УДК 39(574):303.425.5
Ж. Н. Ахатова
Формы сохранения и трансляции традиционной культуры в современном Казахстане
Статья посвящена анализу процессов сохранения и трансляции традиционной культуры в современном Казахстане. Автор обращает внимание как на проблемы традиционной культуры, существующие в условиях городской цивилизации и массового общества, так и на формы существования традиционной культуры в этих условиях и возможностях сохранения и трансляции культурных традиций казахов. В статье традиционная культура представлена как один из элементов конструирования этнокультурной идентичности казахов.
Ключевые слова: традиционная культура, городская культура, формы культурной традиции, этнокультурная идентичность, культурная политика
Zhanar N. Ahatova
Forms of preservation and transmission of traditional culture in modern Kazakhstan
The article analyzes the processes of preservation and transmission of traditional culture in contemporary Kazakhstan. The author draws attention both to the traditional culture of the problems existing in the urban civilization and mass society, and the forms of existence of traditional culture in these conditions and possibilities of preservation and transmission of cultural traditions of the Kazakhs. The article presents the traditional culture as one of the elements of the construction of ethno-cultural identity of the Kazakhs.
Keywords: traditional culture, urban culture, forms of cultural traditions, ethnic identity, cultural identity, cultural politics
Третье тысячелетие ознаменовано усилением и углублением сложных и драматических процессов, затрагивающих все сферы человеческой жизнедеятельности. Этот этап современного общественного развития характеризуется процессом глобализации, оказывающим существенное влияние на развитие различных стран и государств, в том числе и на Казахстан.
Процесс глобализации вызывает озабоченность тем, что представляет опасность унификации культуры, втянутой в активные общемировые процессы, испытывающей все сложности и противоречия, связанные с ним. И сегодня, как никогда раньше, в первую очередь ставится проблема сохранения и развития самобытного культурного богатства казахского народа, испытавшего на себе семидесятилетний процесс культурной ассимиляции, сопровождаемой трехсотлетней российской царской идеологией культуры. Кроме того, стоит проблема необходимости расширения межнациональных и межкультурных контактов, углубления диалога между различными конфессиями, преодоления замкнутости культур, которые также способствуют размыванию границы самобытности и уникальности этнической культуры, если не определить ее ценностные приоритеты.
Осуществление нынешних реформ, процессы глобализации на нашей планете и дискуссии
о месте Казахстана в них выдвинули на первый план, кроме прочих, и проблемы оптимального сочетания отечественных традиций и достижений, реализованных в других обществах, сочетания традиционной отечественной культуры и ценностей модернизации. Но ускроенная модернизация чревата общественным кризисом, если она не подкреплена адекватными духовными факторами. Обмен ценностями и заимствования у других социально-культурных общностей общественно-экономических, научно-технических и культурных достижений должны осуществляться исходя из внимательного и строго дифференцированного подхода. Не вызывает сомнения приобщение к научно-техническим достижениям западных стран, совершенно другое дело - к социально-экономическим нормам, требующим адаптации к условиям данной социокультурной общности, учета самого широкого круга этнокультурных и естественных обстоятельств - исторических, демографических, географических, климатических и др.
Обращение к глубокому и всестороннему анализу истории культуры народа, сохранению и преумножению всего лучшего, созидательного и формирующего единства и целостность национальных ценностей культуры должны обеспечить сохранение уникальности и самобытности традиционной культуры казахов. Это
нацеливает на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, свободно реализующей свои творческие способности, на необходимость развития человеческого в человеке, совершенствование и развитие его нравственной культуры, его духовности. Для этого необходимо целенаправленное воспитание и последовательное формирование человеческих чувств и активизация индивидуального самосознания, создающего условия для самоопределения. Именно проблема человека в современном общественном развитии - это есть проблема его самоопределения. Понимание своей значимости может задать направленность мировоззрению личности.
Процессы маргинальности, отчуждения от своих корней являются результатом пассивной, неустойчивой жизненной позиции, когда позволительным явлением было то, что все решалось и допускалось нерефлекторное подражание, навязывались «готовые» ценностные нормы, не оставляя права выбора, права на осмысление происходящего. В связи с этим позволительно было бы сказать о проблемах неразвитости ценностного сознания, отсутствии морально-нравственных ориентаций и целенаправленных действующих норм идеологии культуры. Если и сохранились какие-то ни было формы и нормы личностных культурных проявлений, то зачастую их видимые границы размыты, что позволяет видеть лишь одну сторону медали. Автоматическое наделение определенными нравственными качествами не может дать того глубокого осмысления своего человеческого предназначения, потере человеческого в человеке, оно ведет к бездуховности, что в свою очередь, допускает двуличие в официальной обстановке и отсутствие общественного контроля.
По О. Шпенглеру, переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию. Взяв за основу имя героя произведения Гете, в соответствии с его характером, Шпенглер описывает современную западную культуру. Фауст представляется как бунтарь, восставший против установленного порядка, стремящийся к преобразованию мира, к исправлению его несовершенства, и этот образ используется как символ европейской духовной культуры. Представляемые в его работе «Закат Европы» два типа культуры: аполлоновская и фаустовская, -отличаются одна от другой тем, что последняя характеризуется бесконечной целеустремленностью, экспансивностью, нерациональным отношением к природе и собственным возвеличиванием. Этой культуре присуща сциенти-ческая направленность. Знание служит достижению практических результатов, с его помощью
можно постичь все загадки мира и установить порядок.
Рассматривая культурно-исторический процесс как чередование и параллельное существование различных культур, проходящих через общие стадии зарождения, расцвета и упадка, О. Шпенглер определяет главную свою цель -найти закон существования и развития культур, которым можно не только оценивать прошлое культуры, но и дать прогноз на будущее, сделать возможным предсказание судьбы культуры, в частности ныне существующей западной. Мнение О. Шпенглера отчасти совпадает с теми вопросами, которые будут рассмотрены в данной статье, а именно - каковы взаимоотношения между цивилизационными процессами и традиционной культурой? Как сегодня возможна традиционная культура в условиях глобализации?
Современные исследователи традиционной культуры пишут о ее ренессансе1. Действительно, период конца XX - начала XXI в. связан с ростом национального самосознания и актуализацией проблем этнической идентичности, которые проявляют большой ресурс, культурный капитал традиционной культуры в современном обществе. Еще до недавнего времени, традиционная культура в обыденном сознании понималась в достаточно упрощенном виде. Хотя на самом деле, это одна из форм существования гуманитарных знаний, передающихся из поколения в поколение. Характеристиками традиционной культуры являются: консервативность, бесписьменность, прагматичность, простота наследования опыта (делай так, как делали твой отец и дед), синкретичность.
Есть и другая точка зрения. Она связана с рассмотрением традиционной культуры как утраченного явления2. Такое ее положение связывают прежде всего с глобальными процессами. Это действительно так. Мы наблюдаем процесс маргинализации и манкуртизации казахского общества за последние десятилетия. Эти процессы являются результатом модернизации, раскрывающие важные закономерности в характере культурных изменений. Особенно это заметно, когда из села переезжают в город, в котором человеку приходится сталкиваться с проблемами индивидуализованного городского общества.
Человек, привыкший к тому, что он знаком с каждым в родном ауле, где каждый готов принять участие в его проблемах, в городских условиях встречается с ситуацией, когда не каждый сосед по подъезду знаком и желает принять участие в его жизнедеятельности. Таким образом, человек впервые в городе встречает равнодушие к своей персоне со стороны людей,
Формы сохранения и трансляции традиционной культуры в современном Казахстане
живущих казалось бы совсем рядом. Так происходит первая ощутимая тревога за себя и близких, первое ответное безразличие к окружающей действительности. Он замыкается в собственных проблемах и не торопится идти за помощью, потому что не уверен, что его могут понять и поддержать. Складывается противоречивое мировосприятие между тем, каким был окружающий мир в ауле, и тем, что существует в городской реальности. Такой человек начинает самостоятельно искать выход из сложившегося положения как умеет, на основе своего понимания и собственного опыта, но от того, каким духовным багажом он обладает, будет зависеть то, насколько он будет способен противостоять натиску из вне, и то, как он сможет отвести духовное отчуждение и сохранить свою духовно-нравственную целостность.
Во многих странах, таким образом, несмотря на громадные технические достижения современной цивилизации в области нравственной культуры она сталкивается с серьезными кризисными явлениями. Человечество испытывает и оскудение своих нравственных, духовных оснований, отражающихся и в художественной культуре, и невостребованность искусства. Особенно это заметно по отношению к фольклору, отражающему народное творчество. Сегодня урбанизированное социальное поле не в состоянии взрастить или даже сохранить имеющееся народное творчество. Традиционной культуре все труднее находить оптимальные формы своего существования в условиях городской цивилизации и формирования глобальной культуры с ее унифицированной системой ценностей. Дистанция отчуждения от социума увеличивается. Меняется уклад и как следствие - формы существования традиционной культуры. В этом кроются основные причины утраты традиционности. Поэтому культурные традиции, особенно сегодня, - это одна из форм сохранения и передачи самобытности национальной культуры. Приобщение к традиционной культуре обогащает современное общество, особенно молодежь. Она обладает интеграционным потенциалом, она коллективна и минимально эгоистична. Современному обществу она предлагает со-существование, со-деятельность, сотворчество - это другие установки, противоположные тем, которые формирует массовая и глобальная культуры.
На основе неудовлетворенности своим народным творчеством появляется интерес к чужому, необычному ранее не известному. Это было бы положительным явлением в том случае, если бы при этом не забывалось свое исконно народное, отмечались какие-то особенности.
Тогда следовало бы ожидать новых творческих всходов художественной культуры. Фольклор как народное творчество - это кладезь нравственных знаний, отношений к окружающей действительности. Именно в нем можно обнаружить отличительные особенности и богатство традиционной казахской культуры. Таким образом, в содержании произведения культуры национальное является первичным основанием, потому что в нем находят отражение конкретные проблемы, актуальные для нации, народа, и каким бы ни было сочинение, его корни питаются от этнического фольклора, этики, мировоззрения казахов.
Один из путей сохранения традиционной культуры - это, безусловно, государственная поддержка. В Казахстане сегодня существуют целевые программы по поддержке национальной культуры, а также проекты по ее развитию. Такая деятельность помогает решить одну из сложных задач - вписать, адаптировать национальную культуру в современную жизнь. Именно поэтому проекты связаны с большим количеством этнических, фольклорных и художественных фестивалей, массовых традиционных праздников. Организация и проведение таких мероприятий свидетельствуют о возможностях приобщения к народной культуре большого числа людей, с одной стороны, и о сохранении традиционной культуры - с другой.
Один из последних проектов - 550-летие образования Казахского ханства. Этот грандиозный праздник выполнил не только политическую функцию с точки зрения позиционирования единства страны в регионе, но и культурологическую функцию, которая заключалась в актуализации этнокультурной идентичности казахов. Это симптоматично, поскольку многие политические лидеры разных стран пытаются конструировать идентичность через культуру, традиции и новые культурные проекты, каким, например, стал вышеназванный юбилей в Казахстане. Это тем более важно, учитывая неоднородность культурного пространства современного Казахстана, который и до сих пор делится на Старший, Средний и Младший Жузы, что все время сохраняет опасность внутренних конфликтов. «Сам Нурсултан Назарбаев говорил о том, что у Казахстана в нынешних его границах нет долгой истории государственности. А именно эта государственность (тем более оседлая) позволяет объединять живущие на ее территории племена и роды. Казахстан этот путь до конца не прошел и мог бы его пройти в случае дальнейшего поступательного общественного развития на фоне общей стабильности. Однако проблема в том, что этой стабильности не предвидится»3.
Известно, что государство выделило огромные средства на подготовку и проведение 550-летия создания Казахского ханства. Нурсултан Назарбаев говорит, что «наша история берет начало с саков, гуннов, тюрков и продолжилась откочевкой ханов Керея и Жанибека к берегам реки Чу, где было поднято знамя Казахского ханства. <...> Мы проводим эти празднества для того, чтобы продемонстрировать древность нашей истории всему миру, рассказать об этом подрастающему поколению»4. Политика президента, в целом, направлена на позиционирование Казахстана как государства вольных людей, которые бы ценили свою и чужую свободу и культуру знали свою благородную историю.
Примечания
1 См.: Веселовская Е. В., Двуреченская А. С., Сечина И. А. Традиционная культура и фольклорное наследие народов Сибири // Вестн. КемГУКИ. 2012. № 20. С. 254-257; Герасимова К. М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии: монография. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006. 341 с.; Кашин В. В., Никишова М. Проблема
традиции как забота о будущем // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2008. № 5-1 (86). С. 4-13; Тюхтенева С. П. Основные хронологические вехи национально-культурного возрождения алтайцев // Урал-Алтай: через века в будущее: материалы всерос. науч. конф. Горно-Алтайск, 2005. С. 104-108; Юлдашева М. Р. Проблемы культурного отчуждения в современном Таджикистане // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага, 2010. № 7: Современные тенденции развития мировой социологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 5-6 нояб. 2010 г. С. 117-124.
2 См.: Мажитова А. Р. Национальная политика Республики Башкортостан как путь решения проблемы идентичности в современном обществе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 16 (197). С. 108-111; Скородумова О. Б., Ручкина Г. Ф. Модели национально-культурной идентичности в российской социально-философской мысли в постсоветский период // Науч. вестн. Моск. гос. техн. ун-та гражд. авиации. 2010. № 155. С. 68-73.
3 Мирзаян Г. Страна вольных людей. URL. http: // expert. ru (дата обращения: 12. 07. 2016).
4 Официальный сайт президента Республики Казахстан. Участие в церемонии открытия монумента «550-летие Казахского ханства». URL. http: // akorda. kz (дата обращения: 12. 07. 2016).