Научная статья на тему 'Форсайт развития технологий дополненной реальности в международном туризме'

Форсайт развития технологий дополненной реальности в международном туризме Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1223
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / AUGMENTED REALITY / INTERNATIONAL TOURISM / NEW TECHNOLOGIES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Костин Константин Борисович

В статье проанализировано современное состояние уровня развития технологий дополненной реальности в сфере международного туризма. Проведен анализ и представлены соответствующие результаты предпочтений потребителей из России и Китая в области использования технологий дополненной реальности применительно к туристской сфере. На базе проведенных исследований определены наиболее перспективные направления развития технологий дополненной реальности международного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORESIGHT OF AUGMENTED TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN INTERNATIONAL TOURISM

The paper presents the analysis of current developments of augmented reality technologies in the field of international tourism. The results of conducted analysis of consumer preferences from Russia and China in the area of augmented reality utilization in tourism industry are presented. Based on the performed investigations the foresight of augmented technology application in international tourism is developed.

Текст научной работы на тему «Форсайт развития технологий дополненной реальности в международном туризме»

Костин К.Б.

ФОРСАЙТ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

Аннотация. В статье проанализировано современное состояние уровня развития технологий дополненной реальности в сфере международного туризма. Проведен анализ и представлены соответствующие результаты предпочтений потребителей из России и Китая в области использования технологий дополненной реальности применительно к туристской сфере. На базе проведенных исследований определены наиболее перспективные направления развития технологий дополненной реальности международного туризма.

Ключевые слова. Дополненная реальность, международный туризм, новые технологии, инновации.

Kostin KB.

FORESIGHT OF AUGMENTED TECHNOLOGY DEVELOPMENT IN INTERNATIONAL TOURISM

Abstract. The paper presents the analysis of current developments of augmented reality technologies in the field of international tourism. The results of conducted analysis of consumer preferences from Russia and China in the area of augmented reality utilization in tourism industry are presented. Based on the performed investigations the foresight of augmented technology application in international tourism is developed.

Keywords. Augmented reality, international tourism, new technologies, innovations.

Разработка и внедрение технологий дополненной реальности в различных отраслях экономики становится все более актуальной задачей с учетом взрывного роста в области развития интернет-технологий и мобильной электроники. По данным исследований Juniper Research, доходы от корпоративных приложений с элементами дополненной реальности в 2015 году составили более двух миллиардов долларов США [5, 8, 9]. Сам термин «дополненная реальность» был предложен Рональдом Азумом, который определил её как трехмерную систему, которая совмещает реальное и виртуальное и обеспечивает взаимодействие пользователя и машинного интерфейса в реальном времени [3].

«Дополненную реальность» в сфере туризма автор предлагает определить как совмещение реального мира с виртуальным, дополнение реальности, с которой сталкивается турист во время путешествия, виртуальными элементами вспомогательного характера в реальном времени с целью повышения качества туристского продукта или туристской услуги. Можно выделить следующие преимущества от использования технологии дополненной реальности в сфере международного туризма: формирование интерактивных положительных впечатлений у потребителей [1], способствующих принятию решения о покупке туристкой услуги и туристского продукта; формирование более устойчивого восприятия туристского бренда; дешевизна по сравнению с использованием традиционных медиаканалов.

ГРНТИ 06.52.35 © Костин К.Б., 2016

Константин Борисович Костин - доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 655-21-59. Е-mail: kost_kos@mail.ru.

Примерами успешного использования технологий дополненной реальности в сфере туризма могут служить туристские дестинации, такие как парк развлечений и отдыха «Cedar Point» в штате Огайо, США. Организаторами было разработано приложение с элементами дополненной реальности «The Battle», с помощью которого туристы могут участвовать в различных командах на территории парка и конкурировать друг с другом с помощью сканирования маркеров. Внедрение технологии дополненной реальности позволило превратить тематический парк в гигантскую видеоигру, за счет чего посещаемость парка и, соответственно, доходы существенно возросли. Другим примером успешного внедрения технологий дополненной реальности является компания «Walt Disney», запустившая мобильную игру «Dragon Spotting», которая позволяет туристам посредством мобильных устройств найти дракона, который может находиться где угодно, что также позволило существенно увеличить прибыль компании за счет популярности данной игры [8].

В настоящее время отечественные туристские предприятия практически не используют технологии виртуальной реальности в своей деятельности, что открывает широкие возможности для использования потенциала перспективного отечественного рынка туристских услуг. Необходимыми условиями для успешного внедрения технологий дополненной реальности являются: аппаратные средства, обеспечивающие технологические возможности создания дополненной реальности; программное обеспечение, позволяющее в режиме реального времени объединять информацию от различных источников в виде датчиков и сетевого контента; система распознавания, позволяющая распознавать туристские объекты и туристов в реальном мире на основании данных о пространственной ориентации, времени, геолокации или определении форм и характерных признаков [2]; привлекательный контент, обеспечивающий ценность технологии для туриста и способствующий полному вовлечению потребителя.

Наиболее перспективными направлениями для развития технологий дополненной реальности в сфере туризма, по мнению автора, являются: продвижение туристских дестинаций; гостиничный бизнес; авиаперевозки; экскурсионное обслуживание; проведение конгрессно-выставочных мероприятий. В области продвижения туристских дестинаций наиболее перспективным представляется разработка приложений, позволяющих туристу с помощью камеры своего мобильного телефона получить всю информацию о местности и построить маршрут до интересующего объекта (задержать камеру своего мобильного телефона на определенном виде местности и сразу получить всю информацию о ней, а также соответствующий маршрут до туристской дестинации).

В сфере гостиничного бизнеса с помощью технологий дополненной реальности можно получить всю информацию о располагающихся поблизости отелях, видеть цены и фотографии. Приложение позволит определить, в каких отелях есть свободные места, и выстроит маршруты, чтобы туда добраться. Кроме этого, с помощью приложения можно будет воспользоваться всеми скидками в рамках программ лояльности и специальными предложениями. В аэропортах с помощью приложений дополненной реальности можно минимизировать время ожидания в очередях. Например, при прохождении досмотра с помощью наведения камеры смартфона на каждую очередь (как правило, их всегда несколько) приложение позволит определить длину очереди и время ожидания. Кроме того, с помощью соответствующего приложения туристы смогут в реальном времени узнать о задержке своего рейса без необходимости искать доски информации о вылете [10].

При необходимости в экскурсионном обслуживании с помощью приложения дополненной реальности достаточно будет воспользоваться функцией распознавания изображения - навести камеру смартфона на интересующую достопримечательность и получить все известные данные и факты об этой достопримечательности. В конгрессно-выставочной деятельности при планировании каких-либо мероприятий или оформлении выставочных стендов приложение дополненной реальности позволило бы во всех подробностях «увидеть» место проведения мероприятия, даже не выезжая из офиса. С помощью приложения также можно было бы оценить, как будет представлена продукция компании еще до оформления выставочного стенда.

Дальнейшие перспективы туристкой индустрии во многом будут определяться предпочтениями и поведением потребителей - представителей поколений «Y» и «Z». Поясним, что скрывается за этими терминами:

1) поколение «Y» или «Миллениалы» (поколение «игрек»; поколение «некст»; «сетевое» поколение; миллениты; эхо-бумеры) - это поколение родившихся после 1981 г., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте, характеризующееся, прежде всего, глубокой вовлечённостью в цифровые технологии [4, 7];

2) следующим пришло поколение «2», или центениалы. Даты возникновения этого поколения разнятся: одни демографические исследования называют середину 1990-х, другие - начало нулевых. Особенность центениалов появилась уже при рождении - они родились в эпоху интернета. Поколение Ъ не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно [6].

Перспективы развития технологий дополненной реальности в сфере туризма будут определяться представителями именно этих двух поколений. Для определения соответствующих предпочтений потребителей автором проведено смешанное (по источникам) анкетирование туристов - представителей поколений «У» и «Ъ» из Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республики (КНР) на выборке из 120 человек. Задачей исследования было выявление клиентских предпочтений в отношении наиболее перспективных, по мнению автора, направлений развития технологий дополненной реальности в сфере туризма: продвижения туристских объектов; гостиничного бизнеса; авиаперевозок; осмотра достопримечательностей; проведения конгрессно-выставочных мероприятий.

В ходе исследования был также проведен сравнительный анализ предпочтений указанных групп потребителей. Результаты исследований по перспективам использования приложений дополненной реальности для поиска туристских объектов на незнакомой местности представлены на рис. 1. Как видно из рисунка, все участники исследования из России и КНР были заинтересованы в использовании такого рода приложений, при этом 9% российских респондентов и 13% респондентов из КНР готовы использовать такого рода приложения даже на платной основе. Таким образом, разработка приложений дополненной реальности, обеспечивающих продвижение туристских объектов, представляется крайне перспективной. Даже бесплатные приложения, по мнению автора, очень быстро окупятся за счет размещения в них рекламы. Основное, что следует учитывать при разработке такого рода приложений, это простота пользовательского интерфейса (35% российских и 27% китайских респондентов указали, что охотно воспользовались бы данным приложением при условии удобства и простоты его загрузки и использования).

Рис. 1. Возможности дополненной реальности для поиска туристских объектов на незнакомой местности

Результаты исследований в области использования приложений дополненной реальности в сфере гостиничного бизнеса представлены на рис. 2. Как видно из представленных результатов исследова-

ния, только 16% российских и 14% китайских респондентов не выразили интереса к подобного рода приложению вследствие использования сайтов бронирования, таких как booking.com, и использования услуг туроператоров и турагентств. Подавляющее же большинство респондентов (84% российских и 86% китайских) выразили интерес к использованию такого рода приложений, при этом 13% россиян и 20% китайцев готовы использовать данные приложения на платной основе. Ключевым фактором успеха подобного рода приложений является простота и удобство их загрузки и использования - 54% россиян и 33% китайских респондентов указали это в качестве основного критерия при выборе данного рода приложений.

Рис. 2. Потенциал использования приложений дополненной реальности в области гостиничного бизнеса

Результаты исследования по перспективам использования приложений дополненной реальности в сфере авиаперевозок представлены на рис. 3. Как видно из представленных диаграмм, только 13% российских и китайских респондентов не выразили интереса к такого рода приложениям, т.е. подавляющее большинство респондентов выразили интерес к их использованию. 52% россиян и 40% китайцев готовы использовать данные приложения на бесплатной основе, а 13% россиян и 27% китайских респондентов готовы за них платить. Одним из основных условий выбора данной группы приложений также является простота и удобство их загрузки, которое отметили 22% респондентов из РФ и 20% респондентов из КНР.

Результаты исследований в области использования приложений дополненной реальности с целью распознавания изображений для получения информации о достопримечательностях представлены на рис. 4. Из полученных данных очевидно, что все респонденты заинтересованы в подобном приложении. При этом одним из наиболее значимых критериев выбора остается простота и удобство загрузки и использования (35% респондентов из РФ и 40% респондентов из КНР). Не менее важным критерием является также возможность загружать и пользоваться приложением бесплатно (48% респондентов из

РФ и 53% респондентов из КНР), в то время как на платной основе подобного рода приложениями готовы пользоваться лишь 17% россиян и 7% китайцев.

Рис. 3. Потенциал использования приложений

рф

^ никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным (О0*),

<если бы было четно понятно, как загрузить приложение и нам им пользоваться, то воспользовались бы

т* было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (48%).

& были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным {1736).

реальности в сфере авиаперевозок

кнр

& никогда бы не воспользовались, это представляется бесполезным

^ если бы было четко понятно, как загрузить приложение и как им пользоваться, то воспользовались бы

С: было бы очень удобно, точно бы воспользовались, но только если бы установка и пользование приложением было бы бесплатным (53%).

«были бы заинтересованы в установке и использовании приложения, даже если бы оно не было бы бесплатным [7Ч6)+

Рис. 4. Потенциал использования приложений дополненной реальности для распознавания изображений с целью получения информации о достопримечательностях

Результаты исследования перспектив использования приложений дополненной реальности для проведения конгрессно-выставочных мероприятий представлены на рис. 5. На основании данных, представленных на рисунке, видно, что подавляющее большинство респондентов - 87% россиян и 100% китайцев заинтересованы в использовании подобного рода приложений. При этом 30% российских и китайских респондентов готовы платить за пользование приложениями, а 35% россиян и 47% потребителей из КНР обязательным условием ставят бесплатность загрузки и использования приложений. Как и во всех предыдущих случаях, крайне важным для респондентов является простота и удобство загрузки и использования соответствующих разработок. Это было отмечают 22% российских и 33% китайских потребителей.

Рис. 5. Потенциал использования приложений дополненной реальности для проведения конгрессно-выставочных мероприятий

Авторским форсайтом продвижения туристских дестинаций, гостиничного бизнеса, авиаперевозок, экскурсионного обслуживания, проведения конгрессно-выставочных мероприятий является использование мобильных приложений, основанных на технологиях дополненной реальности, что подтверждается соответствующими экспериментальными данными.

Таким образом, разработка и вывод на мировой рынок соответствующих приложений дополненной реальности является крайне перспективным направлением развития. Спрос на туристские услуги и продукты уже сегодня частично формируется, а в недалеком будущем во многом будет определяться предпочтениями представителей поколений миллениалов и центениалов. Подавляющее большинство потребителей - представителей указанных поколений из Российской Федерации и Китайской Народной Республики заинтересованы в использовании приложений дополненной реальности в выявленных областях туристкой деятельности. Это открывает неограниченные возможности по созданию соответствующих продуктов при условии удобства и простоты их загрузки и использования. Срок окупаемости такого рода разработок будет минимальным при условии предоставления большей части функциональных возможностей приложений на бесплатной основе и формирования прибыли за счет рекламы внутри приложений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костин К. Б. Использование маркетингового инструментария для продвижения и развития агротуризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. C. 52-60.

2. Яковлев Б.С., Пустов С.И. Классификация и перспективы направления использования технологии дополненной реальности // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. № 3. С. 484-492.

3. Azuma R. A Survey of Augmented Reality Presence // Teleoperators and Virtual Environments. 1997. August. Р. 355-385.

4. Howe N., Strauss W. Millennials rising: the next great generation. Vintage Books, 2000.

5. Дополненная реальность: революция в туризме, искусстве, шопинге и войне. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mydocx.ru/4-98753.html (дата обращения 22.08.2016).

6. Интернет-портал «Мел». Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mel.fm/2016/09/20/generationz (дата обращения 21.09.2016).

7. Интернет-портал «Википедия». Поколение Y. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_Y (дата обращения 21.09.2016).

8. Приложения дополненной реальности: будущее реально и виртуально. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arnext.ru/articles/prilozheniya-dopolnennoy-realnosti-budushhee-realno-i-virtualno-7479 (дата обращения 22.08.2016).

9. Савицкая Т. Дополненная реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/ figures/tatyana-savickaya/23648-dopolnennaya-realnost.html (дата обращения 23.08.2016).

10. Стеканова В. «Дополненная реальность» бизнес-туризма. По материалам buyingbusinesstravel.com. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://businesstravelrussia.ru/news/news-abt/dopolnennaya_realnost_biznes _turizma_2020 (дата обращения 25.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.