УДК 338.2
ФОРСАЙТ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
С. Н. Исаченко, С. Н. Баюкова
FORESIGHT: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE
S. N. Isachenko, S. N. Bayukova
Аннотация. Рассмотрен зарубежный и российский опыт формирования и развития технологии форсайт. Рассматривается инновационный инструмент долгосрочного прогнозирования - форсайт-проект, необходимый для определения новых стратегических, научных и технологических приоритетов, которые в долгосрочной перспективе смогут оказать серьезное воздействие на экономическое и социальное развитие страны.
Ключевые слова: форсайт, инновация, прогнозирование, форсайт-проект, методология форсайт.
Abstract. This article discusses foreign and russian experience of formation and development of foresight technology. It consideres an innovative long-term forecasting tool -foresight-project needed to define a new strategic, scientific and technological priorities, which in the long run perspective will have a serious impact on the economic and social development of the country.
Key words: foresight, innovation, forecasting, foresight project methodology foresight.
Все ведущие мировые державы стремятся к сохранению и укреплению своих позиций на мировой арене, в том числе за счет технологического лидерства и повышения эффективности своих инновационных систем. При этом ни одна страна, даже самая богатая, расходующая на науку сотни миллионов долларов в год, не может сегодня вести полномасштабные исследования по всем научным направлениям. В этих условиях каждая страна вынуждена определять приоритеты своего научно-технического и инновационного развития, чтобы сохранить лидирующие позиции в наиболее перспективных областях. Обострение глобальной конкуренции приводит к сокращению жизненного цикла большинства товаров. Это вынуждает правительства отдельных стран и руководителей крупнейших транснациональных компаний развивать свои конкурентные преимущества в первую очередь за счет разработки и вывода на рынок инновационных товаров и услуг.
Для решения этой проблемы появляется новый метод, получивший обобщающее название форсайт (от англ. foresight - «предвидение»), зарекомендовавший себя как один из наиболее эффективных инструментов выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем, возможно, и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития. Сегодня форсайт все чаще используется как системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, общественных отношениях, культуре [1].
В разных странах в основе форсайта лежат различные методологические и организационные принципы. Общим при этом является вовлеченность
общественных сил в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработка комплексного видения будущего и согласование путей его достижения. Форсайт используется во многих странах мира, причем не только в развитых, но и в развивающихся. Богатый опыт в этой сфере накоплен в США, Японии, Австрии, Германии.
Форсайт был впервые применен в США, где в содержание форсайта входит не только анализ технологий и тех тенденций, которые происходят в стране, но и анализ возможных политических решений в других странах, которые могут повлиять на их развитие, а значит, на ситуацию в мире и, как следствие, на ситуацию в США. Американская методика форсайта достаточно шаблонна, что, например, прослеживается в наличии тем, обсуждение которых не приветствуется. К ним относятся прежде всего вопросы территориальной целостности США и сохранения ими ведущих позиций в мире. В США развит корпоративный форсайт, а также форсайт в рамках отдельных секторов - энергетика, хай-тек и т.д., используемый и для выявления критических технологий Министерством обороны и Министерством торговли. В настоящее время в США проводится работа по новым направлениям. Например, был создан специальный Форсайт-институт для изучения проблем нанотехнологий, в рамках которого разрабатываются дорожные карты для отдельных направлений использования данных технологий [2].
Японский форсайт носит регулярный характер. Он проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 г. Горизонт прогноза составляет 30 лет. Заказчиком форсайта является правительство, а исполнителем сначала было Агентство по науке и технологии, а сейчас - специально созданный Национальный институт по научной и технологической политике. Результаты форсайта представляются Совету по науке и технологиям, который осуществляет и непосредственное финансирование работ. Материалы форсайта служат реальной основой для национальной политики в сфере развития науки и технологий, в том числе непосредственно для выделения бюджетных средств.
В целом в Японии проводится масса форсайтов на разных уровнях, но при этом выдерживается четкая иерархия: правительство занимается общим видением, министерства - форсайтами макроуровня, далее идут форсайты групп компаний и отдельных фирм.
Японские национальные форсайты основаны на максимально формализованном упражнении по методике Дельфи. Основной особенностью этого метода является сглаживание различий в частных экспертных мнениях до «среднего компромиссного» уровня, что не позволяет сделать какие-либо выводы, не соответствующие онтологии большинства участников. В Японии эту методику применяют на всех уровнях форсайтов; крайне широко она используется в отношении как аудитории опросов, так и числа обсуждаемых проблем [1].
Обращение к опыту австрийского форсайта позволяет выделить в качестве достоинства тот факт, что разработчики впервые попытались найти линии развития, являющиеся общими для технологической и общественной сфер. Главной целью австрийской программы является идентификация инновационного потенциала, который бы позволил Австрии занять лидирующие позиции в долгосрочной перспективе за счет усиления сотрудничества между бизнесом и наукой и расширения горизонтов индикативного планирования.
Исходным пунктом был заказ правительства Австрии, реализованный специально созданным Координационным советом. Большая роль в исследованиях и координации принадлежала головному Институту оценки технологий Академии наук. Были проведены подготовительные прогнозные исследования, определены основные направления, сформированы группы экспертов. Далее были реализованы два проекта с использованием форсайта: один в области науки и технологий, второй - применительно к обществу и культуре. Австрийский форсайт - пример инициирования программы правительством [2].
В настоящее время западно-европейские страны придерживаются селективной стратегии научно-технического развития, определяя для себя приоритетные научные направления инновационного характера, разработка которых позволяет эффективно использовать имеющиеся финансовые и интеллектуальные ресурсы и тем самым расширить и укрепить свои позиции на мировых рынках технологий в условиях глобализации.
В сфере прогнозирования сегодня четко видна тенденция создания комбинированных методов, в которых сочетаются различные подходы и технологии.
Методология форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования, при этом она не сводится к предсказанию, а скорее отражает стремление к формированию будущего, что позволяет считать форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру.
Форсайт представляет собой более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.
1. Прогнозы формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев связаны с предсказаниями малоуправляемых событий, оценкой возможных перспектив инновационного развития, вызванных прогрессом науки и технологий, представляются возможные технологические горизонты, вероятные эффекты для экономики и общества.
2. Форсайт всегда предполагает участие многих экспертов из всех сфер деятельности, связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, иногда он предусматривает и проведение опросов определенных групп населения, заинтересованных в решении проблем, обсуждаемых в рамках проекта.
3. Форсайт нацелен на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров [3].
Применительно к России анализ технико-экономического развития показывает, что наша страна отстает от ведущих мировых держав, но у России есть все шансы выйти в лидеры. Для этого центральное место следует уделить форсайт-исследованиям, которые позволяют сосредоточить внимание именно на тех технологиях, которые будут задействованы в будущем, используя наши конкурентные преимущества. Однако такие стратегии могут реализовываться только при условии согласия между заинтересованными сторонами в отношении поставленных целей и предлагаемых мер по их достижению [4].
В российской практике данный метод является относительно новым.
Форсайт-деятельность в нашей стране получила развитие в середине 1990-х гг. с подготовкой первого национального перечня критических техно-
логий. С 2007 г. отмечалась его активность, а в 2009 г. деятельность была больше сосредоточена на определении ключевых технологических областей, обеспечивающих наибольшую пользу для общества и экономики. В конце января 2012 г. по инициативе Российского управленческого сообщества в Москве состоялась первая сессия гражданской инициативы «ФОРСАЙТ РОССИЯ», где было принято решение провести ряд форсайт-сессий в регионах страны с целью обобщения и формулировки тезисов политико-экономической стратегии России на ближайшее будущее.
Элементы форсайта используются преимущественно на федеральном уровне (промышленно-энергетический форсайт Минпромэнерго, форсайт атомной отрасли, Министерства информатизации и связи, Министерства образования и науки) при разработке перспектив развития экономики государства, например «Стратегия 2020» или ожидаемые результаты развития отдельных сфер экономики до 2030 г.
При этом важно отметить две характерные черты форсайта для России. Это его технологический аспект, который за рубежом уже давно перерос в системный инструмент формирования будущего всей национальной экономики, и использование форсайта как государственного метода регулирования экономических процессов.
Форсайт не нашел должного применения в обеспечении конкурентоспособности российской экономики по нескольким причинам:
- недостаток финансовых средств;
- отсутствие устойчивой практики разработки долгосрочных приоритетов в условиях рынка на всех уровнях управления;
- отсутствие единого понимания, с какой целью применяется форсайт, его возможностей и ограничений, значимости в принятии управленческих решений, в том числе при формировании системы приоритетов национального развития.
Кроме того, достаточно сложно определить эффективность предсказуемости событий и ответственность за неоправданные ожидания [5].
Однако сегодня в России практически отсутствуют систематические усилия по описанию горизонтов развития технологий, оценке последствий их влияния на экономику и общество, базирующихся на этих прогнозах и оценках возможных сценариев развития.
Поскольку в России пока нет достаточно разработанного механизма формирования научно-технологических приоритетов, увязанных с социально-экономическими и общественными приоритетами, то форсайт может стать тем необходимым инструментом, который позволит выявить приоритеты, являющиеся «сквозными» для всей системы принятия решений и реализации государственной политики.
Еще раз отметим, что главное отличие форсайт-проектов в том, что они ориентированы не только на определение возможных вариантов будущего, но в большей степени - на активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев. А поскольку будущее мы формируем сегодня (пассивно или активно), выбор наиболее предпочтительных сценариев следует подкрепить адекватными мерами, которые обеспечат наиболее благоприятную траекторию развития.
Список литературы
1. Крюков, С. В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего / С. В. Крюков // TERRA ECONOMICUS. - 2010. - Т. 8, № 3, ч. 2. - С. 7-14.
2. Ланских, А. Н. Опыт применения технологии форсайт. Оценка зарубежного опыта применения методологии форсайт / А. Н. Ланских // Бизнес в законе. - 2011. -№ 5. - С. 231-233.
3. Скопина, И. В. Прогнозирование инновационной деятельности на основе применения технологии Форсайта / И. В. Скопина // Современные технологии управления. - 2011. - № 10. - С. 37-46.
4. Моргунов, Е. В. Метод Форсайт и его роль в управление технологическим развитием страны / Е. В. Моргунов // Проблемы развития рыночной экономики / под ред. чл.-корр. РАН В. А. Цветкова. - М. : ЦЭМИ РАН, 2011. - С. 97-113.
5. Климова, Н. В. Интеграция технологии форсайта и цикличность развития экономики / Н. В. Климова // Международный Нобелевский экономический форум. -2012. - Т. 1, № 1 (5). - С. 209-214.
Исаченко Сергей Николаевич Isachenko Sergey Nikolaevich
старший преподаватель, senior lecturer,
Пензенский государственный университет Penza State University
Баюкова Светлана Николаевна Bayukova Svetlana Nikolaevna
студентка, student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: bayukova.sveta@yandex.ru
УДК 338.2 Исаченко, С. Н.
Форсайт: зарубежный и российский опыт / С. Н. Исаченко, С. Н. Баюкова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 1 (9). -С. 30-34.