Научная статья на тему 'Форсайт-исследование системы образования России'

Форсайт-исследование системы образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1321
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА (ФЦП) РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ ДОЛГОСРОЧНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "АКАДЕМИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ" / СЕТЕВОЕ И ДУАЛЬНОЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / FORESIGHT / FEDERAL TARGET PROGRAM OF THE EDUCATION DEVELOPMENT / INNOVATION SYSTEM OF EDUCATION / ANALYSIS OF LONG-TERM TENDENCIES / NON-STOP EDUCATION / NETWORK AND DOUBLE PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / INTERNATIONALIZATION AND COMPUTERIZATION OF EDUCATION / EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизов В.С.

В статье представлены результаты форсайт-исследования тенденций и перспектив российской системы образования, которое проводилось в Вятском социально-экономическом институте в феврале-марте 2015 года. По каждому выделенному экспертами значимому фактору даются пояснения, каким образом и почему он способен оказать воздействие на систему образования. Все факторы сгруппированы в соответствии с их ролью в три группы: возможности, угрозы, вызовы. Дается прогноз временных периодов, когда каждый из факторов будет оказывать наиболее ощутимое воздействие. Делается вывод о наличии глобальной конкуренции в сфере образования, вплоть до «образовательной агрессии» со стороны отдельных стран, прежде всего США. В выводах говорится о том, что уже сегодня может сделать Правительство и Минобрнауки для того чтобы воспользоваться представляющимися возможностями, нейтрализовать угрозы и успешно преодолеть вызовы, что в итоге должно сформировать новую инновационную модель системы образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A foresight-researching of the Russian educational system

The article represents the data of a foresight-researching on the subject of tendencies and perspectives of the Russian educational system which was fulfilled in the Vyatka Social-Economic Institute in March-February 2015. Each of the factors, having been pointed out by the experts, was explained and was shown its influence on the educational system. All the factors have been grouped in three groups according to their roles: possibilities, threatens, challenges. One gives a prediction of time periods when each of the factors will influence most of all. One makes a conclusion about a presence of the global competition in the field of education up to “an educational aggression” from some countries, especially the USA. In the end it is supposed what the government and the Ministry of Education can do to use the possibilities, to offset the threatens and to overcome the challenges that will lead to formation of a new innovation model of the Russian educational system.

Текст научной работы на тему «Форсайт-исследование системы образования России»

processes.

Keywords: the effectiveness of the teaching work, teachers' salaries, continuing education, financial incentive УДК 37.014

Сизов В.С.

ФОРСАЙТ-ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В статье представлены результаты форсайт-исследования тенденций и перспектив российской системы образования, которое проводилось в Вятском социально-экономическом институте в феврале—марте 2015 года. По каждому выделенному экспертами значимому фактору даются пояснения, каким образом и почему он способен оказать воздействие на систему образования. Все факторы сгруппированы в соответствии с их ролью в три группы: возможности, угрозы, вызовы. Дается прогноз временных периодов, когда каждый из факторов будет оказывать наиболее ощутимое воздействие. Делается вывод о наличии глобальной конкуренции в сфере образования, вплоть до «образовательной агрессии» со стороны отдельных стран, прежде всего США. В выводах говорится о том, что уже сегодня может сделать Правительство и Минобрнауки для того чтобы воспользоваться представляющимися возможностями, нейтрализовать угрозы и успешно преодолеть вызовы, что в итоге должно сформировать новую инновационную модель системы образования России.

Ключевые слова: форсайт, федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования, инновационная система образования, анализ долгосрочных тенденций, непрерывное образование, «академии для взрослых», сетевое и дуальное практико-ориентированное обучение, интернационализация и информатизация обучения, управление образованием.

«Новая линия раздела пройдет между теми, кто обладает знаниями, и теми, у кого их нет»

Ли КуанЮ

создатель сингапурского «экономического чуда»

«Прогресс страны не может быть быстрее, чем прогресс нашего образования»

Джон Кеннеди американский президент

Роль образования в современную эпоху существенно повысилась, так как от эффективности образования зависит развитие национальных государств. Связано это с тем, что сфера образования является не только стратегически важной, но и главенствующей над всеми остальными сферами человеческой деятельности. Поскольку именно образование занимается подготовкой кадров для всех остальных сфер. Без конкурентоспособного образования не может быть конкурентоспособной страны.

Сегодня перед сферой образования стоят трудно разрешимые социально-экономические и политические задачи. Мы должны безошибочно определить: чему, каким знаниям сегодня следует учить детей, подростков, молодежь, что из необъятного объема информации, действительно является важным и востребованным для становления и развития личности и страны, а что, при всей, кажущейся сиюминутной важности, можно опустить?

Какие жизненные ценности и моральные принципы должны принимать и исповедовать все члены нашего общества, вне зависимости от национальных и религиозных различий, чтобы граждане нашей страны ощущали себя единым народом - россия-

нами? А что, напротив, должно отличать одни национальности от других, для того, чтобы сохранялось этническое многообразие и самобытность, питающие общероссийскую культуру?

Наконец, чтобы научить людей инновационному мышлению, сам процесс обучения должен являться образцом инновационности. Невозможно научить учащихся мыслить свободно и творчески, при этом ограничивая свободу и творчество обучающего их педагога. Поэтому важно понять какие педагогические методы и инструменты, пригодны и приемлемы сегодня для применения в обучении, а какие морально изжили себя? Какие новые формы обучения должны прийти на смену устаревшим?

Простой пример: давно идут горячие споры о том, что классно-урочная система обучения, внедренная великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке, в настоящее время устарела и не подходит для использования. Ее критикуют за то, что с одной стороны она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, с другой -«привязывает» ученика к месту обучения и к конкретному педагогу. Но в XXI веке мы живем в эпоху всеобщей информатизации, где учитель перестал быть единственным и непререкаемым транслято-

© Сизов В.С., 2015

Экономика образования ♦ № 2, 2015

73

ром знаний. Практически любой человек сегодня непрерывно пребывает в насыщенном когнитивном пространстве, где имеется широкий выбор, как источников знаний, так и их носителей. Вследствие этого появляются новые формы и инструменты обучения: от «индивидуальных образовательных маршрутов» и «дистанционного обучения» до «электронного обучения», SMART-обучения1 и «средо-вых» форм образования.

Основным капиталом современного развитого общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Но такие способности развиваются только в процессе получения высшего образования, поэтому можно утверждать, что высшее образование сегодня является ведущим фактором прогресса. Чем выше в обществе доля людей с высшим образованием, тем выше потенциальная возможность у общества активно развиваться, генерировать инновационные идеи, создавать новую технику и технологии и внедрять их в повседневную жизнедеятельность.

В настоящий, во много «переломный» и даже «революционный» момент для мировой системы образования вообще и для российской в частности2, как никогда важным является тщательный анализ долгосрочных тенденций и перспектив развития образовательной сферы. По нашему мнению - это является важнейшей государственной задачей.

Государство, действительно, разрабатывает перспективные планы развития системы образования в России. Это, в частности, следует и из регулярно принимаемых Правительством Федеральных целевых программ (ФЦП) развития образования. Последняя Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования на 2016 - 2020 гг. была утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р3. Оттого, насколько верно определены в этой ФЦП направления развития образования, зависит не только качество подготовки в школах и вузах, но и в целом место России на экономической и политической карте мира через 5-10 лет.

Проблема в том, что нам неизвестно как именно формировался этот программный документ, какие использовались методические инструменты для анализа текущей ситуации и, что наиболее важно, ее развития в будущем. В самом тексте ФЦП дословно сказано: «В настоящее время не существует единого источника данных для определения результатов модернизации в системе образования от реализации различных мероприятий в этой сфере».Далее в ФЦП подробно описываются методические подходы к определению целевых показателей (индикаторов), но по нашему мнению, отсутствует главное, а именно: как, по каким критериям и методикам определялись сами направления, в которых предлагается «развивать» отечественную систему образо-

вания?

Зато в ФЦП сказано: «Отсутствие механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях не позволит в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного образования». Любопытно, что разработчики Программы заранее предупреждают о том, что с большой долей вероятности, окажется неэффективной: «Отсутствие финансовых инструментов Программы, в частности отсутствие необходимых элементов взаимной мотивации и ответственности исполнителей и заказчиков проектов Программы, создаст предпосылки к появлению возрастающей из года в год неопределенности в оценке адекватности хода реализации различных программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях, утрате механизмов обратной связи с субъектами экспериментальной деятельности в сфере образования, недостаточности актуальной эмпирической информации о результатах внедрения передовых разработок».

Не вдаваясь в анализ утвержденной Правительством ФЦП развития образования, заметим лишь, что ряд предлагаемых в ней направлений «развития» без «проталкивания» административными рычагами и постоянного финансирования со стороны государства, не могут быть реализованы. Здесь мы сталкиваемся с «философским» вопросом: должно ли государство поддерживать не жизнеспособные проекты или нет? Насколько в реальности они необходимы? Почему надо «тащить», например, проект «5 -100»4, покрывая расходы «всем миром», т.е. из кармана налогоплательщиков, многие из которых об этом проекте не слышали и он им вовсе не нужен? Действительно, если проект жизнеспособен, то, он должен быть способен существовать самостоятельно. Однако помощь со стороны (например, государства или каких-либо фондов) помогает ему быстрее развиваться. То есть возможность самостоятельного существования того или иного проекта не отменяет его финансирования, и именно жизнеспособные программы и проекты должны поддерживаться государством, с тем, чтобы они развивались еще быстрее. Продемонстрируем это на примере обучения детей грамоте, т.е. чтению и письму. Даже если бы государство отказалось финансировать программы обучения грамоте, многие родители все равно стали бы это делать: либо сами, либо нанимая за плату учителей.

Каким образом государство, а вслед за ним и образовательные организации, могут понять, в каких областях и направлениях им следует сосредоточить свои усилия и финансовые ресурсы? Один из вариантов ответа на поставленный вопрос - это применение методологии «форсайт». Эта методология анализа долгосрочных тенденций и перспектив в той

или иной сфере, отрасли или применительно к какой-либо территории приобрела в последние годы особую популярность в научной среде и среди менеджеров высшего звена.

Форсайт - это системный инструмент формирования будущего, который позволяет учитывать изменения во всех сферах общественной жизни: в экономике, науке и технологиях, в социальных и общественных отношениях, в образовании и культуре. Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по содействию промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству ЮНИДО дает следующее определение:

«Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе».

Особо следует отметить, что целью форсайта не является решение проблем сегодняшнего или завтрашнего дня. Кроме того форсайт не прогнозирует (и тем более не предсказывает), а лишь указывает, какие направления развития для страны, города, отрасли или предприятия, окажутся в обозримой перспективе наиболее перспективными и выгодными.

Цель форсайта - на основе сегодняшних научных разработок и технологий улавливать тенденции будущего мира и создавать различные его варианты.

Форсайт можно назвать технологией конструктивного отношения к будущему. Он предполагает разработку системы частных прогнозов по важнейшим направлениям научно-технического прогресса и комплексного прогноза научно-технического развития. Специфика методология форсайта заключается в комбинации и комплексном использовании различных известных методик и инструментов, которые используются, в том числе и для достижения других целей и результатов. Наиболее известные среди них: Метод Дельфи, SWOT-анализ, Анализ информационных потоков, Методика фокус-групп, «Панели экспертов», Сценарное планирование, «Выделение ключевых технологий», «Картирование технологий», «Разработка дорожных карт», «Сканирование источников», «Анализ глобальных трендов», «PEST-анализ», «Обратное сценирова-ние» и др.

В Вятском социально-экономическом институте (ВСЭИ) методология форсайта, для проведения различных исследований используется с 2010 года. Наиболее значимых результатов при использовании этой методологии удалось достичь в 2013 году, когда по заказу Администрации г. Кирова ВСЭИ реализовал проект территориального форсайт-исследования. По итогам этого исследования была выпущена

монография: «Киров - город будущего. Форсайт-исследование». В феврале-марте 2015 года по инициативе администрации ВСЭИ с целью определения собственной стратегии развития, было проведено форсайт-исследование: «Тенденции и перспективы развития системы образования России». В составе экспертной группы было 35 человек: руководители вузов, общеобразовательных школ и колледжей. Среди них 5 докторов наук и 17 кандидатов наук.

Ниже представлены наиболее важные результаты данного исследования5, которые выражены в 16 главных форсайт-факторах. Под форсайт-факторами понимаются те или иные факторы, то есть силы, оказывающие заметное влияние на исследуемый объект, в нашем случае на систему образования России. В ходе исследования экспертами были проанализированы несколько сот различных вероятных форсайт-факторов. Для итоговой оценки были отобраны 24, но только 16 из них были признаны в качестве форсайт-факторов, способных оказать значительное влияние.

Все форсайт-факторы были сгруппированы по трем основным направлениям: возможности, угрозы и вызовы, с которыми с большой долей вероятности столкнется российская система образования в будущем, а именно в рассматриваемый в исследовании период от 5 до 25 лет. Все факторы в группах расположены в порядке убывания их значимости - от наиболее весомых, к менее значимым. I. Важнейшие возможности, которые открываются перед системой образования России

«Возможность» - это фактор, который, если им воспользоваться, принесёт значительный успех системе образования, экономике, улучшит качество жизни и здоровье людей. «Возможности», как правило, предполагают незамедлительные действия по их реализации.

1. Значительное сокращение «знаниевого» компонента в обучении. Образование в первую очередь должно развивать понятийное мышление, креативные способности, давать опыт по реализации научно-исследовательских проектов и обучать навыкам пользования современными технологиями в различных сферах жизнедеятельности.

Коэффициент значимости фактора — 240.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснения. По мнению финских педагогов, чья система среднего образования считается сегодня лучшей в мире, нет никакого смысла заполнять головы детей и подростков отрывочными сведениями об основах разных наук. Даже таблицу умножения они не считают обязательной для заучивания. Потому что у современного человека всегда под рукой есть счетная машинка, часы или сотовый телефон с

калькулятором, которые любые вычисления делают быстрее и точнее человека. На экзамен финские школьники могут приносить любые справочники и использовать Интернет, для чего в экзаменационной аудитории всегда есть компьютер. Самое главное в современном образовании, считают финны, -это функциональная грамотность, то есть умение пользоваться справочником и электронными ресурсами, с помощью которых человек всегда найдет нужную информацию тогда, когда она ему действительно потребуется.

2. Внедрение в общественную практику концепции непрерывного образования: «Образование через всю жизнь».

Коэффициент значимости фактора — 180.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснения. Непрерывное образование сегодня является одной из ведущих современных идей развития образования. На Западе давно осознали, что без системы постоянного обновления знаний и компетенций работников невозможно строить инновационную экономику, и поэтому создают условия для массового обучения взрослого населения. В Австрии в них задействовано 89% жителей, в Дании - почти 80%, Финляндии - 77%, Швеции - 71%, Швейцарии - 68%. В России в сфере непрерывного образования занято 22,4 % населения. По мнению ряда экспертов, Россия сможет достичь объемов непрерывного образования сопоставимых с развитыми странами лишь через 20 лет.

3. Формирование сети «Академий для взрослых», задачей которых будет являться адаптация людей старшего возраста к реалиям быстро-изменяющегося мира. Особенно в освоении новых информационных технологий и гаджетов.

Коэффициент значимости фактора — 158.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснения. «Академии для взрослых» - это одна из перспективных форм реализации концепции «Образование через всю жизнь». В практическом аспекте «Академии для взрослых» представляют конгломерат из Центров дополнительного образования с клубами по интересам. В России на сегодняшний день уже более чем в 30 регионах действуют так называемые «Университеты третьего возраста». Однако пока их формат - это скорее занятие досуга пенсионеров. Как показывает современная практика, наиболее востребованными у пенсионеров оказываются курсы пользователей ПК, изучение работы в интернете и пользование Skype.

4. Использование «сетевых» форм обучения, когда учащийся «не привязан» к одной образовательной организации, а проходит обучение по той или иной дисциплине, самостоятельно выбирая

образовательную организацию или место практики, из тех, что входят в выбранную им «сеть».

Коэффициент значимости фактора — 158.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснения. Сетевая форма обучения - это совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости не образовательных организаций, обладающих необходимыми для обучения ресурсами.

Сетевая форма обучения дает возможность реализации академической мобильности научно-педагогическим работниками студентам, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Международным примером сетевого взаимодействия является сетевой Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), который объединяет 82 вуза из Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России. С российской стороны в проекте участвуют 6 вузов6. Студенты учатся и очно, и дистанционно на русском и китайском языке, а по окончании программ получают диплом своего вуза и сертификат УШОС.

5. Переход системы высшего образования на практико-ориентированную дуальную модель обучения.

Коэффициент значимости фактора — 158.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснение. Дуальное обучение подразумевает, что теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая на производстве. При этом работодатель делает заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, которое ему необходимо, а так же принимает участие и в составлении учебной программы. С 2014 г. в России в 10 регионах запущен пилотный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

6. Применение при обучении в школах, колледжах, вузах принципов соционики (т.е. использование неодинаковых подходов при обучении разных типов людей). В перспективе использование любых учебных программ и дидактических средств с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей каждого человека.

Коэффициент значимости фактора — 105.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2030 до 2040 гг.

Пояснения. Согласно теории соционики каждый

человек от рождения обладает одним определенным типом психики, который остаётся неизменным на протяжении всей жизни. Знание психотипов людей, позволяет создавать учебные группы, где собраны люди с сходными свойствами мышления и восприятия информации. При разработке учебных программ с учетом различия психотипов людей - это позволяет существенно повысить качество их обучения.

II. Главные угрозы системе образования России

Угрозы - это те или иные факторы, которые представляют опасность для государства и общества. В нашем случае, это факторы, которые способны нанести серьезный урон системе образования, а через нее экономике, экологии, качеству жизни и здоровья населения. Угрозы, как правило, требуют незамедлительного принятия решения и выработки стратегии по их устранению.

1. Высокая степень вмешательства государства в регулировании учебного процесса в образовательных организациях и его избыточная стандартизация.

Коэффициент значимости — 350.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период до 2020 г.

Пояснения. Современные информационные системы способны обрабатывать огромные объемы информации. Это побуждает контрольно-надзорные и статистические органы запрашивать все большие объемы первичных данных. Это позволяет им «видеть» детальную картину того что происходит в подведомственных им организациях. Однако первичные данные собираются «вручную». Для этого приходится прилагать все больше усилий и нести дополнительные финансовые затраты. В масштабах страны на сбор избыточной первичной информации и составление различных отчетов тратятся колоссальные средства, которые могли бы с пользой использоваться для развития образовательных организаций. Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», указывает: «Международные исследования фиксируют высокий уровень образования там, где государство минимально вмешивается в работу учителя (это и Финляндия, и ряд скандинавских стран). И наоборот, крайне низкий уровень образования наблюдается там, где государство тотально регулирует деятельность учителя и учебную литературу (например, в Сербии). Повышение качества образования и самостоятельность учителя и школы связаны напрямую. Чем выше самостоятельность, тем выше качество. Чем выше за-регулированность, тем ниже вариативность и качество образования».

Серьезной помехой для развития образования являются так же волюнтаристские решения, принимаемые Минобрнауки. Так, например, известно, что

параметры, по которым проводился так называемый мониторинг эффективности вузов, никакого отношения к качеству образования не имеет вообще7. А сам мониторинг, в его нынешнем виде, является фактором высокой дестабилизации системы высшего образования и не способствует ее здоровому развитию.

2. Искусственное снижение роли и статуса высшего образования в общественном сознании россиян и активная пропаганда рабочих специальностей. (Внедрение различных программ поддержки рабочих кадров).

Коэффициент значимости — 320.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период до 2020 г.

Пояснения. О необходимости усиления вектора образования в сторону рабочих специальностей, в частности говорится в ФЦП развития образования на 2016-2020 гг. В настоящее время Правительство разрабатывает план массовой подготовки рабочих.

Однако следует иметь ввиду, что страны с развитой постиндустриальной экономикой, перешедшие на так называемый 5 технологический уклад, стали развитыми и успешными в первую очередь за счет «производства» новых технологий. Поэтому такую экономику часто называют «экономикой знаний» или «инновационной экономикой». Выпускают же промышленную продукцию развивающиеся страны типа Китая, Индии и России, которые до сих пор находятся в 4-м технологическом укладе - на этапе индустриализации. Озвученная правительственная программа обрекает Россию и дальше оставаться в ряду развивающихся стран. Соответственно разрыв между качеством жизни жителей России и жителей развитых стран будет неуклонно расти.

3. Падение уровня среднего общего образования в России. Нахождение высшего образования в системном кризисе.

Коэффициент значимости — 240.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период до 2020 г.

Пояснения. В июне 2014 года в рамках Петербургского международного экономического форума «Новые модели образования для экономики XXI века» среди ректоров ведущих вузов России, представителей власти и бизнеса, был произведен опрос об уровне развития современной системы образования в России. По мнению 53% экспертов, Россия с ее системой образования - страна отстающая. Почти 11% заявили, что мы живем в стране с отсталой системой образования. Только треть согласна, что Россия - это передовая страна, а 3% уверены, что мировой лидер. Между тем в рейтинге образовательных систем британской исследовательской компании EconomistIntelligenceUnit за 2014 г., Россия заняла 8-е место среди стран Европы и 13-е в

мире. Рейтинг составлен на основе международных тестов (PISA, TIMSS и PIRLS). Согласно тестам (PISA), среди учеников 15-ти лет, Россия заняла 34-е место по математике, 37-е по научной грамотности, 41-е по чтению.

Что касается высшего образования, то в самом авторитетном мировом рейтинге вузов TimesHigherEducation за 2013/2014г. в число 400 лучших мировых вузов из российских попал только МГУ (в группу вузов занимающих 226-250 место). Другие российские вузы не попали даже в топ-400.

4. Снижение в разы количества высших учебных заведений (до 200 и менее).

Коэффициент значимости — 160.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период до 2020 г.

Пояснения. Цифра в 150 - 200 вузов, которых достаточно для России впервые была озвучена в 2008 году бывшим министром образования Андреем Фурсенко. С тех пор началась «охота на вузы», которая особенно активизировалась с приходом нового министра Минобрнауки и нового руководителя Ро-собрнадзора. В соответствии с ФЦП развития образования на 2016 - 2020 гг. к 2020 году будут закрыты 80 процентов филиалов и до 40 процентов вузов.

Отметим, что по данным за 2008 год в России насчитывалось 1134 вуза и 1663 филиала, в которых обучалось 7,5 млн. человек. К началу 2014 году осталось 961 вузов в которых обучалось 4,7 млн. студентов на 141 млн. население. Для сравнения в США (на 2010 г) было 4352 вуза на 310 млн. человек населения; в Бразилии: 2000 вузов на 190 млн. жителей. В Европе на 500 млн. населения насчитывается более 4000 вузов и 19,5 млн. студентов. Объяснение, что в России ухудшилась демографическая ситуация - не выдерживает критики. Поскольку в России в 2010 году в расчете на 100 тыс. населения было 497 студентов, а в 2014 году уже только 336 студентов на 100 тыс. населения. В то время как в США на 100 тыс. населения приходится порядка 610 студентов.

Директор Института глобализации и социальных движений Б.Ю. Кагарлицкий указывает: «Ни в одной стране Европы, кроме России, не планируется массовое закрытие университетов».

5. Неоправданная ставка на то, что крупные федеральные университеты станут главной опорой государства в конкуренции на международном рынке труда, а так же центральным звеном («заводным механизмом») кластерного развития российских регионов.

Коэффициент значимости — 158.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснения. По мнению независимых экспертов ставка на крупные федеральные университеты как на «локомотивы» кластерного развития регионов -

ошибочна. Правительство, решило пойти по западному пути развития, где львиная доля научно-практических исследований проводится, действительно, в Университетах. Однако там такая система складывалась на протяжении более ста лет. И, такой подход обусловлен историческими и политическими процессами, а так же экономическим устройством западных стран. В СССР 50-70-х годов прошлого века делались замечательные научные достижения, но в их организационной основе лежали Академические институты и ведомственные НИИ, а не Университеты.

Ш. Главные вызовы российской системе образования.

«Вызов» - это сложная задача, которая, если будет успешно решена, предоставит новые или дополнительные возможности. Если «вызов» игнорируется и задача, которую он ставит, не решается, он превращается в опасную угрозу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Многократное возрастание информационной доступности образования. Будет широко осуществляться бесплатное распространение мультимедийных учебных курсов, увеличится популярность профессионального самообразования, без организационного участия учебных заведений.

Коэффициент значимости — 240.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период до 2021-2025 гг.

Сотрудниками Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта Дафной Колер и Эндрю Нгом, был учрежден Проект электронного обучения Coursera, цель которого использовать лучшие курсы лучших преподавателей в лучших университетах и предоставлять доступ к ним во всём мире бесплатно.

На апрель 2014 года, в Coursera зарегистрировано 7,1 миллионов пользователей, из которых 2,42% -это россияне (7-я позиция в рейтинге). В 2014 г. Кур-сера предоставляла 641 курс из 108 учреждений (как правило, американских и английских; российских вузов два - СПбГУ и МФТИ).

Таким образом, сегодня традиционным университетам и системе образования в целом, «брошен вызов». Суть его в том, что деятельность, которую раньше осуществляли вузы, начинают перехватывать другие социальные институции: распространение знаний и информации обеспечивает интернет; формирование ценностей и жизненных установок берут на себя СМИ, кино и реклама; генерацией новых идей и инноваций активно занимается бизнес; воспроизводство стилей жизни происходит за счет социальных сетей и неформальных сообществ и так далее.

2. Интернационализация образования. Многие россияне с помощью дистанционных форм обуче-

ния смогут дешево (или бесплатно) учиться в лучших зарубежных вузах.

Коэффициент значимости — 210.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2025 по 2030 гг.

Пояснения. Основатель проекта «Универсариум» Дмитрий Гужеля считает, что в настоящее время на образовательном рынке наблюдается глобальная конкуренция, университеты воюют за лучших абитуриентов. Он привел статистику, согласно которой почти полмиллиона россиян проходят свое обучение на других языках, используя иностранные образовательные ресурсы.

Следует учитывать, что зарубежные вузы, поддерживаемые своими правительствами, будут целенаправленно внедряться в российскую систему образования, предлагая бесплатное дистанционное обучение россиянам и оказывая поддержку в виде грантов. Эксперты считают, что распространение бесплатного онлайн-образования от крупных университетов может привести к закрытию более слабых вузов. По оценке гендиректора института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной нынешние американские программы способны привлечь до миллиарда слушателей по всему миру.

3. Придание чрезмерного значения патриотическому воспитанию в учебных заведениях.

Коэффициент значимости — 180.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период до 2020 г.

Пояснения. Почему усиление патриотического воспитания является вызовом? Все зависит от того, какой характер и направленность в сознании учащихся примет такое воспитание. От патриотизма до национализма - один шаг. Чрезмерный упор на «патриотизм» может вызвать обостренные чувства необходимости немедленно и даже с оружием в руках вступить в борьбу со всеми «инакомыслящими». В царской России движение черносотенцев тоже начинало с патриотических заявлений, которые кончались еврейскими погромами.

4. Появление технологий непосредственной загрузки «программного контента» в мозг человека, что многократно увеличит возможности человека, но так же будет и инструментом контроля над ним.

Коэффициент значимости — 160.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2031 по 2040 гг.

Пояснения. Испытания специального чипа вживленного в мозг грызунов учёными из США показали, что животных можно по желанию заставить запоминать те или иные действия, а также, что чип улучшает способности мозга. Автор работы профессор Теодор Бергер планирует провести апгрейд человеческого мозга через 15лет.

Сегодня уже есть успешные попытки реконструкции того, что люди видят. Воспоминания и мысли с помощью нейро-компьютерного интерфейса сканируются из головы и воспроизводятся на экране. Следующий шаг- это проецирование изображений кинофильмов непосредственно в мозг с эффектом присутствия, в том числе с восприятием запахов и тактильными ощущениями.

5. Управление системой высшего образования и вузами профессиональными менеджерами, а не учеными и педагогами.

Коэффициент значимости — 158.

Вероятность наибольшего влияния фактора в период от 2021 до 2025 гг.

Пояснения. В сентябре 2012 г. министр образования Дмитрий Ливанов, на заседании Комитета по образованию Совета Федерации, заявил о намерении кардинально обновить руководство российских вузов. По его мнению, возглавлять университеты должны новые, бизнес-ориентированные специалисты.

В последние годы на должности ректоров часто назначаются бывшие чиновники, порою, никогда не работавшие в вузах. Примеры, вызвавшие общественный резонанс: Ректором Казанского (Приволжского) федерального университета назначен бывший мэр Елабуги Ильшат Гафуров. Ректором УлГТУ был назначен зампредседателя правительства Ульяновской области Александра Пинков. Уральский федеральный университет возглавил бывший премьер-министр Свердловской обл. Виктор Кокшаров и т.д.

Выводы и предложения

1. Природа образовательных продуктов не меняется, но меняются технологии предоставления образовательных услуг.

2. В ближайшем будущем произойдет масштабный передел рынка образовательных услуг, в частности за счет прихода на этот рынок «необразовательных» и профессиональных организаций. Вузам необходимо активизировать усилия по генерированию эффективных педагогических инноваций.

3. Лидерство в мире обретут те страны, которые помимо промышленной мощи, способны создать национальную инновационную систему образования.

4. Новая инновационная система образования России должна включать как образовательные организации, так и профессиональные сообщества, корпоративные университеты, Академии для взрослых, образовательные проекты различных организаций. Система образования должна строиться по сетевому принципу, звеньями которой могут быть различные агенты.

5. Инновационная система образования должна

функционировать в благоприятной среде активно развивающихся образовательных организаций, не стесненных жесткими рамками единообразия форм и видов образования.

6. Управление инновационной системой образование должно быть не директивным, а индикативным. Государственное финансирование образовательных организаций и проектов должно осуществляться на условиях равноправия, справедливости, конкурсной открытости.

7. В России должны быть созданы независимые общественные наблюдательные советы над деятельностью Минобрнауки и Рособрнадзора.

8. Правительству и Минобрнауки в своей деятельности по развитию образования в России следует направить усилия на поддержку отечественных образовательных организаций в их противостоянии «образовательной агрессии» со стороны иностранных государств, прежде всего США.

Примечания

1 Smarteducation - это объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, о совместном обучении.(Источник: http:// www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education)

2 О «революционной» ситуации в современном образовании говорит, например, известный немецкий профессор Эрвин Хеберле. См.: Сумленный С. Останется десять университетов // http://expert.ru/ expert/2013/48/ostanetsya-desyat-universitetov/?24

3 http: //www. garant.ru/hotlaw/federal/5 91385/ #ixzz3Mzsl37Pt

4 Правительственный проект, согласно которому 5 российских университетов в период до 2020 г. должны попасть в рейтинг ста лучших университе-

тов мира. Только в период 2013-2016 гг. на этот проект запланировано потратить порядка 45 млрд. рублей.

5 В задачу настоящей статьи не входит изложение методологии проведенного исследования. Желающих подробнее ознакомиться с ее общими принципами могут обратиться к следующим работам автора: Сизов В.С. Киров - город будущего. Форсайт-исследование: монография. - М.: Магистр, 2013. -176 с.; Сизов В.С. Форсайт: понятие, задачи и методология // Вопросы новой экономики.- 2012. - №»2.

- С.12 - 20. Обе работы доступны в электронном виде, в частности на персональном сайте автора.

6 МГИМО, МГУ, МГЛУ МИСиС, МЭИ, РУДН.

7 См. ряд статей автора на эту тему.

Библиографический список

1. Гапоненко, Н.В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

- 239 с.

2. Образование будущего. Сборник статей межрегиональной научной конференции: «Образование будущего. Год 2021: модели и технологии» / под ред. проф. В.С. Сизова, проф. Н.С. Александровой. -Киров: ВСЭИ, 2011. - 208 с.

3. Сизов, В. С. Киров - город будущего. Форсайт-исследование: монография. - М.: Магистр, 2013. -176 с.

4. Сизов, В.С. Форсайт: понятие, задачи и методология // Вопросы новой экономики.- 2012. - №»2.

- С.12 - 20.

5. Сизов, В.С. Территориальный форсайт: опыт форсайт-исследования муниципального образования // Вопросы новой экономики. - 2013. - N02. -С. 11-27.

6. Сизов, В.С. Форсайт: сущность, становление и методы //Новая экономика: теория и практика под ред. проф. Е.Ф. Авдокушина, проф. В.С. Сизова / ВСЭИ. - М.: Магистр: Инфра-М, 2014. - С. 142 - 168.

Sizov V.

A FORESIGHT-RESEARCHING OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

The article represents the data of a foresight-researching on the subject of tendencies and perspectives of the Russian educational system which was fulfilled in the Vyatka Social-Economic Institute in March-February 2015. Each of the factors, having been pointed out by the experts, was explained and was shown its influence on the educational system. All the factors have been grouped in three groups according to their roles: possibilities, threatens, challenges. One gives a prediction of time periods when each of the factors will influence most of all. One makes a conclusion about a presence ofthe global competition in the field of education up to "an educational aggression " from some countries, especially the USA. In the end it is supposed what the government and the Ministry of Education can do to use the possibilities, to offset the threatens and to overcome the challenges that will lead to formation of a new innovation model of the Russian educational system.

Keywords: a foresight, Federal Target Program of the education development, an innovation system of education, an analysis of long-term tendencies, a non-stop education, a network and double practice-oriented education, internationalization and computerization of education, education management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.