Научная статья на тему 'ФОРСАЙТ МЕТАПОКОЛЕНИЯ: ТОП-10 СЕРВИСОВ И ПРОФЕССИЙ'

ФОРСАЙТ МЕТАПОКОЛЕНИЯ: ТОП-10 СЕРВИСОВ И ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метавселенная / цифровая трансформация / инновации / форсайт
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРСАЙТ МЕТАПОКОЛЕНИЯ: ТОП-10 СЕРВИСОВ И ПРОФЕССИЙ»

Шкаев Д.Г.

н.с. ИНИОН РАН

shkaev@gmail.com

ФОРСАЙТ МЕТАПОКОЛЕНИЯ: ТОП-10 СЕРВИСОВ И ПРОФЕССИЙ

Ключевые слова: метавселенная, цифровая трансформация, инновации, форсайт.

Почти двадцать лет назад, в середине двухтысячных, когда только миновал кризис «доткомов», У. Чан и Р. Мо-борн ввели новое понятие в бизнес-планировании: «стратегия голубого океана»1. Экосистема такого «океана» состоит из индустрий, пока не существующих или только-только зарождающихся. Среда лишена хищников (т.е. конкурентов), что позволяет самым передовым идеям и проектам успешно выживать. Со временем океан окрашивается в «алый» -появляются конкуренты, отрасли структурируются и стратегически устаревают.

Например, голубым океаном является все еще не созданная метавселенная.

Кстати, впервые эта идея (без термина) была представлена вовсе не в «Лавине» Стивенсона, как полагает большинство с подачи Цукерберга, а в диснеевской медиафраншизе «Трон», первый фильм которой вышел на экраны в 1982 г., то есть за десять лет до вышеуказанного романа. Сама же цифровая трансформация личности была удачно

описана в знаменитой книге Пейперта, ученика Пиаже, сильного форсайтера и пионера языка «Logo», также в вось-

2

мидесятые .

За «океанографами» из INSEAD - новый майлстоун. Кристенсен и Рейнор3 дополнили подход двумя логиками: «поддерживающей» и «подрывной». В успешной компании совмещают обе стратегии. Поддерживающая основана на привычных продуктах и гарантирует устойчивость бизнеса, а подрывная обеспечивает рост и ускорение (за счет инновационных идей), а со временем сама становится поддерживающей. На практике это, к примеру, смена релизов операционных систем с периодичностью раз в несколько лет.

Приставка ин- возникает не просто так. В отличие от новаций (новшеств или новых идей), ИНновации следует рассматривать в классической интерпретации по Шумпетеру - как качественное развитие продукта, востребованного рынком. Подчеркнем: не количественное, а именно качественное (т.е. меняющее в продукте нечто существенное). Поэтому, выражаясь простым языком, нельзя обнаружить инновации в голубом океане, потому что они - паруса для быстроходных судов алого. Реальными инновациями являются все те же версии ОС, первый «яблочный» ПК, а также цифровые продукты, ошибочно принимаемые сегодня за части метаверсума, но фактически развивающие виртуальные достижения десятилетия.

Явный скепсис связан с отсутствием во всех текущих проектах ключевого элемента метавселенной - бесшовного протокола, позволяющего интегрировать любые цифровые сервисы без необходимости покидать виртуальную среду. Попытки создать цифровые пространства или универсальные инструменты обречены на провал по одной простой причине - используемый в них код конечен и не способен к экстраполяции. Впрочем, постепенно начинает появляться и такой опен-сорс, в котором заложен потенциал метавселенной.

Не будет грубой ошибкой, если мы поставим знак равенства между подрывной стратегией и инновациями по Шумпетеру. Но как же тогда перебраться из алого в голубой океан? В связи с вышесказанным, становится очевидно -без хорошего форсайта в хайтеке не обойтись.

К сожалению, форсайт - также не слишком однозначный термин для диванных стратегов, разносортных проектных менеджеров и даже корпоративных архитекторов. Тут мы снова упираемся в этимологию. Калькируя английский, принято считать форсайт «предвидением», но это не совсем верно. Рыночное предвидение опирается на трен-двотчинг, наблюдение за тенденциями. Разумеется, в такой задаче гораздо больше аналитики, чем воображения.

Альберт Эйнштейн был убежден, что «воображение важнее знания». Вероятно, благодаря этому он и добился того, что Кун называл сменой парадигмы. Чтобы понять, о чем речь, не обязательно читать объемную монографию последнего («Структура научных революций»). Достаточно лишь держать в памяти, что время от времени в любой сфере происходит «скачок» - так иногда говорят диалектики - переход от количественных изменений к качественным.

То есть, в течение какого-то времени в индустрии накапливаются идеи, проекты и решения в рамках действующей парадигмы. Она (парадигма) и есть всеобщий набор проектов и продуктов, экосистема сервисов и институтов развития, линейка профессий и кадровый рынок. Короче говоря, это вполне себе океан, только давным-давно сменив-

1 Чан Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана. 2005. - 272 с. - https://strategysolution.files.wordpress.com/2019/12/ strategia_golubogo_okeana_3bizi.pdf

2 Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: пер. с англ. / Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Ле-онаса. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с:

Рейнор М.Е., Кристенсен К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. 2020.

ший цвет на алый. И вот, в какой-то момент в этом океане из поддерживающих течений и подрывных волн возникает одинокий парус судна, уверенно идущего против ветра.

Этот корабль - из голубого океана. Такая идея или ее носитель всегда приходит извне, отвергает действующую парадигму, но, естественно, знает о достижениях предшественников и пользуется тем, чем необходимо. Абсолютно по-новому. Совершить форсайт - значит угадать появление такого паруса, когда он еще за горизонтом.

Применяя технику ПРАВИЛЬНОГО форсайта, можно не только предвидеть рыночные тренды, но выделять из них те, которые находятся в голубом океане. Такой подход позволяет находить и инкубировать идеи на предпосевной стадии, но без существенных рисков венчурного провала. В определенном смысле, это даже не мастерство, а искусство и творчество. Достаточно изучить предсказания классической фантастики - большинство из них сбылось.

Давайте попробуем совершить форсайт и перечислим десяток ключевых треков, по которым пойдет развитие голубого (не алого) океана применительно к метавселенной в ближайшее десятилетие. Эти треки напрямую связаны с профессиями будущего, о которых пока говорится недостаточно.

1. Персональные миры. Метавселенная (по определению) - безграничное пространство, в котором возможно абсолютно все. Привычные социальные сети отходят на второй план. В недалеком будущем, при наличии средств, ничто не помешает пользователю заказать разработку собственного уголка метаверсума - в форме кооперативной игры для друзей, виртуального острова для прогулок, космической станции или отдельной планеты. Машина времени также станет формой персонализации - с выбором любимой эпохи. Все это станет отражением практики создания игровых серверов для узкого круга геймеров.

2. Виртуальный дизайн. Человек тщеславен, а состоятельный человек - тщеславен вдвойне. Многомилионные апартаменты, яхты и бриллианты - отличный способ продемонстрировать свою исключительность. В метавселенной эти способы будут носить виртуальный характер, но не утратят актуальности. Поэтому профессия 3Б-художника приобретет новый оттенок - появятся архитекторы виртуальных особняков, дизайнеры цифровых интерьеров, метаюве-лиры, кутюрье и даже (благодаря NFT) блокчейн-антиквары.

3. Метаинтерфейс. Самый технологичный трек и самый «алый» из всех. Содержит устройства, портирующие сознание пользователя в метавселенную: шлемы, костюмы, перчатки, инфракрасные излучатели и т.д. Но также и самый передовой способ - нейроинтерфейс, подключаемый непосредственно к головному мозгу. Пока что его не рассматривают в качестве цифрового портала, подразумевая вспомогательные функции, но именно это решение позволит метавселенной прочно обосноваться в жизни каждого пользователя. Впрочем, скорее всего, этим интерфейсом станет даже не продукт, разрабатываемый компанией Маска, а нечто более продвинутое и безопасное - в недалеком будущем.

4. Цифровое альтер-эго. Аватары, создаваемые в метавселенной, будут гораздо продвинутее и глубже, чем привычные нам игровые персонажи. Но при этом они не станут цифровыми двойниками пользователей, поскольку любой человек склонен к фантазии и искажению действительности. Именно по этой причине в метавселенной станет весьма популярной профессия метапсихолога, работающего исключительно с альтер-эго, и даже специальность цифрового акушера - архитектора металичностей, помогающего их создавать.

5. Кибертуризм. Гиперактивное развитие игростроя и стриминговых сервисов откроет новую нишу - индивидуальные и групповые туры по мирам цифровых игр. В сопровождении гида, который может быть как профессиональным киберспортсменом или комментатором, так и игроком-стримером или специально обученным экскурсоводом. Популярности такого сервиса будет способствовать рост интереса к играм с открытым миром и бесцельным си-муляторам и «бродилкам» (есть и такой жанр), особенно в условиях метавселенной.

6. Кибервентинг и MICE 3.0. Виртуальные концерты, выставки и конференции стали «фишкой» и выходом в период пандемии COVID-19, но спустя два года не получили никакого ощутимого развития. Те платформы и сервисы, которые настаивают на своей виртуальности, фактически предлагают гибридный формат: онлайн + офлайн. Но мета-версум вернет интерес к цифровым мероприятиям и со временем сделает их единственным маржинальным сегментом, а традиционная индустрия MICE (особенно деловой и событийный туризм) в сетевой среде 3.0 пройдет окончательную гибридизацию.

7. Мульти-инди и индивидуальные профессии. Появление многочисленных персональных миров создаст массу новых рабочих мест, даже с учетом развития ИИ, хотя ИИ все еще не в состоянии мыслить творчески. Узкие, специфические потребности вызовут спрос на исполнителей, которые будут «заточены» под конкретные цифровые пространства или задачи. Однако совпадения интересов у заказчиков наверняка будут, так что некоторые инди смогут совмещать несколько позиций в разных виртуальных мирах.

8. KoD, или знания по требованию. Метавселенная уничтожит классическое образование, за исключением тех отраслей, в которых принципиальна физическая реальность (к счастью, их не так мало даже в условиях роботизации: медицина, сельское хозяйство и др.). Университеты поначалу станут открывать виртуальные филиалы, но полная оцифровка учебного процесса позволит студентам выбирать формат и график получения образования. В итоге, станет очевидно, что нет нужды изучать полный курс, а достаточно базовых знаний - к мини-курсам можно будет обращаться по необходимости, уже работая над каким-то проектом.

9. Метастартапы и акселератор «на час». В перспективе стартапам, создаваемым внутри метаверсума, не понадобится привычная акселерация - для развития будет достаточно постоянно растущей гигантской экосистемы. Однако некоторые аспекты (в т.ч. коучинг и трекинг) будут по-прежнему востребованы. Особенно с учетом курса на персонализацию потребностей тех, кто может стать клиентами нового метапроекта. Поэтому сервисы акселератора станут доступны в формате «по требованию» и с прямым практическим «выхлопом» - по аналогии с услугами психолога (строгий тайминг и пошаговая оплата консультаций).

10. Кибергеймификация. Последний и наиболее очевидный трек. Речь идет о максимальном включении игровых продуктов в неигровые сферы деятельности: образование, коммерцию, управление, творчество и т.д. Метапоко-ление - это, прежде всего, люди с опытом гейминга, поэтому для них киберспорт является такой же очевидной и необходимой частью жизни, как социальные медиа. Трек станет опорой для растущего метаверсума и основной точкой входа, поскольку игровой бэкграунд позволяет быстрее понять сущность виртуальных миров. Но что немаловажно -мощный стимул получат инди-разработчики, у которых в метавселенной появится больше возможностей, ресурсов и клиентов.

Таковы, на наш взгляд, основные тенденции в голубом океане метавселенной, который медленно, но уверенно начинает приобретать алый оттенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.