Научная статья на тему 'ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САКРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Г.М.

В данной статье автором представлен опыт работы Центра детско-юношеского туризма г. Нур-Султан (Республика Казахстан) по организации различных форм повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей, дано краткое описание структуры и содержания курсовой подготовки по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», программы проведения учебно-тренировочных сборов. Автор обосновывает туристско-краеведческую деятельность как уникальную модель воспитания личности и необходимость для ее реализации наличия профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметова Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Шаяхметова Г.М.

Формы совершенствования туристско-краеведческих компетенций педагогов дополнительного образования

В данной статье автором представлен опыт работы Центра детско-юношеского туризма г. Нур-Султан (Республика Казахстан) по организации различных форм повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования детей, дано краткое описание структуры и содержания курсовой подготовки по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», программы проведения учебно-тренировочных сборов. Автор обосновывает туристско-краеведческую деятельность как уникальную модель воспитания личности и необходимость для ее реализации наличия профессиональных кадров.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, сакральные объекты, организационно-педагогические условия, компетентностный подход, модульный принцип построения.

Современное дополнительное образование детей туристско-краеведческого и экологического направлений является необходимым компонентом полноценного общего образования, оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе все ступеньки формирования личности - воспитание, обучение и развитие.

Актуальность развития системы дополнительного образования обусловлена обновлением содержания образования, новыми стратегическими ориентирами и механизмами воспитания детей, которые отражены в Законе «Об образовании» [1], «Государственной программе развития образования на 2020-2025 годы» [2], Модели общенациональной идеи «Мэцгшк Ел» («Великий народ») [3], ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана [4], других нормативных документах сферы образования и науки.

Туристско-краеведческая деятельность с учащимися как уникальная модель воспитания личности и многофункциональный стратегический ресурс инновационного образования, является одним из приоритетных направлений в рамках задач, поставленных Правительством Казахстана по патриотическому воспитанию, изучению своей малой родины, сакральных объектов, развитию детско-юношеского туризма как основополагающего фактора развития внутреннего туризма и воспитания туристской культуры, активных видов туризма путем широкого, массового вовлечения подрастающего поколения.

Решение этих задач особенно актуально сегодня, когда, наряду со стремительным развитием информационных технологий, большой загруженностью учащихся, повышенным влиянием криминогенной среды, социума, всеобщей

51

перезагрузки во всех сферах жизнедеятельности на условия карантинного режима и пандемии и многих других факторов, возникает острая необходимость в организации правильного активно-познавательного отдыха, занятости детей в свободное и каникулярное время, оздоровлении, изучении своего родного края, чему способствует интеграционный подход туристско-краеведческой деятельности [6].

Центр детско-юношеского туризма и краеведения города Нур-Султан (далее - Центр), являясь единственным ресурсным центром дополнительного образования детей по реализации туристско-краеведческой и экологической деятельности с учащимися столицы, обеспечивает организационно-педагогические и медийно-информационные условия для развития массового туризма в школах в рамках национальной программы «Рухани жацгыру» («Духовное возрождение»).

Сегодня на базе Центра:

- функционируют 4 детских лагеря, 2 стационарных (один из них круглогодичный), палаточный и юрточный, что позволяет обеспечить летним отдыхом столичных школьников;

- работают 42 педагога дополнительного образования, с высшим педагогическим - 29, с высшим специальным - 9, со средним специальным - 4; имеют высшую категорию - 7, первую - 7, вторую - 4, без категории - 7, квалификации: «педагог-мастер» - 1, «педагог-эксперт» - 6, «педагог-исследователь» - 5, «педагог-модератор» - 5;

- действуют 43 кружка с охватом 1214 воспитанников;

- имеем 2 филиала в средней школе № 32 и школе-лицее № 64;

- воспитанники Центра в 2020-2021 учебном году завоевали 83 призовых места, гран-при - 2, дипломантов - 10, грамот - 25; 4 сертификата, 2 медали «Жас дарын» («Юные исследователи»); из них: международного уровня -17; республиканского уровня - 45; городского уровня - 64.

Среди комплекса задач, решение которых способствует реализации всех направлений деятельности, коллектив Центра особое значение уделяет вопросу кадрового обеспечения, подготовке и переподготовке педагогов.

В этом направлении Центр, сотрудничая с кафедрой туризма Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, проводит курсовую подготовку для педагогов и туристских организаторов школ по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» (далее - Программа).

Разработка данной Программы вызвана необходимостью создания организационно-педагогических условий для активации и модернизации туристско-краеведческой деятельности с учащимися на основе компетентностного подхо-

да [5], в реализации модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детсад - школа - дополнительное образование - вуз).

Тематика Программы способствует подготовке педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, ориентирована не на формирование абстрактного специалиста детского туризма с набором определенных профессиональных качеств, а на становление целостной личности полипрофессионала. При таком подходе профессионализм вбирает в себя систему знаний и умений, владение общими и специальными способами деятельности, способность и потребность в совершенствовании своей работы, готовность к изменениям, нестандартность мышления.

Программа представляет собой систему, в основе которой лежит модульный принцип построения, включая 4 модуля: «Нормативно-правовой», «Психолого-педагогический», «Туристско-краеведческий», «Практико-ориентированный». Программа курса рассчитана на 72 часа, из них лекций - 36 часов, практических занятий - 36 часов.

Формы проведения занятий: лекции, практикумы, семинар-практикум, слайд-презентация, круглый стол по обмену опытом работы, коучинги, мастер-классы. Формы организации деятельности педагогов: индивидуальная, групповая, коллективная. Форма зачета: тестовые задания, четырехдневный учебно-тренировочный поход (Аккольский р-н).

Категория слушателей курса: учителя различных предметов, имеющие опыт туристско-краеведческой работы со школьниками, руководители турист-ско-краеведческих кружков, педагоги организаций дополнительного образования, студенты профильных направлений. Количество: 2 группы с казахским и русским языком обучения (50 слушателей).

Оценивание знаний слушателей курсовой подготовки осуществляется по двум видам: теоретический и практический блоки.

Теоретический блок включает в себя выполнение тестовых заданий по тематике прослушанных модулей и участие в тематических мастерских.

Практический блок оценивается по выполнению основных элементов туристской техники в условиях четырехдневного учебно-тренировочного туристского похода (Аккольский р-н).

Слушатели курсов данной Программы в рамках посткурсового сопровождения принимают участие в методических семинарах, профильных мероприятиях, обобщают опыт работы на различных уровнях, являются участниками соревнований, слетов, чемпионатов различных уровней, проходят практику как члены судейских коллегий соревнований с учащимися и студентами, являются руководителями (заместителями руководителей) туристских походов с учащимися, а также повышают свое мастерство в турпоходах различных категорий

сложности, о чем ведется запись в зачетных книжках спортсменов. К посткурсовой деятельности слушателей также относится участие в научно-практических конференциях и форумах (штатный, дистанционный формат), трансляция опыта работы, публикации в различных изданиях, медиа-активность, туристские походы с учащимися, участие в программах детских оздоровительных лагерей [8].

К одной из эффективных форм повышения профессионального мастерства педагогов коллектив Центра относит учебно-тренировочные сборы (далее - УТС), которые проводятся с целью совершенствования туристско-краеведческих и экологических компетенций педагогов и позволяют реализовать следующие задачи: повышение безопасности туристских походов и путешествий с учащимися, приобретение навыков выживания в экстремальных природных условиях, совершенствование навыков краеведческой и экологической деятельности с учащимися во время походов, экскурсий, экспедиций; подготовка компетентных инструкторов, руководителей (помощников руководителей) туристских походов, экспедиций. В процесс проведения УТС предусмотрены: теоретические и практические занятия по основным этапам подготовки и проведения туристского похода с учащимися, совершение однодневного туристского похода, знакомство с технологиями и приемами вожатского мастерства, обмен опытом работы педагогов [7].

В процессе реализации практико-ориентированного модуля участники работают в группах, приобретают и совершенствуют навыки организации, подготовки и проведения туристских походов с учащимися; организации и методики проведения экскурсий, краеведческой работы в походах; природоохранной деятельности, воспитания у учащихся основ экологической культуры.

Теоретические знания, полученные умения и навыки участники УТС отрабатывают и закрепляют в процессе однодневного учебно-тренировочного похода по Акмолинской области.

УТС проводится на базе загородного туристско-оздоровительного комплекса «ARMAN», где прекрасные условия и материальная база способствуют продуктивности проведения сборов. По окончании участники получают сертификаты.

Тренинги по техническим навыкам Мастер-класс по ориентированию

Экологический десант Учебно-тренировочный поход

Опыт работы нашего Центра показывает, что определенные организационно-педагогические условия, программно-методическое сопровождение предусматривают обновление теоретических, практических знаний, расширение профессиональных навыков педагогов, оказание им методической помощи, способствуют дальнейшему совершенствованию туристско-краеведческих компетенций педагогов дополнительного образования, подготовке школьных турорганизаторов, инструкторов детско-юношеского туризма, руководителей туристских походов.

Список литературы

1. Закон РК «Об образовании» (2007 г.) с изменениями и дополнениями от 24.10.2011 г.

2. Государственная программа развития образования РК на 2020-2025 гг. Утв. Постановлением Правительства РК от 27.12.2019 за № 988.

3. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» // Общенациональная идея «Мэцгшк Ел». 2014. 17 янв.

4. Послание Главы государства Касым-Ж. Токаева народу Казахстана. Казахстан в новой реальности: время действий. 1.09. 2020 г.

5. Смирнов Д. В. Специфические педагогические компетенции педагога дополнительного образования - руководителя туристско-краеведческого похода. Переяслав-Хмельницкий : ДВНЗ, 2008. С. 110-113.

55

6. Фомин В. П. Любовь к Родине начинается с познания родного края // Косымша бшм жэне тэрбие. 2011. № 1(25).

7. Шаяхметов А. Г. Программа для педагогов дополнительного образования. Астана, 2012.

8. Шаяхметова Г. М. Программа курсовой подготовки педагогов «Инструктор детско-юношеского туризма». Нур-Султан, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.