Научная статья на тему 'Формы взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей с крупным бизнесом'

Формы взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей с крупным бизнесом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ENTREPRENEURS / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / EXECUTIVE POWER / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / BUSINESS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синенко Владимир Сергеевич, Кистенев Виталий Валентинович

На основе анализа основных форм взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с представителями крупного бизнеса делается вывод о том, что данный институт выступает как дополнительная площадка для выстраивания диалога с государственно-властными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей с крупным бизнесом»

государств в рамках конкретного административно-правового режима представляет собой перспективное направление внешней государственной политики по укреплению межгосударственных взаимоотношений, повышение уровня доверия между государствами, а также формирование и развитие на основе общепризнанных норм права международного чрезвычайного законодательства.

Литература

1. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М.: Изд. Тихомирова М. Ю. 2005. 697 с.

2. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.

3. Константинов А. В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений // Вестник науки и образования / Bulletin of Science and Education, 2015. № 9 (11). С. 58-61.

4. Константинов А. В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образование, 2015. № 11 (17). С. 129-131.

5. Константинов А. В. Административно-правовая сущность актов применения норм права // Наука, техника и образование / Science, technology and education., 2015. № 10 (16). С. 176-180.

6. Константинов А. В. Некоторые аспекты понятия и сущности механизма административно-правового регулирования // Вестник науки и образования / Bulletin of Science and Education, 2015. № 10 (12). С. 84-87.

7. Левина М. И. Система российского законодательства: теоретическая конструкция и действующая модель // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2002. С. 42-52.

8. Майдыков А. Ф., Мелехин А. В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права, 2005. № 10 (106). С. 95-107.

Forms of interaction of the Commissioner for the Protection of the rights of entrepreneurs with big business Sinenko V.1, Kistenev V.2 (Russian Federation) Формы взаимодействия Уполномоченного по защите прав предпринимателей

с крупным бизнесом Синенко В. С.1, Кистенев В. В.2 (Российская Федерация)

'Синенко Владимир Сергеевич /Sinenko Vladimir - кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой;

2Кистенев Виталий Валентинович /Kistenev Vitaliy - кандидат исторических наук, магистрант, кафедра трудового и предпринимательского права, Юридический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: на основе анализа основных форм взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с представителями крупного бизнеса делается вывод о том, что данный институт выступает как дополнительная площадка для выстраивания диалога с государственно-властными структурами.

Abstract: based on the analysis of the main forms of cooperation of the Commissioner for the Protection of the rights of entrepreneurs with big business representatives concluded that the institution acts as an additional platform for building a dialogue with the state structures.

Ключевые слова: право, предприниматели, исполнительная власть, бизнес-сообщество. Keywords: law, entrepreneurs, Executive power, business community.

В юридической литературе выделяют различные формы взаимодействия, большинство из которых могут быть применены в деятельности института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Следует подчеркнуть, что на практике виды и формы совместной деятельности весьма разнообразны и зависят от различных обстоятельств: направления совместной деятельности, специфики компетенции субъектов взаимодействия; реальных возможностей сторон и т. д. Например, О. Ю. Бакаева и Е. В. Шилина называют следующие формы взаимодействия: поддержка, сотрудничество, координация усилий, совместная деятельность, взаимопроникновение [1, с. 25]. А. Г. Голубев выделяет контроль и координацию деятельности взаимодействующих субъектов [3, с. 25].

Взаимодействие Уполномоченного с предпринимательским сообществом подразумевает собой процесс, в котором с одной стороны участвует федеральный бизнес омбудсмен и его аппарат, а с другой - субъекты предпринимательской деятельности [2; 5; 7]. В настоящих тезисах мы обратим внимание на специфику взаимодействия Уполномоченного с представителями крупного бизнеса.

К крупному бизнесу мы будем относить экономических агентов (субъектов), которые в процессе текущего функционирования оказывают существенное влияние на национальную экономику в целом или, по крайней мере, на некоторые ее сектора.

Преподаватели НИУ ВШЭ Я. Паппэ и Я. Галухина выделяют три формы существования крупного бизнеса в России, являвшиеся основными на протяжении всего постсоветского периода и остающиеся таковыми и в настоящее время:

- интегрированная бизнес-группа - это совокупность предприятий из разных отраслей и секторов, которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в некоторых важных аспектах как единый экономический агент и в которой можно выделить некоторый центральный элемент., компания и независимое предприятие;

- компания - совокупность предприятий реального или финансового сектора, сформированную либо вокруг некоторой технологической цепочки, либо продукта или группы продуктов (т. е. либо вертикально интегрированную, либо продуктно-специализированную) и при этом выступающую как единый экономический агент во всех вопросах, кроме, может быть, оперативных;

- независимое предприятие - это неделимая технологическая и экономическая единица, т. е., во-первых, единая производственная система (производящая товары или услуги и относящаяся либо к реальному, либо к финансовому сектору), во-вторых, единый экономический агент (никакая его часть ни в каких отношениях в качестве самостоятельного экономического агента не выступает) [6, с. 13].

Количественным критерием выделения крупного бизнеса можно предложить следующие пороги: 1 млрд долл. - для независимых предприятий и компаний, работающих в нефтегазовой промышленности, и для многопрофильных ИБГ, в состав которых входят такие компании; 500 млн долл. - для независимых предприятий и компаний других отраслей и ИБГ, не имеющих нефтегазовой составляющей [6, с. 22].

Как утверждает А. В. Капкина в современной российской действительности имеет место тесное взаимодействие крупного бизнеса и власти, взаимная политическая и экономическая поддержка, а также наличие общих целей получения прибыли [4, с. 15]. В этой связи проблемы крупный бизнес решает посредством: 1) лоббизма (прямое представительство в органах власти, а также взаимодействие с ее представителями); 2) социальной ответственности (гарантия собственной стабильности и позитивного имиджа); 3) социального заказа или частно-государственного партнерства; 4) теневых механизмов (коррупция, личные договоренности, родство, кумовство и прочие) [4, с. 18].

Взаимодействие института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и крупного бизнеса осуществляется посредством представительства последних в различных посреднических организациях, таких как объединения предпринимателей, экономические и инвестиционные форумы. В большинстве случаев в российских регионах объединения предпринимателей носят формальный характер. Потому, с нашей точки зрения, более эффективной площадкой для бизнеса служат экономические форумы. Участие бизнеса в такого рода мероприятиях - заявка о собственной политической значимости и потенциальная возможность влиять на принятие политических решений [8, с. 13].

Таким образом, анализ форм взаимодействия Уполномоченного и бизнес-сообщества, позволяет заключить, что крупные предприниматели, обладая достаточными ресурсами для доступа к качественной юридической помощи, с нашей точки зрения, в меньшей степени нуждаются в услугах уполномоченных. Для них данный институт выступает как площадка для обсуждения наиболее важных вопросов и поиска путей взаимодействия с государственно-властными институтами. Тем не менее, существующее взаимодействия выстраивается на основе совместной конструктивной работы в правовом поле, где заинтересованными сторонами выступают и органы власти, и субъекты предпринимательской деятельности.

Литература

1. Бакаева О. Ю., Шилина Е. В. Принципы и формы взаимодействия банковской системы и

таможенных органов // Банковское дело, 2006. № 2. С. 25-30.

2. Валитова В. Р. Правоприменительная практика защиты гражданских прав предпринимателей.

[Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 6 (8). Режим доступа:

http://elibrary.ru/download/53554971.pdf/ (дата обращения: 07.09.2016).

3. Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права, 2006. № 6.

4. Капкина А. В. Политическое позиционирование крупного российского бизнеса: механизмы и цели: автореферат дис. ... канд. полит. наук. 23.00.02. М., 2015.

5. Мусалов М. А. Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция. № 9 (11), 2016. С. 10-12. Режим доступа: http://eHbrary.ra/item.asp?id=26700054/ (дата обращения: 13.11.2016).

6. Паппэ Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. М., 2009. С. 13-21.

7. Паренкова А. А., Немечкин В. Н. Теоретико-правовые подходы к разрешению юридических конфликтов. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 6 (8). Режим доступа: http://elibrary.ru/download/86213204.pdf/ (дата обращения: 24.08.2016).

8. Синенко В. С., Кистенев В. В. Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 9 (11). С. 12-16. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/35890328.pdf/ (дата обращения: 11.11.2016).

The legal regulation of business activities in the Russian Federation

Burtovoy M.1, Ovsyannikova K.2 (Russian Federation) Правовое регулирование предпринимательской деятельности

в Российской Федерации Буртовой М. Ю.1, Овсянникова К. А.2 (Российская Федерация)

'Буртовой Максим Юрьевич / Burtovoy Maxim - кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет; 2Овсянникова Ксения Александровна / Ovsyannikova Kseniya - главный специалист, отдел развития предпринимательства, Комитет экономики, г Челябинск

Аннотация: в работе рассматриваются некоторые вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, анализируются встречающиеся сложности регулирования. Abstract: in scientific research some issues and aspercts learns about the legal regulation of entrepreneurial business, the article analyzes some problem of entrepreneurial business' regulation.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правовое регулирование, нормативно-правовые акты, инновационная деятельность.

Keywords: business activities, legal regulation, act of legislation, innovation.

Вопросы развития предпринимательской деятельности занимают все более пристальное внимание в современных экономических условиях. Благоприятные условия для развития предпринимательства способствуют привлечению в отрасли инвестиций, рост конкурентоспособности предприятий, созданию новых рабочих мест, поэтому анализ существующих сложностей и поиск путей преодоления проблем в правовом регулировании данной сферы представляется необходимым.

Несмотря на разнообразие нормативных актов в области поддержки и развития предпринимательства вопрос совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности остается дискуссионным и актуальным.

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию на 2016 год Президент России В. В. Путин ставит одной из основных задач «укрепление доверия между властью и бизнесом, улучшение делового климата в стране».

Анализ нормативно-правового поля в сфере регулирования предпринимательской деятельности позволил выделить ряд вопросов, требующих разрешения.

Во-первых, отставание правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований от постоянно изменяющегося федерального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.