Научная статья на тему 'ФОРСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ФОРСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козаева Д. В.

В статье охарактеризованы роль и значимость логистического инструментария в обеспечении физического распределения продукции. Выявлено, что на практике российские логистические провайдеры не всегда обладают возможностями широкого территориального охвата, формирования эффективной цепи поставок, а также финансовыми активами, транспортом и складскими мощностями. Рассмотрены проблемы построения глобальных логистических систем и цепей поставок, возникающие в процессе распределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED DEVELOPMENT OF LOGISTICS SUPPLY CHAIN IN PANDEMIC

Article describes the role and importance of logistics tools in ensuring the physical distribution of products; reveals that in practice Russian logistics providers do not always have the capabilities of wide territorial coverage, formation of effective supply chain, as well as financial assets, transport and storage capacity; problems of building global logistics systems and supply chains that arise in distribution process are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Библиографический список

1. Анализ продуктовой потребительской корзины РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: marketing.rbc.ru.

2. Васина, В. Н., Маракулина, И. В. Сегментирование потребителей молочной продукции региона // Регионология. — 2011. — № 4 (77). — С. 114-120.

3. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2020 г. по итогам Выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.

4. Соловьева, Д. В., Соловьева, Е. А. Сегментирование потребителей на основе анализа влияния на их поведение референтных групп и социальных трендов // Практический маркетинг. — 2018. — № 5 (255). — С. 3-9.

5. Троценко, А. Н. Исследование потребительских предпочтений на рынке молока и молочной продукции Приморского края // Практический маркетинг. — 2017. — № 8 (246). — С. 12-20.

6. Фетюхина, О., Игнатьева, Т. Применение принципов сегментирования рынка в маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности // МСХ. — 2015. — № 3. — С. 50-51.

7. Bondarenko, V. A., Reva, D. P., Remeta, A. A., Suryanto, T. Finding a point of growth for domestic producers: focus on food products with a short shelf life // European Research Studies Journal. — 2018. — № 4. — Т. 21. — Р. 246-252.

Bibliographic list

1. Analysis of food consumer basket of Russian Federation [Electronic resource]. — Mode of access: marketing.rbc.ru.

2. Vasina, V. N., Marakulina, I. V. Segmentation of consumers of dairy products of region // Regionology. — 2011. — № 4 (77). — P. 114-120.

3. Food consumption in households in 2020 according to the results of Sample Survey of Household Budgets [Electronic source]. — Mode of access: https:// rosstat.gov.ru.

4. Solovieva, D. V., Solovieva, E. A. Segmentation of consumers based on the analysis of influence of reference groups and social trends on their behavior // Practical Marketing. — 2018. — № 5 (255). — P. 3-9.

5. Trotsenko, A .N. Research of consumer preferences in the market of milk and dairy products of Primorsky Krai // Practical Marketing. — 2017. — № 8 (246). — P. 12-20.

6. Fetyukhina, O., Ignatieva, T. Application of principles of market segmentation in marketing activities of dairy industry enterprises // MSH. — 2015. — № 3. — P. 50-51.

7. Bondarenko, V. A., Reva, D. P., Remeta, A. A., Suryanto, T. Finding a point of growth for domestic producers: focus on food products with a short shelf life // European Research Studies Journal. — 2018. — № 4. — Vol. 21. — P. 246-252.

Д. В. Козаева

ФОРСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация

В статье охарактеризованы роль и значимость логистического инструментария в обеспечении физического распределения продукции; выявлено, что на практике российские логистические провайдеры не всегда обладают возможностями широкого территориального охвата, формирования эффективной цепи поставок, а также финансовыми активами, транспортом и складскими мощностями; рассмотрены проблемы построения глобальных логистических систем и цепей поставок, возникающие в процессе распределения.

Ключевые слова

Логистика, распределение, потребители, пандемия COVID-19.

D. V. Kozaeva

ADVANCED DEVELOPMENT OF LOGISTICS SUPPLY CHAIN

IN PANDEMIC

Annotation

Article describes the role and importance of logistics tools in ensuring the physical distribution of products; reveals that in practice Russian logistics providers do not always have the capabilities of wide territorial coverage, formation of effective supply chain, as well as financial assets, transport and storage capacity; problems of building global logistics systems and supply chains that arise in distribution process are considered.

Keywords

Logistics, distribution, consumers, COVID-19 pandemic.

Введение

Воздействие эффективности логистического обслуживания товарных потоков на конечные результаты бизнеса, его стратегического планирования и развития получает все большую значимость среди компаний, стремящихся к стабильному рыночному преимуществу, ускоренному или иначе говоря форсированному росту. Некоторые представители рынка отождествляют логистические функции, особенно в распределении конечной продукции с маркетингом, не имея полноценного представления о том, что логистика в своем классическом и современном представлении так же нацелена на удовлетворение потребностей конечного звена цепи поставок, потребителя, как и маркетинговые технологии, по сути, лишь побуждающие покупателя к совершению покупки, заключению договора, но не обеспечивающие данный процесс. Именно поэтому в данной части работы нами будут рассмотрены мотивы и убеждения покупателей и роль логистического инструментария в обеспечении физического распределения продукции.

Теоретико-методические основы логистического управления, которые единовременно направлены на обслуживание конечного звена в цепи поставок не могут адаптировать логистику исключительно с управленческому контексту, но при этом обладая формализированной структурой и высоким свойством адап-

тивности, логистика в современной интерпретации синтезирует управление затратами, запасами, инвестициями, снабжением, производством, распределением и реверсивными техниками. Многие компании, не обладающие собственными активами, прибегающие к услугам логистического аутсорсинга, не видят необходимости в организации их комплексности.

На практике российские логистические провайдеры не всегда обладают возможностями широкого территориального охвата, возможностями построения эффективной цепи поставок, финансовыми активами, транспортом, а также складскими мощностями. Достаточных ресурсов не хватает и тогда сами логистические компании, провайдеры логистических услуг обращаются к помощи сторонних организаций, обеспечивающих определённую функцию (транспорт, склады, рециклинг и т. д.). Наибольшего эффекта можно добиться интегрируя интересы производителей, конечного звена, а также формально всех вовлеченных сторон с помощью адаптивных интеллектуально-аналитических систем логистического управления.

Материалы и методы

На практике, регулирование логистических процессов в цепях поставок сконцентрировано на работе с организационно-экономическим функционалом каналов распределения и регулировани-

ем поставок, которое представляет систему, в которой циркулируют материальные, финансовые, информационные и другие потоки. При этом уровень охвата и сложности канала распределения находится в зависимости от множества внутренних и внешних факторов.

Перечислим функции каналов распределения:

- сбор и исследование информации о рынке (о клиентах, конкурентах, свободных и активных рыночных долях, сегментах);

- стремление нормализовать отношения сторон по вопросам цены, прав собственности или иных условий взаимодействия;

- доставка товаров в системы распределения, соблюдая параметры качества, в рамках «золотого правила логистики»;

- финансирование достаточного уровня запасов в системах распределения;

- ответственность в отношении рискообразующих ситуаций, в рамках функционирования канала;

- систематические операции, связанные с хранением и физическим распределением продукции.

Проектирование логистических систем на микро-, мезо- и макроуровнях, управление материальными потоками через информационную систему предполагается в случае отсутствия необходимых товаров в готовом виде на складе их производство, при этом конечный потребитель имеет зачастую возможность благодаря современным развитым информационным системам отслеживать процесс доставки, как и другие участники цепи поставок. Весомый экономический результат в итоге получают все участники процесса, при условии того, что сам процесс доставки организован оптимально.

Отметим, что проектирование систем распределения предполагает оптимизацию всего процесса от производства до доставки в итоговые места продаж, а план мероприятий, непосредственно связанных с данным процессом включает многоуровневые сети и структуры. Так, в

случае, когда формируется проект для удовлетворения запросов, он включает целый ряд по сути цикличных логистических мероприятий, комплекс целей и задач оптимального функционирования, меры по обеспечению наличия товаров на складе и поддержания оптимального уровня товарооборачиваемости. Стратегии распределения в условиях инкорпорирования в общий план-проект развития и оптимальных параметров работы системы может быть обеспечен посредством оптимизации грузопотоков, необходимых для эффективного распределения мощностей и многих других условий. При этом с развитием эпохи виртуализации, информационная доступность и рост электронной торговли делают запросы потребителей все более изысканными и персонально адаптированными к изменениям их вкусов и предпочтений. Участники процессов распределения, которые задействованы в системе наращивания стоимости зачастую сталкиваются с ситуацией, когда запрос клиента ориентирован именно на условия поставки.

В интересах потребителя формируются и привычные адаптивные цепи поставок, выстраиваются отлаженные механизмы. Однако в рамках современной ситуации, а именно санкционных ограничений и ухода с рынка большинства иностранных игроков, сложно даже предположить, как скорректируются логистические системы и цепи поставок в ближайшие годы.

Результаты

Промышленность и логистические провайдеры вынуждены вкладывать значительные инвестиции в развитие и оптимальную работу систем распределения, ориентируясь на запросы конечного звена в цепи поставок, области потребления. В последнее время инвестиции в развитие информационных технологий и систем поддержки дополняются капиталовложениями в повышение квалификации персонала.

В процессе жизнедеятельности индивида ценностные установки могут из-

мениться, но основой поведенческого восприятия остается мотивация, направленная на удовлетворение потребностей. Далее следует желание, которое подсознательно направлено на то, чтобы уменьшить разрыв между идеальными и реальными представлениями потребителя, учитывая уровень потребности, который варьируется в пределах когнитивных, социальных, специальных, функциональных, материальных, психологических, эмпирических и многих других характеристик. При этом базовыми категориями в исследовании поведения покупателей являются не только желания и потребности, но и культурные ценности, социальная принадлежность, нормы, правила.

Проблемы построения глобальных логистических систем и цепей поставок, возникающие в процессе распределения, так же в значительной части касаются управления запасами, которые формируются и расходуются на различных отрезках пути следования товаров в конечные мета продаж. Оптимизация параметров логистических бизнес-процессов в данном отношении также направлена на поддержание баланса между спросом и предложением, на оптимизацию рыночной конъектуры, поддержание формального равновесия производства и систем распределения, обеспечивая интересы конечного звена. Логистический сервис, способный удовлетворить спрос лишь при наличии товара, за последние годы, получивший форсированное развитие в связи с пандемии COVГО-19, подразумевает рост и расширение цепи поставок, а также комплекс иных дополнительных расходов, обеспечивающие материально-техническое снабжение складских звеньев, транспорта, запасов, эффективность рециклинга. Заработная плата дополнительных работников, обеспечение эффективного функционирования информационных систем, управленческого персонала определяют потребность изыскания значительных средств, направленных на поддержание высокой оборачиваемости капитала. Именно с помо-

щью логистических технологии можно достигнуть баланса между сервисным обслуживанием в логистике последней мили, обеспечить потребителей высоким уровнем сервиса и при этом оптимизировать расходы, в том числе и на содержание запасов.

Подавляющее большинство статистических методов, обеспечивающих логистических провайдеров профессиональными информационно-аналитическими технологиями, определяют обслуживание товарных потоков в режиме реального времени, как адаптивную систему, позволяющие быстро реагировать на потребности потребителей. Современные сервисы позволяют потребителю получить товары первой необходимости за самые минимальные сроки, перемещая запасы под влиянием спроса в цепи поставок, моделируя и оптимизируя параметры логистических производственных процессов.

Пандемия, изменившая жизнь общества посредством временной изоляции, предопределила форсированное развитие логистики последнего звена, при этом существенно усовершенствовались методы управления складированием, мониторинг параметров логистических процессов, управления снабжением, доставкой, и многие другие функциональные области логистики.

Обсуждение

Рост систем распределения, направленных на удовлетворение нужд конечного потребителя, в рамках логистики последнего звена, скорректировал систему управления запасами, оптимизации параметров сервиса, доставочных процессов, складских комплексом. При этом, в управлении запасами на основе построения сбалансированных систем распределения для обеспечения логистики последнего звена используются классические логистический технологии:

- получение максимальной экономии от масштаба, как принцип, укоренившейся в логистических технологиях еще с советских времен;

- формирование сезонных запасов;

- контроллинг и мониторинг сервиса, как части логистической цепи поставок, непосредственно обеспечивающий нужды потребителей.

Реалии дня сегодняшнего заставляют причислить к данным постулатам формирования спекулятивных запасов, что можно констатировать связи с ростом цен на продукцию в конце февраля 2022 г., вызванный усилением ряда санк-ционных ограничений

На практике одно из наиболее важных решений в процессе формирования логистических систем распределения, относящихся к складам, — это их расположение. Оно должно предусматривать достаточную территорию для маневрирования и парковки транспортных средств; близость автодорог, аэропортов и другой транспортной инфраструктуры; возможность найма квалифицированной и надежной рабочей силы. Что касается самих складов, то их конструкция и планировка зависят от назначения. Разнообразие товаров, с которыми имеют дело профессиональные операторы логистики, требует использования широкого спектра технологий переработки грузов, некоторые из которых высоко специализированы. Эти товары представлены дорогими хрупкими изделиями, такими как компьютеры, офисной мебелью и деталями автомобилей, тяжелым оборудованием, предназначенным для заводов, строительных площадок и т. д. Одна из проблем — упаковка. К логистическим компаниям могут обратиться с просьбой о разработке оригинальных решений по упаковке, и это входит в сферу их компетенции. Использование поддонов может казаться на первый взгляд банальным вопросом. Однако на практике существует огромное разнообразие поддонов, и их выбор зависит от рода груза и способа транспортировки. То же относится и к контейнерам. По существу, их перечень бесконечен.

Логистические компании вынуждены подчас инвестировать в погрузочно-разгрузочное оборудование, такое как вилочные автопогрузчики и складские подъ-

емники, краны. Жизненно важное значение имеют способы выполнения грузовых работ и должное оборудование при перевозке хрупких товаров. Например, грузовые автомобили могут быть снабжены всем необходимым для надежной перевозки электроники. Выбор правильной упаковки всегда является важной частью логистической операции. Однако значение этого выросло, так как компании все более учитывают нормативные документы, относящиеся к упаковке. Появление правил, направленных на сокращение упаковочного материала, стало реакцией на загрязнение природной среды. В то же время действует сильная экологическая причина, заставляющая разрабатывать упаковку, которая выполняет свое назначение без чрезмерного использования материалов. Даже выбор упаковки, разукрупнение поступивших партий продукции, нанесение маркировки и иных информационных меток, отвечающих интересам клиентуры, составляет часть профессиональной логистики распределения, особенно в адаптации к современным условиям самообеспечения, отстранения от импорта и замещение иностранных производителей национальными активами. При этом следует учитывать экологическую эффективность логистических операций, возможности рециклинга отходов, как часть зеленой экономики, эффективных технологий формирования экологически чистых логистических решений в процессе производства и распределения продукции.

Компьютеры революционизировали логистику путем ускорения потока информации по всей цепочке поставок. Сейчас доступ к данным о производстве, продажах, товарно-материальных запасах и перевозимых товарах можно получить нажав кнопку. Много этой информации выдается в режиме реального времени, т. е. она отражает события по мере их фактического возникновения. Например, способность аутсорсинга логистических операций управлять мазномасштаб-ными потоками информации, обеспечивает сбалансированность систем распре-

деления в целом, а так же возможность ускоренной реакции системы на изменение внешних и внутренних параметров, проявление высоких свойств вариативности и взаимозаменяемости процессов и звеньев, обеспечивающих движение товара по системе распределения. В современных реалиях возможности интеллектуально-информационного логистического обеспечения сбытовых и производственных процессов практически безграничны, так как век информационной доступности предоставил логистическим технологиям и механизмам существенный рост стабильности операций.

Выводы

Развитие информационных технологий и виртуализация логистических систем распределения обеспечивают:

- ускоренный режим оперативного планирования в отношении: обработки заявок, сборки партий продукции и формирование оптимального маршрута, контроллинг текущих и страховых запасов, мониторинг перемещения грузов (по показателям и ключевым характеристика количества и качества) и транспортных средств;

- развитие логистики в сфере услуг, электронной торговле;

- стратегическое планирование форсированного развития систем распределения, когда программные продукты могут обеспечить результативное решение стратегических задач по развитию логистической сети.

Управление операционной логистической деятельностью с внедрением информационных технологий принимает разные формы, но логистическими процессами обеспечивается частое применение:

- типовых информационных систем (например 1 С склад) для формализации и решения текущих вопросов, связанных со складированием, транспортировкой, управлением заказами, упаковкой;

- адаптивные системы, разработанные под конкретный заказ, для определённой организации, учитывающие все особенности логистических процессов

заказчика и предназначенные для реализации и обеспечения специфических требований компании;

- синергия информационно-

аналитических систем, функционирующих на основе внедрения параметров искусственного интеллекта в его операционные циклы.

Оценивая теорию и практику логистических операций в период пандемии, следует подчеркнуть, что во время прекращения активного межстранового сообщения, именно из-за активизации он-лайн-торговли логистические операторы получили новый стимул развития. В условиях санкционных ограничений эффективность решений в логистике и управлении цепями поставок зависит от выполнения ряда определённых требований, которые сводится к оперативности в обработке и исполнении заказов, в бесконтактном безопасном обслуживании конечного потребителя, а также в возможности без проблем вернуть не понравившийся товар.

Библиографический список

1. Аникин, Б. А. Логистика. — М. : ИНФРА-М, 2016.

2. Богданова, О. В., Ларионов, А. В., Леметти, Ю. А. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства: проблемы, тенденции и перспективы стабилизации. — Тверь, 2010.

3. Гаджинский, А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. — М., 2015.

4. Ерохина, Т. Б., Пархоменко, Т. В. Развитие эмоционального фона личности потребителя в логистике распределения // Инновационные достижения зеленой логистики: международный опыт и российская практика. XIII Южно-Российский логистический форум. — Ростов-на-Дону, 2017.

5. Ерохина, Т. Б., Пархоменко Т. В. Маркетинговые и логистические коммуникации в процессе распределения продукции // Вестник РГЭУ (РИНХ). — 2019. — № 3 (67). — С. 66-70.

Bibliographic list

1. Anikin, B. A. Logistics — M. : INFRA-M, 2016.

2. Bogdanova, O. V., Larionov, A. V., Lemetti, Yu. A. Technical support of agricultural production: problems, trends and prospects for stabilization. — Tver, 2010.

3. Gadzhinsky, A. M. Modern warehouse. Organization, technology, management and logistics. — M., 2015.

4. Erokhina, T. B., Parkhomenko, T. V. Development of emotional background of consumer personality in distribution logistics // Innovative achievements of green logistics: international experience and Russian practice. XIII South-Russian Logistics Forum. — Rostov-on-Don, 2017.

5. Erokhina, T. B., Parkhomenko, T. V. Marketing and logistics communications in process of product distribution // Vestnik of RSUE (RINH). — 2019. — № 3 (67). — P. 66-70.

Я. И. Куринова

ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: РЕАЛИЗУЕМАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ

Аннотация

В статье исследуются предпринимаемые в странах ЕС комплексные инициативы в плане развития малого и среднего бизнеса, а именно реализуемая политика поддержки. В рамках проведенного исследования дана оценка текущей ситуации в ЕС с точки зрения вклада сегмента МСП в развитие экономики. Данный опыт анализируется нами с точки зрения возможностей применения в российских реалиях, учитывая, в том числе, готовность ответа на новые вызовы, например, такие как пандемия COVID-19.

Ключевые слова

Малый бизнес, средний бизнес, политика поддержки, опыт, ЕС.

Ya. I. Kurinova

EXPERIENCE OF EUROPEAN UNION IN DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: IMPLEMENTED SUPPORT POLICY

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article examines the comprehensive initiatives taken in EU countries in terms of development of small and medium-sized businesses, namely the implemented support policy. Study assesses the current situation in EU in terms of contribution of SME segment to development of economy. We analyze this experience from the point of view of possibilities of application in Russian reality, taking into account, among other things, readiness to respond to new challenges, for example, such as COVID-19 pandemic.

Keywords

Small business, medium business, support policy, experience, EU.

Введение

Анализ зарубежного опыта представляется интересным для нахождения лучших практик и возможных прикладных решениях, способных оживить эко-

номику в регионах страны. В данном аспекте мы считаем целесообразным исследовать опыт Европейского Союза (ЕС), который активно вовлечен в мировое производство товаров и сервисов, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.