Савицкая Е.В.1
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: высшее образование, трудоустройство выпускников вузов, совместные исследовательские разработки, концепция социально ответственного бизнеса.
В настоящее время общество вступает в эру цифровой экономики, которая изменит структуру производства и, соответственно, рабочей силы. Уже сейчас бурно развивается робототехника, и в ближайшем будущем роботы вытеснят представителей определенных профессий. Вместо них потребуются специалисты, создающие, программирующие и обслуживающие робототехнику. Происходит автоматизация агропромышленной отрасли, для которой также необходимо большое количество работников соответствующей квалификации на местах. Принципиально новый тренд -умение работать с большими данными (Big Data) и высокий спрос на программистов и аналитиков в этой области. Причем, рядовые программисты уже не востребованы рынком труда. Нужны программисты особой квалификации.
Для подготовки таких кадров необходимы изменения в системе высшего профессионального образования. В этом заинтересованы не только студенты и государство, но также предприятия, ориентирующиеся на наем работников, способных приносить им прибыль в эпоху цифровой экономики. Поэтому в последнее время идея тесного взаимодействия вузов и предприятий становится всё более актуальной. Так, принятая в Бонне «Декларация о сотрудничестве университетов и компаний»2 утверждает, что вклад учреждений высшего образования в формирование «общества знаний» существенен, но недостаточен - в этом к ним должны присоединиться и другие заинтересованные лица, среди которых Декларация, в первую очередь, называет бизнес-структуры.
В частности, более тесное взаимодействие вузов с коммерческими предприятиями позволит уменьшить дисбаланс между структурой образования и структурой занятости, повысить научную активность университетов и увеличить их финансирование.
Дисбаланс между структурой образования и структурой занятости
Сотрудничество университетов с работодателями позволяет решать проблему востребованности получаемого студентами образования на рынке труда. Сегодня в России около 30% выпускников высших учебных заведений не работают по специальности (табл. 1), теряя знания и навыки, полученные при обучении. Разумеется, высшее образование включает в себя не только профессиональную подготовку студентов, но и их культурное, интеллектуальное, социальное развитие, что создает положительные экстерналии для общества и, следовательно, может быть оплачено государством. Тем не менее, финансирование профессиональных и специальных учебных курсов представляет в данном случае безвозвратные потери денежных ресурсов для общества.
Таблица 1
Занятые выпускники вузов 2010-2015 гг. выпуска по связи их текущей работы
с полученной профессией в 2016 г.3
Всего Имеют работу, связанную с полученной профессией (специальностью) Имеют работу, не связанную с полученной профессией (специальностью)
5589,1 тыс. человек (100%) 3918,5 тыс. человек (70,1%) 1670,6 тыс. человек (29,9%)
Дисбаланс между профессиональной подготовкой студентов вузов и их трудоустройством объясняется не только нежеланием самих выпускников работать по специальности, но и несоответствием образовательных программ высших учебных заведений спросу предприятий на рабочую силу. В 2016 г. качество подготовки в вузах как среднее оценивали 55% работодателей, а в низком уровне подготовки были уверены 28%. На недостаток практических навыков у выпускников указали 91% работодателей, а 53% были убеждены и в недостатке теоретических знаний4. Неслучайно в 2018 г. в Российской Федерации в первый год после окончания учебного заведения смогли трудоустроиться только 72% выпускников (по данным системы мониторинга трудоустройства выпускников)5.
1 Савицкая Елена Владиславовна - к.э.н., доцент, профессор НИУ ВШЭ. Профессиональные интересы: микроэкономика, экономика образования. E-mail: [email protected]
2 Bonn Declaration «University-Enterprise cooperation: building on new challenges from past experiences». - www.eua.be/ fileadmin/user_upload/files/newsletter/Bonn_Declaration.pdf
3 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html
4 https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115775
5 https://ria.ru/20190125/1549922403.html
Взаимодействие университетов с предприятиями дает шанс повысить релевантность высшего образования. Оно может быть осуществлено в различных формах:
• Участие работодателей в разработке учебных планов и программ позволит вузам идти в ногу со временем и готовить специалистов, в большей степени отвечающих текущим запросам рынка труда.
• Создание в университетах базовых кафедр, на которых будут преподавать специальные дисциплины сотрудники предприятий-партнеров, повысит практическую направленность высшего образования. Этому же будут способствовать профессиональные консультации специалистов при подготовке студентами выпускных квалификационных работ и мастер-классы.
• Презентации компаний в вузах, организация стажировок или практики студентов на предприятиях способны погрузить студентов в атмосферу будущей профессии и вызвать к ней интерес, а представители фирм на данном этапе имеют возможность отметить для себя будущие перспективные кадры.
Рисунок 1.
Способы поиска выпускников (% от числа компаний, проводивших поиск)1
К сожалению, не все перечисленные выше формы сотрудничества предприятий с высшими учебными заведениями получили значительное распространение. Преподавание сотрудников фирм в университетах и создание базовых кафедр практикуют лишь 15% компаний, представляющих крупный бизнес, 3% представителей среднего бизнеса и 1% малых предприятий. Организация студенческих практик и стажировок используется гораздо чаще: 72% компаний крупного бизнеса, 48% фирм среднего бизнеса и 28% малых предприятий (рис. 1).
В ходе социологического опроса, проведенного в 2010 г. Аналитическим центром Юрия Левады, были выявлены критерии, которые определяют выбор предприятием вуза для заключения с ним контракта о подготовке специалиста «под заказ». Фундаментальность подготовки и наличие академической школы оказались важными для половины опрошенных предприятий; на возможность выбирать перечень учебных дисциплин и влиять на содержание учебных программ указали 42% респондентов; хорошо налаженные связи с образовательным учреждением имеют значение для 39% работодателей; положительные рекомендации и отзывы знакомых, коллег - для 36%. Меньший вес имеют возможность выбора удобного графика обучения во времени (26%), высокий рейтинг вуза (25%), территориальная близость (21%), трудоустройство выпускников прошлых лет в успешных и престижных компаниях (16%), приемлемый уровень платы за обучение (15%)2.
Таким образом, для приведения структуры предложения образовательных программ в соответствие со структурой спроса предприятий на рабочую силу, университетам следует не только улучшать подготовку профессиональных кадров и развивать научные школы, но и модифицировать учебные программы с оглядкой на реальные требования работодателей, а также более тесно контактировать с предприятиями соответствующего профиля. В свою очередь, фирмам, заинтересованным в выпускниках определенных вузов, необходимо расширять взаимодействие с этими вузами, проводя дни открытых дверей, организуя для студентов практику и стажировки, открывая в университетах базовые кафедры, консультируя дипломников при написании ими выпускных квалификационных работ.
1 Данные опроса работодателей в рамках Мониторинга экономики образования / НИУ ВШЭ, 2015.
2 Красильникова М. Д., Бондаренко Н. В. Стратегии работодателей: кадры и образование // Информационный бюллетень. -М.: НИУ ВШЭ, 2011. - С. 22. - http://www.hse.ru/data/2011/09/22/1270239046/infbul48.pdf
Совместная научная деятельность университетов и предприятий
В СССР профессорско-преподавательский состав вузов активно занимался научными исследованиями, в т. ч. на основе хозрасчетных договоров, заключавшихся между образовательными учреждениями и предприятиями. В 90-е годы ХХ века исследовательская деятельность российских университетов пережила упадок. Причинами этого было и недофинансирование вузов со стороны государства, и отсутствие денежных средств у предприятий в связи с глубоким экономическим кризисом, и эмиграция научных кадров за рубеж. В последнее десятилетие наблюдается подъем научной работы в сфере высшего образования, вызванный, прежде всего, амбициозными государственными проектами по продвижению российских вузов в мировых университетских рейтингах. Если в 1995 г. только 395 образовательных организаций высшего образования выполняли исследования и разработки, а в 2005 г. - 406, то в 2016 г. число таких организаций равнялось 9791.
В свете этого становятся особенно актуальными соглашения между университетами и предприятиями о совместной научной деятельности. Сегодня спрос коммерческих организаций на квалифицированные научные кадры является фактором, за счет которого высшие учебные заведения могут не только существенно пополнить свой бюджет, но и реализовать проекты, ранее недоступные из-за недостатка денежных средств.
В западных странах основным источником финансирования исследований и разработок является предпринимательский сектор, а в нашей стране - государство. В 2016 г. структура финансирования научной деятельности вузов выглядела следующим образом:
• государство - 61,0%
• предпринимательский сектор - 27,7%
• сектор высшего образования - 8,9%
• частные некоммерческие организации - 1,0%
• иностранные источники - 1,4%2.
При этом доля финансирования вузовской науки предприятиями даже сократилась по сравнению с 2006 г.:
• государство - 58,7%
• предпринимательский сектор - 29,3%
• сектор высшего образования - 8,5%
• частные некоммерческие организации - 0,1%
• иностранные источники - 3,3%3.
В целом, в 2016 г. средства, выделенные российскими предприятиями на научные исследования и разработки, составили 265 277,2 млн. руб. Однако в вузы из них поступило только 9%. Львиная доля этих затрат (80,4%) осталась в предпринимательском секторе4. Это говорит о том, что наши компании предпочитают осуществлять исследовательскую деятельность собственными силами.
Тем не менее, научное сотрудничество между университетами и фирмами способно принести обеим сторонам значительную выгоду, которая не могла бы быть получена вне рамок данной кооперации. Университет, проводя исследования, нуждается в материальном обеспечении экспериментов и дорогостоящем оборудовании, что является для него слишком затратным без сотрудничества с коммерческими предприятиями. Ученым оно также выгодно в профессиональном плане: располагая более широкими финансовыми возможностями, фирмы позволяют им работать над более масштабными и амбициозными научными проектами и использовать накопленную ими базу знаний.
Для фирмы преимущества кооперации с университетом зависят от специфики её деятельности и масштаба операций. Задачи, которые стоят перед малым предприятием, часто просты и не требуют привлечения квалифицированных научных кадров. Для крупных компаний, чья деятельность связана с постоянными технологическими разработками (IT-сектор, химическая и фармакологическая отрасли, нефтегазовый сектор), сотрудничество с университетами становится перспективным и прибыльным. Неслучайно в Японии в середине 90-х годов ХХ века крупнейший национальный производитель лекарственных препаратов ежегодно выделял Медицинской школе университета Осаки $3 млн. на разработки в области молекулярной нейробиологии5.
Предприятие и университет могут кооперироваться не на постоянной основе, а для проведения отдельного конкретного исследования. В этом случае фирме выгоднее оплатить квалифицированные университетские кадры, чем содержать у себя целый штат аналогичных сотрудников. Например, Enterprise Electronic Corporations, дочерняя компания Weather Services International, работала над усовершенствованием метеорологического оборудования - использование радаров для прогнозирования торнадо. Исследование носило специфический характер и требовало теоретических компетенций университетских ученых. Было решено осуществить совместный проект с Университетом штата Оклахома. Университет приобрел у компании инновационный высокочастотный радар, с помощью которого ученые изучали динамику возникновения торнадо. Все затраты на исследования, помимо покупки радара, обеспечивались
1 Индикаторы науки: 2018: стат. сб. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - С. 188. - https://www.hse.ru/data/2018/02/12/1162058327/Scien ce_and_Technology_Indicators_2018.pdf
2 Там же, с. 206.
3 Индикаторы науки: 2008: стат. сб. - М.: ГУ-ВШЭ, 2008. - С. 215.
4 Индикаторы науки: 2018: стат. сб. - М.:НИУ ВШЭ, 2018. - С. 90.
5 Normile D. Universities and companies learn benefits of teamwork // New Series. Vol. 266, N 5188. - Р. 1174. - http://www. jstor.org/stable/2885365
компанией Weather Services International и составили более $1,5 млн.1 Университету этот проект дал возможность собирать и обрабатывать данные о природных катаклизмах, используя высокотехнологичный современный прибор.
Как правило, сотрудничество университетов и предприятий в области научных исследований носит не фундаментальный, а прикладной характер, так как фирма заинтересована в разработках, способных повысить её прибыль, увеличить производительность труда, снизить издержки, улучшить качество продукции и т.п. Поэтому возникает закономерный вопрос: не приведет ли научная кооперация университетов и предприятий по решению прикладных задач к сокращению фундаментальных исследований?
Как отмечают в своей работе Slaughter, Archerd и Campbell, несколько десятилетий назад исследования, финансируемые коммерческой корпорацией и выполняемые по её заказу, считались неприемлемыми для университетских ученых. Предполагалось, что деньги на научные исследования ученые должны были получать исключительно из грантов, предоставляемых государством. Сегодня молодые исследователи уже не считают, что средства частных компаний являются менее достойным источником финансирования, чем государственные гранты. Они также не беспокоятся о том, что зависимость университетских ученых от денежных средств частных компаний сведет к минимуму фундаментальные исследования, так как внедрение научных разработок в производственный процесс происходит сегодня очень быстро. Поэтому многие исследования, имеющие фундаментальный характер, всё равно будут востребованы бизнесом, так как на их основе можно осуществить много прикладных разработок и получить прибыль2.
Еще одна проблема, возникающая при сотрудничестве вузов и коммерческих предприятий, связана с тем, что свободная передача знаний, которая характерна для деятельности университетских ученых, вступает в противоречие с конкурентными интересами частных компаний. Ученому важна публикация результатов его исследования в солидном научном журнале, а корпорация, профинансировавшая данное исследование, не предполагает такого рода обмена информацией. Её целью является получение патента на технологию или продукт, разработанные в процессе исследования, поэтому для нее важно, чтобы результаты исследования не стали достоянием общественности. Даже получив патент, фирма может скрывать их от конкурентов до тех пор, пока сама не будет в состоянии ими воспользоваться. Кроме того, между фирмой и ученым может возникнуть конфликт по поводу прав на патентование полученных научных результатов.
Тем не менее, на волне сокращения бюджетных ассигнований образовательные организации вынуждены искать альтернативные источники финансирования. А научное сотрудничество с коммерческими предприятиями станет существенным источником дохода и более полезным для общества, чем повышение платы за обучение. В свою очередь, правительство может стимулировать данное взаимодействие следующими мерами:
• предоставление налоговых льгот предприятиям, перечисляющим средства в вузы на проведение совместных НИОКР
• предоставление налоговых льгот компаниям, поставляющим материалы и/или оборудование для университетских лабораторий
• создание специализированных Центров-посредников, связывающих университеты с миром бизнеса.
Эти Центры должны функционировать в качестве консультантов и посредников между исследователями определенных научных направлений и предприятиями, нуждающимися в такого рода разработках. Представляемые университетскими учеными программы исследований могут проходить в Центре конкурсный отбор, в ходе которого будет оцениваться их потенциал. Лучшие проекты Центр будет предлагать предприятиям в соответствующих отраслях экономики. И сами предприятия, заинтересованные в исследователях-партнерах, будут обращаться в Центр за помощью. Кроме того, Центры-посредники должны оказывать услуги при проведении переговоров, составлении контрактов, оформлении патентов и лицензий. Их деятельность может быть ориентирована на получение прибыли: за свои услуги Центр получает вознаграждение от предприятий, заключивших контракты с университетами, в размере некоторого процента от суммы, выделенной предприятием на разработку научного проекта. Остальная часть этой суммы поступает на счёт университета.
Социальная ответственность бизнеса
В 2009 г. бюджетные средства в структуре финансирования государственных вузов составляли 54,7%, денежные расходы населения - 28,7%, средства предприятий - 15,3% (рис. 2). В 2015 г. доля расходов государства в этой сфере увеличилась, а доля расходов населения и предприятий - уменьшилась:
• Бюджетные средства - 60,8%
• Средства организаций - 12,1%
• Средства населения - 24,1%
• Внебюджетные фонды - 1,7%
• Иностранные источники - 1,4%3.
1 Swift S. Collaboration between University Of Oklahoma and Enterprise Electronics Corporation. - http://www.medicalnewstoday. com/articles/113382.php
2 Slaughter S., Archerd C.J., Campbell T. Boundaries and quandaries: how professors negotiate market relations. - Р. 135, 137. -http://muse.jhu.edu
3 Индикаторы образования: 2017. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - С. 91. - https://www.hse.ru/data/2017/06/29/1171183202/IO%2020 17.%203.%20Finansirovanie%20obrazovanija.pdf
Рост государственного финансирования системы высшего образования сталкивается с жесткими бюджетными ограничениями. У населения также есть бюджетные ограничения, и увеличение платы за обучение может привести к сокращению числа студентов. Участие же коммерческих организаций в финансировании высших учебных заведений является явно недостаточным. Например, в США только в 2008 г. университеты получили от корпораций 4,04 млрд. долларов1. Российским вузам тоже необходимо задействовать дополнительные источники финансирования, развивая взаимодействие с бизнес-структурами, благотворительными фондами и собственными выпускниками.
Согласно концепции социально ответственного бизнеса фирма в своей деятельности должна не только ориентироваться на собственные финансовые показатели (выручка, прибыль и т.п.), но и учитывать интересы общества. Данная концепция получила широкое распространение в странах Западной Европы и в США. Важным инструментом внешней корпоративной социальной политики западных компаний является поддержка образовательных учреждений. Она позволяет компаниям формировать и поддерживать положительную репутацию, которая непосредственно влияет на их собственные финансовые показатели и на их успешность в бизнесе.
Следует подчеркнуть, что для западных компаний-спонсоров характерно желание контролировать расходы в тех аспектах деятельности вуза, которые ими финансируются. Поэтому для университетов индивидуальные филантропы более удобны в качестве спонсоров, чем фирмы. Однако последние являются источником крупных денежных сумм, и вузы вынуждены мириться с контролем фирм за расходованием предоставленной ими финансовой помощи. По типологии, предложенной в работе СаиШш et а12 (табл. 2), компании чаще относятся к «благотворителям с программой мероприятий», предоставляя конкретному университету финансовую поддержку на строго оговоренные нужды.
Например, фирма может поддержать определенный исследовательский проект, профинансировать внеучебную деятельность некоторых студенческих коллективов, оказать поддержку малообеспеченной категории студентов (представители национальных меньшинств, выходцы из провинции), поощрить преподавателей - авторов научных публикаций, профинансировать проведение спортивного мероприятия. Кроме того, компании выделяют денежные средства на обучение в университете своих потенциальных и реальных работников, заключив с ними контракт о будущем сотрудничестве на определенный срок.
Таблица 2
Типология благотворителей
Приверженность конкретному вузу Желание помочь вузу вообще
Нет условия расходования средств на конкретную деятельность Верный благотворитель: дает конкретному вузу право выбирать, какие проекты претворить в жизнь Ангел-филантроп: предоставляет свободу расходования спонсорской помощи вузу, который покажется наиболее достойным
Есть условие расходования средств на конкретную деятельность Благотворитель с программой мероприятий: договаривается с конкретным вузом о направлениях расходования пожертвований Социальный предприниматель: продвигает и обеспечивает определенную активность в любом вузе
• Российским компаниям тоже необходимо понимать, что проведение социальной политики и её грамотный пиар дают им огромное стратегическое преимущество в виде положительной репутации. А пожертвования предприятий университетам могут быть направлены на различные опции:
• строительство учебных корпусов, научных лабораторий, культурных центров, библиотек, спортзалов
• финансирование определенных профессорских мест (например, если деятельность этих исследователей связана с интересующим предприятие направлением)
• выделение стипендий для одаренных студентов и др.
А поскольку предприятию выгоден имидж «социально ответственного бизнеса», то пожертвования следует совершать не анонимно. Так, в западных университетах можно увидеть таблички с названиями компаний-спонсоров на корпусах университета. А стипендии студентам выделяются подчеркнуто от имени корпорации. Можно предложить и иные способы стимулирования обществом и государством фирм-благотворителей:
• широкое освещение в средствах массовой информации благотворительных актов;
• публичное награждение лучших компаний-спонсоров по итогам года специально учрежденными знаками отличия.
1 Данные об объемах пожертвований американским университетам корпорациями взяты из базы данных, созданной в рам-
ках программы Council for Aid to Education (CAE) - Voluntary Support of Education (VSE)
2 Caulkins J.P., Col 5.1. - http://www.rand.org/
2 Caulkins J.P., Cole J., Hardoby M., Keyser D. Intelligent giving: insights and strategies for higher education donors. - P. 61. Table