the Federal Fund for required medical insurance and the territorial Funds for required medical insurance".
2. The civil code of Russian Federation, chapter 37. In a row. Article 702. The contract
3. The Labor Code of Russian Federation, chapter 1. Basic beginnings of working legislation. Article 11. Action of working legislation and other reports, which contain the rules of working law.
4. Daily national business newspaper "Kommersant". Electronic resource: http://www.kommersant.ru
5. Underwater stones of freelance. Electronic resource: http://vladivostok.job.ru/seeker/career/blog/
6. Pluses and minuses of freelance. Electronic resource: http://homestartup.ru/pub_plus-minus freelanse.html
Т.В. Прусакова
канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры финансов, ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЖИЛЬЕМ ГРАЖДАН
Аннотация. В статье проанализированы формы участия государства в финансовом обеспечении жильем граждан. Изучение опыта финансирования строительства жилья позволило выделить направления жилищного финансирования, предполагающие централизованное использование всех форм государственной поддержки решения жилищной проблемы граждан.
Ключевые слова: государственная поддержка, жилищное строительство, источники финансирования, формы.
T.V. Prusakova, Orenburg State University
FORM OF STATE PARTICIPATION IN FINANCING HOUSING TO CITIZENS
Abstract. Article analysed form of State participation in financing housing to citizens. Study of experience in housing finance has allowed to allocate areas of housing finance, centralized management of all forms of direct public support for solving the housing problems of citizens.
Keywords: state support, housing, funding sources, form.
Реформирование системы финансирования строительства и приобретения жилья является в настоящее время одной из самых актуальных и приоритетных задач бюджетно-инвестиционной политики органов государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
За период, прошедший с начала реформирования жилищной сферы, произошли кардинальные изменения в источниках финансирования строительства и приобретения жилья. Бюджетные источники перестали играть основополагающую роль, значительное место в системе финансирования теперь отводится внебюджетным источникам, прежде всего, средствам частных инвесторов (в том числе населения), привлекаемым к строительству жилья. При этом система жилищного строительства, в первую очередь, опирается на прямые частные инвестиции, на кредитные ресурсы, такая же ситуация характерна и для вторичного рынка жилья.
На рисунке 1 наглядно представлены источники финансирования жилищного строительства.
Рисунок 1 - Источники финансирования жилищного строительства
Высокий и постоянно растущий уровень жизни населения, повышающиеся требования к качеству жизни, в том числе величине и комфортности жилища, делают жилищное строительство одной из приоритетных отраслей для различных форм финансирования и кредитной деятельности. В России жизненный уровень и качество жизни людей значительно отстают от показателей развитых стран Западной Европы, Северной Америки и др. В развитых же странах, где жилой фонд несравним с нашим по качеству и количеству, доля жилищного строительство в инвестициях, направляемых в основной капитал, на порядок выше нашей. В среднем по западным странам удельный вес жилищного строительства в общем объеме капиталовложений достигает 30-40 %, в США этот показатель составляет около 23 % [1, 2]. В абсолютном выражении инвестиции в жилищное строительство могут составлять в разных странах многие сотни миллиардов долларов.
Формы и источники финансирования жилищного строительства могут быть различными, но в западных странах они сводятся к трем основным направлениям. Во-первых, строительство жилья финансируется за счет собственных средств строительных компаний. Во-вторых, финансирование идет по каналам коммерческого кредитования строительных организаций. И, в-третьих, широко используется ипотечное кредитование частных застройщиков и покупателей готового жилья, как на первичном, так и на вторичном рынках.
В настоящее время используются различные инструменты финансирования жи -лищного рынка - инвестиционные рычаги, посредством которых субъекты спроса и предложения могут участвовать своими средствами в процессе распределения жилья с целью извлечения для себя коммерческой или социальной выгоды. Механизмы финансирования жилищного рынка - формы инвестиционного участия со стороны потребителей с целью создания (воспроизводства, реконструкции и т.д.) конечного продукта, который будет иметь определенную рыночную стоимость [3].
Таким образом, под формой финансирования жилищного строительства следует понимать совокупность организационных, функциональных, правовых и финансовых
механизмов, работающих в единой системе по выстроенной схеме взаимоотношений между субъектами жилищного рынка. Разные формы финансирования получили большее или меньшее распространение.
При выработке приоритетных направлений бюджетно-инвестиционной политики в сфере финансирования строительства и приобретения жилья органы государственной власти учитывают все многообразие и возможности существующих моделей (схем) финансирования жилищного строительства, получивших распространение за последние годы [4].
Механизм бюджетной поддержки населения в улучшении жилищных условий включает в себя несколько направлений:
- бюджетное финансирование жилищного строительства, в т.ч. обеспечение индивидуального строительства материалами;
- субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам;
- предоставление кредита по льготной процентной ставке;
- предоставление заемных средств;
- предоставление рассрочки на часть стоимости приобретаемого жилья;
- предоставление субсидий на часть стоимости приобретаемого жилья;
- предоставления кредитов на жилищные цели за счет средств бюджета;
- обеспечение жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Ситуация на рынке жилья, его строительства и приобретения в России и большинстве регионов на сегодня характеризуется следующими особенностями:
- высокая стоимость возводимого жилья;
- нестабильное финансовое положение строительных организаций;
- большой спрос на жилье в связи с низкой удовлетворенностью потребности, но ограниченная возможность приобретения жилья большинством населения из-за высокого уровня цен.
Указанные особенности определяют то обстоятельство, что обеспеченность жильем населения весьма далека от желаемой и необходимой на данный момент. При этом высокая дифференциация доходов отдельных групп населения обуславливает значительные различия в уровне их обеспеченности жильем, что порождает социальную нестабильность. Недостаток жилья по абсолютной величине и несоответствие его качественных характеристик предъявляемым требованиям отражают остроту жилищной проблемы в России.
Основные направления жилищной реформы в России во многом опираются на использование современных моделей развития жилищной сферы за рубежом. Рациональность такого подхода состоит в том, что применяются проверенные временем механизмы управления и развития, показавшие высокую результативность. Негативные же стороны этого процесса проявляются зачастую в механическом перенесении эффективных зарубежных моделей решения жилищной проблемы в совершенно иные, российские социально-экономические условия. Поэтому при использовании зарубежного опыта необходим его критический анализ и адаптация моделей управления к местным условиям.
Изучение опыта финансирования строительства жилья позволило выделить не-
сколько разрозненных моделей, которые пока не обладают унифицированными чертами. В качестве цели все они ставят увеличение объемов строительства жилья и не образуют единой национальной системы жилищного финансирования, включая систему ипотечного кредитования. Несмотря на большое количество вариаций, все формы можно структурировать в модели, согласно используемому механизму рефинансирования и источникам финансирования:
1 - долевое строительство и продажа жилья в рассрочку;
2 - предоставление предприятиями займов и ссуд на приобретение жилья своим сотрудникам;
3 - жилищные сертификаты;
4 - муниципальные жилищные облигации;
5 - региональные схемы (программы) с использованием ресурсов региональных и местных бюджетов;
6 - банковское кредитование;
7 - сберегательная схема и опыт потребительских союзов;
8 - классическая двухуровневая модель (получила развитие в Москве и Санкт-Петербурге) [5].
Рассмотренные модели финансирования жилищного строительства и приобретения жилья представляют собой практически все возможные варианты приобретения жилья в Российской Федерации. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты одни из них в самое ближайшее время прекратят свое существование, другие трансформируются или их доля будет незначительной. Лишь система ипотечного кредитования при определенных благоприятных условиях сможет несколько повысить доступность жилья.
Развитие жилищной сферы показывает, что применение моделей финансирования в отечественной практике должно быть тщательно продуманным и обоснованным. В настоящее время существует достаточно большое количество разрозненных форм финансирования. Прежде всего, следует отметить, что в каждой стране осуществляется государственная поддержка развития жилищной сферы, степень активности которой в разных странах неодинакова. Именно степень государственного участия составляет сущность отличий жилищных систем в разных странах. Таким образом, следует различать активную и пассивную государственную поддержку, различие которых заключается в методах воздействия на развитие жилищной сферы со стороны государства (рисунок 2):
Несмотря на достигнутые результаты, проблема обеспечения жильем граждан остается довольно острой. Согласно данным Росстата, потребности в жилье характеризуются следующими цифрами: свыше 70 % населения страны хотели бы улучшить свои жилищные условия; 89 % не имеют возможности самостоятельно решить свой квартирный вопрос; около 3 млн семей, большинство из которых относится к малоимущим гражданам, стоят в очередях на улучшение жилищных условий; перед 1,2 млн семей Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством имеет государственные обязательства по обеспечению жильем.
Рисунок 2 - Формы государственной поддержки приобретения жилья населением
Западные специалисты отмечают общую тенденцию для европейских стран к ослаблению государственной поддержки жилищной сферы. При этом участие органов государственной власти и органов местного самоуправления, помимо реализации собственных интересов, состоит в координации усилий по развитию рыночных моделей путем становления соответствующих правовых институтов [6].
В настоящее время расходы государства в России на предоставление субсидий для приобретения жилья явно недостаточны для удовлетворения потребностей тех категорий граждан, перед которыми имеются законодательно установленные расходные обязательства.
Основное внимание уделяется рыночным механизмам повышения доступности жилья отдельным категориям граждан. Рынок действительно надо развивать, но нельзя акцентировать все силы только на приобретении жилья в собственность, отдавая приоритет в жилищной сфере только развитию рынка, отодвигая на второй план соци-
альные обязательства государства перед большинством граждан.
Практика подтверждает то, что на данном этапе решения жилищной проблемы граждан нельзя обойтись без государственной поддержки. Для решения указанных задач необходимо увеличить бюджетное финансирование.
Перспективной формой государственного участия и поддержки финансирования жилищного строительства и приобретения жилья на предстоящий период должно стать создание организационных и правовых условий для объединения финансовых средств участников жилищного рынка:
- бюджетных ресурсов;
- средств населения, привлекаемых по накопительным системам;
- средств предприятий, направляемых на улучшение жилищных условий своих работников.
Данное объединение призвано способствовать, с одной стороны, повышению доверия потенциальных инвесторов, с другой - более эффективному и экономному использованию бюджетных и частных инвестиций в жилищное строительство, поскольку более масштабные заказы можно разместить на рынке по более низкой цене за квадратный метр строящегося жилья [7].
Такое участие государства в создании и поддержке данной комплексной схемы финансирования позволит:
- сконцентрировать финансовые потоки, направляемые в жилищное строительство;
- обеспечить прозрачность активов и подотчетность государству в расходовании целевых средств;
- исключить риски обмана граждан и потенциальных инвесторов;
- привлечь значительные средства населения;
- решить организационные и методологические проблемы [8].
Подобное жилищное финансирование предполагает централизованное использование всех форм прямой государственной поддержки решения жилищной проблемы отдельных категорий и групп граждан, в том числе:
- строительство жилья на средства, выделяемые в рамках программ за счет средств бюджетов различных уровней, с последующим предоставлением целевым группам граждан;
- бесплатное предоставление квартир на праве социального найма;
- предоставление льготных (беспроцентных) долгосрочных жилищных ссуд за счет бюджетных средств;
- компенсация разницы между льготной и рыночной процентной ставкой по кредитам, предоставляемым гражданам коммерческими банками;
- предоставление безвозмездных жилищных субсидий на строительство жилья, в том числе в форме государственных жилищных сертификатов и другие.
Таким образом, перспективным является сочетание применения бюджетных и рыночных моделей финансирования жилищного строительства, в том числе на принципах софинансирования, с целью максимально эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. С одной стороны, будет продолжено предоставление бесплатного жилья отдельным категориям населения в соответствии с действующим законодательством, с другой стороны, неизбежно создание эффективных рыночных
механизмов самообеспечения граждан жильем, поскольку в современных условиях возможности бюджетов ограничены.
Список литературы:
1. Организация жилищного финансирования в США // Строительство и реконструкция . - 1999. - № 4. - С. 7 .
2. Теперман В. Государственные инвестиции в условиях рыночных реформ в странах Латинской Америки // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4.
- С. 15-20.
3. Тургель И.Д., Придвижкин С.В. Ситстема государственного финансирования жилищного строительства: проблемы становления и перспективы развития // Финансы и кредит.- 2006. - № 18. - С. 16-26.
4. Целевые программы для реализации реформы ЖКХ // Малый бизнес в ЖКХ -портал поддержки предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве.
5. Басаргин В. Доходные дома - гражданам России // Международная информационная Группа «Интерфакс» - http://www.interfax.ru/.
6. Иваненко А.А., Васильева Н.К. Становление системы государственного финансирования жилищного строительства в России // Материалы X региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Сев-КавГТУ. - 2006. - С. 82 - 83.
7. Семина Т.А. Договор социального найма жилого помещения // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование (электронный журнал). - 2004. - № 4 (21).
8. Копейкин А. Б. Финансирование жилищного строительства / Копейкин А. Б., Рогожина Н.Н., Туманов А.А., Якубов М.О.: Фонд "Институт экономики города" ». 2007 г. - 168 с.
List of references:
1. Organization of housing finance in the United States // Construction and reconstruction. - 1999.
- № 4. - P. 7.
2. Teperman V. Public investment under market reforms in Latin America // Problems of theory and practice of management. - 2003. - № 4. - Р. 15-20.
3. Turgel' I.D., Pridvizkin S.V. Sitstema public funding of housing: problems of establishment and perspectives of development // Finance and credit.- 2006. - № 18. - Р. 16 - 26.
4. Targeted programmes for HOUSING and COMMUNAL SERVICES reform // Small business in HOUSING and COMMUNAL SERVICES - Portal for business support in the housing and communal services.
5. Basargin V. Profitable House - citizens of Russia // International information Group "Interfax" -http://www.interfax.ru/.
6. Ivanenko А.А., Vasilieva N.K. The emergence of public housing finance in Russia // Material X regional scientific and technical conference "University Science-North-Caucasian region». - 2006. - Р. 82 - 83.
7. Semins Т.А. Treaty of social rented accommodation // Real estate and investments. Legal regulation (online magazine). - 2004. -No. 4 (21).
8. Kopeikin А.В. Housing finance / Kopeikin А.В., Rogozina N.N., Tumanov A.A., Yakubov M.O.: Foundation "Institute of urban economics. 2007 - 168 p.