Научная статья на тему 'ФОРСИРОВАННЫЙ ПЕРЕХОД НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ФОРСИРОВАННЫЙ ПЕРЕХОД НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

120
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / цифровизация / национальный проект «Образование» / пандемия Covid-19 / геймификация / учебный процесс. / distance learning / digitalization / the national project "Education" / the Covid-19 pandemic / gamification / educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычкова Елена Сергеевна, Воронин Иван Владимирович

Дистанционное обучение в мире давно развивается. Есть успешные проекты и не очень. Достаточно много проведено исследований по выявлению положительных и отрицательных сторон такой формы обучения. В данной статье авторы показывают различные аспекты перехода на дистанционную форму обучения в связи новой коронавирусной инфекцией в весенний период 2020 года. Показан взгляд со стороны преподавательского состава и со стороны обучающихся. Подводится итог весеннего периода и указываются предложения по улучшению образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычкова Елена Сергеевна, Воронин Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORCED TRANSITION TO E-LEARNING: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Distance learning has been developing in the world for a long time. There are successful projects and not very successful ones. Quite a lot of research has been carried out to identify the positive and negative aspects of this form of education. In this article, the authors show various aspects of the transition to distance learning in connection with the new coronavirus infection in the spring of 2020. The view from the teaching staff and from the students is shown. The spring period is summed up and suggestions for improving the educational process are indicated

Текст научной работы на тему «ФОРСИРОВАННЫЙ ПЕРЕХОД НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

III Международная научно-практическая конференция УДК 37.062.3

Бычкова Елена Сергеевна Bychkova Elena Sergeevna

Магистрант Master student

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian State Vocational

Pedagogical University" Преподаватель Teacher

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской

области «Режевской политехникум» State autonomous professional educational institution of the Sverdlovsk region "Rezhevskaya

Polytechnic" Воронин Иван Владимирович Voronin Ivan Vladimirovich Магистрант Master student

Московский государственный психолого-педагогический университет Moscow State University of Psychology and Education

Преподаватель Teacher

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

"Колледж связи № 54" имени П.М. Вострухина State budgetary professional educational institution of the city of Moscow "College of

Communications No. 54" named after P.M. Vostrukhina

ФОРСИРОВАННЫЙ ПЕРЕХОД НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

FORCED TRANSITION TO E-LEARNING: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Аннотация: Дистанционное обучение в мире давно развивается. Есть успешные проекты и не очень. Достаточно много проведено исследований по выявлению положительных и отрицательных сторон такой формы обучения. В данной статье авторы показывают различные аспекты перехода на дистанционную форму обучения в связи новой коронавирусной инфекцией в весенний период 2020 года. Показан взгляд со стороны преподавательского состава и со стороны обучающихся. Подводится итог весеннего периода и указываются предложения по улучшению образовательного процесса.

Abstract: Distance learning has been developing in the world for a long time. There are successful projects and not very successful ones. Quite a lot of research has been carried out to identify the positive and negative aspects of this form of education. In this article, the authors show various aspects of the transition to distance learning in connection with the new coronavirus infection in the spring of 2020. The view from the teaching staff and from the students is shown. The spring period is summed up and suggestions for improving the educational process are indicated.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровизация, национальный проект «Образование», пандемия Covid-19, геймификация, учебный процесс.

Keywords: distance learning, digitalization, the national project "Education", the Covid-19 pandemic, gamification, educational process.

Весной 2020 года, в связи с пандемией, возникшей на фоне распространения новой коронавирусной инфекции, большинство образовательных учреждений столкнулись с вопросом: "Как организовать учебный процесс в условиях дистанционного обучения?".

Согласно Национальному проекту "Образование", к 2024 году должна будет сформирована цифровая образовательная среда, при которой переход на дистанционное обучение, прошел бы легче. Из-за ограничений, связанных с Covid-19, образовательным учреждениям пришлось использовать дистанционный формат обучения уже весной 2020 года, к чему не все оказались готовы [1].

Исходя из статьи, опубликованной на ИА «Рамблер» новости 07.04.20 г.: «Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения», - около 40% ВУЗов России были не в состоянии обеспечить для студентов удаленный доступ к учебным ресурсам, а у 70% преподавателей возникли сложности с организацией работы [5].

Проблемы возникли и у обучающихся. Согласно исследованию ВШЭ, в 2018 году каждый шестой студент системы СПО (17,2% от контингента) получал государственную социальную стипендию и, значит, с высокой долей вероятности, персонального компьютера у него дома нет [3].

III Международная научно-практическая конференция

Авторами статьи были разработаны анкеты-опросники для преподавателей

и обучающихся, анализирующие процесс дистанционного обучения в весенний период времени. Опрос проводился в течение двух недель среди студентов и преподавателей города Москвы, Свердловской и Воронежской области.Всего было опрошено 63 обучающихся и 13 преподавателей.

Из прошедших анкетирование студентов - 20% респондентов из г. Москвы,3% опрошенных из г. Артемовский Свердловской области,76% респондентов из г. Реж Свердловской области.

Распределение по возрасту:52% обучающихся от 18 до 20 лет,43%- до 18 лет,5% человек от 21 и выше лет.

Среди опрошенных - 90,5% лиц мужского и 9,5% женского пола, это вызвано тем, что опрос проводился среди студентов технических специальностей колледжей (95 процентов).

Проведённый опрос выявил, что более 30% обучающихся, не адаптировались к дистанционному формату (см. рис.1). Авторы предполагают, что это экстраверты, которым необходимо живое общение.

Как быстро Вы адаптировались к дистанционному обучению?

63&пЬзр;ответа

Рис. 1. Адаптация к дистанционному обучению.

У 11%по данным опроса ухудшилось зрение, но это нельзя однозначно отнести только к измененной форме обучения, так как нет данных медицинского обследования и это лишь субъективное ощущение (см. рис.2).

Рис. 2. Изменение зрения в период дистанционного обучения

по данным опроса

Студенты указали на возросшую нагрузку на дистанционном обучении в связи с тем, что стало меньше лекционных материалов, и больше практических заданий (см. рис.3).

Рис. 3. Увеличение практических занятий по сравнению

с очным обучением

III Международная научно-практическая конференция Но одновременно с вышеуказанным респонденты отмечают, что в среднем

продолжительность нахождения за компьютером не увеличилось, а иногда и

уменьшилось по сравнению с очным обучением (см. рис.4). Что говорит о

субъективности оценок по фактическому времени работы за компьютером.

Сколько времени в среднем каждый день Вы тратили на обучении за компьютером? 63 ответа

Ф менее 3

# от 3 до 6 Ф от 6 до 8 Ф от & до 12 часов

# более 12 часов

Рис. 4. Количество проведенного времени за компьютером

У 27% опрошенных были проблемы с доступом в телекоммуникационную сеть Интернет, но 67% опрошенных их отрицают.

Трудности возникли и в связи с тем, что интернет-провайдеры и держатели цифровых ресурсов, такие как dnevnik.ru, e-leammg, mirapolis, Я-класс, также не были готовы к такому массовому подключению пользователей и серверы были перегружены, что приводило к срыву учебного процесса.

Следует отметить, что в удаленных районах нашей страны не было возможности полноценно использовать доступ в глобальную телекоммуникационную систему "Интернет".

У 38 % опрошенных возникли проблемы с доступом к образовательным ресурсам, рекомендуемыми образовательными учреждениями, у остальных либо не было проблем, либо они не заметили их.

Во время дистанционного обучения выяснилось, что дети не могут самостоятельно авторизоваться или подключиться к онлайн уроку, это приходилось делать родителям. Но если родителей по какой-либо причине нет дома (например, работают), ребенок не мог подключиться к процессу обучения.

176

А зачастую, взрослые не могли помочь своим детям, потому что не владеют навыками цифровых технологий и обычно пользуются компьютером только для игр, просмотра видеофильмов или общения в социальных сетях.

Некоторая часть старшекурсников, в момент пандемии, вынуждена была, в связи с финансовыми проблемами в семье, находить временную работу, что тоже негативно сказалось на обучении.

Даже у тех, кто имел дома компьютер, из-за того, что в СПО, в большинстве случаев, обучаются дети из многодетных и малоимущих слоёв населения, возникали проблемы в обучении, в связи с тем, что на один компьютер одновременно претендовало 2-3 члена семьи. Не у всех есть финансовая возможность приобрести ПК каждому члену семьи, в период, когда взрослые члены семьи остались без работы, либо доходы существенно снизились.

Трудности также возникали по той причине, что компьютеру зачастую предпочитают планшет или смартфон (см. рис.5).

Рис. 5. Использование девайсов во время лекционного занятия

У 22% не было занятий по конференц-связи, по причине технической сложности ее реализации, практические задания высылались по электронной почте. 38% опрошенных студентов занимались в системе LMS Moodle.

На технические трудности в подключении к конференц-связипожаловались 8% опрошенных.

III Международная научно-практическая конференция

Преподаватели оперативно реагировали на вопросы, которые возникали в

процессе выполнения заданий, что отметили 70% респондентов.

Что касается использования интерактивных заданий, то только 35% студентов указали, что их не было.

Чуть более 47% респондентов использовали стационарный компьютер для подключения к лекционным занятиям. И, что самое интересное, исходя из ответов, 34,9% опрошенных заявили, что у них не было лекций. Отсюда можно сделать вывод, что лекции были рассмотрены ими как практические занятия.

Что касается системы дистанционного взаимодействия с преподавателями, то 37% обучающихся написали, что не было никакой цифровой площадки, в то время как другие студенты этих же групп указывали в качестве площадки на систему Moodle, это наводит на размышление об уровне цифровой грамотности студентов (см. рис.6).

Какая система использовалась для взаимодействия с преподавателями?

62 ответа

Ф MS Teams Ф Discord

Zoom Ф Эл. псчта Ф Moodle Ф Mi rapo lis Ф E-learring Ф Нету системы

1/2 Т

Рис. 6. Использование средств связи с преподавателем

На вопрос: "Понравилось ли вам дистанционное обучение" 54% опрошенных ответили положительно, а 33,9% - отрицательно.

У 41,9% респондентов мотивация к обучению повысилась, тогда как у остальной части мотивация не изменилась.

Следующая ключевая проблема всего образовательного процесса на территории Российской Федерации и зарубежья - это студенты платных учебных заведений. Многие обучающиеся и их родители отказывались оплачивать

178

Инновационные аспекты развития науки и техники услуги, аргументируя тем, что качество предоставляемых услуг не соответствует

заключенному договору.

Также авторы провели анкетирование преподавателей. В опросе

участвовало 13 человек:

г. Москва - 1 преподаватель,

г. Екатеринбург - 1 преподаватель,

г. Воронеж - 1 преподаватель,

г.Ирбит, Свердловская область - 1 преподаватель,

г. Реж, Свердловская область - 9 преподавателей.

По гендерному составу- 8 человек женского и 5 мужского пола.

По учебному заведению - 10 преподавателей из СПО, 2 преподавателя из

ВУЗа и один учитель из школы.

Возможность осуществлять дома дистанционный формат проведения

занятий была не у всех преподавателей по следующим, указанным ими,

причинам:

Отсутствие навыков работы с техническим обеспечением Нестабильный доступ в телекоммуникационную сеть Интернет Отсутствие компьютера и возможности его приобретения Отсутствие веб-камеры или микрофона Малогабаритная квартира с большой заселённостью

Следует отметить, что многие учебные заведения до пандемии не пользовались цифровыми образовательными ресурсами. В сложившейся ситуации в кратчайшие сроки им нужно было перевести свои дисциплины в "цифровой вид". На учителей и преподавателей легла дополнительная работа, к которой они не были готовы как морально, так и из-за отсутствия предварительного обучения. Основную деятельность, по преподаванию также никто не отменял.

При этом 46% преподавателей ответили, что адаптация к дистанционному обучению произошла в течение нескольких дней, 31% опрошенных ответили,

III Международная научно-практическая конференция что освоились с новыми условиями работы в течение двух недель, а 23%

респондентов так и не согласились с такой формой проведения занятий.

Большая часть преподавателей указала, что нагрузка во время

дистанционного обучения была выше, чем при обучении в очном формате, что

не удивительно в связи с необходимостью адаптации к новому стилю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподавания (см. рис.7).

Увеличилась ли нагрузка гри дистанционном взаимодействии по сравнению с очным

обучением?

13 ответов

• да 4 нет

о стал ос = также

Рис. 7. Нагрузка на преподавателей.

Было отмечено также, что инструктаж по обучению педагогов системам дистанционного взаимодействия со студентами не проводился, в основном они сами нашли и изучили необходимый материал.

Разработка материалов для дистанционного обучения легла на плечи преподавателей. Методисты образовательных учреждений зачастую не владели профессиональными навыками, чтобы помочь в организации работы в цифровом формате.

На технические трудности с доступом в телекоммуникационную сеть указали 69%респондентов.

Опрос показал, что преподаватели использовали различные платформы для реализации учебного процесса во время пандемии. Предпочтение отдавалось LMS Moodle.

Авторы считают большим недостатком дистанционного обучения -размытие границы личного и рабочего пространства, так как опрошенные

Инновационные аспекты развития науки и техники указали на увеличение времени работы за компьютером. У многих оно

значительно выходило за рамки восьмичасового рабочего дня.

Стоит заметить, что заполнение журналов во многих учреждениях осталось в бумажном виде, либо дублировалось в электронном формате, что стало дополнительной нагрузкой.

Почти у всех преподавателей были проблемы во взаимодействии со студентами.

Опрошенные отметили, что резко возросла нагрузка по внеучебной деятельности (например, организация различных онлайн мероприятий в виде различных Challenge), поскольку необходимо было занять обучающихся, чтобы они не нарушали режим добровольной самоизоляции.

Теоретический материал, в процессе дистанционного обучения, иногда воспринимается даже легче, за счёт интерактивных элементов. Однако, по многим дисциплинам в СПО, очень сложно реализовать практические занятия. Необходимы виртуальные разработки, что потребует больших временных и финансовых затрат.

Но не все так плохо, как могло бы показаться. Обучающиеся и преподаватели выделили и положительные моменты дистанционного обучения:

Возможность обучения без риска контакта с зараженными лицами.

Отсутствие временных и материальных затрат на проезд до образовательного учреждения.

Весь выдаваемый материал сохраняется у обучающихся в электронном виде, а значит, есть возможность вернуться к тому, что вызвало затруднения в процессе обучения.

К недостаткам респонденты отнесли следующие моменты:

Проблемы материально-технического оснащения.

Сложности обучения практическим навыкам в дистанционном формате.

Сложности взаимодействия преподаватель - обучающийся - родитель.

Отсутствие контакта с аудиторией, наличие проблем в отслеживании понимания темы студентами и оперативного реагирования на их вопросы.

III Международная научно-практическая конференция

Недостаточную помощь в разработке методических материалов от руководящего состава учебных заведений.

Снижение качества обучения студентов, и оплаты работы преподавателя.

Таким образом, весеннее дистанционное обучение вскрыло множество проблем, которые необходимо устранить в ближайшее время.

Авторами были выявлены некоторые проблемы, а именно психологические и финансовые.

Психологические затруднения, вызваны шоком от неожиданно потребовавшегося изменения формата обучения. Они пройдут по мере освоения технических возможностей интернет ресурсов. Тут просто необходимо время для того, чтобы осмыслить, что изменилось и увидеть хорошее в новых реалиях. Причем необходимо учиться как преподавателям, так и студентам.

Другая часть проблем - чисто финансовые, организационные и законодательные сложности, как у образовательных учреждений, так и у населения. Следует отметить, что переход на дистанционную форму обучения влечет за собой увеличение первоначальных затрат на доработку существующих курсов под «цифровой» формат.

Что можно сделать на уровне колледжа, по мнению авторов?

Создать общую структуру проведения дистанционного обучения в каждом конкретном учебном заведении. Желательно что бы занятия проходили на одной, максимум двух платформах, так как большое разнообразие требований и форматов проведения занятий создаёт путаницу в головах учеников. Это уже частично реализовано учебными заведениями, подведомственными ДОгМ в учебном году 2020-2021 гг, но не в регионах.

Так же необходимо разобрать с преподавателями имеющиеся интернет-инструменты для проведения дистанционного обучения студентов и обязать методистов провести учёбу по внедрению интернет ресурсов в образование.

Программы обучения должны быть реализованы посредством программного обеспечения, функции которого включают:

Формирование индивидуальных учебных планов и расписаний;

Ведение учета видов занятий и их результатов, выставление оценок;

Контроль успеваемости, осуществление перевода на следующий семестр

[2].

Преподавателям необходимо обязательно отслеживать выполнение учебных заданий, которые реализованы в системе дистанционного обучения. Нужно рассмотреть возможности автоматизации проверки работ.

Лекции в формате дистанционного обучения не должны ограничиваться стандартным монологом преподавателя, использование новейших информационных технологий позволяет делать такие занятия выразительными и наглядными [4].

В связи с переходом на дистанционную форму обучения нужна связь со студентами. Необходимо оперативно отвечать им на вопросы по лекционно-практическим занятиям. Всё это увеличивает нагрузку на кураторов групп по организации взаимодействия студентов и педагогов.

Учитывая цифровой формат обучения, следует внутри образовательного учреждения привести к единым требованиям стиль изложения материала, профессиональные модули, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Для повышения мотивации обучающихся необходимо внедрить геймификацию в разрабатываемые курсы. Особенно актуально это будет для изучения иностранных языков и курсов по программированию. В качестве примера реализации данной идеи можно привести такие сайты как Lingualeo, htmlAcfdemy и Puzzle-English.

Авторы считают, что качество составления методических рекомендаций по разработке лабораторно-практических работ и рабочих программ, с учётом дистанционного формата обучения повысится, если привлечь к работе представителей работодателей.

Так же для успешного внедрения системы образования дистанционного типа, необходимо разработать:

Единые учебники для каждой дисциплины в цифровом формате

Единую цифровую платформу для проведения занятий

III Международная научно-практическая конференция

Выпустить методические рекомендации по проведению занятий в

дистанционной форме по каждой дисциплине.

Создать виртуальные лаборатории для отработки практических навыков, особо актуальных в СПО.

По большей части это может быть реализовано только на государственном уровне, так как данные действия требуют значительных ресурсных затрат.

Библиографический список:

1. "Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_319308(дата обращения: 05.11.2020).

2. Вишяков Владимир Анатольевич, Ковалев Александр Петрович Онлайн-сервисы и информационные технологии в дистанционном обучении // Системный анализ и прикладная информатика. 2017. .№4. - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-servisy-i-informatsionnye-tehnologii-v-distantsionnom-obuchenii (дата обращения: 05.11.2020).

3. Дудерев Ф.Ф., Шабалин А.И., Анисимова К.В. Система СПО в условиях пандемии: региональные практики/ Ф.Ф. Дудерев, А.И. Шабалин , К.В.Анисимова [Электронный ресурс]: Высшая школа экономики - Режим доступа: URL: https://ioe.hse.ru/spo_facts#3(дата обращения 05.11.2020)

4. Игольник Оксана Васильевна Дистанционное обучение в России // Academy. 2018. №9 (36). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-rossii (дата обращения: 05.11.2020).

5. Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения [Электронный ресурс]: Рамблер новости - Режим доступа: URL: https: //news .rambler. ru/education/43978808/?utm_content=news_media&utm_mediu m=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 05.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.