Научная статья на тему 'Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома'

Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
968
124
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / НАВЫК / ПРИВЫЧКА / САМООБСЛУЖИВАНИЕ / ДЕТИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / CHILDREN’S HOME / SOCIAL REHABILITATION / SOCIAL AND DOMESTIC REHABILITATION / SKILL / HABIT / SELF-SERVICE / CHILDREN WITH MODERATE-TO-SEVERE MENTAL RETARDATION / THE FORMS OF SOCIAL REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зак Галина Георгиевна

Статья посвящена актуальным вопросам социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома. Обосновывается необходимость разработки и внедрения эффективных форм социально-бытовой реабилитации, позволяющих преодолеть социальную исключенность указанной категории детей.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зак Галина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMS OF SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MODERATE OR SEVERE MENTAL RETARDATION NURTURED IN ORPHANAGE

The article is devoted to topical issues of social rehabilitation of children with moderate to severe mental retardation who are brought up in a children’s home. The necessity of the development and implementation of effective forms of social and domestic rehabilitation for overcoming social exclusion of this category of children is underlined.

Текст научной работы на тему «Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома»

УДК 376.42+37.018.324 ББК Ч455+Ч424.771

ГСНТИ 14.29.21 Г. Г. Зак G. G. Zak

Код ВАК 13.00.03

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома. Обосновывается необходимость разработки и внедрения эффективных форм социально-бытовой реабилитации, позволяющих преодолеть социальную исключенность указанной категории детей.

Ключевые слова: социальная реабилитация, социально-бытовая

реабилитация, навык, привычка, самообслуживание, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, детский дом, формы социальнобытовой реабилитации.

Сведения об авторе: Зак Г алина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии Уральского государст-веннго педагогического университета,

FORMS

OF SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MODERATE OR SEVERE MENTAL RETARDATION NURTURED IN ORPHANAGE

Abstract. The article is devoted to topical issues of social rehabilitation of children with moderate to severe mental retardation who are brought up in a children’s home. The necessity of the development and implementation of effective forms of social and domestic rehabilitation for overcoming social exclusion of this category of children is underlined.

Key words: social rehabilitation, social and domestic rehabilitation, skill, habit, self-service, children with moder-ate-to-severe mental retardation, children’s home, the forms of social rehabilitation.

About the author: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Chair of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

г. Екатеринбург.

Контактная информация: 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. E-mail: galina.zak@mail.ru.

В последние годы национальным приоритетом России стало обеспечение полноценного и благополучного детства. В 2012 г. президентом Российской Федерации В. В. Путиным утверждена

© Зак Г. Г., 2013

Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года [5]. В ней указывается на необходимость уделять достаточное внимание детям-инвалидам, детям-сиро-там и детям, оставшимся без попе-

чения родителей, с целью их полноценной социализации и максимально возможной интеграции в обществе.

В свете этого, на наш взгляд, специалистам различных областей научного знания необходимо обратить пристальное внимание на категорию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома. Во-первых, это связано с тем, что данные учреждения, относящиеся к системе Министерства здравоохранения и социального развития, имеют свою специфику в организации деятельности, которая часто сводится к оказанию медицинских услуг с отодвиганием на второй план социально-педагогических услуги. Во-вторых, до настоящего времени в штате подобных учреждений недостаточно педагогов, имеющих специальное образование, что не может не сказаться на качестве социально-педагогических услуг, оказываемых воспитанникам. В-третьих, вполне понятно, что любые отклонения психофизического развития многократно усиливают негативные влияния социального сиротства. Указанные факторы часто приводят к тому, что выпускники детских домов для умственно отсталых детей выходят из их стен, не владея необходимыми для самостоятельной жизни элементарными социально-бытовыми навыками, из-за чего оказываются в уязвимом положении.

В основу данной статьи легли собственные исследования автора,

а также практические разработки, успешно апробированные и доказавшие эффективность в ряде специальных учреждений для умственно отсталых детей Пермского края (г. Пермь) и Свердловской области (г. Екатеринбург).

Рассматривая вопрос о социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталости, обратимся к определениям. Прежде всего раскроем содержание понятий «социальная реабилитация» и конкретизируем понятие «социально-бытовая реабилитация». В исследованиях отечественных ученых (П. В. Ивачев,

В. В. Коркунов, Л. М. Шипицына и др.) «социальная реабилитация» определяется как комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, а также восстановление разрушенных или утраченных ребенком-инвалидом общественных связей [4]. В процессе оказания помощи детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающимся в детском доме, считаем целесообразным делать акцент на понятии «социально-бытовая реабилитация» — комплексе мер, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживания у воспитанников на уровне их психофизических возможностей.

Кроме того, в рамках данной статьи требуется привести дефиниции терминов «навык» и «привычка». Анализ психолого-педагогиче-ской литературы показал, что до настоящего времени существует

дискуссия по вопросу определения содержания понятия «навык». Многие отечественные психологи (Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.) определяют его как автоматизированный компонент сознательной деятельности, формирующийся в процессе упражнения [3]. Как отмечается в данном определении, навык формируется путем сознательных упражнений, привычка же часто образуется без особых усилий со стороны человека. Так, соблюдение строгого распорядка дня, наблюдение за деятельностью окружающих, повторение одних и тех же действий приводит к тому, что незаметно для самого человека появляются положительные или отрицательные привычки, т. е. привычка возникает в процессе оперирования с предметами в результате расширения круга общения с людьми [Там же, с. 42].

Вместе с тем характерной особенностью освоения предметных знаний детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является дефицитарность непосредственно-эмоционального общения и мотивационного компонента предметной и предметно-игровой деятельности. У большинства детей наблюдается пониженный темп деятельности: они совершают мало предметных действий, «застревают» на первоначальном способе их выполнения, склонны к стереотипным действиям и персеверациям [1]. Более того, с раннего возраста у многих детей указанной группы диагностируются сочетанные нарушения в развитии (умственная

отсталость сопровождается сенсорными и/или двигательными нарушениями и др.), выявляются пороки пальцев рук, ног (при синдроме Дауна или Апера), что затрудняет процесс формирования навыков. Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме, необходимо не просто привлекать к выполнению различных действий, а длительное время обучать сознательным упражнениям, при этом с возрастом виды навыков должны расширяться и усложняться. В то же время, по мнению автора, первоначально у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должны быть сформированы такие виды навыков самообслуживания, как уход за руками, уход за ногтями, уход за лицом, уход за ушами, уход за волосами, уход за телом, одевание, раздевание. Отметим, что данная классификация представлена в обобщенном виде, носит рекомендательный характер, поэтому спектр навыков может быть расширен или сужен. Однако именно эти навыки имеют значение для самостоятельной жизнедеятельности ребенка, направлены на развитие различных сторон его личности и последующую полноценную социальную реабилитацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалистам детского дома для умственно отсталых детей следует обратить внимание на то, что содержание самообслуживания разрабатывается индивидуально в силу разного уровня развития и

сформированности навыков самообслуживания при одном и том же диагнозе. Например, одного ребенка необходимо научить умываться, другого — пользоваться зубной щеткой, а третьего — ориентироваться в пределах здания детского дома и находить гигиеническую комнату. Поэтому содержание навыков самообслуживания должно строиться на основе комплексного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:

1) тщательности изучения каждого воспитанника для определения оптимальной нагрузки на ребенка;

2) всесторонности изучения ребенка в различных видах деятельности для выявления его характерных особенностей;

3) дифференцированность оценки обнаруженных особенностей с учетом возраста, характера, индивидуальных различий детей;

4) динамичности изучения для выявления не только достижений, но и того, чем ребенок может овладеть с помощью педагога;

5) индивидуальности изучения для выбора средств, методов и приемов, применение которых приведет к реализации программы социально-бытовой реабилитации.

Первоначальные знания и навыки формируются у воспитанников на специально организованных индивидуальных и групповых (по 2—4 ребенка) практических занятиях, которые являются основной формой социально-бытовой реабилитации. Формирование навыков самообслуживания на таких

занятиях желательно осуществлять в 5 этапов:

• 1 этап — подготовительный (предназначен для выявления уровня сформированности навыков самообслуживания у детей);

• 2 этап — тренировочный (выполняет пропедевтическую функцию по формированию у детей готовности к овладению навыком самообслуживания в ходе специальных тренировочных упражнений с обязательной корректировкой ошибок и неточностей);

• 3 этап — формирующий (включает непосредственное формирование навыка с использованием повторений);

• 4 этап — основной (предполагает использование навыка в повседневной жизни через предметнопрактическую деятельность);

• 5 этап — заключительный (осуществляет привлечение самоконтроля и самоанализа).

Первоначальные наблюдения за организацией социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в детских домах показали, что в большинстве случаев правильные навыки самообслуживания у воспитанников не формируются или их формирование тормозится. Это происходит в том случае, когда специалисты детского дома не учитывают уровень сфор-мированности у ребенка интеллектуальных умений: ориентировки в задании, планирования своей деятельности и самоконтроля при выполнении работы, от которых во много зависит успешное формиро-

вание навыков самообслуживания. В связи с этим считаем целесообразным обратить внимание специалистов на необходимость разделения навыка на три составляющие и предлагаем следующую шкалу оценивания:

1. Ориентировка в задании:

1) воспитанник ориентируется в задании самостоятельно после показа или устной инструкции педагога — 4 балла;

2) воспитаннику нужны дополнительные средства помощи (показ или письменная инструкция) — 3 балла;

3) воспитанник нуждается в письменном плане и письменной инструкции — 2 балла;

4) воспитанник ориентируется в задании только по технологической или наглядной карте — 1 балл.

2. Планирование деятельности:

1) воспитанник планирует свою деятельность самостоятельно после показа или устной инструкции педагога — 4 балла;

2) воспитанник планирует свою деятельность в соответствии с показом или письменной инструкцией — 3 балла;

3) воспитанник нуждается в письменном плане и письменной инструкции — 2 балла;

4) воспитанник планирует свою деятельность только по технологической или наглядной карте — 1 балл.

3. Самоконтроль при выполнении работы:

1) воспитанник самостоятельно контролирует выполненную работу,

исправляет ошибки, может дать оценку своей работы — 4 балла;

2) воспитанник самостоятельно исправляет ошибки после устного разбора и показа педагогом, адекватно оценивает свою работу — 3 балла;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) воспитанник оценивает свою работу при дополнительном побуждении со стороны педагога, может исправить указанные педагогом ошибки — 2 балла;

4) воспитанник не может самостоятельно оценивать и контролировать свою работу, не видит допущенных ошибок, не может их исправить и делает это только при помощи педагога — 1 балл.

По предложенной шкале общий балл за каждый навык выставляется по сумме баллов за ориентировку в задании, планирование деятельности и самоконтроль при выполнении работы, а уровень сфор-мированности оценивается следующим образом:

1) навык сформирован — 10— 12 баллов;

2) навык формируется — 5— 9 баллов;

3) навык не сформирован (привычка) — 1—4 балла [3, с. 88—89].

Для фиксации уровней сфор-мированности навыков самообслуживания на каждого воспитанника детского дома специалистами заполняется индивидуальный лист, который позволяет систематически отслеживать динамику изменений по интересующим параметрам. Индивидуальный лист может входить в структуру индивидуальной программы социальной реабилитации

воспитанника детского дома. Отражением уровня и качества сфор-мированности навыков самообслуживания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома может считаться показатель самостоятельности в повседневной жизни. При этом не рекомендуется искусственно форсировать самостоятельность воспитанников, так как в силу психофизических особенностей все они нуждаются в помощи (обучающем воздействии) педагога, а действуя полностью самостоятельно, лишь закрепляют неверно усвоенные приемы работы. Другая крайность, которую следует также исключить, заключается в освобождении ребенка от выполнения самостоятельной деятельности по самообслуживанию, поскольку это способствует развитию иждивенчества и эгоизма.

Принимая во внимание тот факт, что социально-бытовая реабилитация рассматривается как комплексе мер, направленных на формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме, она, естественно, не может осуществляться только педа-гогами-воспитателями. Очевидно, что, с одной стороны, процесс социально-бытовой реабилитации требует профессиональной консолидации всех специалистов: педа-гога-дефектолога, специального психолога, логопеда и всех тех, кто включен в единую «реабилитационную бригаду». С другой стороны, назрела необходимость описания и

внедрения новых форм работы с обозначенной категорией детей, способствующих их социальной реабилитации, основанных на современных достижениях науки и новых педагогических технологиях. Одной из таких форм может являться проектная, которая в последнее время находит все больше сторонников среди специалистов, оказывающих помощь детям с умственной отсталостью. В отличие от тематического планирования содержания, наиболее традиционного для отечественного опыта, проект позволяет интегрировать и соединять разнообразные занятия в единый комплекс [2]. Занятия в форме проекта дают возможность участвовать в их проведении всем детям и подключать всех специалистов. В ходе таких занятий создаются пошаговые действия и элементы, которые поэтапно объединяются в промежуточный или конечный результат, а это является важным моментом в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Тематика, содержание, дополнительные формы и сроки реализации единого проекта разрабатываются коллективом специалистов, утверждаются совместно на педагогических советах или методических объединениях, что позволяет в полной мере осуществлять процесс социальнобытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома.

Таким образом, организация социально-бытовой реабилитации

детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме, требует тщательного изучения ребенка и реализации таких форм, в которых он будет наиболее успешно развиваться как целостная личность. Ориентирование в этих вопросах повышает эффективность целенаправленного процесса социальной реабилитации воспитанников детского дома.

Литература

1. Баряева, Л. Б. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 296 с.

2. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелы-

ми и множественными нарушениями развития : программно-метод. материалы / И. М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева,

С. В. Комарова и др. ; под ред.

И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2010. — 239 с.

3. Зак, Г. Г. Внеклассные формы работы как дополнительное условие повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. ... канд. пед. наук / Зак Г. Г. — Екатеринбург, 2001.

4. Зак, Г. Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. — 2012. — № 3 (27).

5. Национальная стратегия действий

в интересах детей на 2012—2017 гг. — Режим доступа: http://www.unicef.ru/

library/statemants/1071/ (дата обращения: 08.08.2013).