Научная статья на тему 'ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ В 1943 ГОДУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ'

ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ В 1943 ГОДУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяченко Т.Л.

В русском изобразительном искусстве, всегда отличавшемся своими демократическими традициями, издавна утвердился и завоевал популярность жанр исторической батальной панорамы. Художников, работавших в этом жанре, привлекала возможность создавать монументальные произведения развернутого содержательного повествования, воскрешающие в яркой форме знаменательные события истории нашего Отечества. Победоносное завершение Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. выдвинуло перед художниками новые историко-патриотические темы, для наиболее выразительного решения которых они все чаще стали обращаться к жанру панорамы или диорамы. Коллектив военных художников Студии имени М.Б. Грекова с 1945 года по настоящее время создал более 70 диорам, посвященных истории России и истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в девяти из которых художественно реконструировано историческое событие осени 1943 года - форсирование Днепра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ В 1943 ГОДУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ»

в

АРМИЯ И КУЛЬТУРА •

Форсирование Днепра советскими

войсками в 1943 году в отечественной

монументальной живописи

В русском изобразительном искусстве, всегда отличавшемся своими демократическими традициями, издавна утвердился и завоевал популярность жанр исторической батальной панорамы. Художников, работавших в этом жанре, привлекала возможность создавать монументальные произведения развернутого содержательного повествования, воскрешающие в яркой форме знаменательные события истории нашего Отечества. Победоносное завершение Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. выдвинуло перед художниками новые историко-патриотические темы, для наиболее выразительного решения которых они все чаще стали обращаться к жанру панорамы или диорамы. Коллектив военных художников Студии имени М.Б. Грекова с 1945 года по настоящее время создал более 70 диорам, посвященных истории России и истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., в девяти из которых художественно реконструировано историческое событие осени 1943 года — форсирование Днепра.

ПЕРВАЯ из девяти диорам, посвященных форсированию Днепра, — «Переправа Красной Армии через Днепр южнее Кременчуга в 1943 году»1. Она рассказывает о боевых действиях Степного фронта, который форсировал Днепр на участке протяженностью 130 км. Диорама создавалась по горячим следам боев в 1944 году. Авторы диорамы — художники-фронтовики А.А. Горпенко, В.К. Дмитриевский, В.А. Коновалов, Ф.И. Сачко, Ф.П. Усыпенко с документальной точностью, но художественными средствами запечатлели захват левобережного гитлеровского плацдарма. В 1945 году диорама демонстрировалась в Центральном доме Советской армии, а затем была переведена в Центральный музей Вооруженных Сил. С 1974 года диорама «Переправа Красной Армии через Днепр южнее Кременчуга в 1943 году» находится в Таманской дивизии.

В первых числах октября 1943 года южнее Переяслава завязались жестокие бои за плацдарм на правом берегу Днепра. Ночью передовые части наших войск закрепились на правом берегу и навели подготовлен-

ные заранее переправы. Утром основные силы при поддержке артиллерии и авиации устремились вперед. Форсирование началось под яростным огнем противника. На плотах, паромах, надувных резиновых лодках войска переправлялись на правый берег, по наведенным понтонным мостам двигались артиллерия и танки. Этот подвиг советских воинов отобразили в диораме «Форсирование Днепра войсками Воронежского фронта Советской армии в октябре 1943 г.»2 военные художники А.А. Горпенко, А.М. Стадник, П.И. Жигимонт, И.А. Андрияка, Г.И. Марченко, В.В. Кузнецов. На переднем плане представлен днепровский остров. Справа и слева — река, вспененная разрывами снарядов и авиабомб. С востока идут наши бомбардировщики и штурмовики, горит «юнкерс». С левого берега бьют наши «катюши» и артиллерия. На реке — баржы, понтоны, катера. Идут танки, переправляется пехота. Картина боя, изображенного на диораме, полна драматизма и напряжения, прекрасно написан передний план с переходящими в брод бойцами у наведенного моста. Предметный план решен лаконично и со-

держательно — это часть острова, изрытого траншеями, остатки изгороди, разбросанные гильзы, снарядные ящики.

Авторы диорамы были не только очевидцами, но и участниками изображаемых событий, вместе с войсками они прошли от Волги до Днепра. Созданию диорамы предшествовала большая подготовительная работа. В 1946 году художники все лето провели на Днепре, зарисовывая пейзаж на месте переправы. В воинских частях, стоящих на Днепре, немало было участников форсирования, и они помогали художникам в работе: проводили специальные маневры по форсированию реки, жгли костры, пускали дымы, демонстрировали взрывы на воде и на земле. Консультировал авторов диорамы участник форсирования Днепра Герой Советского Союза полковник В.С. Левченко.

Диорама впервые экспонировалась в Центральном доме Советской армии на выставке произведений Студии военных художников имени М.Б. Грекова, организованной к 30-летию Советской армии и Военно-морского флота. В настоящее время диорама находится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в г. Санкт-Петербурге.

В 1974 году художники П.Т. Мальцев и Н.С. Присекин создали по специальному заданию Правительства Украины диораму для Исторического музея в г. Пе-реяславе-Хмельницком — «Форсирование Днепра в районе Пе-реяслав-Хмельницкого в 1943 году»3.

Произведением монументальной живописи стала созданная художниками Николаем Яковлевичем Бутом и Николаем Васильевичем Овечкиным диорама «Битва за Днепр» (форсирование Днепра у села Войсковое в 1943 году)»4. Цельнотканое полотно площадью 840 кв. м размещено в специальном здании, построенном по проекту архитектора В.А. Зуева. За создание

ф АРМИЯ И КУЛЬТУРА'

этой диорамы Президиум Академии художеств СССР наградил Н.Я. Бута, Н.В. Овечкина и В.А. Зуева золотыми медалями. Широкий радиус обзора (до 230 градусов), глубокий предметный план, состоящий из остатков оборонительных сооружений, оружия, переправочных средств и других военных атрибутов, специальное освещение и озвученность диорамного зала создают у зрителей эффект присутствия при форсировании Днепра. Военный консультант диорамы — генерал-майор в отставке И.Ф. Литвиненко.

НА ДИОРАМЕ запечатлен наиболее трудный и сложный период четвертого дня боевых действий — утро 30 сентября 1943 года. В этот напряженный момент сошлись в смертельной схватке две противостоящие на плацдарме силы. Советский солдат, выстояв в этой битве, сделал еще один шаг к Победе. В передаче сцен боя авторы достигли исключительного драматизма. Находя эмоциональный пик события, они завязывают все действия вокруг него с поразительной смелостью и свободой, при этом оставаясь точными в передаче достоверных деталей исторической обстановки.

В память о подвиге советских воинов 1-го Украинского фронта на территории Новопетровского музея-заповедника создана диорама «Битва за Киев, Лютеж-ский плацдарм. 1943 год»5. Автор — народный художник РФ, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии РФ имени И.Е. Репина художник Студии военных художников имени Грекова Николай Сергеевич Присекин. По силе выразительности и масштабности изображения эта диорама стоит в одном ряду с диорамами в Переяславе-Хмель-ницком и Днепропетровске.

Лютежский плацдарм стал исходным рубежом для наступления на Киев. Изрытый траншеями и воронками, усеянный телами, разбитой военной техникой, правый берег Днепра дрожал от адского грохота боя. Среди огня и дыма шли в атаку советские солдаты. В их стремительном прорыве — решимость до конца выполнить поставленную боевую задачу, любой ценой удержать плацдарм. Отбив у гитлеровцев небольшой участок на правом берегу реки, передовые части 240-й стрелковой дивизии (сд) под командованием полковника, в последующем Героя Советского Союза Т.Ф. Уманского

и 167 сд дали возможность переправиться основным силам 38-й армии (генерал-лейтенант Н.Е. Чибисов). В создании и расширении плацдарма большую роль сыграли танкисты 5-го гвардейского танкового корпуса генерал-лейтенанта А.Г. Кравченко, партизаны и жители приднепровских сёл.

КОМПОЗИЦИОННЫМ центром всей диорамы является группа воинов на переднем плане. Впереди — командир 3-го батальона майор И.И. Стратейчук. Справа от него с катушкой телефонного провода за спиной связист И.В. Давыдов выполняет приказ начальника связи полка капитана Я.Е. Коновалова — установить бесперебойную связь передовых подразделений с командованием. Рядом с командиром батальона — командир пулеметного расчета 931-го стрелкового полка старший сержант Н.Н. Павлов, который в ночь на 3 октября на рыбацкой лодке преодолел Днепр и успешно закрепился на правом берегу. С 5 по 12 октября в боях по расширению и удержанию плацдарма он лично уничтожил станковый пулемет и до 30 немцев, за что ему было присвоено 13 ноября 1943 года звание Героя Советского Союза. Изображенная крупным планом группа воинов, являясь связующим звеном всей композиции, олицетворяет величие духа, мужество и самопожертвование во имя победы, веру в правоту своего дела.

На полотне диорамы справа — артиллеристы взвода управления 692-го артиллерийского полка лейтенанта Александра Мефодьевича Птухина. Закрепившись, бойцы взвода отразили пятнадцать контратак, из них восемь — танковых. Лейтенант Птухин, заменив убитого командира стрелковой роты, лично уничтожил 6 танков и более 150 гитлеровцев. За проявленный героизм 10 января 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Слева на полотне — танк командира батальона капитана Дмитрия Чу-маченко, в упор расстреливающий вражескую технику. Именно этот танк войдет одним из первых в столицу Украины и после войны будет установлен у стен музея освободителям Киева в Новых Петровцах. В военной операции, изображенной на полотне диорамы, с воздуха пехоту и артиллерию поддерживала авиация. Самолеты 2-й воздушной армии генерал-полковника авиации С.А. Красовского вели

яростные воздушные бои. Здесь, в небе над Днепром, отважно сражались И.Н. Кожедуб, Г.Т. Береговой, А.В. Ворожейкин и другие летчики.

Ощущение реальности происходивших событий и непосредственного присутствия на поле сражений усиливает удачно скомпонованный предметный план — разбитая техника, оружие и боеприпасы, остатки оборонительных сооружений. Портретное изображение бойцов и командиров — участников битвы за Днепр — придает диораме историческую достоверность.

В 1983 году была создана диорама «Ночной штурм Запорожья советскими войсками 14 октября 1943 года»6.

О героях переправы через Днепр в районе Букрина рассказывает диорама «Форсирование Днепра в районе Киева»7. 22 сентября 1943 года вышла к Днепру в районе Великого Бук-рина 3-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта П.С. Рыбалко. На переднем плане диорамы мы видим, что переправа идет под ураганным огнем артиллерии и бомбовыми ударами вражеских самолетов. Командир отделения мотострелкового батальона 51-й гвардейской танковой бригады (6-й гвардейский танковый корпус 3-й гвардейской танковой армии) гвардии сержант И.Д. Семенов и автоматчики гвардии рядовые В.Н. Иванов, Н.Е. Петухов и В.А. Сысолятин в ночь на 22 сентября преодолели на лодке Днепр в районе с. Григоров-ка. Гвардейцы вызвали панику в тылу врага, захватили рубеж на правом берегу реки, чем обеспечили переправу подразделений своей части. 17 ноября 1943 года всем четверым было присвоено звание Героя Советского Союза.

Захватом плацдарма на правом берегу Днепра в районе сел Григоровка и Зарубинцы было положено начало боям за создание Букринского плацдарма.

Диорама Н.С. Присекина и А.Н. Семенова «Лютежский плацдарм»8 изображает решающий бросок советских войск, развернувших наступление в глубине обороны противника, куда были перенесены усилия 1-го Украинского (до 20 октября — Воронежского фронта) с Букринского плацдарма. С Лютежского плацдарма 3 ноября ударная группировка фронта нанесла главный удар в Киевской наступательной операции 1943 года.

В 1994—1995 гг. для Центрального музея Великой Отече-

32

2006 № 7 ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ственной войны 1941 — 1945 гг. народным художником РФ В.К. Дмитриевским, ветераном войны и участником битвы за Днепр, была создана диорама «Форсирование Днепра»9. Работая над диорамой, Дмитриевский рассказывал: «В сентябре 1943 года немецкие войска отошли за Днепр. Приближался праздник Октябрьской революции. ВГК отдало приказ — к этой дате освободить город Киев. Что из себя представляет взятие водной преграды, я знаю не понаслышке. Окончив Московское военно-инженерное училище, с 1943 года я был в действующей армии, и наша рота не раз выполняла спецзадание по наведению мостов. Обычно форсирование рек сопровождается большими потерями: ведь нужно закрепиться на плацдарме под шквальным огнем противника. Аналогичная картина была и при «взятии» Днепра. Река значительно обмелела после взрыва электростанции, поэтому применение понтонных и тяжелых средств наведения мостов стало невозможным. Переправа проходила на лодках, бревенчатых плотах, самодельных паромах, рыбачьих катерах. Враг укрепился на возвышенном берегу и стремился непрекращающимся артиллерийским огнем сбросить наступающих в реку. В диораме зритель видит этот напряженный момент».

В ОСНОВУ сюжета диорамы положены действия войск 38-й армии (командующий генерал-лейтенант Н.Е. Чибисов), которые в ночь на 26 сентября в районе г. Лютежа форсировали Днепр и захватили плацдарм. 7 октября войска 38-й армии, отразив контратаки противника, овладели г. Лютежем. Плацдарм увеличился до 15 км по фронту и до 10 км в глубину, получив название лютежский. Созданная на лютежском плацдарме группировка фронта сыграла решающую роль в успехе Киевской наступательной операции 1943 года и освобождении Киева.

Главным композиционным центром диорамы был избран участок местности в районе Лю-тежа, Старо- и Ново-Петровцы, так что зритель художественно находится на обрывистом правом берегу Днепра на южной окраине Лютежа. На полотне изображен Днепр с крутыми гребнями волн, поднимаемых не только резким сентябрьским ветром, но и взрывами авиационных бомб и артиллерийских снарядов. Эту бушующую стихию

воины преодолевают на подручных средствах — рыбачьих лодках, самодельных паромах из железных бочек, досок и брёвен. Исключительное мужество, находчивость, инициатива бойцов и командиров проявились здесь с особой силой.

В центре диорамы показаны действия 240-й стрелковой дивизии (командир полковник Т.Ф. Уманский), которая первой форсировала Днепр в районе Лютежа. 36 воинов дивизии получили звание Героя Советского Союза, в том числе Т.Ф. Уманский, Ф.В. Ванин, П.Л. Лещенко, П.П. Нефедов, В.А. Савва, И.И. Стратей-чук и др.10. К 29 сентября 240-я стрелковая дивизия захватила плацдарм и отбивала контратаки противника со стороны Лютежа.

Подвиг совершался не только на плацдарме, но и на воде. Так, 66-летняя Г.П. Трегуб в течение дня совершала по нескольку рейсов, перевозя через реку солдат, боеприпасы и питание. На левом берегу у Сваромья под непрерывным артиллерийским огнём противника и воздействием его авиации саперы под командованием капитана Е.А. Юрченко собирали плоты, рыбацкие лодки. На открытом месте вели огонь по противнику артиллерийские полки стрелковых дивизий,491-й и 492-й минометные полки, дивизионы 16-го и 6-го гвардейских минометных полков и 868-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк11.

В правой части полотна, ниже по течению Днепра, в районе Ново-Петровцы форсируют реку воины 180-й стрелковой дивизии. В районе Староселья действовали части 167-й стрелковой дивизии. Не менее ожесточенные бои шли и в небе над Днепром. Истребительная авиация, тесно взаимодействуя с зенитной артиллерией, успешно отбивала воздушные атаки противника. Советские летчики 2-й воздушной армии проявили высокое умение и мужество. Вдали, на горизонте — зарево пожарищ, воздушные бои, вспышки зенитных снарядов. В левой части — на плацдарме ведут рукопашный бой воины 1-го батальона 836-го стрелкового полка, отражая контратаку противника.

В ДИОРАМЕ немаловажная роль отведена пейзажу. Широкой гладью величественного Днепра диорама как бы поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены за-днепровские дали. Оттуда, с востока идет свет надежды ос-

_ В

к

вобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее становятся тона, завершаясь черно-красно-желтым взрывом немецкого танка. А перед ним сияют подсолнухи. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли.

Автор диорамы считает переправу изображенную на ней, обобщенным образом всех днепровских переправ. Он отдает дань памяти и уважения всем, кто сражался, был ранен или пал в сражении при форсировании этой великой реки.

Таким образом, на диорамах, посвященных форсированию Днепра, художникам Студии им. М.Б. Грекова удалось отобразить не только проявление массового героизма советских воинов во время форсирования реки в верхнем, среднем и нижнем ее течении, но и воинское мастерство всех родов войск: сокрушение и прорыв вражеской обороны при поддержке артиллерии и авиации, широкий маневр танковых войск, мужественные бои летчиков, слаженное взаимодействие и управление войсками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Горпенко А.А., Дмитриевский В.К., Коновалов В.А., Сечко Ф.И., Усыпенко Ф.П. Переправа Красной Армии через Днепр южнее Кременчуга в 1943 году. Диорама. М., 1945. 8,5х25 м.

2 Горпенко А.А., Жигмонт П.И., Стад-ник А.М., Андрияка И.А., Марченко Г.И., Кузнецов В.В. Форсирование Днепра войсками Воронежского фронта Советской Армии в октябре 1943 года. Диорама. Л., 1948. 4х20 м.

3 Мальцев П.Т., Присекин Н.С. Форсирование Днепра в районе Переяслав-Хмельницкого в 1943 году. Диорама. Пе-реяслав-Хмельницкий, 1974. 7х28 м.

4 Бут Н.Я., Овечкин Н.В. Битва за Днепр (Форсирование Днепра у села Войсковое в 1943 году). Диорама. Днепропетровск, 1975.14х62 м.

5 Присекин Н.С. Битва за Киев, Лютежский плацдарм. 1943 год. Диорама. Вышгород, 1978. 7х30 м.

6 Овечкин Н.В. Ночной штурм Запорожья советскими войсками 14 октября 1943 года. Диорама. Запорожье, 1983. 10х38м.

7 Овечкин Н.В. Форсирование Днепра в районе Киева. Диорама. Киев, 1985. 6х22 м.

8 Присекин Н.С., Семенов А.Н. Лютежский плацдарм. Диорама. Минеральные воды, 1989. 1,5x5,5 м.

9 Дмитриевский В.К. Форсирование Днепра. Диорама. М., 1995. 10x33 м.

10 История Второй мировой войны 1939—1945 гг. М., 1976. Т. 7. С. 213.

11 Наступление 1-го Украинского фронта на киевском направлении в 1943 году. М., 1951. С. 42, 43.

Т.Л. ДЬЯЧЕНКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.