Научная статья на тему 'ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С АКЦЕНТОМ НА ЦИФРОВУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА'

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С АКЦЕНТОМ НА ЦИФРОВУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ / СТЕЙКХОЛДЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежина Виктория Валерьевна, Уварина Наталья Викторовна

Данная статья посвящена роли форсайт-технологии в процессе обновления образовательных программ в Республике Казахстан с акцентом на цифровую культуру будущего педагога. Авторы статьи предлагают способы введения форсайт-технологии при совместном эффективном взаимодействии стейкхолдеров (студентов, преподавателей, работодателей и др.) в процессе модернизации трех аспектов образовательной программы (на примере образовательной программы бакалавриата «Иностранный язык: два иностранных языка»): целевого компонента, содержательного и операционального. Авторы описываю возможности форсайт-технологии применительно к вербализованной форме представления совместной деятельности через анализ программ Minor (дополнительной образовательной программы) в создании фундамента цифровой культуры будущего педагога (приведен перечень обновленных 16 программ Minor с акцентом на цифровую культуру будущего педагога). В статье раскрыты фрагменты карты профессии с прогностическим компонентом, выдержки из перечня формируемых компетенций с возможностью прогностической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежина Виктория Валерьевна, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT TECHNOLOGY IN THE MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM WITH THE FOCUS ON THE DIGITAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER

This article focuses on the role of foresight technology in the process of updating educational programmes in the Republic of Kazakhstan with an emphasis on the digital culture of the future teacher. The authors of the article offer ways to introduce foresight technology with the joint effective interaction of stakeholders (students, teachers, employers, etc.) in the process of modernizing the three aspects of the educational programme (on the example of the educational program of the bachelor level “Foreign language: two foreign languages”) - the purpose, content-based component and the operational one. The authors present the possibilities of foresight technology in relation to the verbalized form of joint activities through the analysis of the Minor programs (additional educational program) in creating the foundation of the digital culture of the future teacher (the authors unveil the list of updated 16 minor programs with an emphasis on the digital culture of the future teacher). The article presents fragments of a profession card with a prognostic component, excerpts from the list of formed competencies with the possibility of prognostic modernization.

Текст научной работы на тему «ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С АКЦЕНТОМ НА ЦИФРОВУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА»

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-3-82-89

УДК 37.02 ББК 74.480.26

В.В. Бежина

(Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Казахстан) Н.В. Уварина

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С АКЦЕНТОМ НА ЦИФРОВУЮ КУЛЬТУРУ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ: Развитие социального партнерства: воспитание гибких навыков молодежи региона, 20-413-740017

Данная статья посвящена роли форсайт-технологии в процессе обновления образовательных программ в Республике Казахстан с акцентом на цифровую культуру будущего педагога. Авторы статьи предлагают способы введения форсайт-технологии при совместном эффективном взаимодействии стейкхолдеров (студентов, преподавателей, работодателей и др.) в процессе модернизации трех аспектов образовательной программы (на примере образовательной программы бакалавриата «Иностранный язык: два иностранных языка»): целевого компонента, содержательного и операционального. Авторы описываю возможности форсайт-технологии применительно к вербализованной форме представления совместной деятельности через анализ программ Minor (дополнительной образовательной программы) в создании фундамента цифровой культуры будущего педагога (приведен перечень обновленных 16 программ Minor с акцентом на цифровую культуру будущего педагога). В статье раскрыты фрагменты карты профессии с прогностическим компонентом, выдержки из перечня формируемых компетенций с возможностью прогностической модернизации.

Ключевые слова: форсайт, форсайт-технология, стейкхолдер, образовательная программа, цифровая культура.

го

I S

ГО

Ш

>

m

<u

LO

m m

V.V. Bezhina

(Kostanay Regional University named after A. Baitursynov, Kostanay, Kazakhstan) N.V. Uvarina

(South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

FORESIGHT TECHNOLOGY IN THE MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM WITH THE FOCUS ON THE DIGITAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER

The research is carried out within RFBR grant: Development of social partnership: building soft skills in the regional young people, 20-413-740017

This article focuses on the role of foresight technology in the process of updating educational programmes in the Republic of Kazakhstan with an emphasis on the digital culture of the future teacher. The authors of the article offer ways to introduce foresight technology with the joint effective interaction of stakeholders (students, teachers, employers, etc.) in the process of modernizing the three aspects of the educational programme (on the example of the educational program of the bachelor level "Foreign language: two foreign languages") - the purpose, content-based component and the operational one. The authors present the possibilities of foresight technology in relation to the verbalized form of joint activities through the analysis of the Minor programs (additional educational program) in creating the foundation of the digital culture of the future teacher (the authors unveil the list of updated 16 minor programs with an emphasis on the digital culture of the future teacher). The article presents fragments of a profession card with a prognostic component, excerpts from the list of formed competencies with the possibility of prognostic modernization.

Keywords: foresight, foresight-technology, stakeholder, educational programme, digital culture.

Цифровая культура на современном этапе развития общества рассматривается как необходимость и «эпистемологический барьер» [1, а55] в разрезе бытия социума. Неспособность системы образования в полной мере отразить педагогические возможности технологий цифрового формата порождает обратный процесс адаптации и предвосхищаемого использования достижений современности.

Особенностью цифровой культуры как интегративного качества педагога, «характеризующегося информационным мировоззрением» [5, а 8], является ее «незавершенность» [10, а 7] и прогностическая направленность в процессе формирования.

Прогностичность в педагогической науке современности ассоциируется с форсайт-технологиями. Так, согласно мнению М.В. Бут, Р.И. Зекрист, форсайт-технология является одним из «инструментов влияния на глобальный рынок образовательных услуг» [4], включенным в систему цифровых отношений.

Рассматривая педагогическую технологию в качестве алгоритмизированной последовательности эффективных действий педагога для «достижения прогнозируемого результата» [9], отметим, что доля прогностичности увеличивается с введением цифрового компонента во всем образовательном процессе, выводя форсайт (взгляд в бу-

_0

S

S

го

О

С

>s

о х ГО

_0 о

ц Ф го

н ч

го ф

ш с

о СО е

го Ф

ю

о

s ^

s ю

J го

со S ^ I-

X

ф

Ч

О S 2 ^

со ш

о

к

s i_ -&

о S

ц J

о X го

X X

ф н S о

н н

JS X

го ф

о J

^

О го

© о

дущее, прогнозирование реальности) на новый уровень функционирования в современном обществе.

Особенности форсайт-технологии в педагогике раскрываются в работах А.В. Барановой, В. Голдбек, Ю.Н. Егоровой, Н.Я. Калюжновой, А.В. Позняк, М.А. Ушаковой и др. Так, основные отличительные черты форсайт-технологии включают следующие компоненты:

1. Обязательное прогностическое целеполагание и построение карт будущего.

2. Использование методик предвосхищения будущего через анализ настоящего - SWOT-анализ.

3. Применение коммуникативных технологий для развития совместного планирования, организации и рефлексии деятельности.

4. «Социогуманитарный» характер форсайт-технологии.

5. Акцент на неотъемлемый аспект педагогического опыта в форме «прогнозной компетенции» [4].

В процессе формирования цифровой культуры будущего педагога происходят структурные изменения на всех уровнях функционирования личности, заключающиеся в личностном, предметно-содержательном, операциональном и рефлексивном аспектах.

В данном исследовании нами раскрыты основы конструирования образовательной программы (далее по тексту -ОП) 6В01705 Шетел тш: ею шетел тш / Иностранный язык: два иностранных языка / Foreign Language: two Foreign Languages с учетом форсайт-технологии в части целеполагания, разработки содержания и прогностического планирования блока цифрового образования (включая Minor - компонент).

Ниже представлена выдержка из обновляемой ОП с учетом форсайт-технологии (использование проксимального подхода и пространства для дополнения целей при использовании SWOT-анализа предшествующего текста ОП с внесением изменений) (табл. 1):

Таблица 1 - Целевой компонент ОП с применением форсайт-технологии

БШм беру баFдарламасыныц максаты/ Цель образовательной программы/ The purpose of the educational programme

Инновациялы; [цифщш] бшм беру технологияларын колдана отырып, кэаби кызметп жузеге асыруга кабшетп, жогары элеуметпк жэне азаматты; жауапкершшп бар, агылшын тшн бшетш ею шет тшшде жогары бiлiктi бакалаврды дайындау

Подготовка высококвалифицированного бакалавра по двум иностранным языкам со знанием английского языка, обладающего высокой социальной и гражданской ответственностью, способного осуществлять профессиональную деятельность с использованием инновационных [цифровых] образовательных технологий

Training of a highly qualified bachelor in two foreign languages with knowledge of English, with high social and civic responsibility, capable of carrying out professional activities using innovative [digital] educational technologies

! Целеполагающий компонент при

2 создании ОП имеет особенность допол-

>

^ нения и переоценки всеми стейкхолде-

I рами (студенты, преподаватели, работо-

| датели, представители обществен-

$ ности, др.).

Относительно содержательного ком™ понента стейколдеры проявляют каче-

ства составления карт будущего. Так, спектр компетенций общего характера (ОК) включают следующие:

ОК 1 применять лингвистическое знание для объективной оценки происходящих в современном глобализирующемся обществе с активной позицией патриота и гражданина;

ОК 2 планировать решение [и прогнозирование] конкретных социальных, политических, культурных проблем с ипользованием знания в области лингвистики [и форсайт-исследований];

ОК 3 интерпретировать философские знания и выстраивать на их основании мировозренческую и этическую позицию;

ОК 4 корректно использовать стили-стичекие средства языка для успешной письменной и устной коммуникации;

ОК 5 решать задачи коммуникации и познания в условиях трехязычья;

ОК 6 применять средства [цифровой защиты и] безопасности;

ОК 7 совершенствовать знания ИКТ в течении всей жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОК 8 критически оценивать философские концепции, актуальные для выявления философского содержания проблем профессиональной области;

ОК 9 давать оценку ситуации в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации;

ОК 10 синтезировать занания методики, лингвистики, педагогики, и психологии [для синергии предвосхищения событий педагогической реальности];

ОК 11 формулировать и грамотно аргументировать собственную нравственную позицию по отношению к актуальным проблемам современного общества;

ОК 12 выстраивать траекторию личностного развития на протяжении всей жизни посредством методов и средств физической культуры;

ОК 13 демонстрировать гражданскую ответственность, лидерство, эффективную работу в команде при решении профессиональных задач;

ОК 14 рефлексировать свои потребности и мотивы, [прогнозировать возможные отклонения] в педагогической реальности;

ОК 15 ... .

Общие компетенции могут быть дополнены (ОК 15) и пересмотрены (ОК 1-ОК 14) с учетом прогнозирования и карт

будущего (наличие трендов, аномалий, бифуркаций в развитии требований к подготовке специалистов будущего).

Прозрачность требований, открытость системы подготовки специалистов обеспечивается всеобщим доспупом к разрабатываемым проектам образовательных программ на республиканском портале ESUVO - единая система управления высшим образованием [8], отражающем реестр всех образовательных программ в разрезе вузов Республики Казахстан (академий, институтов, университетов). Данный цифровой информационный хаб позволяет более детально раскрыть степень вовлечения стейкхолдеров в процесс модернизации образовательныхпрограммчерезфорсайт-технологии.

Содержательный компонент применения форсайт-технологии включает соотнесение результатов обучения по образовательной программе с профессиональным стандартом «Иностранный язык: два иностранных языка» в форме карточки профессии, фрагментарно представленной в табл. 2. Согласно цели данного исследования, акцент смещен на цифровые компетенции будущего педагога (все прогностические изменения выделены).

Изменения в требованиях к уровню сформированности компетенций специалиста должны охватывать и уровень операционального плана (умения, навыки), и уровень гностического характера (знания, применение знаний, рефлексия о данном применении).

Так, внедрение цифрового формата в процесс формирования личности будущего педагога через форсайт-технологию является закономерным и предсказуемым «вектором направления работы» будущего педагога [3].

_0

го

О

С

О X го

_0 о

ц ф го

н ч

го ф

ш с

о СО е

го ф

ю

о

^

ю

го

со ^ I-

X

ф

Ч

О ^ <2

СО со

о

о:

о

Ц

о X го

X X

ф н :> о

н н

X

го ф

о

о го

© о

Таблица 2 - Фрагмент карточки профессии с акцентом на изменение в цифровом ракурсе

Личност-

ные и

Модуль Трудовые Умения, Знания профессио-

компетенции функции навыки нальные компетенции

владеет Трудовая - самосто- - лингви- - Трансли-

профессиональ- функция 1 ятельно стических руюшая и

ной терминоло- Обучающая: конструиру- механизмов лингвисти-

гией и академи- транслиру- ет учебные межкультур- ческая

ческим письмом, ет учебную занятия с ной комму- - Цифро-

навыками устно- информацию, учетом линг- никации, вая

го и письменного учит само- вистических [включая их

общения в про- стоятельно потребностей цифровой

фессиональной и добывать и запросов формат];

научной деятель- знания [с/без обучающих- - педаго-

ности; использу- применени- ся, [цифро- гических

ет государствен- ем/ия цифро- вых техноло- технологий

ный, родной, вых техноло- гий]; дифферен-

иностранный гий]. - под руко- цированного

языки и владеет водством и интегри-

методикой их наставни- рованного

преподавания ка создает обучения,

в начальной и условия для развивающе-

средней школе адаптации го обучения,

на основе со- детей школь- особенностей

временных, ного возраста и специфики

научных дости- к коммуника- компетент-

жений в области ции на целе- ностного

методики пре- вых языках: подхода в

подавания ино- казахском Я2, обучении,

странного языка русском Я2, [цифровиза-

и [цифровых английском ции в обуче-

образовательных Я3 (для учи- нии]

технологий] телей, задействованных в программах многоязычного образования)

m i го

I

s

*

<u

ÛQ ÛQ

Прогностический компонент применения форсайт-технологии прослеживается также и в модуле Minor (Дополнительная образовательная программа (Minor) - это «совокупность дисциплин и (или) модулей и других видов учебной

работы, определенная обучающимся для изучения с целью формирования дополнительных компетенций» [8]).

В разрезе исследуемой темы формирования цифровой культуры будущего педагога совместно со стейкхолдерами

разрабатывается перечень Minor цифрового характера (4 дисциплины по 5 кредитов). Карта дополнительной образовательной программы включает следующие прогностические разделы: описание дисциплины, цель освоения, формируемые компетенции, характер модуля.

Так, перечень дополнительных образовательных программ включает следующие, основанные на цифровой культуре, программы Minor, предлагаемые студентам всех специальностей в НАО «Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова» [6]:

1. Minor Big Data в бизнесе, экономике и обществе

2. Minor Uxui-Дизайн

3. Minor Wmn Web, Multimedia, Network

4. Minor Графический дизайн Pro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Minor Дистанционные образовательные технологии

6. Minor Игротерапия

7. Minor Интернет профессия

8. Minor Киберпедагогика

9. Minor Машинное обучение и интеллектуальный анализ данных

10. Minor Медийные, деловые и имиджевые коммуникации

11. Minor Методист онлайн-обучения

12. Minor Налоговый аналитик

13. Minor Основы компьютерной лингвистики

14. Minor Современные инструменты маркетинга

15. Minor Стартап идея и желание создавать

16. Minor Цифровое государственное управление

Исходя из анализа перечня предлагаемых дополнительных образовательных программ, можно констатировать усиление цифрового компонента в общей сумме всех кредитов по специальностям бакалавриата.

Таким образом, использование форсайт-технологии способствует развитию навыков предвосхищающего планирования в области целеполагания, определе-

ния содержания и наполнения навыками будущего при разработке образовательных программ с акцентом на цифровую культуру будущего педагога. Библиографический список:

1. ESUVO - единая система управления высшим образованием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esuvo.platonus.kz/#/

2. Guy J.S. Digital technology, digital culture and the metric/nonmetric distinction [Электронный ресурс] // Technological Forecasting and Social Change. - 2019. - Volume 145. P. 5561. - Режим доступа: https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/ S0040162518316159

3. Афанаскин Ю.А. Это модное слово «Форсайт» // Эксперт-Сибирь. -2006. - №34 (130). - 43 с.

4. Бут М.В., Зекрист Р.И. Форсайт-технология в педагогике: некоторые аспекты теории и практики применения [Электронный ресурс] // Научные статьи Казахстана. - Режим доступа: https://articlekz.com/article/20887

5. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога // дисс. ... д-ра пед. наук. - Грозный, 2020. - 355 с.

6. Каталог для студентов бакалавриата 2021 года [Электронный ресурс] // Ко-станайский региональный университет имени А. Байтурсынова. - Режим доступа: https://ksu.edu.kz/educational-activity/obrazovatelnye-programmy/ katalog-dopolnitelnyh-obrazovatelnyh-programm-minor/

7. Позняк А.В., Егорова Ю.Н., Баранова А.В. Использование форсайт-технологии в процессе профильного обучения педагогической направленности [Электронный ресурс] // Репозиторий БГПУ. - Режим доступа: http://elib. bspu.by/handle/doc/35400

8. Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения Приказ МОН РК от 12.10.2018 г. №563 [Электронный ресурс] // zakon.

_0

S

S

го

о

с

>s

0 1 го

_0 о

ц ф го

н ч

го ф

ш с

о СО е

го ф

ю

о ^

s ^

s ю

J го

со S I-

I

Ф

Ч

О S 2 ^

со ш

о

к Ü

s i_ -&

о s

ц j

о X го

X X

ф н s о

н н

JS X

го ф

о J

^

о го

© о

kz. - Режим доступа: https://www. zakon.kz/4942829-pravila-orgaшzatsii-uchebnogo.html 9. Современные педагогические технологии и их результативность [Электронный ресурс] // aplik.ru. -Режим доступа: http://aplik.ru/10-klass/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-i-ikh-rezultativnost

10. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования // автореф. дисс. ... канд. филос. наук. -Н.-Н., 2021. - 21 с.

Поступила 20.09.2021

Об авторах:

Бежина Виктория Валерьевна, НАО «Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова» (г. Костанай, Казахстан), vukvuk85@mail.ru

Уварина Наталья Викторовна, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск, Россия), nuvarina@yandex.ru

Для цитирования: Бежина В.В., Уварина Н.В. Форсайт-технология в модернизации образовательной программы с акцентом на цифровую культуру будущего педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 3. С. 82-89. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-82-89

References:

1. ESUVO - a unified higher education management system [Electronic resource]. -Available at: http://esuvo.platonus.kz/#/ [in Russian]

2. Guy J.S. Digital technology, digital culture and the metric / nonmetric distinction [Electronic resource] // Technological Forecasting and Social Change. - 2019. - Vol. 145. P. 55-61. - Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S004016251 8316159 [in Russian]

3. Afanaskin Yu.A. This buzzword "Foresight" // Expert-Siberia. - 2006. - №34 (130). 43 p. [in Russian]

4. But M.V., Zekrist R.I. Foresight technology in pedagogy: some aspects of the theory and application practices. [Electronic resource] // Nauchnye stati Kazakhstana. -Available at: https://articlekz.com/article/20887 [in Russian]

5. Gnatyshina E.V. Value-semantic guidelines for the formation of digital culture of the future teacher. Dis ... dokt.ped.nauk. - Grozny, 2020. - 355 p. [in Russian]

6. Catalog for undergraduate students of2021 [Electronic resource] // A. Baitursynov Kostanay Regional University - Available at: https://ksu.edu.kz/educational-activity/obrazovatelnye-programmy/katalog-dopolnitelnyh-obrazovatelnyh-programm-minor/ [in Russian]

7. Poznyak A.V., Yegorova Yu.N., Baranova A.V. Application of foresight technology to profile training in pedagogy [Electronic resource] // Rewpozitorii BGPU - Available at: http://elib.bspu.by/handle/doc/35400 [in Russian]

8. Rules for organizing the educational process on credit technology of education Order of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated

g 12.10.2018, No. 563 [Electronic resource] // zakon.kz. - Available at: https://www.zakon.

kz/4942829-pravila-organizatsii-uchebnogo.html [in Russian]

9. Modern pedagogical technologies and their effectiveness [Electronic resource] // aplik.ru. - Available at: http://aplik.ru/10-klass/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-

§ i-ikh-rezultativnost [in Russian]

10. Strokov A.A. Digital culture and values of the Russian education. Author's transcript. Dis ... kand.philos.nauk. - N.-N., 2021. - 21p. [in Russian]

CO x s CP CO

m

>

m

About the authors:

Bezhina Viktoriya Valerievna, Kostanay Regional University named after A. Baitursynov (Kostanay, Republic of Kazakhstan), vukvuk85@mail.ru

Uvarina Nataliya Viktorovna, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), nuvarina@yandex.ru

For citation: Bezhina V.V., Uvarina N.V. Foresight technology in the modernization of the educational program with the focus on the digital culture of the future teacher // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 3. P. 82-89. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-3-82-89

_0

S

S

го

О

С

JS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 1 ГО

_0 о

ц ф го

н ч

го ф

ш с

о СО

го ф

ю

о

s

s ю

J го

со S ^ I-

I

ф

Ч

О S <2

со ш

о

о:

s i_ -&

о S

ц J

о X го

X X

ф н S о

н н

JS X

го ф

о J

^

О го

© о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.