Владимир НОСОВ
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматриваются формы участия Вооружённых сил России в обеспечении и поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства. Обосновывается вывод о ключевой роли России в этом процессе.
The article analyses the ways of participation of the Armed Forces of Russia in providing of stability on the larger part of the post-Soviet space. The conclusion about the key role of Russia in that process is grounded.
Ключевые слова:
безопасность, военно-техническая помощь, подготовка военных кадров, охрана границ, локализация вооружённых конфликтов, миротворчество; security, military-technological aid, training of military staff, protection of boundaries, localization of military conflicts, peacemaking.
В результате дезинтеграции Советского Союза образовались новые независимые государства, стратегической целью которых стало выживание в новых условиях и национальное возрождение. Это потребовало от их политического руководства и политической элиты решения всего спектра во многом не свойственных им ранее задач по обеспечению жизнедеятельности государства, социального и экономического благосостояния народа. В первую очередь, это касалось вопросов обеспечения безопасности в связи с возросшей вероятностью возникновения вооружённых конфликтов1, которые в ситуации отсутствия открытого противостояния блоков НАТО - ОВД стали преимущественно региональными и внутригосударственными.
Дезинтеграция Советского Союза привела к разрушению единой системы военно-политической защиты как от внешних, так и внутренних угроз. А её быстротечность не позволила создать дееспособные системы национальной безопасности в новых независимых государствах. Кроме того, на их способность обеспечить собственную безопасность негативное влияние оказывали следующие факторы:
— во-первых, государственные структуры бывших советских республик в условиях жёсткого централизованного управления в Советском Союзе были практически отстранены от участия в военном планировании, создании и развитии системы военной безопасности, руководстве вооружёнными силами;
— во-вторых, в новых независимых государствах не были заложены теоретические основы военного строительства и организации обороны с учётом физико-географической специфики театров военных действий, экономического потенциала, социальных, демографических и других факторов, культурных, национальных, религиозных традиций;
— в-третьих, большинство постсоветских государств испытывало острую нехватку военных кадров, в первую очередь руководящего звена;
— в-четвёртых, войска, доставшиеся целому ряду новых государств, не представляли собой какого-либо подобия группировок со сколько-нибудь чётко оформленными органами управления, схемами мобилизационного развёртывания, эшелонированными запасами материальных средств и т.д.;
1 Маслов В.И. Региональная безопасность. История и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. — Москва—Бишкек: Илим, 2000, стр. 154.
НОСОВ
Владимир Николаевич — командир российской военной авиационной базы «Кант» в Киргизии
— в-пятых, военно-промышленная база или отсутствовала, или носила фрагментарный характер и не отвечала потребностям обороны страны. Существующие промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, являлись частью различных компонентов военно-промышленного комплекса СССР, зависели от партнёров за пределами республик и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение и военную технику они были не в состоянии.
В этих условиях возникающие между бывшими союзными республиками противоречия и претензии при отсутствии опыта межгосударственных взаимоотношений в качестве самостоятельных государств, рост конфликтного потенциала, а также значительная качественная и количественная разница военных (оборонных) потенциалов могли привести к развитию ситуации по югославскому сценарию. Поэтому для разрешения межгосударственных противоречий, локализации возможных конфликтов, создания собственных армий и укрепления обороноспособности, противодействия внешним угрозам руководству новых независимых государств необходима была политическая и военная поддержка.
Такую поддержку они получили со стороны России, что обусловлено рядом объективных причин. Россия объявила себя правопреемницей СССР и тем самым взяла на себя обязательства по оказанию помощи отпочковавшимся государствам по обеспечению мира и стабильности на постсоветском пространстве. Людская и ресурсная базы, экономический, научнотехнический, интеллектуальный и военный потенциал России объективно делают её лидером постсоветских государств.
В настоящее время можно выделить следующие направления содействия Вооружённых сил России постсоветским государствам.
Военно-техническая помощь предоставляется Россией, являющейся основным поставщиком продукции военного назначения на постсоветском пространстве, в соответствии с Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам — членам Организации договора о коллективной безопасности в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии. Протокол
был подписан 6 октября 2007 г. в Душанбе и ратифицирован Госдумой России в феврале 2009 г.
Подготовка военных кадров. На вооружении государств — членов ОДКБ в подавляющем большинстве находится оружие российского (советского) производства. Кроме того, в рамках ОДКБ созданы совместные региональные группировки войск. Для того чтобы технически правильно и эффективно использовать вооружение и технику, а также грамотно управлять группировками войск, необходима единая система подготовки кадров. С этой целью на душанбинской сессии было принято решение об организации совместного обучения военнослужащих государств — членов ОДКБ, которое осуществляется на безвозмездной основе, то есть и обучение, и содержание военнослужащих других государств осуществляется бесплатно.
Охрана границ. В связи с отсутствием возможности создать и содержать собственные пограничные войска после дезинтеграции СССР охрану внешних границ СНГ в некоторых новых независимых государствах, в частности в Киргизии и Таджикистане, осуществляли российские пограничники. Их усилиями были подготовлены условия для создания национальных пограничных служб и перехода к самостоятельной охране границ. Однако, так же как и в случае с национальными вооружёнными силами, предметом заботы России стало оказание помощи новым независимым государствам в содержании границ, оказание национальным погранслужбам военно-технической помощи, помощи в подготовке кадров и сближении национальных законодательств по вопросам границ и их охраны. С этой целью в Киргизии и Таджикистане действуют оперативные группы ФПС России
— группы российских военных советников из числа офицеров пограничных войск, оказывающих консультативную помощь.
Локализация вооружённых конфликтов и миротворчество. Россия стала единственным государством СНГ, добровольно взявшим на себя сложные миротворческие функции. Её миротворческие силы осуществляли операции по локализации так называемых «этнических» войн — длительных вооружённых столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжёлого оружия. Это приднестровский, грузино-югоосетинский и грузиноабхазский конфликты.
Первой миротворческой операцией Вооружённых сил России стала операция по локализации вооружённого конфликта в Приднестровье. Конфликт удалось приостановить, прежде всего, благодаря российскому посредничеству. Важным фактором в этом процессе стала позиция российских войск. Практически одновременно с приднестровской операцией летом 1992 г. началась миротворческая операция в Южной Осетии. За период с 1989 г. напряжённость здесь трижды (1991—1992, 2004, 2008 гг.) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями.
В сентябре 1993 г. российские войска в составе Коллективных миротворческих сил под эгидой СНГ приняли участие в миротворческой операции на территории Таджикистана. К этому времени здесь в полную силу полыхала гражданская война, называемая межтаджикским конфликтом. В целях локализации конфликта были созданы специальные коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошли 201-я мотострелковая дивизия со средствами усиления ВС РФ и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан. Постепенно из состава КМС по разным причинам вывели свои военные подразделения из Таджикистана Узбекистан и Киргизия. Основная тяжесть по обеспечению миротворческой операции легла на части и подразделения российской армии и пограничных войск. Тем самым миротворческие силы России стали основным гарантом реализации Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане.
В Абхазии воинский миротворческий контингент России находится с июня 1994 г. В середине июля 2006 г. парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. Летом — осенью 2006 г. Грузия восстановила контроль над Ко-дорским ущельем, составляющим более трети территории Абхазии. В 2008 г. руководство Грузии планировало силовым способом восстановить свою власть над Южной Осетией и Абхазией, о чём свидетельствуют документы, захваченные российскими десантниками в ходе операции по принуждению Грузии к миру. Однако решительные действия российских вооружённых сил пресекли эти агрессивные планы. В связи с угрозой возникновения нового вооружённого
конфликта Россия на основании просьб Абхазии и Южной Осетии заключила с ними договоры, в рамках которых на территориях этих республик создаются две российские военные базы численностью по 3,7 тыс. чел.
В ходе локализации перечисленных конфликтов миротворческие силы России обеспечивали не только разъединение сторон, но и стабилизацию обстановки в районах конфликтов и восстановление мирной жизни. Вероятность вооружённых конфликтов продолжает оставаться чрезвычайно высокой. В связи с этим миротворческая деятельность вооружённых сил России не ограничивается только лишь задачами локализации вооружённых конфликтов. Её главным направлением является предотвращение подобных конфликтов на постсоветском пространстве.
Присутствие российских миротворцев до сих пор обеспечивает стабильность в Приднестровье, Таджикистане. К сожалению, ситуация на Южном Кавказе остаётся более сложной. На восстановление грузинской армии Вашингтон выделил 1 млрд долл. В центральной Грузии в Сачхере модернизирована 2-я военная база по подготовке горных стрелков. Она оборудована по современным натовским стандартам. У Грузии уже имеется 1-я Сенакская база, которая является самой современной не только на всём постсоветском пространстве, но и в Восточной Ев-ропе1. Не отстают от американцев и некоторые их партнёры по блоку НАТО.
Приходится признать, что декларативные заявления о начале эры партнёрства после окончания «холодной» войны не привели к отказу от применения силы при разрешении межгосударственных противоречий. По-прежнему силовое превосходство остается решающим аргументом во взаимоотношениях между государствами. С сожалением следует констатировать, что складывающаяся система международных отношений не уменьшила объём военных угроз.
Учитывая этот факт, на территории Содружества независимых государств в рамках Организации договора о коллективной безопасности создана система коллективной безопасности2. Целями Организации
1 Шаповал И. Россия и Южная Осетия закрепили дружбу в канун новой войны // http://svpressa.ru/ issue/news.php?id=3337#
2 Борьба с международным терроризмом: сб. документов / Сост. К.А. Бекяшев, М.Р. Авясов; науч. ред. В.В. Устинов. - М. : ТК Велби, Проспект, 2005.
являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооружённых сил государств-участников и «обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства».
Так, в 1999 — 2000 гг. государствами — участниками ОДКБ (с участием Узбекистана) в результате оперативно осуществлённых мер была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооружённых группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии1. События 1999 г. стали основанием для создания Коллективных сил быстрого развёртывания (КСБР) — специальных мобильных вооружённых формирований ОДКБ, предназначенных для борьбы с международным терроризмом в центральноазиатском регионе. КСБР призваны проводить войсковые или специальные операции по конкретным проблемам военного характера, например, по уничтожению террористических групп или бандформирований. Сегодня в составе КСБР ЦАР — десять батальонов: по три от России и Таджики-
1 Бурнашев Р. О возможностях системы региональной безопасности в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ, 2001, №1, стр. 28.
стана и по два от Казахстана и Киргизии. Численность личного состава — около 4 тыс. чел.
В соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики от 22 сентября 2003 г. авиабаза «Кант» находится на территории этого государства в интересах обеспечения совместной безопасности, носит оборонительный характер и не направлена против других государств.
На внеочередном саммите ОДКБ в Москве 4 февраля 2009 г. было принято решение о создании Коллективных сил оперативного развёртывания (КСОР). В отличие от КСБР, новые коллективные силы организации будут реагировать не только на военные, но на любые кризисные явления. Они будут применяться для разрешения военных, локальных, пограничных конфликтов, при проведении спец-операций по борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, за прошедший со времени дезинтеграции СССР период российские Вооружённые силы продемонстрировали свою способность быть стратегической осью для всего постсоветского пространства и, главное, стабилизирующим фактором как в собственных границах, так и в ближнем зарубежье.