Научная статья на тему 'Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований'

Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / онлайн-обучение / стейкхолдеры образовательного процесса / студенты / преподаватели / высшее образование / COVID-19 / e-learning / educational stakeholders / university students / uni-versity teachers / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьян Мария Львовна, Воронина Елена Анатольевна

Проводится обзор результатов научных исследований о влиянии фор-сированного перевода обучения в высшей школе в онлайн-пространство в связи с пан-демией COVID-19. Несмотря на заметное количество публикаций, рассматривающих минусы данного перевода, комплексный анализ вероятных плюсов и новых возможно-стей, связанных с электронным обучением в чрезвычайной ситуации, не осуществлял-ся. Цель обзора – систематизация русскоязычных и англоязычных эмпирических ис-следований за 2020–2022 гг., затрагивающих ряд благоприятных аспектов перехода на онлайн-обучение. Анализ выстроен вокруг двух групп основных стейкхолдеров обра-зовательного процесса: студентов и преподавателей вузов. Результаты показывают, что в студенческой жизни основными положительными изменениями стали: сокращение ресурсных затрат, благотворные изменения в академической жизни и личностное раз-витие. У преподавателей отмечались возросшая готовность к нововведениям и появле-ние новых возможностей для профессионального развития и взаимодействия. Прове-денный анализ позволил получить холистическое представление об эффектах экстренного перевода высшего образования в онлайн-формат. Эта информация может быть значимой при организации современного смешанного формата обучения, качественность осуществ-ления которого во многом определяется векторами, заложенными в период пандемии COVID-2019. Кроме того, всестороннее осмысление прошлого опыта может способ-ствовать выработке готовности к возможным будущим трансформациям образователь-ного формата в связи с новыми вызовами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курьян Мария Львовна, Воронина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergency Transition to Online Learning and New Opportunities for Educational Stakeholders: Review of Publications

The authors review the results of scientific research on the impact of the emergency transition to e-learning in higher education institutions caused by the COVID-19 pandemic. Despite a noticeable number of publications considering the disadvantages of this translation, a comprehen-sive analysis of the possible advantages and new opportunities associated with e-learning in an emer-gency has not yet been carried out. The purpose of this review is to systematize Russianand Eng-lish-language empirical studies (2020–2022), addressing a number of favorable aspects of the transition to online learning. The analysis is focused on two main groups of stakeholders in the edu-cational process: university students and university teachers. The results show that the main positive changes in student life have led to: reduced resource costs, improved quality of academic life and new opportunities for personal development. Teachers reported an increased willingness to innovate and take advantage of new opportunities for professional development and interaction. The analysis provides a holistic view of the effects of the emergency transition to e-learning in higher education. This information can be helpful for organizing a modern blended learning format, the quality of which is largely determined by the vectors inherent in the COVID-2019 pandemic. In addi-tion, a comprehensive understanding of past experience can contribute to the development of readi-ness for possible future transformations of the educational format in response to new challenges.

Текст научной работы на тему «Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований»

#

RUDN Journal of Psychology and Pedagogics ISSN 2313-1683 (Pnn4; ISSN 2313-1705 (OnNne)

2023 Vol. 20 No. 4 772-790

Вестник руДН. Серия: Психология и педаг°шка http://journals.rudn.ru/psychology-pedagogics

DOI: 10.22363/2313-1683-2023-20-4-772-790 EDN: VYIWZL УДК 378.4

Обзорная статья

Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований

М.Л. Курьян Е.А. Воронина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 603005, Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, д. 25/12

2 mkuryan@hse.ru

Аннотация. Проводится обзор результатов научных исследований о влиянии форсированного перевода обучения в высшей школе в онлайн-пространство в связи с пандемией COVID-19. Несмотря на заметное количество публикаций, рассматривающих минусы данного перевода, комплексный анализ вероятных плюсов и новых возможностей, связанных с электронным обучением в чрезвычайной ситуации, не осуществлялся. Цель обзора - систематизация русскоязычных и англоязычных эмпирических исследований за 2020-2022 гг., затрагивающих ряд благоприятных аспектов перехода на онлайн-обучение. Анализ выстроен вокруг двух групп основных стейкхолдеров образовательного процесса: студентов и преподавателей вузов. Результаты показывают, что в студенческой жизни основными положительными изменениями стали: сокращение ресурсных затрат, благотворные изменения в академической жизни и личностное развитие. У преподавателей отмечались возросшая готовность к нововведениям и появление новых возможностей для профессионального развития и взаимодействия. Проведенный анализ позволил получить холистическое представление об эффектах экстренного перевода высшего образования в онлайн-формат. Эта информация может быть значимой при организации современного смешанного формата обучения, качественность осуществления которого во многом определяется векторами, заложенными в период пандемии С0УШ-2019. Кроме того, всестороннее осмысление прошлого опыта может способствовать выработке готовности к возможным будущим трансформациям образовательного формата в связи с новыми вызовами.

Ключевые слова: С0УШ-19, онлайн-обучение, стейкхолдеры образовательного процесса, студенты, преподаватели, высшее образование

Форсированный переход на онлайн-обучение, безусловно, вызвал ряд негативных явлений в психоэмоциональном, социокультурном и академическом благополучии участников образовательного процесса. Заметное количество

© Курьян М.Л., Воронина Е.А., 2023

licci ф© I №0Гк is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License БЖЖЯ https://creativecommons.0rg/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Введение

работ как отечественных, так и зарубежных исследователей посвящено именно минусам перехода в дистанционный формат (Радина, Балакина, 2021; El Masri, Sabzalieva 2020; Peters et al., 2022). Метафоры, адресованные новой цифровой образовательной реальности, используемые в данных публикациях, зачастую имеют исключительно отрицательные коннотации: «шторм» (Клягин и др., 2020), «крушение» (rupture) (Peters et al., 2022), «новая аномальность» (the new abnormal) (Peters et al., 2022), «вредоносная проблема» (wicked problem) (El Masri, Sabzalieva, 2020). Подобная риторика неудивительна, так как пандемия COVID-19 обусловила вынужденный всеобщий переход в онлайн-пространство вне зависимости от готовности и индивидуальных пожеланий участников высшего образования (Воронина, Курьян, 2022). В этой связи стоит упомянуть возникновение термина «электронное обучение в чрезвычайной ситуации» (Murphy, 2020), которое охарактеризовалось ускоренным переводом аудиторных контактных занятий в онлайн-режим. В результате цифровая трансформация высшего образования была интенсифицирована и приобрела даже некий мессий-ный статус (Murphy, 2020).

Однако любое кризисное событие неизбежно влечет за собой комплекс последствий, нередко превращая отрицательные явления в новые возможности. Поэтому дискурс, относящийся к обучению в высшей школе во время пандемии, включает и фокусировку на некоторых положительных сдвигах в жизни участников образовательного контекста.

Данная работа посвящена обзору публикаций на тему вынужденного срочного перехода на дистанционное обучение, вышедших с 2020 по 2022 г., в которых затрагивается тот или иной благоприятный аспект сложившейся образовательной ситуации.

Актуальность исследования связана с важностью получения холистического представления об эффектах перевода высшего образования (ВО) в онлайн-формат. Данный перевод во многом способствовал формированию особого пространства в учебных учреждениях - цифровой образовательной среды (Рад-чикова и др., 2023). Исследователи единодушно соглашаются с тем, что период пандемии «сыграл на руку углублению процессов цифровизации высшего образования, не оставив возможности откладывать „в долгий ящик" дискуссии о важности/неважности, полезности/бесполезности использования дистанционных форм обучения и различных онлайн-технологий в образовательном процессе» (Абрамов и др., 2021, с. 145). Наконец, всестороннее осмысление прошлого опыта способствует выработке готовности к возможным будущим трансформациям образовательного формата в связи с новыми вызовами.

Следует отметить диалектичный характер рассматриваемых аспектов: выявленные в одних исследованиях плюсы форсированного перехода в онлайн-пространство для той или иной группы участников образовательного процесса в определенной сфере могут быть сопоставлены с минусами в этой же сфере, обсуждаемыми в ряде других работ. Однако, как представляется, это лишь подтверждает сложность анализируемого явления и оправдывает его многосторонний анализ, который способен приблизить к его глубокому пониманию.

Концептуальная основа исследования

Для организации анализа возможных положительных эффектов перевода образования в онлайн-формат была выбрана теория стейкхолдеров - заинтересованных сторон. Беря свое начало в бизнес сфере, данная теория определяет стейкхолдеров следующим образом: это такие группы и индивидуумы, которые могут воздействовать на функционирование организации и находятся под воздействием деятельности данной организации (Freeman, 2010). Очевидно, что подобное понимание достаточно широко и применимо к большому количеству разных группировок в разных организациях, включая высшие учебные заведения.

В рамках настоящей работы анализ возможных благоприятных эффектов форсированного перехода на онлайн-обучение был отграничен двумя группами стейкхолдеров - преподавателями и студентами, так как именно они являются непосредственными участниками образовательного процесса и наиболее ярко испытали на себе влияние трансформаций, связанных с обучением в пандемию.

По общему наблюдению целого ряда исследователей, принципиально важной группой в рамках образовательного процесса выступают студенты (Daunoriene, Bucinskiene, 2016). Их роль достаточно уникальна: с одной стороны, они представляют собой активных соучастников образовательного процесса, способных оказывать на него непосредственное воздействие «изнутри»; с другой стороны, являясь потребителями образовательных услуг и в определенной мере заказчиками этих услуг, оплачивая их приобретение, студенты могут рассматриваться как участники, влияющие на образовательные процессы «извне» (Freitas Langrafe et al., 2020).

Мы сосредоточились на учащихся вузов, так как их опыт был поставлен в центр исследований пандемийного и постпандемийного периода, и такие исследования наиболее многочисленны (из изученных 57 работ в 32 затрагивалось восприятие студентов).

Другой важнейшей группой участников образовательного процесса в рамках высшей школы являются преподаватели. Экстренный перевод обучения в онлайн-режим поставил данную группу под прямой удар: обеспечение бесперебойности образовательного процесса зависело во многом от их готовности и способности мобилизоваться технически и психологически (Нарбут и др., 2020).

Важность преподавателей как одного из центральных участников образовательной организации заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на удовлетворенность учащихся образовательным процессом, на качественность предоставляемых вузом образовательных услуг и, следовательно, на эффективность функционирования образовательной организации в целом (Chapleo, Simms, 2010).

Принципы поиска и отбора источников

Систематический и развернутый поиск литературы был проведен в русскоязычных и англоязычных электронных базах данных рецензируемых научных журналов, таких как eLIBRARY.ru и Google Scholar, а также на офици-

альных сайтах издательств Elsevier, Springer, Cambridge University Press и др. Процесс отбора проходил в ноябре 2022 г. в два основных этапа, одинаково для отечественных и зарубежных работ.

На первом этапе отбирались эмпирические публикации 2020-2022 гг., где в названии, аннотации и/или ключевых словах присутствовали: а) на русском языке - высшее образование в COVID, онлайн-обучение в пандемию, коро-навирус и высшее образование, стейкхолдеры образовательного процесса, студенты, электронное обучение и коронавирус, преподаватели, электронное обучение и коронавирус; б) на английском языке - higher education in COVID, higher education in pandemic, Coronavirus and e-learning, stakeholders in education, students, e-learning and COVID, teachers, e-learning and COVID.

В первичную выборку были включены статьи и материалы конференций, удовлетворяющие следующим параметрам: преимущественно посвященные высшему образованию в период пандемии, рассматривающие отношение стейкхолдеров к полному переходу на электронное образование как непосредственно в момент обучения, так и в виде рефлексии о накопленном опыте.

На втором этапе предпринят повторный поиск для устранения возможных смещений смысла из-за использования указанных ключевых слов. Анализ показал, что на первом этапе подборка на обоих языках была ограничена присутствием в критериях поиска слов «высшее образование» и higher education. В связи с этим заданы дополнительные ключевые слова: высшая школа, университет, universities, tertiary education, college education. Всего выявлено 79 наименований на русском и 274 наименования на английском языках.

В ходе последующего анализа аннотаций и полных текстов выбраны статьи, где объектом изучения было восприятие электронного обучения в пандемию со стороны студентов и/или преподавателей. В обзор вошло 57 публикаций.

Результаты проведенного анализа позволили выделить положительные явления в сфере жизни студентов и преподавателей.

Новые возможности перевода обучения в онлайн-формат для студентов

На основе анализа российских и зарубежных исследований определены три основные сферы студенческой жизни, в которых доказанно выявлены определенные плюсы перехода к онлайн-обучению.

Сокращение ресурсных затрат. Изменение формата обучения, прежде всего, заметно сказалось на организации повседневной жизни учащихся. Дорога в университет, фиксированное расписание, физические часы пребывания в вузе - данные рутинные процессы естественным образом претерпели трансформацию. Положительный эффект этой тенденции, по наблюдению исследователей, коснулся материального аспекта: студенты отмечали сокращение транспортных и иных расходов, связанных с учебой (Cofini et al., 2022; Wijanto et al., 2021).

Еще одним «активом», который «высвободило» онлайн-обучение, стал временной ресурс: учащиеся вузов подчеркивали экономию времени (Абрамова и др., 2021; Алешковский и др., 2020), возросшее количество свободно-

го времени (Бекова и др., 2021), увеличившуюся мобильность (Абрамова и др., 2021). Для ряда учащихся бонусом новой реальности стало более легкое совмещение работы и учебы (Абрамова и др., 2021; Бекова и др., 2021).

В организации каждодневной образовательной деятельности в дистантном формате респондентами также выделялась экономия усилий - возможность получить доступ к онлайн-занятиям практически из любого места позволяла более гибко выстраивать их личный график (Almahasees et al., 2021). Кроме того, отмечался комфорт обучения в домашней обстановке (Алеш-ковский и др., 2020).

Положительное воздействие на академическую составляющую жизни студентов. Форсированный переход на онлайн-обучение серьезным образом затронул и академический аспект студенческой жизни, вызвав не только ряд негативных эффектов (Радина, Балакина, 2021; El Masri, Sabzalieva 2020), но и привнеся некоторые плюсы. Представляется, что онлайн-формат, как ни парадоксально, во многом создал атмосферу погруженности в образовательный процесс. Беспрецедентность новой реальности, видимо, требовала повышенного внимания и мотивации с ней справиться. Исследование испанских ученых (Gonzalez et al., 2020) показало, что успеваемость студентов во время пандемии возросла. Исключив в качестве возможных причин данного явления изменения в системе оценивания, так же как и обновление методологических подходов (которые неизбежны при смене формата обучения), исследователи пришли к выводу, что данная тенденция обусловлена увеличением студенческой автономии и выработкой более стабильной привычки к учебе. Интересно, что в докладе института образования ВШЭ (Бекова и др., 2021) отмечена возросшая посещаемость онлайн-занятий (треть студентов указали на данный сдвиг в своем академическом поведении), что не исключает взаимосвязи с «обновленным» отношением к учебе.

Масштабное исследование студенческой оценки обучения в пандемию, проводимое в два этапа - весной 2020 г., в момент вынужденного перехода в онлайн-режим, и осенью 2020 г. - в условиях уже планового онлайн-обучения (Алешковский и др., 2021), показало увеличение доли тех, кто видел улучшение качества обучения в дистанционном формате.

Кроме того, уникальная техническая возможность вернуться к учебным материалам и заданиям практически в любое время и в любом месте, непрерывно использовать интерактивные платформы, социальные медиа (применение которых в образовательном процессе было интенсифицировано) для связи с одногруппниками и преподавателями способствовала тенденции включенности (Бекова и др., 2021). Масштабные социологические данные демонстрируют, что, по мнению заметной доли студентов, получить консультацию от преподавателя или задать интересующие вопросы было легче в рамках онлайн-обучения (Бекова и др., 2021).

Также внимания заслуживают результаты исследований относительно психологической составляющей академической обстановки. Выявлено, что учащиеся вуза отмечают в целом положительный опыт онлайн-обучения в период пандемии COVID-19 (анализ проводился спустя год после ее начала) (Zhou, Zhang, 2021). В частности, данное восприятие сформировалось возросшим

ощущением образовательного сообщества (включенностью в университетское комьюнити, взаимодействием с преподавателями и одногруппниками), ощущением поддержки со стороны вуза (обеспеченностью курсов материалами, доступностью библиотечных, медицинских сервисов и др.) и общей удовлетворенностью получаемым образовательным опытом (Zhou, Zhang, 2021).

Личностное развитие. В ряде работ изучались личностные трансформации учащихся вузов, вызванные новой реальностью обучения. В основном речь идет о развитии «мягких» умений: тайм-менеджмента, самоорганизации, независимости, доступности саморазвития (Cranfield et al., 2021; Абрамова и др., 2021, Бекова и др., 2021; Almahasees et al., 2021). Здесь также важно отметить возрастание цифровой грамотности: студенты наращивали и совершенствовали навыки по работе с новыми технологиями и ресурсами (Алеш-ковский и др., 2021).

Вместе с этим ряд исследователей выделяет улучшение управления стрессом у некоторых учащихся (Gonzalez et al., 2020). Находясь в достаточно экстремальных условиях, студенты постепенно начинали вырабатывать стратегии преодоления стресса, заключавшиеся, прежде всего, в поиске новых видов деятельности, расширении круга интересов, хобби (Gonzalez et al., 2020; Бекова и др., 2021). Данная тенденция может быть связана с «толерантностью к неопределенности», которая характеризует поведение современной молодежи, как показывают последние исследования (Банщикова и др., 2022).

Новые возможности перевода обучения в онлайн-формат для преподавателей

Принудительный переход к электронному обучению создал совершенно новые условия для образовательного процесса в вузах и привел к переформатированию деятельности преподавателей. Научный дискурс 2020-2022 гг. включает обсуждение возможных положительных эффектов и в целом эффективности дистанционного обучения в отношении к работе педагогического состава.

Готовность к нововведениям. В новой реальности именно преподаватели стали так называемыми агентами перемен, и от их позитивного отношения, мотивации и готовности к инновациям зависел успех социальных системных сдвигов (Kizilcec et al., 2020; Li, Yu, 2022).

Если попытаться проанализировать данную готовность, становится понятно, что она имеет исторические предпосылки. Важным представляется осознание ключевой роли ВО в последние десятилетия в преобразовании общества на пути к устойчивому развитию (United Nations Decade.., 2005). Вследствие того, что одной из главных тенденций в развитии современного образования признана инновационность, обусловленная сменой парадигмы образования, поиском новых форм, методов, информационно-образовательных средств и технологий, от преподавателя высшей школы требуется не только проявление творчества, но и готовность к нововведениям (Mehta, 2021).

Значимость этого фактора подтвердила деятельность преподавателей вуза в условиях пандемии. Как в точных, так и в гуманитарных предметах многие педагоги смогли выйти на новый уровень профессионального мастерства.

Их деятельность в условиях вынужденного онлайн-обучения характеризовалась сдвигом в сторону использования актуальных образовательных платформ и ресурсов. Таким образом, технолого-педагогические предметные компетенции (ТРСК) педагогического состава (М^Ига, 2006; КоеЫег, М^Ига, 2009; УеИ е! а1., 2021) получили новый стимул, благодаря переходу к экстренному дистанционному образованию. Это подтверждается тем, что изначально около 40 % преподавателей были начинающими пользователями некоторых платформ, а также довольно высоким процентом тех, кому в этот период пришлось научиться адаптировать и разрабатывать материалы в специальных программах и приложениях (Моип^ё et а1., 2021).

В частности, преподаватели математических дисциплин отмечали, что им пришлось обучать студентов, которые были рождены в цифровой реальности и имели доступ к интернету и различным ИТ-устройствам с первых дней жизни. При этом преподаватели осознавали, что от них требовалось не только передавать знания, но и содействовать устойчивому всестороннему развитию своих студентов, включая и цифровую грамотность (АшаесЫ е! а1., 2022). Хотя преподаватели математики отметили резкость внезапного перехода удаленному обучению и возросшую нагрузку в ряде стран (N1 Fhloinn, Fitzmaurice, 2021), они показали высокий уровень удовлетворенности работой, проделанной во время пандемии COVID-19 (в совокупности 80 % были удовлетворены учебным процессом) (Коёг1§ие2-Миш2 е! а1., 2021; Ku1ikowski е! а1., 2021; Ра^оага е! а1., 2020). Их позитивное отношение к работе и дополнительные усилия, которые они приложили, чтобы справиться с ситуацией, свидетельствуют о готовности продолжать развиваться, чтобы повысить свою цифровую грамотность.

В гуманитарных отраслях, например в преподавании иностранных языков, пандемия СОУГО-19 также потребовала от педагогов немедленно внести изменения в учебный процесс. Они столкнулись с необходимостью соответствовать вызовам онлайн-обучения (Кош§ е! а1., 2020). Система обучения, которая обычно подразумевает проведение занятий в аудитории, перешла в онлайн-режим, поэтому преподавателям пришлось изменить свои стратегии преподавания и адаптировать учебные материалы, что позволило бы обучающимся заниматься из дома. Это условие стало новым вызовом, в частности для преподавателей английского языка, которые творчески трансформировали материалы и учебный процесс, чтобы поддержать интерес и мотивацию к предмету во время пандемии (№2ап е! а1., 2023).

Педагоги отмечали, что онлайн-обучение повысило не только их временные затраты, но и качество образования (Nashir, ЬаШ, 2021). Онлайн-обучение организовывалось путем объединения сразу нескольких типов учебных ресурсов, таких как документы, изображения, видео и аудио, которые студенты могли просматривать, редактировать и читать (Ми1уа^, 2018; ЯаЫт, Бапёа-гап, 2020). Кроме того, учебный процесс был ускорен за счет оперативного обмена ссылками на ресурсы и задания, которые должны быть доступны учащимся (Ьу et а1., 2021).

Результаты исследований показывают, что преподаватели внедряли онлайн-обучение и активно участвовали в образовательном процессе; кроме того, молодые педагоги энергичнее проявляли себя в онлайн-обучении, по-

тому что зачастую были лучше знакомы с технологиями (Неборский и др., 2021; Грунт и др., 2020; Нагапетян, Озерникова, 2021).

Возможности для профессионального развития и взаимодействия. Использование информационных технологий в учебном процессе создало возможность разрабатывать новые модели, стратегии, методы и совершенствовать навыки онлайн-преподавания (Chaturvedi et al., 2021). Это сформировало среду для развития творческого потенциала и постоянной актуализации научных знаний педагогов, позволившую создавать учебные продукты, необходимые учащимся. На преподавателей легла наиболее важная роль в переходе от традиционного обучения в аудитории к гибридному и онлайн-обучению (Bao, 2020), а их педагогические находки, сделанные во время пандемии, могут эффективно применяться и после отмены обязательного дистанционного формата обучения (Reimers, Marmolejo, 2022).

Ситуация вынужденного онлайн-формата стимулировала педагогов к саморазвитию и получению новых знаний (Blonder et al., 2022) при работе с ресурсами для онлайн-обучения, что сделало процесс подготовки учебных материалов более творческим и инновационным. Преподаватели могли воспринимать происходящие изменения как «организационный, творческий и даже экзистенциальный вызов» (Абрамов и др., 2021; Нарбут и др., 2020).

Заметную роль в общей успешности перехода к «новой реальности» сыграла способность к cамоорганизации академического сообщества. Участники ряда исследований (Amaechi et al., 2022; Абрамов и др., 2021; Егоров, 2020; Осипова, 2021) отмечали, что в условиях общей неопределенности значительно активизировалась горизонтальная коммуникация между сотрудниками университета, присутствовала коллективная солидарность на уровне отдельной низовой организационной единицы - кафедры, факультета, образовательной программы и т. п.

Таким образом, очевидны положительные эффекты дистанционного обучения для преподавателей, что, в свою очередь, вносит вклад в развитие социально устойчивого дистанционного обучения.

Заключение

Новизна и значимость полученных результатов определяется комплексным анализом как русскоязычных, так и англоязычных исследований последних нескольких лет, затрагивающих конструктивные изменения, связанные с онлайн-образованием в период пандемии. В настоящее время можно говорить о «постпандемийном сценарии» развития высшей школы, в котором определенную роль играет именно позитивный опыт основных стейкхолдеров ВО того периода, способствующий популяризации смешанного и гибридного форматов обучения и оптимистичному отношению к новым цифровым форматам взаимодействия.

Анализ основных групп образовательных участников позволил выявить и систематизировать данные, касающиеся качественных сдвигов в жизни студентов и педагогов.

Очевидно, что пандемия COVID-19 привела к преобразованиям глобального масштаба, которые охватывают широкий спектр социальных, экономических и культурных изменений (Sulkowski, 2020). В высшем образовании

главным изменением явилась очень быстрая виртуализация учебного процесса, проявляющаяся во внедрении электронного обучения в беспрецедентных масштабах (Chang, Fang, 2020). Несмотря на ярко выраженное в научной литературе критическое восприятие новой реальности высшего образования, стоит обратить внимание и на положительный опыт перехода к онлайн-обучению и новые перспективы. Безусловно, не являясь всеобъемлющим, обзор публикаций по данной проблематике позволил выявить преимущества только для основных групп заинтересованных лиц.

Анализ российских и зарубежных исследований продемонстрировал, что дистантное обучение, как это ни парадоксально, способствовало (в определенной степени) сближению участников образовательного процесса; а его во многом экстремальный характер позволил активизировать дополнительные ресурсы, которые помогли не просто пережить тяжелые времена, но получить новые возможности для развития и наметить новые точки роста.

Ограничения исследования. Среди ограничений исследования следовало бы выделить невозможность охватить исчерпывающий перечень работ, а также отсутствие в рассмотренных материалах статей на остальных мировых языках.

Практическая значимость исследования. Настоящий обзор может быть полезен всем заинтересованным сторонам образовательного процесса. C практической точки зрения внимание к положительным сторонам дистанционного обучения позволило бы в будущем целенаправленно подойти к их развитию и укреплению. Сочетание традиционных занятий в аудитории с возможностями, которые привносят в обучение информационные технологии, видится закономерным шагом к трансформации высшего образования в «новой реальности». Влияние пандемии на образовательный сектор невозможно «отменить»: процессы цифровизации и их воздействие на поведенческие и ценностные установки участников образовательного процесса были интенсифицированы и в настоящее время продолжают наращивать обороты (Zancajo et al., 2022).

Список литературы

Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Захарова У.С., Терентьев Е.А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. C. 134-154. https://doi.org/10.14515/monitoring.202L3.1985 Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., Григорьева А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форса-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. C. 59-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014 АбрамоваМ.О., Баранников К.А., Груздев И.А., Жихарев Д.А., Лешуков О.В., Отт М.А., Рогозин Д.М., Сандлер Д.Г., Суханова Е.А., Терентьев Е.А., Фрумин И.Д. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад / науч. ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2021. 46 с. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты России об обучении в период пандемии COVID-19: ресурсы, возможности

и оценка учебы в удаленном режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 211-224. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224 Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Коростелёва, Т.В. Саморегуляция и толерантность к неопределенности как ресурсы субъективного благополучия современной молодежи: кросс-культурный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 4. С. 717-743. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-717-743 Бекова С.К., Груздев И.А., Калинин Р.Г., Камальдинова Л.Р., Малошонок Н.Г., Теренть-ев Е.А. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 60 с. Воронина Е.А., Курьян М.Л. Взаимосвязь принятия студентами информационных технологий в обучении и удовлетворенности онлайн-дисциплинами в условиях тотального перехода на удаленное образование // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 144-160. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-2-144-160 Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5. С. 45-58. https://doi.Org/10.32744/pse.2020.5.3 Егоров П.А. Развитие дистанционного образования в России (опыт пандемии COVID-19) //

Профессиональное образование и общество. 2020. № 3. С. 9-15. Клягин А.В., Абалмасова Е.С., Гарев К.В., Груздев И.А., Егоров А.А., Захарова У.С., Калинин Р.Г., Камальдинова Л.Р., Карлов И.А., Корнеева И.Е., Макарьева А.Ю., Минаева Е.А., Платонова Д.П., Семенова Т.В., Скокова Ю.А., Терентьев Е.А., Фру-мин И.Д., Швиндт А.Н.., Шибанова Е.Ю. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 с. Нагапетян К.В., Озерникова Т.Г. Опыт организации удаленной работы в условиях пандемии и перспективы его дальнейшего использования // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 2. С. 201-218. http://doi.org/10.18334/et.8.2.111779 Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. C. 611-621. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621 Неборский Е.В., Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Наумова Т.А., Анисимов А.Е. Переход на дистанционное обучение в условиях COVID-19 в оценках профессорско-преподавательского состава // Перспективы науки и образования. 2020. № 4. С. 99-110. https://doi.org/10.32744/pse.2020A6 Осипова Л.Б. Трансформация процесса обучения студентов в условиях пандемии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 5. C. 138-144. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.94.16.010 Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 2. С. 311-330. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330 Almahasees Z., Mohsen K., AminM.O. Faculty's and students' perceptions of online learning during COVID-19 // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.638470

Amaechi C. V., Amaechi E.C., Oyetunji A.K., KgosiemangI.M. Scientific review and annotated bibliography of teaching in higher education academies on online learning: adapting to the COVID-19 pandemic // Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 19. https://doi.org/10.3390/su141912006 Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: a case study of Peking University // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2. No. 2. Pp. 113-115. https://doi.org/10.1002/hbe2.191 Blonder R., Feldman-Maggor Y., Rap S. What can be learned from lecturers' knowledge and self-efficacy for online teaching during the COVID-19 pandemic to promote online teaching in higher education // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 10. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0275459 Chang C.L., Fang M. E-learning and online instructions of higher education during the 2019 novel coronavirus diseases (COVID-19) epidemic // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1574. No. 1. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1574/1/012166 Chapleo C., Simms C. Stakeholder analysis in higher education: a case study of the University of Portsmouth // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 2010. Vol. 14. No. 1. Pp. 12-20. https://doi.org/10.1080/13603100903458034 Chaturvedi S., Purohit S., Verma M. Effective teaching practices for success during COVID-19 pandemic: towards phygital learning // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.646557 Cofini V., Perilli E., Moretti A., Bianchini V., Perazzini M., Muselli M., Lanzi S., Tobia L., Fabiani L., Necozione S. E-learning satisfaction, stress, quality of life, and coping: A cross-sectional study in Italian university students a year after the COVID-19 pandemic began // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19. No. 13. https://doi.org/10.3390/ijerph19138214 Cranfield D.J., Tick A., Venter I.M., Blignaut R.J., Renaud K. Higher education students' perceptions of online learning during COVID-19 - a comparative study // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No. 8. https://doi.org/10.3390/educsci11080403 Daunoriene A., Bucinskiene A. Stakeholders impact analysis in higher education study projects // Project Management Development - Practice and Perspectives: Conference Proceedings. Riga: University of Latvia, 2016. Pp. 54-66. El Masri A., Sabzalieva E. Dealing with disruption, rethinking recovery: policy responses to the COVID-19 pandemic in higher education // Policy Design and Practice. 2020. Vol. 3. No. 3. Pp. 312-333. https://doi.org/10.1080/25741292.2020.1813359 Freeman R.E. Strategic management: a stakeholder approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 292 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139192675 Freitas Langrafe T. de, Barakat S.R., Stocker F., Boaventura J.M.G. A stakeholder theory approach to creating value in higher education institutions // The Bottom Line. 2020. Vol. 33. No. 4. Pp. 297-313. https://doi.org/10.1108/bl-03-2020-0021 Gonzalez T., de la RubiaM.A., Hincz K.P., Comas-LopezM., Subirats L., Fort S., Sacha G.M. Influence of COVID-19 confinement on students' performance in higher education // PLOS ONE. 2020. Vol. 15. No. 10. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0239490 Kizilcec R.F., Reich J., Yeomans M., Dann C., Brunskill E., Lopez G., Turkay S., Williams J.J., Tingley D. Scaling up behavioral science interventions in online education // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020. Vol. 117. No. 26. Pp. 14900-14905. https://doi.org/10.1073/pnas.1921417117 Koehler M.J., Mishra P. What is technological pedagogical content knowledge? // Contemporary issues in technology and teacher education. 2009. Vol. 9. No. 1. Pp. 60-70. König J., Jäger-Biela D.J., Glutsch N. Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43. No 4. Pp. 608-622. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1809650 Kulikowski K., Przytula S., Sulkowski L. E-learning? Never again! On the unintended consequences of COVID-19 forced e-learning on academic teacher motivational job

characteristics // Higher Education Quarterly. 2022. Vol. 76. No. 1. Pp. 174-189. https://doi.org/10.1111/hequ.12314 Labanauskis R., Ginevicius R. Role of stakeholders leading to development of higher education services // Engineering Management in Production and Services. 2017. Vol. 9. No. 3. Pp. 63-75. https://doi.org/10.1515/emj-2017-0026 Li M., Yu Z. Teachers' satisfaction, role, and digital literacy during the COVID-19 pandemic //

Sustainability. 2022. Vol. 14. No. 3. https://doi.org/10.3390/su14031121 Ly T.N.L., Nguyen T.L., Nguyen H.N. Using e-learning platforms in online classes: a survey on tertiary

English teachers' perceptions // AsiaCALL Online Journal. 2021. Vol. 12. No. 5. Pp. 34-53. Mehta P. Teachers' readiness to adopt online teaching amid COVID-19 lockdown and perceived stress: pain or panacea? // Corporate Governance: The International Journal of Business in Society. 2021. Vol. 21. No. 6. Pp. 1229-1249. https://doi.org/10.1108/cg-09-2020-0385

Mishra P., Koehler M.J. Technological pedagogical content knowledge: a framework for teacher knowledge // Teachers College Record: The Voice of Scholarship in Education. 2006. Vol. 108. No. 6. Pp. 1017-1054. https://doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x Mounjid B., El Hilali E., Amrani F., Moubtassime M. Teachers' perceptions and the challenges of online teaching/learning in Morocco during COVID-19 crisis // Arab World English Journal. 2021. Vol. 7. No. 1. Pp. 38-52. https://doi.org/10.24093/awej/call7.3 Mulyadi D. EFL student teachers' perception and challenges toward online platforms in language pedagogy // 2nd English Language and Literature International Conference (ELLiC): Conference Proceedings. Semarang: Universitas Muhammadiyah Semarang, 2018. Vol. 2. Pp. 321-323.

Murphy M.P.A. COVID-19 and emergency eLearning: consequences of the securitization of higher education for post-pandemic pedagogy // Contemporary Security Policy. 2020. Vol. 41. No. 3. Pp. 492-505. https://doi.org/10.1080/13523260.2020.1761749 Nashir M., Laili R.N. English teachers' perception toward the switch from offline to online teaching during lockdown in the midst of COVID-19 outbreak // Edukatif: Jurnal Ilmu Pendidikan. 2021. Vol. 3. No. 2. Pp. 250-260. https://doi.org/10.31004/edukatif.v3i2.287 Nazari F., Ghanizadeh A., Mirzaee S. EFL teachers' coping strategies amidst the COVID-19 virtual education and their association with work engagement and teacher apprehend-sion // Educational Research for Policy and Practice. 2023. Vol. 22. No. 1. Pp. 1-22. https://doi.org/10.1007/s10671 -022-09317-0 Ni Fhloinn E., Fitzmaurice O. Challenges and opportunities: experiences of mathematics lecturers engaged in emergency remote teaching during the COVID-19 pandemic // Mathematics. 2021. Vol. 9. No. 18. https://doi.org/10.3390/math9182303 Panisoara I.O., Lazar I., Panisoara G., Chirca R., Ursu A.S. Motivation and continuance intention towards online instruction among teachers during the COVID-19 pandemic: the mediating effect of burnout and technostress // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17. No. 21. https://doi.org/10.3390/ijerph17218002 Peters M.A., Rizvi F., McCulloch G., Gibbs P., Gorur R., Hong M., Hwang Y., Zipin L., Brennan M., Robertson S., Quay J., Malbon J., Taglietti D., Barnett R., Chengbing W., McLaren P., Apple R., Papastephanou M., Burbules N., Jackson L., Jalote P., Kalantzis M., Cope B., Fataar A., Conroy J., Misiaszek G., Biesta G., Jandric P., Choo S.S., Apple M., Stone L., Tierney R., Tesar M., Besley T., Misiaszek L. Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-COVID-19 // Educational Philosophy and Theory. 2022. Vol. 54. No. 6. Pp. 717-760. https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655 Rahim M.N., Sandaran S.C. EFL teachers' perceptions of the barriers and opportunities for implementing eLearning at Afghanistan universities // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8. No. 11. Pp. 97-104. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082311 Reimers F.M., Marmolejo F. Conclusions: what innovations resulted from university - school collaborations during the COVID-19 pandemic? // University and School Collaborations

during a Pandemic. Knowledge Studies in Higher Education / ed. by F.M. Reimers, F.J. Marmolejo. Cham: Springer, 2022. Vol. 8. Pp. 333-357. https://doi.org/10.1007/978-3-030-82159-3_22

Rodriguez-Muniz L.J., Buron D., Aguilar-Gonzalez A., Muniz-Rodriguez L. Secondary mathematics teachers' perception of their readiness for emergency remote teaching during the COVID-19 pandemic: a case study // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No. 5. https://doi.org/10.3390/educsci11050228 Skulmowski A., Rey G.D. COVID-19 as an accelerator for digitalization as a German university: establishing hybrid campuses in times of crisis // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2. No. 3. Pp. 212-216. https://doi.org/10.1002/hbe2.201 Sulkowski L. COVID-19 pandemic: recession, virtual revolution leading to de-globalization? // Journal of Intercultural Management. 2020. Vol. 12. No. 1. Pp. 1-11. https://doi.org/10.2478/joim-2020-0029 United Nations Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014): international

implementation scheme. Paris: UNESCO, 2005. 32 p. Wijanto M.C., Karnalim O., Ayub M, Toba H., Tan R. Transitioning from offline to online learning: issues from computing student perspective // 2021 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). Vienna: IEEE, 2021. Pp. 1137-1142. https://doi.org/10.1109/educon46332.2021.9453996 Yeh Y.-F., Chan K.K.H., Hsu Y.-S. Toward a framework that connects individual TPACK and collective TPACK: a systematic review of TPACK studies investigating teacher collaborative discourse in the learning by design process // Computers & Education. 2021. Vol. 171. Pp. 104238. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104238 Zancajo A., Verger A., Bolea P. Digitalization and beyond: the effects of Covid-19 on post-pandemic educational policy and delivery in Europe // Policy and Society. 2022. Vol. 41. No 1. Pp. 111-128. https://doi.org/10.1093/polsoc/puab016 Zhou J., Zhang Q. A survey study on US college students' learning experience in COVID-19 // Education Sciences. 2021. Vol. 11. No. 5. https://doi.org/10.3390/educsci11050248

История статьи:

Поступила в редакцию 15 мая 2023 г. Принята к печати 10 сентября 2023 г.

Для цитирования:

Курьян М.Л., Воронина Е.А. Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 4. С. 772-790. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-4-772-790

Вклад авторов:

М.Л. Курьян - концепция, дизайн исследования, написание текста статьи. Е.А. Воронина -сбор, обработка, анализ данных, написание текста статьи.

Заявление о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах:

Курьян Мария Львовна, кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков, факультет гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Российская Федерация). ORCID: 00000002-1758-6373, Scopus ID: 57210809557, Researcher ID: J-8832-2015, SPIN-код: 93790432. E-mail: mkuryan@hse.ru

Воронина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент департамента иностранных языков, факультет гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, Российская Федерация). ORCID: 0000-0002-4323-7409, Scopus ID: 56047389400, Researcher ID: J-9155-2015, SPIN-код: 9532-8971. E-mail: evoronina@hse.ru

DOI: 10.22363/2313-1683-2023-20-4-772-790 EDN: VYIWZL UDC 378.4

Review article

Emergency Transition to Online Learning and New Opportunities for Educational Stakeholders: Review of Publications

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Maria L. Kuryan , Elena A. Voronina

HSE University,

25/12 Bolshaya Pecherskaya St, Nizhniy Novgorod, 603005, Russian Federation

2 mkuryan@hse.ru

Abstract. The authors review the results of scientific research on the impact of the emergency transition to e-learning in higher education institutions caused by the COVID-19 pandemic. Despite a noticeable number of publications considering the disadvantages of this translation, a comprehensive analysis of the possible advantages and new opportunities associated with e-learning in an emergency has not yet been carried out. The purpose of this review is to systematize Russian- and English-language empirical studies (2020-2022), addressing a number of favorable aspects of the transition to online learning. The analysis is focused on two main groups of stakeholders in the educational process: university students and university teachers. The results show that the main positive changes in student life have led to: reduced resource costs, improved quality of academic life and new opportunities for personal development. Teachers reported an increased willingness to innovate and take advantage of new opportunities for professional development and interaction. The analysis provides a holistic view of the effects of the emergency transition to e-learning in higher education. This information can be helpful for organizing a modern blended learning format, the quality of which is largely determined by the vectors inherent in the C0VID-2019 pandemic. In addition, a comprehensive understanding of past experience can contribute to the development of readiness for possible future transformations of the educational format in response to new challenges.

Key words: COVID-19, e-learning, educational stakeholders, university students, university teachers, higher education

References

Abramov, R.N., Gruzdev, I.A., Terentev, E.A., Zakharova, U.S., & Grigoryeva, A.V. (2020). University professors and the digitalization of education: on the threshold of force majeure transition to studying remotely. University Management: Practice and Analysis, 24(2), 59-74. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014

Abramov, R.N., Gruzdev, I.A., Zakharova, U.S., & Terentev, E.A. (2021). Professional autonomy and administrative control during the pandemic digitalization: the perspective of university teachers. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, (3), 134-154 (In Russ.) https://doi.org/10.14515/monitoring.202L3.1985 Abramova, M.O., Barannikov, K.A., Gruzdev, I.A., Zhikharev, D.A., Leshukov, O.V., Ott, M.A., Rogozin, D.M., Sandler, D.G., Sukhanova, E.A., Terentyev, E.A., & Frumin, I.D. (2021). Quality of education in Russian universities: What we understood during the pandemic: Analytical report. Tomsk: Tomsk State University. (In Russ.) Aleshkovski, I.A., Gasparishvili, A.T., Krukhmaleva, O.V., Narbut, N.P., & Savina, N.E. (2021). Russian students about learning under the COVID-19 pandemic: Resources, opportunities and assessment of the distance learning. RUDN Journal of Sociology, 21(2), 211-224. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224 Aleshkovskiy, I.A., Gasparishvili, A.T., Krukhmaleva, O.V., Narbut, N.P., Savina, N.E. (2020). Russian university students about distance learning: Assessments and opportunities. Higher Education in Russia, 29(10), 86-100. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100 Almahasees, Z., Mohsen, K., & Amin, M.O. (2021). Faculty's and students' perceptions of online learning during COVID-19. Frontiers in Education, 6, 638470. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.638470 Amaechi, C.V., Amaechi, E.C., Oyetunji, A.K., & Kgosiemang, I.M. (2022). Scientific review and annotated bibliography of teaching in higher education academies on online learning: Adapting to the COVID-19 pandemic. Sustainability, 14(19), 12006. https://doi.org/10.3390/su141912006 Banshchikova, T.N., Sokolovskii, M.L., & Korosteleova, T.V. (2022). Self-regulation and tolerance for uncertainty as resources for the subjective well-being of modern youth: A cross-cultural aspect. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(4), 717-743. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-4-717-743 Bao, W. (2020). COVID-19 and online teaching in higher education: A case study of Peking University. Human Behavior and Emerging Technologies, 2(2), 113-115. https://doi.org/10.1002/hbe2.191 Bekova, S., Gruzdev, I., Kalinin, R., Kamaldinova, L., Maloshonok, N., & Terentev, E. (2021). A year online: What difficulties students faced and what we learned from the massive transition to the remote education. Moscow: HSE University. (In Russ.) Blonder, R., Feldman-Maggor, Y., & Rap, S. (2022). What can be learned from lecturers' knowledge and self-efficacy for online teaching during the COVID-19 pandemic to promote online teaching in higher education. PLOS ONE, 17(10), e0275459. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0275459 Chang, C.-L., & Fang, M. (2020). E-learning and online instructions of higher education during the 2019 novel coronavirus diseases (COVID-19) epidemic. Journal of Physics: Conference Series, 1574(1), 012166. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1574/L012166 Chapleo, C., & Simms, C. (2010). Stakeholder analysis in higher education. Perspectives: Policy

and Practice in Higher Education, 14(1), 12-20. https://doi.org/10.1080/13603100903458034 Chaturvedi, S., Purohit, S., & Verma, M. (2021). Effective teaching practices for success during COVID-19 pandemic: Towards phygital learning. Frontiers in Education, 6, 646557. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.646557 Cofini, V., Perilli, E., Moretti, A., Bianchini, V., Perazzini, M., Muselli, M., Lanzi, S., Tobia, L., Fabiani, L., & Necozione, S. (2022). E-learning satisfaction, stress, quality of life, and coping: A cross-sectional study in Italian university students a year after the COVID-19 pandemic began. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(13), 8214. https://doi.org/10.3390/ijerph19138214 Cranfield, D.J., Tick, A., Venter, I.M., Blignaut, R.J., & Renaud, K. (2021). Higher education students' perceptions of online learning during COVID-19 - a comparative study. Education Sciences, 11(8), 403. https://doi.org/10.3390/educsci11080403

Daunoriene, A., & Bucinskiene, A. (2016). Stakeholders impact analysis in higher education study projects. Project Management Development - Practice and Perspectives: Conference Proceedings (pp. 54-66). Riga: University of Latvia. Egorov, P.A. (2020). Development of distance learning in Russia (experiences gained during

the COVID-19). Professional'noe Obrazovanie i Obshchestvo, (3), 9-15. (In Russ.) El Masri, A., & Sabzalieva, E. (2020). Dealing with disruption, rethinking recovery: Policy responses to the COVID-19 pandemic in higher education. Policy Design and Practice, 3(3), 312-333. https://doi.org/10.1080/25741292.2020.1813359 Freeman, R.E. (2010). Strategic management: A stakeholder approach. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781139192675 Freitas Langrafe, T. de, Barakat, S.R., Stocker, F., & Boaventura, J.M.G. (2020). A stakeholder theory approach to creating value in higher education institutions. The Bottom Line, 33(4), 297-313. https://doi.org/10.1108/bl-03-2020-0021 Gonzalez, T., de la Rubia, M.A., Hincz, K.P., Comas-Lopez, M., Subirats, L., Fort, S., & Sacha, G.M. (2020). Influence of COVID-19 confinement on students' performance in higher education. PLOS ONE, 15(10), e0239490. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0239490 Grunt, E.V., Belyaeva, E.A., & Lissitsa, S. (2020). Distance education during the pandemic: New challenges to Russian higher education. Perspectives of Science and Education, (5), 45-58. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.3 Kizilcec, R.F., Reich, J., Yeomans, M., Dann, C., Brunskill, E., Lopez, G., Turkay, S., Williams, J.J., & Tingley, D. (2020) Scaling up behavioral science interventions in online education. Proceedings of the National Academy of Sciences, 117(26), 14900-14905. https://doi.org/10.1073/pnas.1921417117 Klyagin, A.V., Abalmasova, E.S., Garev, K.V., Gruzdev, I.A., Egorov, A.A., & Zakharova, U.S., Kalinin, R.G., Kamaldinova, L.R., Karlov, I.A., Korneeva, I.E., Makaryeva, A.U., Mi-nayeva, E.A., Platonova, D.P., Semenova, T.V., Skokova, U.A., Terentyev, E.A., Fru-min, I.D., Schvindt, A.N., & Shibanova, E.U. (2020). First weeks storm: How higher education entered into reality of pandemic. Moscow: HSE University. (In Russ.) Koehler, M.J., & Mishra, P. (2009). What is technological pedagogical content knowledge?

Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, 9(1), 60-70. König, J., Jäger-Biela, D.J., & Glutsch, N. (2020). Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: Teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany. European Journal of Teacher Education, 43(4), 608-622. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1809650 Kulikowski, K., Przytula, S., & Sulkowski, L. (2022). E-learning? Never again! On the unintended consequences of COVID-19 forced e-learning on academic teacher motivational job characteristics. Higher Education Quarterly, 76(1), 174-189. https://doi.org/10.1111/hequ.12314 Labanauskis, R., & Ginevicius, R. (2017). Role of stakeholders leading to development of higher education services. Engineering Management in Production and Services, 9(3), 63-75. https://doi.org/10.1515/emj -2017-0026 Li, M., & Yu, Z. (2022). Teachers' satisfaction, role, and digital literacy during the COVID-19

pandemic. Sustainability, 14(3), 1121. https://doi.org/10.3390/su14031121 Ly, T.N.L., Nguyen, T.L., & Nguyen, H.N. (2021). Using e-learning platforms in online classes: A survey on tertiary English teachers' perceptions. AsiaCALL Online Journal, 12(5), 34-53.

Mehta, P. (2021). Teachers' readiness to adopt online teaching amid COVID-19 lockdown and perceived stress: pain or panacea? Corporate Governance: The International Journal of Business in Society, 21(6), 1229-1249. https://doi.org/10.1108/cg-09-2020-0385 Mishra, P., & Koehler, M.J. (2006). Technological pedagogical content knowledge: A framework for teacher knowledge. Teachers College Record: The Voice of Scholarship in Education, 108(6), 1017-1054. https://doi.org/10.1111/j.1467-9620.2006.00684.x

Mounjid, B., El Hilali, E., Amrani, F., & Moubtassime, M. (2021). Teachers' perceptions and the challenges of online teaching/learning in Morocco during COVID-19 crisis. Arab World English Journal, 7(1), 38-52. https://doi.org/10.24093/awej/call7.3 Mulyadi, D. (2018). EFL student teachers' perception and challenges toward online platforms in language pedagogy. 2nd English Language and Literature International Conference (ELLiC): Conference Proceedings (vol. 2; pp. 321-323). Semarang: Universitas Mu-hammadiyah Semarang. Murphy, M.P.A. (2020). COVID-19 and emergency eLearning: Consequences of the securitization of higher education for post-pandemic pedagogy. Contemporary Security Policy, 41(3), 492-505. https://doi.org/10.1080/13523260.2020.1761749 Nagapetyan, K.V., & Ozernikova, T.G. (2021). Remote work experience in the context of a pandemic and prospects for its further implementation. Russian Journal of Labor Economics, 8(2), 201-218. (In Russ.) http://doi.org/10.18334/et.8.2.111779 Narbut, N.P., Aleshkovski, I.A., Gasparishvili, A.T., & Krukhmaleva, O.V. (2020). Forced shift to distance learning as an impetus to technological changes in the Russian higher education. RUDN Journal of Sociology, 20(3), 611-621. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621 Nashir, M., & Laili, R.N. (2021). English teachers' perception toward the switch from offline to online teaching during lockdown in the midst of COVID-19 outbreak. Edukatif: JurnalIlmu Pendidikan, 3(2), 250-260. https://doi.org/10.31004/edukatif.v3i2.287 Nazari, F., Ghanizadeh, A., & Mirzaee, S. (2023). EFL teachers' coping strategies amidst the COVID-19 virtual education and their association with work engagement and teacher apprehension. Educational Research for Policy and Practice, 22(1), 1-22. https://doi.org/10.1007/s10671 -022-09317-0 Neborsky, E.V., Boguslavsky, M.V., Ladyzhets, N.S., Naumova, T.A., & Anisimov, A.E. (2020). Transition to distance learning under COVID-19 in assessments by professors. Perspectives of Science and Education, (4), 99-110. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2020.4.6 Ni Fhloinn, E., & Fitzmaurice, O. (2021). Challenges and opportunities: Experiences of mathematics lecturers engaged in emergency remote teaching during the COVID-19 pandemic. Mathematics, 9(18), 2303. https://doi.org/10.3390/math9182303 Osipova, L.B. (2021). Transformation of the student training process in the conditions of the pandemic. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, 5, 138-144. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.94.16.010 Panisoara, I.O., Lazar, I., Panisoara, G., Chirca, R., & Ursu, A.S. (2020). Motivation and continuance intention towards online instruction among teachers during the COVID-19 pandemic: The mediating effect of burnout and technostress. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(21), 8002. https://doi.org/10.3390/ijerph17218002 Peters, M.A., Rizvi, F., McCulloch, G., Gibbs, P., Gorur, R., Hong, M., Hwang, Y., Zipin, L., Brennan, M., Robertson, S., Quay, J., Malbon, J., Taglietti, D., Barnett, R., Chengbing, W., McLaren, P., Apple, R., Papastephanou, M., Burbules, N., Jackson, L., Jalote, P., Kalantzis, M., Cope, B., Fataar, A., Conroy, J., Misiaszek, G., Biesta, G., Jandric, P., Choo, S.S., Apple, M., Stone, L., Tierney, R., Tesar, M., Besley, T., & Misiaszek, L. (2022). Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-COVID-19. Educational Philosophy and Theory, 54(6), 717-760. https://doi.org/10.1080/00131857.2020.1777655 Radchikova, N.P., Odintsova, M.A., & Sorokova, M.G. (2023). The attitude of Russian university teachers towards the digital educational environment. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(2), 311-330. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330 Radina, N.K., & Balakina, Ju.V. (2021). Challenges for education during the pandemic: An overview of literature. Educational Studies Moscow, (1), 178-194. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

Rahim, M.N., & Sandaran, S.C. (2020). EFL teachers' perceptions of the barriers and opportunities for implementing eLearning at Afghanistan universities. Universal Journal of Educational Research, <(11C), 97-104. https://doi.org/10.13189/ujer.2020.082311 Reimers, F.M., & Marmolejo, F. (2022). Conclusions: What innovations resulted from university - school collaborations during the COVID-19 pandemic? In F.M. Reimers & F.J. Marmolejo (Eds.), University and School Collaborations during a Pandemic. Knowledge Studies in Higher Education (vol. 8, pp. 333-357). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-82159-3_22 Rodriguez-Muniz, L.J., Buron, D., Aguilar-Gonzalez, A., & Muniz-Rodriguez, L. (2021). Secondary mathematics teachers' perception of their readiness for emergency remote teaching during the COVID-19 pandemic: A case study. Education Sciences, 11(5), 228. https://doi.org/10.3390/educsci11050228 Skulmowski, A., & Rey, G.D. (2020). COVID-19 as an accelerator for digitalization at a German university: Establishing hybrid campuses in times of crisis. Human Behavior and Emerging Technologies, 2(3), 212-216. https://doi.org/10.1002/hbe2.201 Sulkowski, L. (2020). COVID-19 pandemic: Recession, virtual revolution leading to de-globalization? Journal of Intercultural Management, 12(1), 1-11. https://doi.org/10.2478/joim-2020-0029 United Nations Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014): International

implementation scheme. (2005). Paris: UNESCO. Voronina, E.A., & Kuryan, M.L. (2022). Relationship between students' acceptance of e-learning tools and their satisfaction with online courses in the conditions of the complete shift to distance learning. Pedagogy and Psychology of Education, (2), 144-160. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-2-144-160 Wijanto, M.C., Karnalim, O., Ayub, M., Toba, H., & Tan, R. (2021). Transitioning from offline to online learning: Issues from computing student perspective. 2021 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) (pp. 1137-1142). Vienna: IEEE. https://doi.org/10.1109/educon46332.2021.9453996 Yeh, Y.-F., Chan, K.K.H., & Hsu, Y.-S. (2021). Toward a framework that connects individual TPACK and collective TPACK: A systematic review of TPACK studies investigating teacher collaborative discourse in the learning by design process. Computers & Education, 171, 104238. https: //doi. org/ 10.1016/j. compedu.2021.104238 Zancajo, A., Verger, A., & Bolea, P. (2022). Digitalization and beyond: The effects of COVID-19 on post-pandemic educational policy and delivery in Europe. Policy and Society, 41(1), 111-128. https://doi.org/10.1093/polsoc/puab016 Zhou, J., & Zhang, Q. (2021). A survey study on U.S. college students' learning experience in COVID-19. Education Sciences, 11(5), 248. https://doi.org/10.3390/educsci11050248

Article history:

Received 15 May 2023 Revised 7 September 2023 Accepted 10 September 2023

For citation:

Kuryan, M.L., & Voronina, E.A. (2023). Emergency transition to online learning and new opportunities for educational stakeholders: Review of publications. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 20(4), 772-790. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-4-772-790

Author's contribution:

Maria L. Kuryan - concept and design of the research, text writing, text editing. Elena A. Voronina - data collection, processing and analysis, text editing.

Conflicts of interest:

The authors declare that there is no conflict of interest. Bio notes:

Maria L. Kuryan, PhD in Philology, is Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities, HSE University (Nizhniy Novgorod, Russian Federation). ORCID: 0000-0002-1758-6373, Scopus ID: 57210809557, Researcher ID: J-8832-2015, SPINcode: 9379-0432. E-mail: mkuryan@hse.ru

Elena A. Voronina, PhD in Philology, is Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities, HSE University (Nizhniy Novgorod, Russian Federation). ORCID: 0000-0002-4323-7409, Scopus ID: 56047389400, ResearcherID: J-9155-2015, SPINcode: 9532-8971. E-mail: evoronina@hse.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.