Научная статья на тему 'Формы воспитательно-профилактической работы по формированию правосознания несовершеннолетних'

Формы воспитательно-профилактической работы по формированию правосознания несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ПРАВОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФАКУЛЬТАТИВЫ И КРУЖКИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ / ДИСКУССИОННЫЕ КЛУБЫ / ТРЕНИНГИ УМЕНИЙ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЛАГЕРИ / FORMS OF EDUCATIONAL AND PREVENTIVE WORK / LEGAL CONSCIOUSNESS OF PERSONALITY / MORAL AND LEGAL EDUCATION / OPEN CLASSES AND LEGAL KNOWLEDGE GROUPS / DISCUSSION CLUBS / SKILLS TRAININGS / MILITARY AND PATRIOTIC CAMPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Схопчик О. Э.

В статье представлены формы воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних по формированию правосознания подростков и предупреждению их противоправного поведения. К таким формам относятся: факультативы и кружки правовых знаний, дискуссионные клубы, тренинги умений, военно-патриотические лагери. Рассматривается содержание и особенности проведения каждой из указанных форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of educational and preventive work with the juvenile focused on formation of legal consciousness

the article presents basic forms of educational and preventive work of the juvenile inspection focused on formation of legal consciousness of the juvenile and prevention of their delinquent behaviour. These forms are: open classes and legal knowledge groups, discussion clubs, skills trainings, military and patriotic camps. The article covers contents and peculiarities of realisation for each of the abovementioned forms.

Текст научной работы на тему «Формы воспитательно-профилактической работы по формированию правосознания несовершеннолетних»

Формы воспитательно-профилактической работы по формированию правосознания несовершеннолетних

О. Э. Схопчик

Аннотация: в статье представлены формы воспитательно-профилактической работы инспекций по делам несовершеннолетних по формированию правосознания подростков и предупреждению их противоправного поведения. К таким формам относятся: факультативы и кружки правовых знаний, дискуссионные клубы, тренинги умений, военно-патриотические лагери. Рассматривается содержание и особенности проведения каждой из указанных форм.

Ключевые слова: формы воспитательно-профилактической работы, правосознание личности, нравственно-правовое просвещение, факультативы и кружки правовых знаний, дискуссионные клубы, тренинги умений, военно-патриотические лагери.

Annotation: the article presents basic forms of educational and preventive work of the juvenile inspection focused on formation of legal consciousness of the juvenile and prevention of their delinquent behaviour. These forms are: open classes and legal knowledge groups, discussion clubs, skills trainings, military and patriotic camps. The article covers contents and peculiarities of realisation for each of the abovementioned forms. Keywords: forms of educational and preventive work, legal consciousness of personality, moral and legal education, open classes and legal knowledge groups, discussion clubs, skills trainings, military and patriotic camps.

Воспитательно-профилактическая работа, предусматривающая формирование правосознания подростков и предупреждение их противоправного поведения, должна реализовывать-ся через соответствующие формы. На основании Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, к основным формам работы сотрудников с подростками целесообразно отнести следующие [5]:

1. Факультативы и кружки правовых знаний.

2. Дискуссионные клубы.

3. Тренинги умений.

4. Военно-патриотические лагери.

Проведение групповых форм работы должно предусматривать формирование групп из числа законопослушных подростков и несовершеннолетних с правонарушающим поведением. Это обусловлено тем, что, во-первых, по мнению самих сотрудников инспекций, не следует собирать вместе подростков с нарушениями поведения, так как это способствует их сплочению, отрицательному взаимовлиянию. Во-вторых, включение таких лиц в нравственно здоровые группы законопослушных подростков способствует расширению их взглядов, представлений, создает условия позитивного влияния на личность несовершеннолетнего правонарушителя.

В данной статье рассматриваются все вышеперечисленные формы, за исключением индивидуальных бесед.

1. Факультативы и кружки правовых знаний.

Посредством их проведения решаются задачи нравственно-правового просвещения подростков, которое нацелено на предотвращение и преодоление дефектов их правосознания. В результате такого просвещения у несовершеннолетних складывается система знаний о праве и законе, их роли и назначении в жизнедеятельности общества, основах административного и уголовного права, сущности и содержании юридической ответственности, обстоятельствах, отягчающих вину человека, совершившего противоправное деяние. Формируются взгляды и представления о различных явлениях социально-правовой действительности.

Целесообразно, чтобы программа проведения факультативов и кружков правовых знаний охватывала 111 классы, носила системный и обязательный характер и реализовыва-лась в средних и профессионально-технических учебных заведениях. Уже в начальных классах детей необходимо знакомить с основными задачами правоохранительных органов, правами и обязанностями гражданина, мерами, обеспечивающими личную безопасность, с предназначением закона. Преподносимый материал необходимо подбирать таким образом, чтобы он соответствовал возрастным особенностям учащихся. Разумно использовать игровые формы проведения, видеосюжеты.

Темы правового просвещения могут быть следующими:

• Право и закон. Основы государственно-правового устройства Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь.

• Права, свободы и законные интересы человека. Понятие и содержание основных прав, свобод и законных интересов человека, правовые гарантии их обеспечения. Права ребенка. Общественные и государственные интересы. Ответственность за нарушение личных прав, общественных и государственных интересов.

• Понятие и содержание юридической ответственности. Юридическая ответственность лиц, не достигших 18-летнего возраста.

• Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие и характеристика административного правонарушения. Понятие и условия наступления административной ответственности. Понятие и виды административных взысканий.

• Уголовные преступления и уголовная ответственность. Понятие и характеристика уголовного преступления. Понятие и условия наступления уголовной ответственности. Виды уголовного наказания.

• Обстоятельства, отягчающие вину субъекта противоправного поведения. Совершение противоправных деяний группой лиц. Совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетнего и малолетнего. Совершение противоправного деяния лицом, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

• Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Успешная целенаправленная деятельность по формированию правосознания невозможна без развития нравственного сознания индивида. Основные нравственные нормы и об-

щечеловеческие ценности нашли отражение и закрепление в нормах права. Соблюдение индивидом закона должно основываться не столько на страхе наказания, сколько на внутреннем понимании и принятии личностью (наделение их положительным личностным смыслом, значимостью) норм морали и права, основных нравственных ценностей, таких, как человек, его жизнь, здоровье, достоинство, честь, свобода, ответственность, собственность и т. д. Актуальным является воспитание уважительного и толерантного отношения к людям другой национальности, иным взглядам, ценностям, культуре. Принимая это во внимание, работа по формированию правосознания несовершеннолетних должна проводиться в неразрывном единстве с развитием их нравственного сознания.

Нравственное просвещение направлено на формирование нравственных ценностей, развитие моральных чувств, мировоззрения, самосознания, толерантного отношения подростков к культурному самовыражению различных народов и может предусматривать изучение следующих тем:

• Мораль, ее роль в жизни человека и общества. Основные нравственные принципы, лежащие в основе взаимоотношения людей. Нормы морали как отображение жизненного и исторического опыта людей.

• Нравственные качества человека, пользующегося истинным авторитетом. Понятие авторитета истинного и ложного. За какие дела, поступки, личностные качества уважают человека. Нравственные качества сильного человека: справедливость, уважение достоинства другого человека, доброта, забо-

та о близких, ответственность за свои поступки, моральная стойкость и др.

• Основные моральные ценности.

Содержание и значение основных нравственных ценностей: человек, жизнь, здоровье, достоинство, честь, свобода, ответственность, собственность. Нравственная ценность настоящей дружбы. Друзья и приятели. Личностные качества настоящего друга. Взаимопомощь и взаимоподдержка в дружбе. Всегда ли друг должен поддерживать друга. Дружба и ответственность за друга и перед другом. Друг должен предостеречь. Любовь — как высшая нравственная ценность. В чем выражается любовь? Непременное проявление заботы, уважения, ответственности и бескорыстия в любви.

• Свобода и ответственность. Понятие «свободы» и ее границы. Свобода как возможность осознанного принятия решений и способность отвечать за их последствия. Свобода и закон. Жизненные проблемы и выбор способов их разрешения. Преступление как видимый выход из сложившейся ситуации, как следствие безответственности, отсутствия моральных принципов и неспособности себя контролировать. Неотвратимость наказания за совершенное преступление.

• Культурное своеобразие различных народов и этнических групп. Право каждого народа на самовыражение, на свою историю, обычаи, традиции, вероисповедание, мировоззрение. Культура межнационального общения. Понимание необходимости проявления толерантного отношения к людям иной национальности. Экстремизм—как проявление нетерпимости, эгоизма и одномерности мышления.

• Миф и правда об алкоголе и наркотиках. Отрицательное влияние алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Нравственная деградация личности с алкогольной и наркотической зависимостью. Взаимосвязь алкогольного опьянения и совершения правонарушений.

• Ложная романтика преступного образа жизни. Лжеценности преступной жизни, их противоречие общечеловеческим ценностям. Нравственное содержание чести и достоинства человека.

• Места лишения свободы, их негативное влияние на человека и его жизнь.

2. Дискуссионные клубы.

В процессе дискуссии происходит особым образом организованное общение, в котором участников поощряют внимательно слушать друг друга, понимать и принимать иное видение мира. Они дают участникам возможность самораскрытия, что позитивно влияет на их установки, помогают изменить характер отношения к другим людям. Такое общение способствует возникновению эмпатии к людям и помогает видеть в каждом человеке уникальную, неповторимую личность. [7]. В результате групповых дискуссий ее участники приобретают умения самоанализа, понимания себя и других, что особенно важно для подростков, имеющих нарушения в поведении.

В целях формирования правосознания несовершеннолетних мы предлагаем проведение групповых дискуссий следующей тематики:

• Образование и труд—основа самореализации личности, как законные и эффективные источники жизненных

благ. Образованность—одна из важнейших составляющих конкурентоспособности личности.

• Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конфликт как столкновение интересов, взглядов, целей сторон. Причины возникновения конфликтов. Достойные и правомерные выходы из конфликтных ситуаций.

• Настоящее и будущее человека, совершившего преступление. Содержание жизни такого человека. Наличие в ней интереса. Круг общения. Отрицательное отношение других людей. Отсутствие возможностей устройства на престижную работу, создать благополучную семью.

• Возможности и перспективы законопослушного образа жизни. Добропорядочное поведение—залог уважительного отношения людей и самоуважения.

• Последствия преступного деяния. Различные негативные последствия противоправного деяния, их влияние на человека, совершившего преступление, и иных лиц (его родителей, близких людей, потерпевших и их близких), его жизнь, будущее.

• Потребности и способы их удовлетворения. Потребности реальные и завышенные. Потребности аморальные. Что делать, если какую-либо потребность удовлетворить пока невозможно. Законные способы удовлетворения потребностей.

• Отдых и развлечения без опасных последствий. Хобби и увлечения как возможности содержательного проведения свободного времени. Виртуальные игры и их опасность для человека. Виртуальное и реальное общение: плюсы и минусы. Индивидуальность и мас-

совость. Избирательность в просмотре телепередач и кинофильмов. Возможные отрицательные последствия развлечений.

3. Психологический тренинг определяют как форму активного обучения, позволяющую человеку самому у себя формировать навыки и умения строить межличностные отношения, продуктивную учебную и иную деятельность, анализировать ситуации со своей точки зрения и с точки зрения другого человека, развивать в себе способности познания и понимания себя и других [1]. Целью любого тренинга выступает развитие психологических характеристик личности и группы, которые повышают эффективность решения ими жизненных задач [6]. В результате психологического тренинга участники обучаются приемам, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности, что способствует развитию регуляции поведения на более высоком уровне [4].

В процессе тренинга происходят следующие изменения:

• развиваются коммуникативные способности, гуманистическая установка в отношении других;

• возрастает социально-психологическая компетентность, умение ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей и выбирать адекватные формы общения с ними. Повышается эффективность саморегуляции в конкретных ситуациях [2];

• умение поставить себя на место другого человека;

• преодолеваются барьеры и защитные механизмы, способствующие иска-

женной интерпретации своего и чужого поведения;

• развиваются навыки социальной перцепции;

• развивается способность понимать и принимать поведение другого человека;

• повышение самооценки;

• развитие нестандартного мышления [4]

Основываясь на вышесказанном, проведение психологических тренингов в целях формирования правосознания несовершеннолетних должно предусматривать следующее:

• развитие Я-концепции индивида: когнитивного и эмоционального восприятия самого себя, своих возможностей. Это важно для того, чтобы у подростка возникло непринятие себя как субъекта противоправного поведения и желание изменить свою правовую позицию;

• формирование устойчивости против отрицательного группового влияния, умения самоопределяться в группе и противостоять ее давлению (негативному);

• развитие способности оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, прогнозировать возможные последствия того или иного поведения, а также личной ответственности за собственное поведение;

• обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, в том числе в ситуациях повышенного нервно-психического напряжения (острых конфликтных ситуациях, при переживании отрицательных эмоций и чувств и т. п.);

• формирование коммуникативной компетентности;

• обучение ассертивному поведению, как способности уверенно и с достоинс-

твом отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей;

• формирование мотивов добропорядочного поведения, моделирование законопослушного образа жизни,

• формирование мотивов отказа от употребления алкогольных и наркотических веществ.

Одним из основных тренинговых методов является игра. Игра направлена на подготовку подростка к поведению в трудных ситуациях, на повышение его устойчивости против отрицательного влияния на него различных внешних факторов. Она выступает наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в ней личность развивается свободно и гармонично. Игра позволяет выработать адекватные способы поведения. В рамках нашей работы наибольший интерес для нас представляют ролевые и операциональные игры [7; 122]. Согласно Битяновой М. Р., ролевая игра не учит, а изменяет человека, расширяет горизонты, погружая человека в иные отношения, дает опыт их создания, выбора и построения [1]. Операциональные игры направлены на инструментальные изменения, определяющие разворачивание будущих событий через взаимодействие с другими. К таким играм относят «поступочные», заключающиеся в возможности пережить будущее событие и найти путем перебора и анализа оптимальный (приемлемый) поведенческий паттерн, который позволяет справиться с ситуацией, как в условиях игры, так и в реальных жизненных условиях [7; 123]. Таким образом, проигрывание различного рода ролевых и операциональных игр позволяет добиться переноса приобретен-

ных навыков поведения в различные жизненные ситуации.

В целях формирования правосознания такие игры могут быть направлены на:

• выработку умений принимать решения и делать выбор с учетом мнений и позиций других людей;

• овладение подростками различными правомерными способами поведения в сложных жизненных обстоятельствах: ситуациях конфликта в семье, ровесниками и т. д.; защиты себя, своего достоинства; отстаивания своего мнения; противостояния внешнему давлению; удовлетворения актуальной потребности и др.;

• формирование умений прогнозировать возможное развитие ситуации, в которой приходится действовать, предвидеть последствия своих действий.

Работа по формированию правосознания и правопослушного поведения несовершеннолетних должна предусматривать включение подростков в соответствующую специально организованную деятельность, оказывающую формирующее влияние на их сознание и поведение.

Такая деятельность может осуществляться посредством организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних.

4. К одной из форм оздоровительного отдыха и досуга можно отнести военно-патриотические лагери для подростков как с правонарушающим, так и законопослушным поведением.

Организацию таких лагерей целесообразно осуществлять с привлечением сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних и других

подразделений органов внутренних дел, психологов и педагогов образовательных учреждений. Основное внимание в функционировании лагерей должно уделяться познанию подростками основ военного дела, их правовой, физической и нравственной подготовке, воспитанию чувства патриотизма. Деятельность лагеря должна быть направлена на формирование у подростков:

• знаний в области права, этики, военного дела;

• нравственных и волевых качеств: честности, дисциплинированности, порядочности, решительности, мужества, готовности придти на помощь и т. п.; воспитание моральных чувств: долга, ответственности за себя и товарища, патриотизма;

• умений утверждать себя в группе социально приемлемым способом, отстаивать свои права, не нарушая прав других, регулировать и контролировать свое эмоциональное состояние и поведение.

Такие цели достигаются посредством соответствующей организации жизнедеятельности подростков в лагере, через включение их в разнообразные виды деятельности, в которых реализуются свойственные этому возрасту стремление к риску, желание самоутвердиться, проверить свои возможности.

Список литературы:

1. Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы//Школьный психолог. 2004, № 46.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.

3. Гуманитарное просвещение осужденных: науч.-просветительские материалы для проведения занятий в исправительных учреждениях Беларуси/Департамент исполн.наказаний МВД Респ.Беларусь; под ред. А. Н. Пастушени. Мн., 2007.

4. Зайцева Т. В. Виды и цели тренинга в современной психологии//Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. СПб.; М., 2002.

5. Инструкция по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Утверждена Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь 27.10.2003 г., №242.

6. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М., 2004.

7. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: учебное пособие. СПб., 2006г.

8. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.