Научная статья на тему 'Формы взаимодеиствия органов государственной власти и органов местного самоуправления'

Формы взаимодеиствия органов государственной власти и органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1724
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / JURISPRUDENCE / STATE / PUBLIC AUTHORITY / POWER SEPARATION / STATE POWER / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Ольга Александровна

В статье рассмотрены признаки, формы и сферы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMS OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS

The article considers the features, forms and spheres of the interactions of the public authorities and local governments.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодеиствия органов государственной власти и органов местного самоуправления»

УДК 342

Ольга Александровна ВОРОБЬЕВА,

доцент кафедры правоведения юридического факультета Тольяттинского государственного университета, кандидат педагогических наук

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

THE FORMS OF INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS

В статье рассмотрены признаки, формы и сферы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

The article considers the features, forms and spheres of the interactions of the public authorities and local governments.

Ключевые слова: юриспруденция, государство, публичная власть, разделение власти, государственная власть, местное самоуправление.

Keywords: jurisprudence, state, public authority, power separation, state power, local government.

В современной юридической литературе развернулась оживленная научная дискуссия по вопросам соотношения государственной власти и власти местного самоуправления, их природы и сущности, механизмов взаимодействия. Обобщенно можно выделить несколько позиций ученых о природе местного самоуправления и соотношении муниципальной (местной) власти с государственной властью.1

Природа публичной власти предполагает для Российской Федерации наличие как минимум двух уровней ее реализации - государственного и местного. Государственная власть реализуется на федеральном и региональном уровнях. Местная власть осуществляется в городских, сельских поселениях и на территории других муниципальных образований. Вместе с тем распространение государственной власти проникает и на другие уровни публичной власти, что, однако, не подменяет и не исключает самостоятельность местного самоуправления (ст.12 Конституции РФ). Справедливо отмечается в литературе, что

усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться не в направлении его участия в решении местных вопросов, а в направлении усиления роли государства в координации всех процессов федеративного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований.2 По мнению Е.М.Ковешникова, в теории и практике наблюдаются два основных прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в «огосударствлении» местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах. По его словам, эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления

в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.3

С.А.Авакьян считает, что есть как минимум три формы взаимодействия государственных и муниципальных органов власти: во-первых, вышестоящие органы помогали и будут помогать в хозяйственно-финансовом отношении местному самоуправлению; во-вторых, они должны выступать в качестве надзорной инстанции, «оберегающей» местное самоуправление от принятия незаконных, а то и неправильных, необоснованных решений, не позволяющей забыть о государственном интересе; в-третьих, вышестоящие органы призваны быть инстанцией, помогающей, в том числе методически, местному самоуправлению, обобщающей и распространяющей их положительный опыт. В субъекте Российской Федерации должна же быть инстанция, которая координировала бы и обобщала тенденции развития местного самоуправления, в свою очередь, испытывая его влияние по известному прежде принципу обратной связи.4

Взаимодействие как связь между различными органами публичной власти характеризуется одновременным и взаимообусловленным изменением состояния двух или большего числа органов в процессе обмена информацией.5 Как отмечает Н.В.Симонова, взаимодействие органов публичной власти - это процесс, направленный на установление закономерных связей между органами публичной власти на данной территории с целью выработки эффективного механизма совместных действий, необходимого для слаженного функционирования государства и населения.6

Государственная власть и местное самоуправление представляют собой сложные взаимодействующие системы, являющиеся основными способами реализации публичной власти народа. Власть местного самоуправления, являясь по своей природе неполитической, основывается на сочетании государственных и общественных начал. Самостоятельность местного самоуправления не предполагает абсолют-

ной независимости от государства. В то же время не следует огосударствлять местное самоуправление, включая исполнительные органы местного самоуправления в систему органов государственной власти, поскольку это приведет к искажению сущности местного самоуправления и замене его государственным управлением на местах.7

Можно согласиться с М.Г.Нуркиным в том, что взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления обладает следующими признаками: 1) два и более субъекта правоотношения; 2) активная деятельность субъектов правоотношения (принятие ими решений и совершение действий, влияющих на другого субъекта правоотношения, а не пассивное ожидание воздействия); 3) согласованная деятельность субъектов правоотношения (принятие ими таких решений и совершение действий, которые известны другим субъектам на основе закона и иных нормативных правовых актов); 4) наличие единой цели, на достижение которой направлена деятельность субъектов правоотношения.8

Как отмечает Н.Л.Пешин, к сферам взаимодействия государственной власти и местного самоуправления относятся:

- установление общих принципов организации местного самоуправления;

- регулирование компетенции органов местного самоуправления;

- определение полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления;

- делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления;

- осуществление контроля за деятельностью местного самоуправления.9

Концепция взаимодействия государственных и местных органов представляет собой обособленный пласт. При этом необходимо исходить из того, что государственное централизованное управление и местное самоуправление - не однопорядко-вые явления, они скорее противостоят друг другу, так же как государство и граждан-

ское общество - взаимно связанные, но противоположные по сути образования.10 Как верно замечает О.Н.Ванеев, самоуправление успешно функционирует там,где гражданское общество сложилось и самоуправление не сводится лишь к деятельности муниципалитетов, а вбирает в себя иные структуры и институты гражданского общества.11

По мнению Е.М.Ковешникова, главной сложностью в построении эффективной модели взаимодействия государства и местного самоуправления остается формулировка ст.12 Конституции РФ, отделяющей местное самоуправление от государства.12 В ст.12 Конституции РФ принципиальны положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий и невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. И.И.Овчинников считает, что именно эти положения стали основополагающими в процессе формирования механизма взаимодействия между органами исполнительной власти, прежде всего субъектов Федерации, и органами местного самоуправления.13

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил новый характер взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Теперь он не только не содержит прежних указаний о запрете осуществления местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, но и впервые предусмотрел возможность непосредственного осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления. Данное положение существенно расширяет возможности органов государственной власти непосредственно влиять на деятельность органов местного самоуправления и спо-

собствует укреплению вертикальных взаимосвязей. В частности, применительно к реализации отдельных государственных полномочий теперь установлено (ст.20), что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении за счет средств местных бюджетов и тех государственных полномочий, которые прямо законом органам местного самоуправления не переданы, но их участие предусмотрено федеральными законами. Формулировку «вправе» в данном случае следует понимать как обязанность, если такое участие органов местного самоуправления в реализации не только не переданных, но и иных государственных полномочий вытекает из федерального закона.14

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел и возможность прямого участия органов государственной власти субъектов Федерации в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности лиц местного самоуправления (ст.ст. 34, 37), помимо предусмотренных в законе процедур ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством (ст.ст.72-75).

Как отмечает И.И.Овчинников, ярким подтверждением усиливающейся тенденции на централизацию отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления стало закрепление в ст.75 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.15 Нельзя не согласиться с И.И.Гусенбе-ковым в том, что взаимодействие местного самоуправления и государства можно свести к двум основным формам: координация и государственный контроль. И если координация предполагает взаимный, обоюдный характер связи участников отно-

шений, то государственный контроль предполагает комплекс односторонних действий государственных органов по отношению к местному самоуправлению.16 Вместе с тем с учетом централистских тенденций правильным будет вести речь пока о переходе от методов администрирования -управления по вертикали к методам координационного сотрудничества всех участников территориального развития.17

Осуществляя взаимодействие с субъектами Российской Федерации, государство комплексно взаимодействует и с муниципалитетами. Можно выделить ряд направлений влияния государства на решение муниципальными образованиями местных вопросов:

- определение государством на законодательном уровне перечня вопросов местного значения, который может изменяться;

- оказание государственной, в первую очередь финансовой, поддержки местному самоуправлению при решении вопросов местного значения;

- обеспечение режима законности и правопорядка на территории муниципальных образований, что отразилось в ст.72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельных видах государственного контроля (федеральные законы о прокуратуре, о Счетной палате и др.);

- участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, например назначение 1/3 членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации представительным органом субъекта Российской Федерации по представлению главы региона (ст.37 указанного федерального закона);

- установление государственной защиты, гарантий и ответственности выборных должностных лиц и органов местного самоуправления;

- оказание информационно-методической помощи муниципалитетам (подготовка муниципальных служащих, содействие в

открытии учебных заведений, помощь в подготовке и принятии местных бюджетов и др.).18

Перечень можно дополнить тем, что государство создает собственные органы на местах, действующие наряду с муниципальными органами, возлагает на муниципальные органы выполнение отдельных государственных полномочий, разрабатывает и принимает финансово-экономические федеральные и региональные программы с муниципальной составляющей.19

Другой формой взаимодействия между государственными органами и местным самоуправлением является государственный контроль, который осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и в зависимости от объекта может быть подразделен на два вида: контроль соблюдения законов и законности в деятельности органов местного самоуправления и контроль осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Причем в последнем случае органы государства вправе осуществлять проверку не только законности, но и целесообразности действий (решений) подконтрольных органов и отменять акты органов местного самоуправления, что вызывает у некоторых авторов сомнения в конституционности такой нормы.20

В общем виде государственный контроль в отношении местного самоуправления осуществляется в следующих формах: - судебный контроль, осуществляемый посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. При рассмотрении сущности дел суды оценивают правомерность деятельности и решений местных органов и должностных лиц, что может являться определенной стадией в механизме наложения ответственности, рассматривают жалобы в отношении их. Право на судебное обжалование решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления установлено в Конституции РФ (ст.46) и конкретизируется в федеральном законодательстве (ст.78 Фе-

дерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 3акон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);

- прокурорский надзор, осуществляемый на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отношении исполнения местными органами и должностными лицами законодательства. Статья 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что исполнение законов органами местного самоуправления, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законно составляет предмет прокурорского надзора.

В случае выявления противоречащего закону правового акта местного самоуправления прокурором приносится протест к субъекту, издавшему правовой акт. На протест соответствующий орган местного самоуправления или должностное лицо должны отреагировать в месячный срок путем устранения нарушений законности, причин и условий, им способствующих. Альтернативой принесения протеста для прокурора может явиться обращение в суд с требованием о признании незаконным правового акта местного самоуправления. Обращения в суд становятся неизбежными для прокурора в случае игнорирования протеста;

- административные контроль и надзор. Право ведения административного контроля за органами местного самоуправления установлено ст.8 Европейской хартии местного самоуправления и обусловлено принципами конституционности, законности, соразмерности степени вмешательства значимости защищаемых интересов. Важно законодательно установить перечень и полномочия органов по осуществлению такого контроля, а также критерии определения качества и эффективности реализации органами местного самоуправле-

ния переданных им отдельных государственных полномочий.21

Административный контроль и надзор позволяют проверить эффективность исполнения законов и принимаемых решений, обеспечивают принцип обратной связи, дисциплину и ответственность. Однако следует учесть, что такой контроль в отношении местного самоуправления ограничен требованиями законности, должен носить преимущественно превентивный характер и связан с непосредственной реализацией местными органами переданных государственных полномочий и использованием материальных ресурсов для их реализации.22

Таким образом, взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления - это деятельность государственных органов власти и органов власти местного самоуправления, направленная на решение общих задач, развитие межбюджетных отношений и распределение полномочий, основанная на государственном и муниципальном контроле за соблюдением законодательства и предполагающая экономическую самостоятельность и организационно-правовую направленность местного самоуправления.

1 Нуркин М.Г. Формы и принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в городе Москве // Право и государство: теория и практика. 2009. №10(58). С.22.

2 Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2002. №10. С.37-38.

3 Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002. С.3.

4 Авакьян С.А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции 29 марта 1995 г. М.: Изд-во Московского ун-та, 1996.

5 Нуркин М.Г. Указ. соч. С.26.

6 Симонова Н.В. Взаимодействие органов публичной власти на территории приграничного субъекта Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты (на анализе материалов 3апад-ного регионального пограничного управления ФСБ РФ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград. 2003. С.16.

7 Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное управление». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С.7.

8 Нуркин М.Г. Теоретико-правовые основы взаимодействия государственных органов власти и органов власти местного самоуправления // Право и государство: теория и практика. 2009. №8(56). С.26.

9 Пешин Н.Ё. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007. С.140.

10 Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2009. №6.

11 Ванеев О.Н., Спас М.А. Город и самоуправление: вопросы теории. Красноярск, 2003. С.66.

12 Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002. С.21-23.

13 Овчинников И.И. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного

самоуправления: теоретико-правовые аспекты // Исполнительная власть. Проблемы организации и деятельности. Труды кафедры конституционного и административного права Государственный университет - высшая школа экономики. Вып.1. М. 2006. С.72.

14 Там же. С.73-74.

15 Там же. С.74.

16 Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ // Журнал российского права. 2006. №6. С.38-40.

17 Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005. С.29.

18 Колкнева Т.Ф. Взаимоотношения государства и муниципальных образований: проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2004. №6. С.36-38.

19 Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М., 2005. С.102-103.

20 Гусенбеков И.И. Указ. соч. С.40.

21 Пешин Н.Ё. Указ. соч. С.202-203.

22 Кашо В.С. Ответственность в системе местного самоуправления. Красноярск, 2005. С.88-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.