Научная статья на тему 'ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ'

ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1066
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ УЧАСТИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ / УЧАСТИЕ / MUNICIPAL LAW / LOCAL GOVERNMENT / FORMS OF PARTICIPATION / PRACTICAL APPLICATION / PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мустафина Элина Ураловна

В данной статье рассматриваются основные формы участия населения в реализации местного самоуправлении и их особенности, а также изучены основные проблемы, возникающие в процессе принятия участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Рассмотрено правовое регулирование и практика применения данных форм, проанализировано законодательство Российской Федерации в области форм участия в местном самоуправлении. Также предложены определенные пути совершенствования нормативно-правовой базы в нормативно-правовую базу Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF POPULATION PARTICIPATION IN THE IMPLEMENTATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: LEGAL REGULATION AND APPLICATION PRACTICE

This article examines the main forms of participation of the population in the implementation of local self-government and their features, and also studies the main problems arising in the process of citizens' participation in the implementation of local self-government. The article considers the legal regulation and practice of applying these forms, analyzes the legislation of the Russian Federation in the field of forms of participation in local self-government. Certain ways of improving the regulatory framework in the regulatory framework of the Russian Federation are also proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: правовое

регулирование и практика применения

Forms of population participation in the implementation of local self-government: legal

regulation and application practice

Мустафина Элина Ураловна

Студент 2 курса Институт права Башкирский государственный университет г. Уфа, ул. Достоевского, 131 E-mail: e. mustafina. 01 @mail. ru

Mustafina Elina Uralovna

Student 2 term Institute of law Bashkir State University Ufa, st. Dostoevsky, 131 E-mail: e. mustafina. 01 @mail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются основные формы участия населения в реализации местного самоуправлении и их особенности, а также изучены основные проблемы, возникающие в процессе принятия участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Рассмотрено правовое регулирование и практика применения данных форм, проанализировано законодательство Российской Федерации в области форм участия в местном самоуправлении. Также предложены определенные пути совершенствования нормативно-правовой базы в нормативно-правовую базу Российской Федерации.

Annotation.

This article examines the main forms of participation of the population in the implementation of local self-government and their features, and also studies the main problems arising in the process of citizens' participation in the implementation of local self-government. The article considers the legal regulation and practice of applying these forms, analyzes the legislation of the Russian Federation in the field of forms of participation in local self-government. Certain ways of improving the regulatory framework in the regulatory framework of the Russian Federation are also proposed.

Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, формы участия, практическое применение, участие.

Key words: municipal law, local government, forms of participation, practical application, participation.

Для того чтобы успешно развивалась система местного самоуправления необходимо активное участие населения при решении вопросов местного значения. В статье 130 Конституции Российской Федерации закреплённое, что участие населения в деятельности местного самоуправления осуществляется в различных организационных формах [1]. В Главе 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены следующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан; правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан и другие [2]. В муниципальных образованиях на принципах законности и добровольности могут использоваться и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления [3]. Мы полагаем, что в настоящее время роль участия населения в осуществлении местного самоуправления увеличилась, но граждане пользуются только определенными формами, а некоторые до сих пор не используются в силу незнания своих прав.

Важно отметить, что правовые аспекты наделяют возможностью определять гражданина в качестве субъекта регулирования, а также учесть то, что деятельность каждого гражданина играет важную правовую роль,

потому что это представляется одной из составляющих системы общественных отношений. Также существенным моментом является и то, что само активное участие населения в деятельности местного самоуправления весьма сильно повышает уровень и эффективность демократического управления.

А.Н. Кокотов под местным референдумом понимает одну из форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением, решения им вопросов местного значения посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме [4]. В современной России местный референдум не относится к числу часто встречающихся форм осуществления местного самоуправления. Так в Екатеринбурге после 12 декабря 1993 года не было проведено больше местных референдумов. Проанализировав, статьи о местном референдуме, в частности ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», можно прийти к выводу, что местный референдум не совсем эффективная форма участия, из-за своей усложненной процедуры проведения. Я предлагаю изменить и усовершенствовать систему регистрации участников местного референдума, в какой-то степени облегчить данную процедуру. И добавить пункт о возможности участия граждан в референдумах через Интернет.

Муниципальные выборы одна из форм, которая активно используется населением. Целью данной формы является избрание выборных должностных лиц. Эта форма активно используется во всех субъектах РФ. Особенностью муниципальных выборов является, что депутатом муниципального образования может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет, а также иностранные граждане могут быть избраны, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. В Федеральном законе «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [5] указываются сроки, обеспечение проведения выборов и положения о предвыборной агитации. Мы полагаем целесообразным дополнить данный закон пунктами, которые бы закрепили общий объём средств, которые используются кандидатами для проведения местной предвыборной кампании, а также положениями об усилении контроля над формированием и использованием избирательных фондов.

Согласно статье 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее ТОС) признается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. По моему мнению, ТОС очень популярны в крупных городах благодаря гражданской активности жителей таких городов, большей степенью их информированности о правах на местное самоуправление. ТОСы недостаточно представлены в небольших городах и сельских поселениях из-за недостаточности финансирования и малой осведомленности о своих правах жителей данных поселений. Стоит отметить, что население не всегда понимает, что ТОС - это форма участия, а не сам орган местного самоуправления. На мой взгляд, проблема ТОС находится в том, что нет специального закона, регламентирующего порядок его создания и функционирования.

Сход граждан проводится только в сельских поселениях по вопросам местного значения. Особая значимость института схода граждан заключается в том, что он предоставляет гражданам возможность коллективного обсуждения и разрешения вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций, а также способствует повышению инициативности населения малонаселённых муниципальных образований [6]. Проанализировав ст. 25.1 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно сказать, что там не прописана процедура проведения сходов граждан и фиксация результатов их проведения. Мы предлагаем законодательно закрепить процедуру фиксации решений сходов граждан.

Ещё одной из форм прямой демократии при осуществлении местного самоуправления является опрос граждан. Проведя анализ нормативно-правовых актов, можно заметить, что нет определения понятия опроса граждан. Опрос граждан является разновидностью консультативного референдума, потому что результаты опроса носят рекомендательный характер. Так, например, опрос проводился в г. Москве для того, чтобы узнать мнение жителей по вопросу строительства в Плотниковом переулке культурного центра «Дом Булата Окуджавы». Опрос, по сути, является эффективной формой осуществления участия населения в связи с территориальными преобразованиями. Я бы предложила, в статье об опросе граждан добавить такой пункт, в котором бы закрепились разновидности форм, в которых могли бы проводиться опросы. Например, устные обсуждения, могли бы проводиться опросы в электронном виде или в виде заполнения определенных бланков, которые заранее подготовлены.

Несмотря на то, что при проведении опроса, референдума граждане тоже голосуют, но на законодательном уровне также выделено голосование граждан по вопросам местного значения, которое включает в себя голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления и голосования по вопросам изменения границ. Для проведения голосования по отзыву нужна строгая регламентация. Обусловленность регламентации процедуры отзыва выборных лиц местного самоуправления связана с требованием обеспечения стабильности в деятельности институтов публичной власти, а также с требованием соразмерности процедур отзыва. Демократизм процедуры определяется именно сочетанием данных факторов. Процедура отзыва становится гарантией фактической безответственности выборного лица в том случае, если непрерывность осуществления функций публичной власти является единственным условием правового регулирования данной процедуры.

Относительно новой формой осуществления участия населения являются публичные слушания. Публичные слушания призваны обеспечивать более тесное общение населения муниципального образования с органами местного самоуправления о позиции жителей по важным вопросам жизни муниципальных образований [7]. Важным моментом при проведении публичных слушаний должно быть соблюдение порядка, поскольку выносимые на обсуждение вопросы бывают очень разнообразны (от генерального плана поселения до соблюдения санитарно-эпидемиологических правил [8]). Если внимательно изучить статью о публичном слушании, можно заметить, что там не хватает определённых пунктов, которые закрепляют перечень лиц, которые должны быть приглашены на публичное слушание. Также я бы предложила оформить на законодательном уровне время и дни проведения данных слушаний, например это было бы только нерабочее время или выходные дни.

В соответствии со статьей 26 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также осуществлением местного самоуправления является правотворческая инициатива. С данной активной деятельностью может выдвинуться группа граждан, которая наделена всеобщим избирательным правом. К сожалению, правотворческая инициатива имеет малое значение, поскольку редко используется на практике. Так, к примеру, во многих городах до сих пор не было внесено правотворческой инициативы, причиной является, скорее всего, что населению легче инициативу подавать путём направления в органы местного самоуправления соответствующих предложений в рамках обращений граждан. Согласно схеме осуществления правотворческой инициативы граждан, преобладающей в субъектах РФ и муниципальных образований, окончательное решение по внесенной инициативе принимают органы и должностные лица управления, а также данная схема не обеспечивает полноценную реализацию прав граждан на правотворческую инициативу, в связи с чем является малоэффективной и нуждается в модернизации. Я считаю, что было бы неплохо закрепить в российском законодательстве нормы, которые позволяли бы трансформировать процедуру

осуществления правотворческой инициативы граждан в процесс выдвижения инициативы о проведении референдума, и наоборот.

Каждый гражданин имеет право, а не принуждение, принимать участие в деятельности местного самоуправления. Крайне важным аспектом является свобода на этапе местного самоуправления, проявляющаяся в свободном определении различных вариантов решений, которые взаимосвязаны с сопутствующей ответственностью за результат их воплощения.

Основная проблема увеличения продуктивности местного самоуправления остаётся актуальной, несмотря на постоянно развитие данного института [9]. Изменения форм участия населения в решении вопросов местного значения затрагивали, в первую очередь, взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами власти и практически не затрагивали участие граждан в деятельности местного самоуправления [10]. Но ведь именно участие населения должно быть единым показателем продуктивной деятельности местного самоуправления. Так как демократическая основа управления сейчас играет важную роль в наше время. Чем больше граждане смогут проявлять свою собственную инициативу в совместной работе с органами местного самоуправления, тем больше будет степень доверия к власти в целом.

Таким образом, в данной статье мною проведен правовой анализ форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления и предложены определенные пути совершенствования нормативно-правовой базы. Важно отметить, для того, чтобы население активнее вовлекалось в решение вопросов местного значения необходимо законодательно закрепить определенные положения о публичных слушаниях, ТОСах, сходах граждан и опросах граждан. Для более точного толкования понятий, предлагаю внести законопроект в Государственную Думу РФ о внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включения в неё дефиниций, которые бы отражали сущность местного референдума, схода граждан и правотворческой инициативы как форм муниципального участия населения в сфере решения вопросов местного значения. Стоит отметить, что было бы хорошим решением изменить и усовершенствовать систему регистрации участников местного референдума. А для усовершенствования системы территориального общественного самоуправления, который бы регламентировал порядок его создания и функционирования на местах, нужно принять специализированный закон.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

3. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И.И. Овчинникова, А.Н. Писарева. - 3- е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 361с.

4. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А.Н. Кокотова. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 444 с.

5. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс.

6. Быкова А.Г. Сход граждан как институт муниципального права // Вестник Омской юридической академии, 2017. № 3. - С. 12-17.

7. Мильшин, Ю. Н. Муниципальное право России / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 404 с.

8. Полубинская С.В. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил как преступление // Правовые основы биоэкономики и биобезопасности: монография. - М.: Проспект, 2020. С. 416-423.

9. Потапова А.А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112

с.

10. Еникеев О.А. Отдельные проблемы реализации принципа взаимности в гражданском процессе России // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 2 (39). С. 221-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.