Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
718
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / депутат / население / избиратели / муниципальное образование / формы взаимодействия / local self-government / deputy / population / voters / municipality / forms of interaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.Н. Босова, Е.И. Аристова

В данной статье раскрываются формы взаимодействия депутата местного самоуправления с населением. Депутаты местного самоуправления представляют интересы населения при принятии решений, действующих на территории муниципального образования. Используемые в депутатской деятельности формы взаимодействия с гражданами (избирателями) обусловлены уровнем местной власти, наиболее приближенной к населению. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, как депутаты местного самоуправления могут положительно влиять на жизнь граждан, представлять их интересы в представительном органе муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е.Н. Босова, Е.И. Аристова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION OF A DEPUTY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT WITH THE POPULATION

This article reveals the forms of interaction between a deputy of local selfgovernment and the population. Deputies of local self-government represent the interests of the population in making decisions that are valid on the territory of the municipality. The forms of interaction with citizens (voters) used in parliamentary activities are determined by the level of local authorities closest to the population. The study made it possible to draw a conclusion about how deputies of local self-government can positively influence the lives of citizens, represent their interests in the representative body of the municipality.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ»

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕПУТАТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С

НАСЕЛЕНИЕМ

Е.Н. Босова, канд. юрид. наук, доцент Е.И. Аристова, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-1-98-102

Аннотация. В данной статье раскрываютсяформы взаимодействия депутата местного самоуправления с населением. Депутаты местного самоуправления представляют интересы населения при принятии решений, действующих на территории муниципального образования. Используемые в депутатской деятельности формы взаимодействия с гражданами (избирателями) обусловлены уровнем местной власти, наиболее приближенной к населению. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, как депутаты местного самоуправления могут положительно влиять на жизнь граждан, представлять их интересы в представительном органе муниципального образования.

Ключевые слова: местное самоуправление, депутат, население, избиратели, муниципальное образование, формы взаимодействия.

Местное самоуправление (далее, МСУ) является формой народовластия и реализуется посредством непосредственной и представительной демократии. На местном уровне депутат выступает связующим звеном между населением и органами муниципального образования. Полагаем, что местная власть как наиболее приближенная к населению, влияет на формы взаимодействия депутатов снаселением (избирателями) и имеет свои особенности. Настоящее исследование призвано выявить данные особенности и подчеркнуть их преимущества.

Прежде всего обратим внимание на статус депутата представительного органа муниципального образования.

В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее, федеральным законом № 131) депутат определяется как член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения [1].

Депутат избирается населением муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Соответственно депутат выражает интересы избирателей своего округа, в котором он баллотировался.

Статус депутата местного самоуправления определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами.

Федеральным законом № 131 закреплены общие положения правового статуса депутата: срок полномочий, возможность деятельности на постоянной либо на непостоянной основе, обеспечение необходимых организационных и материально-технических условий для беспрепятственного осуществления полномочий, невозможность одновременного исполнения полномочий депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных федеральным законом, ограничения для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, которые не вправе входить в

состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой творческой деятельности. Но данный закон указывает на некоторые уточнения: такая разрешенная деятельность не должна финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством [2, с. 73].

Полномочия депутатов муниципальных образований федеральным законодательством не закреплены. Такие полномочия утверждаются муниципальными правовыми актами. К примеру, Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 21.10.2020 N 14/02 принято Положение о статусе депутата Совета депутатов городского округа Балашиха [3, с. 7].

Характеризуя его полномочия, можно выделить основные положения:участие в пленарных заседаниях(сессиях) представительного органа, участие в работе образуемых в представительном органе комиссиях и комитетах; представлять интересы населения и участвовать в принятии от его имени решений, которые в дальнейшем будут действовать на территории муниципального образования; осуществлять народовластие в выборном органе местного самоуправления в пределах своих полномочий и др..Задачей депутата является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых вКонституциии законах.

Наличие такого понятия, как «депутат представительного органа муниципального образования», показывает, что население имеет своеобразную «защиту» в лице

парламентариев, которые представляют их интересы, учитывают их мнение при решении вопросов местного значения.

Реализуя свои полномочия, депутат МСУ взаимодействует с населением посредством установленныхформ. Согласно федеральным законам и правовым актам муниципальных образований существуют следующие формы взаимодействия: регулярно поддерживать связь с своими избирателями, нести перед ними ответственность, принимать меры и обеспечивать права, свободы и законных интересы своих избирателей, рассматривать их предложения, жалобы и заявления, вести прием граждан, изучать общественное мнение, отчитываться о своей работе перед избирателями.

Самый распространённый формат общения депутата с избирателями, это личный прием граждан. Например, информацию о личном приеме депутатами граждан можно получить на официальном сайте представительного органа муниципального образования. Так, на официальном сай-те«Горсовет Уфы» размещена вкладка «прием граждан» пройдя по которой гражданин увидит список депутатов, с указанием ФИО, фотографией, избирательного округа, который представляет данный депутат, дату и время приёма, также есть информация опредварительной записи по телефону. В настоящее время приём граждан депутаты ведут в дистанционном формате [4]. Как правило, граждане обращаются к депутату за решением личных проблем, ведь порой депутат может оказать безвозмездную помощь гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, помочь с ремонтом жилья и прочее. Могут быть и коллективные обращения, тогда уже составляется обращение в письменном виде с подписями десятка или даже сотен граждан.

Такие обращения, сигнал для депутатов о социальной напряжённости населения, они попадают в отдельный реестр и находятся на контроле. Чтобы решать проблемы, изложенные в обращениях граждан, депутат может направить депутатский запрос, подготовить проект решения и вынести его на заседание депутатов представи-

тельного органа, огласить проблему на заседании комитета, в состав которого он входит или на пленарном заседании депутатов, воспользоваться правом на безотлагательный приём чиновников [5].

Депутат МСУ может проводить публичные встречи с населением (избирателями своего округа).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 № 27-П отмечено: «к числу организационно-правовых основ, предназначенных для налаживания и поддержания устойчивой взаимосвязи депутатов с гражданами, чьи интересы они представляют, относится институт проведения встреч депутатов с избирателями, характеризующий конституционно-правовую природу депутатского мандата с точки зрения как возложенных на депутата полномочий, так и гарантий эффективного осуществления депутатской деятельности, в рамках которой посредством проведения таких встреч депутаты имеют возможность информировать избирателей о своей работе, а избиратели - возможность довести до сведения депутата свои пожелания относительно его деятельности и деятельности представительного органа, в состав которого он входит» [6].

Согласно ч. 5.3 ст. 40 Федерального закона № 131 органы местного самоуправления определяют специально отведенные места для проведения встреч депутатов с избирателями, а также определяют перечень помещений, предоставляемых органами местного самоуправления для проведения встреч депутатов с избирателями, и порядок их предоставления. В соответствие с ч. 5.4 ст. 40 Федерального закона №131 встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 № 27-П установлено: «обязанность органов местного само-управленияспособствовать проведению встреч депутата с избирателями, в том числе обеспечивать определение специально отведенных мест для проведения

встреч депутатов с избирателями и перечня помещений, предоставляемых для проведения встреч депутатов с избирателями, исходя из необходимости наличия соответствующего специально отведенного места или помещения как минимум в каждом поселении» [6].

Посредством публичных встреч депу-тат,отчитывается перед населением о своей деятельности, а также освещает дальнейший планы работы, при этом он получает обратную связь от граждан в виде предложений, пожеланий, замеча-ний.Таким образом депутат может показать результат своей деятельности, а избиратели дать оценку его работе. Кроме того, депутаты МСУ чаще проводят подобные встречи с избирателями, чем депутаты Государственной Думы РФ, что определяется уровнем муниципальной власти, её приближённостью к населению.

Также формой взаимодействия с избирателями можно считать отзыв депутата. Депутат МСУ ответственен перед избирателями, которые могут досрочно отозвать депутата. Основания досрочного отзыва депутата и процедура устанавливаются уставом муниципального образования.

Как отмечает Е.Н. Булычёв, если федеральным законом устанавливается особый порядок привлечения к юридической ответственности депутата, то это рассматривается как дополнительная гарантия обеспечения условий надлежащего отправления их профессиональных обязанностей, но не как правовая льгота, выводящая их из под принципа равенства [7, с. 58].

Однако в данном случае есть некоторое исключение из правил: отзыв депутата невозможен, если все депутатские мандаты или их части в представительном органе местного самоуправления замещаются депутатами, избранными в составе списка кандидатов, которые были выдвинуты избирательными объединениями.

Как видится, одним из основных направлений работы с населением депутата МСУ является прямое общение с жителями. Как показывается практика, это одна из наиболее эффективных форм взаимодействия депутатов с избирателями. Главное, чтобы у депутата было желание от-

стаивать интересы граждан, ведь не все депутаты проявляют должную активность, есть и те, кто не преследует цель помогать гражданам, а какую-либо иную, в этом случае избиратели могут получить недостаточную связь с депутатом, встречи могут носить формальный характер. Порой депутат избирается в представительный органМСУ, исходя из каких-то личных причин: получить популярность, возможность построить в дальнейшем хорошую карьеру и иные. Но к избирателям он совершенно равнодушен, его не заботят их проблемы, он не пытается улучшить жизнь людей. Депутат может быть недостаточно компетентен, чтобы отстаивать и защищать интересы избирателей, к сожалению, у населения достаточно мало инструментов, чтобы досрочно отозвать нерадивого избранника.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Овчинников И.И. Институт депутатской неприкосновенности в практике местного самоуправления: генезис и проблемы правового регулирования // Евразийский юридический журнал. - 2012. - №8 (51). - С. 73-79.

3. Долгополов П.С. Правовой статус депутата // СПС КонсультантПлюс. 2022. - 8 с.

4. Официальный сайт Горсовет Уфы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gorsovet-ufa.ru/ (дата обращения: 17.02.2022).

5. Кирилл Чиркин муниципальный депутат. С какими вопросами обращаться к депутату? // Сайт «Тинкофф журнал». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/deputat-help/ (дата обращения: 17.02.2022).

6. Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Булычёв Е.Н. Принцип равенства и проблемы его закрепления в Конституции Российской Федерации // Евразийская адвокатура. - 2016. - №2 (21). - С. 58-62.

Подводя итог, следует сказать, что, несмотря на возможные минусы, проблемы и отрицательные стороны депутатства, данный институт важен для населения. Интересы граждан учитываются при принятии решений представительным органом муниципального образования, кроме того, население чувствует себе более защищенным, когда есть люди, которые могут выслушать их предложения, заявления и жалобы и решить их проблемы.

Безусловно, открытость и гласность депутатской деятельности способствует рациональному решению вопросов местного значения, повышению уровня жизнеобеспечения населения, улучшению социальной обстановки в муниципальном образовании.

FORMS OF INTERACTION OF A DEPUTY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT WITH

THE POPULATION

E.N. Bosova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.I. Aristova, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. This article reveals the forms of interaction between a deputy of local self-government and the population. Deputies of local self-government represent the interests of the population in making decisions that are valid on the territory of the municipality. The forms of interaction with citizens (voters) used in parliamentary activities are determined by the level of local authorities closest to the population. The study made it possible to draw a conclusion about how deputies of local self-government can positively influence the lives of citizens, represent their interests in the representative body of the municipality.

Keywords: local self-government, deputy, population, voters, municipality, forms of interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.