Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITIES OF UNIVERSITIES / INNOVATION POTENTIAL / INTEGRATION OF THE UNIVERSITY AND THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Величенкова Дарья Сергеевна

В статье рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к определению инновационной деятельности и инновационного потенциала университетов как ключевых факторов развития региональной инновационной системы (РИС), поскольку университеты являются одним из важнейших структурных элементов региональной инновационной системы, представляя собой площадку для генерации идей, их реализации и последующей коммерциализации. На основе контент-анализа, определены основные стратегические шаги университетов в рамках интеграции в региональные инновационные системы для повышения показателей инновационной активности, раскрывается сущность стратегии по изменению системы управления университетом на основе выявленных проблем. На основе двух выбранных подходов автором было предложено разделить формы и методы интеграции университетов в РИС на пять аспектов: образовательный, предпринимательский, научный, экономический, социокультурный, цифровой. Автором рассмотрен современный опыт интеграции университетов Российской Федерации в РИС. Выявлено, что многие университеты принимают участие в региональных проектах, создают малые инновационные предприятия, проводят различные грантовые конкурсы для региональных ученых. По итогам исследования, предложен авторский взгляд на взаимодействие результативности деятельности университета и регионального инновационного развития с учетом влияния на университет различных внешних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION OF THE INNOVATIVE UNIVERSITY AND REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article examines domestic and foreign approaches to the definition of innovation and the innovative potential of universities as key factors in the development of a regional innovation system (RIS), since universities are one of the most important structural elements of a regional innovation system, representing a platform for generating ideas, their implementation and subsequent commercialization. Based on the content analysis, the author identified the main strategic steps of universities in the framework of integration into regional innovation systems to increase the indicators of innovation activity, reveal the essence of the strategy for changing the university management system based on the identified problems. Based on the two selected approaches, the author proposed to divide the forms and methods of integrating universities into RIS into five aspects: educational, entrepreneurial, scientific, economic, socio-cultural, digital. The author considers the modern experience of integrating the universities of the Russian Federation into RIS. It was revealed that many universities take part in regional projects, create small innovative enterprises, hold various grant competitions for regional scientists. Based on the results of the study, the author's view on the interaction of the university's performance and regional innovative development is proposed, taking into account the influence of various external factors on the university.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

FORMS OF INTERACTION OF THE INNOVATIVE UNIVERSITY AND REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

Velichenkova Daría Setrgeevna, Assistant Professor, Graduate School of Industrial Economics, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

The article examines domestic and foreign approaches to the definition of innovation and the innovative potential of universities as key factors in the development of a regional innovation system (RIS), since universities are one of the most important structural elements of a regional innovation system, representing a platform for generating ideas, their implementation and subsequent commercialization. Based on the content analysis, the author identified the main strategic steps of universities in the framework of integration into regional innovation systems to increase the indicators of innovation activity, reveal the essence of the strategy for changing the university management system based on the identified problems. Based on the two selected approaches, the author proposed to divide the forms and methods of integrating universities into PIS into five aspects: educational, entrepreneurial, scientific, economic, socio-cultural, digital. The author considers the modem experience of integrating the universities of the Russian Federation into RIS. It was revealed that many universities take part in regional projects, create small innovative enterprises, hold various grant competitions for regional scientists. Based on the results of the study, the author's view on the interaction of the university's performance and regional innovative development is proposed, taking into account the influence of various external factors on the university.

Keywords: regional innovation system; innovation; innovation activities of universities; innovation potential; integration of the university and the regional innovation system.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.4

УДК 338.2 ВАК РФ 08,00,05

в Велтенкова Д. С, 2020

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА И РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены отечественные и зарубежные подходы к определению инновационной деятельности и инновационного потенциала университетов как ключевых факторов развития региональной инновационной системы (РИС), поскольку университеты являются одним из важнейших структурных элементов региональной инновационной системы, представляя собой площадку для генерации идей, их реализации и последующей коммерциализации. На осно ве контент-анализа, определены основные стратегические щаги университетов в рамках интеграции в региональные инновационные системы для повы шения показателей инновационной активности, раскрывается сущнос ть стратегии по изменению системы управления университетом на основе выявленных проблем. На основе двух выбранных подходов ав тором было предложено разделить формы и методы интеграции университе тов в РИС на пять аспектов: образовательный, предпринимательский, научный, экономический, социокультурный, цифровой Автором рассмотрен современный опыт интеграции университетов Российской Федерации в РИС. Выявлено, что многие университеты принимают участие в региональных проектах, создают малые инновационные предприятия, проводят различные грантовые конкурсы для региональных ученых. По итогам исследования, предложен ав горский взгляд на взаимодействие результативности деятельности университета и региональною инновационного развития с учетом влияния на университет различных внешних факторов.

Ключевые слова: региональная инновационная система; инновации; инновационная деятельность университетов; инновационный потенциал; интеграция университета и региональной инновационной системы.

ВЕЛИЧЕНКОВА Дарья Сергеевна, ассистент высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Пе тербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Пе гербург

Вопросами инновационной деятельности, в которой определена роль высших учебных заведений, занимаются многие научные коллективы и отдельные исследователи. Под инновационной деятельностью образовательных организаций высшего образования понимается многогранная деятельность, направленная на разработку инновационного продукта или услуги, обучение инновациям, воспроизводство кадров с инновационным потенциалом [1,3, 7, 8, 20, 28]. Многие исследователи систематизируют следующие основные направления инновационной деятельности вуза, подразделяемые тремя факторами [12,13,17,20]. O.A. Латуха, например, выделя-

ет: первый фактор - развитие инновационной деятельности университета, направление деятельности - создание инноваций; второй фактор - бесперебойное воспроизводство инновационных кадров, направление деятельности - обучение; третий фактор - поддержка и развитие инноваций на всех стадиях их жизненного цикла, направление деятельности - образовательная деятельность.

Руководство Осло приводит пояснение "инновационной деятельности" как совокупности научных, технологических, инновационных, финансовый и коммерческих действий, приводящих к осуществлению инноваций или задуманных с этой целью. Определение приведенных действие как инновационные Руководство Осло рассматривает перечисленные действия как инновационные или как необходимые для инновационного процесса в случае, если они не обладают таким свойством. Необходимо отметить, что, по их мнению, инновационная деятельность включает в себя также исследования и разработки, косвенно связанные с разработкой конкретного инновационного продукта [23],

Упомянутое понятие "инновационный потенциал высшего учебного заведения" представляет собой базовый критерий, который определяет результативность создания и трансфера инноваций, поскольку характери-зуетспособностьуниверситетов.выступающих основными субъектами инновационного развития, к осуществлению инновационного процесса - сменяющегося состояния инноваций в период преобразования из начального состояния в конечное [15,29]. А.И. Владимиров предлагает оценивать инновационный потенциал высших учебных заведений путем кластеризации показателей на три группы: качество образовательных услуг, эффективность инновационной инфраструктуры, результативность инновационной деятельности вуза [14]. Интересна позиция автора A.A. Румянцева, который считает, что инновационный потенциал - это "мера способности и готовности экономического субъекта осуществлять инновационную деятельность [27]. При этом под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала^ под готовностью-достаточность уровня развития потенциала для формирования инновационно-активной экономики" [2, 7, 27].

Мнение A.B. Владимирова разделяет исследователь Е.С. Симоненко, [29] называющая инновационный потенциал вуза сбалансированной совокупностью взаимодействующих и

взаимосвязанных ресурсов, которые формируют конкурентные преимущества университетов, а также обеспечивают достижение его стратегических ориентиров. Инновационный потенциал университетов автор предлагает разделить на несколько смысловых категорий: кадровый потенциал, интеллектуальный потенциал, научно-исследовательский потенциал, инфраструктурный потенциал, информационный потенциал, материально-технический потенциал и финансовый потенциал [13, 29]. Каждая из категорий содержит набор количественных показателей, с помощью расчета и обоснования которых можно сформировать стратегию развития вуза в инновационной среде, а также стимулировать появление новых сфер роста для потенциала образовательной организации. Автор отмечает, что развитие инновационного потенциала высшего учебного заведения переводит его на новыйг уровень, способствует формированию новых конкурентных преимуществ и оценивает роль университетов в социально-экономической и инновационной региональных системах.

В рамках повышения уровня конкурентоспособности региональной экономики важно грамотно оценить возрастающую роль инновационной деятельности [4-6,19], в связи с чем необходимо рассмотреть подходы к управлению инновационным потенциалом университетов и рассмотреть формы интеграции университетов е региональные инновационные системы.

Авторы O.A. Ломовцева и O.A. Герасименко предлагают следующие направления интеграции вузов в региональные инновационные системы [21]. Во-первых, они рассматривают университеты как инновационные центры, то есть как платформу для трансфера новых технологий от стадии идеи до стадии технологических и промышленных испытаний. Во-вто-рых, авторы считают, что университеты в рамках интеграции должны оказывать консалтинговые услуги на всех уровнях региональной инновационной системы для всех ее участников. В-третьих, поставлять идеи для малых инновационных предприятий региона, даже если они основаны на базе других университетов. В-четвертых, налаживать контакты с представителями производственных мероприятий региона. В-пятых, изменить образовательный процесс в рамках внедрения курса "инно-вац ионное предпринимательство" для формирования квалифицированных и компетентных кадров, поставляемых на региональный рынок труда.

О

сц о

CXJ

-О Q-

ш о; к-=Е

О

5Г со

со ■Z.

S

23

Научный коллектив М,В. Хайруллина, CS. Триере, С.С. Кума ко ß а рассматривают следующие стратегический шаги для университетов в рамках интеграции в региональные инновационные системы [18, 30].

- развитие направления межвузовского инновационного проектирования с учетом использования университетского инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры;

- использование цифровых технологий, взаимодействие с крупными компаниями IT индустрии, внедрение их продукции в образовательный процесс; в рамках взаимодействия и кооперации усилить инновационные компетенции выпускников, развивать практико-ориентирован-ные направления образовательной деятельности;

- внедрение инновационной повестки в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом развития цифровых технологий и наукоемких отраслей;

- разработка направления защиты интеллектуальной собственности, правовой основы создания МИПов в рамках деятельности университетов, построение финансовых и экономических вертикалей МИПа и университета;

- развитие всех возможных форм интеграции для максимального возможного регионального и международного уровня развития.

Интересна позиция автора ЕЛ. Белоеой, которая определила основные проблемы интеграции университетов в национальную инновационную систему и предложила возможные пути интеграции [11], Предлагается систематизировать полученные Е,А. Беловой результаты в таблицу 1, представленную ниже.

Для более детальной проработки теоретических и практических механизмов интеграции предлагается авторская классификация методов и подходов - использовать стандартный методический подход к определению теории

интеграции: институциональная интеграция и функциональная интеграция.

Таблица 1 - Интеграция университетов в РИС и НИС [11]

Источник: составлено автором на основе И11

Под институциональной интеграцией принято понимать создание чего-то нового интегрируемым элементом. Под функциональной интеграцией понимается совместная деятельность в рамках предложенных направлений. Опираясь на различные направления деятельности университета в процессе генерации, создания, распространения и коммерциализации знаний, можно выделить шесть аспектов интеграции университета в региональную инновационную систему: образовательный аспект, научный аспект, предпринимательский аспект, экономический аспект, культурный аспект, цифровой аспект. Интеграцию в рамках предложенных направлений можно разделить следующим образом. Институциональная интеграция - образовательный и предпринимательский аспект; функциональная интеграция - научный, экономический, культурный и

Проблемы эффективной интеграции университетов в РИС и НИС

Рекомендации по изменению системы управления университетов

Пути аффективном интеграции университетов а РИС и НИС

Деэорганизованность управленческой деятельности: повышающаяся доля административно-управленческого персонала в общей массе работников университета Слиз,1 ком сильная обособленность работников различны* структурных подразделений университета, которая не позволяет диверсифицировать научную деятельность и направить ее в русло инновационной деятельности Бюрократические механизмы и ручное управление, не позволяющие работникам университета в ьщепять достаточный обьем рабочего времени на занятие инновационной деятельностью,руководить научными коллективами, и интегрировать результаты инновационной деятельности в НИС Оормальный подход к внедрению цифровых технологий и средств автоматизации а деятельность университета для внедрения РИД о НИС, например, внедрение алек-тронного документооборота для высвобождения большего времени на НД и, как следствие, получение положительного экономического эффекта от коммерциализации РИД

Устаревшие формы привлечения абитуриентов и работы с выпускниками, которые ущли а индустрию или государственные структуры

Самостоятельная подача заявок в венчурные фондьс для привлечения инвестиций под реализацию инновационных проектов; налаживание каналов взаимодействия с федеральными институтами экономического развития а формате поиска и привлечения потенциальных венчурных инвесторов Трансформация административных процессов по использованию авторами РИД своих прав в качестве нематериального актива Беспрерывное изучение опыта зарубежных университетов по освоению рынков высокотехнелогичной продукции

Участие научных коллективов университета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также участие в федеральных и региональных конкурсах на получение грантов

Разработка четной стратегии инновационной деятельности университетов на основе основных потребностей региона в инновациях и на! 1 равнениях кластеризации

Создание механизмов для организации участия представителей научного сообщества университета в разрз-бот ке механизмов финансового стимулирования ИД в регионе путем взаимодействия научно-

исследовательских и образовательных организаций с представителями бизнеса, индустрии и государства

цифровой аспект. На основе обобщения ранее исследованной практики в сфере интеграции вузовской науки в региональные инновацион-

ные системы выделим классификацию форм следующей интеграции, представим их в авторской интерпретации (рис. 1}.

УНИВЕРСИТЕТ

[L

п

п

п

1

Образовательный аспект

Открытое образовательное пространство Целевая подготовка студентов Инновационные формы и методы обучения Филиалы и базовые кафедры Специальные образовательные программы Непрерывность образования Профессиональная переподготовка по стратегическим направлениям сферы инноваций

Предпринимательский аспект

»

>

Создание и развитие МИПов, технопарков Создание и развитие инновационных консорциумов, кластеров

Научный аспект

Участие s региональных научных проектах Mеждународная научная мобильность Участие э инновационных проектах Научно-учебные инженерные центры Научно-производственные комплексы

Экономический аспект

Грантовые исследования

Коммерциализация РИД

Коммерческое консультирование

Экспертная оценка инновационных государственных

проектов

Проведение экспертизы

Проведение совместных исследований с представителями бизнеса

Социокультурный аспект

Участие в разработке нормативно-правовых актов

(инновационный аспект)

Создание информационной среды

Придание инновационным инициативам статуса

социально-значимой деятельности

Обновление форм привлечения талантливых

студентов

Цифровой аспект

Создание единого цифрового пространства Цифровые механизмы образования Цифровые платформы взаимодействия с другими элементами РИС

институциональна

функциональная

функциональная

>

функциональная

ш H

о s о

к <

X X

о

X

<

m О X X

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

<

X

-О <

X

о

ш

CL

о

Clf

о

CXJ

-О Q-

ш

Оч н-=Е

о

со со

со Z

V

s

25

Рисунок 1 - Формы интеграции университетов в региональную инновационную систему Источник: составлено автором.

Можно сделать вывод о том, что университеты являются ядром интеграции инновационной деятельности в региональные инновационные системы. Необходимо рассмотреть, как именно университеты взаимодействуют с региональными инновационными системами.

Например, в программе Стратегического развития Алтайского края до 2025 года определено такое направление, как формирование региональных центров инновационного развития. Алтайский государственный технологический университет им. И.И, Ползунова ведет свою инновационную деятельность таким образом, чтобы соответствовать приоритетным направлениям края. На базе АлтГТУ создается

ядро биофармацевтического кластера, на базе Бийского технологического университета было принято решение создать инновационный бизнес-инкубатор, центр развития бизнеса и бизнес-школу. Также на базе университетов Алтайского края был создан Центр технологий и инноваций Алтая, который координирует научные направления и производственные, научные и образовательные мощности края.

НИУ Белгородский государственный университет в 2013 году зарегистрировало малое инновационное предприятие ООО "Строительные материалы БелГУ", деятельность которого направлена на создание пеностекла на

основе разработанной на базе собственной энергосберегающей технологии. Проект окупился за 2 года, объем инвестиций в проект составили 10 миллионов рублей, источником инвестиций стали собственные средства университета.

Томский государственный университет в 2017 году, первым среди российских университетов, зафиксировал в своей дорожной карте ответственность университета за развитие региона., это связано с появлением Национального проекта "Образование", в связи с чем роль университетов в региональном развитии стала более значительной.

Следует обратить внимание на "Мониторинг эффективности инновационной деятельности университетов в России", созданный совместными усилиями АО "РВК" и Университетом ИТМО в 2016 году [12). Коллектив составителей методики разработал методологию и критерии определения эффективности инновационной деятельности университетов, а также опробировали ее на университетах, подходящих под категорию "НИУ", входящих в проект 5 100 2020 и имеющих статус Федерального университета. 8 качестве составных элементов инновационной деятельности, авторы выделяют инновационно-предпринимательскую среду в университете, трансфер технологий в университете, а также влияние университета на внешнюю социально-экономическую и инновационную среду, В рамках последнего направления исследуются такие показатели, как: численность сотрудников МИПов, созданных при университетах; совокупный оборот денежных средств в созданных МИПах; количество технологических платформ, в которых университет принимает участие; количество экономических кластеров, участие в которых принимает университет. Среди результатов анализа влияния университета на внешнюю социально-экономическую среду наиболее интересным является рейтинг по участию в региональных экономических кластерах (рис. 2): большинство из рассмотренныхуниверси-тетов участвуют в таких кластерах, однако 12 из 40 университетов не принимают участие ни в одном региональном экономическом кластере.

НИУ Высшая Школа Экономики в 2019 году выделила 100 миллионов рублей на поддержку региональных университетов. В рамках программы поддержка оказывается всем научным сотрудниками и преподавателям вузов из лю-

бого региона, кроме Москвы и Санкт-Петербур-га. Программа поддержки разделена на 4 категории: поддержка аспирантов, молодых ученых; стажировки для перечисленных категорий граждан; поддержка авторов научных трудов (статей, монографий, учебников, НИРов), разработка сетевого курса. Стажировки проводятся на базе НИУ ВШЭ, имеют срок от 2 месяцев до полугода; поддержка и продвижение публикаций организованы также на базе самого университета, НИУ ВШЭ выпускает 13 журналов, входящих в международные базы цитирования.

Количество экономических кластеров, в которых университет принимает /частие

■ Санкт-Петербургский государственный электротехнически? университет аЛЭТИ»

: Самарский государственный технический университет НИУ «БепГУ»

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ* ■Московский технологический институт

Рисунок 2 Участие в региональных экономических кластерах Источник: составлено автором на основе И 2]

В 2019 году в МГУ им.Ломоносова стартовала программа "Вернадский". В рамках этой программы ведущие университеты, лаборатории и научно-технические центры будут создавать "зеркальные" лаборатории в регионах России. Процесс создания таких лабораторий позволит укрепить единое образовательное и инновационное пространство внутри Российской Федерации, создаст центры подготовки квалифицированных кадров с учетом стратегии и задач определенного региона. В рамках проекта планируется создать 57 научно-обра-зоеательных консорциумов в 18 регионах Российской Федерации. На данный момент такие научно-образовательные консорциумы созданы на Дальнем Востоке, в Кемеровской области, в Ханты-Мансийском автономном округе, Ненецком автономном округе, в Удмуртии, Московской области,Татарстане и Кабардино-Балкарии.

Необходимо также отметить, что реализуется Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №218,

которое направлено на укрепление сотрудничества между университетами и представителями бизнеса, развитие научной и образовательной деятельности в российских высших учебных заведениях, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала российских вузов для развития наукоёмкого производства. Во время реализации Постановления, только с 2010 по 2015 годы было профинансировано большое количество проектов, выполняемых на базе кооперации 172 предприятий-резидентов, 87 университетов и 5 государственных учреждений науки; реализуются программы поддержки 15 лидирующих университетов РФ, принимающих участие в программе 5-100-2020.

Уральский федеральный университет в рамках задач, поставленных Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года и программой "Пятилетка развития Свердловской области на 2017-2021 годы", государственной программой "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года", принимает участие в пяти национальных проектах: Наука, Образование, Цифровая экономика, Здравоохранение, Экология. В рамках проекта "Наука", УрФУ предлагает создать четыре научных центра, среди которых, например, Инновационный научно-технологический центр "Татищев", деятельность которого будет направлена на изучение цифровой экономики и создание производственных технологий; или, например, Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "Передовые производственные технологии и материалы", деятельность которого будет направлена на изучение и развитие передовых промышленных технологий.

В рамках стратегии "Инновационная Россия" создаются образовательные и консалтинговые программы, технопарки, особые экономическое зоны.

Существует и проводится в 2020 году открытый конкурс на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета, выделя-емыхдля государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях и государственных научных центрах Российской Федерации, в рамках которого ведущий ученый - исполнитель гранта возглавляет региональную лабораторию в течение трех лет для достижения ею требуемых научных результатов.

В 2020 годуВысшая инженерно-экономичес-кая школа ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" продвигает проект,направленный на объе- О динение академической науки с нуждами пред- q приятий. Проект носит рабочее название СИ "ПолитехИнаест" и представляет собой откры- -О тие консалтинговой лаборатории по аутсор- ^ сингу и аудиту бизнес-процессов, разработке о; инструментов финансового моделирования, ^ реализации программ подготовки специалис- Ц тов в области бизнес-планирования.

В целом, можно сказать, что университеты со довольно эффективно интегрируются в реги-ональные инновационные системы благодаря m участиям в региональных инновационных про- ^

ектах в зависимости от региональной индуст- |-

рии, развитию кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности. Определим ^ эффекты этой интеграции на двух уровнях: Ha;=Ä уровне университета и на уровне региональ-"~""'£-ной инновационной системы. Обобщение по- Кд" v лученных эффектов представлено в таблице (табл. 2},

Научные коллективы университетов выполняют прикладные исследования, участвуют в грантах национального и регионального уров- 27 ней, сотрудничают с предприятиями инновационного бизнеса, - все это говорит о совершенствовании инновационной деятельности высших учебных заведений [22]. Активизация взаимодействия с малым бизнесом приводит к развитию малого и среднего предпринимательства, появлению финансовой независимости вузов [16]; сотрудничество с крупными стратегическими партнерами - к появлению заказных коммерческих исследований и разработок, как следствие, к получению практических результатов инновационной деятельности [9,24-26]. Стоит отметить, что благодаря воспроизведению высокоинтеллектуальных научных и педагогических кадров, университеты определяют кадровый потенциал региона, а также уровень человеческого капитала [10]. В этой связи, одним из стратегических векторов развития социально-экономической и инновационной системы страны становится повышение инновационного потенциала высших учебных заведений: распространение знаний, расширение масштабов производства, государственная поддержка инноваций. Все перечисленные меры приведут к окончательному переходу на экономику знаний, что повысит долю наукоемких отраслей промышленности и стимулирует появление предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Таблица 2- Получаемый эффект при интеграции университетов в региональные инновационные системы

Эффект

Эффект интеграции для университета

Эффект интеграции для региональной инновационной системы

Описание

• Развитие образовательных технологий с учетом цифровой трансформации и переходе к на экономику знаний,

• Совершенствование образовательного процесса

• Обучение профессорско-преподавательского состава в рамках участия в процессе генерации, разработки, коммерциализации инноваций

• Диверсификация инновационной деятельности университета

• Применение новый подходов по привлечению молодых ученых к самостоятельной и целеориентированной инновационной деятельности на объектах инновационной инфраструктуры

• Расширение возможностей международного сотрудничества и создание устойчивых контактов на межрегиональном уровне, повышение уровня академической мобильности

• Оказание консалтинговых наукоемких услуг

• Расширение возможностей для коммерциализации инноваций

• Участие в региональных инновационных проектах

• Поступление региональной и национальной грантовой поддержки

• Увеличение финансовой независимости университетов в связи с развитием сотрудничества с малым и средним предпринимательством

Появление компетентных кадров для развития кадрового потенциала и инновационной экономики региона

• Развитие возможностей для формирования инновационной инфраструктуры участников РИС

• Формирование инновационной культуры среди участников региональной инновационной системы

• Создание устойчивых взаимосвязей университет-бизнес, университет-государство

• Рост бюджетных поступлений от коммерциализации инноваций научно-инновационных разработок

• Получение практических результатов инновационной деятельности

Источник: составлено автором.

На основе выводов, сделанных ранее, можно представить авторский взгляд на взаимодействие результативности деятельности университета и регионального инновационного развития, который представлен на рисунке 3.

Меэоуровень - регион

Показатели инновационной деятельности вуза

Показатели методики министерства науки и высшего

Рейтинги ОБ, ТНЕ. отраслевые рейтинги

Umasesinsi

ВУЗ

МИП

Бизнес -инкубатор

Центр управления интеллектуальной собственностью

Технопарк

Центр профессиональной переподготовки

Повышение квалификации

Социально-экономические показатели

Cnlture and community

Меэоуровень - регион

Рисунок 3 - Взаимодействие инновационного университета и регионального инновационного развития Источник; составлено автором.

На рисунке видна предлагаемая инновационная структура университета как основного органа, осуществляющего инновационную деятельность на мезоуровне - уровне региона. Укрупнённые группы инновационной инфраструктуры вуза: образовательные подразделения, малые инновационные предприятия, созданные на базе университета, бизнес-инку-баторы, центр управления интеллектуальной собственностью, технопарки, департаменты профессиональной подготовки и повышения квалификации. Результирующие показатели всех элементов инновационной инфраструктуры соотносятся с входящими требованиями со стороны ключевых рейтинговых агентств, государственных методик оценки эффективности их деятельности, а также собственных показателей эффективности университетов. Корректировку направлений деятельности университета и элементов его инновационной инфраструктуры вносит социально-экономическое развитие региона, а также культурное и общественное бремя.

Результатом лавирования между достижением показателей международных и национальных рейтингов, и соответствием внешних требований территориальной единицы, в которой находится университет, а также построением грамотной, работоспособной системы по созданию и рэспространениюинно-ваций внутри вуза, является регионально-инновационное развитие, то есть эффективность региона. Принимая во внимание то, что университеты обязаны выполнять показатели, предъявляемые к ним государством, а также мировыми агентствами, для дальнейших исследований целесообразно рассмотреть методы и подходы к оценке влияния вузовской системы на развитие региональной инновационной системы.

О п if <13 Q

i 5 5 а. 1; я Я аэ о о т

11 н с я CG Л Т ^ о х

с 1

Литература:

It Broek J. van den, Eckardt F., Benneworth P. University of Twente, Center for Higher Education Policy Studies (CHEPS). The transformative role of universities in regional innovation systems. 201?.

2. Dudin M. [й др.]. Innovative transformation and transformational potential of socio-economic systems // Economic Systems. 2013. С. 1434-1437.

3. Goddard J. В., Chatterton P. The response of universities to regional needs 11 Economic Geography of Higher Education: Knowledge infrastructure and Learning Region. 2003.

4. HancoxD. [и др.]. Universities and regional creative economies Routledge, 2020.C. 159-173.

5. Kaufmann A., Todtling E. Science-industry interaction in the process of innovation: the importance of boundary-crossing between systems //Research policy.2001. №5 (30). C. 791 -804,

6. Lundvall B.-A. National systems of innovation: towards a theory of innovation and interactive learning // The Learning Economy and the Economics of Hope. 2016.(85).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/.Zhits G.I. in nova с ion nyj potencial iehkonomicheskij rost [The innovation potential and economic growth]//Saratov,SaratovStaieTechnical University. 2000.

8. Аркин П. А. Теория и практика управления инновациями в научной сфере, промышленности и бизнесе,-2020.

9. Балашов А, И,, Рогова Е. М., Рудская И. А. Формирование региональной инновационной системы в Сан кг-Петербурге // Экономическое возрожде ние России. - 2015. - № 1 (43).

10. Бари нова Е.П., Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н. Инновационные форматы профессиональных компетенций экономического образования в ус ловиях формирования цифровой экосистемы // Инновации в менеджменте,-2019. - №*4. -С. 14-19, П. Белова Е. А. Методологические основы оценки эффективности интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему РФ // Вестник университета. - 2017. - № 5.

12. Биккулов А. С. [и др.]. Мониторинг эффектив ности инновационной деятельности универси тетов России. - М., 2016.

13. Васецкая Н. 0,, Глухов В. В. Исследование деятельности университета в структуре кластера на основе модели Кобба-Дугласа // Научно-техни-ческие ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2019. - N®3(12).

14. Владимиров А. И. Об инновационной деятельности вуза. - 2012.

15. Волков А. Т., Дашкевич И. И. Инновационная инфраструктура вуза: учебно-методическое пособие //ДСМедовникова. - М.: МАКС-Пресс, 2011.

16. Глухов В,В., Васецкая И.О. Роль университетов в развитии инновационных кластеров. 2019. -С. 508-513.

17. Гребенюк И. И. [и др.]. Анализ инновационной деятельное™ высших учебных заведений России.-2012.

18. Кумакова С. В. Новые формы кооперации на уки, образования и предприятий реального сек тора экономики для инновационного развития России // России: тенденции и перспективы развития. - 2020. - № а 5-1.

19. Ланская Д. В,,Яковленко А. Е, Методы и модель развития инновационной инфраструктуры регионального кластера полного цикла исследований и инноваций // Естественно гуманитарные исследования. - 2020. - N»3 (29).

20. Яатуха 0. А., Пушка ре в Ю. В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Science for Education Today. - 2012. - (8).

21. Ломовцева О. А., Герасименко О. А. Участие вузов в инновационном обновлении промышленности региона. - 2014.

22. Ногин В. А., Хоменко Я. В. Роль вузовской науки в ее интеграции в национальную инновационную систему // Управление экономическими системами. -- 2013. - №9(57).

23. Осло Р. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям // Совместная публикация! 0ЭСР и Евростата. - М.: ЦЙСН, 2010. (107).

24. Родионов Д.Г.,КичигинО.Э.,Селентьева Т.Н. Особенности оценки конкурентоспособности инновационного регионального кластера: институциональный подход // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2019. - № 1 (12).

25. Родионов Д.Г., Кошман Л.В., Моггаева А.Б. Методический подход к оценке влияния инновационной активности хозяйствующего субъекта нефтегазового комплекса на стоимость бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и пра ва. - 2019. - № 2-2.-С. 319-325.

26. Рудская и. А. Оценка эффективности региональной инновационной системы России по стадиям инновационного процесса // NBI-technologies. -2017.-N03(11).

27. Румянцев А. А. Преобразование научно инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат. - СПб., 1995,

28. Селивоиенко О.Г., Кулакова Т.А., Подуева В.Ю. Оптимизация механизмов управления инновационной деятельностью вуза // Международный научно-исследовательский журнал. ■ 2017. - №5-2 (59).

29. Симоненко Е. С Оценка инновационного по-генциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов // Ин новационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2013,- № 3 (3).

30. Хайруллина М. В., Триере С, В. Эффекты интеграции вузов в региональную инновационную систему // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2012. - N9 1. -С. 210-213.

О

сц о cu

-0 Q-

ш ее к-=Е

О

5Г со

со

ск

S

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.