produktys i sistemys [Software products and systems]. 2018, №3, рp. 620-625.
11. Ivanova A. V., Klyachkin V. N. Ocenka effektivnosti algoritma obobshhyonnoj dispersii po rezuVtatam statisticheskix ispy^tanij [Of the efficiency of the generalized dispersion algorithm based on the results of statistical tests] // Modern problems of design, production and operation of radio systems. Ulyanovsk, 2017, №1-2(10), рр. 186-188.
12. Klyachkin V. N., Alekseeva A. V. Ocenka stabil'nosti vibracij na osnove algoritma obobshhyonnoj dispersii [Estimation of stability of the vibration based on the algorithm of the generalized dispersion] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN, 2018 [Proceedings of the Samara scientific center of RAS, 2018], №4 (3), рp. 491-493.
13. Borovikov V. STATISTICA: iskusstvo analiza dannyX Dlya professionalov [STATISTICA: the art of data analysis. For professionals]. St. Petersburg: Peter, 2001, 656 p.
Алексеева (Иванова) Анастасия Валерьевна,
окончила факультет информационных систем и технологий УлГТУ, аспирант кафедры «Прикладная математика и информатика» УлГТУ. Имеет статьи в области статистического контроля процессов.
Поступила 06.02.2019 г.
УДК 330.341.1
Е. В. МАРКОВА, А. М. Ф. АЛЬ-ДАРАБСЕ, Е. В.ЧЕРНЕНЬКАЯ
ФОРСАЙТ-АУДИТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Космическая инженерия - интенсивно развивающаяся сфера человеческой деятельности. В задачи управления этой сферой входят функции планирования и прогнозирования будущего, оценки прогнозируемых достижений и успехов, необходимых для реализации, а также возможных сбоев и проблем в аэрокосмической отрасли и ресурсах. Оценка этих ресурсов выступает в качестве форсайт-аудита.
Ключевые слова: космическая инженерия, аэрокосмическая отрасль, функции планирования, форсайт-аудит, развитие аэрокосмических предприятий, прогнозирование будущего, гармония человека.
Космическая инженерия - это интенсивно развивающаяся сфера человеческой деятельности [1]. К наиболее важным задачам управления в космической отрасли относятся функции проектирования и прогнозирования будущего. Другие задачи управления в этой сфере включают оценку прогнозируемых достижений и успехов, необходимых для реализации, а также оценку возможных сбоев и проблем в аэрокосмической отрасли и ресурсах [6].
Оценка этих ресурсов выступает в качестве форсайт-аудита [5]. Форсайт-аудит -комплексная внутренняя и внешняя оценка динамических и статических возможностей аэрокосмических компаний (рис. 1).
© Маркова Е. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф., Черненькая Е. В., 2019
Форсайт-аудит включает оценку экономических, социальных, организационных, психологических, идеологических и других аспектов функционирования и развития аэрокосмических предприятий [4]. Ведущими аспектами предвидения являются аспекты, связанные с изучением «человеческого фактора» нынешнего и прогнозируемого успеха аэрокосмических предприятий. К таким аспектам можно отнести особенности и стратегию мотивации труда [2]. Это деятельность специалистов, работающих на предприятиях аэрокосмической отрасли, и стратегия профессионального и карьерного роста специалистов отрасли в целом. Сюда также могут входить особенности систем управления предприятиями в аэрокосмической отрасли, понятие предприятий как организаций с моносубъективным (моноактор)
или межсубъективным управлением (мультиак-тор). Аэрокосмическая отрасль выглядит как сфера развития и применения многоагентных технологий [3]. Мультиагентные технологии представляют собой сложный набор компьютерных программ. Многоагентные технологии включены в систему управления отраслью в целом и в конкретные аспекты этой отрасли [6].
Основной метод - это теоретический инте-гративный анализ. Особый интерес представ ля-ют функции проектирования и прогнозирования будущего. Другие задачи управления в этой сфере включают оценку прогнозируемых достижений и успехов, необходимых для реализации, а также оценку возможных сбоев и проблем в аэрокосмической промышленности и ресурсах [4]. Оценка этих ресурсов действует как форсайт-аудит [1]. Авторы обсуждают различные аспекты функций проектирования и прогнозирования будущего. Теория стратегического управления видит источник конкурентного преимущества в динамических и статических способностях, прогнозировании будущего и прогнозируемых достижениях и успехах, необходимых для реализации.
Текущие проблемы аэрокосмических компаний говорят о том, что эта отрасль находится на переднем крае своего развития. Она нуждается в комплексном форсайт-аудите (многоуровневые и многокомпонентные аудиты системы) и аудитах их текущих операций [1].
Комплексный форсайт-аудит аэрокосмических компаний направлен на оценку перспектив и проблем, препятствий и проблем развития отрасли, которые возможны в более или менее от-
далённом будущем [2]. Его целью является анализ статических и динамических ресурсов предприятий, их систем управления и исполнения. Также он направлен на разработку сценариев на ближайшее будущее, оценку джокера и «чёрных лебедей». Эти необычайные «артефакты» связаны как с человеческим фактором, так и с развитием мира технологий, культуры и преобразований мира природы [3].
Аэрокосмическое поле также не может развиваться без чёткого понимания его цели и задачи: идеологической и моральной поддержки жизни. Нынешний кризис в аэрокосмической отрасли обусловлен тем, что эти опоры оказались разрушенными [6]. Потому что человечество потеряло понимание того, почему оно нуждается в пространстве. В результате возникают многочисленные проблемы и несчастные случаи.
Итак, аэрокосмическим предприятиям в современном мире крайне необходимо провести серьёзный «форсайт-аудит», внешний и внутренний аудит их бытия и развития [1]. Такой аудит необходим на уровне ценностей, целей и миссии их жизни, и также необходим на уровне системы управления аэрокосмическими предприятиями и группами специалистов, и отдельными специалистами. Для этого необходим внешний и внутренний аудит, т. е. оценка статических динамических аспектов аэрокосмических предприятий, в том числе, статических и динамических возможностей руководителей
Аудмт бренда
Внутренний аудит
■ Анализ миссии, видения и стратегии развития бишеса и роли бренда в нем
■ Аналрз самых сильных и слабых сторон коачтйньи и бренаа
■ Анализ восприятия и отношение к бренду внутри кампании
■ Аналрэ внутри<орпоратмвной культуэы и роли «утреннего брендонга
■ Аналга квокетлнговой деятельности за
Анализ
Внешний аудит
■ Анализ макросредь
■ Аналштемпен^ийразвпия рынка Собьем рынка, коли чество и велеч ина покупателей,доля рынка, конкурен4Ия)
■ Анализ потребительского поведения * воет рия*ил бренпа
■ Конкурентный знализ (анализ конкурентной среды у стратегий конкурентов, анализ отличительных преимуществ конкурентов, оп ределение позиций конкурентов)
Выбор/коррмпмромка направления развития бренда
Рис. 1. Комплексная внутренняя и внешняя оценка динамических и статических возможностей
аэрокосмических компаний
предприятий. Таким образом, важно оценить перспективы и ограничения развития на уровне каждого отдельного специалиста; время и место, когда аэрокосмические предприятия могли позволить себе «обобщённый», безличный и морально бессмысленный подход, больше не существуют [5]. Космос будет «освоен» только при достижении гармонии человека и мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Дарабсе А. М. Ф., Маркова Е. В. Реализация концепции программы автоматизации управленческого учёта // Актуальные проблемы финансов глазами молодёжи: Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-33.
2. Аль-Дарабсе А. М. Ф., Маркова Е. В. Автоматизированный метод обучения студентов инженерных специальностей // Технологическое развитие современной науки: тенденции, проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа, 2018. - С. 4-6.
3. Маркова Е. В., Морозов В. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Методика оценки уровня конкурентоспособности продукции инновационного предпринимательства // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2013. -№1(24). - С. 47- 54.
4. Морозов В. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Системный анализ и моделирование процессов управления организационно-техническими системами //Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. - 2009. - №2(24). - С. 234-237.
5. Морозова Е. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Моделирование деятельности инновационного образовательного комплекса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2011. - Т. 13, №2-2. -С.306-310.
6. Маркова Е. В., Аль-Дарабсе А. М. Ф. Модернизация «Аэрокосмического образования» высших учебных заведениях // Проблемы и перспективы экономических отношений предприятий авиационного кластера: сборник материалов. - Ульяновск, 2017. - С. 20-22.
REFERENCES
1. Al-Darabse A. M. F., Markova E. V. Realizatsia konseptsii program avtomatizatsii upravlencheskogo ucheta [Implementation of the concept of management accounting automation program]. V sbornike: Aktualnue problem finansov glazami molodezhi. Materialy III Vserossiiskoi
studencheskoi nauchno-practicheskoi konferencii, 2017, рр. 31-33.
2. Al-Darabse A. M. F., Markova E. V. Avtomatizirovany metod obuchenia studentov inzhenernych specialnotstei. [Automated method of teaching engineering students]. V sbornike: Technologicheskoe razvitie sovremenoi nauki: tendentsii, problem i perspektivy. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi konferentsii. Ufa, 2018, рр. 4-6.
3. Markova E. V., Morozov V. V., Al-Darabse A. M. F. Metodika otsenki urovnya konkurentosposobnosti produktsii inovatsionogo predprinimatelstva. [Methods of assessing the level of competitiveness of products of innovative entre-preneurship] Vestnik Samarskogo munitsipalnogo institute upravlenia, 2013, №1 (24), рр. 47-54.
4. Morozov V. V., Al-Darabse A. M. F. Sistemnyi analiz i modelirovanie procetsov upravlenia organizatsiono-technicheskimi sistemami. [System analysis and modeling of management processes of organizational and technical systems] Vestnik Samarskogo gosudarstvenogo technicheskogo universiteta. Seria: Technicheskie nauki, 2009, №2 (24), рр. 234-237.
5. Morozova E. V., Al-Darabse A. M. F. Modelirovanye deyatelnosti inovatsionogo obrazovatelnogo kompleksa [Modeling the activities of an innovative educational complex]. Izvestia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sosialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki, 2011, T. 13, No. 2-2, рр.306-310.
6. Markova E. V., Al-Darabse A. M. F. Modernizatsia aerokosmicheskogo obrazovania v vyesshich uchebnych zavedeniyach [Modernization of «Aerospace Education» in higher education]. V sbornike: Problemyi perspectivy ekonomicheskich otnoshenyi predpriyatiy aviatsionogo klastera, 2017, рр. 20-22.
Маркова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и информатика», Институт авиационных технологий и управления УлГТУ. Аль-Дарабсе Амер Мохаммад Фархан, студент 4-го курса, специальности «Самолёто-и верто-лётостроение», Институт авиационных технологий и управления УлГТУ.
Черненькая Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общенаучные дисциплины» Институт авиационных технологий и управления УлГТУ.
Поступила 27.02.2019 г.