СФЕРА ЭКОНОМИКИ
УДК 338.27
Вадим ИИРЕНШИКОВ
ФОРСАЙТ-ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИХ КОМПАНИЯХ
Аннотация. В работе рассмотрены концептуальные подходы к прогностической деятельности и её практика в европейских компаниях как одной из важных составных частей формирующейся в Европе системы прогностического обеспечения инновационного развития. Представлен понятийный аппарат корпоративного Форсайта. Прослежена эволюция его доминантных теорий, дана характеристика преобладающих форм этого прогнозирования, основных направлений использования европейским корпоративным сектором, а также роли как механизма корпоративного управления. Особое внимание при этом уделено "открытой" форме этого инструмента и особенностям его применения в части формулирования целей компании, осуществления долгосрочного планирования и мониторинга корпоративной активности, оценки европейскими компаниями вклада корпоративного Форсайта в процессы стратегического управления. Охарактеризованы различные подходы к организации проведения корпоративных Форсайт-исследований, включая последовательность их осуществления, направления их тематической ориентации, определение временного горизонта и выбор источников информации, а также методы их проведения. Выявлены преграды регулярному проведению Форсайт-прогнозирования на малых и средних предприятиях, связанные главным образом с комплексом проблем методического, организационного и управленческого характера. Приведены оценки европейских экспертов направлений дальнейшего совершенствования корпоративного Форсайт-прогнозирования. Сделаны выводы, направленные на совершенствование его использования в российских компаниях.
Ключевые слова: прогностическая деятельность, Форсайт-исследования, корпоративный Форсайт, открытый Форсайт, европейские компании, инновационная экономика.
Активно развивающуюся в последнее десятилетие прогностическую деятельность европейских компаний, получившую название "корпоративный Форсайт", можно рассматривать как одну из важных составных частей формирующейся в Европе с центром в ЕС прогностической системы поддержки инновационного развития региона. Эта деятельность более "высокого" порядка включает в себя Форсайт-
© Циренщиков Вадим Сергеевич - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 113. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ — грант РГНФ No15-07-00040.
исследования на наднациональном (коммунитарном) (ЕС)1, национальных уровнях и уровне отдельных европейских регионов с уже во многом сложившимися организационно-институциональными структурами её обеспечения. Наличие широкого доступа к такой институциональной инфраструктуре и результатам этой деятельности активно содействует развитию прогнозирования в европейских компаниях.
Неудивительно поэтому, что как раз в последнее десятилетие можно наблюдать существенный рост публикаций, посвященных эволюции концептуальных основ корпоративного Форсайта, лежащих в основе разработки этого инструмента, его понятийного аппарата, методике проведения исследований с его использованием с акцентом на выявление недостатков и лучшего опыта и разработку предложений по их совершенствованию. По данным Web of Science, за период 2005-2014 гг. по темам стратегический Форсайт и корпоративный Форсайт было опубликовано 102 статьи, в то время за предыдущие два десятилетия, соответственно S и 1 [René Rohrbeck, Cinzia Battistella, Eelko Huizingh, 2015: 3].
Концептуальные подходы и понятийный аппарат
Корпоративный Форсайт сегодня взяли на вооружение как крупные корпоративные структуры, так и среднее и малое предпринимательство.
Европейские эксперты рассматривают Форсайт в качестве активного инструмента исследования будущего, признавая то обстоятельство, что выбор, сделанный сегодня, может определять очертания или даже сам процесс формирования завтрашнего будущего. Существуют многие определения понятия "корпоративный Форсайт" [René Rohrbeck, Cinzia Battistella, Eelko Huizingh, 2015: 4-6]. Под ним подразумевают в общем приближении деятельность предпринимателей по исследованию будущего, предполагающую построение картины перспективы в средне- и долгосрочном интервале времени и выработку корпоративной стратегии [Klaus Burmeister, Andreas Neef, Bert Beyers, 2004: 12]. Более конкретное определение корпоративного Форсайта с акцентом на его значимость для формирования стоимости можно представить как процесс, который "позволяет организации заложить основы для формирования будущих конкурентных преимуществ и включает в себя выявление, мониторинг и интерпретацию факторов, побуждающих перемены, определяющих возможные организационно-специфические преобразования и инициирующих соответствующие организационные ответы. В корпоративном Форсайте заняты многочисленные заинтересованные участники. Его результатом является создание новой стоимости за счёт обеспечения доступа компании к критическим ресурсам в доконкурентный период, её заблаговременной подготовки к переменам, к желаемому будущему" [René Rohrbeck, Cinzia Battistella, Eelko Huizingh, 2015: 6].
Выступая в качестве коммуникационного процесса, корпоративный Форсайт даёт возможность предпринимателям заблаговременно обнаруживать слабые в стратегическом отношении места и отвечать инновациями на вызовы будущего. Этот процесс отличает регулярность проведения, непрерывность и обеспеченность определённым портфелем признанных методов. Он позволяет заглянуть в будущее науки, технологии, поведение рынков, клиентов и общества в целом. Его главная задача состоит в подготовке стратегических решений, в содействии обеспечению конкурентоспособности предпринимателей в долгосрочной перспективе, а также в
1 См., например, [Циренщиков, 2016: 23-33].
Современная Европа, 2017, №6
постоянном повышении за счёт этого инновационных потенций и способности к обучению. Главный вопрос, на который призван дать ответ корпоративный Форсайт - "Как подготовить организацию к будущим изменениям?".
Концептуальные подходы к формированию самого понятийного аппарата корпоративного Форсайта оказывают, как полагают, существенное влияние на его конечные результаты и эффективность мер, разрабатываемых на их основе. Исследование же эволюции этих подходов позволило европейским экспертам сделать вывод о целесообразности перехода на новую доминирующую парадигму, определяющую содержание данного процесса, которая позволила бы поднять этот вид прогностического исследования на качественно новый уровень. Сегодня предложено его позиционировать в качестве так называемого контекстуального, "открытого" Форсайта, основывающегося на учёте факторов внешней среды (context-based "Open" Foresight). Такой его вид явился бы, по мнению экспертов, закономерным итогом его трёхэтапной концептуальной эволюции со второй половины предыдущего столетия и отвечал бы высоким требованиям инновационного развития [An Introduction to Corporate Foresight, 2017: 6].
I «Контекстуальный» Форсайт ■ «Трендовый» Форсайт «Модельный» Форсайт ■ «Экспертный» Форсайт
I960 2010
Рис. 1. Эволюция доминантных теорий корпоративного Форсайта.
Ключевым положением для Форсайта служит осознание обычно противоречивой информации, субъективных положений и неопределённостей и, что особенно важно, принятие решений по выработке мероприятий, ориентированных на перспективу. Поэтому любая доминантная логика, концентрирующаяся на предположении о возможности постижения будущего, ставит под угрозу успех Форсайт-исследования, поскольку концентрирует внимание преимущественно на технологических и других частных вопросах, включая информационно-фактологическое обеспечение в ущерб ключевым стратегическим проблемам выбора направления развития. Поэтому весьма оправданным представляется суждение европейских экспертов о том, что успех проведения и практическая значимость корпоративных Форсайт-исследований в значительной степени зависят от способности рационального вовлечения в оборот данной доминантной логики и поддержания концентрации прогностического процесса на ключевых вопросах перспективного развития. В тоже время эксперты предлагают поиск критических факторов и на путях формирования концепции "открытого" Форсайта. Такой Форсайт, как считают, призван дать ответ на многие текущие вызовы прогностического обеспечения, базируясь на том предположении, что бизнесу под силу задача формирования содержательного
образа будущего и, в частности рынков, осуществляя упреждающее прогнозирование динамики взаимодействия между социальными, технологическими и экономическими факторами развития, подкрепляемое соответствующими действиями.
"Открытый" Форсайт отдаёт, как полагают, свою дань ускорившейся социально-культурной и социально-технологической динамике, явившейся результатом возникновения сетевого общества, где практически все его составляющие оказываются взаимосвязанными, а разделение отдельных сфер жизнедеятельности, таких, как технология, экономика, политика, уже кануло в лету. Если ранее эти сферы являлись "закрытыми", то теперь они становятся "открытыми" - количество автономных областей уменьшилось. Этому обстоятельству, по мнению экспертов, следует уделять особое внимание в ходе выполнения корпоративных Форсайтов. Причём не только в плане раскрытия содержательной и тематической перспективы, но также в терминах взаимодействия факторов развития.
Термин "открытый Форсайт" предполагает рассмотрение, по крайней мере, трёх аспектов его использования. Прежде всего, считают, что в процесс реализации такого прогноза должны быть вовлечены, как того требует его концептуальное обоснование, соответствующие заинтересованные стороны как со стороны внутренних, так и внешних организаций-клиентов. Этот процесс должен быть также открыт во вне ("environmentally" open). Нельзя допускать преждевременного сужения его тематической перспективы только до одного сектора или объекта взаимодействия. Кроме того, организационно-институционально он должен быть выстроен как открытый процесс, который не прекращается при достижении основополагающей цели того или иного отдельного проекта.
Корпоративный Форсайт используется европейскими компаниями главным образом для достижения так называемых основополагающих целей ("hard objectives") [Mueller, Adrian, 2006], функционально относящихся к специфическим стратегическим задачам и процессам. Около 80% опрошенных крупных компаний используют его в целях поддержки процессов принятия стратегических решений в целом, 78% - для совершенствования долгосрочного планирования, 65% - в качестве инструмента проблемного управления, позволяющего осуществлять раннее предупреждение об угрозах развития и 58% - для повышения эффективности инновационных процессов.
Непременным условием проведения любого стратегического исследования, технологической разработки, а также принятия решения в области инновационного обновления компании с длинным производственным циклом и высокими издержками является осуществление долгосрочного планирования и мониторинга корпоративной активности [Becker, Patrick, 2003]. Данное положение считается особенно актуальным для фирм, исповедующих стратегию инновационного лидерства и вынужденных постоянно отслеживать и своевременно реагировать на инновационное поведение конкурентов.
Это обстоятельство отражает восприятие корпоративного Форсайта компаниями преимущественно в качестве инструментальной категории. Они рассматривают корпоративный Форсайт как процесс сбора информации об окружающей среде (73% респондентов), как деятельность по генерированию суждений и знаний (58) и формированию картины будущего и направлений развития (60%).
Проекты корпоративного Форсайт прогнозирования различают не только по целевому и функциональному признакам, но и по масштабности решаемых задач или, иначе говоря, по степени охвата областей исследования.
Выделяют так называемые всеобъемлющие Форсайты (holistic foresight), которые предполагают рассмотрение обширного спектра научной, инновационной и общественной проблематики, а также исследования макро- (совокупность широкого спектра дисциплин), мезо- (отдельная научно-технологическая или продуктовая область) и микроуровня (отдельный научно-исследовательский проект или продукт). Большинство европейских компаний осуществляют Форсайт-проекты преимущественно третьего вида. Лишь отдельные корпорации заняты проведением всеобъемлющих Форсайт-разработок и прогностических исследований микро- и макроуровня. В первом и последнем случае результаты Форсайт-исследований используются не только в ходе принятия стратегических решений, но также для формирования широкого видения будущего компании с учётом возможных перспектив макро тенденций общественного и регионального развития. Такой всеобъемлющий подход применяется в основном для лучшего уяснения структурных сдвигов в научной и в целом в общественной сферах с целью ориентации корпоративной деятельности.
Таким образом, корпоративный Форсайт становится сегодня одним из ключевых механизмов управления не только крупными транснациональными компаниями, но средним и мелким бизнесом, способствуя их адаптации к не предсказуемым трансформациям конкурентной среды и долгосрочному укреплению позиций на динамично меняющихся рынках. Материалы специальных обследований 77 крупных европейских компаний показывают, например, что 75% из них положительно оценивают вклад корпоративного Форсайта на всех уровнях стратегического менеджмента, а более 80% указали на фактический прогресс в важнейших направлениях стратегического управления [Березной, 2017: 9-22].
Практика
Опросы показывают активное участие управленцев высшего звена компаний в организации и проведении Форсайт-исследований. Причём подавляющее их число включает эту деятельность в обязанность руководства. Более того, вовлечение управленцев такого уровня в эту работу рассматривается в качестве критического фактора её успешного выполнения. В этом случае, как отмечают, повышается преемственность в прогностической деятельности, возрастает отдача от её осуществления, увеличиваются возможности рационального формирования внутрифирменного прогностического подразделения в организационной структуре компании.
Ежегодные бюджеты компаний на проведение форсайт-исследований оказываются весьма значительными. У четверти опрошенных компаний они превышают 15 млн евро при общей повышательной тенденции к росту в последние годы.
Для организации проведения корпоративных Форсайт-исследований европейские эксперты предлагают подход, отражающий приведённые выше основные этапы эволюции этого прогностического инструмента (см. рис. 1). Условно выделяют уже сложившихся три типа организации и активно формирующийся сегодня её четвёртый вид (см. рис. 2) [Cornelia Daheim, Gereon Uerz, 2008].
Рис. 2. Формы организации корпоративного Форсайта
Первая схема представлена отдельными сотрудниками или временными рабочими аналитическими группами, вне рамок корпоративной организационной структуры, носящими в известной мере "виртуальный характер". Вторая - различными функциональными технологическими и коммерческими подразделениями. Третья -корпоративными исследованиями, осуществляемыми руководящим менеджментом и отделами перспективного развития корпораций. Четвёртая - аутсорсинговыми структурами, встроенными в предыдущий "корпоративный" тип организации Форсайт-работ.
Первый тип организации (сбор информации) используют компании, осуществляющие довольно скромную деятельность в области Форсайт-прогнозирования. Она обычно сопряжена с другими направлениями активности корпораций по выработке стратегии НИОКР и является её составной частью. В этом случае усилия концентрируются в основном на обеспечении процесса принятия решений необходимой основополагающей информацией, например, сведениями о деятельности конкурентов или данными о новаторском потенциале (патентный анализ). Следствием подобного ограниченного спроса на прогностическую информацию является привлечение в качестве ответственных исполнителей Форсайт-исследований специалистов на временной основе и обычно без создания с этой целью отдельного организационного подразделения. Вследствие ограниченных аналитических возможностей такая деятельность концентрируется преимущественно на сборе и анализе существующей и легко доступной прогностической информации.
Второй тип организации (обсерватория) отмечен у компаний, обладающих действительно автономными прогностическими подразделениями с собственным бюджетом, постоянным штатом сотрудников и ясным мандатом на выполнение прогностических исследований.
Третий тип организации (мозговой центр) применяют компании, располагающие собственным достаточно мощным потенциалом для проведения стратегических прогностических исследований, часто выходящих за рамки непосредственных сфер деятельности компании. Они нередко выполняют Форсайт-исследования для своих клиентов или сторонних организаций.
И, наконец, "аутсорсинговые" организационные подразделения корпоративного Форсайта обычно сами выявляют и определяют предметные области и формулируют цели прогностического исследования, исходя из собственного экспертного представления, вырабатываемого в рамках компании. Однако само проведение прогностических работ или их части передается внешним исполнителям.
В европейских компаниях отсутствуют чёткие подходы к формализации и структурированию процесса прогностической деятельности. Такое положение наблюдается примерно у половины их них. В качестве причины этого называют то обстоятельство, что сама прогностическая деятельность не поддаётся структурированию и носит нелинейный характер и поэтому её жёсткая формализация может оказаться контрпродуктивной. Тем не менее европейские эксперты едины во мнении о том, что реализация Форсайт-проекта, предусматривает прохождение, по крайней мере, следующих четырёх этапов: формулирование предмета исследования; выбор источников информации; анализ данных;
подготовка принятия решений и их реализации в рамках процесса стратегического и оперативного планирования.
Центральным направлением тематической ориентации корпоративного Форсайта считают изучение перспектив развития технологии и конкретных рынков. Важное внимание уделяют также широким аспектам социальной, политической и региональной проблематики, особенно мозговые центры компаний и фирмы, действующие в социально уязвимых сферах.
Временной горизонт Форсайт-проектов простирается от двух-пяти лет до двух-трёх десятилетий. Однако у большинства европейских компаний он лежит в интервале от 5 до 15 лет (British Telecom, Company A - 5-10 лет, Decathlon, IBM - 10, Ericson, DaimlerChrysler, Philips, Lufthansa - 5-15, Deutsche Bahn - 10-15) [Becker, Patrick, 2003: 14-15]. Компании с длительным производственным циклом или те из них, чья деятельность сильно зависит от долгосрочных демографических сдвигов (страхование, банковский сектор), устанавливают ещё более длительные временные ориентиры прогнозирования, вплоть до 30 лет (BASF - 15 и более лет, Volvo -10-20, EdF - 10-25, Company B - 20, Eni - 20-30 лет).
Самый короткий горизонт - от одного года до пяти лет оказывается у фирм, осуществляющих Форсайт-исследования только на операционном уровне или в информационных целях.
Выбирая источники информации в ходе осуществления Форсайт-проектов и принятия стратегических решений компании отдают явное предпочтение неформальной или персональной информации, а не официальным открытым внешним источникам. Причём большинство из них рассматривают внешнюю информацию как более важную и полезную для своих прогностических исследований по сравнению с данными, получаемыми в рамках корпоративной структуры.
Выполнение корпоративного Форсайта предусматривает использование большого разнообразия подходов и методов для выполнения конкретной задачи прогнозирования [Р. Поппер, 2012: 56-74]. В значительной степени и по этой причине продолжительность осуществления прогностического проекта оказывается у разных компаний весьма различной. Опросы показывают, на эти работы одна группа крупных корпораций может затрачивать менее трёх месяцев, другая - от трёх месяцев до одного года, а некоторые фирмы и более продолжительный период времени.
Наиболее распространёнными среди методов, используемых западноевропейскими компаниями, оказывается, так называемое сканирование горизонта и исследование и анализ трендов [An Introduction to Corporate Foresight, 2017: 12].
В последние годы практика Форсайт-прогнозирования стала быстро распространяться на сферу малого и среднего предпринимательства.
Потребности в проведении Форсайт-исследований определяются целым рядом факторов, главными из которых являются усиливающаяся конкуренция по цене и качеству, а также необходимость быстрого инновационного обновления производства. Отвечая на эти вызовы, компании вынуждены реализовывать Форсайт-проекты с целью гарантирования успеха инвестиционных решений. Одним из важных направлений приложения их усилий в данном направлении стало исследование перспектив развития зарубежных страновых и региональных рынков. Такая ориентация характерна для 47% опрошенных компаний малого бизнеса. Они связывают перспективы своей деятельности преимущественно с Китаем (32%), Западной Европой (24%), Северной Америкой (23%) и Японией (15%).
Высокую активность малого и среднего предпринимательства в проведении Форсайт-исследований отличает его регулярность и приверженность к использованию определённого набора методических подходов. В ходе проведения Форсайт-исследований малые и средние предприниматели предпочитают использовать главным образом следующие три основных традиционных метода - мозговой штурм, анализ данных различных источников информации, интервьюирование экспертов. Менее востребованными оказываются более затратные и трудоёмкие приёмы, такие, как метод Дельфи, подготовка сценариев развития, симуляционный анализ.
Результаты Форсайт-исследований используются малым бизнесом главным образом в стратегическом планировании и для разработки новых перспективных инновационных направлений деятельности. Информация, полученная в ходе таких прогностических работ, находит применение также при модернизации выпускаемой продукции, выстраивании новых моделей производственной деятельности, принятии инвестиционных решений и рисковом управлении, а также для раннего предупреждения о внешних угрозах бизнесу.
Преграды регулярному проведению Форсайт-прогнозирования на малых и средних предприятиях усматривают главным образом в ограниченных бюджетных возможностях и нехватке соответствующего персонала. Определённые сложности возникают также при практическом освоении результатов форсайта с целью разработки новой продукции и стратегии производственной деятельности.
Ограниченность бюджетных и кадровых ресурсов малых предприятий служат главными препятствиями в деле использования ими продвинутых методик проведения корпоративных Форсайт-исследований.
Считают, что заложенные в существующей сегодня практике проведения Форсайт-исследований малым предпринимательством ограничения могут существенно снизить их действенность. Поэтому на повестку дня ставится вопрос о приспособлении или адаптации существующего инструментария и практики Форсайта к требованиям малых и средних предприятий. В связи с этим считают необходимым упростить методику, используемую в прогнозировании и в большей степени ориентировать его на конечные результаты. В реализации этих мер рассчитывают на поддержку как со стороны пользователей общественного и корпоративного Форсайта, так и от клиентов малого предпринимательства, предлагая рассматривать эту сферу бизнеса в качестве полигона для отработки нового поколения более прагматичных, чем сегодня, концепций Форсайта, которые, возможно, появятся в будущем.
В краткосрочном плане предпочтение отдают имеющимся возможностям поддержки "малого" Форсайта организационно-политическими мерами и развитием кооперирования в данной области. Эффективным представляется также участие малого бизнеса в работе сетей прогностического обеспечения национального и международного уровней, а также привлечение в случае необходимости поддержки со стороны внешней экспертизы. Реализация всех этих мер не мыслится сегодня, однако, без проявления политической воли со стороны лиц, принимающих политические решения.
Корпоративное Форсайт-прогнозирование сталкивается сегодня с комплексом проблем методического, организационного и управленческого характера. Среди них:
- сравнительно слабая методологическая база, особенно в части количественного анализа и экономического моделирования;
- недостаточные информированность и масштабы распространения результатов Форсайт-исследований среди их участников;
- недочёты в установлении обратных связей между разработчиками и конечными потребителями Форсайт-продукции;
- встречающиеся неточности в оценке и обосновании позитивного эффекта, оказываемого прогностической деятельностью на предпринимательскую активность;
Сравнительно слабое интегрирование Форсайт-исследований в корпоративную культуру с использованием систем мониторинга, прогностических семинаров, оборота внутренней информационной и аналитической документации.
Центральной проблемой остается ограниченный менталитет высшего руководства компании, не обращающего должного внимания на необходимость формирования перспективного мышления.
В целом же наиболее критичными для успешной реализации корпоративного Форсайта эксперты считают стратегическую значимость и качество его результатов, широкое участие в нём заинтересованных сторон, а также дисциплинарные, коммуникационные и культурные (поведенческие) аспекты реализации такого прогностического исследования. К менее существенным факторам относят наличные ресурсы, используемые в нём методы, качество информационных данных, а также эффективность осуществления прогностического процесса.
Дальнейшее совершенствование корпоративного Форсайт-прогнозирования видится европейским экспертам на путях разработки новых методических подходов и расширения предметных областей прогностических исследований.
Рассматривая новые области возможного применения Форсайт-прогнозирования эксперты акцентируют важность использования этого инструмента для долгосрочных разработок торговых марок и делового имиджа компаний. Особо выделяют перспективность его применения в ходе оценки будущего развития стран Восточной Азии (Китай, Индия) и других регионов.
* * *
Результаты проведённого обобщения опыта проведения корпоративного Форсайта в европейских странах не позволяют, к сожалению, сделать соответствующие конкретные рекомендации по развитию этого вида деятельности в предпринимательском секторе России, а также по её поддержке со стороны государства. Причина этого - отсутствие необходимых сведений для оценки состояния прогностического обеспечения корпоративного сектора и его проблемных областей, свидетельствующее о крайне слабом, возможно, только эпизодическом использовании этого инструмента, особенно в его современных формах, крайне "закрытым" отечественным корпоративным сектором. Такая ситуация вполне естественна. Трудно ожидать спроса на такие работы, как и на нововведения вообще со стороны отечественного предпринимательства, не представляющего собой в своей подавляющей части эффективного собственника, к тому же действующего в высокомонополизи-рованной и криминализированной рыночной среде. Следует учитывать и то обстоятельство, что современный Форсайт - это инструмент инновационной экономики и его использование в отечественном во многом псевдо рыночном и далеком от инновационного хозяйстве, по определению не может быть результативным.
Тем не менее, критическое осмысление позитивного европейского опыта все же позволяет сформулировать некоторые, на наш взгляд, ключевые для освоения корпоративного Форсайта общие предпосылки, на формирование которых следовало бы обратить внимание заинтересованных лиц и организаций в нашей стране.
Стимулы к освоению Форсайта предпринимательским сектором появляются лишь в условиях конкурентной, немонополизированной и инновационной хозяйственной среды. Поэтому в качестве наипервейшей предпосылки освоения современных форм и методов прогностической деятельности следовало бы назвать наличие таких конституирующих основ современного рыночного хозяйства, как эффективный собственник и конкуренция.
Корпоративный Форсайт в Европе является лишь составной частью системы прогностического обеспечения странового, наднационального и регионального уровней, включая подсистемы его мониторинга и подготовки соответствующих кадров. Это определяет важность комплексного и системного подхода в разработке прогностического обеспечения инновационного развития в нашей стране. Данное обстоятельство имеет особое значение для освоения Форсайт-исследований малым предпринимательством. Осуществляемые вне рамок прогностической системы или при её отсутствии и лишённые "прогностической подпитки" (аналитическая поддержка, обеспечение, передача опыта, результатов) с её стороны они заведомо ока-
жутся малоэффективными. Поэтому создание в нашей стране действенной национальной прогностической системы следует считать чрезвычайно важной задачей. При этом следует учитывать, что, по точному замечанию нобелевского лауреата Нобелевской премии по физике Дениса Габора, "Будущее нельзя предсказать, но его можно изобрести"1. Поэтому вряд ли оправданным можно признать начавшееся формирование у нас прогностической системы на базе институтов преимущественно либеральной ориентации. Они получают сегодня подавляющий объём государственной поддержки, зарубежных грантов и широко привлекают для участия в проектах западных экспертов, но пренебрегают учётом альтернативных либеральным точек зрения видения будущего. В этом случае мы получим прозападное, а не национальное "изобретение" нашего будущего, к которому нам будет предназначено стремиться.
При слабых стимулах, заинтересованности и ограниченных финансовых и аналитических возможностях проведения прогностических работ в частном и общественном секторе, их поддержка со стороны государства представляется решающей. Следует помнить, что на проведение корпоративных Форсайт-исследований отдельные компании могут расходовать более 5 млн евро, а каждая пятая (из опрошенных) - более 1 млн евро.
Государственное стимулирование становления и развития прогностического обеспечения может осуществляться в прямой и косвенных формах. Прежде всего, уместна прямая поддержка предпринимательства, осуществляющего такую деятельность в рамках федеральных и местных программ. Кроме того, возможно введение льготного налогового обложения расходов, связанных с подготовкой и проведением Форсайт-проектов, включая их кадровую составляющую.
Всяческого стимулирования заслуживает деятельность фирм и организаций, оказывающих консультационные услуги в области прогнозирования. Их участие в государственных программах и проектах, связанных с прогностическим обеспечением, в качестве третьей стороны (наряду с государством и фирмой-грантополучателем) можно было бы, например, установить в качестве обязательного условия получения госконтракта. Это позволило бы полнее использовать научно-аналитический потенциал отечественных высшей школы и многочисленных научно-исследовательских организаций, в том числе и из состава РАН, и послужило бы упрочению взаимосвязей между наукой и предпринимательством. В конечном счёте, такие действия содействовали бы созданию благоприятных предпосылок для практического освоения современной формы прогностического обеспечения -"открытого Форсайта".
Прогностическую проблематику следует рассматривать в качестве одного из первостепенных приоритетов в деятельности организаций и ведомств, ответственных за формулирование и реализацию отечественной научно-технической, промышленной и инновационной политики. Особое внимание целесообразно уделять распространению ими результатов проводимых Форсайт-проектов и передового опыта в этой области в деловой среде и в обществе в целом, используя, в частности, возможности подведомственных им институтов.
1 Цитата по: [An Introduction to Corporate Foresight, 2017: 32].
Современная Европа, 2017, №6
В целях освоения передового зарубежного опыта в прогностической деятельности важно налаживать партнёрское взаимодействие с соответствующими фирмами и организациями, обладающими высокой компетенцией в этой области, прежде всего с теми из них, которые заняты выполнением прогнозных проектов на основе аутсорсинга и/или задействованы в системах прогностического обеспечения национального и регионального уровней.
Список литературы
Березной А.В. (2017) Корпоративный Форсайт в стратегии транснационального бизнеса // Форсайт, т. 11, №1. С. 9-22.
Поппер Р. (2012) Мониторинг исследований будущего // Форсайт, т. 6, №2. C. 56-74.
Циренщиков B.C. (2016) Прогнозирование в инновационном развитии ЕС // Современная Европа. №5. C. 23-33.
References
An Introduction to Corporate Foresight. (2017) ARUP, London. P. 6.
Becker P. (2003): Corporate Foresight in Europe: A First Overview. European Commission. Community Research Working paper. Luxembourg 2003.
Bereznoy A. (2017) Corporate Foresight in Multinational Business Strategies. Foresight and STI Governance, vol. 11, №1, P. 9-22.
Daheim C., Uerz G. (2008) Corporate Foresight in Europe: from trend based logics to open foresight. Technology Analysis & Strategic Management Vol. 20, No. 3, May, P. 325.
Burmeister K, Neef A., Beyers B. (2004) CORPORATE FORESIGHT - Unternehmen gestalten Zukunft. Murmann Verlag GmbH. Hamburg, P. 12.
Mueller A. (2006): Strategic Foresight in Companies. An international survey on trends and futures research processes. Unpublished paper, Results to be published soon, see http://www.strategicforesight.ch
Popper R. (2012) Monitoring issledovanij budushchego // Forsait, т. 6, №2. С. 56-74.
Rohrbeck R., Battistella C., Huizingh E. (2015) Corporate Foresight: An Emerging Field with a Rich Tradition. Introductory Paper for Special Issue "Corporate Foresight" Technological Forecasting and Social Change, P. 3.
Tsirenshchikov V.S. (2016) Prognozirovanie v innovazionnom razvitii EC // Sovremennaja Evropa., №5. C. 23-33.
Forward-looking activities in the European companies
Author. Tsirenshchikov V., Doctor of Science (Economics), Professor, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is dedicated to the conceptual approaches to forward looking activities and its practice in the European companies as one of important components of the of the prognostic system which is formed in Europe to ensure innovative development. The conceptual framework of corporate Foresight is presented. Evolution of its dominating theories is explored and the characteristics of the prevailing forms of forecasting are given as well as the main directions of its use by the European corporate sector. Special attention is paid to an "open" form of this tool and to features of its application regarding formulation of companies' aims, implementation of long-term planning and monitoring of corporate activities as well as to assessment by the European companies of the role of corporate Foresight in strategic management. Various approaches to the organization of corporate Foresight studies, including the sequence of their implementation, the direction of thematic orientation, definition of the time horizon, the choice of sources of information and methods of forecasting are characterized. The barriers to regular implementation of Foresight in small and medium-sized enterprises are connected with the complex of problems of methodical, organizational and administrative character. Recommendations directed at improvement of Foresight application in the Russian companies are given.
Keywords: forward-looking activities, European companies, foresight, corporate foresight, innovative economy.