления России в АТЭС. Среди них Постоянная рабочая группа по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Межправительственной российско-китайской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Суть наиболее важных договоренностей, достигнутых на сегодняшний день в АТЭС состоит в том, что в отношении процесса либерализации, ориентированного на обеспечение свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010-2020 гг., будут применяться следующие принципы:

— всеобъемлемость (процесс либерализации будет касаться всех препятствий на пути достижения долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования);

— соответствие стандартам Всемирной торговой организации (ВТО) (меры по либерализации будут соответствовать практике ВТО);

—- сопоставимость (участники будут стремиться к тому, чтобы обеспечить общую

сопоставимость принимаемых ими мер по либерализации с учетом ее общего уровня, уже достигнутого каждой страной АТЭС);

— недискриминация;

— транспарентность (каждый участник будет обеспечивать транспарентность своих соответствующих законов, положений и административных процедур, которые оказывают влияние на оборот товаров, услуг и капитала между странами АТЭС);

— неприменение деструктивных мер (каждая страна АТЭС будет стремиться воздерживаться от применения мер, .которые могли бы привести к усилению протекционизма);

— одновременное начало, непрерывный процесс и дифференцированные графики (страны АТЭС одновременно и незамедлительно начнут процесс либерализации, содействия и сотрудничества со всеми другими странами-членами и будут постоянно вносить значительный вклад для достижения долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования);

— гибкость (ввиду различий в уровнях экономического развития стран АТЭС и неодинаковых экономических условий в отдельных странах в процессе либерализации будет обеспечен гибкий подход к решению проблем, связанных с такими условиями);

— сотрудничество (одни участники будут оказывать экономическое и техническое содействие другим).

В заключение следует отметить, что вхождение России в АТЭС в качестве полноправного члена облегчит проблему ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), актуальность которой возросла в настоящее время.

FORUM ON THE ASIA AND PACIFIC ECONOMIC COOPERATION AND RUSSIA

M.V. Fedorov, I.S. Pushkarev

The Department of Theory and History of State and Law Russian University of Peoples'Friendship Miklukho-Maldaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

In the article the international-legal nature of Asia and Pacific Economic Cooperation and possible areas

of cooperation of Russia is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.